©"Заметки по еврейской истории"
ноябрь 2009 года


Ярослав Ратушный

Содомский грех Розанова

Глава из книги об антисемитизме

Василий Розанов интересен, поскольку талантлив. Человечество породило вереницу талантливых людей, чьи интеллектуальные и моральные способности неизменно блокировались мыслями о еврействе. Например, замечательный ученый Лосев не смел из-за недостатка знаний оценить творчество Филона, но судил о каббале по словам случайного человека. А Розанов талантлив именно как откровенный антисемит: «Странное племя, смерти которого все хотят, и которое не хочет, явно не может умереть[1]».

Самобытный философ не признавал авторитетов, и даже Бог интересовал Розанова только если Бог интересовался Розановым: «Мой Бог – особенный. Это только мой Бог; и еще ничей. Если еще чей-нибудь – то этого я не знаю и не интересуюсь[2]». При таком подходе нет связи с высшими сферами, как у Блаватской, которой непрерывно диктовали духовные наставники, только успевай записывать тома с откровениями, что все религиозные символы отражают детородные органы.

Розанов до всего доходил пытливым умом, мучительно размышлял над проблемой, пока не озарялся красивым решением. Банальные антисемиты старательно переписывали предшественников, а он Талмуд в переводе Переферковича прочитал, Библию просмотрел, всех знакомцев расспросил, чтобы прийти к собственному мнению, что весь, как он писал, юдаизм представляет собой сакральное совокупление.

Блаватская даже в замужестве сохраняла девичество, а вот Розанов, по словам современников, отличался отменной мужеской силой, поэтому нельзя сказать, что совсем не прав. Жаль, что философ не мог читать Талмуд в оригинале, иначе встретил бы множество милых сердцу строк: «Когда Израиль совершал паломничество, для них приоткрывали завесу и показывали херувимов, которые освещали друг друга. Им (народу) говорили: посмотрите на любовь перед Всевышним, подобную мужчине и женщине» (День 54:1).

Розанов наверняка умилился бы строкам Зогара о необходимости освящения перед зачатием, и о молодых раввинах, которые без вреда встречались с красивыми женщинами в Вавилоне, поскольку секс не ведет к греху, а воздержание к праведности. Частые упоминания о взаимодействии мужского и женского начала описывают структуру универсума и имеют еще меньшее отношение к эротизму, чем падающий на землю дождь или лунный свет на воде. Впрочем, обладая воображением можно все творение представить гигантской случкой, но отношения между полами подобны космическим процессам, а не наоборот.

Философ разглядел в иудаизме только обрезание, дающее евреям невероятную сексуальную силу; омовение в микве, рассмотренное как замещение коллективного совокупления; и празднование субботы с обязательным супружеским соитием, символизирующим соединение с Богом. После обрезания столетний Авраам зачал Исаака, а потом еще много детей породил. Однако и Сара помолодела, стало быть, дело в промысле Господа, возвратившего престарелым супругам «срок жизни», потраченный на служение.

Розанов своеобразно понимал ритуальное омовение как охлаждение, а не очищение. Представьте, что молодой человек, разгоряченный на балу, нашел укромную комнату, и сунул возбужденную часть тела в чашу с прохладной водой, чтобы остудиться. А потом пришла молодая девушка и таким же образом охладилась. Это, конечно, можно только представить. Затем еще юноша и еще девушка. И за всем этим пикантным зрелищем наблюдает украдкой старый еврей, который уже оттанцевал свое и отбегал, поэтому смотрит доброжелательно на молодых людей и тихо молится, чтобы разгоряченные части тела попадали по назначению.

Философ с необыкновенной живостью воображения предполагал, что женщина присев в микве открывает половые органы. Здесь интересен угол зрения. И все мужчины и женщины, окунувшись в общую липкую воду, радостно спешат домой для субботнего совокупления: «Тайна истинного полового сближения известна только евреям[3]». Вероятно, подразумевается сближение с Богом посредством секса, а не с партнером. Впрочем, Зогар неоднозначно относится к любви в субботнюю ночь. Детей следует зачинать в святости, но с другой стороны злые духи видят совокупляющихся при свете свечи и могут навредить будущему ребенку.

Набоков ненавидел Фрейда, ибо не мог допустить, что батистовые пеленки его замечательного детства были изгажены мочой и калом. Розанов видел в сексе религию, сближающую человека с Богом: «Пол не есть вовсе тело, тело клубится около него и из него, пол – и есть наша душа[4]». С такой широкой душой можно далеко зайти, но все же, предложение оставлять женихов и невест в церквях на ночь для зачатия перед алтарями кажется странным, даже учитывая горькую обиду писателя, что его дети от второго брака считались незаконнорожденными. Это даже не кощунство, а какая-то чертовщина, сразу вспоминается Вий, летающие на гробах ведьмы, на худой конец черная месса. Кому еще придет в голову расстегивать в церкви ширинку?

Вероятно, Розанов воображал античные храмы и священную проституцию, но в давние времена люди были намного ближе к природе и полу. В церквях все настраивает на грустный и торжественный лад, заставляет забыть бренное и думать о потусторонней вечности. На стенах распятие, положение в гроб, воскрешение Лазаря, Страшный суд, святые угодники смотрят с икон осуждающими глазами. В таких условиях хорошо готовиться к смерти, а не жизнь зачинать. На такое способен только отменный самец, один из тысячи, у кого душа неотличима от пола. Так ведь род людской перевести можно.

Розанов, как и любой антисемит нового времени, отличался от средневекового человека только стремлением рационально объяснить потуги мифологического сознания. Он знал, что у евреев нет рожек, хвоста и менструации у мужчин, поэтому находил причину их могущества в необыкновенной сексуальной энергии: «В поле – сила, пол есть сила. И евреи – соединены с этою силой, а христиане с нею разделены. Вот отчего евреи одолевают христиан. Тут борьба в зерне, а не на поверхности, – и в такой глубине, что голова кружится. Дальнейший отказ христианства от пола будет иметь последствием увеличение триумфов еврейства. Вот отчего так «вовремя» я начал проповедовать пол. Христианство должно хотя бы отчасти стать фаллическим[5]».

Нынешние эксперты больше спорят, у чьих мамонтов были толще хоботы, а Розанов понимал, что мериться нужно сейчас, поскольку завтра будет поздно, и внутри, а не на поверхности, словно христианство возникло вчера, а не почти две тысячи лет назад. Философ огорчен, что Сын думал только о душе и пренебрег телом, а Отец позаботился обо всем. В этом сила еврейства, которую необходимо одолеть, изменив традиционное отношение к полу. Разумеется, нет речи о распущенности, христианская сексуальность должна стать сакральной в рамках семьи, чтобы не в аскетизме и молитве, а в соитии приблизиться к Богу и получить силу для борьбы с евреями.

Правильно писал Булгаков, что антисемитизм это «сознательное или бессознательное соперничество с избранным народом в желании его собою заменить». Розанов видел в сексе средство достижения небесных сфер, поэтому хотел сделать христианство «отчасти фаллическим». Впрочем, для полноценной связи «отчасти» недостаточно, приблизиться можно только в полной уверенности и до конца, до упора. Уже 2 тысячи лет известно, что есть Новый Завет и новый Израиль, но неизменный дух соперничества заставляет все время доказывать, что иудаизм плохое учение, а его последователи слуги дьявола. Вероятно, у людей остается смутное ощущение близости «отчасти». Иначе, зачем столько веков доказывать, поносить, запрещать, сжигать, убивать?

Философ посмотрел в корень и нашел близость к Богу в обрезании, омовении и субботнем соитии. И если это приближает человека к небесам, то зря отменили закон Моисея: «Не для чего было отменять обрезания и всего жертвенного культа, и суббот и храма. В этом случае была бы у христиан сохранена библейская семья; сохранено бы было живое и животное чувство Библии, а не то, что «иногда читаем». Не было бы ужасного для сердец наших противопоставления Евангелия и Ветхого завета. Ничего не понимаю. О, если бы кто-нибудь объяснил[6]».

Розанов часто впадал в язычество и даже в жидовство, ибо что ему Иисус, Павел и нетерпимые к сексу отцы церкви, если он открыл тайну имени Бога: «Кто умеет произнести тетраграмму – владеет миром, т. е. через Бога. В самом деле, тайна этого зова заключается в том, что Бог не может не отозваться на него, и «является тут» со всем своим могуществом. Тенями проходит в самосознании евреев и тайна, что не только им Бог нужен, но что и они Богу нужны. Отсюда – этнографическая и религиозная гордость; и что они требуют у Бога, а не всегда только просят Его[7]».

Розанов превосходил Авраама, поскольку мог призвать Бога, как средневековый чародей заклинанием мелкого беса: «Авраама призвал Бог: а я сам призвал Бога... Вот вся разница[8]». Действительно, непонятно, то ли шаман вызывал духа, то ли дух использовал шамана. Даже язычники, настолько близкие к небесам, что совокуплялись со своими богами, понимали крайнюю опасность таких связей: «Евреи или не понимают себя, или забыли свою историю, или слишком порабощены русскими. Иначе ведь они должны бы, уже со статьей в «Нов. Пути» обнять мои ноги. Я же чистосердечно себя считаю… почти не «русским писателем», но настоящим и воистину последним еврейским пророком[9]».

Розанов считал себя отмеченным свыше избранником, постигавшим тайны, остававшиеся закрытыми для богословов всех времен и народов. В иудаизме пророк всего лишь средство передачи божественной воли, поэтому его личные качества, мысли и ощущения не имеют никакого значения. Раздумье и перемена мнений – верный признак, что подобная умственная деятельность не имеет ничего общего с пророчеством. Отношение Розанова к евреям изменилось, как полагают исследователи, после убийства Столыпина. Думается, была другая причина, ведь он яростно призывал не бороться с террором, а выбросить из музеев Левитана и Антакольского, а из консерватории Рубинштейна. Поле его битвы было в другой плоскости, поскольку картины, статуи и музыкальные аккорды никакого отношения к революции не имели. И раньше были пророки, пытавшиеся обратить евреев в иную веру, обрушившие на них после отказа всю мощь своего гнева.

Евреи не обняли ноги философа, что, согласитесь, очень сексуально, поэтому настала пора полного разделения: «Если Бог и истинный у одного народа, у другого непременно – дьявол[10]». Замаскировались под людей, но нас не обманешь: «Возможность в еврее чего-то потустороннего, "не от мира сего" – удивительно и инстинктивно чувствуется[11]». Уже даже не волки среди овец, а адские существа: «Ноги их длиннее, зубы их острее, у каждого 5 рук и 2 голов[12]». Отныне весь мир в опасности: «Вся европейская цивилизация явно защищается от них, момент нападения бесспорен, ибо от негров до черемис европейцы уживаются со всеми, кроме еврейского племени[13]».

Особенно отлично ужились с неграми, 100 миллионов обратили в рабство, остальных заставили работать на себя в Африке, а сколько погубили, никто не считал. Талантливо обличал Розанов евреев, лучше всех в русской литературе, только вот чересчур страстно. Если раньше философа привлекала сексуальная сила евреев, то затем главными стали обонятельные способности. Ведь у мужчины выделяются только две части тела, одна внизу, другая вверху. Всем известно у кого носы длинные, чтобы нюхать кровь. Впрочем, у Гоголя тоже был длинный нос, да еще сам по себе гулял.

Другие антисемиты бездарно сухи, невнятно примитивны, а в Розанове говорила страсть, чтобы так яростно ненавидеть, нужно иметь сильное чувство, глубокую привязанность. Оказывается евреи женственная нация с мягким лицом, голосом, манерами и женоподобным телом. Они чувствительные, сентиментальные, интимные, одним словом, бабы с писклявым гвалтом. Уже нет речи о кровожадных волках, набрасывавшихся стаей на беззащитные народы: «Эта нация гораздо более неприятная, чем существенным образом опасная, с ней всегда много «хлопот», как с нервной и капризной женщиной[14]». Увы, сокрушается философ: «Нам всем нравятся женщины – не лицом вовсе, а их уступчивой, угодливой, любезной и ласковой природой. «Женщина обольстительна», и на этом женоподобии евреев основана главная часть их успехов[15]».

Евреи всегда готовы оказать услугу с чисто женской добротой, живостью и интимностью. И главное искренне, поскольку фальшь разоблачили бы на первом шаге. Пристают, как бабы, к мужественным народам, и нельзя от них отвязаться, поскольку любят по-настоящему. Ведь нельзя же без любви всю жизнь рисовать березки, как Левитан, или собирать народные песни как Шейн. Отсюда поразительное явление: «Вообще евреи не любят русских», «вообще евреи враждебны России», но «этот еврей почему-то любил меня и дружил со мной», и даже – «много сделал мне добра[16]».

Розанов свел прежний накал космического противостояния с мировым злом до уровня семейной свары на кухне, откуда недалеко к спальне. Это какая-то дикая аномалия израильского племени, рассуждал философ, посмотрите на поведение в России немцев, поляков, французов, кого угодно, ничего подобного по страстности и интимности. Действительно, ни один инородец не любит Россию, кроме еврея, к сожалению безответно: «Бабе нужна «любовь». И она визжит на весь свет, когда ей говорят: «Не люблю». Все их ругательства теперь России есть ругательства «заподозренной в измене жены». Оттого они не хотели суда – ни Дрейфуса, ни Бейлиса. Как смеют подозревать[17]».

Философ удивлялся, что евреи с древних времен влюблялись в страну проживания и ее народ. Достоевский верно подметил: «Еврей без Бога как-то немыслим, еврея без Бога и представить нельзя[18]». Без Бога у еврея ничего нет, кроме этого мира, принадлежащего другим людям. Испанские евреи рисковали жизнью, порой горели на кострах, чтобы еще раз увидеть благословенную страну, которая их изгнала. А как немецкие евреи любили Германию и ее культуру. Строптивую бабу всем хочется поколотить, кулаки сами чешутся: «Во время побоев они только визжат и бегают, и почти никогда не сопротивляются. Увы, и слабому полу приходится терпеть эти "домашние потасовки[19]"». Отсюда местечковый гвалт о погромах. Раз бьют, значит, тоже любят.

Никто в русской словесности не писал о евреях столь тепло и интимно как Розанов: «Жидки – это лукавые девчонки, которые среди нас бегают, ласкаются к нам, обольщают нас, входят в дружбу и интимность с нами, издают нам журналы и газеты, курят папиросы "Бакунин", интересуются одесским городским головой, делают "политику русскую" как "свою еврейскую политику" и вообще все "русские дела" делают как "свои дела", с жаром, пылом и без остановки. Похоже на то, что "мы на них не женились", а они за нас "вышли замуж[20]"».

Ладно бы с лукавыми девчонками с пылом и без остановки, но речь идет об известной аномалии, ведь статья называется «В соседстве Содома». Правда, сам Розанов ни в чем подобном замечен не был, но Фрейд писал, что все невротики подсознательно гомосексуальны. Не отсюда ли явное влечение к «женоподобной нации»? Все народы скрывают постыдный грех, а евреи открыто сочувствуют: «Мы совершенно не так это дело понимаем, или, точнее – "это дело" они понимают совершенно иначе, чем мы[21]». Это как нужно читать Библию, чтобы думать, что все жители города, включая детей, собрались к дому Лота для противоестественных сношений с лишенными пола ангелами? Нет ли в таком странном толковании подозрительной избыточности, вызванной тайным влечением?

По преданию, после разрушения Вавилонской башни земля долгое время была бесплодной, люди скитались в поисках пропитания, пока не нашли единственную плодородную долину возле Иордана. Содомиты не пускали в свой меленький рай чужеземцев, сделав единственное исключение для Лота, поэтому были наказаны за забвенье божьих заповедей и эгоизм. Розанов цитировал строки Талмуда о временном счастье содомитов, и удивлялся отсутствием порицания греха, словно счастье заключено только в мужеложстве.

Философ подозревал в содомском грехе даже Авраама: «Во всей всемирной истории нет просьбы такой нежности и неуступчивости. От 50 до 10 много счета. Разговор был с только что совершившим обрезание Авраамом, в радостные дни нового союза. Да и о чем просьба? О ком – главное? Стали бы мы просить, – христиане, русские, англичане[22]»? Стоял первый еврей перед Богом и не просил власти над миром, сокровищ земли, головы врагов, а спасал задницы чужих людей. Нет ли между ними тайной связи, намекнул Розанов, и выдал себя полностью, поскольку поставил содомский грех выше сущих ценностей.

Противоречивость философа – несомненный знак одаренности связана с его амбивалентностью и бисексуальностью: «Следует в еврействе резко разделять эти две стороны: активную и пассивную[23]». Как иначе понимать пассаж о нечеловечески заботливом и проницательном еврее: «Он думает, в чем вы нуждаетесь, – серьезно, участливо и практично. Он взвесил вашу душу. По лицу и движениям он определил, что вы за человек, и какую вы почву представляете собою, и какое семя способны принять в себя. "Что из вас может выйти в отношении его". И когда это оценено, почти в бессознательных мыслях, он вынимает из многочисленных своих карманов соответственное зерно и вкладывает в вас. Он удобрил вас, он оплодотворил вас. Он подошел и сказал вам, что то, о чем вы думаете и чем озабочены, легко исполнить[24]».

Это не человек, а Мефистофель, исполняющий любые тайные мысли и желания. Все понял с первого взгляда, оценил и просчитал. Где такого найти? Евреи, отзовитесь! Впрочем, чтобы продать душу ее нужно иметь. Однако речь идет не о душе. Вчитайтесь в терминологию: «принять в себя семя», «почти в бессознательных мыслях», «вынимает из многочисленных карманов», «вкладывает в вас», «он удобрил вас», «он оплодотворил вас». Разумеется, вместо «вас» нужно читать «меня». И наконец, самое главное: «То, о чем вы думаете и чем озабочены, легко исполнить». Итак, семя заложено, но никто не знает, что из него вырастет.

Примечания



[1] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 106.

[2] Уединенное, М., 1990, с. 127.

[3] Собрание сочинений, М., 1998, с. 224.

[4] «В мире неясного и нерешенного», 1901, с. 7.

[5] Уединенное, М., 1990, с. 129.

[6] Собрание сочинений, М., 1998, с. 18.

[7] Уединенное, М., 1990.

[8] Уединенное, М., 1990.

[9] Из письма критику Измайлову.

[10] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 115.

[11] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 115.

[12] Собрание сочинений, М., 1998, с. 50.

[13] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 106.

[14] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 248.

[15] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 248.

[16] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 249.

[17] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 250.

[18] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 7.

[19] Тайна Израиля, С-П, 1993, с. 251.

[20] Тайна Израиля, 1993, с. 253.

[21] Тайна Израиля, 1993, с. 252.

[22] Тайна Израиля, 1993, с. 252.

[23] Тайна Израиля, 1993, с. 106.

[24] Собрание сочинений, М., 1998, с. 99.


К началу страницы К оглавлению номера




Комментарии:
Националкосмополит
- at 2009-11-03 04:25:54 EDT
Розанов предупреждает русского человека, что еврей так устраивает, что ты начинаешь думать, что ты его, а на самом деле в конечном счете он тебя.
Интересная история получается.
Ты – русский человек на 100% уверен, что ты его – еврея осуществил, а на самом деле ты сам беременеешь от персонально для каждого предназначенных экскласивных зерен его еврейского семени
Получается, что трахаешь ты его, а оплодотворяет он тебя.
Но если ты потом рожаешь, значит ты женщина, а не он.
Он дал тебе - мужчине возможность родить от своего семени, став женщиной, но за это предоставил тебе – мужчине право себя отъиметь, как женщину.

После таких манипуляций еврея над русским человеком не может не наступить у последнего катарсиса и просветления души, и захочется ему либо выпить водки от интеллектуально – духовного шока либо начать изучать Святой Воскрешенный для него евреями язык его Бога.


Борис Дынин
- at 2009-11-02 08:59:06 EDT
Элиэзер М. Рабинович
- Monday, November 02, 2009 at 00:30:06 (EST)
Достоевский, который жил до Розанова, гораздо глубже понимал суть и силу иудаизма, чем Розанов, как это следует из приведенной статьи.


Я думаю, ни Достоевский, ни Розанов глубоко иудаизм не понимали. "Можно ли говорить об юдаизме без волнения?", начинает Розанов свой "Юдаизм". Но волновались они о России. Они "читали" иудаизм, но о глубине их понимания того, о чем они читали, можно судить по следующему рассказу Розанова:
"Размышляя об обрезании и не находя ничего о нем в книгах, я постарался сблизиться с одним скромным евреем, кандидатом юридического факультета, служившим на государственной службе. Он был женат (это главное)..." и далее. Так углублялось понимание прочитанного и говорилось "о целом и об идее его,... о жидовстве и об идее жидовской, охватывающей весь мир, вместо "неудавшегося" христианства". (Достоевский, "Дневники", 1877. - Говоря о евреях писатель-экзистенциалист тоже любил находить в единичном случае "чуть ли не начало разрешения всего вопроса" - Там же.)

Было бы интересно проанализировать, как понимание Розановым "еврейского вопроса" повлияло на (определило?) его понимание "русского вопроса" до революции, во время ее и после. Здесь уже вспоминалось, что Розанов есть также автор "Опавших листьев".

Элла
- at 2009-11-02 02:15:41 EDT
Амбивалентность Розанова (на самом деле не его одного, он просто талантливый и выразил красиво) - в точности есть описанное Рене Жираром отношение каннибала к жертве. Краткая формулировка - см. В. Высоцкий "Почему аборигены съели Кука".
Элиэзер М. Рабинович
- at 2009-11-02 00:20:30 EDT
Статья очень интересная, написанная с большим знанием предмета. Но... цитаты из самого "предмета" выглядят бредом сумасшедшего: понимание неимоверной сложности еврейства, но почти ни одного слова, проникающего в истинную его суть. Исключение: "Тенями проходит в самосознании евреев и тайна, что не только им Бог нужен, но что и они Богу нужны. Отсюда – этнографическая и религиозная гордость; и что они требуют у Бога, а не всегда только просят Его". Но и это самоочевидно, хотя бы из истории имени "Израиль", ибо с Б-гом боролся, а также из полного драматизма спора Авраама с Б-гом перед разрушением Содома, которому Розанов приписывает нелепое сексуальное значение защиты грешных содомитов. Совсем наоборот! (Бытие, 18/23-33): "И подошел Авраам и сказал; неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места ради пятидесяти праведников, которые в нем?...Не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
Господь сказал: если я найду в Содоме пятьдесят праведников, то Я пощажу все место ради их."

И, продолжая спорить, Авраам добился обещания пощадить город даже ради десяти. Не отсюда ли еврейская идея, признанная, хотя и постоянно нарушаемая Западным миром, что каждая жизнь имеет ценность? Здесь нет ни малейшего намека на сексуальность - все в больной голове Розанова. Как и нет в иудаизме требования обязательного супружеского соития в субботу.

Достоевский, который жил до Розанова, гораздо глубже понимал суть и силу иудаизма, чем Розанов, как это следует из приведенной статьи.

Борис Дынин
- at 2009-11-01 23:20:16 EDT
Интересная статься. Хотя взгляды Розанова на "тайну Израиля" сегодня имеют значение только для осмысления брожения умов в дореволюционной России, но был он оригинальным мыслителем и замечательным стилистом. Статья и хорошо написана и со знанием розановского текста. Но я поставлю под вопрос ее вывод. Название статьи ("Содомский грех Розанова") и ее заключение указывает на гомосексуальную природу отношения Израиля к народам-хозяевам (мастерам) и на гомосексуальную тайну самого Розанова. Это и вызывает у меня сомнение.

Ладно бы с лукавыми девчонками с пылом и без остановки, но речь идет об известной аномалии, ведь статья называется «В соседстве Содома». Правда, сам Розанов ни в чем подобном замечен не был, но Фрейд писал, что все невротики подсознательно гомосексуальны...

Стоял первый еврей перед Богом и не просил власти над миром, сокровищ земли, головы врагов, а спасал задницы чужих людей. Нет ли между ними тайной связи, намекнул Розанов, и выдал себя полностью, поскольку поставил содомский грех выше сущих ценностей.


Этот вывод заинтриговал меня, и я перечитал «В соседстве Содома» самого Розанова. Сложный он писатель. Приходится истолковывать его мысли, что неизбежно есть и приписывание их ему. И мне думается, что Ярослав Ратушный приписал Розаному более интригующую близость евреев (и писателя) к содомитам, чем это заключено не только в Библии и Талмуде, но и в мыслях самого Розанова.

"В соседстве с Содомом" есть прежде всего утверждение: "Евреи - женственная нация", стремящаяся "приблизиться к народу-мастеру". Этим Розанов начинает, и этим он кончает, совершенно однозначно. Я вижу здесь его объяснение, почему Лот не покинул Содом и почему Авраам защищал города греховные, но заселенные народом-мастером (неевреями). Действительно, для Розанова "жидки - это лукавые девочки", и не видно (мне), чтобы он видел в них мальчиков. Более того. Хотя я и сказал, что значение взглядов Розанова на "тайну Израиля" теперь является чисто литературно-историческим, но быть быть может эти взгляды все-таки характеризуют "России верных жидов"?

Aschkusa
- at 2009-11-01 09:14:55 EDT
Очень сильная статья и сильная публицистика, которая ставит многое по местам.
C ней обязательно должны познакомиться все русофилы, особенно еврейские.

Другой Розанов
- at 2009-11-01 03:31:34 EDT
Розанов – это не только «Тайна Израиля», но и
Опавшие листья. Берлин 1929
«Апокалипсис нашего времени»
Избранное, изд. А. Нейманис, Мюнхен 1970
В конце жизни Розанов покаялся:
"Веря в торжество Израиля, радуюсь ему... Верю в сияние возрождающегося Израиля и радуюсь ему. Благородную и великую нацию еврейскую я мысленно благословляю и прошу у нее прощения за все мои прегрешения, и никогда ничего дурного ей не желаю и считаю первой на свете по значению. Многострадальный терпеливый народ люблю и уважаю.

И ещё: Содомский грех – это прежде всего ненависть человека к человеку:
«Человек должен любить людей, а не ненавидеть их... Жители же Содома были злы и весьма грешны перед Господом: «злы» <…> друг с другом; «грешны» - преданы разврату; "перед Господом" - указывается на осквернение Имени; "весьма" - они грешат умышленно. Следовательно, ты заключаешь: за то, что они ненавидели друг друга, Господь уничтожил их из этого мира и мира будущего». (Талмуд. Трактат рабби Натана, гл. 12)


Непосторонний
- at 2009-10-31 18:58:36 EDT
Превосходная статья. Превосходное владение "материалом".


_REKLAMA_