Εβγενθι Αεπκξβθχ

Когда на небе не бывает радуги

(Праведник - основа Вселенной)

Иудаизм по праву может считаться мировой религией вовсе не потому, что он, подобно христианству или исламу, распространил свое влияние на полмира. Это национальная религия далеко не самого многочисленного на земле народа. Глобальная роль иудаизма в истории человечества определяется широтой и глубиной его влияния на духовную культуру других народов. Многие фундаментальные этические и философские понятия, на которых зиждется современная цивилизация, впервые были сформулированы и глубоко осмыслены толкователями Торы и Талмуда. Учение о Праведнике дает пример такого понятия.

 

 

Предание рассказывает о четырех мудрецах, которые "вошли в Пардес", т.е овладели мистическим смыслом Писания или, выражаясь другими словами, "поднялись на небо". Бен Азай вгляделся и умер. Бен Зома вгляделся и повредился. Элиша бен Абуя впал в ересь. Раби Акива вошел с миром и вышел с миром.

Раби Акива (50 - 132 гг. н.э.) прожил долгую жизнь и умер мученической смертью в правление императора Адриана. При жизни раби Акивы был разрушен иерусалимский Храм, поднялось и было жестоко подавлено римлянами еврейское восстание под руководством Бар-Кохбы. Акива начинал простым пастухом, сорока лет от роду принялся за изучение Талмуда и стал выдающимся знатоком Священного Писания и учителем многих поколений. Среди наиболее знаменитых его учеников, про которых сказано, что "они поднялись и наполнили мир Торой", был Шимон бен Йохай, тринадцать лет учившийся у него. Когда римские власти арестовали раби Акиву, Шимон продолжал приходить к нему в тюрьму изучать Тору и правила мудрой жизни. Шимон бен Йохай развил и продолжил учение Акивы. С его именем связана одна из самых таинственных книг еврейской истории - знаменитая книга "Зогар".

После гибели раби Акивы пять его лучших учеников, и Шимон в их числе, получили звание раби, несмотря на то, что римские власти под страхом смерти запрещали посвящение: "всякий посвящающий будет убит, и всякий посвященный будет убит, и город, где посвящают, будет разрушен, а пригороды - выкорчеваны".

Предание сохранило несколько эпизодов из жизни раби Шимона. Какое-то время он жил в Тверии, а потом, спасаясь от преследования римлян, спрятался со своим сыном Эльазаром в пещере. Случилось чудо - у пещеры выросло рожковое дерево и забил источник воды. Чтобы одежды не ветшали, Шимон и Эльазар снимали их и зарывались по шею в песок. Все свое время они учили Тору, во время молитвы одевались, потом вновь снимали одежды. Просидели они в пещере двенадцать лет. Однажды сидел раби Шимон у входа в пещеру и увидел охотника, который ловил птиц. Услышал он голос с неба: "Милость!". И спаслась одна из птиц. А когда услышал: "Наказание!", - была поймана птица. Сказал раби Шимон: "Даже птица без воли небес не бывает поймана. Тем более - душа человеческая". И вышли они из пещеры.

Родственники и знакомые плакали, видя коросту от экземы и ссадины от песка на теле раби Шимона. И говорил им раби Шимон: "Счастливы вы, что видите меня в таком состоянии. Ибо если бы вы не видели меня в таком состоянии, не был бы я таким". Раньше, когда затруднялся раби Шимон в каком-то вопросе Торы, его тесть, раби Пинхас, давал ему двенадцать объяснений. Теперь же, когда затруднялся раби Пинхас, находил раби Шимон для него двадцать четыре объяснения.

С помощью горячих источников Тверии излечились раби Шимон и его сын. В благодарность Тверии очистил ее раби Шимон от всех "незаконных" захоронений, мешавших священникам проходить через город. Собирал раби Шимон люпин, рубил его и разбрасывал куски по улицам Тверии. Там, где был закопан мертвец, он поднимался, и его уносили на кладбище и хоронили. А место, где люпин оставался без движения, отмечали как чистое.

Раби Шимон учил Тору и обучал других, используя, по его словам, самое отборное из методов раби Акивы.

И Талмуд, и "Зогар" изображают раби Шимона великим праведником. Так говорил раби Шимон бен Йокай: „Мир не устоит, если в нем меньше тридцати праведников, таких как Авраам. Если их тридцать, то я и сын мой - двое из них. Если их двадцать - я и сын мой из них. Если десять - я и сын мой из них. Если их двое - это я и сын мой. А если он один - это я“.

Раби Шимон - суровый праведник. Он говорил: "Даже добродетели нечестивцев - это злодеяния для праведников". Раби Шимон был строг к другим и беспощаден к себе, если считал, что поступил недостойно. Однажды обсуждалось среди мудрецов, пересмотрел ли раби Акива свои взгляды на некоторый вопрос, связанный с ритуальной чистотой. Одни говорили, что пересмотрел, другие, что - нет. И тогда сказал раби Шимон с иронией: "До последних дней раби Акива признавал это нечистым. Не знаю, может быть, когда умер, тогда пересмотрел?". А сказав так, понял, что допустил непочтительность к покойному учителю. "И почернели зубы раби Шимона от множества постов".

Раби Шимон говорил: "Тот, кто был совершенным грешником всю свою жизнь, а в конце раскаялся, - не напоминают ему уже грехи его. А если человек все свои дни был совершенным праведником, а в конце дней взбунтовался, он потеряет первоначальное, - как сказано в Писании: "Праведность праведника не спасет его в день греха".

Говорят, что во время жизни раби Шимона на небе не показывалась радуга: при жизни таких праведников нет нужды в этом знаке, так как Вселенная защищена от гибели их присутствием.

Радуга как знак союза между Богом и человечеством появляется впервые в Торе в рассказе о катастрофе Потопа. И сказал Всесильный Ноаху (Ною) и сыновьям его с ним так: "Заключу я союз мой с вами, и с потомством вашим, и со всяким живым существом. И будет, когда появится радуга в облаке. И вспомню я союз мой, который между мной и между вами, и между всяким живым существом во всякой плоти, и вода не сделается более потопом, чтобы губить всякую плоть" ("Брейшит", 9:13).

Ноах назван в Торе "человеком праведным, непорочным в своих поколениях". Некоторые мудрецы понимают выражение "в своих поколениях" как похвалу Ноаху, сохранившему чистоту и неиспорченность в то время, когда на земле господствовали несправедливость и неприкрытое злодейство.

Другие мудрецы Талмуда видят в словах "в своих поколениях" скрытый упрек Ноаху, принадлежащему к поколению, в котором праведником назывался человек, сохранивший лишь элементарную порядочность. Ноах в точности выполнял все указания Бога. И все же Ноах не спас все человечество. В другие времена, например, в поколение Авраама, Ноах вообще не считался бы праведником.

Поколения Ноаха и Авраама стоят рядом. Аврааму было 58 лет, когда умер Ноах. Когда Бог сообщил Ноаху о близящемся Потопе и приказал ему спастись в ковчеге, Ноах молча выполнил приказание. Когда же Авраам узнал о предстоящем уничтожении Содома, то "подошел Авраам к Богу и сказал: "Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе. Неужели Ты погубишь и не простишь места ради пятидесяти праведников в нем!" ("Брейшит", 18:23). И Бог меняет свое решение. Он соглашается спасти город, если в нем найдется хотя бы десять праведников. Праведность Авраама - это не только его собственное соблюдение заповедей, но и ответственность за то, что происходит с другими. Чем более праведен человек, тем более ответствен он за поведение окружающих.

Велика роль праведного человека в мире. Бог создал человека. Бог властвует над человеком. А кто властвует над Богом? В книге "Зогар" есть ответ на этот, казалось бы, кощунственный вопрос. Над Богом властвует праведник. "Ибо Святой, благословен Он, постановляет, а праведник - отменяет" ("Зогар" 3, 146-15а).

В мистическом учении Каббалы Праведник - главный узел, средоточие мироздания. Через него идет Божественное руководство миром, в нем соединяются все ступени, концентрируются все влияния, им связываются все стороны бытия. Праведник - это живая реализация той силы, которая объединяет все миры. В нем верхнее смыкается с нижним, Божественное - с человеческим. Праведник - основа Вселенной.

Рассказывается, что Ноах, когда вышел из ковчега и увидел мир в запустении, начал плакать и говорить: „Владыка миров! Ты называешься благой и милостивый. Следовало тебе помиловать сынов Своих“. Ответил ему Святой, благословен Он: „Скудоумный пастырь! Сейчас ты просишь о милосердии, а когда я сказал тебе: „Конец всякой плоти“, не сделал ты ничего, чтобы воспрепятствовать“.

Когда становится холодно, один человек может надеть шубу, и от этого станет теплее ему самому. Другой же разжигает огонь, и от этого становится теплее не только ему самому, но и окружающим. Праведник готов на жертвы ради спасения мира, спасения людей. Праведник просит милости для Вселенной и достоин быть заступником за нее.

Сказано мудрецами, когда дети земли оказываются виновны перед Богом, ведет Бог беседу с тем праведником, который находится во Вселенной. Ради того, чтобы услышать молитву за обитателей Вселенной и примириться с ними. Бог говорит, что всех погубит и лишь одному праведнику сделает добро. Как поступает праведный человек? Забывает о себе и просит примириться со всей Вселенной. Именно ради этой просьбы приостанавливается на тридцать дней исполнение любого приговора, вынесенного наверху, пока не сообщит Бог о нем праведникам.

Когда народ Израиля совершил грех идолопоклонства, создав золотого тельца, сказал Господь Моисею: "Теперь же оставь Меня, и возгорится гнев Мой на народ, и Я уничтожу их, а тебя сделаю народом великим“ ("Шмот", 32:10). - Моисей ответил: "Теперь не хочешь ли Ты простить грех народа этого? И если нет - то сотри и меня из Книги, написанной Тобой" ("Шмот", 32:32). И Бог простил народ Израиля ради просьбы Моисея.

Многократно готов был Моисей на смерть ради своего народа: „Если ради славы моей исчезнет Израиль из мира, то лучше умру я, и не скажут, что пренебрег я целым миром ради славы моей“ („Деварим“, 9:14). И сказал Господь: "простил Я по слову твоему".

Праведность необходима для руководителей народа. Как сказано в книге „Зогар“, „если главы народа праведны - благо вселенной и благо народу. А если неправедны они - горе народу, горе Вселенной“. Когда царь Давид провел перепись населения в Израиле (а перепись населения издавна считалась грехом), в Иерусалиме разразилась эпидемия, уносившая множество жизней. „И сказал Давид Господу, узрев Ангела, поражающего народ, и сказал: вот, я согрешил и я поступил неправо, а эти овцы, что они сделали? Пусть Твоя рука будет на мне и на доме отца моего“ (2-я книга Царств, 24:17).

Одному из мудрецов Талмуда принадлежит высказывание: „Когда есть в поколении праведники, они бывают наказаны за поколение, а если нет праведников, то ученики младших классов наказываются за поколение“.

О радуге говорит еще одна история, действие которой происходит уже после смерти раби Шимона. Когда заболел знаменитый мудрец и праведник раби Йегошуа бен Леви, сказали Ангелу Смерти: „Иди и исполни его желание“. Пошел тот и показался перед раби. Сказал ему раби: „Покажи мне мое место в будущем мире“. - „С удовольствием“, - ответил тот. Оказался раби на небесах. Стал пророк Элиягу (Илья) провозглашать перед ним: „Освободите место для сына Леви! Освободите место для сына Леви!" Пошел раби Йегошуа и встретил раби Шимона бен Йохая, который сидел на троне из червонного золота. Спросил его раби Шимон: “Это ты - сын Леви?“. - Ответил он: „Да“. - Спросил раби Шимон: „А показывалась радуга в твои дни?“. - Ответил ему: „Да“. - „Если так, то ты не сын Леви“.

Но радуги не было в дни раби Йегошуа. Этот праведник не хотел себя хвалить, поэтому и ответил так.