Graifer2
Элла Грайфер

Палестинские беженцы и признание государства Израиль

Небольшой исторический экскурс


         В 1947 году была принята резолюция ООН о разделе Палестины. Причиной ее принятия был, на мой взгляд, политический расчет Сталина, не имевший ничего общего с чаяниями как арабов, так и евреев, но евреи тут же скорректировали под нее свои планы, а арабы немедленно начали войну, каковую и проиграли. Иными словами, арабы нарушили резолюцию ООН, но евреи не пошли на них жаловаться, предпочитая выиграть войну и округлить свою территорию.
         В результате этой войны и возникла проблема беженцев, обросшая невероятным количеством мифов и всевозможных выдумок. Первые выдумки появились уже в 1948: арабы на весь мир причитали об убийствах и изгнании мирных жителей, а евреи клялись и божились, что унтер-офицерская жена сама себя выгнала. Врали и те, и другие. Даже если большинство арабов бежало без прямого насилия со стороны израилитян, такое решение они принимали отнюдь не добровольно. Им было чего опасаться (вспомнить хоть тот же Деир Ясин!), потому что на самом-то деле не были они вовсе мирными жителями, а принадлежали к лагерю врага. Не в том, конечно, смысле, чтобы кто-нибудь выдвигал конкретные обвинения против каждого араба или даже каждой деревни. Вражеского солдата не потому убивают, что он в чем-нибудь виноват, а потому что иначе он тебя сам убъет. Никакого другого способа вести войну пока что не изобрел никто, даже арабы. А кому он не нравится, тот пусть позаботится войну прекратить и отнюдь не развязывать.
         Конечно, по европейским рыцарским правилам против мирных жителей войну не ведут. Однако, следует учесть, что мирные от немирных отличаются не мундиром. Мирный житель – это житель такой, который, хотя в душе, может, и хотел бы погубить неприятеля, до практического воплощения мечту свою отнюдь не доводит. Тот же, кто, даже не состоя ни в какой регулярной армии, ведет свою собственную мини-войну, должен рассчитывать на соответствующую реакцию со стороны противника. Все это, впрочем, важно только для европейцев. Арабы от начала и доныне вели и ведут войну против мирного (нет, правда мирного!) населения Израиля, что, по их понятиям, достойно и праведно есть.
         Палестинских арабов прогнали по той же самой причине, по какой прогнали, к примеру, судетских немцев (тем даже хуже пришлось – из них вообще на месте ни единого не оставили), но дальнейшая судьба их сложилась по-разному. Для немцев война кончилась. Германия решила заключить с соседями мир, так что изгнанникам помогли обосноваться на новом месте. Дали им гражданство со всеми правами, работу с возможностью получить специальность, дома им построили, а на востоке, при раздаче земли крестьянам, и переселенцев этих не позабыли. Не то чтобы вовсе не страдали изгнанники, не тосковали по старой родине, а все-таки войну переигрывать они не стремятся: от добра-то добра не ищут.
         Совсем иначе сложилась, к примеру, судьба русских, бежавших из бывших союзных республик. Как же они, бедняги, мыкаются без жилья, без работы, без документов... Ребятишек в школу не устроишь, старикам пенсии не дают... Почему? Да уж известно – по причине державности. Не утратили еще правители российские надежды империю свою воротить – так стоит ли на бедолаг этих тратиться, коли завтра они в квартиры свои прежние въедут на белом коне?
         Нечто подобное произошло и с палестинцами. Неправда, что их не прогоняли, но правда, что родные арабские начальники говорили им: Не волнуйтесь и вещей много с собой не берите. Через пару деньков скинем жидов в Красное Море – вернетесь домой... И та пара деньков длится уже полвека...
         Без малого десять лет простояли лагеря беженцев на территориях – тогда иорданских – и даже в голову никому не пришло раздать тем людям пустые земли, на которых потом появились еврейские поселения. Зачем? Вот ужо поднажмем маленько, переиграем войну – вернетесь домой... Переигрывание войны началось в 1967 году и окончилось тем, что изгнанники оказались еще и в оккупации. Утверждения, что израилитяне-де стали оккупантами против своей воли, разумеется, несерьезные. Но следует учесть, что был действительно в этой связи в израильском руководстве момент некоторой растерянности.
         Конечно, насчет использования жителей территорий в качестве дешевой рабочей силы сообразили сразу, но... для этого самим-то на тех территориях сидеть было вовсе не обязательно. Ирак, к примеру, Филиппины сроду не захватывал, а работало у них филиппинцев видимо-невидимо, пока было чем заплатить. И потому возникла у израильского правительства простая, как все гениальное, идея: отдать захваченные территории, а взамен получть от арабов признание и мир. Ответ не заставил себя долго ждать.
         В 1968 году вышла в свет знаменитая Палестинская Хартия, в которой, по случаю Осло, говорят, изменили один какой-то пункт... какой – не знаю. Не знаю и того, не возвратили ли его уже опять в первобытное состояние. Цитирую в собственном переводе с английской версии, найденной в интернете.
         Ст. 2: Палестина в границах британского мандата является неделимой территориальное единицей.
         Ст.19: Разделение Палестины в 1947 году и создание государства Израиль остается актом незаконным, невзирая на прохождение времени.
         Ст. 21: Арабский народ Палестины, в лице вооруженной палестинской революции, отвергает любые решения, не предусматривающие полного освобождения Палестины, любые предложения, направленные на ликвидацию или интернационализацию палестинской проблемы.
         Проще сказать: никаких попыток решения палестинской проблемы, кроме уничтожения Израиля, до скончания века не признаем! Не в том, стало быть, цель, чтобы облегчить страдание палестинского народа, а в том, чтобы оное страдание в антиизраильских целях эксплуатировать. Причины такового стремления документ наш тоже не утаил:
         Ст.13: Арабское единство и освобождение Палестины есть две взаимодополняющие цели, достижение одной из которых облегчает достижение второй. Таким образом, арабское единство есть путь к освобождению Палестины, а освобождение Палестины есть путь к арабскому единству, усилия, направленные на достижение одной из этих целей, идут рука об руку с усилиями, направленными на достижение второй.
         Ст.14: Судьба арабской нации и даже само арабское существование связано с судьбой палестинского дела. Из этой взаимосвязи вытекает стремление арабской нации к борьбе за освобождение Палестины. Палестинскому народу принадлежит авангардная роль в достижении этой священной цели.
         Проще сказать: не об улучшении собственной судьбы доброму палестинцу помышлять надлежит, но только и единственно о самопожертвовании ради священного арабского единства.
         Ст.15: Освобождение Палестины с арабской точки зрения является национальным долгом, стремлением к отражению сионистско-империалистической агрессии против арабской родины, к уничтожению сионизма в Палестине. Вся полнота ответственности за это ложится на народы и правительства арабской нации, а авангардом является арабский народ Палестины. В соответствии с этим арабская нация должна мобилизовать все свои военные, человеческие, нравственные и духовные ресурсы для активной поддержки палестинского народа в борьбе за освобождение Палестины. В частности, на этапе вооруженной палестинской революции она должна оказывать всю возможную материальную и гуманитарную(?) помощь, предоставить в его распоряжение все средства и возможности для осуществления его ведущей роли в вооруженной революции до самого освобождения родины.
         Проще сказать: Все арабы обязаны палестинцам оказывать поддержку в этой войне... только и исключительно в войне, а не в каком-нибудь, сохрани Боже, другом возможном решении их проблем. И чтобы ни единому палестинцу неповадно было мечтать о доле менее героической, тут же определили, что никто кроме начальства из ООП от имени вышеуказанного народа говорить не смеет:
         Ст. 26: Организация Освобождения Палестины, представитель палестинских революционных сил, несет ответственность за борьбу арабского народа Палестины за возвращение родины, освобождение, возвращение и осуществление на ней своего права на самоопределение, в военной, политической и финансовой областях, а также во всем, что может оказаться необходимым для палестинского дела на межарабском и международном уровнях.
         Претензия эта была позже утверждена ООН и всем миром принята. Может, на самом-то деле не все палестинцы и не всегда так думали, но ежели кто и думал иначе, то свои думы хранил при себе. И никто на Арафата за «недемократичность» не обижался... Покуда не сделал он вид, будто мир с Израилем и впрямь заключить намерен... Ну, теперь все эти упреки, сами понимаете, неактуальны, бо ясно стало, что не делает он ничего, кроме вида... Но мы же еще в 1968 году, так что не будем отвлекаться.
         Растерянность израильского руководства станет понятной, если учесть, что руководство все из себя было левое и очень боялось выражений, вроде:
         Ст.17: Освобождение Палестины с (личностно)-человеческой точки зрения вернет палестинцу его гордость, достоинство и свободу. В соответствии с этим арабский народ палестины надеется на поддержку всех тех, кто верит в человеческое достоинство и свободу человека, во всем мире.
         Ст.18: Освобождение Палестины с международно-(правовой) точки зрения представляет собой необходимую самооборону. Соответственно, палестинский народ, стремящийся к дружбе со всеми народами, надеется на помощь миролюбивых и свободолюбивых государств в отстаивании своих законных прав на восстановление в Палестине своей страны, мира и безопасности, чтобы народ ее смог обрести свободу и национальный суверенитет.
         Ст.22: Сионизм как политическое движение органически связан с международным империализмом и является противником освободительных и прогрессивных движений во всем мире. Это движение - расистское и фанатичное по своей природе, агрессивное, экспансионистское и колонизаторское по своим целям и фашистское по своим методам. Израиль является орудием сионизма и стратегической базой мирового империализма, географически расположенной в сердце арабской земли для борьбы против арабской нации, устремленной к освобождению, единству и прогрессу. Израиль представляет собой постоянную угрозу миру на Ближнем Востоке и во всем мире. Поскольку освобождение Палестины, уничтожая очаг сионизма и империализма, вносит свой вклад в установление мира на Ближнем Востоке, палестинский народ рассчитывает на поддержку всех прогрессивных, миролюбивых сил и призывает всех, независимо от политической и религиозной ориентации, предоставить палестинскому народу всю необходимую помощь и поддержку в справедливой борьбе за освобождение своей родины.
         Вот тебе и задачка: уйдешь с территорий – арабы с них тут же по новой войну начнут. Не уйдешь – будешь, значит, оккупант, империалист, колониалист... натурально, сам дьявол во плоти... Чтобы скинуть маску с рогами и хвостом, оставалось либо совершить коллективное национальное самоубийство, либо... послать к чертям собачьим всю эту фразеологию с идеологией пополам. Можно было бы долго и интересно рассказывать о личном выборе отдельных индивидов и групп, но это к нашей теме не относится. Во всяком случае, левому крылу израильской политики был нанесен смертельный удар. После Шестидневной войны влияние его начало падать, а после войны Судного Дня оно окончательно утратило власть.
         Современный французский антрополог Рене Жирар, описывая механизм вражды и соперничества между индивидами и группами, отметил, что ситуация смертельной вражды, соперничества за некий объект, равно желанный (или необходимый) обеим сторонам, заставляет соперников отвечать ударом на удар, т. е. подражать, имитировать друг друга, и доводит в конце концов до полной неразличимости. Они превращаются в двойников.
         Начало этого процесса в нашем случае можно проследить уже по некоторым пунктам упомянутой хартии, весьма напоминающим сионистские тексты былых времен. Например:
         Ст.3: Арабский народ Палестины обладает законным правом на родину и, по освобождении страны, на решение своей судьбы в соответствии со своими пожеланиями, по собственному решению и собственной воле.
         Ст. 4: Принадлежность к палестинскому народу (the Palestinian identity) является основополагающей и неотъемлемой характеристикой, переходящей от родителей к детям. Сионистская оккупация и рассеяние арабского народа Палестины из-за постигшей его катастрофы не привели к отрицанию или утрате принадлежности каждого к палестинской общности.
         Ст. 5: Палестинцами являются лица арабской национальности, проживавшие в Палестине до 1947 года, независимо от того, были ли они изгнаны или остались на месте. Палестинцем является также каждый, рожденный после этой даты от отца-палестинца, в Палестине или вне ее.
         Ст. 24: Палестинский народ верит в принципы справедливости, свободы, суверенитета, самоопределения, человеческого достоинства, а также в право всех народов осуществлять их.
         Ст .29: Палестинский народ имеет естественное, основное и законное право освободить и вернуть себе родину. Палестинский народ определяет свое отношение ко всем государствам и силам в зависимости от позиции, занятой ими в отношении палестинской революции и осуществления целей палестинского народа.
         После двух войн, в полном соответствии с закономерностью, отмеченной Жираром, к руководству в Израиле начинают выходить люди, идеология которых схожа с палестинской. Конечно же, такие были всегда, но – на задворках были. Новая ситуация выдвинула их в лидеры.
         Ежели, стало быть, с одной стороны «Разделение Палестины в 1947 году и создание государства Израиль остается актом незаконным, невзирая на прохождение времени», то с другой стороны и многовековое арабское в ней присутствие – тоже не аргумент. На время же не взираем!
         И если «Претензии евреев на исторические или религиозные связи с Палестиной несовместимы с историческими фактами и истинными представлениями о государственности. Иудаизм – всего лишь религия и не представляет собой независимой национальности. Евреи не являются единым народом с собственной принадлежностью, они – граждане соответствующих государств.», кольми паче палестинские арабы, у которых ни сознания национального, отдельного ото всей арабской нации, ни, тем паче, своего государства отроду не бывало!
         И уж коль скоро арабы на волне модной в те годы антиколониальности и независимости из «Родной Земли» истинного идола сколотили, то уж евреям-то сам Бог (см. библейские тексты!) из нее же его же велел стругать.
        
         С тех самых пор и пошел в Израиле анекдот про выступление Бен-Гуриона перед какой-то иностранной (может, даже ООН-овской) аудиторией.
         Когда в библейские времена вошли евреи в землю Ханаанскую, - рассказывал он, – пошел как-то Иисус Навин на Иордан купаться, а как вылез из воды – одежи-то и нету! Поглядел он вокруг - еврея не видать ни единого. Ну и решил, что не иначе – арабы сперли.
         Вы лжете! –прервал голос из зала. Ни единого арабы в этих краях тогда не было!
         Да-да, - ответил Бен-Гурион. Именно это я и хотел сказать!
         Итак, партия уповавших на мир со сцены сошла. Она, правда, еще пользовалась поддержкой среди интеллектуалов европейского происхождения, организовывала демонстрации «Шалом ахшав», поддерживала юных идеалистов, отказывающихся служить на территориях и производила за границей сильный и разнообразный шум, но в Израиле уже поняли, что люди эти совершенно оторваны от реальности. Страна пошла другим путем. Возможно, первые поселения на территориях возникли еще до войны Судного Дня, но интенсивное их развитие определенно началось только после. В Европе принято обзывать их «колониями», но на самом-то деле никакие они не колонии. Они гораздо хуже.
         Современный колониализм был ориентирован, в основном, на получение прибыли. Стоило колонизатору понять, что тут он не найдет, а потеряет, он плевал на колонию и возвращался домой. Махатма Ганди сумел своими ненасильственными методами убедить англичан, что Индия для них – убыточна, и она стала независимой. Но вот когда тот же самый Ганди те же самые методы попытался применить в ситуации похожей на нашу (два народа делят одну землю – в его случае мусульмане с индусами), проиграл он не только войну свою, но и жизнь.
         Какие уж там, простите, прибыли! Вопреки распространенному мнению, не все на свете продается за деньги. За Эльзас-Лотарингию, небось, не так дрались французы, как за Алжир. А уж на те суммы, которые немцы на объединение свое ухлопали, можно, наверное, весь Израиль три раза купить и продать. Идеология еврейских поселенцев представляет собой зеркальное отражение, т.е. точную копию идеологии арабской хартии: интересы и нужды другого полностью игнорируются, само его существование объявляется незаконным.
         Добродетельная европейская левая, которая и по сю пору не способна отличить колониальную войну от борьбы за национальное существование, очень обижалась, что методы антиколониальной борьбы, срабатывавшие против мировых держав, совершенно не действуют на наше карманное государство: ООН-овские резолюции, международные бойкоты, народное восстание, теракты во всем мире – и все как об стенку горох! То есть, результаты-то, конечно, были, только... не совсем те.
         Отказавшись в семидесятых осудить палестинский терроризм, ООН, фактически выдала Арафату лицензию на безнаказанное убийство евреев, где только ни встретит... и кто же мог подумать, что арафатоподобные личности это возьмут за прецедент и христиан убивать кинутся... а то так, сохрани Боже, даже и мусульман!... И эта самая волна террора вкупе с антисионистской пропагандой достигла того, чего пропаганда сионистская безуспешно добивалась двадцать лет: евреи поколения семидесятых поверили, что нет им вне Израиля ни родины, ни защиты.Сотни семей, приезжающих к нам сегодня из Латинской Америки, молодежь из Франции, гигантская русская алия – все это выросло на плечах поколения семидесятых.
         Если не ошибаюсь, важные социальные сдвиги происходили в это же время и на арабской стороне.
         Поколение семидесятых стало в Палестине поколением интифады, которому за героическим бросанием камней как-то все недосуг было учиться, а потом и с работой не очень сладилось. Единственным источником пропитания для их немалых семейств волей-неволей стала война против Израиля. За эту войну платила и платит им ООН (как беженцам), европейская благотворительность (несет на себе всю социальную инфраструктуру, типа школ и больниц) и арабская лига (оружие и зарплата героям – повременная и сдельная за каждый теракт). Что, впрочем, вполне соответствовало воспитанию, полученному ими в дестстве согласно ст.6 вышеупомянутой хартии: «Воспитание каждого палестинца в духе арабской революции есть национальный долг. Все средства обучения и информации должны использоваться, чтобы обеспечить им максимальное материальное и духовное сближение (to acquaint) со своей страной. Он должен быть готов к революционной борьбе и самопожертвованию ради возвращения и освобождения своей родины.»
         Иными словами, признать право Израиля на существование и заключить с ним мир стало еще труднее: к политическим проблемам добавились экономические. После соглашений Осло, когда интенсивная профессиональная деятельность (теракты) храбрых воинов отрезала их соплеменникам последнюю возможность заработать на жизнь в Израиле, заговорили о привлечении капиталов из Европы... Да вот беда: уровень жизни (и стоимость рабочей силы) на территориях из-за проклятой оккупации существенно выше, чем в соседних арабских странах, а порядку существенно меньше, чем в них... Мечтали о развитии туризма... да какой же дурак под пули в отпуск поедет? А пули отменить – так опять же террористы без работы останутся!..
         В этой связи интересно проследить, как варьировалась плотность палестинских терактов на единицу времени в зависимости от правительственной политики Израиля. Во времена Рабина и Переса интенсивность была максимальной, с приходом Натаньягу сразу резко упала... до тех пор, пока не заставили его американцы о мире думать всерьез – и тут же взрывы загремели с удвоенной силой.
         Из вышеотмеченной закономерности вполне логично и естественно вытекает, что осатанелое миролюбие Барака ну просто никак не могло не спровоцировать новую интифаду (демонстрация Шарона стала, правда, к ней поводом, но повод – он всегда найдется). Барак предложил палестинцам возвратить им более 90% территорий, захваченных в 1967, но... не сразу, а поэтапно. И каждый этап – по нескольку лет. И не переходить чтоб от предыдущего этапа к последующему, если покуда не прекратится полностью война и террор... В общем – вариации на тему нашей милой старой идеи «территории в обмен на мир»... Но мы же уже убедились в том, что выполнить такое условие палестинцы не хотят и не могут. А на уровне первого этапа (на котором, по всей вероятности, дойди до дела – дело бы и застопорилось) палестинская территория на бараковой карте выглядит как пара дырок в швейцарском сыре.
         Оно конечно, в дырке от сыра сидеть взаперти, а чтоб в соседнюю дырку переползти 4 часа у барьера на жаре париться – кто же спорит - это не жизнь. Но всякому же ясно, что исчезнут барьеры, как только в дырке той прекратят выпекать пирожки с динамитом. А поскольку, опять же, всякому ясно, что прекращать не собираются, так с какого же перепугу Израилю в своих поселениях строительство прекращать? Потому что в дырке от сыра страну Палестинию организовать технически неосуществимо? Так в хартии же ихней черным по белому ясно написано: свою страну строить желаем только и исключительно путем уничтожения соседней.
         Сформулируем вкратце:
         Вне всякого сомнения, палестинский народ нуждается в национальном освобождении, в свободной и независимой родине. Но ничего он этого не получит, покуда не найдет компромисса с соседями, которым мир и безопасность тоже положены по тому же штату.
         А компромисса он до сих пор не только что не нашел, но даже и не ищет, и не может искать, покуда остается слепым орудием антиизраильской политики Арабского Единства.
         И это самое Единство освободиться ему не позволит, покуда само в свою очередь не освободится от бессмертной насеровской идеи, что Запад – воплощение дьявола, а Израиль – символ его.
         Не верьте, граждане, причитаниям арабов, что будто бы угрожают они Израилю единственно из сострадания к несчастным палестинцам. На самом-то деле страдают палестинцы именно из-за непризнания Израиля их принципиальными арабскими братьями.



___Реклама___