Korotkova1
"Заметки по еврейской истории", № 44 от 19 июля 2004 г.                                                 http://berkovich-zametki.com/Nomer44

Светлана Короткова

 

Марк Рудинштейн защищает память Бабьего Яра

В рамках фестиваля «Молодость» состоялась пресс-конференция президента группы компаний «Кинотавр», основателя знаменитого фестиваля «Кинотавр» Марка Рудинштейна, который прибыл в Киев с кинотаврским десантом… 

Главным моментом встречи было заявление Марка Рудинштейна по поводу фильма Николая Засеева-Руденко «Бабий Яр», которого широкий украинский зритель пока не видел. 

В одной киевской газете вышло интервью с Николаем Засеевым-Руденко под заголовком «Ну, не обрезанный я. Так что? На моей стороне 33771 еврей, уничтоженный в Бабьем Яру». Интервью начинается с фразы «народный артист СССР, известный кинорежиссер Николай Засеев-Руденко». Поверьте мне, я потратил полгода жизни, но добрался до советских архивов и официально заявляю: Николай Запсеев-Руденко никогда не был не то что народным, а даже заслуженным артистом! (Об этом, кстати, несколько лет назад писал Сергей Тримбач на страницах «ЗН»). То есть в первой же строчке звучит ложь, разговор можно было бы и окончить. Если бы не была затронута болезненная тема Бабьего Яра, к которой я оказался причастен.

С Засеевым-Руденко мы познакомились в прошлом году на кинофестивале в Ялте, он предложил мне сыграть в этом фильме. Предложил, вероятно, с расчетом на финансовую помощь с моей стороны. Прочитав сценарий, ничего хорошего в нем не увидел. Но скажу прямо: мне хотелось прикоснуться  к этой теме, ощутить эту трагедию. Исключительно, по этой причине я, не зная Засеева-Руденко как режиссера и человека, согласился.

Каждое слово, сказанное им в интервью, не имеет ничего общего  с правдой об этой ситуации. Он обвинил меня в том, что я переделал картину. Но дело в том, что когда мы с Рабиновичем, который финансировал фильм, просмотрели материал, увидели, насколько он беспомощен. Отчаяние было большое. Поскольку очень хотелось, чтобы картина получилась. Я взял исходный материал и показал в Москве известному оператору и режиссеру Михаилу Аграновичу. Истратил пять тысяч долларов, чтобы в одной из лучших московских лабораторий довести картину до ума по цвету, звуку… Мы действительно ее чуть сократили. Этот вариант я никому из актеров, как утверждает Засеев в интервью, не показывал. Отдал кассету режиссеру и сказал: «Посмотри, если тебя это устраивает, мы можем вложить еще пятьдесят тысяч долларов и довести картину до пристойного уровня». Но я поспешил, из Москвы сообщили, что с этим сделать ничего нельзя: "Картина безнадежно загублена». Сказал об этом Рабиновичу. Он ответил, что общаться с Засеевым ему трудно, он все время скандалит. Пусть остается как есть. Я еще свозил Засеева в московскую синагогу, мы показали картину там…

И вот здесь начинается пограничная зона. Конечно, все, что связано с Бабьим Яром, вызовет в зрительном зале слезы и сочувствие. Вот в этом вся опасность. Засеев, играя на святой теме, заявляет, что картина пользуется большим успехом. Я был в день телепремьеры «Бабьего Яра» в Израиле. Единственная правда в словах Засеева, что в тот день рейтинг канала был необычайно высок. Но людей привлекла сама тема. Ни одной положительной рецензии на фильм не вышло. Если мне кто-то принесет хоть одну. Я подниму руки. Картина беспомощна и вызывает не просто отчаяние, а возмущение. Она сделана человеком, который не прочувствовал тему. Он повсюду говорит о своем смелом поступке. Но если говорить о подвиге, то его много лет назад совершил Евтушенко, написал «Бабий Яр». И никто сегодня не запрещает эту тему, уже есть «Список Шиндлера», но это талантливейшее кино.  И, безусловно – Бабий Яр заслуживает другой картины и другого художника.

Засеев заявляет, что я переделывал эту картину неизвестно с каким режиссером, но «наверное, с Цукерманом». То есть он хотел подчеркнуть, что еще несколько евреев участвовали в уничтожении картины. Поэтому еще раз повторяю: Засеев – человек, который умеет смотреть в глаза и врать, врать. Врать. Он повсюду рассказывает о премии, которую получила  его «Чорна Рада» на фестивале в Ялте. Но я своими глазами видел, как он держал организаторов за горло, чтобы ему дали премию. Сейчас он ищет новые деньги на новые  творческие поиски. Я призываю бизнесменов, журналистов: проверьте все, что он говорит. Если в его интервью есть хоть слово правды, я принесу публичные извинения. Но здесь ложь в каждой строчке – о премиях, о Кучме, который посылает ему телеграммы. Не давайте ему денег, расскажите всем, кто такой Засеев-Руденко!

Впервые в жизни нарушаю табу. Никогда не вступаю в полемику с творческими людьми. Но Засеев - не художник и сейчас ведет не творческую полемику. Он бездарь, беспредельщик и наглец, использующий для себя любую ситуацию. И все боятся вступить с ним в конфликт:  если бы он сейчас сидел здесь, мы бы с вами говорить не смогли. Говорил бы, оскорбляя, только он. Я приехал сюда, чтобы поставить точку в этой истории. Более того, вся эта мерзость заставляет меня вложить деньги и снять новую картину о Бабьем Яре с новым режиссером.

 К сказанному Марком Рудинштейном могу добавить мнение бывшего Чрезвычайного и Полномочного посла государства Израиль в Украине госпожи Анны Азари, которой Николай Засеев-Руденко показывал фильм, рассказывая потом всюду, какие восторги и слезы вызвал фильм во время просмотра.

 Я крайне удивлена тем, что по поводу этой глубоко неталантливой картины можно серьезно полемизировать и относиться к ней как к произведению искусства. Будучи официальным лицом, я не могла отказаться от просмотра фильма с таким названием, как и не могла позволить себе высказать резко отрицательное мнение об этой вопиющей по творческой бесполезности ленте – слишком болезненная тема в основе сюжета. Пользуясь представленным случаем, хочу заметить господину режиссеру – нехорошо приписывать мне мысли и эмоции, которые этот фильм и даже тема, подчеркиваю, в такой подаче, вызвать не может.

 

           Полностью интервью напечатано в статье Светланы Коротковой  «Фестиваль «Молодость»  восхищается звездами и разоблачает лгунов» (газета «Зеркало недели», Киев, Украина).



   



    
___Реклама___