Neuhaus1
Генрих Нейгауз мл.

 

Концерты Станислава Нейгауза
Воспоминания сына



    
     Посвящается Александру Избицеру


    
    Эти заметки составлены из моих воспоминаний о некоторых концертах отца. Писал я их в качестве аннотаций к изданию компакт-дисков для японской фирмы "Denon Nippon Columbia". Разумеется, тексты слегка переработаны. Японцы, в отличие от русских, не удивлялись такому прискорбному факту, как восхваление сыном своего отца. Кроме того, я писал аннотации только к тем концертам, которые действительно врезались в память как своего рода музыкальное чудо. Которое больше никогда не повторится. Да и хочется порой «восстановить справедливость». Ведь наша фамилия известна в первую очередь благодаря деду и его ученикам. А личность отца зачастую просто игнорируется. К моему искреннему сожалению. Так что заранее прошу не упрекать меня в нескромности. В конце концов, я не виноват в том, что являюсь его сыном…


    
   

 

  10 ОКТЯБРЯ 1979 ГОДА. Большой Зал Московской Консерватории. Шуман, Дебюсси, Скрябин.
    Каждый год, в октябре (месяце смерти Г.Г. Нейгауза) в московском БЗК, Станислав Нейгауз давал сольный концерт памяти своего отца. Поэтому для нас, учеников и поклонников Нейгауза-младшего октябрь был праздничным, а не скорбным месяцем, ведь каждая встреча с его искусством сулила что-то новое, неожиданное, необычное – а не в этом ли и состоит смысл любого праздника? Октябрь 1979 года не был исключением: за три месяца до смерти Артист снова подарил нам незабываемые мгновения радости, любви и красоты…
    Необычной была уже сама программа: вместо дорогих сердцу Нейгауза и оттого «привычных» Бетховена и Шопена, первое отделение было целиком посвящено Шуману. В первый и последний раз за последние двадцать лет своей исполнительской деятельности отец играл сочинения великого немецкого гения.


    Краткое лирическое отступление. В молодости он однажды сыграл шумановскую «Фантазию» ор.17, долго учил «Симфонические этюды», но из-за излишней требовательности к себе так и не вынес этот опус на сцену. Как-то я сказал ему, что хочу выучить «Симфэтюды». Последовал целый град упреков. «Неужели так трудно произнести «Симфонические»?! Что за дурацкий слэнг?! Чему тебя в Гнесинке учат?! И вообще: у Крайнева они не вышли, у Раду (Лупу) не вышли, у Никольского не вышли, у меня не вышли, а у тебя – выйдут?!» Я уж не стал подробно рассказывать, чему меня «учили» в Гнесинке… Но страх перед этим сочинением сохранился на всю жизнь. Хотя у Никольского эти Этюды «не вышли» по причине отцовской придирчивости, а Володя Крайнев играл их совершенно гениально. Особенно запомнилось его исполнение в Музее Скрябина, на старом рояле Софроницкого, кажется в 90-м году.
    Был тихий зимний вечер, народу в зале было немного, Володя как бы «отстранился» от своего традиционного блеска, играл мягко, глубоко, тонко, содержательно, даже, можно сказать, трепетно. После концерта я зашел в артистическую, поблагодарил, и вскользь заметил: «а папа говорил, что они у тебя «не вышли». На что последовал ответ: «это на конкурсе они не вышли!» Вообще, Володе я обязан многим, например, своей внешностью. В возрасте 11 лет я заболел пан-синуситом, этмоидитом, гайморитом и прочей дрянью. 3 месяца провалялся в больнице. Врачи говорили: «только операция!» Гарантировали широкий шрам через все лицо. Отец протестовал. Дескать, нельзя портить мой облик. Тогда подключили Володиных родственников-врачей с одной стороны, и бейрутского резидента КГБ Е. Примакова (будущего главного чекиста!) – с другой. Тогда он работал под шапкой журналиста. Совместными усилиями операции удалось избежать, достав какие-то не продающиеся при коммунизме лекарства. Так что благодаря и Володе и советской разведке я вышел с до сих пор сохранившейся физиономией. Почти без шрамов. Посему я до сих пор признателен Володе и его многочисленным родственницам. Не благодарить же КГБ.
    Поэтому и писать о Крайневе объективно не могу. Наверное, и не надо… Хотя никто не играл 2-ю и 6-ю сонаты Прокофьева так здорово, как он. А в позапрошлом году меня поразила его интерпретация 2-го Концерта Шопена. Казалось, я услышал отцовское исполнение… Ладно, вернемся к главной теме.


    Мне всегда казалось, что немецкий романтизм, местами чересчур выспренный, иногда слишком «помпезный», порой чрезмерно экзальтированный, был несколько чужд возвышенно-аристократической натуре С. Нейгауза. (Быть может, в этой отчужденности сказалось влияние отчима пианиста, Б.Л. Пастернака, в доме которого царил культ Скрябина и Шопена, но уж никак не Шуберта или Шумана…)


  

 

  Тем удивительнее было для нас нейгаузовское исполнение «Крейслерианы» и «Листков из альбома, ор. 99. Незадолго до концерта отец советовался со мной, с чего начать вступление к «Крейслериане», на чем «разыграться». Я посоветовал «Арабеску», папа недовольно поморщился: «ну, это слишком заигранно и традиционно». И за 2 дня выучил «Листки из альбома». Какое счастье, что сохранилась запись этого концерта! Фирма "Denon" выпустила этот диск, но концертное исполнение невозможно сравнить с домашней записью, сделанной на расстроенном пастернаковском «Бехштейне», да еще и с лопнувшей струной. К сожалению, защита "Denon"а настолько сильна, что перекачать эту запись с диска на диск практически невозможно…
    В «переделкинском наследии» поражает абсолютно беспедальное pianissimo первого номера (демонстрирующее поразительную пластичность нейгаузовского пианизма), физическое (а не акустическое!) октавное legatissimo в кантилене второго номера, безумное prestissimo седьмой пьесы, какие-то добро-наивные, и вместе с тем грустно-прощальные разрешения в последней странице восьмого номера, да и … всего не перечислишь! А es-moll’ный «Листок из альбома» - кажется, самое лаконичное описание трагедии шумановского гения, какая надрывная (но без тени безвкусицы) экспрессия, выраженная на одном листе нотной бумаги, но в нейгаузовском исполнении разросшаяся до громадных размеров благодаря огромной концентрированности звука, столь ясно прослушиваемой гармонической вертикали, едва уловимого rubato, звукового нагнетания от пианиссимо до фортиссимо в пределах двух-трех тактов! На это был способен только С. Нейгауз, и если бы кто-то вздумал подражать ему, то непременно скатился бы до пошлости, ведь искусство истинного субъективного Художника – неподражаемо по определению!
    В антракте Л. Н. Наумов сказал мне: «Крейслериана» сегодня была чудесна, но не слишком ли робко твой папа ее играет?» Не знаю, может быть… Конечно, домашнюю запись нельзя сравнить с концертным исполнением. Но я думаю, это «робкое» исполнение – неудивительно, ведь до конца своей жизни отец сохранил восторженно-трепетное отношение к любому, исполняемому им произведению. Его единственная запись шумановских сочинений в очередной раз свидетельствует нам о том, с каким чувством ответственности, с какой степенью серьезности, тщательности, и глубины, с каким поистине детским волнением относился Нейгауз к новым для его репертуара произведениям. Как много музыкальных сокровищ Шуберта (Соната Ре-мажор), Шумана, Брамса (2-й Концерт), Равеля (Концерт для левой руки), проигрываемых дома, мы могли бы услышать в его чудесном исполнении, если бы не внезапная смерть великого музыканта!
    Но … мы должны быть благодарными и за то, что сохранилось из его наследия. Слушая уникальную запись шумановского отделения, мы как бы присутствуем в мастерской художника, вечно неудовлетворенного самим собой, постоянно стремящегося к некоему недостижимому (и оттого еще более манящему!) идеалу, которого не достиг еще ни один великий артист, ибо если бы кто-то его достиг, он потерял бы право называться великим…
    Во втором отделении концерта исполнялись произведения Дебюсси и Скрябина. Некоторые музыканты находят много общего у двух этих авторов. Отец же все время подчеркивал контраст между ними. «Дебюсси – импрессионист, Скрябин – экспрессионист, неужели Вы не слышите разницу?!» - часто кричал он на уроках своим студентам.


    Правда, иногда бывали и исключения. За год до смерти отца я играл ему Поэмы Скрябина и 2 прелюдии Дебюсси. Как всегда, началась кропотливая работа над текстом. Потом, за чаем, он сказал: «У тебя Скрябин звучит как Дебюсси, а Дебюсси – как Скрябин. Но сейчас уже не мне тебя учить. Ты просто не сможешь играть иначе. Главное – не упускай ничего из авторского текста. Вот выучи «Колыбельную» Шопена, тогда уловишь границу, отделяющую Шопена и Скрябина от Дебюсси.» К сожалению, я не последовал его совету. Услышав на его последнем концерте «Колыбельную» я раз и навсегда отказался от этой затеи. Ведь есть и плохие пианисты, после которых и играть-то не хочется. Или наоборот – хочется «переиграть». Есть хорошие музыканты, исполнению которых хочется следовать. Ну, и есть – гениальные, после прослушивания которых иной раз хочется захлопнуть крышку рояля раз и навсегда. Поскольку так все равно не сыграешь… Именно из-за последних (к коим я нескромно причисляю и С. Нейгауза) я попросту не могу (или - не чувствую права!) играть такие сочинения, как 4-я баллада и «Колыбельная» Шопена, 5-я соната Скрябина и произведения Дебюсси.


    Но говоря об исполнении Нейгаузом Дебюсси, мне бы хотелось остановиться на несколько другом аспекте его творчества. Некоторые (почему-то именно советские) критики a la Цыпин, в своих статьях обвиняли С. Нейгауза в недостатке чисто пианистической виртуозности. Если под словом «виртуозность» понимать сведенный до нуля «процент непопаданий», или чистоту сыгранности одного отдельно взятого пассажа, - возможно, они были и правы. Искусство Нейгауза было с одной стороны слишком нервным и эмоциональным, а с другой – слишком масштабным и щедро-широким для того, чтобы считаться с подобными мелочами. Виртуозность отца была другого рода: стихийная, рискованная, иногда перешагивающая все доступные пределы темпа, но всегда подчиняющая незаурядное пианистическое дарование художественному образу произведения.
     Это особенно слышно в таких прелюдиях Дебюсси, как «Фейерверк» и «Что слышал западный ветер». Труднейшие glissando, октавы, тремоло и скачки «Фейерверка», ломаные октавы «Западного ветра» в сочетании с поразительной игрой света и тени, с огромной звуковой перспективой, звучали настолько свободно, безбрежно и вместе с тем так точно-выверенно, что не оставалось сомнений: перед нами выступал Пианист Высочайшего Класса. Жаль, что фирма «Мелодия» (или Гостелерадио) не отдали для публикации запись цикла «Венеция и Неаполь» Листа. Мировым вундеркиндам было бы, чему поучиться…

 

(продожение следует)



   



    
___Реклама___