©"Заметки по еврейской истории"
Январь 2009 года

Леонид Смиловицкий


 

Две рецензии

       Содержание

 

 

Джойнт на русском «поле»: дела и лица


Вклад Американского Еврейского Объединенного Распределительного Комитета (Джойнт) в советской и постсоветской еврейской истории трудно переоценить. Однако, несмотря на масштабы проделанной работы, об этом до сих пор мало известно широкому кругу читателей, и особенно на «русской» улице. Поэтому идея выпуска издания, приуроченного к двум знаменательным датам – 90-летию основания Джойнта и 15-летию возобновления его деятельности на территории бывшего Советского Союза, витала воздухе.

Альбом документов и фотографий, рассказывающих об основных вехах истории Джойнта, как международной благотворительной организации, обладает качествами исторического исследования. Собранные документы представляют собой самостоятельную коллекцию, систематизированную и снабженную справочным материалом. Успеху издания во многом способствовал удачный параллельный перевод текстов и аннотации документов с языка оригинала. Благодаря этому, фотокопии свидетельств, поданных на историческом фоне, стали выглядеть еще более убедительно.

Подобная форма оказалась оптимальным решением, чтобы дать прикоснуться как можно большему числу людей к наследию Джойнта за почти сто лет его существования. В роли авторов-составителей выступили доктор Михаил Бейзер[1] и Михаил Мицель.[2] Решить такую задачу можно было только коллективными усилиями. В сборе фотографий и документов, подготовке, редактировании, переводе на английский язык, оформлении и издании альбома приняли участие многие люди.[3]

Структура книги* состоит из пяти глав, отразивших основные вехи в истории этой международной некоммерческой организации: «Война, 1914-1920 гг.», «В Советской России, 1920-1924 гг.», «Агро-Джойнт, 1924-1938 гг.», «Помощь Джойнта в отсутствие Джойнта, 1939-1988 гг.» и «Возвращение Джойнта, 1989 г.» Авторы для достижения поставленной цели отдали преимущество принципу наглядности. Редкие и очень выразительные фотографии не оставляют равнодушными даже искушенного читателя. Альбом решает одновременно две задачи – дань уважения и памяти сотрудникам Джойнта, работавшим часто с риском для жизни, в условиях далеких от принятых норм цивилизованного мира, и демонстрация достигнутых результатов благотворительной деятельности.

Из большого количества персонажей, выполнявших миссию Джойнта в России-СССР, приводятся яркие биографии Фрэнка Розенблата во время его миссии в поддержку евреев Сибири, Урала и Дальнего Востока (1919 г.), главы «Зарубежного подразделения» Джойнта Бориса Богина, Гарри Фишера и Макса Пайна,[4] Джозефа Розена[5] и некоторых других. Рассказано о первых потерях Джойнта – Бернарде Канторе и Исраэле Фридландере.[6]

Сразу после окончания гражданской войны в России внимание Джойнта занимала неотложная помощь, борьба с голодом, организация детских домов и приютов для сирот, забота о пожилых, немощных, инвалидах и беспомощных людях, охрана здоровья. Средства, собранные и перечисленные Джойнтом на продукты питания, одежду, предметы первой необходимости, учебники, оборудование – в критический момент спасли от голодной смерти и поддержали десятки тысяч евреев и неевреев.[7] Гуманитарные, образовательные, профессиональные, культурные программы были лишены политического содержания. Однако люди, получившую эту помощь, сами делали выводы о демократических ценностях свободного мира, что очень беспокоило большевиков.

Особое место в Альбоме занимает рассказ о деятельности Агро-Джойнта. Работа велась не только на территории бывшей черты оседлости Украины и Белоруссии, но и среди грузинских, горских и бухарских евреев. Результаты сельскохозяйственной колонизации оказались впечатляющими. В Крыму для еврейских переселенцев выделялись заброшенные земли в безводной части полуострова. Благодаря передовым методам ведения хозяйства и западной технике в эти земли быстро удалось вдохнуть жизнь. Налаживалось искусственное орошение, в поселки проводилось электричество и радио. Впервые в степной зоне внедрялось виноградарство, еврейская молодежь села на трактора. Всего с помощью Джойнта, на земле было устроено более ста тысяч советских евреев. Дальнейшему успеху помешала коллективизация и интернационализация колхозов. В результате молодежь потянулась на учебу в города и стройки первых пятилеток.

Поскольку большая часть советских евреев оставалась городской, Джойнт уделял много внимания восстановлению экономической жизни местечек и городов. Судо-сберегательные кассы, производственные кооперативы, поддержка всех видов обучения, где еврейская молодежь могла получить образование и производственную специальность, находились в центре его внимания. Тысячи молодых людей из деклассированных и непролетарских семей, чьи родители были объявлены лишенными «лишенцами» получили надежду найти место в жизни.

Одним из самых интересных в книге Бейзера и Мицеля является рассказ о несанкционированной помощи Джойнта – негласной поддержке еврейской культуры, религиозно-общинной жизни и даже сионистов. Девизом этой деятельности стали слова из Пиркей Авот: «Без муки нет Торы. Без Торы нет муки». Фотодокументы из архивов рассказывают о работе, которую Джойнт никогда не афишировал и даже скрывал. Оснований к этому было больше, чем достаточно, т. к. могло послужить поводом для обвинений о вмешательстве во внутренние дела СССР. Джойнт не занимался политикой, его сотрудники избегали давать оценку действиям советской власти, хотя на их глазах разворачивалась борьба с оппозицией в ВКП(б), разгром сионистов, Бунда и уничтожение евсекции. Несмотря на это, «охота на ведьм» не прошла стороной. Самуил Любарский, заместитель председателя Агро-Джойнта, первый раз был арестован в 1930 г. по «делу агрономов», а второй раз – в 1938 г. в момент изгнания Джойнта из СССР по обвинению в шпионаже в пользу Германии и США. Авторы публикуют копию приговора Военной Коллегии Верховного Суда СССР, осудившего Любарского 1 сентября 1938 г. к расстрелу.

С началом Второй мировой войны Джойнт пытался спасти евреев Европы от смертельной опасности. Нельзя без волнения знакомиться с документами об отправке еврейских беженцев из стран Балтии в 1941 г. Выезд в Палестину стоил 100 долл., а в Японию – 200. Преимущество было отдано слушателям иешив и членам молодежных сионистских организаций, оплату расходов взял на себя Джойнт. В конце войны его сотрудники пересылали значительные средства через «Красный Крест», которые должны были распределяться на территориях со значительным еврейским населением. На деле это происходило далеко не всегда. В Альбоме мы находим свидетельства Еврейского Антифашистского Комитета в СССР о расхищении этой помощи, которая не попадала даже к евреям-партизанам Белоруссии и Украины.

В 1953 г. советский режим цинично использовал Джойнт, как американское вмешательство, прикрытие террористических организаций и шпионской деятельности в СССР. Имя этой организации было увязано с «заговором врачей-отравителей» и стало предметом ненависти широких слоев населения. В Альбоме приведены карикатуры советских художников на «наемных агентов» Джойнта и полный текст Сообщения ТАСС от 13 января 1953 г. «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей». Это совершило переворот в сознании обывателей и поставило советских евреев на грань массовых погромов.

В 1960-1980 годы связь Джойнта с советским еврейством не прекращалась, несмотря на категорические запреты, исходившие от КПСС. «Связь с заграницей», даже через благотворительные и гуманитарные каналы воспринималась режимом, как нелояльность «лиц еврейской национальности» и потенциальная готовность к измене социалистическому Отечеству.

Заключительный раздел книги рассказывает о возвращении Джойнта, помощи больным и старикам, распределение лекарств, организации работы волонтеров, восстановлении уцелевших синагог, возобновлении еврейского образования, возрождении общинной жизни, поддержке академических программ по иудаике, увековечению памяти Холокоста и погромов, восстановлению еврейских кладбищ и мест массовых захоронений. В случае стихийных бедствий, таких как: землетрясение в Армении, Грузии или наводнение в Закарпатье – пострадавшим оказывалась неотложная гуманитарная помощь без различия вероисповедания и национальности.

Полиграфическое исполнение книги соответствует значимости темы. Качество фотографий поражает. Мы видим выразительные портреты и групповые снимки людей, которые с помощью Джойнта, несмотря на отчаянное положение, сохранили человеческое достоинство. Невозможно пройти мимо деталей, которые красноречиво говорят за себя. Лозунги на старых снимках: «Кукуруза – залог урожая!» (до эпохи Н.С. Хрущева), «Свинью – в еврейские колхозы!», «Сталин – наше знамя!» рядом с портретом Шолом-Алейхема, могли шокировать, но были лишены отрицательного смысла.

Большинство из почти 200 фотодокументов были реставрированы. Каждый хорошо читается и несет самостоятельную смысловую нагрузку. Самые старые фотографии отбирались одна из двадцати, а новые (послевоенные) – одна из пятисот. Очень ответственной стала их атрибуция. Еврейские фотографии было очень трудно найти, поскольку подобных категорий в каталогах архивов и музеев СССР/СНГ не было, и нет. Авторы рассматривали детали, портреты и плакаты на стенах помещений, подписи на идиш, чтобы понять, что и кто сфотографирован, когда и где.

Многие фотографии отбраковал дизайнер из-за малого размера, низкого качества или плохой сохранности. В конце концов, при помощи современных технических средств, маленькие, часто крошечные любительские снимки превратились в полноценные свидетельства приемлемого формата. Это позволит широкой аудитории получить представление об ушедшей эпохе советского эксперимента, а исследователям – включить их как полноценный исторический источник.

Знакомство с Альбом убедительно раскрывает многогранную благотворительную деятельность, затронувшую десятки тысяч людей в Советской России, СССР и СНГ. Международное еврейство руками Джойнта все годы пыталось уберечь своих «русских» братьев от ассимиляции. Результаты этих усилий стали очевидны после 1991 г. с началом массовой репатриации в Израиль. Роль и масштабы деятельности Джойнта еще предстоит осмыслить. В этом отношении труд Михаэля Бейзера и Михаила Мицеля – важный и удачный опыт, который требует своего продолжения.

Реконструкция синагог СНГ – дань прошлому или долг перед будущим?

Появление книги** д-ра Михаэля Бейзера можно считать закономерным. Идея ее написания была очевидна и «висела в воздухе», но именно автору принадлежит заслуга воплощения в жизнь этого замысла.

Синагоги всегда служили не только религиозным, но и социальным институтом в еврейской истории, а судьба зданий синагог отражала политику властей по отношению к евреям. В советский период большинство синагог было закрыто. Их помещения или сносили, или использовали не по назначению и не ремонтировали, в результате чего они ветшали и разрушались. Разгром синагог, начатый большевиками, довершили нацисты. Трагедия Холокоста не только унесла с собой миллионы жизней, но и стерла следы материального присутствия евреев.

Послевоенный период в жизни советского и постсоветского еврейства оказался наименее документированным, что вполне объяснимо. В эти годы процесс национальной ассимиляции приобрел особую силу. Закрытость советского общества делала беззащитными немногочисленных вернувшихся из эвакуации группы верующих, пытавшихся отвоевать у властей право зарегистрировать общину и открыть синагоги.

В конце 1980-х гг., пространство Советского Союза, на котором возобновил деятельность the Joint Distribution Committee (JDC), представляло собой духовную пустыню, почти лишенную следов еврейской истории. С распадом СССР в его бывших республиках власти возвратили часть уцелевших синагог возрождавшимся еврейским общинам. Однако о полноценной реституции в условиях массовой эмиграции, демографического кризиса и разрыва преемственности поколений не могло быть и речи.

Тем не менее, по истечению десяти лет в странах СНГ, Средней Азии, Закавказья и Молдовы были отстроены и возвращены к жизни десятки синагог. Сейчас там функционируют общины верующих, которые изучают Тору, работают благотворительные организации и еврейские школы, отмечаются национальные праздники, проводится значительная работа по укреплению национального самосознания. Все это вызывает удивление у одних людей, и законную гордость – а у других.

Книга д-ра Бейзера – дает представление о том, с каким потенциалом российское еврейство подошло к 1917 г., и при каких обстоятельствах он был утрачен. Трудно правильно определить жанр книги. С одной стороны, это не научная монография в строгом смысле слова, а с другой – не популярное издание или фотоальбом с комментариями о прошлом и настоящем синагог СНГ. Скорее, это удачное комбинирование трех перечисленных подходов, что делает настоящее издание особенно привлекательным и познавательным.

Книга Legacy: The CIS Synagogues, Past and Present состоит из двух глав, введения и заключения, примечаний, библиографии и приложения документов. В первой главе «Синагоги в прошлом» охвачен период от начала XX века до распада Советского Союза в 1991 г. Вторая глава «Возвращение синагог» посвящена проблеме реституции синагогальных зданий, их реконструкции и возврату к нормальной деятельности. Автор вводит читателя в круг проблем, связанных с этим процессом и останавливается на роли Джойнта. В двух приложениях можно познакомиться с разнообразными документами о практических шагах этой большой работы, списками возвращенным еврейским общинам синагогальных зданий и действующих синагог СНГ.

Особое внимание привлекает композиция книги. Она составлена таким образом, что позволяет знакомство самой широкой аудитории читателей. Параллельный текст на русском и английском языках поясняет иллюстрации, которые нет необходимости дублировать для каждого перевода в отдельности. Неизгладимое впечатление производит зрительный ряд, которому отведено центральное место в книге. Он выстроен таким образом, что даже непосвященный читатель быстро понимает, о чем хотел сказать автор. В подаче иллюстраций Михаил Бейзер использовал метод сравнительного анализа – что было и что стало с синагогой до и после советской власти, кому это было выгодно?

Большинство фотографий были заимствованы из the archives of the JDC and the YIVO Institute for Jewish Research in New York, the Jewish National and University Library in Jerusalem, the Center for Jewish Art of the Hebrew University of Jerusalem, the St. Petersburg Judaic Center, the Central State Historical Archive of St. Petersburg. Были использованы также фотографии Russian Jewish Congress, the Federation of Jewish Communities of Russia and personal collection of the author и публикуется впервые.

Михаэль Бейзер использовал обширный материал в виде архивных документов, периодической печати, ходатайств общин по их регистрации, законодательных актов, постановлений органов власти, проектов реконструкции и ремонта, карт и планов, а также солидный фотоархив, позволяющий визуально проследить этапы реконструкции синагог. Автор сознательно не углубляется в историю и особенности религиозной еврейской жизни в Советском Союзе, руководствуясь тем, что его тема – это здания синагог. В то же время, объясняя судьбу синагог, он бегло описал отношение советской власти к религии и дал оценку политике властей по отношению к религии вообще и иудаизму в частности.

Успеху книги, несомненно, способствовала и личность автора.[8] Михаил Бейзер использовал собственный опыт и наблюдения, накопленные в ходе многочисленных поездок по общинам СНГ, встречи и беседы с верующими-старожилами, руководителями общин и миньянов, бывшими советскими отказниками. Большинство средств, использованных на возрождение синагог, было получено в результате пожертвований, сделанных предпринимателями на территории бывшего СССР. Еврейские коммерсанты и банкиры убеждаются в том, что участие в благотворительности, как и в восстановлении синагог, содействует продвижению их собственных деловых интересов.

Накануне распада Советского Союза на всю страну действовало всего около пятидесяти синагог, а сегодня – около ста молитвенных зданий, возвращенных религиозным еврейским общинам в процессе реституции, купленных или построенных заново. В их числе крупнейшие синагоги Одессы, Киева, Харькова, Днепропетровска, Кировограда, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, многие из которых к настоящему времени уже отремонтированы и восстановлены.

Можно ли надеяться, что правительства бывших советских республик выплатят еврейским организациям компенсацию за утраченное имущество? Вряд ли, пока власти согласны возвращать общинам не более одного здания на город, за исключением крупных еврейских центров (Москва, Санкт-Петербург, Киев, Харьков, Минск и некоторые др.). Многие синагоги расположены там, где уже нет евреев и некому их возвращать. Большинству синагог более ста лет, они находятся в аварийном состоянии, и реституция их не целесообразна.

Что вообще ожидает возвращенные синагогальные здания завтра? Какую роль будут играть отстроенные синагоги СНГ? Станут ли они, прежде всего, местом молитвы (бейт-тфила), изучения священных книг и Торы (бейт-мидраш) или местом собраний (бейт-кнессет) – куда евреи приходят почувствовать себя частью общины? По мнению автора, это зависит, насколько укрепится еврейская жизнь в бывших советских республиках. Постсоветское еврейство переживает глубокий демографический кризис, но в то же время его экономическое положение, в целом, лучше, чем у титульной нации. Многие открывают преимущества своего еврейства, и это укрепляет их национальное самосознание.

Вернуть к жизни в полном объеме былое наследие российского еврейства уже не удастся. Однако познакомить современное поколение евреев с духовной традицией предков, дать оценку прошлому и вывести современников в странах Исхода на исходные рубежи духовной жизни – наша обязанность. Книга д-ра Бейзера, как нельзя лучше подтверждает это.

 

 

 

Примечания

*Review on: Michael Beizer, Mikhail Mitsel, The American Brother. The “Joint” in Russia, the USSR and CIS, Joint, Jerusalem 2004 - 208 p.

**Review on: Michael Beizer. Our Legacy: The CIS Synagogues, Past and Present. Gesharim, Jerusalem-Moscow, 2002. - 175 p. 


[1] Michael Beizer (1950) is a native of Saint Petersburg, a Jewish cultural movement activist since 1980s; after repatriation to Israel (1987) he prepared Ph. D. thesis on the history of the Soviet Jewry, worked in the Center for Research and Documentation of East European Jews at the Jewish University in Jerusalem, and edited the magazine Jews of East Europe. He is also the author of Jews in Petersburg (1989) and Jews of Leningrad, 1917-1939: National Life and Socialization (Moscow-Jerusalem 1999), Our Legacy: The CIS Synagogues, Past and Present. Gesharim, (Jerusalem-Moscow 2002). He is currently an employee of the JDC in Jerusalem and a lecturer on the history of the Russian Jews in the Jewish University of Jerusalem.

[2] Mikhail Mitsel (1953), born near Vladivostok, Russia, grew up in Lvov (Ukraine), in the 1990s he was a researcher of the Institute for Jewish Studies in Kiev, moved to the USA (1998), and now worked as archivist at the JDC Archives in New York. Mitsel is an author of many publications, including Jews of Ukraine in 1943-1953: A Documented Study (Kiev 2004), and Jewish Religious Communities in Ukraine: Kiev, Lvov: 1945-1981 (Kiev 1998).

[3] Активное участие приняли: директор программ Джойнта в СНГ Ашер Острин, руководители Нью-Йоркского и Иерусалимского архивов Джойнта Шерри Хайман и Сара Кадош, много сделали Лара Трояновская (Нью-Йорк), сотрудник Центрального Сионистского архива в Иерусалие Реувен Кофлер, региональные директоры и представители Джойнта - Иорам Аберджель, Джонатан Порат, Шмуэль Кеслер, Иосеф Шустер, Менахем Лепкивкер, историки профессор Мордехай Альтшулер, д-р Джонатан Декель-Хэн, искусствовед Гиллель Казовский, Ирина Антропова (Москва) и Ольга Стешенко (Киев), художник Михаил Якилевич, литературный редактор Елена Аксельрод и др. Перевод на английский язык выполнил д-р Исраэль Элиот Коэн.

[4] В июне 1920 г. судья из Чикаго Г. Фишер и профсоюзный лидер М. Пайн от имени Джойнта подписали соглашение в Москве об образовании Еврейского общественного комитета помощи пострадавшим от погромов, который раздавал американскую помощь.

[5] Джозеф Розен – президент Агро-Джойнта, постоянно проживавший в СССР.

[6] Профессор Еврейской теологической семинарии из Нью-Йорка И. Фридландер и реформистский раввин Б.Кантор, распределявшие помощь Джойнта среди общин евреев Украины, 5 июля 1920 г. были приняты кавалеристами Первой Конной армии за польских офицеров и расстреляны.

[7] По договору с АРА половина посылок направлялась неевреям. К 1 июля 1922 г. в Белоруссии на Украине было получено более 90 тыс. посылок, которыми питались целые семьи. 

[8] Михаил Бейзер – уроженец Санкт-Петербурга, выпускник физико-математического факультета Ленинградского Политехнического института, активист культурного еврейского движения с 1980-х гг. После репатриации в Израиль (1987), защитил докторскую диссертацию по истории советского еврейства, работал в Центре по исследованию и документоведению восточноевропейского еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме, редактировал журнал Jews of East Europe; автор книг «Евреи в Петербурге» (1989), «Евреи Ленинграда, 1917-1939: национальная жизнь и советизация» (1999); сотрудник Джойнта в Иерусалиме, читает лекции по истории Российских евреев в Еврейском университет Иерусалима.

 

 
К началу страницы E iaeaaeaie? iiia?a

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2690




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer2/Smilovicky1.php - to PDF file

Комментарии: