Broder1
Хенрик Бродер

 

Дело Мартина Хомана, или О тщете попыток побороть антисемитизм просвещением
Перевод с немецкого Эллы Грайфер



    
     В начале двадцатых годов в берлинском издательстве Фило вышла книжица – а вернее, стопка непереплетенных листков, упакованных в картонную коробочку, под названием «Анти-Анти; Факты к еврейскому вопросу». Издала ее официальная организация: Центральный союз германских граждан иудейского вероисповедания.
     В 78 разделах в алфавитном порядке рассматривались наиболее популярные в те времена представления о евреях и разоблачались предубеждения. Первый раздел был посвящен «антисемитизму» («Еврей – козел отпущения»), последний – теориям о «разлагающем влиянии еврейства».
     Обсуждался там, между прочим, и вопрос «Большевизм – евреи и советская Россия», и «Капитал – творческий и грабительский» и даже «Ницше и евреи». Исполненные веры в возможность фактами опровергнуть антисемитскую пропаганду, авторы «Анти-Анти» брались за разъяснения самых бредовых идей, вроде легенды о ритуальных убийствах: «Абсурдность этих обвинений заключается именно в том, что религиозный закон строжайше запрещает евреям вкушение крови – будь то даже кровь животных!»
     «Анти-Анти» переиздавалась семь раз, последний раз она вышла в 1933 году, так что ретроспективно хорошо виден результат попыток противостоять антисемитизму аргументами. С таким же успехом можно рассказывать курильщику о вреде табака…
     Недавно вышла новая книга Пауля Шпигеля «Про то, что кошерно. Еврейская вера – еврейская жизнь».
     70 лет спустя после «Анти-Анти» очередную попытку объяснить неевреям еврейство предпринял президент Центрального совета евреев Германии. Шпигель, милый, добродушный рейнландец, до сих пор гордится тем, что отец его всегда выходил победителем на праздниках стрелков в родном Варендорфе. В интервью газете «Бильд» он сказал, что большинство «неевреев... мало что знают о значениях еврейских обычаев», и оттого-де «против евреев так много предубеждений».
     Шпигель, стало быть, тоже верит, что предубеждения происходят от недостатка знаний и чтобы устранить их, достаточно заполнить этот пробел. «Анти-Анти» он, вероятно, в глаза не видел и даже не подозревает о его существовании, иначе бы свою книгу писать не стал.
     Не знаком он, вероятно, и с множеством других книг, написанных за последние 50 лет, книг, написанных евреями для неевреев, чтобы объяснить им, как еврейство устроено и что такое еврей. Бывают, оказывается, евреи не только темноглазые и горбоносые ( «Как их уже столетиями изображают антисемиты» - цитируем Шпигеля по «Бильд»), но и рослые, и белокурые. Книжка Шпигеля написана четко и ясно, неправды в ней нет, но она совершенно бесполезна – как и все прочие книги, пытающиеся бороться с предрассудками.
     Пора уже покончить с предрассудком, будто предрассудки можно одолеть информацией. Да кабы так бы – в информационном обществе, где всякий мужчина и всякая женщина во всякое время всякую информацию получить может – их бы давно уже и в помине не было.
     А уж с антисемитизмом дело и вовсе обстоит как раз наоборот. Многие антисемиты о евреях знают немало. Они без труда перечислят вам множество представителей еврейской «асфальтовой литературы» и евреев – нобелевских лауреатов. Они знают, кто наполовину еврей, кто – на четверть, кто с евреями в брак вступал, кто из еврейства выкретился в надежде избегнуть их ненависти...
     Нормальный человек, услышав имя Эйнштейна, вспоминает теорию относительности или одноименное берлинское кафе, а у антисемита рефлекс срабатывает: «Еврей!». Слышит «Яфо» и не про апельсины думает, а про «сионистскую оккупацию Палестины» А уж от слова «Голливуд» его и вовсе тошнит – вспоминается сразу выдающаяся (нет, это правда так!) роль евреев в создании киноискусства.
     В одном только пункте представления антисемита о евреях – плод глубочайшего заблуждения: он убежден, что евреи – жутко умные, куда умнее неевреев. Вот тут-то он, как раз, ошибается. Были бы они умными – давно бы прекратили свои объяснения и оправдания перед неевреями.
     И более того – многое заставляет предполагать, что евреи в массе своей глупее неевреев, ибо не хотят или не могут понять, что все их дидактические упражнения совершенно бесполезны против антисемитской ненависти. Чем больше стараются они умилостивить антисемитов, тем больше их распаляют. К тому же евреи любят изображать себя в роли жертвы. С точки зрения истории это, правда, верно, но в наше время зашкаливает в какие-то абсурдные вывихи.
     Приезжает, положим, израильский министр в Германию, компьютерные программы продавать в обмен на немецкое оружие, и прежде всего спешит в Дахау, Заксенхаузен или Бухенвальд, возложить там венок и записать в книгу посетителей «Холокост не повторится!». Или германский министр в Израиль едет – едва приземлиться успел, сейчас же волокут его в Яд Ва Шем, чтоб поклялся в недопущении впредь Холокоста.
     Бессмысленные, безвкусные и бестактные ритуалы, ничего общего не имеющие с действительностью.
     Кто сам себя в жертвы пишет, прямо-таки приглашает преступника еще разок попробовать. Закономерность эта проявляется отнюдь не только на евреях и антисемитах. Не случайно неонацистские хулиганы злость свою вымещают на бездомных, старых и слабых. Не слыхали мы что-то до сих пор о нападениях скинхедов на какого-нибудь тренированного спортсмена, одной фигурой своей без слов внушающего: «На скорой уедешь – только тронь!»
     Жертвой быть опасно. Еще опаснее – настаивать на том, чтоб жертвой навсегда остаться.
     Кто вечно просит помощи и взывает к состраданию ближнего, в конце концов, начинает всем действовать на нервы. Жертвой быть – не просто глупо, это – опасно для жизни. Преступником же – не в пример приятнее и куда лучшие открывает перспективы.
     Два апостола ненасилия - Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг - пали от руки убийцы. А вот Иди Амин, Пол Пот и Айятола Хомейни умерли естественной смертью в весьма почтенном возрасте. Лени Рифеншталь, кстати, тоже, в отличии от «одолженных» ею для съемок цыган – из них мало кто дожил до конца войны.
     Ведь с чем мы, собственно, имеем дело в случае с депутатом от ХДС Мартином Хоманом, вызвавшим своим заявлением, что евреи «народ преступников», скандал, грандиознейший со времен выдающейся листовки Юргена Меллемана в земле Северный Рейн-Вестфалия?
     Хоман соображает быстро. И 86 лет не прошло со времен русской революции, а он уже заприметил, что слишком много было евреев среди большевиков. Прочитал, видно, какую-то книжку, да так и сыплет из нее именами да цифрами. Больше похвастаться ему нечем.
     Если и дальше не сбавит темпа, то годиков эдак через 40-50 обнаружит, что евреи и в других областях нередко встречаются: среди революционеров и реакционеров, капиталистов, коммунистов и пианистов; а также среди бедняков Восточной Европы до 1939 года позицию занимали ведущую.
     Хоман давно уже борется за место под солнцем, но долголетние его усилия были тщетны. Достичь известности удалось только теперь.Он-то уж точно не жертва, он – преступник, хоть и не из самых умных. Вот, не пришло же ему в голову «народом преступников» обозвать грузин, хотя Сталин из них был и много своих рассадил по теплым местечкам.
     Или исландцы... не мешает ему совсем, что доля их в европейской литературе, музыке, рыболовстве и банковском деле, весьма превышает их процент в составе населения. Зато пары-другой большевиков-евреев вполне достаточно, чтоб весь народ преступником объявить. Ну, это, конечно, им не в упрек – это так просто, констатация факта.
     За всеми этими рассуждениями стоит идея, устроенная еще примитивнее, чем его мозги: чтоб действия немцев в истории оправдать, необходимо найти вину в евреях: позавчера были они в России большевиками, сегодня стали в Палестине сионистами. Разумеется, от такого перераспределения исторической ответственности немцы могут только выиграть, а евреи – проиграть.
     Весь этот бред про «народ преступников» - такое вранье, что даже обратное утверждение правдой не будет. Только вот стесняемся мы напомнить азбучную истину: народов-преступников в природе не бывает. Бывают коллективные жертвы: евреи, цыгане, армяне, палестинцы. А еще бывает у евреев желание перестать быть жертвами. Хватит с нас двухтысячелетнего пребывания в роли мальчика для порки.
     Так, может, им теперь решить: «Все! Подаемся отныне в преступники! Кто на нас потянет – жизни не будет рад!»? Может, начать, как корейцы, атомной бомбой размахивать, чтобы приняли их всерьез? А ведь и вправду, такой поворот на многих антисемитов впечатление бы произвел и не одному Хоману заткнул бы глотку. Только вот самую важную проблему – конфликт с палестинцами – таким манером не решить. Потому как палестинцам уже и самим в жертвах сидеть надоело – в преступники рвутся любой ценой.
     В диаспоре у евреев еще меньше возможностей выбраться из жертвенной роли. Но для начала хорошо бы им прекратить объясняться и оправдываться, новые «Анти-Анти» сочинять во умилостивление антисемитов. Мог бы и Центральный Совет, к примеру, вместо того, чтобы с делом Хомана в суд бежать, просто разорвать всякие отношения с ХДС, покуда та не исключит своего депутата.
     В общем, не мешало бы вежливости нам поубавить, зато добавить агрессивности. Не идеальный метод, но все же убедительнее, чем рассуждения про то, что кошерно.
    



   



    
___Реклама___