Garbar1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Гостевая Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Январь  2007 года

 

Давид Гарбар


Пророк Нафан и царь Давид

Краткие истории из библейской истории


Вместо вступления


     Не помню уже, во второй или в третий приезд в Израиль во время очередной экскурсии, проезжая где-то в окрестностях Иерусалима, я услыхал, как молодой и очень экспрессивный экскурсовод вдруг закричал: "Смотрите, смотрите, вот тот дом, с крыши которого царь Давид впервые увидел Вирсавию!" Все повернулись к окнам - "смотреть". Но автобус уже проехал и "тот дом", и десятки других... И такова была атмосфера в автобусе, такова была аура этой удивительной страны, что никому и в голову не пришло усомниться в том, что это именно "тот дом". Экскурсия закончилась, а чудесная легенда осталась. Осталась в памяти, в душе.

     Я давно распрощался с циклом "Библейские герои", потом был цикл "Библейские пророки", потом Коэлет / Экклезиаст, потом величайшее творение еврейской истории и поэзии Тегилим / Псалтирь. Потом, потом... Но, видимо, магия этой великой Книги такова, что я снова и снова возвращаюсь к ней, к её образам, к описываемым в ней коллизиям. Вот и сейчас: царь Давид и Вирсавия (Вирсува, Батшева), царь Давид и Урия, царь Давид и пророк Нафан (Натан).
     Страсть и преступление, рыцарство и предательство, преступление и наказание, долг и власть, страх и смелость... И всё в двух неполных главах (11 и 12) "Второй Книги царств", всего неполных две страницы... Но давайте перейдём к самой истории.



     Вот как излагает её "Вторая Книга царств":



     "Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме. Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна. И послал Давид, сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду. И пришёл к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны. И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои" (2 кн. Ц. 11:1-8).
    
    Оставим на минуту Урию и Давида, и попробуем разобраться в ситуации.
    Царь Давид соблазнил жену своего воина. Ситуация житейская. Если не считать, что воин находится в составе действующей армии. Даже для царя Давида известие об этом представляет опасность, ибо таким своим поступком он оскорбляет всю армию. И чтобы скрыть грех, он, царь Давид велит своему главнокомандующему Иоаву прислать к нему мужа Вирсавии с тем, чтобы та после ночи, проведенной с мужем, могла объяснить свою беременность. "Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошёл в свой дом. И донесли Давиду, говоря: не пошёл Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришёл с дороги, отчего же не пошёл ты в дом свой? И сказал Урия Давиду: ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошёл бы в дом свой есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю".(2 кн. Ц. 11:8-11). Страшные слова в контексте случившегося: простой воин оказывается благороднее своего царя! И царь решает сделать ещё одну попытку: "И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра. И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошёл спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошёл" (2 кн. Ц. 11:12-13). Нет, беспощадной бывает эта великая Книга, беспощадной в своём обличительном пафосе, в своей безыскусной правде, правде жизни!

     Итак, Урия "в свой дом не пошёл", не стал "спать со своею женою". И тем самым подписал себе смертный приговор. Библия продолжает: "Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражён и умер" (2 кн. Ц. 11:14-15).

     Итак, к греху соблазнения, прелюбодеяния, обмана Давид добавил ещё и грех предательства, грех убийства. Что может быть страшнее. И Библия свидетельствует о неотвратимости наказания, неотвратимости даже в том случае, когда объектом наказания является любимец народа, его кумир, "сладкогласый певец", "победитель Голиафа" царь Давид.

     И сказать ему, царю Давиду о Б-жьем гневе, о неотвратимости наказания должен пророк Нафан.
     А кто же ещё, если не пророк. Такова его миссия, такова его судьба. И пророк идёт к царю.


     Надо сказать, что говорить правду, горькую и страшную правду в глаза власть имущим всегда было опасно. Было это опасно и в те далёкие годы. Правда, времена Манассии, когда за пререкания с царём "большой пророк", великий Исайя был "распилен деревянной пилой" между "кедровыми досками", такие времена еще не наступили. Но и времена царя Давида были уже, отнюдь, не вегетарианскими. Чего стоит один только пример с первосвященником Авиафаром, уличённым в заговоре Адонии и отправленным в ссылку всё тем же царём Давидом. Так что пророку Нафану было о чём задуматься. И, тем не менее… И опять слово Библии: "И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришёл к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;.." (2 кн. Ц. 12:1). И далее Нафан рассказывает царю притчу о том, как богач отнимает у бедняка его единственное достояние - овечку, отнимает, чтобы приготовить "обед для странника", отнимает, хотя у самого "было много мелкого и крупного скота. А у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;.." (2 кн. Ц. 12:2-3). И вот эту единственную овечку богач отнимает у бедняка, велит её зарезать и приготовить "обед". И когда царь возмущается поведением богача и говорит: "жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это", пророк бросает ему горькие слова: "ты - тот человек!" (2 кн. Ц. 12: 5,7).

     И далее пророк от имени Б-га предсказывает царю Давиду предстоящие ему наказания.

     И в частности, за убийство Урии Хеттеянина и прелюбодеяние Давида и Вирсавии Б-г отнимет жизнь у родившегося от этой преступной связи младенца. Более того, Б-г устами своего пророка рисует царю страшную картину: "Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; Ты сделал тайно, я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем".(2 кн. Ц. 12:11-12). Надо сказать, что так впоследствии и случилось, когда восставший против отца его сын Авессалом после бегства царя Давида из города "вошёл к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля"(2 кн. Ц. 16:22). Но эту чашу Давиду ещё предстоит испить. А пока...

     А пока ... после смерти младенца Давид и Вирсавия родили ещё одного сына - Соломона.
     "И Господь возлюбил его. И послал пророка Нафана, и он нарёк ему имя: Иедидиа по слову Господа" (2 кн. Ц.12:24-25).
     В дальнейшем пророк Нафан оставался постоянным сторонником царя Давида и вместе с первосвященником Садоком (Цадоком) много сделал для восшествия на престол второго сына Вирсавии и Давида будущего царя Соломона.
     Такова краткая история взаимоотношений пророка Нафана и царя Давида.

     А вот как услыхал эту историю я, их поздний и слабый потомок:


     Пророк Нафан и царь Давид


     - Ты, как богач, чья жадная рука
     Последнюю овцу, - так ты жену солдата, -
     Его семья, пока в бою он, свята, -
     Ты отнял у него, у бедняка...

     Ты согрешил, мой царь, ты дважды согрешил:
     У воина, ты соблазнил жену!
     Он в войске, он ведёт войну.
     В его отсутствие ты грех свой совершил!

     Но это первый грех, а есть второй:
     Его, чтоб скрыть свой грех, ты приказал убить!
     Но грех не спрятать, не забыть...
     Всё явью станет, как его не скрой.

     Как можешь ты, пророк Нафан,
     Такое говорить царю? Царю!
     А что, что царь?! Я правду говорю.
     Пророк я. Мне сей дар Предвечным дан.

     Послушай, царь, ты грозен, ты велик.
     Но Б-г! Пред Б-гом все равны.
     Все - Б-жьи дети, все Его сыны.
     Ему не страшен грозный царский лик.

     Мы все грешны, мой царь, мы все грешны.
     Ты знаешь, - все грехи - грехи пред Богом.
     Ты царь и ты велик. Пророка жизнь убога.
     Но мне твои угрозы не страшны.

     Я согрешил, пророк, я согрешил, я виноват.
     Но я любил её, и я её люблю.
     Я о грехе своём, об Урии скорблю.
     И то, что грех неисправим, мне тяжелей стократ.

     Скажи, пророк, как грех мне искупить?
     Как мне очиститься от злого прегрешенья?
     Скажи, пророк: я жду, жду Б-жьего решенья.
     Скажи! С таким грехом на свете тяжко жить.

     Отвечу, царь: кровь смоет только кровь.
     Б-г забирает первенца Батшевы.
     Да, царь, его поглотит огненное зево.
     Он так решил: ты слышишь грозный зов.

     А ты, мой царь, - Б-г говорит с тобой, -
     Ты смоешь первый грех свой - грех любви -
     Замолишь так: сбирай народ и объяви,
     Что Б-г в Селиме дом получит Свой!

     А ты с Вирсувой, - говорю вам я, -
     Но так велел мне передать вам Он:
     Родите сына - имя Соломон.
     Но Б-же имя - Иедидиа!

     Дуйсбург, 27-28.05.2006 г.



     Вместо Заключения


     Завершилась история царя Давида и красавицы Вирсавии, царя Давида и воина Урии Хеттеянина, царя Давида и пророка Нафана. Завершилась. А завершилась ли?
     Не отклики ли этих событий, этих легенд слышим мы в легендах и мифах Средневековья, в художественных произведениях нашего недавнего прошлого. Например, тот же "юродивый" и Борис Годунов у А.С. Пушкина... Недавно в переписке со мной один умный и знающий человек высказал мнение о том, что многие произведения литературы и живописи имеют своим началом библейские сюжеты. Конечно, - ответил я, - более того, думаю, что всё искусство иудео-христианской цивилизации "лежит на ладони" этой великой Книги. Мысль, конечно, не новая. И не оригинальная. Но тогда почему же не поверить, что именно "с этой крыши царь Давид впервые увидел красавицу Вирсавию". Конечно, с этой крыши. С этой.
     И я думаю, что до тех пор, пока экскурсоводы будут "помнить" с какой именно крыши, а мы будем знать, что и как произошло в те времена, - до тех пор и будет существовать наша иудео-христианская цивилизация.
     И ещё: я надеюсь, что до тех пор, пока в нашем народе, хотя бы время от времени, будут появляться пророки, не страшащиеся говорить царям горькие слова правды, до тех пор будет существовать и наш народ, положивший основу этой цивилизации. Будет.

***

А теперь несколько слов о культуре и экономике.

Искусство входит в бизнес как составная часть. По богатству интерьера, по качеству мебели, по картинам на стенах люди судят об имидже фирмы, о ее достатке, прибыльности, авторитетности. Мелочей тут нет. Колченогий стул может основательно подмочить репутацию компании. Поэтому все более востребованными становятся такие организации, как багетная мастерская, багет превращается в важный элемент дизайнеровского решения логотипа фирмы. Портрет президента тоже должен быть в соответствующей рамке. И правление фирмы должно быть достойно представлено для посетителей. Дизайнерам имеет смысл заранее ознакомиться с предложениями на сайте fotofan.od.ua, чтобы пакет предложений по имиджу фирмы был на ура принят заказчиком.

 


   


    
         
___Реклама___