Entova1

Ася Энтова

Остановить трансфер!




         Так получилось, что моя статья «Нужно срочно менять поправку к закону о возвращении! (Впечатления от поездки в Россию)» удостоилась б`ольшего внимания, чем я рассчитывала. В то же время, судя по некоторым откликам, главная мысль моей статьи была выражена не достаточно внятно.
         «Интерес к «еврейским ценностям» и степень «галахической кошерности» в среднестатистическом русском оле не коррелируют никак», – утверждает в своем отзыве на мою статью г-жа Элла Грайфер и далее начинает обсуждать, кто такой еврей, и что такое еврейские ценности.
         Занятие это, безусловно, увлекательное, но слишком сложное и глубокое, чтобы делать это так походя в статье на другую тему. В моей статье не было даже претензий касаться этого сложного вопроса, равно как и вопроса соблюдения евреями или герами заповедей иудаизма. Весь пафос моей статьи сводился к одному вопиющему факту:
         Благодаря поправке 70-х годов к Закону о Возвращении (ЗОВ) сегодня в России, как и, по-видимому, на всей территории СНГ, происходит массовый трансфер (добровольный, экономический) неевреев в Израиль.
         И наша задача положить конец этому трансферу!
         Происходит это абсурдное мероприятие, как всегда, из самых лучших намерений. Богатые заокеанские дяди (и не только они), желая помочь бывшему так долго за железным занавесом Российскому еврейству, подняли такую волну благотворительности, что каждый человек, если он только не «новый русский», просто мечтает найти в родословной еврейского дедушку. Потому что все эти блага международные еврейские организации раздают, как правило, тем, кто может по ЗОВ оказаться в Израиле.
         Пример: устраивает Джойнт или Хабад летний лагерь для еврейских детей. Естественно бесплатный. Там и отлично кормят, и учат, и на пароходе по Волге катают. Приходит к хабадскому ребе мама-гойка и папа, внук еврея, и просят принять ребенка в летний лагерь, чтоб в жару по пыльному городу без присмотра не бегал. Ребе думает: завтра эта мама увезет ребенка в Израиль, так пусть он хоть шанс получит заранее узнать что-нибудь еврейское. Есть шанс 1:100, что ребенок сделает гиюр и будет хорошим гером. И шанс 1:1, что все окружающие начнут завидовать и тоже лихорадочно искать еврейских дедов, потому что я не знаю других организаций в российской глубинке, религиозных или национальных, которые занимаются благотворительностью такого масштаба.
         Я уже не говорю об интересантах-чиновниках различного ранга, которым важно любым способом увеличить формальную численность подопечной им общины, и таким образом повысить свое положение. Объявления в газеты: «Все, у кого есть дедушка-еврей, имеют право...» - это их рук дело.
         Так появляется внушительная группа людей, которые не считают себя евреями и не собираются иметь с евреями ничего общего, кроме получения еврейское благотворительности, Израильского гражданства и корзины абсорбции. А уж какая у них «корреляция «еврейских ценностей» и «галахической кошерности»» можно судить по анкете, которую они в массовом порядке при мне заполняли:
         - мама не еврейка;
         - папа не еврей;
         - еврейской истории-традиции не знаю;
         - еврейских корней в семье не чувствую;
         - быть евреем не хочу;
         - гиюр проходить не хочу;
         - в ульпан пошла, чтобы выучить иврит перед отъездом в Израиль;
         И таких более половины! А среди возрастной группы до 30 лет подавляющее большинство.
         А объясняется это очень просто. 15 лет назад началась перестройка, 12 лет продолжается практически неограниченный выезд в Израиль, 10 лет в России активно действуют еврейские организации. Те, кто чувствовал себя евреем и хотел уехать в Израиль или узнать что-то о еврейской истории, традиции, религии, давно мог это осуществить. Те, кто чувствовал и не хотел, как правило не захотел и сегодня, когда в Израиле идет стрельба и экономический спад. А вот те, кто позавчера узнал, что у него есть дед (бабушка)-еврей и вчера, что можно этим воспользоваться, вот они и учат сегодня иврит в Сохнутовских ульпанах, а завтра будут здесь. Потому что, несмотря на нашу войну и проблемы абсорбции, в Израиле уровень жизни на порядок выше, чем в российской глубинке. Потому что к привычным российско-советским проблемам бедности существования (если ты, конечно, не «новый русский») присоединяются недоступные капиталистические соблазны, организованная преступность и война (у России с Чечней, в Средней Азии – межэтнические конфликты и др.)
         Я ничего не имею против того, чтобы от еврейской благотворительности Джойнта или ХАБАДа перепадало бы и гоям, хотя эти деньги вполне могли бы пригодиться для пробуждения у репатриантов еврейского самосознания уже здесь в Израиле. Но я против того, чтобы государство Израиль финансировало массовый переезд сюда неевреев. Подчеркиваю, что не платить еще не значит не впускать. Сейчас, кроме ЗОВ, в Израиле действует иммиграционное законодательство, по которому въезжают сюда нееврейские родственники израильских граждан, только без немедленного предоставления гражданства, корзины абсорбции и пособия.
         Можно до бесконечности теоретически рассуждать на тему кто такой еврей, что он должен знать и соблюдать и какие из новых репатриантов полезнее для страны. Но нельзя раздавать гражданство всем желающим, а тем более соблазнять им несчастного жителя российской глубинки. Можно удивляться уникальности еврейского института гиюра, или возмущаться им, но нельзя, в первую очередь по еврейской традиции, миссионерствовать, подкупая неевреев и навязывая им еврейство.
         Абсурдная ситуация с алией сегодня уже привела к многочисленным жалобам на проявление антисемитизма в Израиле. Завтра, в связи с признанием реформистского гиюра, это приведет вообще к отмене ЗОВ, так же как сегодня хотят отменить запись национальности в удостоверении личности.
         ЗОВ является одним из базисных законов, демонстрирующих еврейский характер государства, и я не хотела бы, чтобы доведение его до абсурда, привело к его отмене. Потому что я хочу жить в еврейском государстве (выясняя для себя по ходу дела, что же это значит), а не в безликом государстве всех его граждан с обычными иммиграционными законами.
         В заключение.
         Г-жа Элла Грайфер утверждает: «Можно было бы, конечно, следуя Асиной логике, в момент алии «марокканской» в Закон о Возвращении поправку внести: тех, кто авторитета ашкеназской традиции и ашкеназского рабанута не признает, отнюдь не принимать... Можно было, но в Израиле почему-то пошли другим путем и ввели рабанут сефардский...»
         Пропустив обвинение в том, чего я не предлагала, а именно, в фильтрации алии по идеологическому принципу, позволю себе указать на главную фактическую ошибку - главный раввинат у нас один единственный, только главных раввинов сейчас два, и привести по этому поводу историческую справку.
         Традиционным для евреев является институт Синедриона, то-есть нескольких мудрецов и светская власть одного царя. Исторически должность главного раввина появилась как следствие нститута представительства одного главного еврея перед нееврейской властью и имеет галутное происхождение. Он начинается в Вавилонском изгнании и продолжается в исламском, вплоть до 10-11 вв в виде экзилархата (экзиларх – пробраз «царя в галуте». Для самих евреев –это символ подолжения пророчества «не отойдет скипетр от Иуды»)
         Во времена правления Оттоманской империи в Палестине проживали в основном евреи – сефарды. Главный сефардский раввин представлял всю общину евреев (сефардов, ашкеназов и даже караимов) перед турецкими властями, так же как любые другие религиозные группы населения представлял их главный религиозный авторитет. До сих пор рав Овадия Йосеф и рав Бакши Дорон носят красивую одежду – «глиму», повторяющую костюм турецкого чиновника высокого ранга 18 века, ибо таков был статус «главного раввина» («хахам баши»).
         При мандатном правлении англичан институт представительства главного религиозного авторитета продолжался. Мусульманских арабов представлял главный муфтий, а евреев, по решению англичан, представлял уже не один, а два главных раввина – сефардский и ашкеназский. Первым ашкеназским раввином стал рав Кук, назначенный англичанами на эту должность.
         Государство Израиль исторически унаследовало вместе с другими английскими и турецкими законами институт главного раввината, отменив, впоследствии, пожиненный срок должности главных раввинов. Это настолько обидело бывшего тогда главного сефардского раввина Овадью Иосефа, что из его раскола с раввинами литовского направления выросла партия ЩАС, которой сегодня старательно пугают новых репатриантов. Электорат партии составили сефардские репатрианты 50-х годов, при приеме которых правящая ашкеназская элита проводила курс на отрыв их от еврейской традиции (любой, а не только сефардской, они не так уж и отличаются). Им пытались насильно навязать светскую социалистическую традицию, и печальные последствия такого перевоспитания мы ощущаем по сей день.

(другие статьи автора находится на сайте http://www.rjews.net/gazeta)
___Реклама___