Kremen6

Иосиф Кременецкий

Еврейский вопрос и Россия

         1. Идеологический антисемитизм - корень еврейского вопроса.
        Так называемый "еврейский вопрос" можно отнести к числу наиболее трудно разрешимых вопросов истории. Он существовал ещё до возникновения христианства, но особенно обострился с появлением и распространением христианства. Христианская религия возникла из недр религии иудейской. В период гонений христиан в Римской империи вражды между ними и евреями не было. Наоборот, наблюдались взаимопомощь и сотрудничество. Враждебное отношение к евреям возникло после превращения христианства в господствующую религию в 6 веке н.э. Евреи, жившие в Мессопотамии, где господствовали мусульманские халифы, имели собственную автономию до 11 века. В течение почти 1500 лет идеологи христианской церкви не могут смириться с тем, что евреи упорно не признают Христа в качестве мессии и отвергают Новый Завет. Это приводило к жестоким гонениям и преследованиям евреев в средние века. Ненависть обуславливалась религиозным фанатизмом. По наущению некоторых священнослужителей, а то и просто по законам разбушевавшихся страстей, христиане вырезали целые еврейские общины в Европе. Хотя жестокость полностью противоречит христианству, евреи везде подвергались самому жестокому обращению. В христианских странах были бесправны, т.к. не считались коренными жителями и были вынуждены платить феодалу или городам за право проживания и осуществления необходимых жизненных функций, таких как торговля, ремёсла, религиозная деятельность. Обвинение в богоубийстве тяготело над ними как проклятие. Движение за предоставление гражданских прав евреям началось в 19 веке.
        Вражда между народами и религиозными конфессиями существует с самого начала возникновения человеческих сообществ. Накал её колеблется от недружелюбия до полного отрицания и призывов уничтожению соперничающего сообщества. Чувства ненависти переходят от конкретного человека враждебного сообщества ко всей общности в целом. Это определяется свойством человеческого ума, его способностью обобщения информации. Особенно развита эта черта у идеологов. В доступном виде выводы идеологов и вожаков воспринимаются массой и после этого проявляются в конкретных действиях, недружелюбных высказываниях и других формах насильственного действия.
        Антисемитизм возник благодаря христианским идеологам. Иногда антиеврейские действия были продиктованы вполне конкретными, осознанными причинами. Но в любом проявлении главной причиной являлась идеология. В отдельных случаях эти действия могут квалифицироваться даже как ответные действия. Что и пытается делать А. Солженицын в своей последней работе. Но идеологическая основа присутствует всегда. Антисемитизм часто продиктован подсознанием. Его проявления спонтанны. Для этого не всегда требуются конкретные действия еврея. Эти действия обычно используются лишь как повод. Антисемит стремится переложить вину конкретного еврея на всё еврейское общество. Чаще всего ненависть направлена против абстрактного образа еврея, сформировавшегося в мозгу. Для поддержания своей неприязни антисемит приписывает еврею определённый внешний вид, отрицательные привычки и намерения. Он способен обвинить любого конкретного еврея в преступлениях даже совершённых его соплеменниками в отдалённом прошлом или просто вымышленных. Он исходит априори из того, что еврей фактом своего существования совершает или способен совершить действия, направленные против него или против его народа. Это передаётся в качестве архетипа через поколения. Антисемитизм - это особое состояние общественного сознания, вызванное господствующей в обществе идеологией (религией и т.п.), или существующими архетипами, постоянно провоцирующее вспышки антиеврейских действий.
        Даже в современном демократическом обществе, когда религиозные разногласия не играют той решающей роли, как это было в прежние времена, ненависть к евреям продолжает существовать среди народов, находящихся на различных стадиях развития. Она существует и там, где евреи составляют незначительное меньшинство или даже их нет совсем. На протяжении последних двух веков многие выдающиеся авторы пытались дать объяснение этому феномену. Примечательна в этом смысле работа выдающегося русского писателя А. Солженицына "Евреи и русские. 200 лет вместе." В ней автор пытается пересмотреть историю на основе своей интерпретации некоторых известных фактов. Пока рано судить об этой работе, т.к. вышел лишь первый том, но и там уже чувствуется известный архетип.
        Какие же черты иудейской религии и менталитета евреев вызывали зарождение неприятия у христиан? Одним из наиболее близких к истине представляется объяснение истоков антисемитизма, данное ксендзом Михаилом Чайковским в его работе "Христианство после Освенцима и ГУЛАГа". Вот, что он пишет: "Причина антисемитизма находится в самих евреях. Точнее, в том, что веками изолировало их от других культур и народов. Изоляция эта имеет корень в сознании евреями своего избрания Богом, в их служении Закону, в их культе Единого Бога. Именно из этого самосознания и религиозной ментальности родилась не только еврейская религиозная исключительность, но и те социальные и психологические отличия еврейства от других народов, вызывающие к нему неприязненное отношение неевреев." Глубокая вера в своё особое предназначение, подкреплённая системой нравственных принципов, вызывала негативное отношение. Христианство, бывшее сначала лишь еврейской сектой, восприняло многие черты еврейской веры, кроме учения об избранности, и это привело его к широкому распространению. Идеология евреев, отрицавшая прозелитизм, благодаря ослаблению требований учения о богоизбранности христианство получило широкое распространение среди народов Европы. Возникла идеологическая неприязнь меду иудаизмом и христианством.
        Истоки неприязни в этом, но развитие и углубление этой неприязни, вплоть до её диких человеконенавистнических форм, лежит на совести христианских народов и, главным образом, их идеологов. Неприязнь была свойственна и еврейским идеологам, но они ничего не требовали от других народов. У современного еврея почти отсутствует чувство обособленности. Наоборот, он зачастую стремится не отличаться от окружающих. Чувство обособлённости остаётся лишь в некоторых ортодоксальных еврейских общинах и у малой части светских евреев. Статистика показывает, что религиозность среди евреев значительно снизилась. Совремённые религиозные евреи постоянно разъясняют окружающим, что избранность не есть привилегия, а лишь обязанность строго придерживаться и хранить законы Бога. Тем не менее антисемитизм продолжает существовать и временами его накал сильно возрастает. Да и направлен он в наше время не на религиозных евреев, а, чаще всего, на светских. Так возник и распространился среди народов христианской цивилизации расовый антисемитизм. Но общественное и идеологическое течение, возникнув начинает самоукрепляться, т.е. создавать и накапливать факты и теории, обеспечивающие его существование. Среди мусульман тоже существует антисемитизм, но там он прямое следствие вражды ко всем "неверным". В последнее время эта вражда по отношению к евреям усиливается территориальными спорами и борьбой за контроль святых мест.
        Библия вот уже около 1700 лет господствует над умами на значительной, наиболее развитой части земного шара. Путём миссионерства и, порой, насилия христианство распространилось на огромной части Земли. Известно, что любая идеологическая система постепенно перерастает в политическую. Это означает, что для её утверждения уже не довольствуются средствами убеждения. В силу принципа самосохранения в число её ведущих адептов выдвигаются другие лица, которые предпочитают использовать средства принуждения. Это произошло и с христианством на протяжении первого тысячелетия нашей эры и с исламом во втором тысячелетии. Политическое давление адептов этих идеологий коснулось и евреев.
        Отсутствие у евреев политической власти после разгрома еврейского государства заставило их идейных руководителей искать другие средства сохранения нации в создании жесткой системы обычаев и ритуалов, способных сохранить и упрочить среди своих единоверцев веру в иудаизм. Каждому еврею постоянно внушалось мысль о его причастности к жизни всего мира, о его особой призванности к служению системе высших общечеловеческих ценностей и к их сохранению.
        Всё это наложило отпечаток как на характер евреев, так и на характер отношений к ним христиан в течение многих столетий. Идея этнической, а не только идеологической избранности, послужила одной из основ перерастания религиозного антисемитизма в расовый. Взаимодействие с христианами привело к выработке на протяжении многих веков определённого типа еврея, привив ему достаточную стойкость в жизненной борьбе. Это же побуждало также и развитие антисемитизма. Условия жизни не способствовали воспитанию евреев в духе ангельского смирения. Бережное и уважительное отношение внутри еврейской семьи часто не распространялось на окружающих. Почти везде единственным видом деятельности, доступным евреям в диаспоре, была посредническая деятельность, т.к. владение землёй для них было повсеместно запрещено. Эта сфера требовала от них упорства, смышлености, хитрости, подчас жестокости к своим клиентам. Т.е. происходил своего рода искусственный отбор в обществе. Такая борьба за выживание закалила ум и характер еврея.
        Многие деятели христианства после Холокоста в 20-м веке обнаружили, что их борьба с иудаизмом привела к грубейшему попранию всех принципов христианства. Оно сменилось расовым антисемитизмом. Почти каждый современный еврей сталкивался с тем, что, когда его друзья или коллеги хотели польстить ему, они говорили - "Ты не похож на еврея". Тем самым подчёркивалось, что в подсознании народов существует некий собирательный тип еврея. Человека, отличающегося от этого типа, обычно считают исключением, которое лишь подтверждает правило. В действительности же ментальность представителей евреев, живущих в разных частях планеты существенно различна и совпадает с ментальностью представителей среды, в которой они воспитывались, исключая незначительные особенности. Особенно явственно проявилось это в эмиграции, когда евреи с разных мест планеты оказались рядом. Например евреи из России стали в Америке и Израиле носителями русской культуры.
        До 19 века евреи не имели никаких законных прав, им долгое время не разрешалось владеть землёй в странах христианского мира. В крайне редких случаях такие разрешения давались для тех земель, которые отказывались заселять христиане. А земля была в то время главной кормилицей народа. Торговля, финансовые операции и ремесла стали основными видами деятельности, к которым толкали евреев условия жизни среди других народов. Подобное же положение было и в мусульманских странах. Парадокс выживания целого народа в условиях рассеяния, неприязни, насилия и даже сохранения в таких условиях своего национального духа может быть объяснён сильными религиозными чувствами, которые духовные пастыри народа постоянно поддерживали в нём. И это сохранялось несмотря на различный менталитет еврейских общин. Еврейские законоучители создали целую систему толкований и разъяснений Закона для различных жизненных ситуаций, принятую всеми еврейскими общинами. Этому содействовало и то, что основные принципы иудейской религии были использованы и другими великими цивилизациями: почти целиком христианской и, в частично изменённой форме, мусульманской. Таким сборником толкований и разъяснений стал Талмуд, подразделяющийся на Мишну (Повторение) и Гемару (Завершение).
        Нельзя не отметить, что в сохранении еврейства, как народа, сыграла роль и ненависть окружающего населения, постоянно поддерживаемая столпами господствующих религий. Поскольку во все времена эта ненависть базировалась, главным образом, на инстинктах, то она вызывала у евреев только усиление стойкости. И сейчас, когда множество евреев отошли от религии, еврейское самосознание у многих из них продолжает оставаться. Это усиливается глубоко уязвлённым чувством несправедливости, возникающим как протест на отношение других народов. Особенно обострилось это чувство после Холокоста. Большинство обвинений, распространённых среди антисемитов, воспринимаются евреем как оскорбительная ложь.
        В тяжелейших условиях искусственного отбора смогли выжить и развиться только люди, наделённые определёнными качествами: образованностью, стойкостью в вере, ловкостью, хитростью, умением переносить страдания и жертвы, умением находить выход в неординарных ситуациях. Этим частично объясняется большая тяга среди евреев к интеллектуальным профессиям. Вольно или невольно ставя еврея в трудное положение, христианин или мусульманин, ожидавший естественной реакции, - отхода от религии в обмен на спокойную жизнь, никак не мог понять, каким образом еврею удавалось сохраниться не потеряв главного - своих национальных черт.
        Условия жизни западноевропейского еврейства (сефардов) отличались от условий жизни центральноевропейского (ашкенази) еврейства азиатских стран. Западноевропейские еврейские общины в средние века состояли в значительной мере из выходцев из Испании, и долгое время жили обособленно в условиях гетто. Центральноевропейские евреи жили в условиях более тесного соприкосновения с христианскими народами. Афро-азиатские евреи, жившие в условиях ислама, находились в более жёстких идеологических рамках. Эти евреи на протяжении длительного времени были на более низкой ступени культурного развития, чем западноевропейские или афро-азиатские. Но идеологическая основа у трёх частей еврейства была общей. Тем не менее, в странах совместного проживания (например, в Англии) они никогда не смешивались. Да и сейчас в Израиле религиозные евреи сефарды и ашкенази молятся и живут отдельно.
        Самый сильный удар по еврейскому национальному характеру, сложившемуся в течение многих веков, нанесла новая эпоха свободомыслия и просвещения. Как в Европе и Америке, так и в других частях света, еврейский национальный тип претерпел в последнее время существенные изменения. Теперь уже нельзя отождествлять еврея только с иудаизмом. Значительная часть евреев не придерживается норм религии, а многие из них не религиозны. Тем не менее, сформировавшийся в течение тысячелетий в условиях иудаистской идеологии, еврейский национальный тип существует и является общепризнанным фактом в мире наций.
        Как патологическое явление массовой психологии антисемитизм исследован достаточно подробно многими авторами. Его формы проявления настолько разнообразны, что никакая классификация не является законченной. Они могут возрождаться и даже развиваться в результате меняющихся условий. Примером новой ветви антисемитизма является антисемитизм контрреволюционный.
        Антисемитизм получил всеобщее осуждение со стороны самых выдающихся умов человечества. Запрет на его пропаганду введён в законодательные акты многих передовых наций, но, странное дело, он постоянно снова и снова возникает в различных частях мира и даже среди народов, которые практически не соседствуют с евреями. Этот его вид можно условно назвать индукционным антисемитизмом. Нельзя считать, что это явление не связано с образовательным или культурным уровнем. Безусловно, в культурной и образованной среде накал его меньше. Но парадоксально, что он может проявиться и у весьма образованного или культурного человека. Такой человек не в состоянии перебороть своего архетипа и, обычно, использует своё образование для поиска аргументации с целью его оправдания.
        И сейчас издаются литературные произведения, философские опусы, исторические исследования, выходят газетные статьи, проникнутые духом антисемитизма. Более того, как показало зондирование общественного сознания, обширные очаги антисемитизма продолжают тлеть в народном сознании, причём, причины, используемые для объяснения ненависти могут быть самые различные. В одном случае это месть за распятого Христа. В другом это экономическая кабала, в которую попадали отдельные представители христиан, обращаясь за финансовой помощью к ростовщику-еврею. В третьем это спаивание народа в шинках, хотя доказано, что в тех местах, где не было еврея-шинкаря, пьянство не меньше, а больше, чем в тех местах, где он был. В четвёртом это активное участие в революционной деятельности. В пятом это совращение целого великого народа, и втягивание его в такие дела, в которые он сам бы, по мнению антисемитов, без евреев ни за что бы не втравился. В шестом это борьба за права бедных и активность в профсоюзах. В седьмом успехи в предпринимательской деятельности. В восьмом сионизм, который подаётся как прислужник империализма и даже приравнивается к расизму и т.д. и т.п.
        Любопытным примером уровня, до которого может дойти фантазия создателей антисемитских теорий, служит статья Г. Смирнова в известном юдофобском издании "Молодая гвардия" №№ 3,4 за 1992г. под названием: "Как создавалось сионистское государство или к истории "советской" атомной бомбы." Используя расхожий тезис антисемитов о еврейском происхождении Рузвельта, Гитлера и Сталина "высоконаучный" автор, строящий свою теорию не на документах, а на "проницательности", пишет о сговоре сионистов с Гитлером с целью создать для евреев невыносимые условия в Европе и заставить их переехать в Палестину. Для этого фюрер собрал их в концлагеря, чтобы после освобождения войсками генерала Роммеля Палестины было бы удобнее переселить их туда. После решающих поражений на Восточном фронте до сионистов дошло, что ставка на Гитлера проигрышна и они сделали ставку на Сталина. Подкупить его оказалось возможным при помощи поставок оружия по ленд-лизу. Поняв это, взбешенный Гитлер велел уничтожить евреев, собранных в лагерях. О сионизме же Рузвельта у автора нет ни тени сомнения. Более близким примером является очередная утка арабских СМИ о том, что евреи служащие Всемирного торгового центра, якобы предупреждённые о взрывах 11 сентября, не вышли на работу в день террористического акта.
        Результаты Освенцима и ГУЛАГа не могли не сказаться на христианской идеологии. В 1979 г. лютеранский теолог Фридрих-Вильгельм Марквардт писал: "Сегодня Освенцим надвигается на нас, как суд над нашим христианством, над прошлым и нынешним образом нашего христианского бытия, и, более того, - если смотреть глазами жертв Освенцима - он надвигается на нас, как суд над самим христианством". Сделан ли вывод из этого самого чудовищного преступления века? История доказывает нам обратное. Современный антисемит уже не рассматривает свою ненависть к евреям как месть за распятого Христа. Ради своей ненависти он готов отрицать и самоё христианство, считая его "еврейской" религией. Вслед за гитлеровцами он готов приписать евреям все беды нашего века от революции до открытия атомной энергии. Геноцид не исчезает с развитием цивилизации. Христиане западных ветвей осознали это раньше, чем восточной (православной). И столпы западного христианства (католическая ветвь) нашли в себе силы осудить антисемитизм, правда, для этого потребовался Холокост.
        Сейчас, когда антисемитизм прочно вошёл в новую фазу кровного антисемитизма, опасаться должны не только евреи, но и люди так называемой "смешанной крови", имеющие даже отдалённых еврейских предков. Это доказали события в Германии. Характерным примером является парадокс Ленина. Хорошо представляя себе насколько сильно в народе юдофобское чувство, прежнее руководство большевиков тщательно скрывало национальность деда Ленина. И теперь, когда это обстоятельство стало известно, большинство авторов различного толка, пытающихся объяснить ход российской истории после революции, с оговорками или без них, ограничиваясь подчас лишь намеками, даёт читателю понять, что это следует учитывать при объяснении извивов пути российской истории.
        Трудно найти среди европейских народов такой, который бы не запятнал себя жестокостью по отношению к евреям. В большинстве случаев в прошлом речь шла о борьбе с "ересью" под которой христианство понимало иудаизм. Еврей, принявший христианство мог надеяться на какой-то шанс спасения. Хотя имеется достаточно примеров, когда жертвами становились и принявшие другую веру этнические евреи. Ненависть выходила наружу в форме погромов и иногда перерастала в геноцид. К случаям геноцида, полного уничтожения по признакам расы или национальности, можно отнести в ближайшей истории, пожалуй, лишь геноцид, проводимый казаками Б. Хмельницкого во время восстания на Украине, геноцид армян в Турции во время Первой мировой войны, геноцид евреев на Украине, проводимый гайдамаками и казаками, во время Гражданской войны, и геноцид, осуществлявшийся под руководством немецкой армии при активном участии местных националистов, во времена А. Гитлера. Сталинские репрессии ряда народов СССР во время и после второй мировой войны близко подходят к этому явлению, хотя и не являются тотальным уничтожением. Как говорится, не дотягивают до геноцида. Геноцид является логическим развитием такого широко распространённого в истории народов явления как массовые репрессии. В перечисленных же выше четырёх случаях целью являлось именно полное уничтожение по признаку принадлежности к определённой национальности. В первом случае было зверски уничтожено около 300 тыс. человек, во втором около 1 млн., в третьем около 200 тыс, в четвёртом около 2-х млн. евреев - жителей Украины, Белоруссии, Прибалтики и Южной России вместе с ещё 4-мя миллионами евреев из других стран Европы. (Появляющиеся сейчас некоторые уточнения этой цифры не меняют существа дела.)
        Многочисленные случаи активного участия местного населения в погромах не только перед приходом гитлеровских войск, но после их ухода, до вступления Советской Армии, описаны в работах американского историка Доры Левин. Понятного объяснения этих фактов с точки зрения морали нет. Наиболее вероятной представляется мысль о мести оставшихся в живых после большевистских чисток представителей различных антисоветских формирований. Вполне возможно, что в сознании крестьян и казаков сохранились бесчинства, творимые большевиками в период Гражданской войны и коллективизации. Иногда называют и месть за аресты и убийства, проводимые работниками НКВД. Но не следует забывать и об архетипах христианских народов и просто о бандитских инстинктах. Эти люди уверовали, как и Гитлер, в том, что в победе большевистской революции в России главная вина евреев, а значит найдена "моральная" база для любых преступлений. Но этого всё же недостаточно для объяснения зверского истребления ни в чём неповинных женщин и детей. Как объяснить тогда антисемитское рвение французских и голландских чиновников, стремившихся перевыполнить план немцев по депортируемым евреям, особенно детям? Известны факты, когда при массовых расстрелах еврейских детей гитлеровцы использовали украинских и литовских нацистов. Для того, чтобы пойти на это требовалось патологическое изменение сознания, либо стремление извлечь из этого личную выгоду, либо страх перед смертельным наказанием. Однако известно, что почти все участники операций по уничтожению евреев из местных жителей на оккупированных территориях СССР и других стран шли на это добровольно. Приходится сделать вывод, что главную роль здесь играла патология сознания, впитавшего веками создаваемый архетип еврея как дьявола от рождения, получающего особые качества, выделяющие его из других народов. Об этом написано достаточно много, но то, что написано, страдает некоторыми недомолвками, связанными с политическими или иными ограничениями.
        Конечно, антисемитизм не во всех случаях переходит в геноцид. Для этого необходим ряд условий. В первую очередь следует назвать уровень патологии народного сознания. Оказывают влияние и экономические условия жизни общества. Поскольку архетип антисемитизма существует почти всегда, для его интенсификации необходима либо провокация, либо постоянное накаливание обстановки лидером с некоторой долей харизмы. К числу необходимых ситуаций можно, пожалуй, отнести и кризисную ситуацию в обществе. В качестве примера условий, достаточных для геноцида, можно привести ситуацию в арабском мире по отношению к Израилю. Особенно показательна в этом случае конференция ООН по борьбе с расизмом в Дурбане, как очередная попытка использовать ООН для борьбы с Израилем.
        Появление в современных условиях России первого тома двухтомного труда писателя А. Солженицына имеет два аспекта: первый положительный - протянута рука примирения русского народа к евреям, второй отрицательный - сформулирован набор аргументов для объяснения и частично оправдания политики руководства России 18, 19-го и начала 20-го веков, направленной против евреев. Автору этих строк пока неизвестно каким окажется второй том "эпопеи". В соответствии с общим направлением творчества этого писателя он может перерасти в обвинительный акт против еврейского народа за грехи 80 лет советского правления и привести к новым вспышкам антисемитизма.
        Cейчас многие католические и протестантские богословы признают, что истоки антисемитизма находятся в Евангелиях. В их текстах имеется несколько мест, которые прямо говорят о ненависти и мести: "Весь народ сказал: пусть кровь его (Христа - И.К.) будет на нас и на детях наших". Хотя это в корне противоречит основам христианского учения и логике жизни. Наличие этих слов в тексте вызывает сомнение. Внимание всего народа Израиля не могло быть приковано к этой малозначительной секте, да и, вообще, весь народ не мог собраться в этом месте. Одним из первых известных источников, носящих печать русского антисемитизма, является "Слово о законе и благодати", представляющее собой проповедь киевского митрополита Илариона. Развитая духовенством идея Третьего Рима т.е. нового "божьего народа" - как народа русского, признававшего иноверцев своими врагами, начала вызревать во времена монгольского ига и постепенно развивалась до полного расцвета во второй половине 18 века. Это отражалось даже в законодательстве. Достаточно вспомнить, что в России ещё в 19 веке за поимку 2-х грабителей или одного еврея вне черты оседлости полагалось равное вознаграждение. Антисемитские нотки имеются и в произведениях классической русской литературы. Не прошли мимо этого и А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н. Данилевский и, даже, А.П. Чехов. Он возродился вновь в произведениях некоторых советских писателей послевоенного времени.


Продолжение следует




___Реклама___