Gorbachevsky1
"Заметки по еврейской истории", № 45 от 22 августа 2004 г.                                                 http://berkovich-zametki.com/Nomer45

Лейб Горбачевский

 

Хеврон


 

Уроки Хеврона-1

 Имена 

В Хеврон окунаешься. Это – не туристическая аттракция, которую можно посмотреть со стороны. Въезд для евреев - из Кирьят Арбы, поворот направо, поворот налево, и через минуту мы уже в другом мире.

Современная  Кирьят Арба - чистый ухоженный городок, каких немного  Израиле. Но, хотя он носит одно из имён Хеврона, это - не Хеврон.

 

 

 

После двух поворотов улица круто уходит вниз, автобус сползает. Древней кладки  дома нависают с двух сторон. Везде  солдаты. Местные  арабы смотрят недобро. Ещё один внезапный поворот - и забудь, откуда ты приехал. Это уже Хеврон.

 

 

 

Пещера праотцев. Так, кажется, обычно переводят  на русский Меорат А-Махпела.

Махпела - значит, удвоенная. В самом простом понимании, это говорит о том, что здесь лежат пары: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Леа. Всего - четыре пары. Об этом говорит и название Кирьят Арба - город четырёх.

Самое главное название - Хеврон можно перевести с иврита как "малое соединение". (Корень "хет, бет, реш" - означает "соединять", суффикс "он" - уменьшительный.)  Запомним этот перевод. 

Воплощение 

Роль  этого города в нашей истории уникальна.

Отсюда начинается  наша связь с этой землёй.

Обещание, данное Аврааму, дать его потомству всю эту землю, впервые становится реальностью здесь.

Где-то здесь стоял Авраам и показывал рукой на пещеру и поле перед ней.

Маарат а-Махпела — пещера, в которой похоронена Сара в древности...Целая страница книги Брейшит описывает, как Авраам кланялся перед народом земли - хеттийцами, и как платил баснословные деньги за поле с пещерой. Конечно, это – непростая пещера. Именно в ней, по преданию, были похоронены Адам и Хава. Но не только замечательного соседства ради ломает Авраам шапку перед аборигенами - хеттийцами. Он знает, что первая  еврейка должна быть похоронена на своей земле. Он знает, что обещание о Земле должно начать реализовываться. И пещера Махпела становится первой собственностью еврейского народа на еврейской земле. Духовное становится материальным. Были обещания, стало настоящее недвижимое имущество. Собственно, с этого эпизода и начинается еврейская история этой страны.

Около взорванной "седьмой ступени"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы поднимаемся наверх. Крутые ступени ведут в каменное здание, самое древнейшее, пожалуй, из сохранившихся в почти изначальном виде. И архитектура, и сами каменные плиты, очень напоминают то, что осталось от Второго Храма. Ступени – тоже, история. На этих ступенях, а не молились поколения наши предков. Дело в том, что после арабского завоевания (то есть, с восьмого века, примерно) евреям, вообще-то, запрещается доступ к могилам праотцев. Но, поскольку, всё-таки, мы, в понимании арабов, какое-то смутное отношение имеем к Аврааму, Ицхаку и Яакову, то делается некоторое послабление. По лестнице, поднимающейся к Меорат а-Махпела, добрые арабы разрешают евреям подниматься до седьмой ступени. 12 веков мы молились и просили праотцев молиться за нас с этой самой седьмой ступени. Ни турки, ни англичане, это положение не изменили. Ничего не поделаешь - традиция.

Сегодня, арабов  в пещере не видать. Не их день. Всё здание заполняется постепенно приехавшими со всего Израиля, для того, чтобы молиться здесь, евреями.

Что касается до других дней...

Когда в нашем еврейском государстве одно и тоже место является священным и для евреев и для арабов, то кому власти отдают предпочтение? Даже, если это могила, исключительно наших праотцев: Сары, Ицхака, Яакова. Ну какое дело арабам до них? Нет, говорят они, это были святые люди, хоть и евреи, и мы их ценим. Поэтому, к могиле Ицхака евреев допускают 10 дней в году. 10 дней в году, евреев в пещеру праотцев, вообще, не пускают. А всё остальное время, арабы молятся в зале Ицхака, а евреи – в зале Авраама. Плюрализм.

Надо сказать, рассказывает наш гид, что и это "справедливое" разделение- результат совершенно самоотверженной борьбы небольшой группы евреев. Из которых, кстати, самыми крутыми были несколько выходцев из Советского Союза. Дело было в начале - середине семидесятых. Но сначала чуть - чуть истории. 

В   1967 году в Хеврон, обвешанный белыми простынями вошла доблестная израильская армия, в лице джипа с главным раввином армии Шломо Гореном, который случайно обогнал основные силы. Рав Горен торжественно установил на здании Меорат а-Махпела бело-голубой флаг. За закрытыми ставнями арабских домов стояла напряжённая тишина. Очень напряжённая. Так как ничего хорошего от возвращающихся сюда евреев они не ждали. Однако, ничего страшного не произошло. Больше того. После того, как  подсохли слёзы радости на щеках руководителей Израиля от возращения к нашим древним святыням, они, прежде всего, заявили арабским шейхам, что ничего менять они не намерены. То есть, еврейские святыни, по-прежнему, будут находиться под арабским контролем. Полным. А за это, арабы великодушно предоставят евреям возможность молиться у могил праотцев, в специально отведённых местах.  Иногда. По возможности. То есть, конечно, седьмая ступень закончила своё более чем тысячелетнее существование. Это  и всё.

Евреи начали молиться в пещере. Но вы знаете, евреям, ведь, всегда всё не хватает. Мало победителям и освободителям своей страны, что им  было предоставлено право  иногда молиться там, где раньше вход был "только для мусульман".  Так они стали требовать синагогу на этом месте поставить. Чтобы в любое время, мог еврей прийти и помолиться в святом для него месте. Понятно, что такая наглость не вызвала большого понимания у руководства страны. Борьбу за права евреев на Пещеру Праотцев начал один человек, да ещё и новый репатриант из Советского Союза. Звали его профессор Бенцион Тавгер. Крупнейший специалист по физике твердого тела. Сионист. После долгой борьбы с КГБ, он добивается выезда в Израиль. Здесь он занимается организацией исследовательской группы физики твёрдого тела. Очарованный Хевроном, он поселяется в только что возникшем еврейском поселении Кирьят Арба на окраине Хеврона. И, здесь, естествоиспытатель становится свидетелем противоестественного порядка вещей. Евреи добровольно отдают еврейские святыни арабам. После того как Всевышний вернул их своему народу, даровав чудесную победу в шестидневной войне. И профессор Тавгер начинает свою личную борьбу за Пещеру Праотцев.

И то, что не получается у  местных сионистов - поселенцев Кирьят Арбы, получается у Тавгера. Он со своим сыном приковывает себя цепями к дверям в пещеру, и, заявляет на ломаном иврите потерявшим от изумления речь полицейским, что он остаётся здесь на неограниченный срок. К таким методам борьбы в Израиле не привыкли. И это было только начало.  В конце концов, к борьбе Тавгера присоединились ещё многие люди, и через несколько лет маленький зал Пещеры Праотцев был отвоёван. Почти навсегда. На 355 дней в году. 10 дней, на которые приходятся мусульманские праздники, вход евреям к могилам праотцев - запрещён. Чтобы  не мешали праздновать… 

Вот мы сейчас стоим в этом зале. Глубоко под нами могилы Яакова и Леи. С трепетом, молятся вокруг евреи. Трепет - это, именно, то чувство, которое испытывает каждый, поднимающийся по этим высоким ступеням. Четыре тысячи лет истории, связывающиеся в  прямой луч - от этого можно затрепетать. И  этот трепет возникает здесь, даже у тех, кто ничего про эту историю не слышал. Направо - зал Ицхака. Того, который попросил своего отца связать его на жертвеннике, чтобы случайным движением не нарушить траекторию ножа. Того, который, единственный из праотцев, все 180 лет своей жизни прожил в Земле, обещанной его потомкам. 180 лет копания колодцев. Их засыпали, а он откапывал вновь. И живая вода, которая тысячи лет поддерживает жизнь в народе Израиля - из колодцев, которые вырыты Ицхаком.  Сегодня – Песах, праздник Свободы, наш праздник, и дверь в зал Ицхака открыта для нас.

Уроки Хеврона-2

Подвиг разведчиков 

Следующее возвращение к Хеврону - поход двенадцати разведчиков, посланных Моше. С этого похода должно начаться завоевание Земли.

Но разведчики подвели. Страх  перед великанами, великими задачами, привёл их к тому, что они пришли и сказали перед всем народом: "Не сдюжим".  Великаны, которые послужили одним из самых сильных аргументов против возможности завоевать страну, конечно же, жили в Хевроне (мы этому удивляться не будем) и они-то и дали ещё одно объяснение названия Кирьят Арба,  потому что великанов тоже было четыре...

Ошибка разведчиков стала, пожалуй, самой трагической ошибкой во всей нашей истории.

Но последствия могли быть ещё ужаснее, если бы не Калев сын Яфуне и Йеошуа сын Нуна, двое из двенадцати, которые пошли против большинства. Даже, когда речь идёт уже не о большинстве среди партии (разведчиков), а о большинстве народа, готового забросать их камнями за неправильный политический курс.

Судьба  всего этого поколения, включая Моше  и Аарона, была решена в этот день. "В пустыне падут ваши трупы... не войдёте в Землю... кроме Калева сына Яфуне и Йеошуа сына Нуна".

И, тем не менее, мы говорим, что могло бы быть ещё хуже. Несомненно. Если бы Калев и Йеошуа присоединились к большинству, они бы тоже не вошли...

 И, тогда, Землю Израиля бы завоевывал  совсем не тот народ, который выходил из Египта. И, пойди, предскажи последствия этого. Но самое главное, если бы, не дай Бог, этот сценарий осуществился, обещание Превечного вывести народ из Египта и привести в Землю, оказалось бы невыполненным.  То есть вывел бы одних, а привёл бы, не дай Бог, других. Получается, что Калев и Йеошуа соединили поколение Исхода с поколением Завоевания Израиля. И  они же соединили обещание Превечного с его реализацией.

 Будем ли мы теперь удивляться тому факту, что те, кто взяли на себя миссию соединения, начали 40- дневное путешествие с Хеврона, с места "малого соединения".   Случайность?! 

Завоеватель Хеврона

 

 Откроем книгу Йеошуа, в том месте, где описывается разделение Земли Израиля между коленами. Это важнейшее место, определившее историю и географию Израиля на сотни лет, начинается с передачи ... Хеврона. Кто передаёт? Йеошуа. Кому? Калеву сыну Яфуне. По настоятельной просьбе последнего. Только, учтём, что Хеврон ещё не завоёван, и это, именно то место, которого так боялись остальные разведчики. Потому что там живут знаменитые великаны. А Калев не боится, как не боялся и тогда. Он  говорит, что, хотя ему уже не сорок лет, как во время предыдущего похода, а восемьдесят пять, но сила у него прежняя... И не виноградники Хевронские знаменитые его интересуют, и не доходы от туризма. А только то, что завоевать и удержать Хеврон может только он, Калев и его потомки.  

Начало великого царства 

Переворачивая следующую страницу в еврейской истории Хеврона, мы оказываемся, снова, в переходном периоде. Кончается эпоха, длившаяся почти 400 лет, эпоха Судей. Земля Кнаанская стала землёй Израиля, и пришло время для того, чтобы реализовать настоящее предназначение нашего народа: стать "царством священников и народом святым". Время уже настойчиво подталкивает ... Филистимляне, моавитяне, амалекитяне... Но ещё и внутренние проблемы: отсутствие единства, прежде всего. Политическое  кредо этой эпохи: "каждый делал то, что правильно в его глазах".  Переходный период - время не простое. Китайцы говорят это, как пожелание своим врагам: "чтоб вам жить в эпоху перемен". Первая попытка основания  Израильского царства заканчивается катастрофой. Филистимляне наносят сокрушительное поражение армии царя Шаула. Он сам и его сын Йонатан, гибнут в бою. Другой его сын Ишбошет, принявший "бремя царства" нерешителен и недальновиден. В это время, в колене Йеуды происходит то, что, в конце концов, приведёт от падения к взлёту.  Давид, который ещё давно был тайно помазан на царство пророком Шмуэлем, выбирается царём колена Йеуды, а, затем, Биньямина. Великий царь Давид, основатель вечной династии. Воин, поэт, мудрец.  Через семь лет он станет царём над всем Израилем и приведёт его к небывалому подъёму, подготовив всё для ещё более великого царства Шломо. Но начало царствования Давида, семь первых лет - здесь, в Хевроне.

Почему? Конечно, есть на это самые рациональные причины. Хеврон - главный город колена Йеуды.  Здесь, находится и фамильное захоронение предков царя Давида.  

Что хранят жители караванов?  

По улице царя Давида

Мы проходим по главной улице города - улице царя Давида от пещеры праотцев к маленькому еврейскому району " Тель Ромейда".   Район, жители которого двадцать лет прожили в караванах, отстаивая право евреев жить в Хевроне. Сейчас, слава Богу, почти завершено строительство постоянного многоквартирного дома.

Почему, именно, здесь, на этой горке, в километре, примерно, от ближайшего еврейского района? Потому, что, именно, здесь находится могилы Ишая, отца Давида и той самой моавитянки Рут, от которой-то и началась генеалогия царской династии.

Той самой, которой посвящён свиток Рут. Мы поднимаемся по узкой железной лесенке, протискиваемся между арабскими заборами, и, вот, мы у древних могил. Здесь, в истории этих людей - корни нашего царства. Остановимся  на немного.  

Самая закрытая зона Хеврона 

На обратном пути, замечаем указатель. Поворот  на могилу Калева. "Давайте зайдём", - говорю. "Не получится", - отвечает экскурсовод. Закрытая военная зона. Трудно сказать, почему. В Хевроне хватает знаменитых могил. Мы, как    раз, по пути к одной из них Ишая - отца царя  Давида. Туда - можно, к могиле Калева – нельзя. Местные старожилы говорят, что открывают её для посещений раз в году. Иногда.

В  этом отношении, могила Калева – самый закрытый объект во всём Хевроне. Причём, причины, казалось бы, никакой нет.

И ладно бы, могилы праотцев или пророков.

Но Калев сын Яфуне - еврейский завоеватель Хеврона? Нет, арабы не молятся на его могиле. Осторожно и почтительно обходят стороной. И, тем не менее -  ходу туда нет…  

У нас не было времени выяснить, какие, конкретно, стратегические соображения, закрыли для нас могилу Калева. Однако, попробуем представить себя на месте того, кто своей целью ставит нарушить связь народа Израиля с его землёй. Куда бы он направил свой удар? Хеврон, конечно. "Малое соединение". Пещера праотцев. Всё, что  связывает наше прошлое с нашим настоящим и будущим. И, уж конечно, обратил бы он свое внимание на могилу Калева сына Яфуне. Одного из двух сынов Израиля, которые понимали эту связь, и которые своим самопожертвованием эту связь сохранили.

Конечно, запросто может оказаться, что причины закрытия дороги к могиле Калева, самые простые и банальные. Но мы-то пытаемся последить некую надисторическую логику происходящего. Выстроить цепочку, связь…  

И в этой цепочке нельзя не рассказать о 5689 (1929 по европейскому летоисчислению) годе. Погромы 5689 года. В этом году арабы нанесли первый серьёзный удар по еврейскому народу, возвращающемуся в Землю Израиля. Не то, чтобы до этих событий арабы очень любили сионизм и евреев, вообще. И, конечно, по возможности, боролись с ними всеми возможными способами. Учитывая, всё-таки, то, что власть была не их. Были и убийства, и грабежи… Но погромы 5689 года открывают нечто, принципиально новое: это первая страница в настоящей войне, не на жизнь, а на смерть, за обладание этой землёй. Войне, которая продолжается  по сей день.

И начинается эта война - здесь, в Хевроне.  

- Никакой рациональной причины этому не было, - говорит Шмуэль Мушник. Отношения между евреями и арабами здесь были нормальными. Даже, пожалуй, более нормальные, чем в других местах. Еврейская община Хевроне - одна из древнейших. С самого почти арабского завоевания арабы и евреи живут здесь бок о бок. В ХХ веке евреи помогают арабам пользоваться плодами европейской цивилизации. Еврейский аптекарь снабжал арабов лекарствами и лечил их (по причине отсутствия врача). Отделение еврейского банка давало арабским торговцам выгодные ссуды. Больше того. Когда обстановка в стране становилась напряжённее, день ото дня, Хагана (организации еврейской самообороны) настойчиво предлагала Хевронским евреям разместить в  городе свой отряд и раздать оружие. Руководители общины тогда замахали руками на сионистов: "Не нужно дразнить гусей. Мы мирно живём здесь много лет. Никто нас не тронет".

Но...

Шмуэль рассказывает нам о новейшей истории еврейского Хеврона, в своей мастерской, в Бейт-Адасса.

- Прямо здесь, в этой квартире, где мы сейчас стоим, где я живу, семьдесят пять лет назад ворвавшиеся толпы арабов резали евреев, такие вот дела. Это, конечно, очень непросто.
Раздел, посвященный погрому 1929г.

- В квартире аптекаря были очень массивные дубовые двери и ставни. Почти крепостные. Так арабы притащили к дверям бабу, которая кричала, как будто рожая, и прося помощи. Жена удерживала аптекаря, чувствуя западню. Но аптекарь, хоть и не давал клятвы Гиппократа, но оставить страждущую без медицинской помощи не мог ...   В результате погрома, при полном попустительстве англичан (толпы погромщиков орали два лозунга: "Смерть евреям!" и "Правительство с нами"), была вырезана большая часть еврейского населения. Остальные на следующий день были эвакуированы из Хеврона.

С этого дня и до июня 1967 года Хеврон стал "чистым от евреев городом".  

 

Уроки Хеврона-3

 

Непростое возвращение

 1967 год можно было бы назвать годом большой надежды. Сыны Израиля вернулись в Йерушалаим, Шхем, Йерихо, Бейт Лехем. Вернулись и в Хеврон. Но... Все дальнейшие события нельзя понять, если не усвоить одного факта. Большинство  политических лидеров Израиля, начиная с 1967 года и до наших дней, ни Шхем, ни Йерихо, ни Бейт Лехем, ни Хеврон, своими считать, не хотели. И предпринимали всё от них зависящее, чтобы продать, обменять или, просто, подарить возвращенные города арабам. Все равно, каким.

 А, поскольку, не всё от них зависело (Арабы, как правило, брать отказывались, точнее, отказывались платить, даже, минимальную цену - даже хоть какой-нибудь плохонький паршивенький мир с нами заключать они не хотели), то отдача национальных святынь откладывалась на будущее. Ну, поймут же, когда-нибудь, арабы, что ... А пока, пусть, всё остаётся, как было, готовое, в любую минуту к передаче.  При этом в израильском обществе возникает всё более и более мощное движение за то, чтобы еврейские святыни остались еврейскими. Из противодействия этих двух подходов и рождается наша современная действительность.  

Начало борьбы 

Итак, Хеврон, и в этот раз, в центре противостояния. Уже в 1968 году начинается борьба за восстановление еврейского присутствия в Хевроне. Группа энтузиастов, во главе с равом Левингером, снимает Хевронскую гостиницу для проведения пасхального седера. Когда праздник кончается, гости заявляют, что им здесь очень нравится, и они собираются здесь остаться навсегда. Начинаются переговоры с правительством. В конце концов, поселенцы идут на компромисс: они покидают гостиницу, в обмен на  правительственное решение о строительстве на окраине Хеврона еврейского городка. Так возникла, в начале 70-х, Кирьят Арба. Однако  наиболее настойчивые из поселенцев продолжали борьбу, именно, за те места, в которых евреи жили до погрома 1929 года. Еврейские дома, синагоги, могилы...  

Мёртвые и живые завоёвывают Хеврон 

Одной из страниц этой борьбы стало, именно, старое еврейское кладбище. Там хоронили много сот лет. Сефардская часть, ашкеназская, караимская. Там лежат мудрецы и праведники, просто евреи. Там же похоронены в братской могиле жертвы погрома 1929 года. Арабы его, превратили в городскую свалку, в отхожие места. И, что поразительно, с освобождением Хеврона ничего не изменилось. Осквернение и запустение. Изменяет ситуацию одна удивительная женщина - Сара Нахшон, жена художника Баруха Нахшона. Эта семья, с которой я познакомился несколько лет назад, заслуживает отдельного рассказа. Основатели Кирьят Арбы. Но мы с вами, сейчас, на кладбище. В 1974 году у семьи Нахшон  внезапно умирает полугодовалый ребёнок. Семья решает похоронить его на старом еврейском кладбище в Хевроне. Правительство запрещает. В Хеврон направляются крупные силы армии и полиции, чтобы предотвратить "самоуправство". "И, тогда, я взяла своего ребёнка на руки, - говорит Сара Нахшон,- и пошла на кладбище". Молодая женщина с мёртвым ребёнком, одна, без оружия, по какой-то обходной тропинке, проходит мимо всех кордонов и оказывается на кладбище. И уже здесь её обнаруживает армия. Офицер связывается с министром обороны Шимоном Пересом. И тот принимает "соломоново решение": похороны не разрешать, но мать с мёртвым ребёнком на руках не трогать. " Вы видели эту землю - сплошные камни, - продолжает Сара, - Я не знаю, как я это сделала, но я это сделала. Вот этими двумя руками я вырыла могилу своему мальчику и похоронила его".

Так опять повторяется история. Мёртвые завоевывают эту землю для живых.

Потом жители Кирьят Арбы добились разрешения выставить на кладбище двух сторожей для охраны могилы. Одним из них стал профессор Тавгер, который принимается за расчистку кладбища. Опять в одиночку, с помощью то одного, то другого энтузиаста, он делает невероятное. Без всякой техники, без бюджета, без рабочих, физик с мировым именем, раскапывает мусор, выкорчёвывает деревья.  Его опять арестовывают, выпускают, опять арестовывают... Но еврейское кладбище приобретает достойный вид.

А профессор Тавгер берётся за следующую задачу. Он раскапывает древнюю, просуществовавшую до погрома, синагогу Авраама Авину.

Священное здание, превращённое арабами в загоны для скота, в общественные туалеты.

Его феноменальная вера в правильность того, что он делает, сдвигает горы. Арабы работают на расчистке завалов - бесплатно! Конечно, не обходится без вмешательства армии, запретов, арестов и т.д. Но факт.  В 1979 году происходит торжественное открытие реставрированной синагоги. А рядом с ней, уже в 80-х, появляется маленький еврейский квартал с тем же именем.  

В начале 80-х годов группе еврейских женщин из Кирьят Арбы удаётся, используя неразбериху среди охранявших тогда Хеврон солдат и полицейских, занять пустующее здание   Бейт-Адасса. Армейское начальство всполошилось, когда женщины уже плотно заняли оборону. Год! Целый год провели они в закрытой военной зоне. Без элементарных бытовых удобств, в отрыве от семей. Настоящая блокада. И опять политическое руководство сдалось. Хеврон продолжает заселяться евреями.  

Музей Хеврона 

Сначала Бейт-Адасса, потом район Авраама Авину, йешива  "Вернувшиеся в Хеврон", Тель Ромейда... Художник, историк и географ, Шмуэль Мушник, поселяется в Бейт-Адасса в начале 80-х годов. И здесь он, в одиночку, берётся воссоздать тот еврейский Хеврон, который был потоплен в крови в 1929 году. Так возник музей Хеврона в Бейт-Адасса.

 

 

Музей города Хеврона, созданный Шмуэлем Мушником


Раздел, посвященный жителям Хеврона

 

Мы входим в полутёмные комнаты с картинами и фотографиями - и всё как-то начинает плыть. Реальность старого Хеврона, еврейского Хеврона, оживает на наших глазах. Страшные картины погрома, к сожалению, тоже выглядят здесь потрясающе реально....

Совершенно  уникальный музей. И, опять, без разрешения, без государственной поддержки, без денег... 

Итоги ... 

День кончается, пора подводить итоги.

Хеврон - равняется соединение. Это - не математическая формула, выведенная за толстыми книгами. Это ощущение, то чувство, с которым мы покидаем Хеврон.  Погружение в его историю помогает понять это ощущение, в деталях. Связывать то, что невозможно, кажется, связать, - это Хеврон. Потому, что, если из А следует Б, то это ещё не причина называть это "соединением".

А вот, когда, между А и Б проходят тысячелетия. Когда  А - это обещание, данное Всевышним (а кто Его видел?) Аврааму (который, вообще-то, никакими археологическими раскопками не подтверждён о том, что его потомству от Ицхака даст Он эту землю. А Б - это то, что мы, сейчас, на этой земле, в этом государстве живём. Вопреки всякой исторической логике. Вопреки историческому опыту всех народов и всех времён. Но Б - это факт, а А - это слово (написано пером...),  которое передаётся тысячелетиями...  И связь между ними лежит через Хеврон.

 Но не только это мы выучили сегодня в Хевроне. Ведь дело-то не в некоем мистическом свойстве Хеврона, которое-оп! - и соединяет необходимые детали истории. Нет, Хеврон - это не фокус – покус. Всегда, с самого начала, с Авраама и до самых последних страниц его истории, повторяется тот же сюжет. Авраам, оставивший положение духовного наставника поколения и кланяющийся до земли хеттийцам и невероятные деньги отваливающий за пещеру, в которой будет похоронена Сара...

Калев и Йеошуа, встающие против всего народа за Землю, которая хороша очень - очень...

 и Сара Нахшон, могилой своего ребёнка, вырытой своими руками, открывающая евреям дорогу в Хеврон ...

и профессор Тавгер, оставивший мировую славу и забывший про научные интересы и  один, раскапывающий, среди навоза и отбросов, древнюю синагогу, носящую имя Авраама Авину... 

Да, теперь мы немного понимаем, через что, на самом деле, проходит соединение. Через удивительные еврейские сердца, через самопожертвование одиночек, верящих ясно и просто в то, что они делают.

Через тех, кто прямотой своей воплощает, каждый в своём поколении, имя Йисраэль - которое обозначает (согласно одному из прочтений): Яшар Эль прямо - Б-г. 

С вершины холма, на котором похоронены Йшай и Рут, открывается  дорога на Йерушалаим. Прямая ...

 

Йеширот - напрямую. Соединённые вместе имена предков царя Давида читаются также: Йишай-Рут-йеширот. Так же называется синагога рядом с могилами.

 

Рут, Йишай и Давид - тоже люди этого ряда, те, кто, справившись с задачами Хеврона, открыли нам дорогу на Йерушалаим. Хеврон - пора открыть карты - соединение малое. Хеврон - город одиночек. Соединение на уровне героя, праведника...

Йерушалаим - это, конечно, тоже, соединение. Это – "город, который соединяет вместе". Вот оно, различие: "вместе". Всем народом. Всем миром. Большое соединение. 

Контрольная работа... 

А пока... Последняя остановка на обратной дороге, при въезде в Кирьят Арбу.

"Только для желающих" - говорит экскурсовод. Здесь, в этом месте год назад, террористы устроили засаду, засев на верхних этажах тесно сгрудившихся домов. 12 человек, солдат, жителей Кирьят Арбы, и, среди них генерал Дрор Вайнберг, командующий Хевронской дивизией, погибли в этом бою. Прибывший на место премьер министр заявил о начале строительства безопасного коридора между Кирьят Арбой и еврейскими районами Хеврона. Только, оказалось, что это было лишь заявление. На практике же... Многочисленные попытки построить на месте трагедии синагогу наталкиваются на энергичное сопротивление властей. Здание разрушалось уже несколько раз, инструменты реквизировались, строители арестовывались. Про это регулярно, со смаком, сообщает пресса.

"Так есть возможность поучаствовать, символически, в строительстве".

И уставшие от целого дня пешеходных экскурсий, пожилые, в основном, люди, спускаются из автобуса. Камень за камнем, положенный в основании синагоги "Хазон Давид" связывает прошлое с настоящим и будущим. Это и есть выученный урок Хеврона.

Синагога Хазон Давид – в который раз строится  заново.  Сегодня, и нашими руками тоже...

 



   



    
___Реклама___