DanMich1
Äàí ÌÈÕÀÝËÜ

 

КОНЧИНА АМЕРИКАНСКОГО ДЯДИ

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ЕВРЕЙСКОГО МИРА * НОВЫЕ ПРАВИЛА ЕВРЕЙСКОГО ДИАЛОГА * РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ЕВРЕИ ВНЕ РАМОК ДИАЛОГА

Можно по разному относиться к бывшему министру юстиции Израиля Йоси Бейлину. Но трудно отрицать, что он один из наиболее интересных политических мыслителей нашего общества. Интеллектуальная смелость проявляется  у Бейлина не только в рассуждениях, но и действии, как на дипломатическом, так и на внутриполитическом поприще, где Бейлин зарекомендовал и жестким, даже жестоким и циничным политиком, не гнушающимся грязных приемов, и смелым новатором, не боящимся подымать больные вопросы и резать израильских «священных коров». После образования государства, а потом после Шестидневной войны, во главе Еврейского государства стояли  люди, пользовавшиеся всемирной известностью – Давид Бен-Гурион, Хаим Вейцман,  Голда Меир, Моше Даян, Абба Эвен, Хаим Герцог… Никто из нового поколения израильских политиков не сумел сравниться с ними по рейтингу интернациональных СМИ. На сегодня лишь Натан Щаранский может претендовать на международную известность. Что же произошло? Почему Израиль постепенно и неуклонно теряет свою привлекательность, свою популярность в мире и даже в среде евреев? Этим вопросом задался Йоси Бейлин во время сидения на скамьях оппозиции. В результате вышла книга “Кончина американского дяди”, обсуждающая проблему взаимоотношения Израиля с крупнейшей еврейской общиной мира.

 

Книга вызвала огромный интерес, множество обсуждений. В холле Бейт-Мозес в Иерусалиме, где размещается представительство Американского Еврейского Комитета перед небольшим числом приглашенных, участников так называемого Трехстороннего стратегического форума, выступил сам автор. Он принял приглашение бывшего руководителя представительства Йоси Альферта, чтобы объяснить свою позицию по вопросам диалога внутри еврейства.

Йоси Бейлин:,

-         Я давно задавался вопросом, а почему нет, и никогда не было создано объединенного комитета или форума, который занялся бы обсуждением каких-то вопросов, общих для Израиля и американского еврейства. Почему две крупнейшие еврейские общины мира, у которых, казалось, есть столько тем, никогда не объединялись для их решения. Я много слышал о так  называемом соглашении Бен-Гурион - Блаумстейн,  в течение многих лет регулировавшего отношения между нами. Но самого соглашения никогда не видел. Лишь попав в Америку, я нашел переписку между ними и понял о чем идет речь. Джейкоб (Яков) Блаумстейн был американским нефтяным миллиардером, одним из руководителей американского еврейства в 40-е – 60-е гг. Но он умел не только выписывать чеки, но еще и писать…

-         В результате переписки между ним и Бен-Гурионом был выработан кодекс поведения, определивший взаимоотношения наших общин на 50лет. Создание Еврейского государства в 1948 г. встревожило многих американских евреев, для которых вдруг встал вопрос о двойной лояльности. И даже, если лояльности не требовалось, ее могли востребовать. Блаумстейн писал Бен-Гуриону о том, что не стоит провозглашать себя государством всех евреев, говорить от имени всего еврейского народа. Хотите принимать у себя евреев из малоразвитых стран, устраивать уцелевших после Катастрофы, – пожалуйста. Но говорить от имени всего народа – извольте. И Бен-Гурион соглашался с ним. В результате в августе 1950 г. были выработаны следующие принципы:

-         Израиль не занимается сионисткой деятельностью в Америке, не ведет агитацию за алию, а американские евреи не вмешиваются в политику Израиля, не позволяют себе критиковать его, оказывают финансовую и политическую поддержку, но не вмешиваются в деятельность правительства. Бен-Гурион декларировал, что не заинтересован в алие из Америки, но безусловно нуждается в помощи специалистов – инженеров, врачей, адвокатов. Следует вспомнить, что Бен-Гурион представлял молодое бедное государство с населением в 600 тыс. евреев и еще 150 тыс. арабов. И американская помощь в любой форме была для него жизненно необходима.

Самое интересное, что обе стороны соблюдали это соглашение до самого последнего времени. Конечно, израильтяне никогда не стеснялись говорить и действовать от имени всего еврейского народа… израильские министры не единожды высказывались против антисемитизма во всем мире, призывали к общей борьбе. Блаумстейн возражал. Сохранились письма, где он критикует высказывания израильских представителей. Даже Шестидневной войны, когда рейтинг Израиля в глазах американских евреев возрос, и они в массе своей осознали, что у них есть символ для гордости и солидарности, даже тогда израильское правительство старалось соблюдать соглашение. В 1968 г. начиная массовую алию, тогдашний глава правительства Леви Эшкол извинился перед Блаумстейном и подтвердил, что соглашение продолжает действовать. В 1970 г. Блаумстейн встретился с Голдой Меир, и она тоже подтвердила, что соглашение остается в силе. После резких призывов Моше Даяна в Нью-Йорке в 1973 г. к алие Блаумстейн получил извинения от израильского правительства.

Израильский журналист и писатель Давид Гальперин:

- Со своей стороны, американские еврейские лидеры поддерживали все действия израильского правительства. Первая робкая критика со стороны американских еврейских организаций прозвучала лишь в 1978 г. Тогда группа Руководителей Американского Еврейского конгресса и еще нескольких организаций, получившая в Израиле название Комитет Восьми, встретилась с главой правительства Менахемом Бегиным и робко выразила неприятие и непонимание в Америке политики развития поселений в Иудее и Самарии. Отдельные еврейские лидеры, как президент Всемирного Еврейского Конгресса Нахум Гольдман позволяли себе очень резкую критику поведения Израиля в международных делах, но лишь в 1987 г. несколько влиятельных еврейских организаций впервые позволили себе поддержать одну из сторон в политической дискуссии в Израиле. Тогда Американский Еврейский конгресс выступил с поддержкой принципа «территории в обмен за мир», за что тогдашний глава правительства Ицхак Шамир запретил им встречаться с королем Иордании Хусейном.

Йоси Бейлин:

- Американцы привыкли рукоплескать и безусловно поддерживать все то, что делало израильское правительство. Основной аргумент израильтян «Наши сыновья проливают кровь, а не ваши» действовал безотказно. Когда начался мирный процесс в Осло и пошли встречи с Арафатом, рукопожатия… то американцы были в недоумении, но ничего нам не говорили. Позиция их была такая, обнимайтесь с ним, целуйтесь с этим… страшным человеком… ну что ж, раньше это было не принято… даже как-то неприлично… а теперь… что делать? Если вы так этого хотите, то мы вам тоже похлопаем. Я им говорил, если вы не согласны, то спорьте, протестуйте. Я попытаюсь вас убедить, что мы делаем правильно…

Теперь аргумент про «наших сынов» утратил силу. Не потому, что он неверный, а потому, что он мало кого интересует...

Сейчас не стоит разбирать цифры. Но понятно, что официальная статистика 8 миллионов американских евреев  не соответствует действительности. Известно, что достаточно раз побывать в летнем лагере какого-то еврейского движения, чтобы потом пожизненно, а иногда и навечно числится в его списках… да и не в одном списке, а в нескольких организациях… Кроме того известно, что лишь 20% американских евреев организованы в еврейских организациях. Кто они эти 2,5 миллиона человек, числящихся в списках американских еврейских организаций?

Раввин Давид Коэн (Еврейское агентство - Сохнут):

- Америка сегодня не та, что в 60-е годы. В то время как на Юге за свои позиции боролся расизм против негров, быть евреем в Америке тоже означало некую второсортность. Тогда евреев не пускали в большой бизнес, в банковское дело, в политику. Был всего один еврей - конгрессмен Явец, и с его избранием в сенат в начале 70-х и с назначением Генри Киссинджера советников по делам национальной безопасности, а потом на должность госсекретаря в администрацию президента Ричарда Никсона, американские евреи почувствовали, что наконец-то их тоже приняли как равных. Многие вопросы и опасения, свойственные американскому еврейству в 50-60 гг. сегодня неактуальны. Никто уже всерьез не опасается обвинения в двойной лояльности. Дело офицера военно-морской разведки США Джонатана Полларда, шпионившего в 80-е гг. в пользу Израиля всколыхнуло дискуссию среди американских евреев, но оставило американское общество равнодушными. Никто не подумал обвинять евреев в нелояльности Америке, как это случалось в 40-е гг. во время разгула маккартизма.

Йоси Бейлин:

- Мы часто сталкиваемся с явлением нееврейских родственников. У большинства еврейских лидеров США, людей в возрасте 50-60 лет, есть вторая жена под 30 и дети в возрасте 5-6 лет. Они - как правило не евреи. При чем неевреи не только согласно ортодоксальной Галахе, но и по нормам консерваторов и реформистов тоже. Мы принимаем этих нееврейских родственников, как родных, они приезжают сюда в рамках делегаций, встречаются с нашими лидерами… Но рано или поздно возникает вопрос, а ведь они не могут быть евреями. Возьмите к примеру Эйба Розенталя, пылкого еврея, миллиардера, от всего сердца помогавшего Израилю. А члены его семьи не могут стать израильтянами, хотя они чувствуют себя евреями.  И его случай типичный для всей американской еврейской элиты. Как только открылись ворота гетто, и евреи перестали нуждаться в услугах, предоставляемых общиной, начался процесс ассимиляции. И он идет. Никогда еще не было так хорошо и престижно быть евреем, как в нынешнем мире. А ассимиляция идет полным ходом. У светских евреев быстрей, у религиозных помедленней… но и там она идет.

Мы готовы были бы принять этих людей за своих, но дайте нам, светским евреям свою конфессию, чтобы мы тоже могли решать, а кто является евреем…

Нам могут возразить, что тогда сюда ринуться миллионы голодных из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Но ведь с таким же успехом они могут пройти гиюр у реформистов. Но почему-то реформисты не спешат принимать их в еврейство… Наверное и мы, светские агностики тоже имеем твердые принципы, и умеет отличить своих…. Таким образом мы даем этим людям выход, привлекаем их к еврейству…

Нимрод Новик (бывший советник главы правительства Шимона Переса, ведавший отношениями с США): 

- Сегодня в Америке модное слово «еврейство» - Jewry, а организованное еврейство является в большой мерой фикцией. Однозначно можно сказать, что лидеры еврейских организаций не являются лидерами американского еврейства. Евреи сегодня занимают руководящие роли в науке, в политике, в СМИ, в промышленности. Но они не имеют и не хотят иметь никакого отношения к еврейским организациям. Например сенатор Джо Либерман. Говорите, он не придет на дискуссию посвященную еврейским вопросам? Придет, если дискуссия состоится настоящая, если будет интересный диалог. В нынешних условиях ему нечего делать на еврейских дискуссиях. Как нечего делать там бывшему госсекретарю Мадлен Олбрайт – еврейке по Галахе или бывшему министру обороны Вильяму Коэну, который хоть и еврей по отцу, но тоже имеет право на израильское гражданство согласно Закону о возвращении. Сегодня необходимо вовлечь в дискуссию о будущем еврейского народа таких людей, иначе мы обречены на исчезновение.

Раввин Михаэль Клейман – Я служил в израильском посольстве в Нью-Йорке. Вместе с еще одним израильтянином мы дружили с американскими еврейскими семьями. Когда наша служба закончилась, то его связи прервались, а мои – нет. Почему. А потому, что я верующий человек и религия является нашим общим знаменателем.  Нет и не было ничего, что бы объединяло евреев так, как религия. Сегодня религия, а вовсе не этническое происхождение является общим знаменателем американского еврейства.

Йоси Бейлин:

– Бесспорно, что это так. Но даже если мы проведем сейчас голосование и подавляющее большинство выскажется за религию, то все равно здесь останется много людей, которые не станут от этого религиозными, не станут соблюдать традицию. Этим людям мы тоже должны предложить выход. Бесполезно рассказывать им о влиянии еврейства на мировую цивилизацию, о нашем уникальном вкладе в человеческую культуру. Как бы то ни было, мы  уже сделали свой вклад, принесли свои ценности в общую копилку. Надо сказать, что и память Катастрофы больше не объединяет евреев. Что же теперь? Мне делается очень больно от сознания того, что еврейский народ может ассимилироваться, исчезнуть…Я вижу себя членом некоего Всееврейского родительского комитета. Мы готовы предложить фамильный альбом «Вот посмотри – это наша общность – фотографии деда, бабки из Литвы… вот вся семья, еще до Катастрофы… а вот мы, когда были маленькие… приходите, садитесь с нами… мы вместе, мы один народ, мы – одна семья». Старые люди так делали и это работало хорошо.

Как обычно бывает, председателю не удалось удержать дискуссию в рамках заданной темы и тем не менее Йоси Бейлин держался в рамках повестки дня. Тем не менее он согласен, с тем, что американское еврейство, как его традиционные,  так и неформальные  лидеры должны быть приглашены к участию в дискуссии об изменении Закона о возвращении, когда большой наплыв нееврейских родственников из б. СССР все больше тревожит израильское общество.

Среди участников форума, лишь один Михаэль Дорфман из некоммерческой ассоциации “Ла Мерхав”, занимающейся уникальными образовательными и культурными проектами среди молодежи имел отношение к русскоязычной общине.

Михаэль Дорфман:

- Если уж пересматривать критерии определения кто есть еврей, то хорошо бы пригласить представителей также русскоязычного еврейства для выработки критериев такого отбора. Мы умели это делать и не сделаем больших ошибок. Алия постепенно теряет сионистский и еврейских характер и становится попросту массовой эмиграцией потому, что израильское государство с самого начала неправильно расставило акценты, исключив представителей русскоязычного еврейства из процесса принятия решений по всем вопросам алии. Русскоязычные политики предпочитали молчать об угрожающих размерах явления из популистских соображений. Лишь сейчас к русскоязычным деятелям постепенно приходит понимание, что потеря сионистского характера алии неизбежно выкинет их из политики. Рядовой русскоязычный израильтянин в любом случае не желает здесь страшной российской действительности. Евреи бежали оттуда, от страшной  пост-советской действительности, а в Израиле, как и впрочем везде в эмиграции они столкнулись с русским уличным и бытовым антисемитизмом, с русским рэкетом и мафией в бизнесе, с русской коррупцией и беспределом в администрации. Я уже не говорю о порядках в русской политике.  И первым шагом в этом диалоге было бы активное участие русскоязычных израильтян в форумах и встречах, подобной состоявшейся в Бейт-Мозес.





___Ðåêëàìà___