Godunova1.htm
"Заметки" "Старина" Архивы Авторы Темы Отзывы Форумы Киоск Ссылки Начало
©"Заметки по еврейской истории"
Октябрь  2006 года

 

Елена Годунова


Забытые имена

Часть 1.Судьба футболиста



     При подготовке к занятиям по теме "Чемпионат мира по футболу в Германии 2006" мне на глаза попалась замета из "Спорт-Экспресс" о том, что мюнхенская "Бавария" получит премию памяти Юлиуса Хирша, учрежденную Германским футбольным союзом. Премия вручается за активную борьбу с проявлениями расизма. "Бавария" стала лауреатом, благодаря организации матча мира на стадионе Allianz Arena своей юношеской команды до 17 лет со своими израильскими и палестинскими сверстниками. Размер премии - 20 тысяч евро.

     Юлиус Хирш - немецкий футболист, еврей, который был исключен из футбольного клуба города Карлсруэ, а затем погиб в концлагере Освенцим.
     Эта короткая информация в примечании о великом футболисте Германии еврейского происхождения и стали началом моего поиска.


     Звезды немецкой команды

 

     Поиск привел меня в 1912 год, когда 25 марта в нидерландском городке Цволле 18 тысяч болельщиков ждали матча Нидерланды - Германия. И их ожидания оправдались. Эта игра считалась лучшим матчем немецкой команды до первой мировой войны и служила точкой отсчета для сравнения вплоть до 1930 года. Этот матч знаменит также тем, что его впервые снимали на кинопленку, еще без звука, но когда Германия вела мяч, в кинозале наигрывали "Wacht am Rhein" и весь зал подпевал.

     "То, что сегодня этот футбольный поединок, закончившийся со счетом 5:5 полностью забыт", пишет Удо Мурас, "объясняется не только давностью событий, а самым плохим, что знала немецкая история: национал-социалистическим расизмом". Потому что, это история Юлиуса Хирша и Готтфрида Фукса, которые в этом матче забили все голы. Фукс и Хирш, нападающие футбольного клуба Карлсруэ, забили один и четыре гола соответственно. Только трое игроков национальной сборной Германии смогли позже повторить футбольный подвиг Хирша, но не в играх против команды Нидерландов. Фукс в этом же 1912 году сделал невероятное - он забил 12 голов в матче против России на Олимпийских играх, где Германия выиграла с о счетом 16:0, что является рекордом до сих пор. Достаточно оснований считать обоих героями, но Юлиус Хирш 1892 г.р. и Готтфрид Фукс 1889 г.р. были евреями, единственными игроками национальной сборной в истории немецкого футбола.

     Когда нацисты пришли к власти, прямо от министра пропаганды Геббельса, вышел приказ вычеркивать всех евреев из данных статистики. Поэтому игра 1912 года с Нидерландами была удалена из футбольной статистики, и оба футболиста не были помещены в альбом, в котором представлены все 392 игрока национальной сборной, начиная с 1908 года. Издатели вышедшего в 1941 году тома о футболе в кайзеровскую эпоху должны были лавировать, чтобы не назвать подвергнутых гонениям Хирша и Фукса в сообщении об игре в Цволле. Они вели речь лишь о находившемся слева товарище и об удачной передаче везучему игроку.



     Судьба Юлиуса Хирша



     10 апреля 1933 года Хирш прочитал в газете, что основные южно-германские футбольные клубы решили избавляться от футболистов-евреев. Чтобы избежать позора, он сам подал заявление о расторжении договора со своим клубом после 31 года членства. Особенно он страдал оттого, что люди, которые считались его фанатами, радовались его победам, поздравляли с голами прямо на улице, сейчас переходили на другую сторону, едва заметив его. Ему нельзя было даже посещать футбольный стадион. Из любви к футболу он приходил на игры, но только тогда, когда старый контролер проводил его через запасной вход. С 1941 года он прятал еврейскую звезду на одежде, прикрывая ее папкой, которую носил с собой. Его партнер по команде Готтфрид Фукс уже давно скрылся в Канаде. А Юлиус Хирш пошел по пути, по которому шли тогда миллионы европейские евреев. В феврале 1943 года он получил требование явиться для отбытия на работы. И даже тогда, когда его приятель-почтальон предложил ему помощь в побеге, он отказался. Он все еще не хотел верить, что его земляки могут сделать ему что-то плохое. К тому же его брат Леопольд погиб в первой мировой войне за Германию. 1 марта он был депортирован из Карлсруэ в Освенцим. Двумя днями позже он написал открытку с днем рождения своей дочери, это был его последний привет. В 1950 году суд Карлсруэ объявил Юлиуса Хирша умершим.



     Память нужна внукам



     Футбольный клуб Карлсруэ недавно объявлен банкротом и сейчас ликвидируется. Перед разбитым стадионом на Хертцштрассе стоит еще бронзовая доска "Погибшим за родину героям", где назван и Леопольд Хирш. Но ни его брата Юлиуса, ни Готтфрида Фукса, великих игроков, которые вышли из этого маленького клуба, упомянуть не сочли нужным.
     С этим не захотели смириться внуки Хирша. Маленькая латунная табличка на Кроненштрассе 62 должна напоминать о том, что их дедушка был депортирован из этого дома. Кёльнский художник Гунтер Демниг размещает подобные памятные таблички по всей Германии. Они называются "Stolpersteine" , в переводе "камень, о который можно споткнуться". Глаз должен заметить эту величиной с тарелку табличку, которая расположена на уровне первого этажа, надпись на ней гласит "Здесь жил Юлиус Хирш, 1892 г.р., депортирован в Освенцим, убит в Освенциме".



     Часть 2 "Письма из Карлсруэ"



     На мое обращение в музей истории г. Карлсруэ ответил доктор Эрнст Отто Бройнхе, который прислал сочинение Александры Сире и отрывок из своей книги "Спорт в Карлсруэ" о Хирше. Из присланных материалов я узнала еще более трагические подробности жизни этого человека.
     Оказывается, футбол, в котором Юлиус Хирш так ярко проявил себя, не был его основным занятием. Родившись 7 апреля 1892 г. шестым ребенком в еврейской семье торговцев, он прошел позднее обучение торговому делу и работал до призыва на военную службу в 1912 г. на фирме "Freund und Strauss" в родном городе. Затем в других, пока после смерти отца не унаследовал вместе с братом Максом в 1931 г. фирму по производству сигнальных флажков.

     Но эта мирная работа была прервана первой мировой войной, в которой Хирш участвовал с почти первого до последнего дня, был награжден Железным крестом II степени и другими наградами. Вместе с братьями Максом и Рудольфом он вернулся с войны, а их брат Леопольд погиб в 1918.
     В 1920 он женился на Элле Хаузер, которая была как и его мать модисткой, но евангелического вероисповедания. 3 сентября 1922 г. в семье Хирша родился сын Хайнольд Леопольд, а 3 марта 1928г. дочь Эстер Кармен.
     Именно ей была направлена поздравительная открытка в день ее 15-летия по дороге в лагерь смерти Освенцим.

     "Мои дорогие! Хорошо добрался, у меня все хорошо. Юлиус.
     Прибыл в Верхнюю Силезию, еще в Германии.
     Сердечные приветы и поцелуи.
     Ваш Юллер".

     Какие простые слова, ни слова горечи, предсмертных прощаний, обычные слова человека, любящего свою семью и не желающего причинять им страданий.
     Или он не чувствовал приближение своей смерти? Фашисты делали все, что бы обмануть людей, которых они везли в лагерь уничтожения. Вои и станция, на которой Юлиус написал свой последний привет, с чистым перроном, с почтовым ящиком, была из мирной жизни, и люди верили тому, что они действительно мобилизованы на работы.

     А работы Хирш не боялся, благодаря своей работоспособности он, непрофессионал, участвовал в Олимпийских играх 1912г., 7 раз он играл в составе национальной сборной Германии, забив 4 мяча, дважды становился Чемпионом Германии с командами Карлсруэ и Фюрта и имел много других спортивных побед. Тем болезненнее было прощание с клубом Карлсруэ, куда он написал:

     "Уважаемые господа! Я прочитал сегодня в "Спортивных новостях Штутгарта", что большие клубы, среди которых и ФКК, приняли решение о том, что евреи должны быть удалены из состава. Я принадлежу ФКК с 1902 года и всегда был верен ему в меру моих слабых сил. К сожалению, я должен с бьющимся сердцем известить мой любимый клуб о выходе из него. Не могу не упомянуть, что в нем есть порядочный человек и может быть еще более национально думающий, и также своим делом доказавший и проливший кровь своего сердца немецкий еврей, а сегодня так ненавистный козел отпущения немецкой нации".

        Сколько достоинства и боли!

     Этот уход из клуба и банкротство его фабрики в результате мирового экономического кризиса стали причинами его эмиграции в Швейцарию, затем во Францию, возвращения на родину и постоянных поисков работы то в качестве тренера, то в качестве торгового представителя. Эти поиски и короткие периоды работы закончились однажды тем, что 3 ноября 1938г. он покинул Париж, где искал новые возможности существования, но не вернулся в Карлсруэ, оказавшись во французской психиатрической клинике. Глубоко разочарованный своей безвыходной ситуацией, испытывая страх перед возвращением в нацистскую Германию, в которой евреи систематически преследовались, унижались и дискриминировались, он предпринял попытку самоубийства. Как потом он рассказывал своей семье, кто-то сказал ему, что его жена и дети умерли, он выбросился из поезда, не представляя своей жизни без них.

     После возвращения он был занят на принудительных работах на окраине города на охраняемой территории, куда он добирался на велосипеде. В 1942 году у него отобрали велосипед, как имущество, принадлежавшее еврею. После обращения его работодателя в гестапо велосипед вернули.
     В 1940 г. Хирш избежал депортации во Францию среди других 905 евреев города, мало кто выжил из них. Это удалось потому, что он был женат на арийке. Чтобы спасти своих детей от преследования, Хирш решается в 1942г. на развод со своей женой. Юлиус переехал на Кроненштрассе 62, его жена вернула девичью фамилию. Почти в это же время дети крестились в евангелическую веру, но нацисты все равно считали их евреями. И как дети от смешанного брака, они оставили в 1936 году школу, до 1940 года учась в еврейской школе до ее закрытия. С 1941 года они носили желтые звезды как все евреи, начиная с 6 лет. 14 февраля 1945 года 22летний Хайнольд и 17летняя Эстер были депортированы в концлагерь Терезиенштадт на принудительные работы. Откуда они смогли вернуться 16 июня 1945, ничего не зная о судьбе отца. Суд Карлсруэ признал его умершим в 1950г.

     Сын Хирша умер 9 августа 1996года. В октябре 2003, когда немецкая школьница написала свою работу, Эстер была еще жива.
     Александра Сире заканчивает свою работу словами: "О Юлиусе Хирше никто не думал долгое время. Первое и до сих пор единственное официальное упоминание заставило ждать себя почти 50 лет и состоялось не в его родном городе Карлсруэ, а в Пфинцталь-Бергхаузен. На размещенных в спортзале памятных досках летом 2000 в рамках выставки, посвященных 100летию ФФГ, одна глава была отведена Юлиусу Хиршу. Официальная реабилитация отсутствует до сих пор".

     P.S. Фонд "Новая синагога Берлин-Центр Иудаики" вспоминает с помощью организованной им выставки "Футболисты, борцы и легенды- евреи в немецком футболе" о забытых пионерах футбола Германии. Единственная в своем роде выставка должна быть открыта после ЧМ по футболу в августе-сентябре 2006г. в Берлине. Куратором выставки Свантье Шоллмайер написана книга о Юлиусе Хирше.



     Часть 3 "Встреча в Карлсруэ"



     Господин Бройнхе сообщил также, что мое письмо он передал внуку Хирша, но пока я не получала известий от его семьи. Я понимаю, вероятно, он не хочет вспоминать это ужасное прошлое, которое искалечило жизнь его близких и унесло жизнь его деда.
     Моей младшей дочери сейчас, когда я занимаюсь судьбой Хирша, 15лет, как было Эстер, когда ее отца увезли в Освенцим, родились они обе в один день и месяц -3.03., сумма года рождения у них совпадает 1928 и 1991и равна 20.

     Что может значить это мистическое совпадение? Не знаю...
     Возможно, все проясниться после встречи с Эстер, если она ещё жива...


   


    
         
___Реклама___