Ejgenson1.htm
©"Заметки по еврейской истории"
Февраль  2006 года

 

Сергей Эйгенсон


Президент Джанет Джаган и

сказка об аллигаторовом пароме



     Несколько лет назад мы с женой регулярно ходили на занятия вечерней группы английского языка в одной из школ Скоки, северного пригорода Чикаго. Занятия у нас вела волонтерша, то есть - на общественных началах, учительница на пенсии по имени Нэнси. Старушка преподавала очень хорошо, что бывает не всегда - все-таки тут нужны и опыт, и некоторый преподавательский талант. Однажды она не приходила неделю и ее заменила другая тетушка - тут мы сразу ощутили разницу.
     Возвращается наша Нэнси - сразу к ней вопросы: "Где были, что случилось? Мы по Вас скучали", - "Да вот, летала на похороны старой подруги еще по Корпусу Мира", - "Куда?" - "В Гайану. Мы там вместе работали тридцать пять лет назад волонтерами Корпуса. Я вернулась, а она осталась там". - Это мы понимаем. Тридцать пять лет назад газета "Правда" дня не могла прожить, чтобы не рассказать, как Империализм и Неоколониализм засылают в развивающиеся страны своих агентов под видом агрономов, учителей и врачей. Об этом регулярно сообщали из разных мест Азии, Африки и Латинской Америки наши люди, которые там копили "березовые" боны под видом журналистов.

     Было их, по Нэнсиному рассказу, три подружки, только что окончившие колледж. О Корпусе Мира тогда писали много, сам Президент Джи Эф Кеннеди обратился к американской молодежи, говорил о долге помощи бедным людям и странам - вот они и поехали учительницами начальных классов, практически, по призыву Комсомола. Чужая страна, другие обычаи, только что получившая независимость британская колония, чернокожие потомки рабов с сахарных плантаций, индусы - потомки вербованных кули с плантаций кофейных, в джунглях индейские племена. Говорят хоть и по-английски - но разобрать ничего нельзя за местными словечками и выговором. В общем, "Ты не в Чикаго, моя дорогая", как по другому поводу писал один русский поэт.

     Но повезло, взяла их под крыло и помогла освоиться одна дама как раз из Иллиноя, которая тут жила уже двадцать лет. Нэнси сейчас на похоронах видела ее и еще одну девушку из их тогдашней троицы, та уже на пенсии. А их покровительница еще работает. - "Кем?" - "Президентом республики", - "Какой республики?" - "Гайаны". - Надо вам сказать, однако, что для нормального слушателя курсов ESL - English Second Language в Скоки, Иллиной, большой разницы между Гайаной, Гвинеей и Новой Гвинеей нету. Не до этого. Дай Бог в Штатах-то освоиться.

     Но у меня-то в бэкграунде десятилетия занятий в сети политпросвещения разных советских контор. Так что я сразу встрепенулся и спросил - не Джанет Джаган ли, случаем, имя нэнсиной благодетельницы? Она подтвердила, но и явно была сражена моими столь неожиданными познаниями. Зауважала.

     А дело в том, что та же самая "Правда" регулярно сообщала по праздникам - к Первому Мая, Седьмому Ноября, Съездам КПСС о приветствиях, а то и о визитах разных зарубежных марксистов-ленинцев. Главная сила, конечно, была в более узком кругу из стран СЭВ и Варшавского Пакта, но и экзотики хватало: какая-нибудь Партия Пролетарского Ленинизма Южно-Пингвинских островов или Движение Социалистического Пути племени Махапупу очень украшали сухие газетные столбцы партийного органа. Вот среди прочих в заголовках довольно часто мелькал, иногда засвечиваясь и среди каракулевых шапок на Мавзолее, доктор Чедди Джаган, лидер Народно-Прогрессивной партии, а потом и президент Кооперативной Республики Гайаны. Был он, судя по фоткам, типичный индус модели, которая нынче именуется "аутсорсинг программер". У него был соперник, тоже, сколько помню, марксист, но только черный, как сапог, и какой-то немного не той ориентации - не то ревизионист, не то маоистский догматик, так что он телеграфировал и приезжал в Москву пореже, пасся еще где-то.

     И вот, очевидно, после смерти доктора Джагана его вдова, как принято в тех местах ... "Но она же индуска, наверное?" - "Нет, Сергей, тут Вы ошибаетесь. Она еврейка из Скоки", - Вот себе ни фига! Просто здешняя, да еще и ... - "А как же она?"

    Оказалось вот что. В одна тысяча девятьсот сорок третьем году этот самый Чедди, родом из осевших в Британской Гвиане индусов, приехавший в Штаты учиться, оканчивает Зубоврачебную школу Северо-Западного Университета. Знакомится с Джанет Розенберг, которая тут же неподалеку учится в школе для медсестер. Молодые, симпатичные, оба с левыми взглядами. Времена, конечно, еще довольно расистские, но Чикаго - это не тогдашняя Атланта и не сегодняшний Воронеж, это город цивилизованный, так что на пути их любви не было, насколько мне известно, ни ку-клукс-клановца в капюшоне, ни скинхеда с заточкой. После получения дипломов они поженились и поехали на родину жениха, в Гвиану. Завели офис на Мэйн-Стрит в тамошней столице Джорджтауне, зарабатывали на жизнь и на выплату займов на образование, а между тем оба втянулись в политику.

    Много уж лет спустя Чедди и его Народно-Прогрессивная партия, где Джанет была Вторым Секретарем, подсидели-таки, наконец, того чернокожего уклониста с его Народно-Национальным Конгрессом. Доктор Джаган стал Президентом республики, а его медсестра Премьер-Министром и первым Вице-Президентом. Ну, Восток - он и есть Восток, хоть бы и в Западном полушарии, не нам тут выносить суждения. Потом он умер, а она, естественно, стала Президентом и Главнокомандующей всеми Вооруженными силами Кооперативной республики, сколько их было. Правила она два года. Тут-то и встретилась с ней опять наша Нэнси, когда по печальному поводу приезжала в страну, где провела молодость. Вскоре после этого первая женщина-президент ушла в отставку по состоянию здоровья, уступив кресло своему министру финансов по имени Бхарат Джагдео. Так ведь и было ей в то время уже 79 лет, так что, может, и правда, что по здоровью. Нынче ей восемьдесят пять, но, сколько можно судить по приветствиям к юбилею - еще на ходу.

    Среди множества статей на политические темы и прочего литературного хозяйства Госпожи Президента Джанет Розенберг Джаган лично я обратил внимание на несколько детских сказок, написанных в последние годы. Особенно вот эту, про аллигаторовый паром, по-видимому, как-то отражающему ее нынешние, по итогам многолетнего жизненного опыта, взгляды. Конечно, они уже не совсем те, что у молодой красной энтузиастки шестидесятилетней давности. Вот здесь мой перевод, а оригинал вполне доступен по адресу http://www.jagan.org/janet_jagan5.htm


    Предприятие "Аллигаторовая Переправа"


    Oбезьянке Саки нужно было на другую сторону реки. Она забралась на верхушку одного из деревьев на берегу в надежде перебраться по его веткам на ветку дерева с другого берега, но они были слишком далеко друг от друга.
    Саки села у реки и смотрела с тоской на противоположный берег. Тут она увидела плывущего в воде аллигатора Бориса. Борис сказал; "Прыгай мне на спину и я перевезу тебя через реку, если тебе нужно".
    Саки, стараясь держаться от Бориса подальше, сказала: "Видишь ли, Борис, давай будем откровенными. Я хочу добраться на другую сторону реки. Ты хочешь меня перевезти. Это хорошо.
    Но как я могу поверить, что я достигну другой стороны? Может ведь быть и так, что ты съешь меня еще до этого".
    "Я понимаю тебя, Саки, но мы могли бы найти выход. Почему бы тебе не дать мне за поездку чего-нибудь вкусненького, чтоб поесть - и тогда тебе не нужно бояться, что я съем тебя.
    Саки поймала двух больших крыс и принесла Борису, который их съел их и объявил; "Теперь можешь прыгать мне на спину". Обезьянка Саки так и сделала и быстро оказалась в безопасности на том берегу реки.
    В джунглях каждый знает - кто, чем занимается. Скоро многие из лесных зверьков узнали о том, как Борис благополучно перевез Саки через реку и пошли к Борису, спрашивая, сколько стоит переправа. А морская свинка Лили спросила о цене поездки туда-обратно. Две рыбки в одну сторону, три с возвращением - это было доступной ценой для большинства.
    Очень скоро паромный бизнес Бориса пошел в гору. Он зарабатывал целых двенадцать рыб в день, и это сделало его жизнь легкой. Он не должен был больше нырять в поисках рыбы, а только плавать поперек реки, когда появлялись пассажиры.
    Довольно быстро другие аллигаторы сообразили, в чем дело, и предложили на рынке свои транспортные услуги. Борис не был очень доволен этой конкуренцией, но он скоро научился вести свое дело умней, чем другие аллигаторы. Он начинал свою работу раньше, чем другие, и предлагал сниженные цены за поездку.
     Именно так начала работать на реке звериная паромная переправа. Она не только предоставляла очень нужную в джунглях услугу, но и держала аллигаторов настолько занятыми, что они больше не охотились на маленьких животных джунглей.
 © 2001 Janet Jagan

    Должен честно сказать, что нарисованная автором идиллия может вызывать некоторые вопросы. Вот совсем недавно мы отдыхали в Коста-Рике и познакомились с одной русской сеньорой, Людой из Сан-Хосе. То есть, это она последние двадцать шесть лет из Сан-Хосе, а родом она из популярного в России города Урюпинска, училась в ВУЗе в Воронеже, познакомилась там с иностранным студентом Рикардо, вышла замуж, преодолевая достаточно болезненные и унизительные помехи и подковырки от отечественных чиновников (1979 год!) уехала к нему, родила и воспитывает четырех детей. Двух очень красивых девушек-студенток, старшего сына - уже нынче врача, и младшую - двенадцати лет, как моя внучка. Старшие трое очень прилично говорят по-русски, а Памела - почти нет. Я же не говорю по-испански, так что общий у нас - это язык межнационального общения, английский. Вот я на пляже с грехом пополам и пересказал Памеле эту сказочку про аллигаторовую переправу. Девочка вежливо выслушала про парадиз, где и обезьянки целы, и аллигаторы сыты, и транспорт налажен, и вообще всем хорошо - но в сторону тихо сказала: "Exept fish".

    Ну, действительно - за исключением рыбок. Так, говоря по правде, еще и никто не сумел придумать утопию, где совсем уж никто не приносился бы в жертву ради общественного блага. Вспомните Канцлера Мора и его утопийских преступников, на которых немедленно навешивают золотые цепи, как на "новых русских", и посылают чистить выгребные ямы, "поощряя ударами".

***

А теперь несколько слов о новостях экономики и культуры.

Давно ушли в прошлое времена "железного занавеса", когда советским людям была практически закрыта заграница. Выехать даже в социалистическую страну типа Болгарии или Польши можно было, только пройдя кучу проверок, получив кучу согласований и разрешений. Надо было получить характеристику, подписанную "треугольником": директором, секретарем парткома и председателем профкома. Затем пройти комиссию старых большевиков. Затем получить разрешение от райкома партии или комсомола. И за всем этим стояла еще проверка всесильного КГБ. Если человеку отказывали, что никто не объяснял причину: говорили, что поездка за границу "нецелесообразна". Специалист не мог выехать на научную конференцию, куда его пригласили. Музыкант не мог уехать с оркестром на гастроли. Ломались карьеры, судьбы... Сейчас все изменилось. И выезд, практически, свободный, и даже на постоянное жительство вполне можно уехать. Лишь бы тебя другая страна приняла, дала тебе статус постоянного жителя, а то и гражданина. Тогда и о своем доме или квартире можно задуматься. И вопрос "сколько стоит квартира в германии" - станет вполне актуальным. А ответ надо искать, конечно, в интернете. Например, на сайте cliff-property.ru. Молодежь и не представляет, как их родители и деды жили в условиях "Железного занавеса".


   


    
         
___Реклама___