Lezinsky1
Михаил Лезинский

 

ВЛАДИМИР ОРЛОВ


Светлой памяти двух моих друзей-товарищей Владимира Орлова и Валерия Саулова (Рубинштейна)

 

                                                                             

                Мои друзья из севастопольского издательства “ЭКОСИ-Гидрофизика”, руководимого талантливым человеком , лауреатом Государственной премии СССР в области космических исследований Юрием Терёхиным решили, - посоветовшись сами с собою! -  ко дню моего шестидесятипятилетия преподнести  подарок. А что  может быть  лучшим подарком для человека пишущего, чем его собственная книга, изданная, - как в лучшие советские времена! -  бесплатно для автора! Да ещё такая, за которую гонорар можно получить!

                И такая книга “ИСТОРИИ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ” появилась вскорости.

                В этой книге, помимо моих  “севастопольских рассказов”, были и поздравления в стихах и прозе. И среди них я вдруг увидел  знакомую подпись:  “Владимир Орлов. Жму руку. 5.04.96 г. г. Симферополь”.

                А  за подписью - стихи:

                                                                             

“ МИХАИЛУ ЛЕЗИНСКОМУ

                                                                                Люблю я Мишу выше крыши,

                                                                                А, может быть, ещё повыше.

                                                                                Хоть он разбойник и бродяга,

                                                                                А по годам, - совсем салага!

                                                                                Девчатам русским по душе

 

               

                Перед самым отъездом в Израиль, я приехал из Севастополя в Симферополь  к Владимиру Орлову, чтобы поблагодарить за поздравление и сказать прощальное « прости-прощай »…

                 С Вовкой дружить было сложно, - такой уж у него был характер скрипучий, и мы с ним часто сорились, сходились и расходились... и так в течении многих-многих лет…

                Нонны, - его, жены, выдерживающий с внутренним достоинством проделки мужа! - дома не было, она гостила у сына  в Израиле! - а была какая-то молоденькая девочка, которую Нонна  попросила  ухаживать за больным мужем.

                - Старик! - обрадовался Володя, будто не было десятилетней размолвки. - Радуйся! У меня вышла книжка с очень раздражающим для некоторых названием “Еврейское  счастье”. Я тебе надпишу!

                И он, волоча больные ноги и своё грузное тело, вдавливая костыль и ноги в ворсистый ковёр, прошкандыбал к книжной полке.

                Я отвернулся. Мне хотелось плакать. Я не думал, что он ТАК болен и Так беспомощен. Я тоже не помолодел, но я старился медленно, наблюдая своё лицо в различных зеркалах, а он - мы не виделись с ним очень и очень долго, - в один день.

                Володя достал с книжной полки “Еврейское счастье” и надписал:

                                                               Мише Лезинскому:

                                                               Последний кусок колбасы

                                                               Я в старости отдал бы смело

                                                               -Лишь только бы наши часы

                                                               Затикали справа налево.

 

                А потом мы на кухне пили чай, - словно не было десяти лет разлуки! - и  ударились в воспоминания: в сегодня, в завтра, в двухтысячный год. Хотя мы и не встречались, но друг о друге знали всё. Говорили и о наших детях, ставшими неожиданно взрослыми. Рассказывал о Юрке, как тяжело ему приходится в Израиле.. Вспомнили и о том времени, когда он слушал “вражьи голоса” и делился со мною - тогда об Израиле он, да и я, были лучшего мнения...

 

                Вспомнил он и мою дочку Олю, которой когда-то в Севастополе,  - он приезжал вместе с Нонной ко мне в гости , - и, которая ему очень понравилась. Оля  спросила у него: “Что ты ешь во рту?” И он тут же, восхитившись этой фразой, надписал свою очередную книжку, изданную в Москве только что “Чудеса приходят на рассвете”

                                                               “Желаю Оле

                                                               Счастливой доли!

                                                                              Вл. Орлов. 28. У!!!. 71”.

                А потом дарил ей свои детские книжки, которые она и привезла в Израиль.

                Володя поинтересовался, как ей живётся ? И я честно сказал:трудно,

                  хочу, - сказал Володя, - надписать и ей книжку, девочке, которую я видел маленькой. И написал на “Еврейском счастье”:

                                                              

“Трудно мне без Оли,

                                                               Как Орлу в неволе!

                                                                                              От автора и друга.”

                И  расписался, не забыв поставить дату: 29.У. 95

               

 - Прощай! сказал Володя и обнял меня. - Больше не увидимся в этой жизни.

                - Ну что ты, Вова, я приеду...

 

 

**********************

               

                И сегодня, через много-много лет, на исходе века, стараюсь припомнить, о чём же мы вели разговоры  в те далёкие годы, когда были  здоровы и полны творческих планов?..

                Естественно для пишущих, да ещё для евреев, о женщинах: кто? где? когда? - мы были несколько моложе и эта тема явно преобладала в наших разговорах.

                Но не только об этом шла речь. Это было время, когда детский поэт Сергей Баруздин “перекрыл кислород” Владимиру Орлову, поэту, пишущему для детей - он выступил в “Литературной газете” со статьёй, где, - цитирую по памяти, - Баруздин писал: отчего это Новосибирское краевое издательство печатает и извещает о своих намерениях и в дальнейшем печатать, стихи симферопольца Владимира Орлова!?. Что им, в краевом издательстве, - “краевом” было подчёркнуто, недостаточно своих поэтов с сибирской пропиской!?..

                После такой постановки вопроса, Орлова не только Новосибирское издательство перестало печатать, но и родное – симферопольское

                Да что там - Симферопольское! В Москве тоже печатать перестали, несмотря на заступничество Самуила Маршака и Агнии Барто. Несмотря на доброжелательность всех редакторов,- кроме крымских! - с коим   соприкасался Володя Орлов.

                Плохим поэтом был Баруздин, но крупным начальником в Союзе писателей СССР,  могущим позвонить в ЦК КПСС! Последнее считалось большим преимуществом.

                Но не  с бухты же барахты он выступил в солидной газете, серьёзные мотивы должны присутствовать.

                Высказываю свою мысль: да, мотивы были! Серьёзные-несерьёзные это как  на это  посмотреть!

                Дело в том, что детские стихи Сергея Баруздина и стихи для детей   Владимира Орлова появились на одной странице в русском журнале, выходящем на Украине , «РАДУГА». Одновременно. Бок о бок. Заканчиваются Володины стихи, начинаются Баруздина. Талантливые - Орлова, бездарные - Баруздина. Кто-то явно хотел щёлкнуть по носу Сергея Баруздина стихами Владимира Орлова - на фоне орловских стихов, бездарность баруздинских рифмосплетений особенно чётко просматривалась.

                Хотели “щёлкнуть по носу Баруздина”, но тот увернулся и выпад срикошировал по еврейскому носу Владимира Орлова...

                Уже отсюда, из Израиля, я попытался продолжить наш давний разговор о Баруздине, написал ему об этом в письме. Получил ответ:

                “... а вот с Баруздиным посложней. Я до сих пор не знаю, какая сука его натравила на меня. Ведь именно в то время он очень заботливо ко мне относился: дал рекомендацию в СП ( Союз писателей - М.Л.) , в трудную минуту беспрекословно одалживал деньги, пытался устроить меня на Высшие курсы Литинститута. Сдаётся мне, что он вдруг узнал о моей пятой графе ( Пятая графа - национальность - М.Л.) Другой причины я найти не могу до сих пор.

                Дело это в моей памяти заглохло, но ты разбудил эхо и оно до меня из того времени донесло какие-то воспоминания, связанные с душевной болезнью Баруздина. Сейчас эта история меня не трогает...”

                Это из письма мне от Владимира Орлова от 15. 05.97 года!..

                И ещё в те далёкие дни, перераставшие в вечер и ночь, Нона стелила нам в “вовкином” кабинете! Прокуренном насквозь, - и Володя, и я ещё курили тогда, пили водку и ухаживали за женщинами! - мы с ним беседовали о земле обетованной, - Володя регулярно ловил «вражеские голоса” и мы обменивались    впечатлениями.

                С кем он ещё мог поделиться!? Только с друзьями!

                Вот тогда-то он и сказал, что написал два новых стихотворения. И - прочитал. Я заставил его переписать свежеиспечённые стихи в мой блокнот. Вот эти стихи для детей, навеянные исторической родиной:

                   Очень грустно

                   Пароходу -

                   Привязали

                   Пароход.

                   Пароходу

                   Нету ходу

                   Ни назад

                   И не вперёд.

                   Пароход

                   Повесил нос:

                   - Я не лошадь

                   И не пёс!

                   Почему же

                   Я привязан?

                   Почему же

                   Я наказан?

                   Почему меня

                   В портах

                   Держат люди

                   На цепях?

 

А вот второе плач-стихотворение!

 

                   Глядит на море

                   Пристально

                   Встречающий народ:

                   К своей родимой

                   Подходит пароход.

                   До этого мгновения

                   Прошёл он сто дорог,

                   Наверно, от волнения

                   Охрип его гудок.

                   В его иллюминаторы

                   Заглядывали скалы,

                   И солнышкр экватора

                   Борта его ласкало.

                   Моря его качали,

                   Ветра над ним рычали,

                   Но чёрными ночами

                   За тридевять морей

                   Он думал о причале

                   На Родине своей.

                   И вот на море

                   Пристально

                   В порту глядит народ -

                   К своей

                   Родимой пристани

                   Подходит пароход.

                   Огромный

                   И железный, он тихо заурчал

                   И нежно,

                   Нежно,

                   Нежно

                   Потёрся о причал.

 

                Мы на кухне пили чай, - словно не было десяти лет разлуки! - и  ударились в воспоминания: в сегодня, в завтра, в двухтысячный год. Хотя мы и не встречались, но друг о друге знали всё. Говорили и о наших детях, ставшими неожиданно взрослыми. Рассказывал о Юрке, как тяжело ему приходится в Израиле.. Вспомнили и о том времени, когда он слушал “вражьи голоса” и делился со мною …

                 - Прощай! сказал Володя и обнял меня. - больше не увидимся в этой жизни.

                - Ну что ты, Вова, я приеду...

                - Мужики, а плачут, - произнесла девушка, которую Нонна оставила вместо себя, - и ... заплакала...

                             

Поэт, драматург, острословец Владимир Натанович     Орлов скончался  в конце ноября ХХ уходящего века, не  дожив до 2 000 года всего ничего, оставив нам сотни  своих замечательных книг, переведённые на многие языки мира. Почитайте его стихи, дышащие жизнью.

                                                                                     

                              +++

 

 

ЕСЛИ Б Я ИГРАЛ НА СКРИПКЕ

                      Я тропою

                      К лесу вышел,

                      На опушке отдыхал,

                      Сколько песен

                      Я услышал!

                      Сколько звуков

                      Услыхал!

 

                      Я пытался осторожно

                      Всё в тетрадку

                      Записать,

                      Но словами невозможно

                      Вам об этом

                      Рассказать:

 

                      Бормоча

                      У старой ели,

                      Пел родник на все лады,

                      На ветру

                      Дубы гудели,

                      Как огромные шмели.

 

                      В ручейке

                      Плескались рыбки,

                      Зяблик что-то

                      Распевал …

                      Если б я играл

                      На скрипке,

                      Я бы это вам сыграл!

 

      СКАЗКА О СТЕКЛЯННОМ ЧЕЛОВЕЧКЕ

 

                      Маленький,

                      Не больше,

                      Чем кузнечик,

                      Не боясь на свете

                      Ничего,

                      Жил да был

                      Стеклянный человечек

                      В доме у мальчишки

                      Одного.

 

                      За мальчишкой

                      Бегал он

                      Вприпрыжку,

                      От беды

                      Хранил его, любя.

                      И представьте,

                      Знал он про мальчишку

                      Всё, что знал

                      Мальчишка про себя.

 

                      Был он

                      При мальчишке,

                      Как советчик,

                      Но его мальчишка

                      Не любил,

                      Потому что,

                      Этот человечек,

                      То, что думал, -

                      То и говорил.

 

                      И за это

                      Днями и ночами

                      Тот мальчишка

                      На него кричал,

                      Запирал в буфете

                      И в чулане,

                      Чтобы человечек

                      Замолчал.

 

                      Но чулан

                      Без воздуха и света,

                      С крысами,

                      Шуршащими в пыли,

                      И любые сладости

                      Буфета

                      Ничего с с ним сделать

                      Не могли.

 

                      Так и жил он,

                      Никогда не не пряча

                      Правды

                      От мальчишки своего,

                      Потому что,

                      Если ты прозрачен,

                      Ты не можешь спрятать

                      Ничего.

 

                      И схватил мальчишка

                      Человечка

                      И со злостью

                      Сбросил со стола,

                      И разбилось

                      Хрупкое сердечко

                      Из простого,

                      Чистого стекла.

 

                      А когда осколки

                      Отзвенели,

                      То глаза у мальчика

                      Тотчас

                      Потускнели

                      И остекленели

                      Холодом повеяло

                      Из глаз.

 

                      Он живёт и ходит

                      Рядом с нами,

                      Дома и на улице

                      Грубя.

                      Он глядит

                      Стеклянными глазами,

                      На меня глядит

                      И на тебя.

 

                      Он глядит на звёзды

                      И на речку,

                      На деревья, травы

                      И цветы.

                      Только, кто живёт

                      Без человечка, -

                      Тот не замечает

                      Красоты …

 

                      В сказке нет

                      Намёка и подсказки,

                      Но возьмите сказку

                      Про запас,

                      Потому что

                      В этой самой сказке

                      Ничего не спрятано

                      От вас.

 

                      Для того,

                      Советом помогая,

                      Человечек

                      Рядышком живёт,

                      Чтобы жили вы,

                      Оберегая

                      Тех, кто любит вас

                      И бережёт.

*********************************

Когда умер Володя Орлов, - я об этом узнал ровно через час! А через два мне позвонил из Димоны Валерка Рубинштейн и спросил с присущем ему тактом:

- Вы уже слышали…В Симферополе …

- Да, мне только что позвонили…

Валерий обращался ко мне на вы… Он же был намного моложе меня, хотя в Израиле, где мы с ним живём, даже солдат обращается к генералу на «ты», но мы же с ним были выходцы из страны сплошных советов…

Тогда мы с ним и порешили – собрать книгу воспоминаний о Володе Орлове и я должен был быть  составителем такого всеобщего сборника…

Обещали прислать свои написать  многие, но выполнили только двое:я и Валерий Саулов… Он прислал мне свои воспоминания о Володе Орлове…

И вот сегодня, когда Валерия нет в живых, - а умер он в страшных муках от той болезни, в конце 2003 года, я впервые публикую его воспоминания…

 

Валерий Саулов

НАТАНЫЧ

Владимир Орлов был старше меня одиннадцатью годами -то есть был человеком другого поколения. Разница в возрасте сказывалась, однако, разве в том, что он далеко опережал меня в своем житейском и профессиональном опыте. В личных отношениях она была совершенно незаметна. Но так у него, кажется, было со многими.

В симферопольском литературном объединении, куда я пришел вскоре после того, как его покинул Орлов ("Вырос и ушел", - объясняли мне), только и было разговоров, что о нем.

-  У Орлова выходит новая книга...

-  Орлов написал пьесу для кукольного театра...

-  Орлов выступал со стихами...

Сложилось что-то вроде легенды об Орлове, который как-то быстро и легко продвигается в литературе. Когда я, познакомившись с ним, сказал ему об этом, он удивился:

-  Легко?

Он был "круглым" самоучкой - в образовании, в творчестве, в жизни.

Двухкомнатная квартира Орловых, куда они переехали в конце 60-х, была почти пуста. В других квартирах этого писательского дома (построенного из крупных каменных блоков, отчего я и предложил дать ему название "Дом из Блоков1', -писатели хохотали), было тоже небогато. Но у Орловых без-бытная обстановка задержалась надолго. В гостиной - толстый серый ковер на полу да радиола "Латвия" на стуле у стены. В смежной комнате-пенале, поперек нее, ближе к окну - добротный письменный стол с "ундервудом". На единственном стуле восседал хозяин, за его спиной виднелась тахта. Гостю предлагался пуф.

-  Стихи принес? Читай!

Большие спокойные глаза на полном круглом лице, саркастически сложенные губы. Слушает, берет лист из рук, сам читает вслух стихи об ураганах с женскими именами.

Неистребим обычай

странный,

Известный миру

издавна...

- Второй строки нет. Поработай еще.

Пытаюсь изменить строку с ходу - все не то. Нужен другой смысловой ход. Какой?

- Ты хочешь, чтобы я за тебя работал? Ищи сам.
Приношу новый вариант.

Неистребим обычай

странный

Матриархального

клейма...

- Нонна! - кричит Орлов жене. - Послушай Хорошие стихи1 И после паузы:

- Ты отделываешь строку!

Орлов вовсе не занимался моим литобразованием. Но он "ввязывался" в каждую вещь. Это был его способ реагирования на действительность. И при этом - какая точность оценок, безупречность вкуса, постоянство позиции! Однажды, вспомнив мои стихи десятилетней давности, он неожиданно для меня сказал о них в точности то, что говорил когда-то и даже цитату привел ту же, что тогда! Поэтому каждая встреча с Орловым была событием и запоминалась надолго. После таких встреч изменялся масштаб самооценки, начинался как бы новый отсчет в понимании многого. А главное - хорошо и продуктивно работалось.

Орловский интерес к творческому началу в людях был бесконечен и во многом определял его отношение к окружающим. Молоденькая поэтесса, к тому же хорошенькая, - а Орлов был к этому небезразличен - напрочь лишилась его расположения, когда он убедился, что она полагается на свое скромное дарование и обаяние, а над стихом не работает. Это было как приговор - он просто уклонялся о разговора о ней. Его внимание переключилось на совсем молоденького тогда, почти подростка, Григория Остера. Орлов восхищался его неожиданно ранней речевой свободой, владением техникой стиха, образной насыщенностью и художественной завершенностью его стихотворений. И при этом, что при первом знакомстве начинающий автор вызвал его раздражение юношеской заносчивостью и самомнением- Стихи же его Орлов хвалил и удовольствием читал на память знакомым: "Иду по берегу дороги..." И со значением поглядывал на меня - а ты, мол, так можешь? Чужая творческая удача всегда радовала его. Впоследствии Остер стал известным детским писателем.

В те годы на литературном горизонте часто возникали новые лица. Так, появился некий последователь поэта Андрея Вознесенского, слава которого уже достигла зенита, а вот своей "школы" все не было. Последователь был обласкан и поддержан Вознесенским самым серьезным образом: помощью в издательских делах, совместными выступлениями и т. д,

Вознесенец исполнял при мэтре роль сопровождающего лица. Его книги стали регулярно - каждые два-три года - выходить в местном издательстве. Но даже на факт издания его сборника в Москве Орлов особо не отреагировал. А вот о самой книге твердо сказал:

-  Все, что он пишет, по-прежнему очень плохо.

Оценка, данная Орловым, оказалась пожизненно верна. Впрочем, она не помешала окололитературной карьере воз-несенца, вплоть до недолгой эмиграции на Запад в годы "перестройки", после которой он, вернувшись, выбился в некое литначальство - что только подтвердило орловскую оценку.

И в творчестве, и просто в жизни у Орлова были принципы, которым он не изменял. Он не прощал другим нарушения того, что считал нормой. Помню, как взорвался Володя, услышав от знакомых о ком-то, ловко уклонявшемся от призыва в армию. Сам он отслужил полный срок.

Я долго не мог устроиться на работу. Узнав об этом - разговор происходил на улице, возле редакции молодежной газеты - Володя потащил меня в редакцию. Представил, отрекомендовал. И с чисто орловской прямотой - редактору:

-  Но учти - какая у него фамилия...

-  За это я должен платить ему больше?

-  Ты будешь платить ему зарплату плюс авторские, сколько заработает.

Я успешно прошел испытательный срок, газета опубликовала все мои материалы до единой строчки, но на работу так и не взяли. Однако это уже другой рассказ.

Орлов придумал мне псевдоним.

-  Который год твоя книга лежит в издательстве? Пятнадцатый? Будет лежать еще столько же. Надо менять фамилию,
Рубинштейн! Как тебя по-отчеству? Саулович? Будешь Сау
лов.

Под этим именем и стали выходить мои книги. Орлов был первым, кому я подарил свою первую книгу "Городские куранты". В посвящении написал, что без него куранты бы не заиграли. По крайней мере, это была бы другая мелодия. * 

 - Ты написал хорошую книгу. Даже очень хорошую.

Вскоре Володя попросил еще один экземпляр - хотел показать кому-то в Москве. Я провожал его на вокзале. Помню его сосредоточенное, неожиданно жесткое лицо.

Это были трудные для него времена. Еще недавно он издавался в центральных и республиканских издательствах, его стихи для детей давно вошли в лучшие антологии. Выросло целое поколение, знавшее орловские строки наизусть. Но тут обратили внимание на то, что у него все благополучно только с именем и фамилией (прадед Орлова, юный солдат-кантонист, получил фамилию командира своего полка). А отчество подкачало: Натанович. Его вдруг надолго перестали издавать даже в родном Крыму, в Симферополе. Из моих "Городских курантов" издательство изъяло посвящение к стихотворению, подаренному Орлову. Он был взбешен. Он читал всем эти стихи, объясняя:

       - Это посвящено мне! Но посвящение выбросили! Старший редактор! Я знал ее еще двенадцати лет, работал с ее матерью! Кто мог подумать, что вырастет такая падла!

В те годы Орлова спас театр. На десятках сцен ТЮЗов и театров кукол шли его пьесы для детей. И всегда с успехом. В одном из театров кукольники изготовили и подарили ему куклу "Владимир Орлов", с круглой розовой физиономией, большеротую и в очках.

Я поддразнивал его, уверяя, что кукла -вылитый Расул Гамзатов. Известные композиторы писали песни на володины стихи. Орлов очень гордился этим. Он и сам был музыкален, отлично играл на губной гармонике - она всегда лежала на подоконнике в его кабинете-спальне. Кстати, мои стихи, посвященные ему, были как раз об этом.

У нас не тяжелая ноша,

Да нам не досталось

иной. Всего-то мы только

и можем

 Играть на гармошке

губной.

Ах, много оно или

Мало

 Другим

предоставим решать.

Дыхание музыкой

стало,

И мы продолжаем дышать.-.

Рояли и арфы громоздки.

Тускнеет на воздухе медь.

Но губы теплы - а гармошке

Повсюду позволено петь.

Мальчишки, подростки, мужчины –

Мы дуем вовсю, не ленясь.

 И кузов попутной машины -Подмостки, достойные нас.

Мы верим в удачу и счастье,

Когда по губам напролет

Изделие фирмы "Вельтмайстер"

Серебряной рыбкой плывет.

Гармошка, веди без помехи

 Свою хрипловатую речь.

 Внимание задней скамейки

Не очень-то просто привлечь.

Ему нравились мои "Серебряные парни" - стихи, нечаянно ставшие песней, которая получила первое место на всесоюзном смотре. Музыку сочинил композитор Лев Перевеслов. Орлов и писатель Борис Серман, с которым он был дружен, считали, что это "песня всесоюзного значения". "Серебряный парень" стало на время моей кличкой.

Серебряные парни

 Дорогу стерегут.

Не ждут они попутных

 И рейсовых не ждут.

Не смертная усталость,

Не дождь, не снег, не вихрь

Простые пьедесталы

Остановили их.

- Вот только что Константин Симонов прогремел своей статьей о безобразных памятниках на солдатских могилах. Бетонные солдаты, выкрашенные под алюминий. А у тебя - "серебряные парни". Эта песня - твой "паровоз". За ним должны следовать вагоны.

В поезде самого Орлова к этому времени были все больше паровозы. Книги, которые удавалось издать, быстро раскупались. Случалось, он дома не мог найти ни одного экземпляра, чтобы подарить - разбирали друзья. Возможно, поэтому свою библиотеку он сперва держал в кладовой - от глаз подальше. Однажды я попросил у него сборник Пастернака.

- Не дам. Не вернешь!

Выручали его и выступления перед детской аудиторией. Он умел и любил с нею разговаривать.

- Сначала немного поиграл с залом...

Однажды мы встретились а Сотере, под Алуштой, где Орлов устроился на лето работать в пионерский лагерь. Он допечатывал стенгазету на пишущей машинке. О делах спросил, не поднимая от работы коротко остриженной седеющей головы.

Надо было зарабатывать на жизнь. У Орловых было уже двое детей. Я случайно угодил в аккурат на родины младшей. Володю я отыскал в магазине рядом с его домом. Он и писатель Борис Серман покупали водку для торжества. У Орлова не было ни гроша, платил Серман. Он жил в том же доме и был старше Орлова лет на двадцать. Сближала их не в последнюю очередь личная надежность, порядочность. В квартире Орловых было по-прежнему пусто; поэтому накрыли прямо на полу, на знаменитом сером ковре, который в другое время служил полем общения: так как сидеть было не на чем, хозяева и гости разговаривали влежку, переползая от одного собеседника к другому. На нем и расстелили простыню, расставили тарелки и стаканы. Нонну, только что привезенную из роддома с новорожденной, усадили на почетное место, она всем улыбалась сквозь слезы.

Впоследствии я видел Володину квартиру другой - обжитой, неплохо обставленной. Щегольски сверкали застекленные полки с книгами. Орлов сказал небрежно:

- Как у всех...

А когда он переехал в трехкомнатную квартиру, у него появился, наконец, большой рабочий кабинет со шкафом во всю . стену, стол ом-"стад ионом", креслом для гостей - настоящая писательская мастерская.

Однажды я пришел к нему зимой, промерзнув до синевы на необычайно сильном ветру .

- Растирай руки! На кухню, садись ближе к газу! Нонна, бу
дем обедать. Ему нужно отогреться.

Обед памятен еще и тем, что, уходя, я прихватил перчатки Нонны вместо своих. На следующий день возвращаю:

- Прошу прощения - очень похожи. Ошибку заметил только
по запаху от рук - духи.

- Твои руки пахнут руками моей жены? А ну, сравним перчатки! Да... похожи...

Как-то навестил его в больнице. Он был после операции -туловище туго охватывал бандаж. О болезни говорить отказался наотрез. Вместо этого - о медсестре, которая будто бы задержалась у него ночью.

- Она мне объясняет, что мне ничего такого нельзя - мол, разойдутся швы, сдохнешь.

И, морщась от боли:

 - А для меня это стимул, понимаешь?..

 

...Мы идем с ним через центр Симферополя, мимо "Детского мира". Володя рассказывает о своем старом знакомом.

- Женщин любил. И женщины его любили. Что ты думаешь - отказали ноги!

Кто мог угадать, что именно это случится с ним, жизнелюбом? При последней встрече, дома, сказал:

-  Я теперь невыездной. Ничего, если я при тебе сделаю процедуру?

И, приспустив брюки, стал массировать ноги каким-то прибором.

А работать продолжал. Не отказывался от встреч с читателями, если за ним присылали машину. Выходили новые книги. Его охотно публиковали и за рубежом, особенно в Израиле. А в прессе называли "Натаныч" - теперь это было хорошим тоном.

  О том, что Владимира Орлова не стало, в Крыму и в Израиле узнали практически одновременно. Тех, кого объединяла удача знакомства с ним, теперь объединило общее ощущение какой-то неестественной тишины. Это и стало знаком его ухода. И все вдруг увидели, как велик был "круг Орлова", образованный его личным магнетизмом, высоким интеллектуальным и творческим напряжением.

К Орлову никто не относился равнодушно. Его или любили, или избегали, пространство вокруг него как бы искрило разрядами. Некоторые считали его "тяжелым". А он просто не отступал от своих трудно добытых истин. Отсюда его бескомпромиссность и жесткость. Но также - нежность, понимание, участие. Всердцах сказал о знакомой писательнице, опубликовавшей резкий отзыв о коллеге-земляке:

-  Что она в самом деле себе позволяет! Ну нельзя же так...
И вдруг добавил:

-  А ведь она его любит.

Он быстро переходил от благодушия к раздраженности. Что делать - его внутренняя "магма" располагалась близко к поверхности. Может быть, поэтому за стихами для детей последовали сборники с юмористическими и сатирическими стихами. Он постоянно находился в состоянии работы. Если собрать все им написанное, получится, наверное, целая книжная полка. Известность пришла к нему рано и уже не оставляла его. Кое-что, я уверен, еще ждет настоящей оценки - например, переводы. Он мечтал издать книгу "взрослых" стихов. Но самым значительным и интересным из всего орловского для меня всегда был сам Орлов.

Наш общий знакомый писатель Валерий Митрохин, друживший с Орловым, как-то заметил:

- Ты похож на Орлова. После разговоров с ним или с тобой хочется писать.

-Это самый дорогой комплимент мне за всю жизнь. Многое в Орлове дорогого стоило!

Он знал, как надо выделать строку,

Чтоб от нее пошла строка другая,

Но больше не притронется к стиху,

Продленностью молчания пугая.

Он чувствовал магический кристалл

В простой породе.

 Мог вспылить от фальши.

А то, что сам словами поверстал,

В мир перешло. И вот ни шагу дальше.

Престол труда, легенда для друзей,

Живой реванш достоинства и чести,

Дразнитель псов кусачих и гусей,

Веселый дух - теперь не с нами вместе.

Упрямый самоучка, старший мой Собрат по крови,

 по судьбе и поту,

Он заработал право на покой,

Как человек, закончивший работу.

Февр. 2000 - апр. 2001

 



   



    
___Реклама___
Моторное масло S-OIL SEVEN