©"Заметки по еврейской истории"
Май 2008 года

Леонид Иоффе


Кипящий ближневосточный котёл

 

 

Более четырех тысяч лет назад Авраам, его жена Сара покинули вавилонский город Ур и отправились на Запад в сопровождении многочисленного отряда людей, гнавших домашний скот. Нет точных сведений о том, были ли они вооружены. По пути Авраама встретил Яхве (Господь). Аврааму в ту пору было 75 лет. Именно ему Яхве предложил союз – Авраам будет следовать Божьим заповедям, за что всевышний сделает его потомков Своим Избранным Народом. Была предписана лишь одна заповедь – обрезание на восьмой день после рождения (или после обращения). В обмен потомки сохранятся как отдельный особый народ и будут народом Бога. Жить избранный народ будет в земле Ханаанской. Народ этот в Ханаане назвали иврим, что означало перешедшие через реку. По меньшей мере 4 столетия евреи вели кочевой образ жизни. У них не было собственной страны, своих правителей. Они следовали завещанному им обряду обрезания. Соседние народы относились к ним с уважением, хотя расценивали обрезание поклонением невидимому Б-гу как некую странность – Как можно поклоняться Богу, которого нельзя увидеть?

4 столетия спустя евреи получили 10 заповедей Моисея. Все это время неотъемлемую часть утвари в еврейских жилищах составляли идолы. Евреи сохранились благодаря трем основным положениям: - Единственный Бог (провозглашен Авраамом), обрезание и отказ от приношений человека в жертву. В основном благодаря монотеизму они стали цивилизованнее и отдалились от других народов. Появились иные ценности. Эти долгие годы сохранялась идея союза с Б-гом – Всемогущим Отцом. Когда же на Ханаан обрушилась засуха, голодные племена, включая евреев, хлынули в плодородную дельту Нила. Египтяне встретили изголодавшихся пришельцев в высшей степени гостеприимно. Библия напоминает о том, что братья, ревновавшие Иосифа к отцу, который заметно отличал его от других потомков, продали красивого умного парня в рабство в Египет. Карьера Иосифа была головокружительна. Он стал любимцем фараона и занял одну из высших должностей в государстве, соответствующую по нынешним понятиям должности канцлера. С разрешения фараона Иосиф пригласил братьев в Египет. Евреи спокойно пасли свои стада, однако новый фараон изменил отношение к пришельцам и со временем обратил их в рабство. Это произошло в 1600 г. до н.э. Египет, ставший могучей морской державой, все эти годы вел борьбу за влияние в регионе с Вавилоном и Ассирией, с вторгшимися в страну варварами (гиксосами, хеттами и др.). Гиксосы даже покорили египтян. Лишь через полтораста лет захватчики были свергнуты. Вместе с ними были порабощены и стали рабами также другие племена, пришедшие в Египет вместе с гиксосами. Евреев, уже бывших рабами, ждала другая напасть – фараон повелел казнить всех еврейских младенцев мужского пола, чтобы воспрепятствовать быстрому размножению евреев и не дать осуществиться пророчеству, что один этих младенцев лишит фараона власти. По библейскому преданию удалось спасти лишь одного малыша. Мать положила его в водонепроницаемую корзину и пустила в Нил. Там его обнаружила дочь фараона, пришедшая купаться. Младенец был спасен, усыновлен, воспитан при царском дворе и наречен Моисеем. Известно, что когда ему было около 30 лет, он убил египетского надсмотрщика, жестоко избивавшего раба-еврея. Моисей бежал, опасаясь гнева фараона. Он оказался в стране Мидиан, где женился на дочери мидианского жреца. В отличие от положения, которое он занимал в Египте, он всего-навсего пас овец, когда ему явился Яхве и открылся как Бог Авраама. Яхве приказал Моисею вернуться в Египет и вывести пребывающих там в рабстве евреев, жизни которых угрожает опасность, уже недвусмысленная. Моисей согласился далеко не сразу. Среди влиявших на согласие причин, одной из самых кардинальных было заикание. Однако оказалось, что у него есть брат Аарон, который будет разговаривать с народом. Судя по библейским текстам, Всемогущему пришлось не только угрожать, но и льстить Моисею. Пророк вывел евреев из Египта, провел их по дну расступившегося Красного моря. Египетская же конница, преследовавшая бежавших рабов, была этим же морем поглощена. Многочисленный к тому времени еврейский народ в течение 40 лет скитался в Синайской пустыне. За это время старое поколение вымерло. Выросло новое, не знавшее рабства. В Синайской пустыне Яхве через Моисея дал евреям 10 заповедей, ставших основой еврейской демократии и самого существования нации. Моисей умер, так и не ступив на Землю обетованную. Умер при загадочных обстоятельствах. Место захоронения неизвестно. Народное предание гласит, что Яхве наказал Моисея за ослушание. Моисей нарушил прямой запрет Яхве. Попробуй поспорить! Интересно другое. Прошло более трех тысячелетий, прежде чем в ближневосточном регионе археологи обнаружили светлую пемзу, которую ранее находили лишь в Эгейском море. Платон в «Хрониках» описал гибель могучей морской империи с развитой цивилизацией. Взрыв центрального острова Санторин (ХVП до н.э.), оказавшегося вулканом, заставило мощное цунами хлынуть воды Средиземного и Чермного (ныне Красного) морей в Эгейское море к Атлантиде – островной империи, расположенной в Средиземноморье. Ее население было полностью смыто в морскую пучину. В следующей фазе волны хлынули обратно и поглотили конницу египтян, которые были в непосредственной близости от беглецов. Светлая пемза, обнаруженная в ближневосточном регионе в наши дни, позволила сделать важный вывод, что в Ветхом Завете и «Хрониках» Платона описаны события, происшедшие по сути дела одновременно. Во время перехода евреев дно Красного моря обнажил сильный восточный ветер. Перемена ветра оказалась роковой для египетских всадников. Пепел действующих вулканов застлал небо («тьма египетская»). Египет наводнило огромное количество лягушек (чему нет объяснения по настоящее время), вспыхнули эпидемии и др. В те дни трудно было представить, что в «Хрониках» Платона и Ветхом Завете описаны последствия одного и того же события. Сравнительно недавно, уже в наши дни Санторинский вулкан снова проявил активность, однако менее бурную, чем в те далекие годы. Впрочем, многие специалисты на основании хронологических несовпадений рассматривают находку археологов (светлая пемза) лишь как версию. Непосредственные же участники – богобоязненные евреи, для которых спасение от голода обернулось рабством и высокомерные египтяне (фактически идолопоклонники) – видели во всем происходившем участие Всевышнего, поддержавшего избранный им народ.

Поскольку не все евреи бежали в Египет, спасаясь от голода, а значительная часть их осталась в земле Ханаанской, можно предположить, что с возвращением «беглецов» из Египта произошло смешение обеих частей. Евреи оказались наиболее пригодны для восприятия нового закона – Торы. Тора была прыжком в будущее, первым писаным законом, пронизанным стремлением к справедливости. Это существенно отличало Законы Моисея от шумерского кодекса, переработанного вавилонянами в собственный кодекс. Но тот немаловажный факт, что Тора существует тысячелетия, а ее приверженцы преодолевают многочисленные несчастья, которые они испытывают, свидетельствуют о том, что Всевышний избрал евреев для испытаний не только в радости, но и в горе.

В Торе три положительных утверждения – «Я – Господь Бог твой»; Соблюдай субботу; Чти отца и мать своих». Семь остальных заповедей четко определяют границы запретного. Была получена свобода действий – «Не делай другим то, чего не желаешь себе». Евреи, искоренив рабство, создав новое поколение, воспитанное на постулатах Торы, ринулись на указанный им Моисеем Ханаан, буквально выполняя прямой приказ Яхве. Возможно, это было не самое верное решение. Люди гибли в сражениях, теряли свободу, их выселяли из страны. Но каждый раз евреи выполняли указание Яхве. Евреи поняли приказ Яхве буквально и упрямо возвращались в Землю Обетованную – «Это наша земля, ее указал нам Господь Бог наш и мы будем жить здесь!». И они всегда возвращались на этот клочок земли, который постоянно служил приманкой для более сильных и хищных соседей, как бы его не называли во время вынужденного отсутствия евреев – Ханаан, Палестина, Израиль, Иудея и др. Ханаан, в который евреи сочли возможным вернуться, как в свою страну не был единым государством. Это было непрочное объединение хорошо вооруженных городов-государств. Сменивший Моисея Иисус Навин громил, как разрозненные племена, так и объединившиеся союзные полчища. Ханаанеянам не удалось составить единой армии из населения Севера и Юга. Им не удалось объединиться. Иисус Навин осадил Иерихон, в котором евреи жили до переселения в Египет. Но жители города за 400 лет их отсутствия привыкли к нему, как к своему и оказали упорное сопротивление. Осада затянулась, темнело и Навин остановил Солнце (!), чтобы успеть взять город засветло. Оборона Иерихона не  устояла. Сомнительно, чтобы Навин действительно остановил Солнце. Наверно опытный полководец сумел усилить и ускорить свои атакующие действия. Иерихон был взят. Евреи заселили обещанную им землю и перестали быть кочевым народом. Оседлые евреи создали конституционную монархию, совершенно не проявляя заботы о преемственности власти. Они были уверены, что при необходимости Иудею спасет пришествие мессии. В течение двухсот лет Иудею возглавляли Судьи, ответственные только перед Богом. Их было 12 (по числу колен, которыми они избирались). Такой многочисленный коллективный орган управления, надо полагать, заметно влиял на эффективность управления. Институт Судей способствовал развитию религии, но страну вместе с тем раздирали раздоры. Закономерно Судей сменили цари, первым из которых был Саул. Однако настоящим царем, действительно управлявшим государством был воинственный Давид. Его сменил собственный сын, поистине великий царь – Соломон. С именами Соломона и Давида связаны деяния, слава о которых сохранилась в веках и запечатлена в Ветхом Завете. Давид превратил Иерусалим в столицу страны, предназначил его для строительства Храма и поместил там ковчег (хранилище) Завета. Но Храм построил Соломон. Территория царства Давида в 5 раз превосходило Израиль (в границах до 1967 г.). Филистимляне, возглавившие племена, покоренные евреями, подняли восстание против захватчиков. Восставшим не удалось вернуть ни Иерусалим, ни Палестину. Но некоторые народы освободились от еврейского господства. Царь Соломон не пытался вернуть эти народы в подчинение силой. Он добивался мира дипломатическим путем. Все усилия были направлены на внутреннее развитие страны. Это был период благоденствия. Не случайно в замечательных арабских сказках «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» Соломона называют не иначе как «Сулейман ибн-Дауд да святится имя его». При Соломоне бурно развилась торгово-экономическая экономика. Земледельческая страна перешла к городскому образу жизни. Возникали города, расцветала торговля, процветало ремесло. В поисках работы в города хлынули разорившиеся земледельцы. И уже тогда, задолго до наших лет, Соломон перед своей смертью мог лицезреть конфликты, характерные для нашего времени – земледелие, утратившее эффективность, безработица, принудительный труд, эксплуатация, концентрация богатств, коррупция, «изысканные» пороки, извращенный суд. Иудея не представляла собой единого государства. Страна представляла собой два государства – Израиль на Севере и Иудея на Юге. Израильтянин мог править всей страной лишь при согласии иудеев и наоборот. Сын Соломона Рехавим направился в Израиль для коронации. В родной Иудее все прошло благополучно. Однако Рехавим не проявил понимания и отверг принцип, выдвинутый израильтянами «владыка – слуга нарда». Развязалась гражданская война, в которой войска Рехавима потерпели сокрушительное поражение. Эта война, начатая честолюбивым Рехавимом и продолженная его потомками, продолжалась целое столетие! Обращает на себя внимание важнейший постулат евреев в организации общества – правители, как и подданные, были одинаково ответственны за свои не только поступки, но и проступки.

В течение истории евреев менялся облик народа. Кочевники и землепашцы любили свой труд, любили мир, брались за оружие лишь при необходимости. Став воинственным народом, проявляли бесстрашие на поле брани. Не было противников, способных превзойти евреев в доблести. Они были одухотворены идеей борьбы за политическую независимость и религиозную свободу. Но в конечном итоге утвердился новый образ евреев – глубоко мирный и даже кроткий народ. Далеко не все понимают, что именно богобоязненность помогает евреям добиться успехов в любом виде человеческой деятельности, полагая, что только врожденное коварство определяет их достижения.

История распорядилась так, что среди еврейских царей упоминают, как правило, лишь Давида и Соломона. Однако среди правителей, возглавлявших разъединенные Иудею и Израиль, были цари, охотно бравшиеся за оружие при любой, казалось бы, непреодолимой опасности. Они вели в бой, кроме евреев, коалиции из других ханаанских племен. Властители эти часто сменяли друг друга. Самой заметной фигурой этого периода историки считают могучего царя Израиля Омри, который спас Израиль от неминуемой гибели Он сумел покончить с внутренними междоусобицами, бушевавшими в стране. Затем уничтожил вторгшиеся в Израиль союзные армии 6 государств-соседей. Провел ряд внутригосударственных реформ и раздвинул государственные границы. Его сын Ахав по приказу отца женился на принцессе из Тира Иезавели, прославившейся своим распутством даже при отсутствии средств массовой информации. Ахав, как и отец, выдающийся государственный деятель, блестяще проявил себя во внешней политике. Он разгромил сильные армии Финикии, Дамаска, Сидона, Тира. При этом отнесся к поверженным врагам по-братски. Ахаву был нужен мир на западных границах. На востоке начала проявлять имперские амбиции Ассирия. Ее конечной целью был Египет, путь к которому лежал через Израиль. Когда Ассирия была готова к нападению, Ахав был готов к встрече. Ассирийцы в Х веке до н.э. покорили Вавилон, прилегающие страны и могли двигаться на Запад. И двинулись. У Каркара (854 г. до н.э.) их встретили объединенные войска сирийских государств, организованные Ахавом. Еврейские полки шли в авангарде союзной армии. В сражении погибли свыше 20 тысяч воинов. Ассирийцы потерпели сокрушительное поражение. Их экспансия была приостановлена более чем на 100 лет. Израиль показал, что маленькую страну, обладающую мощной мобильной армией и перспективными идеями, лучше не трогать. После смерти Ахава взрыв накопившейся народной ненависти (из-за откровенного распутства Иезавели) привел к восстанию, провозглашенному пророком Элиша. Войска возглавил талантливый полководец Иеху. Выбор оказался для заговорщиков удачным. Была убита не только блудница Иезавель, но и все члены дома Ахава. Иеху, завладев пустующим израильским троном, беспощадно искоренил языческий культ Ваала. Он ревностно поощрял развитие ремесел и торговли. В Иудее история повторилась. Свою дочь Аталию, Иезавель выдала замуж за царя Иудеи Иорама. Тот умер от странной болезни, вызвавшей у него выпадение внутренностей. Царь скончался неоплаканным. Страну возглавил его сын Ахазия. В эти дни в Израиле наводил «порядок в верхах» Иеху. Под горячую руку попал и молодой царь Иудеи. Этим не замедлила воспользоваться Аталия, не уступавшая матери в распутстве и властолюбии. Она захватила трон Иудеи, перебив при этом при этом всех потомков Давида. Уцелел лишь один из них, Иехоаш, спрятанный своей теткой. Иудеи ненавидели Аталию, так же как израильтяне ненавидели ее мать Иезавель. Появились заговорщики. 6-летнее правление закончилось убийством Аталии. Был коронован 7- летний Иехоаш, процарствовавший 40 лет. Столкновения между Израилем и Иудеей, продолжавшиеся 100 лет, прекратились

После полувека относительного спокойствия Ассирию возглавил Тиглатпаласар Ш. Он возродил могучую империю, дал ей писаный кодекс. С евреев ассирийский царь потребовал огромную дань. Альтернативой было нашествие, что он и сделал. Огромная армия ассирийцев хлынула в еврейские государства. Но ему удалось захватить лишь несколько второстепенных участков. Прошло 10 лет прежде, чем была захвачена столица Израиля. В Ассирии стал править третий царь, когда можно было считать, что Ассирия одержала победу. Победитель Саргон П приказал изгнать из побежденной страны все ее население. Ассирия вернулась на политическую сцену. Египет и Сирия образовали союз, к которому удалось подключить Иудею. Стремительное нападение ассирийцев привело к расколу союзников. Египет и Сирия вышли из коалиции. Иудея с ужасом ожидала врагов, ворвавшихся в страну и быстро достигших стен столицы. Но в один действительно прекрасный день жители Иерусалима увидели, как ассирийцы покидают огромный лагерь, прекращая осаду, которой было невозможно противостоять. Паническое бегство ассирийцев, по мнению греческого историка Геродота, объяснялось эпидемией тифа. Скорее всего, так оно и было. Евреи же считали, что Яхве в очередной раз спас избранный народ пусть даже с помощью эпидемии.

Сакраментальное число 3 часто сопутствует трагическим «встречам» в еврейской истории. Три войны с Ассирией, три войны с Вавилоном, три войны с Римской империей. В конце концов, однако, рушились непобедимые страны, что противоречило законам логики. Евреи же восставали из пепла. Когда ассирийский царь Навуходоносор пошел на Иерусалим в третий раз, он не ожидал сопротивления «нищих, увечных, больных» евреев. Но евреи зарезали назначенного наместника и подняли вооруженное восстание без всякой, казалось бы, надежды на успех. Они боролись за своего Б-га, за религию, за свободу и побеждали, несмотря на любые неблагоприятные обстоятельства. Поражения оказывались временными! В период, когда Израиль и Иудея вошли в зону влияния империи Селевкидов и началась эллинизация евреев, произошло одно из первых восстаний, начавшееся в маленьком городке Модиин (189 г. до н.э.). Греческий чиновник приказал пожилому еврейскому священнику принести человека в жертву языческому богу. Священника звали Маттитьяху. Он происходил из славного рода Хасмонеев. Богобоязненный Матитьяху не мог преступить закон, выполняя жестокий приказ, зарезал чиновника и бросил его труп к ногам греческой статуи. Тогдашний царь Антиох, прозванный Великим, потребовал казнить виновного.

Евреи Палестины поднялись на защиту Маттитьяху, который возглавил вместе со своими пятью сыновьями восстание. Они вошли в историю под именем Маккавеев, ставших символов национального бесстрашия и непреклонности. Антиох полагал, что легко расправится с восставшими и прихватил с собой работорговцев. Его амбиции были безмерно велики. Он желал воссоединить под своей властью все разрозненные царства, перешедшие после смерти Александра Македонского к его полководцам. Происшествие с Маттитьяху казалось Антиоху мелким. Однако армия Антиоха была отброшена, Храм евреи очистили от идолов и заново посвятили Яхве. Уцелел из Маккавеев лишь один сын – Шимон. Он заключил договор с Селевкидами. Вроде бы, безнадежная война, продолжавшаяся 25 лет, закончилась созданием независимого еврейского государства. Тогда же персы во главе с Киром, разгромившие Вавилон, стали основной силой в регионе и, что было для евреев наиболее важно, разрешили вернуться им в Палестину. Яхве, по мнению избранного народа, неукоснительно выполнял обещанное. Это была первая в истории мира религиозная война. Евреи сражались с мрачной решимостью. Они не считались ни с числом противников, ни с жертвами. Высокомерное отношение греков к евреям сменилось страхом. Война закончилось поражением греков и разгромом армии Антиоха Эпифана, пришедшего к власти в 174 г. до н.э. Храм очистили от языческих идолов и вновь посвятили Яхве. Эллинизация не состоялась. В Иудее опять было создано еврейское государство.

Нашей целью не является изложение даже краткой истории Израиля. Поэтому перейдем к рассказу о наиболее героических ее страницах – Иудейских войнах с Римской империей. Эти войны прекрасно описаны в исторической и художественной литературе, что дает возможность остановиться на некоторых, наиболее ярких эпизодах.

Примерно за 100 лет до н.э. на исторической арене появилась новая сила, претендующая на господство цивилизованным миром – могучая Римская империя. В 67 г. до н.э. римляне, возглавляемые Помпеем, завоевали Сирию. Он приказал одному из претендентов на власть Гиркану оставить трон и покинуть страну. Гиркан не мог ослушаться повелителя вселенной и выполнил приказ. Власть перешла к его брату саддукею Аристобулу. К Помпею обратился с просьбой о восстановлении законных прав фарисей Гиркан. Однако фарисеи, которым оба брата – Аристобул и Гиркан - опротивели неимоверно, просили Помпея не помогать им. Солдат Помпей решил вопрос прямолинейно: он вторгся в самостоятельное царство Маккавеев (63 г до н.э.), покорил его и назвал Иудеей. Самостоятельность государства, созданного собственными руками (Шимон Маккавей), была своими же руками разрушена. Никто в то время не мог предсказать, что предстоят три войны крошечного государства c могучей империей и эти войны приведут в итоге к падению незыблемого колосса. Рим был основан в 753 г. до н.э. стараниями безвестной волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема, которые и основали Рим. (Не эта ли легенда заставила Киплинга написать замечательную историю «Маугли»?). Первые 300 лет римляне боролись за место под Солнцем. Дорого дались будущим повелителям мира битвы со свирепыми варварами, вторгшимися в страну с севера. До варваров римляне истребили высокую цивилизацию этрусков. Трижды римляне воевали с самнитами, провели три пунические войны, три войны с Македонией, три войны с Митридатом Понтийским. К 50 г. до н.э. воинственные римляне завладели почти всем цивилизованным миром и стояли перед Азией, куда их манила перспектива повторить победное шествие войск Александра Македонского. Успешно закончив победное шествие на Востоке, Помпей с огромной добычей вернулся в Рим, полагая, что созрел для высшей власти. Но там его ждали другие претенденты – Марк Красс и Юлий Цезарь преподнесли прославившемуся «соискателю» подарок - «Первый Триумвират». Власть разделили между тремя консулами. Но дружба и достигнутое согласие оказались фикцией. В битве под Фарсалом (48 г. до н.э.) в Фессалии Помпей был разгромлен и Триумвират перестал существовать. Цезарь стал первым консулом. По сути дела диктатором. Помпей бежал в Египет, где Цезарь продолжал его преследовать. Фактически именно Цезарь настиг его – Помпей погиб от рук наемного убийцы. Цезаря ожидала любовь египетской царицы Клеопатры. По происхождению она была гречанка из рода Птолемеев, последней представительницей великого рода. Римляне завоевали Египет и по инерции вторглись в Иудею. Из рук Помпея Иерусалим перешел в руки Цезаря и соответственно Рима. Клеопатра, оставшись без страны, родила Цезарю сына. На евреев же обрушились непомерные налоги. Цезарь был убит в Риме заговорщиками. Марк Красс потеря жизнь в сражениях с парфянами. Власть перешла к Октавиану, назвавшему себя впоследствии Августом. Он окончательно присоединил Египет к Риму, попутно лишив Клеопатру царского титула и всех ее сказочных богатств. Не желая подвергаться унижениям – Клеопатра должна была идти перед колесницей Октавиана – царица покончила с собой.

Господство Рима над Иудеей началось в период, когда обе страны раздирали гражданские войны. После двух перестановок к власти в Иудее пришел Ирод, сделавший ставку на Октавиана. Он сумел войти к нему в доверие и получил еврейский трон. Однако один из Хасмонеев, Антигон, бежавший в Парфию, сумел уговорить парфянского царя пойти на Иерусалим. Произошло чудо – римляне были разбиты, изгнаны из Иудеи, ставшей независимым государством со столицей в Иерусалиме. Целых три года продолжалось яростное сопротивление Антигона Ироду. Победил Ирод. Царь и он же первосвященник Антигон вместе с сорока пятью сенаторами были казнены. Ирода, названного Великим, евреи глубоко ненавидели. Жестокий и беспринципный Ирод без долгих раздумий убирал всех своих соперников и не только их. Первосвященника Ирод подвергал пыткам и непрекращающимся угрозам, убил одну из своих жен и нескольких детей, приказал зарезать всех младенцев мужского пола в Бейт-Лехеме, потому что там должен был, согласно пророчеству, родиться претендент на царский трон. Повторил, грубо говоря, претензии к еврейским младенцам Фараона.   Несмотря на ненависть и презрение евреи считали Ирода законным царем. Одна из его жен, родившая ему двух сыновей, была из рода Маккавеев. Ирод убил обоих. своих детей.

В то время наступили дни благоденствия Галилеи, где царствовал после смерти Ирода его сын Антипа. Однако поборы римлян превзошли все мыслимые размеры. Зелоты, ессеи, фарисеи, саддукеи объединились в борьбе против римлян. К ним присоединились даже христиане и неевреи. Восстание было беспощадно подавлено, но римляне не извлекли из нее урока. В 33 г н.э. был распят на кресте Иисус Христос. Тогдашний прокуратор жестокий и коварный Понтий Пилат угрозами и лестью сумел уговорить первосвященников дать согласие на казнь Христа. Дело было представлено как просьба первосвященников. Согласие Пилата сохранилось в знаменитой фразе, оставшейся в памяти человечества – Я умываю руки. Коварство Пилата привело к тому, что вину за казнь Христа римляне сумели переложить на евреев. Сказке охотно поверили и современники и потомки. Эта уверенность сыграла основную роль в развитии антисемитизм в те и последующие годы. Христиане в начале развития религии подвергались жестоким гонениям со стороны римлян. Сторонники новой конфессии, в конце концов, забыли, что Иисус, его апостолы и первые христиане родились евреями. Об этом факте не надо было бы забывать ныне живущим антисемитам, как неверующим, так и верующим. Тем более что пить за рождество Христово не обязывает к переходу в иную конфессию, хотя Иисус и родился евреем.

 Между 7 и 41 гг. в Иудее сменились 7 римских прокураторов, совершенно не подходивших для этой роли. Все они выбились из низов. Бывшие солдаты не знали, что такое дипломатия, не имели социального чутья. Свои действия, характерные для тупых и плохо образованных людей, прокураторы осложняли бессмысленной жестокостью. Любую проблему решали с помощью кровопролития. Римляне решили навязать евреям нового царя, внука Ирода – Агриппу 1. Он был усыновлен императором Тиберием, подружился с Калигулой. Тот ликвидировал институт прокураторов и даровал трон Агриппе. При этом все еврейские провинции Рима были объединены в одну. Агриппа был благодушным человеком, правил безалаберно. Умер, вызвав у своих ироничных подданных ... смех. На церемонии, во время которой его провозгласили богом, он упал и скончался как обыкновенный смертный.

Возмущение евреев нарастало. Рим прислал нового прокуратора Флора, оказавшегося последним на этом злосчастном посту. Флор, по-видимому, старался, как мог, освободиться от должности. Он надел одежду первосвященника и счел это весьма забавным. Евреи же были жестоко оскорблены. К давно укоренившейся ненависти прибавилось глубокое отвращение. Флор не мог остановиться и потребовал у евреев 17 талантов золота из фонда Храма. Но на римские легионы, расположенные под Иерусалимом, устремились евреи, вооруженные, как могли и чем могли Восстания вспыхнули по всей стране. Владыки мира – римляне – были обращены в бегство.

Вспыхнувшую войну можно было уподобить сражению совсем крошечного Давида с непомерно огромным Голиафом. Повторялся растянутый во времени сюжет из Библии. В случае победы евреев, к которой они были близки, огонь восстаний охватил бы всю Римскую империю. В течение года римляне пребывали в состоянии шока. Генерал Цестиус Галл, возглавлявший крупную группу римских войск в Сирии, примчался в Иудею для подавления мятежа. Евреи, одухотворенные Богом, разгромили мощные легионы и вышвырнули их из страны. Император Нерон обратился к лучшему из лучших полководцев Рима – Веспасиану. Тому понадобился год, чтобы, командуя элитными легионами, остановить натиск еврейских отрядов. Главнокомандующим евреев был Иосиф бен Маттитьяху. Под именем Иосиф Флавия он оставил человечеству единственное свидетельство очевидца роковых событий. После разгрома еврейских армий его захватили в плен и привели к Веспасиану. Они подружились. При этом Веспасиан разрешил сопровождать римские войска при осаде Иерусалима. Он знал о желании Иосифа Флавия написать историю еще не закончившейся войны. «Иудейская война» и «Иудейские древности» - лучшее из всего написанного о знаменательных событиях в еврейской жизни в последнем веке до нашей и начале новой эры. Многие евреи считали его предателем за то, что человек, способный держать оружие, мог бесстрастно наблюдать, как гибнут его осажденные соотечественники.

В 68 году, мало примечательном с военной точки зрения, произошло одно из важнейших событий в духовной истории евреев событие. До Веспасиана сумел добраться Иоханан бен Заккай, мудрый человек и ученый раввин. Он вдохнул жизнь в иудаизм, который угасал вместе с людьми в окруженном городе. Бен Заккай, как и Флавий принадлежал к партии, выступавшей за мир, и справедливо полагал, что сопротивление не имеет перспектив и приведет к мучительным невзгодам либо рассеянию народа. Он с помощью нескольких преданных учеников осуществил заранее разработанный план. Они объявили, что великий мудрец бен Заккай умер от заразной болезни и его нужно похоронить вне стен города во избежание эпидемии. Противники римлян, державшие мертвой хваткой осажденный город изнутри, дали разрешение на вынос заколоченного гроба с живым рабби. Гроб пронесли через ворота к шатру Веспасиана, где бородатый старик в традиционном еврейском одеянии выбрался из гроба и бесстрашно предстал перед величайшим полководцем того времени. Просьба бен Заккая была кратка и неожиданно скромна. «Я хочу объявить пророчество и изложить просьбу». Раввин предсказал, что Веспасиан будет императором и пусть император Веспасиан разрешит ему и нескольким ученикам в любом самом незначительном городке или поселке Палестины открыть небольшую школу. Потрясенный пророчеством и скромностью просьбы Веспасиан сказал, что если он действительно станет императором, то легко удовлетворит просьбу еврея. В тот же год император Нерон покончил с собой. Один за другим его сменили три политических деятеля. Каждый из них был убит через несколько месяцев пребывания у власти. Сенат предложил трон Веспасиану (69 г. н.э.). Император выполнил обещание, данное бен Заккаю! В городе Явне была создана первая ешива. Невозможно переоценить значение создания первой религиозной школы для спасения иудаизма.

Покинув Палестину для того, чтобы надеть пурпурное одеяние императора, Веспасиан поручил возглавить римские войска своему сыну Титу. Под командованием Тита было 80 тысяч человек. Иерусалим охраняли 23 400 человек. Тит, не желая рисковать лучшими солдатами империи, решил использовать психологическое давление. Под стенами Иерусалима римляне провели военный парад. 70 000 солдат, 10 000 конников, сопровождаемые тысячей осадных орудий, зашагали, вздымая к небу тучи пыли. Шествие продолжалось 3 дня. Когда зрелище закончилось, и пыль осела, римляне увидели на стенах безмерно радостных танцующих и аплодирующих евреев. Им понравился парад. По команде взбешенного Тита осадные орудия начали метать в северную стену Иерусалима громадные камни. Лишь через две недели был пробит зияющий пролом, в который устремились римляне. Совершенно неожиданным был для них встречный бросок евреев. Две недели продолжалась рукопашная – мечи против мечей, копья против копий, палицы против палиц. Через две недели отчаянных схваток евреи вытеснили римлян из города. Тит понял, что встретился с сопротивлением, которого римляне до этой битвы не видели. Он понял, что евреев можно взять только измором. Иерусалим был окружен земляной насыпью, равной по высоте городским стенам. Осажденные не могли получить пищи и воды. Никто не мог пробиться к осажденным через широкий сухой ров. Бывали дни, когда на крестах вокруг города корчились и стонали от ран до 500 человек. Тем не менее, евреи сопротивлялись. Запах гниения делал жизнь в городе невыносимой. Так прошел четвертый год изнурительной войны. В решающих сражениях последнего года войны римляне смертью смывали многолетний позор. Сожгли Храм, насиловали женщин, бросали в огонь живых младенцев, убивали священнослужителей. Сбрасывали со стен своих непримиримых противников – зелотов. Оставшихся в живых евреев бросали в жертву львам, других с Тарпейской скалы в Риме, третьих обращали в рабство. Огромное число столь храбро воевавших евреев должны были пройти в триумфальном шествии, гонимые злорадствовавшими римлянами

Римский историк Тацит писал о соотечественниках «Они превращают все в пустыню и называют это умиротворением». Он считал, что в Иерусалиме во время осады жили 600 000 жителей.

Так закончилась Первая из трех иудейских войн. Проявленные стойкость и бесстрашие закончились, как полагали современники, бесславным поражением. Но римляне победили не столько благодаря мужеству и воинскому умению, сколько благодаря многочисленности. Те, кто хотел знать, поняли, что римлян можно побеждать. Огонь, тлевший в сердцах мятежных иудеев, охватил весь Ближний Восток.

В 70-м году н.э. Иерусалим был захвачен, Храм разрушен, а Храмовая Гора распахана.

Вторая Иудейская война была неизбежной. Толчком к новому восстанию послужило вторжение парфян на территории, покоренные римлянами. Правивший Римской империй в те годы император Траян двинул свои войска в ответный поход. Тут же в Египте, Антиохии, Кипре, Киренаике вспыхнули восстания евреев. Траян прервал поход. Он понимал, что угроза «второго фронта» может повлиять на исход войны. Сражения начались в 113 г. и продолжались в течение трех лет. Евреи, которым не хватало людей и оружия, потерпели поражение. Но римляне были ослаблены настолько, что прекратили войну с парфянами. Впервые в их истории путь столкновений не привел к расширению границ империи. В 117 г. н.э. Траяна на престоле сменил Адриан. Новый император, обрадовавшись окончанию дорогостоящих военных действий, решил договориться с евреями. Но свои обещания Адриан выполнять не собирался. Обещал восстановить Храм. Храм был восстановлен, но Храм Юпитера, а не Яхве. Иерусалим был вновь отстроен. Новый город под названием Элия Капитолина превратили в обыкновенный римский город. Адриан полагал, что второе поражение отобьет у евреев охоту к боевым действиям. Но у евреев появился выдающийся полководец Шимон бен Косиба. Его назвали Шимон Бар-Кохба (Сын Звезды). Бар-Кохба, обладавший огромной физической силой, личным обаянием, несомненным талантом полководца и безмерной отвагой, объявил себя мессией. Ему принесло огромную пользу, что великий мудрец рабби Акива объявил себя его апостолом и оруженосцем. Они вдохнули в сердца евреев новый боевой дух. Сведения, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что Бар-Кохба был властным, вспыльчивым и жестким человеком. Но ведомые им войска были бесконечно ему преданы и отличались редкостным бесстрашием. Бар Кохбе доверяли, несмотря на отсутствие благочестия. В Талмуде упомянута его фраза - «О, БОЖЕ, не помогай, но и не мешай нам». Таков был один из самых великих героев в истории евреев. С именем Бар Кохбы связаны сражения 132-135 гг. Не менее значительны были мудрость и мужество его ближайшего сподвижника рабби Акивы. Он родился в бедной семье, был полуграмотным пастухом. Влюбился и женился на наследнице одного из самых богатых людей Иерусалима. Она привлекла его внимание к Торе, которую он глубоко изучил. Его толкование священной книги повлияло на образ жизни многих евреев, где бы они не жили, а в данный конкретный период на отношение к Бар Кохбе, утверждавшего, что он Мессия и потомок царя Давида. Мессианские претензии Бар Кохбы повлияли на то немаловажное обстоятельство, что к его войскам не присоединились христиане. У них уже был Мессия – Иисус Христос. Тлевший в сердцах евреев огонь привел к войне, в которой римляне не столько нападали, сколько защищались. Вспышка народного гнева застала римлян врасплох. Они не могли даже предположить, что у евреев осталась способность к сопротивлению. Император Адриан быстро осознал, что победы евреев над римскими легионами могут иметь сокрушительные последствия для империи. Он привлек к командованию войсками на Ближнем Востоке лучшего полководца римлян Юлиуса Севера. Север находился в то время в Британии, где «разбирался» с восставшими кельтами. Видимо, Адриан полагал, что война в Британии меньше угрожает Римской империи, чем еврейские амбиции. Север с 35-тысячной армией вторгся в Землю Обетованную и навязал сражение численно уступавшим войскам Бар Кохбы. Римские легионы потерпели позорное поражение. Стало ясно, что римляне не сумеют победить в открытых столкновениях. Тактика была изменена. Римляне перешли к уничтожению посевов, жилищ, деревень и городов, мужчин, женщин, детей, стариков, домашнего скота, т.е. всего живого. Обладая численным превосходством, римляне навязали евреям медленную, грязную, отвратительно позорную войну. Спустя века появилась изречение – для победы все средства хороши. Война на уничтожение привела население страны на грань исчезновения. В 135 г. Бар Кохба погиб в бою (по некоторым данным не без помощи измучившихся в бесконечных сражениях соотечественников). Лишившись вождя, его войска капитулировали. Рабби Акива был подвергнут римлянами мучительным пыткам. Бесстрашный человек, борец за сознание нации, ее духовный лидер – таким он вошел в историю. Он понимал, глядя в мутные от бешенства глаза своих заклятых врагов, что обречен, что пытки приведут его к смерти; а он умрет, лишенный последней горькой радости, погибая - убить. Тем не менее, имя бесстрашного, непреклонного человека, великого мудреца и великого богослова, оказавшего влияние на многие поколения евреев, сохранилось в веках.

Уцелевшие в кровавой бойне евреи бежали в Парфию, где их радостно приняли. Не успевшие бежать были проданы в рабство. Иерусалим и восточная Палестина были объявлены запретными для евреев. Но победа дорого обошлась Риму и в деньгах и в престиже. Обычное сообщение Сенату об исходе войны Адриан оставил без последней фразы «Я и мои войска в полном благополучии». Благополучия не было. Легионы поредели. Иудейские войны оказались искрами, зажегшими пламя борьбы покоренных народов за освобождение. За границами владычицы мира, бушевал океан ненависти, хлынувший в конечном итоге в ее пределы. Более того, значительные массы евреев продолжали жить под римским господством и, когда в 212 г. им были представлены права гражданства, они отнеслись к акту равнодушно, по сути дела, отвергнув его. Еврейское меньшинство ощутило в себе достаточно сил, чтобы после трех поражений отвергнуть диктат римского большинства (после трех «побед»). Вряд ли кто-нибудь из людей, мало-мальски знакомых с вопросом, сомневается, что в скрижали Моисея вдохнул новую жизнь Бен Заккай, восставший перед Веспасианом из заколоченного гроба. Евреи многому научились у греков (эллинский период) да и у римлян. При этом и евреи, и греки, и римляне посмеивались над отдельными религиозными положениями сторон.

Но исторический факт, что в 1-м веке нашей эры 7 миллионов жителей римской империи (из 70) следовали еврейским обычаям. Из них около четырех были иудеями по праву исторического наследия, другие были обращенными язычниками первого либо второго поколения.

Адриан за годы своего правления много сделал для централизации государственной власти, развития экономики империи, укрепления ее границ (валы Адриана), связи и др. Но красивый, властный, несомненно, умный человек умел наслаждаться обыденными радостями жизни. Его охватило глубокое горе, когда умер его любимец, с которым он не расставался. Любимец – не то слово; они были любовниками, что при многобожии (т.е. для греков и римлян) не возбранялось.

Выше отмечено, что в те далекие годы произошли события, которые привели к столкновениям евреев с царем Антиохом Ш Эпифаном (Великолепным). Он насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Не подчинились лишь евреи, в действиях которых Антиох усмотрел влияние еврейских традиций и Торы. Свитки Торы по приказу Антиоха сжигали, обрезание, субботы и праздники были запрещены. Действия властей привели к всенародному негодованию; восстание против греческих захватчиков  возглавил вместе со своими пятью сыновьями священник Маттитьяху. После смерти отца во главе восставших встал его сын Иегуда по прозвищу Молот (Маккаби). Иерусалим стал свободным городом. Но оскверненный храм стоял в грязи и запустении. Для очищения нужно было зажечь огни Меноры – храмового светильника. Во всем Храме нашли лишь один кувшинчик с чистым елеем и нетронутой печатью первосвященника. Для изготовления чистого масла требовалось 8 дней. Мудрецы пошли на риск и зажгли имеющийся единственный светильник. Свершилось чудо – светильник горел 8 необходимых дней. В память о Чуде еврейские мудрецы постановили праздновать Хануку – Праздник Света или Праздник Зажженных огней. Именно это ниспосланное Б-гом Чудо, по мнению евреев, ознаменовало их освобождение. Факт же изгнания врагов с территории еврейского государства был достаточно обыденным для того, чтобы считаться чудом. Праздник же Света был действительно ниспослан Б-гом и не случайно из года в год отмечается евреями всего мира.

Война 66-73 гг. считается последней Иудейской войной. В 70-м году был в очередной разрушен Храм. 10 августа Храм загорелся и пылал 10 дней.100 тысяч жителей Иерусалима были взяты в плен, а по всей стране – 1 100 000 человек! Храмовая гора распахана, Храм разрушен.

Обращает на себя внимание положение принципиальной важности, вынесенное евреями из многочисленных войн – неприятие войны как способа решения конфликтов между государствами. После окончания сражений с Римской империей евреи не воевали 18 веков! Но будучи в рассеянии и имея даже не права, а намеки на равноправие, они служили обретенной отчизне верой и правдой. Более чем часто оказав стране помощь в развитии экономики, торговли, производства, евреи становились не нужны стране, и им предлагали искать новое место жительства. В одном из томов своего выдающегося четырёхтомника «Всемирная история», вышедшего более 100 лет назад, О. Егер пишет, что мирный 18-вековый период связан с диаспорой и никоим образом не был определен волевым решением смотревшим далеко вперед руководителей народа.

Израильтяне и в наши дни непрерывных интифад стараются остаться над схватками, несмотря на непрерывные провокации и информационную войну, которую их палестинские противники ведут достаточно умело. Идет гражданская война в Ираке, палестинцы обстреливают ракетами Израиль. На территории Израиля осуществляются теракты, в которых гибнут преимущественно мирные жители, в Иране проведена выставка карикатур на Холокост, глава Ирана требует стереть Израиль с лица Земли. Многие страны (не всегда для самозащиты) «обрастают» ядерным оружием. Всех нелепостей не перечесть. Необходимо политическое решение проблемы и добрая воля всего человечества. Иначе последствия окажутся куда более серьезными, чем в древние века.



К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 1141




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer5/LIoffe1.php - to PDF file

Комментарии:

Борис Э. Альтшулер
Берлин, - at 2010-09-25 06:20:36 EDT
С удовольствием прочитал интересный дайджест автора по древней и античной истории Израиля по наводке из Гостевой. С моей точки зрения текст стоило бы разделить на отдельные части, что очень облегчило бы восприятие.

Парочка неточностей. Например, Иосиф Флавий (Иосиф бен Мататьягу) не был командующим всей армии, а лишь важной пограничной крепости Гамла (Гамала) на Голанах, где и был взят в плен римлянами в начале 1-й Иудейской войны. Именно евреи Гамлы предвосхитили жуткий подвиг защитников Масады: 5000(!) её жителей не сдались врагу, покончили собой, выполняя завет "кидуш hа Шем". Садукей Иосиф Флавий этого делать не стал.
Кстати, его племяник был римским гражданином и одним из военоначальников, осаждавших Иерусалим.

Сложно и с Иохананом бен Заккаи, который считается основоположником современного иудаизма. Когда в осаждённом Иерусалиме, несмотря на грохот таранов римлян, развязалась жуткая междуусобная резня, Иоханан послал со стрелой из лука послание римлянам, т.е. тайно вступил в прямые переговоры с врагом. После этого ученики вынесли его в гробу из осаждённого города.
Поэтому неудивительно, что после войны на посту руководителя им основаной академии/иешивы в Явне его сменил раббан Гамалиель, "князь" следующего поколения и руководитель Сангедрина. Последние годы своей жизни Иоханан бен Закаи, который, очевидно, не смог смыть с себя пятно предателя, провёл, руководя иешивой в Брор Хайиль на юге Эрец Исраэль. Таков несколько неожиданный взгляд на его роль в 1-й Иудейской войне.

Геннадий
Тель-Авив, Израиль - at 2010-09-24 17:34:07 EDT
Уважаемый Леонид Аркадьевич, я с интересом прочёл вашу статью, спасибо! К сожалению, последний абзац мне кажется слишком конспективным, а фраза: «Израильтяне и в наши дни непрерывных интифад стараются остаться над схватками, несмотря на непрерывные провокации...» - неточной. Израильтяне слишком разные и говорить о народе в целом, приписывая им общее отношение, нельзя. Обобщения правомерны только в отношении государственной политики.

Кроме данного вопроса, мне хотелось бы уточнить некоторые данные о вашей встрече с Высоцким и прежде всего: год, месяц. Нельзя ли связаться с Вами. Мой адрес: gandy@yandex.ru Буду очень признателен за ответ.