Bejnfest1
©"Заметки по еврейской истории"
Ноябрь 2005 года

 

Борис Бейнфест


Еврейский вопрос и еврейский ответ

(памфлет по поводу одного письма)



     Отношение к евреям в каждой стране -
     термометр ее цивилизованности.
     Наполеон


     1.
     События последнего времени ясно свидетельствуют об усилении антисемитских настроений в мире. В России группой лиц, "представителей православной общественности", направлено письмо Генеральному прокурору с требованием запретить все (ни более, ни менее!) еврейские организации как экстремистские.
     Цитирую: "в целях защиты нашего Отечества, так и личной самообороны, вынуждены обратиться к Вам, господин Генеральный прокурор, с настоятельной просьбой в кратчайший срок проверить изложенные выше вопиющие факты и, если они подтвердятся, на основании соответствующих статей УК РФ, закона "О противодействии экстремистской деятельности" (2002) и ст. 13 конституции РФ ("запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни") официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских. Лиц, ответственных за предоставление этим объединениям государственного и муниципального имущества, привилегий и государственного финансирования, просим также привлечь к ответственности, невзирая на занимаемые ими должности".

     Свершилось! Вслед за тем подобное письмо вылупилось, как гадюка из яйца, и на Украине. Меньшие братья постарались не отстать. Нет, речь здесь не об украинском народе, речь о потомках петлюровцев и гайдамаков. Они в восторге: как же, свобода, можно уже не только шипеть под колодой, можно жалить! А в России, наряду с матерыми, заслуженными "пещерными" антисемитами - Альбертом Макашовым (с таким именем ему давно пора сменить фамилию на Эйнштейн), Шафаревичем, Кондратенко, среди гадюшников-подписантов нарисовались и новые имена: благообразный штабной генеральчик Леонид Ивашов, крепкий деревенский писатель Василий Белов, побратавшийся со свихнувшимся на почве антисемитизма Бобби Фишером экс-шахматист Борис Спасский и за ними рать (так и хочется назвать их - черные сотни!) противоборцев, усмотревших в факте издания древнего еврейского кодекса поведения "Шулхан Арух", созданного еще в XVI веке (что называется, спохватились!), "предписание ненависти к неевреям". То есть к себе, любимым. Интересно, что ни регулярные переиздания гитлеровского катехизиса "Майн кампф", ни издания типа "Молота ведьм", ни многочисленные мародерские книжонки, неистово отрицающие факт Холокоста, ни прочая макулатура, предписывающая, вопреки ст. 13 конституции РФ, ненависть к евреям, не вызвали в России не только подобного взрыва негодования, но даже и мягкого осуждения.

     Что же произошло? Почему именно сегодня стало такое возможным? И именно в России и на Украине, а не, скажем, в Германии, где когда-то издавались упомянутые людоедские "труды"? Но в том-то и штука, что в нынешней Германии представить такое совершенно немыслимо! В нынешней Германии нацистские "труды" не только не переиздаются, а прямо запрещены законом. Здесь делается всё, чтобы нацизм - идейный вдохновитель антисемитизма в ХХ веке - больше никогда не возродился. Ко Дню 60-летия крушения фашизма в центре Берлина открыт грандиозный мемориал жертвам Холокоста! А в это время в России… Каким таким ветром раздуло в России эти обычно тлеющие под спудом угли, откуда он подул, этот ветер, который быстро учуяли эти носы?

     Да, антисемитизм в России никогда не исчезал, у него богатые традиции, но, если говорить не о временах прямых погромов, а о последних десятилетиях, о России времен социализма, он все-таки предпочитал стыдливо прятаться под маской, правда, довольно прозрачной, "борьбы интернационалистов с сионизмом". Даже при Сталине делали хорошую мину при плохой игре. Пытались соблюдать хоть какие-то ублюдочные внешние приличия, что-то (дело врачей, убийство Михоэлса) интерпретировали в угодном официозу духе, что-то (расстрел в полном составе еврейского антифашистского комитета) просто скрывали. Теперь эта публика, именующая себя интеллигенцией, наверстывает упущенное. Разве посмел бы тот же Спасский высунуться при жизни Ботвинника, Таля, Геллера, Полугаевского, Штейна, других своих коллег, составивших славу советских шахмат? Разве подадут ему теперь руку Бронштейн, Каспаров, Корчной?

     Приходится сожалеть, что реакция на этот наглый демарш оказалась вялой. Ну, публикация Дмитрия Быкова в "Вечерней Москве": "Старые песни о том же". Ну, радиопередача Елены Рыковцевой. Ну, статья в "Комсомольской правде" журналиста Михаила Синельникова "Кто и как раздувает в России еврейский вопрос". Евреи, и не только евреи, разводят руками, дескать, ну что с них возьмешь, так было, так будет. Да нет, так не было! Почему же тогда не слышно четкого, внятного ответа? Что же, молчание - знак согласия? Генеральный прокурор, чьими устами, по некоторым детским представлениям, глаголет истина, ограничился невнятной репликой типа "не тронь - не пахнет". А ведь тронуть-то придется, это все-таки официальное заявление, а не просто статейка в газете, и на него надо реагировать. И разве всё это уже и так не пахнет дурно? А где негодующие перья ярких российских публицистов? Где заявления властителей умов? Или вот эти "подписанты", или, точнее, их идеологи и предводители - они теперь и есть властители умов в России? Где, наконец, ясное, недвусмысленное слово Президента страны - не вообще, не декларация, а конкретно по данному адресу и по данному вопиющему поводу? Президента страны, которая вправе гордиться такими именами, как Давид Ойстрах и Леонид Коган, Аркадий Райкин и Фаина Раневская, Илья Эренбург и Юрий Левитан, Лев Ландау и Виталий Гинзбург, Осип Мандельштам и Самуил Маршак, Исаак Бабель и Василий Гроссман, Исаак Дунаевский и Леонид Утесов, Михаил Ромм и Иосиф Хейфец, Владимир Спиваков и Майя Плисецкая, Григорий Горин и Зиновий Гердт, Александр Галич и Александр Городницкий, генерал Лев Доватор и маршал Рувим Малиновский, Иосиф Бродский и Михаил Светлов, Дебора Пантофель-Нечецкая и Марк Рейзен, Яков Зельдович и Герш Будкер, Ян Френкель и Матвей Блантер, Эрнст Неизвестный и Матвей Манизер, Александр Ферсман и Яков Перельман, Илья Ильф и Михаил Жванецкий, Григорий Новак и Марк Ракита, и многие, очень многие другие... В которой 108 евреев - Героев Советского Союза: непропорционально много, 4-я строка после русских, украинцев, татар (все три нации - несравнимо более многочисленные).

     Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? А что нам делать с Исааком Левитаном, Марком Антокольским, Ильей Мечниковым, Марком Шагалом? А что делать с Владимиром Короленко и другими русскими интеллигентами, резко отрицательно относившимися к идеологии антисемитизма, возвышавшими свой голос в защиту евреев? Вышвырнуть из российской истории и культуры?
     Да, поздновато забили в колокола борцы за чистоту рядов. Начали бы лет сто пятьдесят назад - глядишь, и не было бы у России всех этих "одиозных", только что перечисленных имен. Обеднела бы тогда Россия? Как вы считаете, генерал Макашов? В Большом зале консерватории на концертах Ойстраха или Спивакова приходилось бывать? А вы, академик Шафаревич, вы в юности случайно не увлекались книжками некоего Перельмана? Допускаю, что уездный атаман Кондратенко не слишком глубоко знаком с творчеством раннего Мандельштама, но Маршаком-то в детстве, небось, зачитывался? А Василий Белов, неужели он выключал телевизор во время па-де-де Майи Плисецкой?

     А почему бы вам, господа-товарищи, подписавшие письмо, коль скоро вы, бросив все текущие дела, занялись "научным анализом" средневекового еврейского текста, не вспомнить, предположим, о татаро-монгольском иге и не потребовать от прокуратуры запрета всех татарских и монгольских организаций в России? "Шулхан Арух" - исторический памятник, создававшийся в особых исторических условиях средневековой межрегиональной и межнациональной вражды и религиозных гонений. Отсюда объяснимое присутствие в тексте книги и "диких" средневековых законов и высказываний. Когда выходит в свет подобное издание средневековой книги с целым рядом суждений об иноверцах - суждений, естественных для средневековья, но неприемлемых с точки зрения современного образованного человека, - разве нуждается еще в пояснении исторически-преходящий характер таких суждений? К тому же, за века, прошедшие со времени появления "Шулхан Арух", раввинскими установлениями пересмотрены многие зафиксированные в книге законы в плане их практического выполнения - в результате чего они сохранили лишь историческую окраску.

     Никто же не ищет в Евангелии оскорбительные для иудеев пассажи ("отец ваш дьявол"). Никто из иудеев не требует переписывать Евангелие. В средневековом тексте иудеям запрещено смотреть на иконы, вдыхать ладан и прочее. Ну и что? Разве не знают эти господа, что согласно православным канонам, христианам нельзя ходить к еврейским врачам, мыться с евреями в бане, вкушать мацу, посещать синагогу и так далее? Можно привести сотни примеров средневековых христианских уложений такого же рода. Все эти запреты и уложения очень естественны для средневековых взаимоотношений между религиями. Да, их можно считать дикостью, но таковы уж были нравы в средневековье.
     Вот даже главный редактор оголтелого издания "Дуэль" Мухин пишет: "Все, что написано в письме - это правда. Но кому и зачем нужна эта правда сегодня? К какому веку относятся те религиозные еврейские книги, которые цитируются? Какой процент российских евреев действительно исповедуют иудаизм? Какое это отношение имеет к действительности?"

     И что, у России нет сегодня других проблем, кроме как привлечение лучших своих умов (по их разумению, конечно, а на самом деле, умов довольно убогих) к пережевыванию дремучих мнений о давно развенчанных (в том числе еще лично Государем императором Николаем II-м) Протоколах сионских мудрецов или о так называемом "кровавом навете"? Ох, лукавят, лукавят математик Шафаревич и писатель Белов, с непосредственностью, достойной лучшего применения, заявляя, что современный, живущий в России еврей замешивает в мацу кровь христианских младенцев! Неужели верят в то, во что не поверили малограмотные крестьяне и ремесленники, присяжные по делу Бейлиса? И не стесняются заявлять об этом не шепотом на кухне после выпитой бутылки водки, а публично, на весь мир?

     Возможно, кто-то, не читавший упомянутого письма, усомнится - может ли такое быть в еще не вышедшем из пеленок, еще очень молодом, но все-таки XXI веке? Для таких цитирую: "…еврейская религия - антихристианская и человеконенавистническая, доходящая до ритуальных убийств. Многие случаи этого ритуального экстремизма были доказаны в суде (см., например, исследование известного ученого В.И. Даля "Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их", СПб., 1884)" (конец цитаты). Вот только ссылка здесь на В.И. Даля - очередная подлая ложь. Давно установлено, что создатель замечательного "Толкового словаря живого великорусского языка", друг Пушкина Владимир Даль никогда не был автором этой мерзости. Её сочинил некий В.В. Скрипицын, а Далю это "розыскание", этот, с позволения сказать, "научный трактат" приписали лет через сорок после его смерти, когда он не мог протестовать. Так что авторы "письма" попросту, в своей привычной манере, клевещут на В.И. Даля. Об этом можно прочесть в книге Семена Резника "Растление ненавистью. Кровавый навет в России".

     К слову, Даль по происхождению был датчанин, и потомки его соплеменников от имени государства недавно принесли извинения за то, что не сумели предотвратить заключение нацистами в концлагерь 19-ти (sic!) евреев. Остальных они все-таки успели переправить в Швецию. И как тут не вспомнить нравственный подвиг короля Дании Христиана Х, который в ответ на требование оккупировавших Данию гитлеровцев, обращенное к евреям: нашить на одежду желтые звезды - сам вышел в одежде с желтой звездой.
     Христианнейший поступок! Примеру тут же последовали другие датчане. Гитлеровцы не посмели тронуть короля, открыто продемонстрировать перед всем миром свое пещерное мурло. Но король, совершая свой поступок, не заручался индульгенцией! Сколько мужества, благородства, нравственной силы! Этому королю в Копенгагене стоит памятник. Королям вообще ставят памятники, но этот особый. Хотя король традиционно сидит на коне, и на нем нет желтой звезды, все знают, что это тот самый король.
     Похоже на сказку Андерсена, не правда ли? (Это легенда, не подтвержденная историческими документами. Прим. ред.)

     Черчилль однажды сказал, что в Англии нет антисемитизма, потому что англичане не считают себя глупее евреев. Но у этих, с позволения сказать, законодателей, ученых, писателей и шахматистов комплекс неполноценности развит сильнее прочих немалочисленных комплексов. Они прямо-таки свихнулись на идее борьбы с еврейством. В своей слепоте, в своей паранойе не желая видеть, что повторяют зады гитлеровской пропаганды. Или видят и не считают это для себя зазорным? Тогда так и скажите, господа: да, мы фашисты. Слабо? Стесняетесь? Не созрели еще? Или опять-таки держите нос по ветру и ждете только подходящего момента, когда в России и такое говорить уже не будет считаться дурным тоном? Верите в приход этого "светлого будущего"? И своими руками закладываете камни в его фундамент? Что ж, у каждого своя вера… Только не забывайте, господа: нацисты и славян считали низшей расой. Да, да, и вас тоже держали за быдло.
     Всё это было, было. Эти прыщи на теле страны - они вылезают всегда как симптом ослабления иммунитета, гнойной инфекции, пошатнувшегося нравственного здоровья. Нравственно здоровое общество ищет решение своих проблем прежде всего в самом себе. А желание валить с больной головы на здоровую - это свидетельство, прежде всего, болезни этой самой больной головы. Даже если из России уедут все евреи, проблемы России, ее головную боль они с собой не увезут. Вот что хорошо бы понять тем, кто подписывает подобные, с позволения сказать, бумаги, вместо того, чтобы использовать их по другому назначению.

     2.
     Спорить с параноиками по существу - дело не просто неблагодарное, такой спор просто ниже достоинства всякого нормального человека. Может быть, этим объясняется вялость реакции нормальных людей России на выступление поборников антисемитизма? И все же, преодолевая понятную брезгливость, скажу несколько слов по поводу содержания самого письма.
     Иудаизму инкриминируется в письме отрицание ценностей христианства. Вот это новость! Надо было ждать 20 веков, чтобы вдруг спохватиться и заявить об этом! Ну, во-первых, помнят ли эти господа, что главные заповеди Нагорной проповеди практически совпадают с десятью заповедями Моисея? На них основаны нравственные устои и христиан, и иудеев, да и, не будет преувеличением сказать, почти всех религий. И разве история Иисуса - это не еврейская история? Хорошо, если хоть несколько человек из братии подписантов помнят, что Он был евреем, Он говорил и проповедовал на иврите. Ну, а то, что Он и его ученики стали родоначальниками новой религии - что ж, христианам остается лишь благодарить евреев, давших им Христа. Да, Новый Завет исповедуют только христиане, но они исповедуют и Ветхий Завет тоже! А Ветхий Завет - это переведенная сначала на греческий, а затем на церковно-славянский Тора! Так что корни у иудеев и христиан общие!

     Э. Ренан во втором томе "Истории христианства" напоминает, что первые последователи Иисуса при Его жизни считали себя правоверными иудеями, строго соблюдали все старые обряды и законы Моисея. В этом отношении особенно выделялся Яков, известный под именем брата Господня, пользовавшийся среди верующих не меньшим влиянием, чем апостол Петр. Даже после распятия Иисуса Его ученики сохранили веру в торжество Израиля, считали, что только еврейский народ, избранный самим Б-гом, является носителем вечной правды. Первые последователи Христа, сумевшие соединить проповедь всеобщего братства и любви с преданностью иудаизму, очень часто повторяли слова своего Учителя, что Он пришел не для того, чтобы разрушить старый Закон, и ревностно стремились сохранить свои связи с иудейством, поставив себя в положение новой еврейской секты. А за пределы Израиля учение Христа вышло благодаря иноплеменникам, которые в поисках истины приняв вначале иудейскую, а затем христианскую веру, по возвращении на родину явились ревностными распространителями нового учения. Возникшая позже крайняя нетерпимость христианства к иноверцам, приведшая к жестокости и насилию и так далеко разошедшаяся с первоначальным учением, строго говоря, к самому Христу имеет мало отношения, хотя и осенялась Его именем.

     А, во-вторых, разве позднее христианство не отрицает какие-то ценности иудаизма? Разве письмо, о котором здесь речь, не отрицает не только какие-то ценности, а и вообще иудаизм в целом? В свете только что сказанного, можно только дать известный совет: врачу, исцелись сам! Почему бы авторам письма, раз уж они углубились в средневековую историю, не вспомнить заодно и крестовые походы, инквизицию с ее кострами, на которых сжигали еретиков и колдунов, сожгли Джордано Бруно и чуть не сожгли Галилея? Разве всё это не было продиктовано ненавистью церковников к иноверцам? И что же теперь, требовать на этом основании запрещения христианских организаций? Бред какой-то…

     А с другой стороны, разве, например, ислам не отрицает иные религии, исповедуемые "неверными"? Михаил Синельников в своей статье приводит строки из Корана, скажем так, небезупречные, с точки зрения современной политкорректности. Ну, например: "Если бы этот мир для Аллаха был равен по ценности хотя бы комариному крылу, он не дал бы неверному выпить и глотка воды". Или еще: "Мухаммед - посланник Аллаха - и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны между собой".
     Прочитайте еще раз "Тараса Бульбу", господа. С каким упоением и "добрым юмором" описана там расправа казаков над евреями! И так далее, и тому подобное. Но кто сегодня, кроме оголтелых фанатиков-недоумков, может требовать запрещения "Корана" или "Тараса Бульбы"? Обвинять сегодня евреев на основе того, что написано в средневековой книге, - это все равно, что обвинять сегодняшних греков в геноциде троянцев на основе "Илиады".

     Почему бы в таком случае не потребовать у генпрокурора запрещения и всех мусульманских организаций в России? Увы, терпимость по отношению к другим религиям - не самая сильная сторона всех религий, каждая из них считает себя единственно верной. Но значит ли это, что за признанием собственной исключительности должна непременно следовать доходящая до кровожадности нетерпимость, заложенная в религиозное учение? Если рассуждать строго логически, все религии не могут быть одновременно правы. Как проницательно заметил русский философ В. Соловьев, "перегородки между храмами не достают до Неба". Предоставим Времени решить, какая из религий ближе к Истине. Такой мудрый подход на протяжении всей своей впечатляющей миссии демонстрировал недавно скончавшийся понтифик Иоанн Павел II. Здесь я хочу процитировать абзац из прекрасной статьи, посвященной светлой памяти Иоанна Павла II и опубликованной в майском номере за 2005 год издающейся в Берлине "Еврейской газеты".

     "По настоящему поворотное для католической церкви событие произошло 12 марта 2000 года. В ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся и попросил прощения за 8 грехов католической церкви: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы, и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства. Никогда в истории человечества ни одна религия или конфессия не приносила подобного покаяния. В 1982 г. впервые за 450 лет с момента отделения англиканской церкви от Римско-католической, Папа Римский встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. В 1986 г. понтифик впервые в истории Католической церкви посетил главную синагогу Рима. 4 мая 2001 г. Иоанн Павел II посетил Грецию. Это был первый визит главы Католической церкви в Грецию с 1054 г., когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную. 6 мая 2001 г. Иоанн Павел II совершил молитву о мире в Дамаске и вошел в мечеть Омейядов".

     Вот бы поборникам православия, вспомнив заветы Нагорной проповеди, продемонстрировать такую толерантность! Но для этого надо иметь такую мудрость, какая была у Иоанна Павла II, а с мудростью у этих борцов проблемы. Дефицит. Даже на то, чтобы согласиться на визит в Россию, может быть, самого выдающегося Папы в истории христианской церкви, протянуть тем самым руку миллиардам братьев во Христе, мудрости у некоторых иерархов русской Православной церкви недостало. Что уж говорить обо всех этих депутатах Думы и мастерах ваяния, Крутовых и Клыковых. Дефицит - он и есть дефицит, ничего тут не поделаешь.


     3.
     Цитата из письма: "Мы признаем, что высказывания русских патриотов в адрес еврейства нередко носят резко отрицательный характер, излишне эмоциональный, неприемлемый в публичной дискуссии, что судом трактуется как экстремизм. Однако на отмеченных выше судебных процессах ни разу не рассматривалась причина такой резкости и первоистока экстремизма в данном межнациональном конфликте" (здесь и далее подчеркнуто мной. Б.Б.).

     Борцы с еврейством (а именно так поименовали объект своих нападок эти господа: не иудаизм или, положим, какие-то крайние течения в нем - а таковые можно найти в любой религии, в том числе и в православной, - а именно еврейство, т.е. весь еврейский народ: конфликт, оказывается, ни больше, ни меньше - межнациональный!) с уморительной серьезностью обсуждают вопрос: кто первый начал? Академик Шафаревич вспомнил времена своего безоблачного, не омраченного еще паранойей детства, когда он подрался с Илюшкой из соседнего класса и, размазывая слезы, излишне эмоционально апеллировал к учительнице: "он первый на-а-чал!"
     "…поскольку в данном межнациональном конфликте присутствуют две стороны (обвиняющая и обвиняемая), следует выяснить: какая из сторон начала данный конфликт первой и ответственна за него, и не являются ли действия обвиняемых самообороной от агрессивных действий обвиняющей стороны?"
     Бедные "обвиняемые"! Бедные "патриоты"! Они всего лишь безответственно (т.е. без желания нести ответственность!) пробуют обороняться от агрессии, а их журят!
     "Смеем Вас заверить, господин Генеральный прокурор, что по этим вопросам во всем мире существует большое количество общепризнанных фактов и источников, на основании которых можно сделать бесспорный вывод: отрицательные оценки русскими патриотами типичных для еврейства качеств и действий против неевреев соответствуют истине, причем эти действия не случайны, а предписаны в иудаизме и практикуются два тысячелетия. Таким образом, инкриминируемые патриотам высказывания и публикации против евреев являются самообороной, которая бывает не всегда стилистически правильна, но оправданна по сути".

     Мамочки мои! Они, оказывается, просто косноязычны, всего-навсего выражаются стилистически не всегда правильно, а их обижает это проклятое еврейство, с его "типичными качествами" (вот где у них свербит!), которое еще смеет указывать им, как правильно говорить по-русски, и мало того, пытается привлекать их за косноязычие к ответственности!
    
     Миллиарды неевреев, живущих на планете Земля, не испытывают никаких неудобств от того, что на той же планете живет еще и несколько миллионов евреев, не чувствуют себя обиженными, не кричат: "Он первый начал!", а могучая кучка российских патриотов берет на себя инициативу говорить от имени этих миллиардов. И притом говорить косноязычно. Чего стоит одна только фраза, с которой начинается письмо: "18 декабря 2003 года президент РФ В.В. Путин во время телевизионного общения с народом привел такие цифры…" Это "телевизионное общение с народом" дорогого стоит. Иван Сергеевич Тургенев был бы в полном восторге от такого обращения с великим, могучим, правдивым и свободным.

     4.
     Среди прочего патриоты вопят, что евреи их постоянно провоцируют. Довольно противно, но надо: привожу еще одну цитату. "Подчеркнем, что множество антиеврейских акций во всем мире постоянно устраиваются самими евреями с провокационной целью, - чтобы применить карательные меры против патриотов. В России наиболее известно дело Норинского, который в 1988 г. рассылал антисемитские листовки от имени организации "Память", чтобы побудить власти к репрессиям против нее".
     Ну, что тут сказать? По меткому замечанию известного борца за права евреев Жаботинского, евреи, как и любой другой народ, имеют право на своих дураков, подлецов, проходимцев, жуликов, отщепенцев и прочих сукиных сынов (и даже - добавлю от себя - антисемитов). И иногда, чаще, может быть, чем хотелось бы, пользуются этим правом. Или господа подписанты в своей беспардонности зашли так далеко, что считают, будто только они - и никто больше! - могут пользоваться этим правом? Нет уж, дудки! Да, Норинский - дурак и провокатор, да, он любит Россию без "Памяти", но можно ли на этом основании считать провокаторами всех евреев? Да, поп Гапон был провокатор, но можно ли на этом основании считать провокаторами всех попов или, тем более, всех русских?

     Да, были евреи-провокаторы и кроме Норинского, были и евреи-преступники, участвовавшие, наряду с русскими, грузинами, латышами, украинцами и пр., в красном терроре, в преступлениях сталинизма. Да, был не только Лев Давидович Ландау, был и Лев Давидович Троцкий. Мы, сегодняшние евреи, осуждаем деяния евреев-убийц, евреев-террористов, испытываем глубокий стыд и чувствуем свою моральную вину за эти деяния. Испытывают ли такой стыд и чувствуют ли такую моральную вину за своих соплеменников господа подписанты? Никто не обвиняет сегодня, скажем, народ Германии как коллективного преступника, никто не требует запрета нынешних немецких религиозных или национальных организаций. На бляхах ремней эсэсовцев была надпись "С нами бог", но никто ещё не додумался на этом основании требовать запрета христианских организаций в Германии. Фашистским организациям нет места на нынешней немецкой земле - это да, об этом давно позаботились власти и общественность Германии. Вот бы властям и общественности России последовать этому примеру!

     Авторы письма дошли до утверждения, что синагоги поджигают, еврейские кладбища оскверняют сами евреи. И это уже было! Помните унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла? "Разумеется, шум в мировых СМИ был громкий и всё бездоказательно приписали неким русским нацистам". А где ваши доказательства, господа? То, что вы назвали серию подобных актов вандализма в 1998-1999 г.г. в России "странной", - это и есть ваше доказательство? А между тем ничего странного тут на самом деле нет. Вы сомневаетесь в существовании неких русских нацистов? Считаете их мифическими фигурами? Тогда пройдитесь по рядам, где напропалую торгуют нацистской макулатурой. Убежден: вы там не раз проходились и даже скупали (и продавали!) эту макулатуру (литературой ее назвать не поворачивается язык). Вспоминали ли вы при этом ст. 13 российской конституции, на которую теперь ссылаетесь? Так что, господа, гляньте в зеркало, и вы увидите, что русские нацисты - это не миф.

     5.
     Небезынтересно, что в последнее время появилось и несколько книг, касающихся судеб евреев в России. О книге "200 лет вместе" здесь говорить не буду: что бы там ни толковали, а Солженицына нет в этой компании шаромыжников. Но вот появилась книга А. Буровского "Евреи, которых не было". Из серии: "Что такое друзья еврейского народа и как они воюют против антисемитов". Книга, в которой автор с самого начала усиленно, настойчиво декларирует свою объективность, намерение без предвзятости выслушать "обе стороны". Уже сами эти заклинания выглядят подозрительно. Если ты объективен, читатель это поймет, прочтя книгу, не надо в этом клясться, бия себя в грудь. Надо признать: автор книги, не в пример авторам письма, подкован, как правило, хорошо знает материал, о котором пишет (хотя от того, что он написал об А. Эйнштейне, уши вянут у любого мало-мальски сведущего человека; но что поделаешь - Буровский в точных науках не силен; тогда зачем, спрашивается, он полез в эти сферы, переписав сию злонамеренную ахинею из какой-то безграмотной книжонки?). Он хочет подавать свои пилюли в облатке, по крайней мере, не пахнущей явственно дурно. И все же не смог он, нет, не смог удержать на лике своем маску непредвзятости, не смог сохранить равновесие на этом узком бревнышке посередине баррикады. Ушки то и дело вылезают наружу. Здесь не место обсуждать всю книгу. Но один момент обсудить надо. Именно: дошло дело до Холокоста, и тут автор стал истово божиться, что не было, ну, не было шести миллионов погибших. Не было, и всё. А было их гораздо меньше.

     Сама по себе эта торговля, эта борьба за объективность сильно отдает мародерством. Не говорю о том, что цифра эта установлена и многократно указана исследователями.1 Но прилично ли вообще кого-то "ловить на горячем" прямо на кладбище, на таком грандиозном, полном не остывшей еще боли (а она никогда не остынет!) кладбище, где каждый камень, каждый ком земли, несмотря на прошедшие 60 лет, вопиют об этой боли? Не лучше ли было бы автору посетить Мемориал Холокоста в Иерусалиме "Яд ва-Шем", как это сделал, допустим, Папа Иоанн Павел II? И молча постоять там, подумать. Там есть, в частности, электронный банк данных, где ушедшие в Вечность под огнем Холокоста еврейские судьбы собраны поименно. Или давайте скажем спасибо автору за то, что он в своей объективности не дошел хотя бы до того, чтобы вообще отрицать факт Холокоста? Есть ведь и такие авторы тоже!

     Когда строился в Берлине упомянутый в начале этого материала, открытый к 60-летию Победы над фашизмом Памятник евреям Европы, уничтоженным нацистским режимом, во время строительства случилась заминка. Уже стояли первые бетонные блоки, и вдруг строительство остановилось. Оказалось, что средство защиты бетонных блоков от граффити поставляет фирма Degussa. Та самая, одна из дочерних компаний которой производила газ "Циклон Б", использовавшийся для убийства узников в концлагерях. Понадобилось время, чтобы разобраться и снять вопрос. Но то, что он возник, что до него докопались, что строительство остановилось, свидетельствует о высокой моральной ответственности и чистоплотности создателей Мемориала, об их щепетильности и осторожности в вопросе, требующем особой чуткости и понимания, особого такта и бережности в подходах. Конечно, люди, инициировавшие создание Мемориала, спроектировавшие и построившие его, не могли не исповедовать такую чуткость и бережность. Вот бы толику такой чуткости доктору философских и кандидату исторических наук господину Буровскому!

     Конечно, есть большая дистанция между авторами письма и обремененным научными регалиями господином Буровским. (Хотя, как видим на примере Шафаревича, даже звание академика еще ничего не значит. Да и сам Буровский путает "Я жгу Париж" Бруно Ясенского с "Падением Парижа" Ильи Эренбурга, театр Мейерхольда с театром Михоэлса - уж не купил ли этот ученый гуманитарий свои дипломы в метро?) С уверенностью берусь, тем не менее, утверждать, что его подписи под письмом нет (в ряду тех, кто поименован как "и др."; полным списком подписавших владеет только господин Генеральный прокурор). Но где-то, в чем-то он - вольно или невольно, это ему видней - смыкается с позицией авторов письма, хотя и весьма настойчиво пытается дистанцироваться от махрового, кондового, да и всякого иного антисемитизма.

     6.
     Еще одна - последняя - цитата (и летопись окончена моя).
     "Ведь главный вопрос, который надлежит выяснить следствию и суду, соответствуют ли истине или нет резко отрицательные оценки еврейства русскими патриотами по сути, на которую направлено отрицание? Если не соответствуют - тогда речь может идти об унижении евреев и о возбуждении религиозной и национальной розни. Если соответствуют - то подобные оценки оправданны и, независимо от их эмоциональности, они не могут квалифицироваться как унизительные, возбуждающие рознь и т.п. (Например, назвать порядочного человека преступником - унизительно для него; но назвать преступником уличенного преступника - это правдивая констатация факта.)"
     Что ж, с чем-то здесь можно и согласиться, и можно было бы, правдиво констатируя факты, назвать этих людей, авторов цитаты теми словами, которых они заслуживают. Подстрекателей - подстрекателями, убогих - убогими, подонков - подонками. Но я не буду этого делать. Не хочется опускаться на их уровень. Я думаю, здесь и так всё понятно. Ведь народ, от имени которого они выступают (не имея на то никаких полномочий), как и всякий другой народ, тоже имеет право на своих… т-с-с…

     Лучше процитирую в заключение того же А. Буровского. "Конечно же, на рынке есть обширная литература о том, какие евреи плохие. Для любителей этой литературы существует целая "Библиотечка русского патриота", …которую гораздо честнее было бы назвать "Библиотечкой русского антисемита". Анализировать всерьез весь этот бред я не берусь". И дальше, говоря об одной из книжонок этой, с позволения сказать, "Библиотечки…": "Это на редкость бездарная и лживая книга. И вся "Библиотечка…" такова: про макание мацы в кровь православных младенцев, про масонов - строителей Иерусалимского храма и про "полторы тысячи лет еврейского заговора". (Добавлю от себя: письмо, о котором выше речь, достойно пополняет эту "Библиотечку".) А в заключение своего пассажа Буровский пишет: "Простите, господа инородцы, поясной поклон вам всем - за дураков мы, русские, порой краснеем. Случается".
     Великий россиянин Варлам Шаламов, прошедший, подобно Данте, все круги ада, но только не в воображении, а наяву, в своих воспоминаниях ("Новая книга", ЭКСМО, М., 2004) пишет: "Отец водил меня по городу, стараясь по мере сил научить доброму. Так, мы долго стояли у здания городской синагоги, и отец объяснял, что люди веруют в Бога по-разному, и что для человека нет хуже позора, чем быть антисемитом. Это я хорошо понял и запомнил на всю жизнь" (с.20). Добавлю, что отец В. Шаламова был священником. Нет нужды это комментировать, и без того понятно, как отнесся бы В. Шаламов к письму патриотов, доживи он до наших дней.

     Мудрое Время всё расставит по местам. И напомнит при этом: "есть, есть Высший суд, наперсники разврата! Есть грозный Судия! Он ждет!" Он посильнее даже прокурора, будь этот прокурор хоть трижды генеральный. В отличие от любого прокурора, "Он недоступен звону злата". Он-то и рассудит нас с вами.


     Примечание

     1. В российском "Новом энциклопедическом словаре", изд. 2000, написано: ХОЛОКОСТ (холокауст) (англ. Holocaust от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45. Президент Путин назвал число погибших только в одном Освенциме евреев - 2,8 млн. человек (см. его речь в Кракове 27.01.05). назад к тексту>>>


   


    
         
___Реклама___