©"Заметки по еврейской истории"
Июнь 2008 года

Феликс Фильцер


Корова цвета крови

Фараон приказал еврейским повивальным бабкам: «Когда вы будете повивать у евреек, то наблюдайте у אָבְנָיִם: если это сын, то умерщвляйте его, а если это дочь, то пусть живет» [Исход 1:16]. За много поколений мы забыли, что конкретно обозначает оставленное без перевода слово; и нам даже непонятна его этимология: то ли это двойственное число слова "камень", то ли производная от глагола בנה "строить" [Словарь Эвен-Шошана]. Нечто подобное произошло с "красной коровой".

"Красная корова" [Числа 19:1-22] является, по мнению специалистов? одной из самых больших загадок Библии. Настоящая статья, однако, полагает, что когда закон о "красной корове" был дан людям, он имел логичный простой смысл и был всем понятен. И лишь в дальнейшем с течением времени этот первоначальный смысл забылся и был утерян. Так же, как он забыт и утерян в огромном множестве других древних понятий, обычаев и церемоний как у других народов, так и у евреев [Тайлор].

Восстановлению первоначального смысла явления "красная корова" посвящена настоящая статья.

При исследовании этой темы возникают вопросы.

Почему именно "корова", а не бык, или какое-то другое животное? Какое значение имеет масть коровы и почему корова именно "красная", а не какой-то другой масти? Почему корова должна была быть безукоризненно "красной"? Почему корова сжигалась? Почему при этом она должна была быть девственной? Почему сжигание коровы происходило вне лагеря? Почему пепел коровы превращал чистого человека в нечистого и, наоборот, нечистого в чистого? Почему на ее пепел священник должен был положить "кедровое дерево и иссоп, и червленую нить"? Является ли церемония с "красной коровой" жертвоприношением или же чем-то другим? И другое.

***

"Красная корова" имеется, по-видимому, только в Библии и не имеет аналогов у других народов. Вот что пишет в наше время об этом феномене главный раввин Британской Империи доктор Й. Герц [Пятикнижие и ѓафторот 924].

«Этот закон считается наиболее загадочным и необъяснимым из всех постановлений Торы. Мудрецы Торы перечислили целый ряд элементов этого закона, которые противоречат друг другу и необъяснимы с точки зрения логики. Целью приготовления пепла рыжей ("рыжая" – в оригинале, но должно быть "красная", см. ниже) коровы является возможность устранения ритуальной нечистоты, источником которой служит тело умершего человека, но при этом пепел делал нечистым того, кто собирал его из костра. Любой человек, переносивший воду с растворенным в ней пеплом без непосредственного последующего ее применения для очищения, также приобретал статус ритуальной нечистоты. "Пепел рыжей коровы делает ритуально нечистого чистым, а ритуально чистого – нечистым". Совмещение противоположных свойств в одном и том же объекте настолько загадочно, что, по словам мудрецов Талмуда, даже Царь Шломо (Соломон), мудрейший из людей, не мог понять сути этого закона. Когда высокопоставленный римлянин высказал свое удивление по поводу этого закона, спросив, как прикосновение материального объекта (воды с растворенным в ней пеплом рыжей коровы) к человеку может воздействовать на его духовное состояние, рабан Йоханан бен Закай разъяснил ему, воспользовавшись теми образами, которые тот был в состоянии понять: "Бывает так, что человека охватывает депрессия, или дурной дух овладевает им. Что ему следует делать, чтобы излечиться? Не принимает ли он лекарства? Не воскуривают ли перед ним состав благовоний из корней определенных растений? Точно так же, когда брызгают на человека водой с разведенным в ней пеплом рыжей коровы, приготовленным в соответствии со всеми правилами, изгоняется дух нечистоты, возникающий из-за прикосновения к мертвому телу". Римлянин удовлетворился этим ответом и ушел. Тогда ученики рабана Йоханана бен Закая, присутствовавшие при разговоре, обступили своего учителя: "Этому человеку ты дал поверхностный ответ, который не раскрывает сути, а как бы ты ответил на этот вопрос, если бы его задали мы?" – "Послушайте меня, – сказал рабан Йоханан бен Закай, – мертвое тело не передает никакого духа нечистоты, да и пепел рыжей коровы не прогоняет его. Закон о рыжей корове является постановлением Всевышнего, выходящим за пределы человеческого понимания. Нет человека смертного, которому бы следовало задавать вопросы, относящиеся к сути этого закона"». Далее Й. Герц пишет:

«Если постараться объяснить коротко, иудаизм рассматривает структуру этого закона как нечто, что выходит за пределы мыслительных возможностей человека. Причина того, почему очищение от ритуальной нечистоты, распространяемой мертвым телом, должно происходить именно таким образом, принципиально непостижима».

Таким образом, эти слова, сказанные в ХХ веке, по сути совпадают с тем, что сказал в I веке Йоханан бен Закай.

***

Если, как говорит Йоханан бен Закай, мертвое тело не передает никакого духа нечистоты, то почему, согласно еврейским взглядам, человек не должен касаться покойника, в отличие, например, от православных людей, которые, прощаясь с мертвецом, даже целуют его в губы? Почему человек, находившийся на кладбище, но ничего там не касавшийся, должен, выходя с кладбища, произвести "омовение рук", то есть смыть "нечистоту", которая, как полагают, перешла к нему от атмосферы кладбища (видимо, через кисти рук, даже если он держал руки в карманах)? Почему на еврейском кладбище недопустимо есть и пить, в отличие от православного кладбища, где возле свежей могилы провожающие устраивают обильные поминки?

Ответ на эти и подобные вопросы должен заключаться в том, что согласно еврейским взглядам не только мертвое тело, но и атмосфера кладбища распространяют "нечистоту". Поэтому к словам Йоханана бен Закая "мертвое тело не передает никакого духа нечистоты, да и пепел красной коровы не прогоняет его" следует относиться с осторожностью. Не только еврейские взгляды, но и мнение современной санитарии противоположны. А именно: мертвое тело санитарно небезопасно, а щелочная вода с растворенным в ней пеплом (пеплом сожженной "красной коровы" или любым другим пеплом) обладает сильными антисептическими свойствами.

И еще один очень существенный вопрос. Почему, например, в Армении, люди, закончив поминки (еду и выпивку) над могилой, оставляют на ней бутылку с недопитой водкой и закуску? Ответ на этот вопрос должен заключаться в том, что этот современный обычай сохраняет в себе старинную веру в то, что душа покойника в течение некоторого времени после похорон (а именно, в течение сорока дней) воспользуется оставленной на могиле пищей и водкой. Иначе говоря, живые угощают покойника. Этот обычай является прямым продолжением древних обычаев, когда далекие предки современных людей клали в могилы не только еду, но и одежду, оружие, убитых лошадей и даже убивали над могилой и клали в нее жен, и т.д. Пожалуй, вершиной в этом смысле являются роскошные египетские захоронения фараонов – пирамиды, в которых бальзамированного мертвеца снабжали всем необходимым для загробной жизни. От этих древних верований и обычаев у православных к настоящему времени остались только еда и важная для них выпивка.

***

Однако у большинства народов сохранилось то, что в наше время считается вполне естественным и необходимым, но на самом деле представляет собой упрощенные остатки древнего культа почитания мертвых. Это – сами кладбища, ухоженные могилы, надгробные памятники с надписями, попытки защитить покойника от различных подземных животных и т.д. Протестуя против этих реликтов, немецкий фабрикант "материалист" Фридрих Энгельс в 1895 году завещал похоронить себя как моряка – бросить свое умершее тело в море. Тем самым Ф. Энгельс лишил потомков возможности почтить место своего захоронения.

Следует сказать, что и у евреев в добиблейское и частично в библейское время обычаи в отношении мертвых были, вероятно, в чем-то подобны обычаям окружающих их народов. Об этом говорит Библия: «Не ел я в скорби моей от него (от десятины урожая, предназначавшейся Храму – Ф.Ф.) и не убирал его в нечистоте, и не давал из него для мертвеца» [Второзаконие 26:14]. Смысл последних слов не вполне ясен, но наиболее вероятно, они означают, что и евреи некогда угощали мертвых, но угощать их из десятины было запрещено.

***

Бык (но не корова) – самое большое, сильное и почетное из жертвенных животных. Библия рассказывает, что в то время как Моше находился на горе Синай, под руководством Аарона был отлит золотой идол, и этот идол был именно быком. Технически это была очень непростая работа, говорящая о том, что еще в Египте до Исхода Аарон приобрел специальность литейщика. И судя по этой работе, можно предположить, что в Египте Аарон также занимался отливкой идолов. Таким образом, Моше мог бы сказать брату: "Опять ты взялся за старое…".

Из Пятикнижия известно, что из пары "бык-корова" в обязательную жертву приносились только быки, но не коровы. И не только у евреев, но и у других народов. Валаам, например, прежде чем проклясть или благословить евреев, говорит Валаку: «Построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне здесь семь быков и семь овнов» [Числа 23:1]. А гекатомба древних греков означала жертвоприношение ста быков, но не коров [например, Гомер, "Илиада" 1:65].

Коровы могли приноситься только в добровольных частных жертвах, но не в обязательных. Почему? Почему в обязательных храмовых жертвах могли приноситься только быки? Отвечая на этот вопрос, можно высказать некоторые чисто практические соображения. Но прежде отрывок из Библии. После ухода Яакова от своего тестя Лавана и его драматической встречи со своим братом-близнецом Эсавом, Эсав, после примирения, приглашает брата двигаться дальше вместе. Однако Яаков, в свое время обманом отобравший у братапервенца право первородства, опасается мести Эсава и дипломатично говорит ему: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный, и если гнать его день один, то помрет весь скот. Пусть же пойдет господин мой впереди раба своего, а я поведу медленно, поступью скота, что предо мною, и поступью детей, пока не приду к господину моему в Сэир» [Бытие 33:13-14]. Слова "…крупный скот у меня дойный, и если гнать его день один, то помрет весь скот" свидетельствуют о том, что в стаде крупного скота Яакова преобладали коровы, но не быки. Почему?

Корова ежедневно дает ценный продукт – молоко, из которого изготовляют масло, сыр и другие продукты, и она же почти ежегодно приносит потомство. Таким образом, основная нагрузка по снабжению человека питанием ложится на корову. Бык в этом смысле ничего не дает и не приносит, а только раз в год оплодотворяет. Пока животные не были приручены, бык являлся защитником коровы от внешних врагов; позднее защитниками стали люди и собаки, и в каждом стаде из нескольких десятков коров достаточно было иметь одного производителя, но не защитника. Оставляли наиболее хорошего, то есть сильного и породистого быка; остальных быков и бычков в возрасте, в основном, одного-двух лет съедали (а в современном стаде быков вообще нет – их заменяют холодильник и инжектор, или, как говорят по-русски, пипетка). Если в старой русской деревне корова была практически в каждом дворе, и ее называли "кормилица", то бык-производитель, как правило, был единственный на всю деревню. Иначе говоря, в живых оставлялись самки, самцов же съедали и "кормильцами" не называли. Еще одним аргументом в пользу уничтожения самцов является то обстоятельство, что если оставлять в стаде много или хотя бы несколько быков, то стадо превращается в неуправляемое скопище дерущихся смертным боем и опасных для человека животных.

Часто подобным образом поступали в древнейшее время и с людьми. В Библии есть места, в которых описывается, как в побежденном племени тотально уничтожались мужчины-воины (="быки"), а приносящие потомство женщины (="коровы") и малолетние дети оставлялись в живых и с годами сливались с племенем-победителем. В определенных местах этот обычай сохраняется и в наше время. Например, арабы охотно женятся на еврейских женщинах, но зверски уничтожают, если есть на то возможность, евреев-мужчин.

Таким образом, многократно описываемое в Библии жертвоприношение быков (но не коров) совпадает с древним скотоводческим житейским обычаем оставлять в живых очень небольшое количество быков-производителей, а остальных быков съедать, и именно такое положение было в стаде Яакова. Обоснованно предполагать, что корову ели только при добровольной жертве и в том случае, когда она была больна или по какой-то другой причине не могла выполнять свои природные функции (давать молоко и потомство). Иными словами, корова (а не бык!) в каком-то смысле табуировалась, и фактически в этом смысле она табуируется и в наше время. А в Индии корова табуируется буквально и абсолютно ("священная корова").

На этом фоне мы и должны рассматривать явление "красная корова". Молодая корова, еще не имевшая потомства и, следовательно, не имевшая молока, а также не подлежащая ни-какому практическому использованию, зарезалась и сжигалась без остатка. Однако это сжи-гание являлось не жертвой, а неким ритуальным действием. В частности, потому, что проце-дура производилась не возле жертвенника и даже не в лагере, а только за пределами лагеря (людей евреи должны были хоронить тоже за пределами лагеря; но в некоторых местах Кавказа семейно-родовые кладбища расположены непосредственно на территории усадьбы).

Итак, почему корова именно "красная"? Это важный вопрос, и в ответе на него содержится добрая половина ответа на общий вопрос о "красной корове". По нашему мнению этот ответ содержится в древней этимологии понятия "красный". Обращаясь к этимологии, мы должны помнить, что символическое мышление древнего человека не только не уступало нашему, но во многих случаях его символизм превосходил наше рациональное мышление.

Двухсогласная ячейка в ивритском слове אָדם красный является словом דָּם кровь. Современная этимология видит в этом факте свидетельство возможного родства семитских слов "красный" и "кровь". Вот что пишет Е. Klein о слове "адом" ("красный"): Probably originally related to דָּם (=blood), and literally meaningto be of the color of blood’ “ «Вероятно, первоначально относилось к דָּם /=кровь/, и имело буквальный смысл "быть цвета крови"») [Klein 7]. Если в наше время E. Klein пишет “probably”, то в древности факт наличия консонантной ячейки ד-מ в словах "кровь" и "красный" являлся не вероятным, а бесспорным свидетельством родства этих слов. Кровь – красная, и она – самый естественный символ красного цвета. Корову тоже используют чисто красную (не рыжую и не бурую, как в русских переводах!), то есть цвета крови – очень редкой масти. Таким образом, естественно заключить, что "красная корова" являлась символом крови.

Но кровь, которую олицетворяла "красная корова", согласно Пятикнижию была местом нахождения души человека. «Душа тела – в крови, и Я предназначил ее вам для жертвенника, на искупление душ ваших, ибо кровь, – она душу искупает. Поэтому сказал Я сынам Израилевым: ни один из вас не должен есть крови» [Левит 17:11-12]. «Только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду» [Второзаконие 12: 16]. Это древнее представление о крови как о вместилище души позволяет заключить, что "красная корова", или, что то же самое, "корова цвета крови" являлась олицетворением человеческой души; точнее, коллективным олицетворением душ людей (с этим представлением перекликаются восточные представления о переселении человеческих душ в животных и обратно).

Как можно судить по литературным и археологическим данным, евреи никогда не сжигали своих покойников. Но, например, в Индии в районе Ганга покойников сжигают, а пепел рассеивают над Священной Рекой. А христианская инквизиция, сжигая живых людей, полагала, что спасает их нетленные души от грехов, которые творило их тело. В XVII веке в России по приговору суда были заживо сожжены упрямившиеся в "грехах" и отказавшиеся "покаяться" протопоп Аввакум с товарищами, а русские старообрядцы устраивали массовые самосожжения всей общины в деревянных церквях, полагая, что тем самым спасают свои души. Видимо, те же представления были у древних язычников, о которых Библия пишет: «Не делай так Господу, Богу твоему; ибо все, чего гнушается Господь, что Он ненавидит, делали они божествам своим; ведь даже сыновей своих и дочерей своих сжигают они на огне божествам своим» [Второзаконие 12: 31]. А в наше время есть люди, которые верят, что после немецких крематориев в лагерях смерти от человека оставалась некая косточка, которая содержит душу, и душа эта оживет, когда придет Мессия.

Определенную аналогию этим явлениям мы видим в "красной корове". Тиль Уленшпигель носил ладанку с пеплом своего сожженного на костре по приговору инквизиции отца и повторял: "Пепел Клааса стучит в мое сердце". Очевидно, это был не простой пепел, а пепел, содержавший душу его отца. Как мы установили выше, пепел "коровы цвета крови" также содержал человеческие души. Таким образом, в "красной корове" мы видим символическую замену человека животным.

Эта замена продолжает историческую линию, начавшуюся в "жертвоприношении Ицхака", которого на жертвеннике заменил баран. Тем самым, Библия, в отличие от древних язычников, не только отменила и запретила ритуальные убийства людей, но отменила и запретила также дальнейшее сожжение человеческого тела. Продолжение замены человека животным мы видим в "козле отпущения", который в Судный День принимал на себя человеческие грехи [Левит 16:10]. Далее последовала "красная корова".

***

В противоположность провозглашенной в древности Библией замены человека животным, в ХХ веке передовая христианская нация в центре Европы душила газом, а затем сжигала, что запрещено еврейской традицией, миллионы евреев, в том числе миллионы детей. Физическая и моральная мучительность этой казни, когда истощенный голодом и тяжелой работой человек (а также маленький ребенок!) медленно, в течение двадцати минут умирал в конвульсиях и муках от запрещенных международными конвенциями за их бесчеловечность и крайнюю жестокость газов, превосходит все зверства истории. Арабы, не скрывая своих намерений, готовы повторить то, что сделали их любимые немцы, а христианская Европа поддерживает их. И при этом, вопреки постановлению Ватикана, "снявшего" с евреев эту "вину", не устает повторять, что две тысячи лет назад евреи распяли Христа. "Оправдывая евреев", Ватикан понимал, что Христос был евреем, и его, как еретика, евреи по своему закону имели право казнить. Но если бы Христа казнили евреи, то казнили бы не распятием. Потому что всякая мучительная медленная казнь, каковой было распятие, была запрещена еврейским законом, и ни одного человека евреи не распяли. Распяли же Христа римляне, как они тысячами распинали побежденных евреев и как они в 70-х годах I века до н.э. распяли на Аппиевой дороге участников восстания Спартака.

В Евангелиях есть эпизод "избиение младенцев". Иудейскому царю Ироду было предсказано, что один из новорожденных в то время младенцев (Иисус Христос) свергнет его. Не зная, кто из них осуществит предсказание, Ирод приказал убивать всех новорожденных еврейских детей. Младенцев отрывали от груди и убивали на глазах несчастных, обезумевших от горя и ужаса матерей. Родители же невольного виновника этих страшных событий, спасая своего сына, бежали в Египет. Подросший Христос несомненно узнал о том, что за его спасение и жизнь евреи заплатили страшную цену. Иисус был тонкой и чуткой натурой, и можно предполагать, что всю его жизнь на него давил комплекс вины за это событие, хотя в случившемся он был не виноват. И можно также предполагать, что на кресте перед смертью он вспоминал, что был невольной причиной "избиения младенцев" и чувствовал тайное облегчение оттого, что платит своей жизнью за это событие.

А как бы повернулась история, если бы толпа евреев не потребовала смерти Христа и римляне не распяли его? Ясно, что при этом "благополучном исходе" не было бы символов христианства Креста и Распятия, а христианство как религия не существовало бы. Потому что христианство создано Распятием. То есть, создано духовно евреями и материально римлянами, которые в течение трех столетий считали христианство врагом государства и физически жестоко уничтожали первых христиан-евреев. (А также не было бы самого слова "крест" /английское cross/, происходящего от имени "Христос", и не было бы названия наиболее массового русского селянина "крестьянин / хрестьянин"). История последних двух тысяч лет была бы другой.

***

Что касается полностью сожженной "красной коровы", то комментаторы отмечают одну странную, не решенную до сих пор особенность. Когда с пеплом "красной коровы" соприкасался ритуально нечистый человек, он становился чистым. И наоборот, этот пепел, при контакте с ним делал чистого человека нечистым. Мы, однако, полагаем, что это правило, введенное в глубокой древности, не могло иметь сложной, непонятной людям мотивировки, но имело мотивировку понятную и очень простую.

То, что нечистый становился чистым, понятно. В настоящее время чистоту человеку после сна или после посещения кладбища, а также в других случаях дает омовение, то есть вода. В Библии об умывании, обмывании водой говорится многократно. Но в процедуре с "красной коровой" чистота возвращалась не просто водой, а более сильным средством – "водой очистительной" [Числа 19:9], то есть водой с растворенным в ней пеплом. В этом очищении нечистого человека не простой, а щелочной водой практический смысл и назначение "красной коровы" и ее пепла.

При этом, без сомнения, также подразумевалось, что содержащиеся в пепле сожженной крови коровы нетленные души (души предков, как в случае Тиля Уленшпигеля и пепла его отца Клааса) исправляли, поднимали нечистого человека до уровня чистого.

Второй важный момент в процедуре с "красной коровой" мы видим в следующем. Когда-то тесть Моше Итро учил своего зятя рациональному судейству.

«На другой же день сел Моше судить народ, и стоял народ пред Моше с утра до вечера. И видел тесть Моше все, что он делает с народом, и сказал он: что это такое делаешь ты с народом? Зачем ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моше тестю своему: ведь приходит народ ко мне вопрошать Бога. Когда бывает у них дело, доходит оно до меня, и я сужу между одним человеком и другим, и объявляю уставы Божии и наставления Его. И сказал тесть Моше ему: нехорошо то, что ты делаешь. Истощишься окончательно и ты, и народ сей, который с тобою; ибо слишком тяжело для тебя это дело; не сможешь один совершать его. Теперь послушайся голоса моего, я посоветую тебе, и будет Бог с тобою"» [Исход 18:13-19]. Далее следуют советы Итро.

Советы Итро говорят о том, что Моше, прежде всего, был человек, который может ошибаться, и эти советы чрезвычайно рациональны. Подобный рационализм, только в другой области, виден в "красной корове".

Если в современном Израиле живут пять миллионов евреев со средней продолжительностью жизни приблизительно в двадцать пять тысяч дней, то ежедневно в стране хоронят примерно двести человек (желающие могут проверить официальную статистику). Легко подсчитать, что три с половиной тысячи лет назад в пустыне евреи должны были хоронить несколько десятков человек в день. При почти оседлой жизни в Египте и отсутствии там необходимости приносить грехоочистительные жертвы это не составляло проблемы, но при кочевой жизни в полупустыне проблема возникла. Заключалась она, в частности, в том, что от общения с мертвыми ежедневно, по крайней мере, сотня, а может быть и несколько сот человек становились "нечистыми", и каждый из них должен был принести грехоочистительную жертву. Такое количество ежедневных жертв скота чрезвычайно трудно было выдержать не только походному скотоводческому хозяйству, но и единственному на всех людей жертвеннику.

Использование пепла красной коровы отменило эти жертвы, заменило их и решило проблему так же, как на несколько лет раньше советы Итро решили проблему судейства, аналогичную в смысле большого количества затронутых этой проблемой людей. И действительно, после раздела, посвященного "красной корове", в Пятикнижии уже ничего не говорится о личных грехоочистительных жертвах, но говорится только о жертвах общественных.

К нашему времени проблема еще более упростилась. Не стало жертв, а вместо этого отпущение всех грехов всего общества стало устным и введено в молитву. Таким образом, в ходе истории первоначальные ритуалы не консервировались, но под влиянием взглядов эпохи происходило их заметное упрощение.

***

Но в чем смысл обратного воздействия, делающего чистого человека нечистым? Здесь тоже можно высказать очень простые, но важные практические соображения. Если бы чистые люди могли безнаказанно касаться пепла, то они попросту растащили бы его, так как могли бы брать пепел без необходимости, как сувенир и "на всякий случай". Такой случай представлялся, и для очищения человек мог воспользоваться имеющимся у него пеплом красной коровы вместо того, чтобы приносить дорогостоящую грехоочистительную жертву или покупать пепел. (В вышеприведенном комментарии Й. Герца об этом говорится следующим образом: «Любой человек, переносивший воду с растворенным в ней пеплом без непосредственного последующего ее применения для очищения, также приобретал статус ритуальной нечистоты»). Поэтому потребовался запрет на пепел, и поэтому библейское правило (введенное уже не Итро, а вероятно, Моше или кем-то из его советников), о превращении чистого человека в нечистого при контакте с пеплом табуирует пепел, делает его неприкосновенным для чистых людей, что обеспечивает его сохранность в отводимом для него за лагерем месте и экономное расходование. При этом очень вероятно, что пеплом "красной коровы" заведовали, при соблюдении определенных условий, священники, и это давало храму дополнительный доход.

Что касается различных мистических соображений о противоположном действии пепла на чистых и нечистых людей, то эти соображения, даже если они и высказывались за долгое время существования проблемы "красная корова", проблемы этой не решили.

В работе Д. Фрэзера "Фольклор в Ветхом Завете" [Фрэзер] нет ничего о "красной корове", а в "Первобытной культуре" Э. Тайлора, посвященной описанию и происхождению древних обычаев, есть только одно небольшое, ничего не значащее место: «Для очищения предписывалось… окропление водой, смешанной с золой от сожжения бурой телицы» [Тайлор 500].

Представление о том, что пепел "красной коровы" создает некую особую атмосферу, противоположную атмосфере, создаваемую мертвым телом, является достоянием одного только места в Библии и нигде больше за пределами этого места не встречается. И по-видимому, такого представления нет также в других религиях. В отличие от других атрибутов, которые встречаются в описаниях различных обрядов у других народов, а также в Библии. Например. «И возьмет он (священник) для очищения дома двух птиц и кедрового дерева, и червленую нить, и иссоп. И зарежет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою. И возьмет кедрового дерева и иссопа, и червленую нить, и птицу живую, и обмакнет их в кровь птицы зарезанной, и окропит дом семь раз…» [Левит 14:49-51]. И так далее. Здесь, а также в некоторых других местах встречаются именно "кедровое дерево, червленая нить и иссоп". Отсюда следует, что некогда сочетание этих трех предметов обладало некими таинственными, непонятными нам свойствами. К этим предметам в случае с красной коровой присоединялся еще и ее пепел. Однако относительно этого пепла нам удалось высказать свои соображения. Вся процедура с красной коровой в данной статье объясняется как религиозно-санитарный обряд, связанный с неизбежным переходом человека в другой мир и заменяющий многочисленные дорогостоящие жертвы скота. Чрезвычайно важно, что безусловную необходимость этого обряда в древнее время делало то, что он был дан свыше.

***

Изложенное понимание сути процедуры "красная корова" оказывает влияние на датировку соответствующего места из Книги Чисел, а также всего Пятикнижия. Если верить свидетельству, что царь Соломон не понимал этой сути, то возникновение всей процедуры следует отнести ко времени, значительно более раннему, чем эпоха Царей. Следовательно, настоящая статья подтверждает традиционную еврейскую датировку ранних книг Библии и не поддерживает попытки "библейской критики" отнести эти книги к значительно более позднему времени.

***

Напрашивается сравнение воды с растворенным в ней пеплом красной коровы со святой водой христиан. Эти воды настолько похожи, что можно предположить, что идею святой воды христианство заимствовало из иудаизма, но усовершенствовало ее. Святая вода более универсальна в смысле применения, и ее можно даже пить в отличие от воды с пеплом крас-ной коровы. Важное отличие святой воды также в том, что ее в любое время может пригото-вить каждый священник. Для этого, соблюдая определенные условия, священник наливает ключевую воду на некоторое время в серебряный сосуд. Нерелигиозным людям в наше время святость такой воды объясняют наличием в ней ионов серебра. Говорят, что эти ионы сохраняются в течение долгого времени, и они предохраняют воду от порчи. Святая вода имеется в каждой церкви, и церковь имеет от ее продажи определенный доход. Во многих христианских домах святую воду держат в бутылочках и используют для различных нужд.

***

Несколько лет назад Израиль был взбудоражен: в стране родилась телочка, которую после тщательного осмотра специалисты определили как будущую "красную корову". В древней истории было девять "красных коров", новорожденная была десятой. Фотографии телочки заполнили газеты, специалисты давали интервью, многократно осматривали и проверяли телочку, и все ждали… Ждали – чего? Естественно, религиозные люди ждали не абстрактного, но реального скорого прихода мессии, предтечей которого по древнему предсказанию является десятая "красная корова". Ждали мессию и многие христиане, которые называют это предполагаемое событие "вторым пришествием Христа". Время шло, подходил срок превратить подросшую корову в пепел, а приход мессии оставался проблематичным. Положение оказалось нелегким, но специалисты нашли выход. После еще одного осмотра у коровы нашлись не вполне красные волоски, и к разочарованию многих людей корова была объявлена не красной.

***

        Проблема "красная корова" решается только при естественном понимании необходимости смерти в конце жизни. Но эта проблема не имеет решения и остается "самой большой загадкой Пятикнижия", если ее понимать так, как ее понимает Мидраш (комментарий).

В Пятикнижии описывается, как Моше направил из пустыни в Землю Канаан (будущая Эрец-Исраэль) разведчиков, чтобы хорошее мнение этих людей об увиденном вдохновило народ на завоевание Страны и придало ему силы. Страна оказалась "хороша и богата", и в настоящее время на бутылках вина и виноградного сока фирмы "Кармель" изображен эпизод разведки: два разведчика, несущие на палке огромную гроздь винограда, выросшую в этой стране. Однако увиденный разведчиками народ "гигантов", населяющий страну, навел на большинство из них страх. Только двое из посланных поддержали Моше и сказали, что завоевание Страны им по плечу, остальные же десять человек, попросту говоря, струсили. Моше разгневался, и сказал, что из-за этой трусости пострадает весь народ, который закончит свою жизнь в пустыне, а в Землю Израиля войдет новое поколение.

Комментаторы и многие из современных людей считают, что именно по этой причине евреи находились в пустыне сорок лет. В Мидрашах имеются комментарии, описывающие гибель людей в течение этих лет. «Каждый вечер Девятого Аба Моше объявляет по всему лагерю (как сейчас полагают, через специальных глашатаев – Ф.Ф.), что пора копать. Люди выходили и копали могилы, и спали в них до рассвета. Следовало новое объявление, и люди вставали, а умершие (из-за "греха разведчиков" – Ф.Ф.) оставались лежать в могилах. И было их примерно пятнадцать тысяч человек, что за сорок лет составляет шестьсот тысяч». На сороковой год люди перестали умирать таким способом. Десятого Аба умерших не оказалось, и из могил поднялись все люди». Далее, согласно Мидрашу, люди решили, что случилась календарная ошибка, и для верности спали в могилах и в последующие несколько дней. И только пятнадцатого Аба стало ясно, что наказание за грех разведчиков закончилось [מדרש רבה איכה הקדמה פסקה לג и другие места].

Что можно сказать о таком рассказе и как его понимать: буквально или в каком-то переносном стиле? И как следует считать умерших в годы эпидемий? Ведь согласно Пятикнижию, во время одной из эпидемий за короткое время умерло двадцать четыре тысячи человек. Но наверняка за сорок лет не очень санитарной жизни в пустыне случались и другие эпидемии.

Прежде всего, следует сказать, что приведенный мидраш написан или рассказан через полторы тысячи лет после перехода через пустыню; в самом же Пятикнижии нет ни слова относительно массовых самозахоронений в Девятое Аба. И мне кажется, что проклятие Бога, данное им через Моше [Числа 14:28-34], относительно "поколения пустыни" и последовавшее за ним "наказание" следует понимать примерно следующим образом: "Если вы считаете завоевание Земли невозможным, то пусть это будет не ваших рук дело, а дело следующего поколения". А умирание людей в течение сорока лет было естественным и более или менее равномерным, если не считать периоды массовых эпидемий. Иначе, чем виноваты два колена, то есть десятки тысяч людей, руководители которых не струсили. Почему судьбы людей этих колен были такими же, как и остальных, в то время как руководители этих колен Иешуа бен Нун (Иисус Навин) и Калев за свою смелость "наказания" не получили?

И совершенно противоестественно представление, что в течение года люди будто бы не умирали, но умирали только в ночь Девятого Аба. Мне кажется, что ключ к пониманию этого парадокса Мидрашей следует видеть в современном представлении о том, что судьбы людей определяются наверху в Судный День (Йом-Кипур) и в предшествующие "страшные дни", а уважаемые равы, которые две тысячи лет назад и через полторы тысячи лет после "пустыни" высказали свое мнение, могли сказать об этом примерно следующее: "Судьба человека на год вперед, то есть судьба его жизни или смерти в предстоящем году решается в эти дни. Что это означает? Образно говоря, можно представить, что все люди ложатся в могилы, но в них остаются лежать только те, которым это предстоит в течение ближайшего года". Можно предполагать, что равы сказали именно так, но их последователи, которые позднее записали их слова, поступили так же, как в недалеком прошлом последователи Любавичского Ребе, несмотря на протесты Ребе, объявили его сперва "машиахом (мессией)", но этого им показалось мало, и они назвали Ребе "королем-машиахом", чем вызвали ироническое отношение к себе. Вероятно, подобное произошло, когда последователи неких авторов будущей Мишны изложили их слова.

Это место заставляет вспомнить слова Рамбама. «Как тебе известно, в древние времена не было записано даже ѓалахическое предание – в соответствии с повелением, широко известным в нашем народе: "Слова, которые Я передал тебе изустно, ты не имеешь права передавать письменно". Это повеление в отношении Закона – высочайшая мудрость, ибо оно предотвращало то, что произошло с ним впоследствии – я имею в виду множественность мнений и разногласия школ, неясности, свойственные оборотам письменной речи, и ошибки, сопутствующие ее истолкованию, а также возникновение раздоров в народе, который начинает делиться на секты, и появление растерянности по поводу предписанных действий» [Рамбам 380-381].

Буквально же понимать картину, изображенную в Мишне, нельзя. И что значит копать шестьсот тысяч могил во время поста в каменистой пустыне и в один вечер? Для большинства людей, включая младенцев и стариков, а также женщин, это непосильная задача. Кроме того, необходимо огромное количество инструментов, которых на самом деле не может быть. А если расположить шестьсот тысяч могил в линию с расстоянием минимум метр между могилами, то это составит шестьсот километров, что значительно больше всей Синайской пустыни и составляет примерно месяц караванного пути. Значит, располагать могилы следует на ограниченной огромной площади в несколько квадратных километров. А это вызовет невероятную толкучку и неразбериху среди людей, равных по численности населению современного Тель-Авива. И как при этом справлять естественные надобности? Ведь у каждого человека хотя бы один раз возникнет в этом потребность.

Понимая неприемлемость такой картины, современные устные комментаторы Мишны говорят, что в течение года, конечно, умирали, но в гораздо меньшем количестве, чем Девятого Аба, а могилы Девятого Аба копали и лежали в них только мужчины от двадцати лет до шестидесяти (другие говорят "до пятидесяти"), и что только они были "наказаны". Однако возникает вопрос: куда отнести мужчину – к "наказанным" или к "ненаказанным", если Девятого Аба этому мужчине не хватает одного дня до двадцати или он старше шестидесяти лет на один день? Неужели из-за смещения его рождения на один день с него снимается "наказание"?

Естественный конец жизни человека – это большая изначальная и вечная загадка. И не может быть такого, чтобы эта загадка в последний год блужданий по пустыне превращалась для оставшихся в живых людей в стопроцентную реальность. Иначе говоря, не может быть такого, чтобы пятнадцати тысячам человек было доподлинно известно, что они скончаются в течение предстоящей ночи. И при этом двое из их руководителей останутся живы!

Проблема "красная корова" была актуальной только при переходе людей компактной массой через пустыню. С приходом в Эрец-Исраэль народ рассеялся на сравнительно большой территории и перешел к оседлой жизни. В этих условиях захоронения умерших людей стали примерно такими же, как в Египте. "Красная корова" потеряла свою актуальность и очень быстро превратилась в формальность, а ее подлинный смысл забылся (так же как забылся смысл слова אָבְנָיִם, см. начало статьи).

***

В английских переводах корова масти red, но почти во всех русских переводах корова не красная, а рыжая или яркорыжая, или бурая, что согласно настоящей статье является ошибкой. Во-первых, потому, что коровы этих мастей не являются олицетворением крови (эти масти не "цвета крови"); во-вторых, таких коров – множество; красная же корова – большая редкость.

***

Резюме. После налаженной почти оседлой жизни в Египте евреи перешли к новому, кочевому образу жизни в Синайской полупустыне. Здесь в числе других проблем они столкнулись с проблемой захоронения мертвых. Ежедневно нужно было хоронить несколько десятков умерших людей. При этом сотня и больше живых людей становились "нечистыми", и каждый из них должен был принести грехоочистительную жертву. Такое количество ежедневных жертв было непосильной нагрузкой, которую не могли выдержать ни единственный на несколько сотен тысяч человек жертвенник, ни запасы скота у людей. Моше и его помощники заменили эти жертвы омовением водой с растворенным в ней пеплом красной коровы. Эта щелочная вода производила "очищение" (санацию) людей после прикосновения к мертвым и участия в похоронах. Согласно современным представлениям, пепел для "очищения" являлся чрезвычайно подходящим материалом, и кроме того, он был легко доступен. Пепел может быть любым, однако символизм мышления древнего человека заставлял использовать пепел девственной коровы – самки самого крупного жертвенного животного быка. Красная масть коровы символична, и она объясняется тем, что согласно древней (а также современной) этимологии, "красный" – это "цвет крови". Кровь же по древним представлениям была вместилищем души человека, являющейся бессмертной. Таким образом, санация производилась материалом, содержавшим бессмертные и чистые души предков. Для обеспечения сохранности запасов пепла красной коровы и экономного использования его только через священников были введены правила, изложенные в Пятикнижии и в поздние эпохи вызвавшие непонимание своим кажущимся противоречием. Суть этих правил и кажущееся противоречие заключались в том, что чистый человек не должен касаться пепла, ибо в противном случае он становился нечистым.

***

В заключение следует сказать, что если закон, считающийся "наиболее загадочным и необъяснимым из всех постановлений Торы" (Й. Герц), получает реальное объяснение и становится вполне земным и понятным, то в Пятикнижии в принципе не должно быть каких-либо законов или постановлений, или обычаев, которые непознаваемы, и считающихся, что они даны свыше. А то, что нам они непонятны, должно объясняться лишь нашими недостатками, но не чем-то другим.

© Ф.М. Фильцер, Dolev (Jerusalem), август 2004 – январь 2005

Литература

Библия.

Пятикнижие и ѓафтарот. Москва-Иерусалим, 1999.

Комментаторы Библии (на иврите).

Мидраши (на иврите).

Гомер. Илиада.

Рамбам. Путеводитель растерянных. Москва – Иерусалим, 2000.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Москва, 1989.

Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. Москва, 1985.

Эвен-Шошан А. Новый Словарь (на иврите).

Klein E. A Comprehensive Etymological Dictionary of the Hebrew Language. Haifa, 1987.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3795




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer6/Filcer1.php - to PDF file

Комментарии:

Яков Зад
Ростов-н, Россия - at 2016-05-19 21:59:15 EDT
Автор - человек очевидно неверующий.
Он уверен, что Тора писалась людьми постепенно по ходу истории. Пришли в пустыню - записали закон о "красной корове". Ушли из пустыни - забыли напрочь.
Совсем смешно выглядит объяснение о намеренном распространении "слухов" о нечистоте, возникающей при одном только прикосновении к пеплу коровы, с целью не допустить растаскивания пепла по карманам.
Яков.

В.М.Левин
Израиль - at 2012-09-12 01:55:36 EDT
Беленькая Инна
- at 2012-09-10 10:06:24 EDT
Такие попытки рационального объяснения древних религиозных ритуалов не новы. В этом ряду - и обычай обрезания, который,якобы, проводился во избежание воспалительных процессов крайней плоти.


Давайте спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел!

Манасе
Германия - at 2012-09-10 11:52:58 EDT
Распятие Христа, зарезание быка Левиафаном Зжигание рыжей коровы , символы скрывающие очень великие тайны, не имевшие никогдаместа быть
Беленькая Инна
- at 2012-09-10 10:06:24 EDT
Эта щелочная вода производила "очищение" (санацию) людей после прикосновения к мертвым и участия в похоронах. Согласно современным представлениям, пепел для "очищения" являлся чрезвычайно подходящим материалом, и кроме того, он был легко доступен.

...в Пятикнижии в принципе не должно быть каких-либо законов или постановлений, или обычаев, которые непознаваемы, и считающихся, что они даны свыше. А то, что нам они непонятны, должно объясняться лишь нашими недостатками, но не чем-то другим.

____________________________________________________-

Толкование ритуального очищения нечистоты пеплом рыжей коровы и обоснование его необходимостью соблюдения гигиены в нескончаемых блужданиях по пустыне сынов Израилевых - такое толкование, мягко выражаясь, очень утилитарно. Как все просто! В отсутствие мыла разводили пепел рыжей коровы и получали щелочной раствор, незаменимый в целях санации при погребении мертвых.
Такие попытки рационального объяснения древних религиозных ритуалов не новы. В этом ряду - и обычай обрезания, который,якобы, проводился во избежание воспалительных процессов крайней плоти. Или знаменитый призыв "Не вари козленка в молоке его матери", указывающий ни на что иное, как на различие ферментативных процессов в желудке при употреблении мясной и молочной пищи и соблюдении раздельного питания.
При этом забывают то, что составляет главное отличие древнего человека, заключающееся в освящении самой его жизни, и священном характере основных жизненных функций(питания, секса, работы), которые наполнены для архаического человека совершенно иным смыслом. Вера в сверхъестественные силы, потусторонние влияния, таинственную связь между человеком и Высшим миром - это совершенно иной опыт человеческого существования. "Носить Бога в сундуке - в ковчеге, в скинии - это не варварство и обман, но выражение необходимости Божьего присутствия в пустыне нашего бытия"(Гастнер). Поэтому не может не вызывать возражения эта интерпретация автором праха рыжей телицы.
А прах Земли Израиля? Зачем еврею было нужно обязательное погребение в Земле Израиля или хотя бы горстка ее праха в могилу. Если встать на точку зрения автора, то в этой слепой любви к своей земле ничего сверхъестественного нет. Каждый любит свою страну и "вообще , земля - прах один. Еврей может жить , где угодно, хоть в Америке, хоть в Париже, хоть в Москве. Помогать же евреям еще лучше в Америке...Но чем стараться во благо земли израильской , лучше стоять на ней"(из примечаний переводчика к книге Агнона "В сердцевине морей"). За этой иронической манерой переводчика проступает другое, та Священная история, которая связывает евреев с Землей Израиля, а также, что рациональный подход к обоснованию этого здесь неприменим.

Миша
Нешер, Израиль - at 2012-09-09 20:58:44 EDT
Я хотел сказать спасибо, но забыл :)
Миша
Нешер, - at 2012-09-09 20:55:02 EDT
Ну интересно. Прочтение навеяно фильмом "Москва 2017"