Kushner1
©Альманах "Еврейская Старина"
Май 2005

Борис Кушнер


Софья Александровна Яновская, как я её помню[1]

 

 



Я не пытался написать в этих нескольких страницах человеческую или научную биографию С. А. Яновской[2] или хоть сколько-нибудь полно охарактеризовать созданную ею школу в истории и философии математики, математической логике.


Многое в этом отношении читатель может почерпнуть из тщательной работы американского историка математики Ирвинга  Анелиса[3].  Когда я работал над начальной версией настоящего  очерка в  1996 году, мне не были доступны опубликованные одновременно с нею и позже интереснейшие статьи и воспоминания о Яновской, принадлежащие перу известных математиков и историков математики И.Г. Башмаковой, С.С. Демидова, Б.А. Трахтеброта, В.А. Успенского[4].

 

Недавно, благодаря любезности профессора Якова Ильича Фета и издательства «Наука», я получил две уникальные по составу авторов, а также охвату материала книги по истории информатики[5] в России[6], из которых узнал, в частности, много нового о деятельности Софьи Александровны во времена, которым не мог быть сознательным свидетелем. К сожалению, эти два тома выпущены мизерным тиражом и, следовательно, труднодоступны. Я ещё вернусь к ним ниже.

 

Мне хочется поделиться моими воспоминаниями о Софье Александровне,  которую я знал в последние годы её жизни. Встречи и беседы с С.А. оставили глубокий след в моей памяти. В те годы я был совсем молод и не вполне сознавал значительность происходящего. Многое, очень многое, отнюдь не  математического характера, привлекало меня, и я упустил столько возможностей поговорить с С.А., пропустил столько её лекций и семинаров... Сегодня я могу только запоздало жалеть об этом...

 

В один прекрасный день, в начале 60-х, в первые мои годы на мехмате, я краем уха слышал, как однокашник рассказывал о лекциях по математической логике профессора Яновской. Рассказчик был в крайне приподнятом настроении после очередной лекции, и мне захотелось посмотреть самому, в чём тут дело. На следующий день, как всегда после звонка, я проскользнул в одну из больших аудиторий 16-го этажа главного здания МГУ. Аудитория  была почти полна, и мне не без труда удалось отыскать место в одном из верхних рядов амфитеатра.

 

У доски стояла небольшого роста, пожилая женщина в старомодном чёрном платье (мне ещё предстояло узнать, что она почти всегда носила это платье). Её лицо, круглое как полная Луна, просто сияло добротою, а большие и тоже очень круглые очки были, казалось, специально созданы для этого лица. Водружённый на кафедру маленький, чёрный, видавший виды кожаный портфель чем-то походил на свою хозяйку и гармонично дополнял сразу захватившую меня картину. Я был очарован не только всеми этими милыми приметами хорошего человека, за которыми стояла не сиюминутная традиция. Подкупала и основательная, весьма неторопливая и глубоко интеллигентная манера, в которой Софья Александровна обращалась к аудитории. Насколько я сейчас помню, в тот день обсуждался парадокс «вешателя». Некто приговорён к смертной казни и несчастному позволено задать один-единственный вопрос. Имеются некоторые дополнительные ограничения, в рамках которых обязан действовать палач. Какой вопрос должен задать приговорённый, чтобы поставить палача в логический тупик и, тем  самым,  избежать казни.   Почему-то мои однокурсники были очень заинтересованы тогда в проблемах этого рода, хотя с одной стороны время «вешателей» в СССР к тому моменту в определённой степени прошло (я имею в виду, что в дни моей молодости государство уже не убивало своих граждан с прежней непринуждённостью), а с другой ЧК, ГПУ, НКВД, МГБ, КГБ и т.д. никогда не играли в подобные формально-логические игры со своими жертвами, да и не подчинялись никакой человеческой логике вообще.

 

С.А. произвела на меня сильное впечатление; сегодня я бы сказал, что меня очаровал её облик интеллектуала и настоящего университетского  профессора «par excellence». Трудно было заподозрить, сколь бурной была молодость Софьи Александровны. Она с юным энтузиазмом боролась на стороне большевиков в Гражданской войне, была комиссаром в Красной Армии и, как я слышал, была однажды схвачена в плен и почти расстреляна. Если не ошибаюсь, её подвиги были воспеты Исааком Бабелем (как известно этот талантливый еврейско-русский писатель позже (по некоторым сведениям в 1941 г.) был уничтожен всё тем же самым большевистским режимом). Тяжело думать об этих горячих, прекрасных юных душах, зачарованных примитивной большевистской агитацией, большевиками, – а ведь последним было суждено в немногие годы стать величайшими преступниками в мировой истории. Такова цена политической романтики – мне недавно пришлось писать об этом, не буду повторяться[7]. Бесчисленные жизни принесены в жертву варварским большевистским идолам. Мне вспоминается здесь другой известный логик и историк математики, профессор Жан ван Хыенорт (Jean van Heijenoort), учитель упоминавшегося выше биографа Яновской Ирвинга Анелиса. Будущий профессор, издатель работ Фреге, Кантора, Гильберта, Гёделя, Колмогорова... был в молодые свои годы преданным секретарём и телохранителем Льва Троцкого, даровитого политического демагога, выделявшегося даже в не бедной демагогами большевистской банде (интересная книга о жизни и смерти Хыенорта написана Анитой Феферман [8]).

 

Автор на лекции

 

 

С той памятной лекции С.А. Яновской я заинтересовался математической логикой и вскоре, после одного захватывающего выступления А.А. Маркова выбрал кафедру математической логики для специализации (насколько помню, это случилось в 1963 г. – годам на мехмате МГУ, друзьям и учителям посвящены несколько моих эссе, опубликованных по-русски и по-английски[9]).

 

Более сорока лет пролетело, а тот солнечный день стоит перед моими глазами во всех живых его красках. Софья Александровна в чёрном строгом платье, круглые очки, придававшие ей очарование доброй бабушки (где они теперь, наши бабушки...) и, конечно, знаменитый маленький портфель.

 

Мне не довелось близко общаться с С.А. в мои студенческие, а затем аспирантские годы. Наши научные интересы заметно различались. Несмотря на это, она всегда радовалась моим достижениям и поддерживала меня всеми доступными ей способами. Наши мимолётные разговоры происходили в перерывах семинаров, в кулуарах заседаний кафедры математической логики и при других подобных обстоятельствах. Должен сказать, что, будучи одним из старейших профессоров университета, С.А. всё же находилась на мехмате в несколько необычной и не очень простой ситуации. Проблема состояла в том, что Софья Александровна была не исследователем, а экзегетом. Она не доказывала теорем, лемм и т.д. Она была мыслителем, историком, философом и защитником математики (что и против кого приходилось защищать – об этом речь пойдёт ниже, читателям старшего поколения никакие разъяснения здесь, впрочем, не нужны). Как хорошо известно,  математики предпочитают конкретные сильные результаты и могут быть крайне агрессивными в отношении людей, не имеющих таких результатов и, тем не менее, рассуждающих об их почти религиозно любимой науке. Нетрудно понять, что положение С.А. в немыслимом математическом созвездии, сверкавшем тогда на мехмате (Колмогоров, Александров, Марков, Соболев, Тихонов, Люстерник...) могло быть непростым. В действительности этого не было.  Её глубоко уважали, и я имел много случаев убедиться в этом. Вся её открытая, добрая и глубокая личность, опасная и жестокая война, которую она вела против демагогов – записных официальных «философов»,  всё это внушало уважение.  Западному читателю, которому был адресован английский оригинал этих воспоминаний, конечно, нелегко понять о какой войне я говорю, какой опасности подвергалась С.А.. Боюсь, что в таком же положении находятся и российские читатели младших поколений. В конце концов, логика есть логика, нечто весьма абстрактное и бесконечно далёкое от всякой политики. Ошибка! Начиная с Ленина, коммунистическая идеология рассматривала всякую деятельность, будь то музыка, живопись, литература, наука и т.д. с точки зрения классовой борьбы. В увлечении «музыкой революции» многие искренние, хорошие люди так и действовали, не сознавая, какого зверя выпускают из берлоги. Вероятно, Софья Александровна до определённого момента была тоже захвачена этим стальным потоком. Впоследствии романтика оформилась в гигантскую идеологическую машину, сросшуюся с машиной карательной. Здесь уже стало не до порывов, не до идеализма.  Никто не мог остаться в стороне, каждый должен был выбрать свою позицию, и нетрудно понять, какую позицию следовало выбрать, чтобы иметь шанс просто-напросто выжить.

 

Автор на лекции

 

 

Только после моего переезда в США я с изумлением обнаружил, что некоторые люди способны создать обстановку принудительного ограничения свободы мысли и без учреждений типа КГБ, используя демагогию, чистый энтузиазм, простую человеческую глупость (а глупость, конечно, склонна к энтузиазму) и личные связи. Ряд аспектов американской университетской жизни имеет ясно выраженный орвелловский привкус («новоречь», «двойное мышление» – несомненные составные части так называемой «политической корректности»; здесь не место входить в подробности этого душевного заболевания свободного общества). Склонность образованной либеральной, профессорской в особенности, публики сбиваться в толпу, в связанную групповой порукой и подчинением вожакам стаю удручающа. Достойные в принципе идеи, доведённые до полного абсурда, приобретают зловещую разрушительную силу. Сама идея терпимости оборачивается полным моральным релятивизмом, в сущности, моральной слепотой, и своей противоположностью – тоталитаризмом. Народная мудрость справедливо говорит, что «ученье свет». Но свет может и ослеплять. Интересные наблюдения издержек «интеллектуализма» можно найти в книге известного историка Пола Джонсона «Интеллектуалы»[10]. Явление это, несомненно, опасно для общества – не зря та же самая народная мудрость утверждает, что «рыба гниёт с головы».

 

И всё же – сопротивляющийся модным политическим или культурологическим стереотипам рискует в США потерять работу, не больше пока что. В советской же реальности физическое уничтожение стороны, проигравшей идеологическую дискуссию, было нормальным делом. Достаточно, например, вспомнить печально известную биологическую дискуссию, судьбу Н.И. Вавилова. Я думаю, что советская школа математической логики вполне вероятно самим выживанием своим обязана Софье Александровне[11].

 

Война, которую вела С.А., далеко не всегда могла быть наступательной. Ей приходилось отступать, прикрываться, как щитом, «самокритикой», использовать демагогию в ответ на демагогию и идти на компромиссы, немыслимые для того, кто не чувствует реальной ситуации тех далёких дней. Мне невольно вспоминается Фауст, когда я думаю обо всём этом. Живое представление о сказанном может дать предисловие Софьи Александровны к русскому переводу монографии Гильберта и Аккермана «Основы теоретической логики»[12]. Глубокие соображения по истории и философии математики перемежаются идеологическими клише, цитатами из Ленина и даже Жданова (оба, конечно, большие знатоки математической логики; мне, кстати, помнится, что при всех остальных отличных оценках именно по логике в аттестате зрелости Владимира Ульянова стояло «хорошо»). Может быть, стоит процитировать этот характерный для эпохи документ:

 

«Чтобы избежать так называемых «парадоксов расширенного исчисления предикатов», Рассел[13] придумал свою известную «разветвлённую теорию типов», с которой сразу же оказались связанными новые трудности, обусловленные его половинчатой и путанной субъективистской установкой. От вышедшего в 1910 – 1913 гг. трёхтомного труда Рассела и Уайтхеда «Principia mathematica»[14], можно было идти дальше по двум направлениям: можно было, как это и случилось с его авторами, занять позиции всё более агрессивного наступления на материализм и защиты схоластики (вооружённый такой идеологией Б. Рассел не случайно пропагандирует сейчас применение атомных бомб против СССР), и можно было с меньшими или большими колебаниями (в условиях империалистического общества такие колебания вполне естественны), более или менее стихийно вступить на путь отказа от субъективистских установок Рассела»[15].

 

Предисловие завершается ослепительным идеологическим мажором:

 

«В применении к математической логике нам особенно следует помнить партийное указание, сделанное товарищем Ждановым в его выступлении на дискуссии по книге Г.Ф. Александрова «История западно-европейской философии». «Современная буржуазная наука, – говорит А.А. Жданов, – снабжает поповщину, фидеизм новой аргументацией, которую необходимо беспощадно разоблачать». «Кому же, как не нам – стране победившего марксизма и её философам, – возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии, кому, как не нам, наносить ей сокрушающие удары!»»[16]

 

Мне довелось слышать от старших коллег, ссылавшихся на С.А., что она никогда не писала всех этих нонсенсов. И это вполне возможно (как и то, что в сложившихся обстоятельствах С.А. пришлось написать именно такое предисловие). В те годы было устоявшейся практикой публиковать декларации от имени той или иной знаменитости, иногда даже не уведомляя о предстоящей публикации саму эту знаменитость (например, Дм. Шостакович был одной из жертв подобной практики, как можно прочесть, скажем, в книге Вильсон[17]).

 

Автор на лекции

 

 

Коллеги особенно изумлялись пассажу о Расселе и атомных бомбах. Но, – разумеется, вне всякой конкретной связи со своими математическими работами, – Рассел действительно горячо проповедовал превентивный ядерный удар против СССР в первые послевоенные годы. Только в начале пятидесятых годов он резко изменил позицию и стал столь же неистовым сторонником ядерного разоружения; об этом рассказывает очерк о Расселе в упоминавшейся книге Джонсона[18]. Новая пацифистская ипостась британского философа получила такую универсальную известность, что в  семидесятые-восьмидесятые годы размахивающий атомной бомбой Рассел казался чем-то совершенно немыслимым (тем более что он сам существование своего «атомного» периода позже пытался отрицать).

 

При чтении предисловия к книге Гильберта-Аккермана создаётся впечатление, что Софья Александровна заранее защищается.   Так и обстояло дело в действительности. Вот, что пишет об этом времени выдающийся учёный, профессор Дмитрий Александрович Поспелов, один из ряда необыкновенных людей, с которыми мне довелось встретиться на математико-логических тропах[19]:

 

«... Время для очередного разгрома – начало 50-х годов – было весьма подходящим.

 

Первой ласточкой стала статья, помещённая на страницах идеологического официоза «Вопросы философии» в марте 1950 года[20]. В ней критике были подвергнуты некоторые  теоретические положения математической логики, противоречившие, по мнению авторов статьи, догмам материализма. Статья была откликом на публикацию переводов книг Д. Гильберта и В. Аккермана «Основы теоретической логики» (М.: Издательство иностранной литературы, 1947) и А. Тарского «Введение в логику и методологию дедуктивных наук» (М.: Издательство иностранной литературы, 1948). Редактором перевода и автором предисловия к первой из книг была С.А. Яновская, в издании и комментировании второй книги кроме неё участвовал ещё Г.М. Адельсон-Вельский.

 

Они и послужили мишенью для идеологического разноса. Авторы работы (имеется в виду работа в «Вопросах философии» – Б.К.) не скупятся на резкие высказывания: «Классики марксизма-ленинизма дали нам ясные и совершенно достаточные указания для правильного понимания философских вопросов математики» (стр. 333); «... изъятие всякого содержания в пользу «чистой» и субъективной формы, творящей содержание, противоречит марксизму и науке» (стр. 333); «Речь идёт не о том, чтобы «ликвидировать» математическую логику, а о том, чтобы отсечь реакционную тенденцию в ней, извращения её, отражающие идеологию враждебных нам классов» (стр. 336). И, наконец: «Эти работы являются выражением примиренчества к идеализму в математике» (стр. 337).

 

Редактору книг С.А. Яновской пришлось оправдываться за «идеологические просчёты». Её письмо по этому поводу помещено сразу же после текста погромного опуса...»[21]

 

В таких условиях жила и работала Софья Александровна...

 

Поклон ей за то, что книга Гильберта и Аккермана, в конце концов, вышла в русском переводе, за то, что небольшой, в следах времени, характерного кирпичного цвета том лежит сейчас на моём столе... Это была первая монография в данной области на русском языке, за ней последовали другие переводы и оригинальные работы. Путь для важнейшей математической дисциплины, начинавшейся с заоблачных абстракций и дошедшей сегодня до самых конкретных приложений в информатике,  был проложен.

 

Не могу удержаться от ещё одного обширного цитирования Дмитрия Александровича Поспелова. Его слова с новой стороны показывают, чем обязана Софье Александровне российская, а, следовательно, и мировая наука. Речь идёт о выдающемся учёном, пионере инженерных приложений математической логики, главе большой научной школы Михаиле Александровиче Гаврилове (ученики называли его МАГом). В 1946 г. Гаврилов представил докторскую диссертацию «Теория релейно-контактных схем». Представил вопреки предостережениям коллег и друзей, опасавшихся в условиях идеологической травли самых опасных последствий для соискателя. Итак, слово Дмитрию Адександровичу[22]:

 

«Защита всё же состоялась. О ней до сих пор вспоминают те, кто был на ней или слышал красочные рассказы из первых уст[23]. В качестве замечаний по защищаемой работе были использованы не только научные доводы или практические соображения, но и прямые обвинения в идеологической вредности работы, в попытках протащить идеалистическое мировоззрение в отечественную науку и в том, что диссертант «льёт воду на мельницу наших зарубежных недругов». Ещё хочу обратить внимание читателей на год защиты. Через четыре года, в 1950 г., в философском рупоре правящей партии журнале «Вопросы философии» появится статья В.П. Тугаринова и Л.Е. Майстрова «Против идеализма в математической логике», в которой будут звучать аналогичные обвинения уже в адрес того оппонента, который буквально спас Михаила Александровича Гаврилова от политического доноса, выдвинутого против него. Этим оппонентом была Софья Александровна Яновская[24].

 

Её марксистское реноме было безупречным. В 30-е годы она неустанно боролась с проявлениями идеализма в математике, изучала и пропагандировала «математические» работы К. Маркса и была ведущим в СССР специалистом в области формальной логики. С теми, кто выдвигал огульные философские и политические обвинения против Гаврилова, она боролась их же оружием, цитировала нужные места из сочинений Ленина, используя принесённые с собой тома с множеством закладок. Контраргументы, опирающиеся на такую поддержку, быстро охладили пыл тех, кто хотел сорвать защиту. В результате голосование (хотя и не единогласное) было положительным. Если бы этого не произошло, то наша страна не оказалась бы в первых рядах мировой науки в области логических методов анализа и синтеза дискретных систем управления».

 

Позже, в конце 50-х годов Софья Александровна сыграла значительную, если не решающую роль в организации кафедры математической логики в Московском Университете. Для заведования кафедрой был приглашён из Ленинграда А.А. Марков.

 

Ко всему сказанному следует добавить постоянную готовность С.А. помогать талантливой молодёжи, особенно в трудные времена (см., об этом, например, в интересной статье М.М.Постникова[25]). Конечно же, это тоже внушало уважение.

 

Андрей Андреевич Марков, как могут подтвердить многие свидетели, был человеком острого, опасно саркастического ума. Он был постоянно готов к розыгрышу, талантливой мистификации, не всегда даже вполне безобидным. Тем приятнее было наблюдать его неизменно тёплое, уважительное отношение к Софье Александровне. Мне вспоминается забавный инцидент на одной из лекций Маркова по конструктивной логике в начале 60-х годов. С.А., как всегда, сидела в первом ряду и тщательно записывала происходящее в большую тетрадь. По какому-то поводу возникла небольшая дискуссия между С.А. и А.А. «Но Андрей Андреевич, Вы должны слушать меня. В конце концов, я старше» – сказала С.А. «Ну, знаете ли, Софья Александровна...– улыбнулся в ответ А.А – Всё же Вы не должны использовать такой аргумент против меня. Вы могли бы найти кого-нибудь помоложе...» С этими словами А.А. принялся шарить глазами по аудитории, явно подыскивая жертву. Я был преступно молод в те дни и притаился, как мог, в своём заднем ряду. А.А., в конце концов, нашёл в качестве искомого примера кого-то ещё...

 

            Зимой 1966 года Андрей Андреевич пригласил меня присоединиться к группе коллег и поехать на день рождения С.А. Она жила тогда на даче. Мы вышли из поезда на платформе «42-й км» Казанской ж.д. Был великолепный зимний день – холодный, ясный, чистый.  Мы долго блуждали по пустынным в это время года улицам дачного посёлка, засыпанным великолепным чистым подмосковным снегом, в который глядели обледеневшие сосны. Наконец, нашли деревянный дом с тёплыми огнями в окнах. Последовавший дружеский вечер навсегда запомнился мне. Всем было хорошо за столом С.А., для каждого нашла она ласковое слово. В тот вечер я впервые услышал стихи А.А. Он прочёл (лучше сказать исполнил) их по просьбе Софьи Александровны[26].

 

К несчастью, этот день рождения оказался последним. С.А. никогда не отличалась крепким здоровьем. В течение многих лет она страдала тяжёлой формой сахарного диабета. И частная её жизнь простой тоже не была. Сын её был психически нездоров, и в последние годы ей приходилось приводить его с собою на лекции и семинары (по-видимому, нельзя было оставлять его одного). Однажды он ускользнул из-под опёки матери, и спрятался в мужском туалете. С.А. попросила меня найти его и привести назад. Печальная, трагическая ситуация... Вскоре после смерти С.А её  сын покончил жизнь самоубийством...

 

Той же весною я обыкновенно провожал Софью Александровну домой после семинаров. Однажды она сказала мне: «Знаете, эта весна – последняя для меня. Я уже не чувствую её запахов...» Я пытался возражать, но она только улыбнулась в ответ. Осенью она умерла...

 

3/5/96, Май 2005 г., новая редакция.

 

 



[1] Новая (май 2005 г.) редакция очерка, написанного в 1996 г. по-английски и тогда же опубликованного, как Boris A. Kushner, Sof'ja Aleksandrovna Janovskaja: a few reminiscences, Modern Logic, vol.6, no.1, 67-72, January 1996. В том же году по просьбе российских коллег я перевёл очерк на русский язык.  Это, к моему удивлению, оказалось нелёгким делом. Очевидно, что-то переключается в самом мыслительном процессе при переходе с одного языка на другой. Иначе строятся предложения, иначе выбираются эпитеты и т.д., и т.п. В результате мой собственный перевод моей собственной работы в своём начальном варианте выглядел именно переводом, переложением, чем-то искусственным. Так я оценил трудности переводчиков художественной прозы, тысячекратно усиленные по сравнению с моим скромным опытом. Русский перевод эссе вскоре появился в Москве (Борис Кушнер, Несколько воспоминаний о Софье Александровне Яновской, Вопросы истории естествознания и техники, том 4, стр. 119–123, Российская Академия Наук, 1996). Этот же перевод с небольшими изменениями был опубликован в балтиморском журнале «Вестник» (Мои воспоминания о Софье Александровне Яновской, «Вестник», № 14 (273), July 3, стр. 44-46, 2001, http://www.vestnik.com/issues/2001/0703/win/kushner.htm (все сайты посещались в мае 2005 г.)). 

[2] Софья Александровна Яновская (урождённая Неймарк) родилась 31 января 1896 г. в городе Пружаны (ныне Брестская область Белоруссии) и скончалась 24 октября 1966 г. в Москве, где и похоронена на Новодевичьем кладбище.

[3] I.H. Anelis,  The heritage of S.A. Janovskaja. History and Philosophy of Logic, 8, pp. 45-56, 1987.

[4] И.Г Башмакова, С.С. Демидов, В.А. Успенский, Жажда ясности (о С.А. Яновской), Вопросы истории естествознания и техники, том 4, стр. 108 –118, Российская Академия Наук, 1996. Эта работа также включена в недавний двухтомник В.А. Успенского «Труды по НЕматематике», ОГИ, Москва 2002, стр. 1259-1271 (мне была доступна электронная версия книги http://www.mccme.ru/free-books/usp.htm ). И. Башмакова, Софья Александровна Яновская (1896 – 1966): воспоминания, Историко-математические исследования, сер. 2, вып. 2 (37), 105–108, Янус, Москва 1997, Б.А. Трахтенброт, Памяти С. А. Яновской, там же 109-127.

[5] Термин, соответствующий английскому Computer Science.

[6] Очерки по истории информатики в России, редакторы-составители Д.А. Поспелов, Я.И. Фет, Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, Новосибирск, 1998.

История информатики в России, Учёные и  их школы, составители В.Н. Захаров, Р.И.  Подловченко, Я.И. Фет, Наука, Москва 2003.

[7] Борис Кушнер, Об ушедших друзьях, сетевой альманах «Еврейская старина», № 4, 28, апрель 2005 г., http://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer4/Kushner1.htm

[8] A.B Feferman, Politics, logic and love; the life of Jean van Heijenoort, Wellesley, Mass., A.K. Peters, 1993.

[9] Б.А. Кушнер, Марков и Бишоп, Вопросы истории естествознания и техники, 1, 70-81, 1992. Английская версия этого эссе опубликована в книге S. Zdravkovska & P.L. Duren (editors) Golden Years of Moscow Mathematics, Providence, American Mathematical Society & London Mathematical Society, 179-180, 1993. Этот очерк был также недавно опубликован снова Российской Академией Наук в упоминавшейся выше книге «История информатики в России (Учёные и их школы)», стр. 110-126. Воспоминаниям о мехмате посвящён мой очерк «Успенский пишет о Колмогорове», Историко-математические исследования, сер. 2, вып. 1 (36), 165–191, Янус, Москва 1996. (Английская версия: Memories of Mekh-Math in the sixties, Modern Logic, vol. 4, No. 2, pp. 165-195, 1994). Эта работа в новой редакции была опубликована также в сетевом альманахе «Еврейская старина», № 16, 2 апреля 2004 г., http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer16/Kushner1.htm  К столетию со дня рождения А.А. Маркова мною написан большой очерк: Борис Кушнер,        Учитель, «Вестник», № 18 (329) – 21 (332), September 3 - October 15, 2003, http://www.vestnik.com/issues/2003/0903/win/kushner.htm. 

[10] Paul Johnson, Intellectuals, Harper & Row, Publishers, New York, 1988.

[11] Эту мою фразу сочувственно цитируют Башмакова, Демидов и Успенский в их упоминавшейся выше работе «Жажда ясности».

[12] Д. Гильберт и В. Аккерман, Основы теоретической логики, пер. с немецкого, Государственное издательство иностранной литературы, Москва 1947 («Grundzuge der  theoretischen Logik» von D. Hilbert and W. Ackermann, zweite, verbesserte Aufgabe, New York, 1946).

[13]  У Софьи Александровны везде «Рэссел». Я использую принятое сегодня произношение этого имени.

[14] Whitehead Alfred and Russell Bertrand, 1910-1913, Principia mathematica, vol.1, 1910 (2nd ed. 1925), vol.2, 1912 (2nd ed. 1927), vol. 3, 1913 (2nd ed. 1927), Cambridge University Press, England. Фундаментальная работа, оказавшая огромное влияние на развитие математической логики, оснований и философии математики в двадцатом веке, и положившая начало логико-философскому направлению, известному под названием «логицизм».

[15] В книге Гильберт, Аккерман, цит. соч., стр. 6–7.

[16] Там же, стр. 13.

[17] Wilson, E., Shostakovich. A life remembered, Princeton, Princeton University Press, 1994.

[18] См., Paul Johnson, цит. соч.,  pp. 204–208.

[19] Мы оба работали в Вычислительном Центре АН СССР; в последние годы перед отъездом я работал в отделе, который Д.А. Поспелов возглавлял.

[20] В. П. Тугаринов, Л.Е. Майстров, Против идеализма в математической логике, Вопросы философии, № 3, стр.  331-339, 1950. (Прим. Д.А. Поспелова).

[21] Д.А. Поспелов, Становление информатики в Росии, в книге «Очерки истории информатики в России», цитированной выше, стр. 10-11.

[22] Д. А. Поспелов, Школа МАГа, в книге «История информатики в России», цит. выше, стр. 146-147.

[23] О. П. Кузнецов сообщает, что защита продолжалась 8 часов! (статья «Михаил Александрович Гаврилов», там же, стр. 132).

[24] О.П. Кузнецов (там же стр. 132) отмечает также значительную помощь, оказанную диссертанту в отражении атак вторым оппонентом, выдающимся математиком (впоследствии академиком) П.С. Новиковым и выдающимся учёным, адмирал-инженером, академиком А.И. Бергом.

[25] M.M. Postnikov, Pages of a mathematical autobiography, in S. Zdravkovska & P.L. Duren (editors), Golden Years of Moscow mathematics, Providence, American Mathematical Society & London American Society, 155-178, 1993. См., также,  М.М. Постников Страницы математической автобиографии (1942 - 1953),  Историко-математические исследования. Вторая серия, выпуск 2, стр. 78-104, Янус, Москва 1997.

[26] На интернете http://magazines.russ.ru/zvezda/2001/12/markov.html (Журнал «Звезда», №12, 2001; имя Маркова набрано с ошибкой, как «Алексей»). Самую полную подборку стихов Маркова можно найти на сайте «Поэзия Московского Университета» http://poesis.ru/, который создан и поддерживается Галиной Воропаевой (она замечательный  поэт сама).  Некоторое представление об исполнении Марковым собственных стихов можно получить по несовершенным записям, представленным на сайте, созданном к столетию Андрея Андреевича Петербургским отделением Математического Института РАН http://logic.pdmi.ras.ru/Markov/zvuk/ .


    
   

   


    
         
___Реклама___