©"Заметки по еврейской истории"
ноябрь  2010 года

Мартин Шерман

«Вести бой на вражеской территории»

Интервью доктора Мартина Шермана израильскому журналисту Нахману Фабиану

Перевод  – Ontario14. Послесловие Эллы Грайфер

Summary:

Понимание и поддержка со стороны мирового сообщества достижимы, если они поймут, против кого мы воюем против жестокого отсталого общества, угнетающего женщин и разрешающего убийства ради защиты «чести семьи», преследующего сексуальные и политические меньшинства. Так мы сможем осмеять тех, кто стремится пустить наших врагов к окрестностям аэропорта им. Бен-Гуриона, Гуш-Дана, позволить им закрепиться в непосредственной близости от «шоссе 6» и над важнейшими водными ресурсами Страны.

Д-р Мартин Шерман исследователь вопросов безопасности и общественной дипломатии.

«Я далёк от недооценки иранской угрозы, но, по моему мнению, главной угрозой Израилю сейчас является растущая его делегитимация в мире», – считает Шерман.

По его словам, Иран – это опасность, на которую можно адекватно ответить военными средствами, в то время как делегитимация есть концепция, направленная на уничтожение другой концепции – сионизма.

Речь идет о сомнительности права Израиля на существование?

Если запустить в «Гугле» запрос: Название страны плюс «Right to exist» результатом будет: 2 цитаты о Бразилии, 6 – о Мексике, по 7 – о Швеции и Испании и не менее 1 640 000 об Израиле.

Почему Израиль сегодня проигрывает кампанию по завоеванию симпатий у международной общественности?

Ответ очень прост – Израиль проигрывает потому, что не хочет победы.

Странно...

Я думаю, что ответственные за ведение этой войны обладают мировоззрением, не позволяющим им выбрать побеждающую стратегию. Легко доказать, что Государство Израиль стремится победить, но главный показатель мотивации любой организации достичь некоей цели – это количество ассигнованных средств на эту цель. Здесь ситуация такая: если посмотреть сколько государство выделяет на пропаганду, т. е. «общественную дипломатию», становиться смешно, даже если сейчас и увеличивают немного этот бюджет.

И какой же там бюджет?

Насколько я понимаю – 10 млн. долларов, т. е. сумма, уступающая бюджету, выделенному на рекламу «фаст-фуд» в какой-нибудь среднего размера фирме. Когда Государство Израиль хочет достичь цели, которая «заранее не профинансирована» и цена которой высока, например – возведение «разделительного забора», «размежевание» Шарона и планы «размежевания» Ольмерта, – никто особо не ставит вопрос о цене. Однако, при всей ничтожности средств, выделяемых на общественную дипломатию, находятся такие, кто не уверен в ее целесообразности.

Как Вы это объясняете?

Ответ написан на страницах учебника истории Израиля. В 1977 году Ликуд пришел к власти с программой, где было четко сказано: «Единая и неделимая Эрец-Исраэль» и никаких гвоздей. Через 28 лет Ликуд оставил Сектор Газа. 20 лет ликудники были премьер-министрами. В 1977 году Синай был наш и Шарм аш-Шейх обозначался на картах генштаба армии США как один из самых жизненно необходимых пунктов для безопасности Государства Израиль. Ни у кого и в мыслях не было уступить Иорданскую долину, Голаны, разделить Иерусалим.

А сегодня?

Сегодня все это – интегральная часть политического диалога, а кое-что считается даже «неизбежным».

Это значит, что правые, постоянно побеждающие на выборах, не являются доминирующим фактором в израильской политике.

Почему?

Потому, что центр принятия решений находится за пределами политической системы, что является определенно дестабилизирующим фактором.

Ни один из политических процессов, которые осуществляли правительства Израиля, не были результатом международного давления. Ни Осло, ни уход из Ливана, ни уход из Газы. Эти инициативы приготовлены на израильской кухне. Шеф-повара и официанты, подававшие нам блюда, все были «наши люди». Более того, ООП считалась террористической организацией в США вплоть до подписания «соглашения Осло» на лужайке Белого дома.

На израильское правительство не давили и изнутри системы. Коалиция была стабильна, в случае с Осло – малочисленным недовольным в Кнессете было политически заплачено за лояльность.

Однако, все эти инициативы с треском провалились. Ситуация не улучшилась, а все ужасные сценарии, которые предрекала правая оппозиция, сбылись и сбываются один к одному на наших глазах.

Можно определить препятствия, на которые наталкиваются наши правительства из года в год?

Если для наглядности использовать футбольную терминологию, то надо искать причины болезни политической системы в топографии стадиона. Правила прекрасные, игроки замечательные, т. е. избирательная и государственная системы – хорошие. Практический опыт политиков иногда компенсирует низкий интеллектуальный уровень. Проблема – в социологической структуре израильского общества.

То есть?

Речь идет об элитах, создающих центры влияния, искажающие демократический процесс и генерирующие отрицательные политические результаты. По моему мнению, центр влияния представляет собой треугольник, состоящий из ребер, каждое из которых питает два остальных. Эти ребра: судебная система, СМИ и круги, считающие себя представителями израильской академической науки. У этого треугольника есть возможность и мотивация навязать избранникам народа свою «повестку дня», наносящую ущерб национальным интересам Израиля на долгие годы вперед.

Как все это выражается на практике?

Если мы говорим об академической науке, то упомянутые «элиты» состоят из выпускников гуманитарных, социологических и юридических факультетов.

Конечно, большая часть людей, имеющих высшее образование, в корне не согласны с «элитами». Я говорю прежде всего об инженерах, ученых в области точных и естественных наук, у которых, к сожалению, почти нет возможности ознакомить общественность со своими взглядами. А вот «инженеры» следующего поколения политиков, преподавателей, журналистов, юристов, политических консультантов, социологов, – находятся на гуманитарных, социологических и юридических факультетах. От них зависит характер политической реальности, зависит – что в этой реальности считается «хорошим тоном», модным, легитимным и нелегитимным.

И эти группы в состоянии навязать стране любую политическую повестку дня?

Сегодня тот, кто держит в руках судебную систему, может заблокировать любую политическую и идеологическую инициативу. Тот, кто держит в своих руках СМИ, может любую политическую и идеологическую инициативу запустить. Журналисты и юристы пользуются полной поддержкой со стороны профессуры, и последний пример – невозможность отключить поставку электроэнергии в Газу, где она используется для производства оружия против нас.

В чем состоит мотивация этих «элит»?

У этой компании есть личные и групповые интересы. Им важно, чтобы их идеи были приняты и одобрены коллегами за рубежом, – мнение граждан Израиля их интересует гораздо меньше. Когда судья Верховного Суда выносит некоторый вердикт по иску, имеющему политическое значение, его интересует что скажут коллеги на юридическом факультете Гарварда, а не на улицах Петах-Тиквы.

Когда исследователь-гуманитарий или социолог хочет получить финансирование из заграничных фондов, ему будет гораздо легче добиться положительного результата, прими он палестинский нарратив вместо сионистского.

Когда израильский журналист хочет, чтобы его пригласили в качестве основного выступающего на престижный международный конгресс, он высказывает опасения по поводу «страданий палестинского народа», вместо обеспокоенности безопасностью Израиля.

Элиты вмешиваются в демократический процесс, независимо от того, кто «у руля» в правительстве.

Они определяют ближайшую политическую и военную повестку дня, а народным избранникам доверяют исполнение, хотят они того или нет.

Результаты мы имеем весьма плачевные: с одной стороны расшатываются основы израильской демократии, с другой – основы безопасности Государства Израиль.

Что же будет?

Если эти процессы будут продолжаться, люди просто потеряют веру в демократию, в выборы.

Никто не ожидает от политика выполнения всего обещанного. Но у нас, в Израиле, граждане получают от избранников полную противоположность того, что было обещано до выборов. Т. е., понимаете, перед избирателем ставят некую проблему, центральный вопрос предвыборной кампании. Путем прямого тайного голосования люди соглашаются с «предложениями А» и отвергают «предложения Б», но, в итоге, претворяются в жизнь именно «предложения Б»...

Если так будет продолжаться, у общества постепенно разовьётся ощущение собственной никчемности.

Избиратели воздержатся от участия в процессе избрания. А ведь известно, что от потери обществом веры во «власть большинства» (ивр. «шильтон а-ров») до приобретения веры во «власть ружья» (ивр. «шильтон а-ровэ») дистанция весьма короткая.

По вашему мнению, как Израиль может победить в информационной войне?

Мы должны атаковать, а для этого участники процесса «общественной дипломатии» должны показывать врага таким, как он есть на самом деле. Делать это следует с целью заставить понять нашу позицию и принять те или иные наши шаги в военной сфере.

Можно подробнее?

Если показывать врага, в данном случае – враждебные арабские режимы, соблюдая нормы т. н. политкорректности, нет шансов на то, что Израиль обретет признание и понимание. Если арабов представлять как эдаких «жителей Orange county», только в куфиях, мир ни за что не поймет отношение к ним евреев. Поддержку и понимание в мире можно получить одним единственным способом – объяснять кому и чему мы противостоим: отсталое и жестокое общество, где у женщины нет никаких прав, где убийства из-за «чести семьи» не осуждаются, а сексуальные меньшинства и политическая оппозиция немилосердно преследуются.

Если человек достаточно интеллигентен и способен показать в истинном свете наших врагов, не составит никакого труда осмеять мировоззрение тех, кто жаждет подпустить арабов к окрестностям аэропорта Бен-Гурион, на высоты, с которых видны подступы к Тель-Авиву, вдоль шоссе номер 6 и на территории, под которыми находятся важные ресурсы пресной воды для государства.

Таким должно быть мировоззрение тех, кто отвечает за пропаганду.

Как надо практически задействовать пропагандистскую инфраструктуру?

Больше давить на США. Например, можно в любой момент заполнить улицы Вашингтона пятью миллионами христиан, поддерживающих Израиль. Число сторонников Израиля в США – около 80 миллионов человек, которых мы игнорируем. Я здесь уже не говорю о совершенно однозначных сторонниках Израиля – испаноязычных евангелистах.

Как противостоять влиянию элит во внутренней и внешней политике?

Мы не можем рассчитывать на то, что они поменяют свои взгляды. Эти взгляды надо сделать нерелевантными, что сократит их популярность. Для этого необходимо действовать на их поле, т. е. в кампусах. Про-сионистские взгляды должны открыто противостоять пост- и анти-сионизму, даже если последний маскируется под сионизм.

Кампания должна вестись на территории врага, при максимальном количестве зрителей. Крайне важно прилюдно уличать представителей элит в цинизме, отсутствии логики, внутренних противоречиях в их рассуждениях, интеллектуальной ограниченности.

Следует помнить о том, что уже много лет происходит с финансовыми пожертвованиями и стратегиями их распределения: левые правильно додумались до приоритетного целенаправленного финансирования организаций, распространяющих их идеи – «Шалом ахшав», «Новый израильский фонд» и «J-street», инициатива, быстро набирающая обороты в США благодаря щедрым спонсорам.

С другой стороны, пожертвования для правого лагеря в основном направляются на приобретение и строительство домов в Иудее и Самарии, на покупку автомобилей для «скорой помощи» и других спасательных служб. То есть, на благородные, но далекие от политики цели. После этого удивляться, почему левые «захватили микрофон», не приходиться.

Поэтому, я и предлагаю основать общественно-политический центр, чтобы вести войну на территории противника, т. е. существующих академических учреждений.

Чем этот центр должен отличаться от уже существующих?

Академический центр в Ариэле, Центр «Шалем», «Институт сионистской стратегии» действуют в основном вне существующих академических рамок. Поэтому, несмотря ни на что, левые их игнорируют. Почему? Потому что для народа правые ассоциируются с религиозным мировоззрением.

Я считаю, что упомянутая выше инициатива должна быть светской, сионистской, патриотической, либеральной, умеренной и не антирелигиозной. Израилю будет оказана неоценимая услуга.

Наша страна сегодня похожа на лягушку, брошенную в кастрюлю с холодной водой, но внешние факторы медленно и неуклонно воду эту подогревают, так что рано или поздно начнется кипение.

(интервью на иврите впервые опубликовано в сетевом журнале «Маръа»(«Зеркало»):

http://www.maraah-magazine.co.il/show_item.asp?itemId=27&katavaId=1804&levelId=64988&archLev=1# )

Послесловие переводчика:

Не могу не удержаться, чтобы не прокомментировать ответ на последний вопрос. Д-р Шерман был в 1989-92 гг гендиректором партии «Цомет»(«Перекресток»), основанной и возглавляемой тогда покойным Рафулем. Эта партия имела такое название из-за сочетания в ней правой и левой идеологий, в израильском контексте, естественно. «Единая и неделимая Эрец-Исраэль», активная поселенческая политика на всей ее территории сочеталась в программе партии с социалистическими идеями для экономики и резкой анти-религиозностью. На проклятых выборах в Кнессет 1992 года «Цомет» добился неожиданного успеха, благодаря двум факторам: Рафулю и антирелигиозной риторики. Наряду с успехом «Цомета», вспомним провал «Тхии», которая вместе с «Моледет» как раз и была той альтернативой, за которую агитирует Мартин Шерман.

«Тхия» и «Моледет» были светскими правыми партиями и, что примечательно, не антирелигиозными. Поэтому, у меня большие сомнения, что инициатива Шермана может иметь какой-то успех у секулярной части населения Израиля. Сейчас, через 18 лет, д-р Шерман понимает, что ставка на примитивные антихаредимные инстинкты толпы были ошибочны. После кратковременного успеха «Цомет», буквально за несколько лет превратился в посмешище и с позором и скандалом исчез с израильского политического небосвода, установив новые стандарты беспринципности и коррупции в Кнессете. Сказанное, отмечу, не относится лично к Рафулю.

Аналогичная судьба постигла позже «Шинуй» Томи Лапида, также сделавший воинственный атеизм основой партийной политики. Однако, альтернативные секулярные правые движения, с уважением относящиеся к еврейству, показали еще менее впечатляющие результаты. Правые движения без кипы на голове, по-моему, являются нонсенсом, т. к. только Тора есть обоснование права евреев на Эрец-Исраэль. Только еврейская религия может стать основой идеологии, которая проживет дольше, чем три поколения ревизионизма и четыре поколения сионистского социализма.

Правый секуляризм должен поменять что-то «в консерватории». Предложения д-ра Шермана перейти в атаку и изобличать противника верны. Но, только как тактика. Что будет, если арабы, гипотетически, станут хорошими. Вот представьте, арабы превратились в эдаких шведов или датчан и предложат Израилю настоящий мир, без кавычек, в обмен на «территории». Арабское общество стало нормальным скандинавским демократическим обществом. Какие аргументы, кроме Торы, правые смогут предъявить для отстаивания права евреев на Эрец-Исраэль?

 

Послесловие

Элла Грайфер

Скажу сразу, что с аргументами уважаемого Онтарио согласиться никак не могу: если арабы в одну ночь в норвежцев перекуются (даже сохраняя антисемитизм этих последних), с ними можно будет границу провести, не опасаясь, что самолеты в Бен-Гурионе ракетами закидают, остальное все – проблемы решаемые.

Никакого права ни на какие земли никто на нашем шарике не требовал сроду ни у кого: нет у албанцев никакой Торы с картой Косова, и ни в каком Евангелии не написано, что чехам принадлежат Судеты.

Евреи же из Торы своей вычитывают много всякого-разного. Натурейкартежники, например, исходя из той же Торы, вовсе отрицают право Израиля на существование, а такое влиятельное течение как сатмарцы к этому вопросу относится весьма равнодушно.

Но... аргументы-аргументами, а факт-то налицо: светский сионизм кончился, плавно рассосался, и в самом деле нет у нашего государства никакой идеологической опоры, кроме определенных религиозных кругов, у людей с «передовым» мировоззрением все меньше мотивации Родину защищать. В чем причина?

Сегодня тот, кто держит в руках судебную систему, может заблокировать любую политическую и идеологическую инициативу. Тот, кто держит в своих руках СМИ, может любую политическую и идеологическую инициативу запустить. Журналисты и юристы пользуются полной поддержкой со стороны профессуры, и последний пример невозможность отключить поставку электроэнергии в Газу, где она используется для производства оружия против нас.

В чем состоит мотивация этих «элит»?

У этой компании есть личные и групповые интересы. Им важно, чтобы их идеи были приняты и одобрены коллегами за рубежом, мнение граждан Израиля их интересует гораздо меньше. Когда судья Верховного Суда выносит некоторый вердикт по иску, имеющему политическое значение, его интересует что скажут коллеги на юридическом факультете Гарварда, а не на улицах Петах-Тиквы.

Когда исследователь-гуманитарий или социолог хочет получить финансирование из заграничных фондов, ему будет гораздо легче добиться положительного результата, прими он палестинский нарратив вместо сионистского.

Когда израильский журналист хочет, чтобы его пригласили в качестве основного выступающего на престижный международный конгресс, он высказывает опасения по поводу «страданий палестинского народа», вместо обеспокоенности безопасностью Израиля.

Элиты вмешиваются в демократический процесс, независимо от того, кто «у руля» в правительстве.

Они определяют ближайшую политическую и военную повестку дня, а народным избранникам доверяют исполнение, хотят они того или нет.

Результаты мы имеем весьма плачевные: с одной стороны расшатываются основы израильской демократии, с другой основы безопасности Государства Израиль.

Чистая правда, только... не вся. Ведь точно такую же ситуацию видим мы в соответствующих элитах Европы, в кампусах Америки. Когда рухнула берлинская стена, я послала друзьям в Германию вполне искреннее восторженное поздравление, и поражена была их вялым, опасливым ответом: патриотизм у них, оказывается, был не в чести. Когда лет десять назад спрашивала я друзей из Франции, что у них там с арабами за проблемы, они реагировали точь-в-точь как лесничий из кинофильма «Золушка»: вздрагивали, оглядывались и громогласно утверждали, что никаких проблем нет и не может быть. Когда в Германии в университетской аудитории по случаю годовщины открытия Америки все громко хором говорили Колумбу ай-ай-ай, никто кроме меня не посмел вслух сказать, что и инки тоже, между прочим, не добром и не лаской империю свою сколотили.

Голубой мечтой светского сионизма была своя страна, в которой мы сможем ходить с гордо поднятой головой, а если на нас нападут, защищать себя сами, не надеясь на милость великодушных покровителей – уподобиться каким-нибудь немцам, полякам, французам... А вышло все наоборот они уподобились нам: культуры своей стыдятся, немецких детей в школах некоторых районов Берлина травят, как когда-то меня травили в Москве, оружие им уже в руки брать западло, и психология – чистая самоненависть. Так что уж позвольте мне усомниться в достижимости поддержки «мирового сообщества» как могут понять и поддержать наше право на самозащиту люди, которые в таком праве отказывают самим себе?

Также как у нас, «интеллектуальная элита» навязывает эти самоубийственные, безумные взгляды обществу через СМИ, суды, искусство и университеты. Также как у нас глубоко презирают они приземленный здравый смысл «человека с улицы», который работает, платит налоги, любит свою семью и ценит свой образ жизни, свою культурную традицию. Элита-то ведь не зря интеллектуальная она делает самые правильные, самые логичные выводы из господствующей доктрины ИНДИВИДУАЛИЗМА, в которой у человека есть права, но нет обязанностей, нет разницы между правдой и ложью, а сообщество не является ценностью, за которую надлежит индивиду бороться вплоть до самопожертвования.

«Молчаливое большинство» оттого и молчит, что большинство-то оно чисто статистическое. Не организованное оно, не структурированное, каналов информации, взаимоподдержки в нем нет. Фактически мощному идеологическому давлению противостоит каждый в одиночку. Правда, в последнее время в роли «коллективного организатора» неожиданно выступил интернет и мало-помалу общество начинает сопротивляться, но пока что совершенно не очевидно, сумеет ли, успеет ли оно себя отстоять. Нынешняя идеологическая  элита СПИДом «политкорректности» заражена почти поголовно, чтоб новую сформировать – время требуется, а без элиты, без соответствующей структуры все протесты так и останутся бессильным сотрясением воздуха. Таково положение в Европе, не знаю, как в Америке, но в Израиле ситуация все же несколько иная.

Элита наша самоненавистью страдает, пожалуй, даже больше своих европейских и американских собратьев сказывается наследие вековой ассимиляции, комплекс провинциала, изо всех сил подражающего «столичным манерам», с которыми решительно несовместима устаревшая привычка защищаться от врагов, но с другой стороны реальные настроения общества куда менее подвластны ее влиянию. Противодействует ему и постоянная, ощутимая опасность, и приносимый каждой новой волной алии опыт антисемитизма в диаспоре, но раньше и прежде всего тот факт, что значительная часть населения Израиля растет и воспитывается в какой-нибудь ОБЩИНЕ, привыкая с детства гордиться своей культурой, отстаивать свою территорию и не так уж легко принимать на веру теории, предлагаемые посторонними людьми.

Некоторые из общин просто землячества, связанные со страной исхода. В тридцатых годах заметны были «еким» выходцы из Германии, с девяностых годов существует большая «русская» община, но такие, как правило, недолговечны: поколение, много два. Куда более устойчивы общины религиозные.

В Беэр-Шеве видела я короткую улочку, целиком состоящую из маленьких синагог: тунисская, индийская, хасидские разных толков... Никому, явственно, и в голову не приходило, что можно одной на всех обойтись любая община своего от чужого всегда отличит, границы свои знает и защищает их. Пусть у тех же сатмарцев о границах Израиля голова не болит, зато уж о границах своего квартала...

«Вязаные кипы» – последователи рава Кука – Эрец-Исраэль считают своей, не важно, толкование ли Торы (не общеобязательное, как указано выше) или что-нибудь другое тому причиной. Главное, что они – люди религиозные, т. е. общинные, и потому основывают поселения, охотно служат в армии, и даже если случается им жить вне Израиля, не стесняются открыто поддерживать его. Именно они имеют шанс стать той новой элитой, в которой нуждается страна, именно за это их очень не любит элита прежняя, не желающая смириться с тем, что время ее истекло. Даже если возникнет у нас светская правая партия, на лидерство она не потянет, в лучшем случае окажется младшим союзником религиозных сионистов. Не то чтобы мне так-таки нравилось все, что они делают и говорят, но... если даже такой человек как Жаботинский сказал однажды, что религиозное еврейское государство – вариант далеко не лучший, но все же лучше, чем совсем никакое... думаю, нам стоит к нему прислушаться.

Пару лет назад небезызвестный Михаэль Дорфман в ЖЖ «религиозным засильем» меня пугал: «Ах, что вы, вы их не знаете, они же вас без чулок не выпустят даже в лавочку на углу!». Мой ответ был: «Лучше в лавку в чулках, чем в босоножках в газовую камеру».


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3277




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer11/Ontario1.php - to PDF file

Комментарии:

Sidor Petro
San Francisco, CA, USA - at 2010-11-21 01:17:04 EDT
Как всегда, материал Заметок очень интересен. Хотелось бы его немного дополнить. С удовольствием приму критику, так читатели Заметок чрезвычайно квалифицированы.

С последней фразой прочитанного полностью согласен! Правда, и в случае поражения Израиля скорее всего будет строгий режим оккупантов. И Гитлер не с газовых камер начал...

Сомнительно, что только легитимность Израиля ставится под сомнение.

Об отрицании права на существование 27 стран Европы поздно говорить, так как их народы добровольно заменили свое право на суверенитет правом подчиняться всяким Советам. Жить политкорректно и без границ удобно. Заодно решаются сами собой проблемы, например немецкие беженцы спокойно заселяют родные места. И вот уже премьер Германии политкорректно говорит о трагедии 11 миллионов немецких беженцев в одном ряду с Холокостом и истреблением славян. Аналогичный договор о союзе, устраняющем суверенитет США, Канады и Мексики вроде уже принят. Мир глобализируется капиталом и тут еврейское государство на основе одной нации и одной религии является бельмом в глазу.

Что касается положения в США, то на днях нас оповестили, что американо-латинос составляют 51% школьников Калифорнии (а согласно закона американо-латинос образуют национальное меньшинство с огромными привилегиями!!!).На долю остальных национальных меньшинств приходится еще 23%. Добавьте сюда детей белых иммигрантов первого и второго поколения. Легко видеть, что в недалеком будущем – не пройдет и десятилетия – коренные американцы (не индейцы, а белые янки) составят от силы 10-15% населения Калифорнии. А ведь в Калифорнии 32 млн. человек. И это расчет по сегодняшнему состоянию дел. А за десятилетие прибудет еще десяток миллионов выходцев из Латинской Америки, Азии, Африки и мусульманских стран. Для всех этих людей существование еврейского государства Израиля как страны с однородным по национальному и религиозным признакам населением категорически неприемлемо по чисто личным интересам.

Уже сегодня коренным американцам, в основном протестантам, угрожает потеря руководящей роли из-за большого числа католиков. Поэтому протестантская элита, возможно, возлагает надежду на мусульман США. Если мусульмане за счет иммиграции и вовлечения в мусульманство миллионов атеистов и приверженцев других религий (переход в мусульманство проще простого!) сравняются по численности и влиянию с католиками, то протестантская элита, оставшись в меньшинстве, будет руководить страной как прежде, вступая в союз то с католиками, то с мусульманами. Евреи для этой роли не подходят, так как стать евреем очень сложно. Сейчас евреи США играют важную роль благодаря своим денежным пожертвованиям. Но и католики, и мусульмане обладают огромными ресурсами. А евреи, защищая Израиль как свою последнюю надежду на спасение в случае новых погромов, мешаются у остальных под ногами.

Вот почему ведут речь о праве Израиля на существование.

Поэтому руководители Израиля совершенно правильно не тратят денег на информационную борьбу. Любой антисемит осуждает и борется с соломинкой в еврейском глазу, но не замечает бревен в глазах других. А мечтать о исчезновении антисемитизма не вредно, особенно людям интеллигентным.

Как и все 30 последних веков у Израиля есть и остается Единственная Защита, которой нет дела до отрицания ООН и других международными союзами и советами легитимности Израиля.

Сидор Петров
Сан-Франциско
20 ноября 2010

арье - для Мереда
Иерушалаим"Н, - at 2010-11-15 04:18:39 EDT
"Надо отдать палестинцам то, что мы у них забрали" Что мы у них забрали? Иудею, Самарию, Газу? Так это мы забрали у Иордании, с к-й заключили мир и у нее нет притензий. Кому должна принадлежать Иудея? Отдали Газу- получили мир?..Если отдадим Иудею и Самарию, получим мир? Неужели Вы в это верите?
Ontario14
- at 2010-11-12 13:42:35 EDT
Элиэзер Рабинович
- at 2010-11-11 23:21:28 EDT
Но странно, что никто из участников дискуссии ни словом не упоминает, что причина заключается и в отсутствии израильского видения для решения конфликта.

***********
Невозможно в каждом интервью и комментариях затрагивать тему решения конфликта.
Отмечу от себя, что израильское видение решения конфликта = признание прав евреев на политическую независимость в Эрец Исраэль или на части ее территории.

...у меня в гостях был один "кипа сруга", и он говорил о необходимости ухода к границам 1967 г.
*********
Есть например совершенно светские люди, поддерживающие р. Кахане, в т.ч. требование "Ках" о "государстве галахи". МАло ли что может в жизни быть ?

Мэрэл
Иерусалим , Израиль - at 2010-11-12 07:46:23 EDT
Господин Рабинович! У клики , орудующей в качестве правителей долгие годы в Израиле, есть только одно видение.
Затягивать конфликт с арабами, подогревать его и профанировать те мирные инициативы, которые пролангируют в наше общество США и правительства европейских стран.
Вы сами пишите, что двунациональное государство для Израиля неприемлемо. И это верно. Надо палестинцам отдать то, что мы у них забрали. Покончить с враждой и заняться внутренними делами. Экономика в застое, умы в прострации , экология в катастрофе.
У Израиля нет иного ресурса, как приобщиться к европейским ценностям и цивилизации, и у Израиля может быть только один ресурс, её молодёжь, молодёжь образованная, способная быть генератором передовых идей и свершений в области техники и технологий. Сегодня, такого ресурса у Израиля нет. Лучшие, продуктивные годы своей жизни парень или девушка тратят на службу в армии. Начальное образование в израильских школах просто отвратительное, обучение в университете для многих недоступно и не только в силу малых знаний, но из-за огромной стоимости обучения. Израль не ставит своим национальным приоритетом образование и создание высокотехнологичных отраслей, котрые могли бы конкурировать на международных рынках и это печально, ведь другого не дано.

Элиэзер Рабинович
- at 2010-11-11 23:27:32 EDT
(Продолжение)

Далее, о христианских фундаменталистах как наших естественных союзниках. Я их вполне принимаю, но еврейство в целом - не принимает. Недавно журнал "Комментари" провел дискуссию по статье Нормана Подгорца о том, почему амер. евреи устойчиво голосуют за демократов. Один из участников, г-н Медведь, удивил меня сообщением, что 75% ам. евреев не были в Израиле, но их главной проблемой является недоверие к правым христианам. На мой взгляд, это трагическая ошибка.

Элиэзер Рабинович
- at 2010-11-11 23:21:28 EDT
Статья интересная, спасибо переводчику, более или менее согласен с комментарием г-жи Грайфер.

Но странно, что никто из участников дискуссии ни словом не упоминает, что причина заключается и в отсутствии израильского видения для решения конфликта. Попробуйте сегодня сказать хоть одному нееврею, даже совсем неантисемиту, что арабы не должны иметь политических прав, и он (она) только хмкнут в удивлении. На мой взгляд Израиль семимильными шагами идет к двунациональному государству, в котором через пол-поколения у арабов будет большинство. Когда я говорил это израильтянам, ответ был: "Избави Б-г", но никто не предлагал альтернативы., Вообще я нашел общество на редкость политически апатичным - разговоры о политике исчезли. Разделение на два государства стало практически невозможным из-за фактов на местности. Все мечтают о статус-кво.

В январе палестинский проф. Зари Нуссейбе дал интервью, в котором он говорил (http://lawrenceofcyberia.blogs.com/news/2010/01/sari-nusseibeh-interview-with-le-figaro.html), что Израиль должен аннексировать территоррии и сделать из арабов подданных, а не граждан, с экономическими, но не политическими правами. Совершенно ясно, что такая схема продержится только несколько лет, после чего арабы потребуют себе равноправия при полной поддержке мираового сообщества.

Я тоже инстинктивно больше доверяю "кипот сругот", хотя только вчера у меня в гостях был один "кипа сруга", и он говорил о необходимости ухода к границам 1967 г. Религиозники колеблютсяф между полным отрицанием права Израиля на существование и отказом отдать хотя бы дюйм Святой земли, с полным спектром мнений в промежутке.

Давид М.
- at 2010-11-11 22:11:19 EDT
У г-на/г-жи Онтарио трудности с пониманием прочитанного. Отсюда и ответы не впопад.
Мои комменты обращены к читателям "Заметок". О-о позволяет себе обращаться ко мне лично. Это недопустимо; для частной переписки существуют иные возможности. Никаких отношений с означенной персоной не имею и не ищу; не интересно.

Ontario14
- at 2010-11-10 11:43:19 EDT
Давид М.
Израиль. - at 2010-11-09 22:37:26 EDT
Г-н (г-жа?) Онтарио ответил на мой коммент, и это хорошо. Плохо, что не найдя нужных аргументов, он (она) уклонился от ответа по существу темы. И действительно, оставаясь на правых (лучше сказать национальных позициях) трудно отстаивать очевидно ложную концепцию религиозного постсионизма. Для начала следовало бы разобраться кто представляет Тору Израиля - религиозные сионисты, харедим, признающие гос-во де-факто, но никак не де-юре, либо вполне кошерные раввины, обнимающиеся с Ахмединиджадом. Впрочем, быть может, О-о говорит от имени ещё какой-то, уж вовсе маргинальной группы?

*****************

Г-н Давид (если Вас зовут не Давид, а Мааян, то г-жа Мааян... Шутка.)
Ответ на ваши конкретные претензии был дан тут:

Ontario14
- at 2010-11-07 15:59:27 EDT

Если есть трудности со статьями в Википедии - дайте знать.

В моем комментарии нет ни слова против религиозных сионистов и/или харедим.
В моем комментарии есть слова, указывающие на проблематичность IMHO правых секулярных групп.

Мэрэл
Иерусалим, Израиль - at 2010-11-10 04:27:39 EDT
Сам факт, что кроме многочисленных сайтов, публикующих
произраильские темы, нет ни одного сайта, задавшегося целью быть критиком израильской действительности, с её приматом государства над обществом, над умами и совестью своих граждан, сам факт, что этой критики , дискуссий и серьёзного анализа израильской действительности нет и в остальных средствах массовой информации,а присутствует только ура патриотическое , аллилуйствующее виртуальное пространство, пресса и телевидение , свидетельство того,что в Израиле нет свободы слова, а значит и демократии.

Давид М.
Израиль. - at 2010-11-09 22:37:26 EDT
Г-н (г-жа?) Онтарио ответил на мой коммент, и это хорошо. Плохо, что не найдя нужных аргументов, он (она) уклонился от ответа по существу темы. И действительно, оставаясь на правых (лучше сказать национальных позициях) трудно отстаивать очевидно ложную концепцию религиозного постсионизма. Для начала следовало бы разобраться кто представляет Тору Израиля - религиозные сионисты, харедим, признающие гос-во де-факто, но никак не де-юре, либо вполне кошерные раввины, обнимающиеся с Ахмединиджадом. Впрочем, быть может, О-о говорит от имени ещё какой-то, уж вовсе маргинальной группы?
Leib-Wolf
Brooklyn, NY, USA - at 2010-11-09 14:33:47 EDT
Я прошу прощения за смешение фрагментов, но иначе отправить их не удавалось. Первый фрагмент - это середина между вторым и третим.
Leib-Wolf
Brooklyn, NY, USA - at 2010-11-09 14:30:01 EDT
1. Бюджет на международную пропаганду. Долгие годы Израилю этот бюджет был просто не нужен: любое анти-израильское заявление, критика или сомнение в правильности политики, благополучно хоронились как фашизм и антисемитизм. Арабы не могли связать двух слов, давили на жалость, рассказывали о "беженцах" и тянули деньги. Теперь со времени войны прошло уже 65 лет, трагедия подзабылась и то, что вчера еще не хотели печатать - сегодня уже на первых страницах газет. Евреи просто забыли, что антисемитизм никуда не делся и его приверженцы, которые еще вчера боялись слово сказать, теперь задают "неудобные вопросы".
Leib-Wolf
Brooklyn, NY, USA - at 2010-11-09 14:29:10 EDT
Страное чувство остается после прочтения статьи и комментария. С одной стороны, и автор, и
комментатор явно хотят понять что пориходит, с другой - отталкиваются не от фактов, а от
своих взглядов на эти факты. Может быть иногда бывает полезно "начать сначала"?
Итак, сионисты были секулярными с момента основания, религия для них не существовала, а
существовало некое "еврейство" - идишкайт, на котором все и базировалось, что не
удивительно, если вспомнить, что большинство основателей сионизма были светскими евреями, в
Бога не верили, а Герцлю принадлежит фраза: "Я уважаю еврейскую религию, но ее место в
синагоге". Хочу также напомнить, что некоторые сионисты отвергали иудаизм и, например,
проводили, "посиделки", где ели трефное: свинину, например, или мешали мясное с молочным.
Этим они хотели показать, что религия их не связывает. Вместе с этим они проводили
религиозные церемонии: бриты, бар и бат мицвы, etc. У них не возникало и мысли о том, что
их дети могут связать свою судьбу с гоями или поменять веру.
Т.е. сионизм с самого основания позиционировался как еврейский социализм или коммунизм -
выберите себе определение по вкусу и все шло вроде неплохо: в сионизм шла молодежь, ехала в
Палестину, гибла на осушении малярийных болот, обрабатывала землю, которая принадлежала
другим евреям и фондам. Все было бы хорошо если бы не Британский мандат. Педантичные
британцы ввели систему квот и неожиданно стало видно, что евреи в Палестину не едут. Не то
чтобы совсем, но едут мало, а многие, в том числе связанные с разведкой, выбирают Палестину
просто как трамплин для прыжка на запад. Все эти Трепперы, Радо и прочие Гуревичи и Задовы,
Блюмкины и Слуцкие бывали в Палестине и многие из перечисленных там даже работали, но совсем
не для этого они туда ехали.
Итак, сионизм стал расти количественно, и вместе с ним стали появляться равины, которые его
поддерживали. В основном, это были "местные" равины, живущие и так в Палестине, такие как
рав Кук - создатель философской концепции религиозного сионизма, проживаший в Палестине с
1904 года. Справедливосто ради надо отметить, что создатель религиозного сионизма реб Цви
Калишер всю свою жизнь прожил в Польше и умер в Пруссии. Но деньги на Палестину собирать
любил. Редко какой богатый еврей сумел увернуться. Но главное не это. Вложил он собранные
деньги тоже умеючи. Он дал их своему сыну Зееву-Вольфу, который купил кусок пустыни возле
Бейт-Лехема, который остался незаселенным. У сефардов был свой равин - Иехуда Алкалай. Он
переехал в Палестину в 1874 году и через 4 года умер. Влияние всех этих ученых и каббалистов
показывает тот факт, что после создания государства Израиль в 1948 году и создания
религиозных партий, партии религиозных сионистов на первых выборах набрали 30 мест
(ОРФ+Херут), на выборах 1951 года собрали 18 мандатов (8+8+2), а в 1955 - 6.
Теперь о вязаных кипах. Когда в армии служили все, на них никто не обращал внимания.
Привлекли они внимание общества, когда выяснилось, что из религиозных вместо 400
"наимудрейших" не служит почти никто. В израильской армии на сегодняшний день создан один
батальон, в котором служат меньше 1000 человек. Т.е. на сегодняшний день они стали таким
этическим противовесом датишным - религиозные, а служат.
И теперь (наконец!!!) непосредственно об интервью.

Leib-Wolf
Brooklyn, NY, USA - at 2010-11-09 14:25:34 EDT
2. «Единая и неделимая Эрец-Исраэль». Евреи просто оказались слабаками. Да, да, слабаками. Не спешите кидать в меня гнилые помидоры. То, что было заявлено в 1977 году после побед 1967-го и 1973 годов, оказалось отвергнутым антитеррористической операцией и 1-ой ливанской войной. Войной - это громко сказано. Полномасштабно воевать Израиль не хотел, на долгое противостояние не настраивался и был к нему экономически не готов (армия резервистов хороша для 7-дневной войны), вот политики и "сдулись". Операцию "Мир Литани" проводили в 1978, 1-ю ливанскую войну начали в 1982 году, территорию до Литани контролировали до 2000-го. Потом операция закончилась, войска вывели, союзников предали и надеялись на лучшее.
Во время всей этой заварушки правительства сменялись: с 1977 по 1984 - Ликуд, с 1984 по 1988 - Маарах, 1988 - 1992 - Ликуд, 1992 - 1999 - Авода.
Параллельно легальному процессу шел нелегальный, запрещенный законом Израиля, процесс секретных переговоров с ООП. В интернете есть многочисленные свидетельства и фамилии людей, ответственных за это противозаконное мероприятие, так что не хочу их дублировать. Как результат этого процесса в 1993 году было заключено соглашение Осло, получены Нобелевские премии и преданы интересы еврейского народа. Все последующие события лишь последствия описанных фактов так что давайте разбираться.
Да, еще одно замечание. Долгие годы Израилем правили социалисты (я имею ввиду по духу, а не по названию партий), они и сформировали политическую систему Израиля эквивалентны которой нет ни в одной стране мира. Во время правления социалисты построили не только систему страны, но и разведку, армию, органы защиты государства, прокуратуру и суд. Понимая, что без правых не обойтись, они способствовали созданию псевдо-правой идеологии, которая в любой другой стране называлась бы правым центром. Огромные разрывы в политическом спектре они заполнили множеством партий. В силовых структурах они продвигали "близких по духу". Например, для того, чтобы стать боевым пилотом, надо было родится в кибуце или мошаве и это продолжалось долгие годы, частично продолжается и сейчас. Несколько лет тому назад левого следователя прокуратуры, передавшую закрытые материалы дела в прессу, отказались судить потому что она много знает и ее нельзя посадить в тюрьму. И таких примеров масса. Солдат, избивающий правых поселенцев, при разгоне демонстрации со словами: "Жиды пархатые" "не находится" и не отвечает за свои слова.
И теперь последнее. О политкорректности и том, что делать.
Общество меняется достаточно быстро в современном мире. Еще вчера об арабах во Франции говорили "либо хорошо, либо ничего", сегодня им грозит громадный штраф за "жену в мешке". Еще вчера в Германии было невозможно сказать о том, что не все культуры одинаковы, сегодня Фрау Канцелерин сказала открытым текстом, что опыт неудался. И это самые большие и мощные страны европейского содружества. Я уже не беру Голландия и Бельгию, Австрию и Норвегию, где за ультра правых голосуют даже евреи. Что же Израиль? Да ничего. Государство просто осталось во вчерашнем дне, а сегодня еще не наступило. Заявление - это первая ласточка, которая показывает, что перемены происходят и в израильском эстеблишменте.
Теперь совсем последнее. P.P.S., так сказать. По поводу послесловия Эллы Грайфер. Не знаю возникнет ли в Израиле светская правая партия, но после фактического запрета КАХ и "Кахане Хай" я уже давно ожидаю этого момента. Очень жаль, что у рава Кахане не нашлось последователя с его харизмой, но еще одно "Осло" и такой партией может стать НДИ, где религиозные мирно соседствуют со светскими, показывая пример такой кооперации.

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2010-11-08 14:37:12 EDT
Статья актуальна, комментарии, в основном, деловые. Сомнения вызывают рассуждения о ведении пропаганды. Пропаганду вести можно только с неангажированными оппонентами. Большинство стран и народов изначально настроены антиизраильски и антиеврейски. В этих условиях никакая пропаганда не будет продуктивной. А посему нет никакого смысла стараться ее проводить. Нельзя прошибить головой бетонную стену. Уважение к Израилю и евреям могут вызвать только действия Израиля, его активное сопротивление врагам. Именно и только такие действия могут вызвать уважение и международный авторитет.
Бейтари
Иерусалим, Иудея, Израиль - at 2010-11-08 11:19:30 EDT
МЭРЭЛ - это, насколько я понимаю, Маркс-Энгельс-Революция-Электрификация?
Адекватненько, батенька, адекватненько!
А вы бы прямо заявили: "СССР - оплот мира!", "Миру-мир!", "Партия - наш рулевой", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"... А то ведь нафталин, которым ваши трескучие миролюбивые камлания пересыпаны, мелкобуржуазным душком чтой-то подпахивает....
На иврите на этот счет сказано:
כשמו כן הוא
("Каково имечко, таков и он")

Ontario14
- at 2010-11-07 16:26:03 EDT
Мэрэл
Иерусалим, Израиль - at 2010-11-07 06:34:26 EDT
...свидетельствует скорей об отсутствии в Израиле независимой судебной системы и скорей служащей правящей верхушке, а не идеям мира и сотрудничества.

**********
Судебная система - на службе мира и сотрудничества...
:-))))))

Ontario14
- at 2010-11-07 15:59:27 EDT
Давид Мааян
Израиль - at 2010-11-07 12:23:12 EDT

**************
Давид, "Цомет" - не аббревиатура, насколько я понимаю. Полное название партии "Цомет - цийонут митхадешет".
В программе действительно написано про поддержку рыночной экономики, но в голосованиях в Кнессете (11-12-м)
Это никак не отражалось :-))
По-поводу отношения к религии Вы можете прочитать в Википедии, статьях "Цомет" и "Рафаэль Эйтан":

Источники:
http://www.knesset.gov.il/faction/heb/FactionPage.asp?PG=20

http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%A4%D7%90%D7%9C_%D7%90%D7%99%D7%AA%D7%9F

http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%A4%D7%9C%D7%92%D7%AA_%D7%A6%D7%95%D7%9E%D7%AA

Марк Фукс
Израиль - at 2010-11-07 13:39:07 EDT
Дорогой и уважаемый Онтарио14!
Я и не утверждал и даже и не смел подумать о том, что у Вас может быть что-либо против «кипот сругот».
Публикацию я воспринимаю как единое целое, т.е. с комментариями Вашими и госпожи Эллы.
Именно в таком виде она, на мой взгляд, представляет наибольший интерес и ценность. Не случайно редакция именно так и разместила материал.
Отсюда и моя ремарка по поводу «вязаных кип», как выражение собственного мнения созвучного мнению одного из авторов.
С уважением, М.Ф.

Давид Мааян
Израиль - at 2010-11-07 12:23:12 EDT
Интервью М.Шермана содержит глубокие и нетривиальные мысли, безусловно достойные публикации в "Заметках" и внимания читателей. Материал слишком мал по объёму и потому конспективен, не охватывает тему во всей полноте. Но и сказанного достаточно чтобы признать автора серьёзным и оригинальным исследователем.
Я не стал бы привлекать внимание читателей к моей оценки публикации, если бы не коммент. уваж. переводчика. Припомнив др-у Шерману (в то время новому репатрианту из Южн. Африки) его партийную принадлежность 20ти летней давности, он ("Онтарио") вступает в полемику не столько с автором, сколько с несуществующей партией Цомет. При этом сообщаемые им сведения, мягко выражаясь, не совсем точны. Полное название этой партии "Ционут митхадешет" - Возраждённый сионизм, а сокращённое Цомет можно перевести как перепутье, перекрёсток, что предполагает выбор пути, а никак не "сочетание в ней правой и левой идеологий" (так у О-о). Его утверждение, что в программе партии формулировались "социалистические идеи" и "резкая антирелигиозность" не основаны на фактах (см. например http://www.eleven.co.il/article/14634). Уваж. комментатору следует привести доказательства, либо... признать свою ошибку. Надеюсь, не сознательную.
Спорное утверждение, что только Тора может служить обоснованием нашего права на Страну Израиля, я опровергать не стану. Это убедительно и аргументировано сделала г-жа Грайфер, к мнению которой я присоединяюсь.

Мэрэл
Иерусалим, Израиль - at 2010-11-07 06:34:26 EDT
Не знаю в каком государстве и среди какого народа ныне проживает Шерман, но объявленный им симбиоз трёх столпов демократии (Израильские СМИ, Израильская судебная система и элита, то есть представители академической науки, является абсолютно вымышленным , самим Шерманом , искусственным союзом в области ведения пропаганды идей мира и сосуществования с арабами.
Один из самых влиятельных каналов израильского телевиления принадлежит олигархам братьям Оффер,Финансирующих избирательную компанию Ликуда, лучших друзей Либермана и Нетаниягу. Маарив принадлежит жене второго партайгеноссе в партии Ликуд, остальные СМИ также финансируются интересантами правого лагеря, который абсолютно не заинтересован в мире с соседями и палестинцами. Именно в этих мас медиа идёт постоянная пропаганда в сторону поселенчества и подстрекательство против мирных инициатив. Естественно никакая профессура , мечтающая о мире и желавшая произнести хотя бы минимум своих аргументов в пользу мирной жизни, на этих каналах не желанна и не появляется. Независимость третьей ветви власти , судебной системы, такая же ложь, как и утверждение о том, что профессура с помощью мас медиа влияет на умы израильского обывателя. Беспрецедентное проталькивание на пост юридического советника правительства самим премьером израиля и Либерманом, находящегося под следствием и до сих пор не привлечённого под массой улик, свидетельствует скорей об отсутствии в Израиле независимой судебной системы и скорей служащей правящей верхушке, а не идеям мира и сотрудничества.

Ontario14
- at 2010-11-06 21:46:51 EDT
Марк Фукс
Израиль - at 2010-11-06 04:34:30 EDT

********
У меня нет ни слова против "вязаных кип"...

Националкосмополит
Израиль - at 2010-11-06 09:02:25 EDT
«Число сторонников Израиля в США – около 80 миллионов человек, которых мы игнорируем. Я здесь уже не говорю о совершенно однозначных сторонниках Израиля – испаноязычных евангелистах.»
----------------

Пытался с ними связаться через Христианское Посольство в Иерусалиме.
Умолял их учить детей своих Святому Воскрешенному Языку Бога Своего!
Молчание было мне ответом.
Странные люди.
С одной стороны признают чудо воскрешения Израиля населенного Избранным Народом Святого Воскрешенного Языка? С другой стороны не хотят учить детей своих этому языку.
«Когда рухнула берлинская стена, я послала друзьям в Германию вполне искреннее восторженное поздравление, и поражена была их вялым, опасливым ответом: патриотизм у них, оказывается, был не в чести.»
При всех противоречиях с вами не ожидал от вас радости по поводу объединения Германии.
Я скорей готов был ожидать от вас радость по поводу ее уничтожения.

-------------
«В Беэр-Шеве видела я короткую улочку, целиком состоящую из маленьких синагог: тунисская, индийская, хасидские разных толков... Никому, явственно, и в голову не приходило, что можно одной на всех обойтись – любая община своего от чужого всегда отличит, границы свои знает и защищает их.»
------------------

Израиль – страна, где живут «евреи всех национальностей мира»
Евреи каждой национальносчти имеют свои общины и синагоги, причем разных религиозных направлений.
И вот что бы все эти «цветы израильтян воскрешенных» не стали воевать друг Израиль должен иметь еще более опасных врагов, чем мы сами друг другу.
Г-дь дал Израилю этих врагов, что бы сохранить огромную дельту наших индивидуальностей.
Так выпьем же за то, что бы все смертельные конфликты наши оставались в поле все более искустной их имитации и еще больше усиливались там, как великое шоу для всего человечества, но не переходили в реальное кровавое столкновение и уничтожение человечества так и не познавшего Святой Воскрешенный Язык.

-----------
«Лучше в лавку в чулках, чем в босоножках в газовую камеру».
------------

Лучше не выбирать из двух зол меньшее, а выбрать мой конкретный и реальный проект «НОВАЯ СУББОТА» и развязать Ближневосточный Узел и Узел начинающейся Всемирной Депрессии.

М. ТАРТАКОВСКИЙ.
- at 2010-11-06 05:53:24 EDT
Крайне опасная ДЕМАГОГИЯ.
"...Кто виноват? = Жиды виноваты!"
По сути, то же, - только с обратным знаком.

Марк Фукс
Израиль - at 2010-11-06 04:34:30 EDT
Онтарио14 спасибо за то, что обратил наше внимание на статью Мартина Шермана и за перевод ее.
Что касается его комментариев и выводов, то здесь мое понимание вопроса скорее совпадает с взглядами, доводами и подходами Эллы.
Во всяком случае, «вязаные кипы» внушают мне гораздо большее доверие и вызывают большую симпатию, чем все остальные. Это если коротко и по существу.
М.Ф.

Борис Э. Альтшулер
Берлин, - at 2010-11-05 15:12:24 EDT
Прекрасная аргументированная статья, очень хорошие комментарии Ontario14 и Эллы, хотя я не разделяю мнение последней о грядущем, обязательно религиозном руководителе Израиля.

Очень хотелось бы, чтобы указанная статья стала катализатором большой дискуссии на Портале Берковича. Можно быть агностиком и в то же самое время глубоко уважать и интересоваться традицией и историей народа и страны Израиля.