В подпольных кругах имя
пастора Пёльхау переходило из уст в уста, а сам
священник в буквальном смысле слова ходил по лезвию
ножа. Разве мог сам Гарольд и его супруга знать, кто
из людей к ним приходящих, мог оказаться агентом
гестапо?
Кто же такой Йосеф? И
неизменный баловень судьбы, и мишень ее отравленных
стрел, ненавидимый братьями, оторванный с юности от
семьи, брошенный дважды в яму, которая должна была
стать его могилой.
Вера говорит не только о Боге
и его заповедях, но и об общине верующих, о путях ее
жизни и о её судьбе. Хотя эсхатология обращена в
неопределенное будущее, вера говорит и об
эмпирически наблюдаемых фактах жизни общины в каждый
данный момент времени, иначе община не могла бы
продолжать свое существование.
Когда Любавичский ребе покинул
наш мир, в Израиле была атмосфера всеобщей потери,
ощущение того, что ушло из нашей жизни что-то
большое, частица света, который долгое время был так
естественен, что казалось, ему не будет конца.
Авраам Ибн
Эзра был учёный-энциклопедист: языковед, математик,
астроном. И во всех этих областях он оставил свои
сочинения. Много занимался астрологией и неизменно
верил, что судьба человека зависит от движения
звёзд. Про него говорили, что он всегда ходил с
астролябией – прибором для наблюдения за звёздами.
Идея об использовании рабского
труда талантливых и трудолюбивых людей возродилась
на новом уровне летом 1938 года, когда в НКВД СССР
сменилось начальство: вместо тупого исполнителя воли
Сталина – «железного карлика» Н.И. Ежова фактическим
распорядителем стал его первый заместитель – не
менее жестокий, но на порядок более умный и
инициативный Л.П. Берия.
О таких как Исаак в нашем
небольшом городе Симферополе знали практически все
(пусть и не на уровне знакомства). Это знание в
далеком детстве (делюсь собственным опытом)
черпалось в коммунальных условиях советского быта из
родительских «секретных» разговоров, перешептываний
воспитательниц детсадов, да и практически всех
взрослых женщин.
Залман Любкин твердо решил во
что бы то ни стало уехать из Израиля. Где-то он
прослышал, что в какой-то иерусалимской церкви
вербуют на работу в Канаду, но ставят одно условие –
креститься. Залман был готов на все.
В полемике Кушнер неизменно
корректен и предельно доказателен. Он борется с
лживыми и злобными идеями, а не с их носителями.
В.Г. Короленко – страстный полемист – придерживался
правила: никогда не писать об оппонентах того, чего
не смог бы сказать им в глаза. Борис, похоже,
придерживается такого же правила.
Циля Глезер болела долго и тяжело, но всё-таки, с
Божьей помощью, а возможно благодаря молитвам ребе
Залмана, выздоровела. Рыжий Фроим после всего
случившегося уже не мог жить в местечке, как прежде.
Люди не хотели иметь с ним дело, не было заказов на
шорные изделия.
Человеку, живущему в нынешнем,
считающем себя цивилизованным мире, покажется всё
это приукрашенной выдумкой, несусветным бредом,
неумной торговлей чувствами... Да, да! Не верь,
читатель! Так проще жить и простить былое! Не верь,
пока с тобой не случится то же!
Существо, которое наши роботы
тут же поймали в энергополе, оказалось без твердого
панциря, в одежде из ткани, и очень волосатое.
Крохотная круглая шапочка держалась на его темени
вопреки всем законам гравитации. Двигалось оно
быстро, порывами.
Одна ее нога была в толстом,
как в валенок, лубке. Как потом оказалось, сломала
ногу в танцклассе, танцуя в паре со своим Лёвкой
пасадобль. Они регулярно посещают танцкласс,
упражняясь в латиноамериканских танцах. Такого рода
досуг свидетельствовал об укоренённости в
американскую жизнь.
Не в субботе как таковой, конечно, дело, а в том,
что экономическое выживание оказалось несовместимым
со стереотипом поведения, сплачивавшим до той поры
общину. И она стала распадаться. Можно ли было это
предотвратить?
Подобно тому, как многие советские евреи, используя
понятие «советские люди», оправдывали потерю своего
национального самосознания, происходившую под
давлением власти, значительная часть американских и
западноевропейских евреев, опираясь на понятие
«религиозной общины», оправдывают свою очень
активную и, как правило, добровольную ассимиляцию.
Когда началась война между Англией и Германией,
главные сионистские лидеры, включая Бен-Гуриона и
Жаботинского, заявили о приостановлении
антибританской борьбы. Однако Авраам (Яир) Штерн со
своей группой откололся от партии Жаботинского и
продолжал поддерживать Гитлера вплоть до того
момента, как Штерн был убит в перестрелке с
английскими войсками в 1942 г.
Бесспорно, что
степень религиозности абсолютного большинства членов
сегодняшних общин разительно отличается от взглядов
большинства погибших и изгнанных немецких евреев. Об
этом, как минимум, свидетельствует заполнение
синагог.
Для нас, клиентов Йоси, выходцев из Европы, он,
родившийся в Израиле, человек восточный. Его дед
родился в Иране, потом бежал в Ирак, там женился.
Так что мать из Ирака, ну, а отец из Марокко. Жена
Йоси тоже родилась в Израиле. Но ее отец родом из
Сирии, а родители матери – из Туниса и Триполи.
Гитлер, придя к власти, утверждал: «Антисемитская
пропаганда во всех странах является необходимым
условием для проведения нашей политической кампании.
Вы увидите, как мало времени нам потребуется для
того, чтобы перевернуть представления и критерии
всего мира только и просто с помощью нападок на
еврейство. Вне всякого сомнения, это самое сильное
оружие в моем пропагандистском арсенале».