Starina_3(56)_2008

 

Старина -- категория не времени, а качества: все станет когда-нибудь стариной, если не умрет раньше
   
  Номер 3(56)          Май-июнь 2008 года  
 
По улице проходили молодые парни и девушки, выходцы из Германии, с огромными рюкзаками за плечами, в которых находилось, по-видимому, всё их имущество. В доме, где мы жили, тоже поселилась семья из Германии. Их дочь по имени Вильгельмина стала моей подругой. Мать её была немкой и христианкой, а отец евреем. Он с большим трудом выбрался из нацистского концентрационного лагеря, куда был заключен за то, что, будучи евреем, женился на немке-христианке и тем самым осквернил арийскую расу.  
Из предисловия переводчика видно, что он принимает Ибн Сину за автора комментария, а само сочинение «Хай ибн Якзан» считает переводом с какого-то древнего сочинения на иврите, относящегося к жанру аллегорической литературы (ма'амарим ѓамешилийим). Свою цель переводчик видит в том, чтобы вернуть этому сочинению его первоначальную форму. 

До появления в свет газеты «Сусанин», органа Красноярского отдела «Союза русского народа» в 1907 г., никаких «выпадов» против евреев в местной печати не наблюдалось. Выходившая с 1907 по 1914 гг. газета насквозь была пропитана антисемитскими сюжетами и призывами. Ее страницы пестрели названиями статей «Еврейская хитрость», «Жиды обижают», «Еврейская наглость», «Наглость жидовки», «Жидовское засилье» и другие, что свидетельствовало о сплошной неприязни ее авторов, чаще всего анонимных, к евреям.

В этой первой мировой войне авиации еще не было. У немцев были только разведывательные самолеты. Они пускали над нами ракеты осветительные голубые и красные, и тут же стреляла артиллерия. Еще они с самолетов бросали листовки на русском языке. Они писали нам, что забрали в плен 200 000 русских солдат и офицеров. Сдавайтесь и вы, писали они нам, мы вас все равно захватим.
Сахаровские Слушания были одним из ключевых звеньев в том процессе, который привел к гибели коммунистическую систему путем ненасильственного духовного сопротивления. Их потенциал далеко не исчерпан. Возобновление таких или подобных форумов могло бы играть важную гуманизирующую роль в мобилизации общественного мнения многих стран против насилия, террора, подавления инакомыслия. В наши дни это не менее актуально, чем 25 лет назад.

Люди восхищаются грандиозными явлениями природы – восходом солнца, водопадом и другими громкостями. Едут за тысячи верст, чтобы увидеть панораму гор. И не обращают внимания на грязную, в лужах от дождя дорогу возле станционного разъезда, уходящую в поле. Цветущий подорожник - такое же грандиозное явление, как Ниагарский водопад.

Почему Гаркави не привел своих возражений на монографию Хвольсона 1882 г.? Ответа на этот вопрос никто не знает. Возможно, он не посчитал нужным «опускаться» до затяжной дискуссии с личными выпадами (а Хвольсон местами просто груб, называя оппонента «господин Гарк.» и «господин Г.»), полагая своей целью лишь разгрести нагромождение нелепостей. 
Это уже потом, после «падения Берлина», после уничтожения огромного военного завода в Мельхове, в июне 1946 года в Шверине лейтенант-сапёр станет газетчиком, пройдёт ещё один путь – на этот раз от рядового корреспондента военной газеты-многотиражки до военного корреспондента армейской газеты, подполковника, уже потом он исколесит, облетает большинство военных гарнизонов Приморья и севера Дальнего Востока, чтобы завершить свою карьеру, «приземлившись» в Белоруссии, стать уже там известным журналистом, очеркистом, поэтом, переводчиком, отцом, дедом... 
Тем, кто знает идиш, как сказали бы в Одессе, "совсем хорошо", но и те, кто идиша не знает, а просто скучает по его звуку, заполняют этот небольшой и уютный зал, чтобы снова ощутить атмосферу того дома, которого больше нет, потому что в нем уже не услышишь ни голоса бабушки, ни тихого пения мамы… 
Как удавалось Розингеру обманывать всех и держать в оркестре немца, рассказывают эпизоды, большей частью комичные. Но задача у Фредди была не из легких. С лагерным начальством была не так сложно, но зеков обмануть было сложнее. Был там персонаж, считавший своим священным долгом обязательно убить фашиста. Для этого у него были очень серьезные основания. Впрочем, у кого тогда в СССР не было причин желать гитлеровцам смерти? 


Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории" -- архивы всех номеров
Сетевой альманах "Еврейская Старина" -- архивы всех номеров
Гостевая книга портала "Заметки по еврейской истории"
Форумы портала "Заметки по еврейской истории"

Подписаться на рассылку сетевых изданий
"Заметки по еврейской истории" и "Еврейская Старина"

Rambler's Top100



    
         
___Реклама___