Svischev1
Александр СВИЩЕВ

 

Восстание в Варшавском гетто. Мифы и действительность


    
    
     Мы не знаем истории. Но зато мы знакомы с множеством мифов, которые называем историей. Кто не слыхал о восстании в Варшавском гетто? О нем пишут книги, слагают песни. Но книги всегда содержат вымысел. И правду об этом восстании большинство людей не знают. Правда известна лишь немногим. Этих немногих - десятки тысяч. Но что такое десятки тысяч по сравнению с миллионами? Миллионы людей не просто не знают правды - они знают ложь! Но при этом твердо уверены, что это истина.
     "Почти все написанное до сих пор - а ведь написано множество книг и статей о восстании варшавских евреев - это или коварная подделка тех, кто ищет собственную славу в забвении других, или ошибка из-за недостаточных знаний и доверчивого отношения к оставшимся в живых свидетелям, которые соорудили свои рассказы и сокращенные версии, умаляющие других и, конечно же, приукрашающие их самих". Хаим Лазар-Литаи. "Масада в Варшаве".
     Вокруг восстания в Варшавском гетто создано множество лживых мифов. Эти мифы придумывали сознательно. И, что еще хуже, на основании мифов делаются выводы, являющиеся клеветой на весь еврейский народ.
    
     Основные мифы:
     1. Руководителем восстания был Мордехай Анелевич.
     2. В этом восстании несколько сот неподготовленных молодых людей, вооруженных 70 пистолетами, оказали серьезное сопротивление нацистам, убив и ранив около 1300 немцев.
     3.Польское подполье не оказало серьезной помощи восставшим.
    
     В этой статье мифы будут разоблачены. А разобравшись с мифами, мы, с Божьей помощью, доберемся и до выводов. Нет, Мордехай Анелевич действительно существовал. И даже возглавлял подпольную организацию Z.O.B. - "Жидовске организацие бойове" ("Еврейская боевая организация"). Только вот организация эта играла в восстании крайне незначительную роль. Но рядом с Z.O.B. была еще одна организация - Z.Z.W. - "Жидовски звионзек войсковы" ("Еврейский военный союз"). Именно Z.Z.W. и сыграла основную роль в восстании.
     Что же такое Z.Z.W.? В ноябре 1939 года к одному из руководителей польской подпольной организации "Войсковы звионзек валки збройней" ("Военный союз вооруженной борьбы"), капитану Генрику Иванскому (подпольная кличка Быстрый), явились четыре еврея - офицеры польской армии во главе с поручиком Давидом-Мордехаем Аппельбаумом. Они предложили Иванскому создать еврейскую боевую группу, которая будет частью польского подполья. В конце декабря группа была создана (в количестве 39 человек), принесла присягу и получила название "Жидовски звионзек войсковы". После присяги Иванский передал Z.Z.W. 39 пистолетов системы "Вис". 30 января 1940 года информация о Z.Z.W. была передана генералу Сикорскому, после чего тот дал указание содействовать еврейской организации. В 1940-1942 годах ячейки Z.Z.W. распространялись по всей Польше.
     По воспоминаниям генерала Анджея Петряковского (подпольная кличка Тренба), наиболее сильными, кроме варшавской организации, были ячейки в Люблине, Львове, Станиславе. Ядро Z.Z.W. составили члены трех организаций, связанных с ревизионистским движением Жаботинского: "Бейтар", ЭЦЕЛ и "Брит ха-хаяль". "Брит ха-хаяль" - международный союз еврейских солдат и офицеров различных армий - был создан в Польше в 1933 году по инициативе Жаботинского (польское отделение всегда было наиболее многочисленным). Именно членами "Брит ха-хаяль" были Давид Аппельбаум и первые подпольщики Z.Z.W.
     С 1938 года в Польше самостоятельно действовали и ячейки ЭЦЕЛа. ЭЦЕЛ издавал в Польше две газеты (на идише и на польском), организовывал с согласия польского правительства тренировочные лагеря для своих боевиков, создавал склады оружия. Польша была главным тылом ЭЦЕЛа в его борьбе с английскими мандатными властями в Эрец Исраэль. Между прочим, во время осады Варшавы в сентябре 1939 году ЭЦЕЛ передал польскому военному командованию более тысячи винтовок с боеприпасами со своих складов - это дает некоторое представление о масштабах его деятельности. Деятельность эта резко расширилась в 1939 году в связи с подготовкой морского десанта в Эрец Исраэль. Были уже куплены или арендованы десятки кораблей, перед которыми ставилась задача: одновременно выйти из разных портов, собраться в море в определенном месте, вместе продолжить путь к Эрец Исраэль и высадить там на побережье 40 тысяч вооруженных боевиков во главе с Жаботинским.
     Выход в море первоначально планировался на конец августа - начало сентября, но был из-за различных организационных трудностей перенесен на несколько недель, и его осуществлению помешала начавшаяся 1 сентября война. Большинство десантников были польскими евреями, почему в литературе и появилось название "Польский десант". Иногда его, впрочем, называют "Итальянский десант", имея в виду и то, что этот план поддерживал Муссолини, и то, что большая часть портов отправления были итальянскими, а в качестве главного пункта сосредоточения десантников выбрали город Триест.
     История - наука политизированная, что проявляется не только в мифах и умолчаниях, но и в названиях! Только меньшая часть десантников находилась к началу войны в портах отправки. Некоторые из них вернулись в Польшу, некоторые - нет. Но большинство Польшу и не покидали.
     Конечно, не все они находились в Варшаве. Кроме того, главным видом деятельности Z.Z.W. в 1940 году была переправка своих членов, особенно офицеров, через польско-венгерскую границу, в польские дивизии во Франции и в Англии (сегодня Польша не имеет общей границы с Венгрией - в 1940 году имела). Но все же отправлено было, по-видимому, не так уж много людей, и кое-кто из тех десантников в 1943 году находился в Варшаве.
     О третьей составляющей Z.Z.W. - "Бейтаре" - подробно писать смысла нет, так как о ней и так хорошо известно. Напомню только, что речь идет об организации военизированной, все члены которой проходили, как минимум, начальную военную подготовку. Вообще, одной из бранных кличек, которыми награждали сторонников Жаботинского его политические противники, была "милитаристы". Запомним это.
     Поскольку история создания в Варшаве гетто и существования в нем евреев выходит за рамки данной статьи, перейдем сразу к лету 1942 года. Именно тогда немцы приступили к планомерному уничтожению гетто. "Большая акция" продолжалась от 22 июля до 21 сентября - точно от 9 Ава до Йом Кипур. Из Варшавы были вывезены в Треблинку и Майданек более 300 тысяч варшавских евреев. Осталось чуть больше 50 тысяч (по официальной немецкой статистике - 35 тысяч). И только тогда члены левосоциалистических сионистских партий спохватились и решили в августе 1942 года создать свою организацию (вместе с Бундом и коммунистами). До этого никакой подпольной деятельности они не вели. (А вот коммунисты действительно пытались создать свою подпольную организацию. Для этого в гетто были переброшены несколько инструкторов из СССР. Однако довольно слабое коммунистическое подполье было разгромлено еще весной 1942 года.)
     Однако от "решили создать" до "создали" - дистанция довольно большая. Не было оружия. Не было людей, умеющих с ним обращаться. В Z.O.B. на протяжении всей ее дальнейшей деятельности не было ни одного офицера польской армии (в гетто их было несколько сотен). Лишь считанные единицы "пацифистов" из Z.O.B. прошли хотя бы элементарное военное обучение.
     Z.Z.W. к тому времени существовало уже два с половиной года. Все это время подпольщики получали от Армии Крайовой оружие и учились (те, кто раньше не умели) им пользоваться. Для этого из города регулярно приходил инструктор - капитан польской армии. По воспоминаниям Генрика Иванского, служившего в Корпусе безопасности (КБ) Армии Крайовой и остававшегося все это время ответственным за связи с еврейской организацией, летом 1942 года в Z.Z.W. было 320 вооруженных бойцов. Во время "Большой акции" они скрывались в бункерах. Поэтому только 15-20 из них погибли.
     Руководитель Z.Z.W. Давид Аппельбаум был предупрежден КБ о предстоящей немецкой акции. Он сообщил об этом председателю юденрата Чернякову и предложил оказать сопротивление. В июле 1942 года состоялось собрание общественности гетто, на котором присутствовали Черняков со своим заместителем Лихтенбаумом, а с докладами выступали Аппельбаум и Иванский. Их предложения были отвергнуты. Руководители Z.Z.W. не решились выступить против немцев самостоятельно, опасаясь, что позже именно их обвинят в развязывании кровавой резни. Впрочем, по воспоминаниям Иванского, уже в самом начале "Большой акции" организация оказалась отрезанной от своих складов оружия и в любом случае не смогла бы ничего сделать.
     К первому открытому выступлению против немцев ("Январское восстание" 1943 года) численность Z.Z.W. уже составляла около 500 человек. Это подтверждается самой структурой организации. Основой организационного строения Z.Z.W., как и всего польского подполья, была пятерка - 4 солдата и командир. Три пятерки составляли отделение, четыре отделения - взвод, четыре взвода - роту (240 человек). К началу января в Z.Z.W. были две полные роты, вооруженные и экипированные, а также две "теоретические" роты. Они не имели солдат и оружия, но предполагалось, что во время восстания массы добровольцев пополнят их. Намечалось, что в начале восстания первые две роты выделят отделения номер 3-4 этим "теоретическим" ротам, а образовавшийся во всех четырех ротах вакуум заполнят новые добровольцы. Забегая вперед, отметим, что в апреле 1943 года это и было сделано.
     Основным поставщиком оружия для Z.Z.W. был Корпус безопасности Армии Крайовой. С июня 1942 года до начала апрельского восстания 1943 года КБ передал гетто 3 пулемета "РКМ", 100 пистолетов, 7 винтовок, 15 автоматов и около 750 гранат. Уже после начала восстания КБ поставил еще 4 пулемета "РКМ", пулемет "ЛКМ", 15 автоматов "ФМ", 50 пистолетов, 300 гранат. Кроме того, Генрик Иванский передавал Z.Z.W. оружие и в 1941 году, и в первой половине 1942-го. Z.Z.W. также получало оружие и от группы Армии Крайовой под командованием генерала Родницкого, и от другой группы АК под командованием капитана Цезария, а также от независимой организации РLAN (Польская народная организация за независимость). Также покупалось оружие у частных лиц: например, перед самым восстанием у одного бывшего капитана польской армии было куплено оружие на треть миллиона злотых (по воспоминаниям Рышарда Валевского), в том числе 2 пулемета за 40 тысяч злотых каждый и большое количество гранат. (В 1942 году одна граната стоила всего 100 злотых. Но в 1943 году цены сильно повысились. Так что гранат было куплено не 2500, а меньше.)
     В двух подпольных мастерских Z.Z.W., в самом гетто изготавливались самодельные гранаты. По-видимому, отряды Z.Z.W. были вооружены ненамного хуже остальных частей Армии Крайовой. Одних только пулеметов было никак не меньше десяти, в том числе один тяжелый. Для сравнения: у Z.O.B., по воспоминаниям Яворского (коммунист и командир одной из групп Z.O.B.), в январе 1943 года было только два пистолета и одна граната - и это после пяти месяцев работы! 19 апреля Z.O.B. имело только 70 пистолетов (50 из них были получены от Z.Z.W., а 10 - от польских коммунистов). Ни одного пулемета. И скорее всего ни одного человека, хоть когда-нибудь в своей жизни видевшего пулемет, не говоря уже об умении с ним обращаться.
     Численность Z.OB. составляла в момент восстания 500 человек (по официальным заявлениям самого Z.O.B.), но, по некоторым более поздним воспоминаниям руководителей Z.O.B., - только 200-300 человек. Численность Z.Z.W. дошла к началу восстания до 1500 человек (по воспоминаниям капитана Зайдлера и некоторых других офицеров Армии Крайовой). Это связано с тем, что Z.Z.W. принимала в свои ряды всех желающих, не глядя на их партийную принадлежность. Только руководство было ревизионистским. Среди руководителей среднего звена мы видим члена Бунда, члена Агудат Исраэль, коммуниста. К Z.Z.W. присоединились на автономных началах организация брацлавских хасидов и левосоциалистическая группа Рышарда Валевского, не принятая в Z.O.B. как не "принадлежащая к сионистскому лагерю". (Коммунисты и Бунд тоже не принадлежали к сионистскому лагерю, но их почему-то приняли. Бунд, впрочем, трудно было не принять!) К тому же цифра 1500 скорее всего не учитывает присоединившихся уже во время самого восстания. Сколько их было - никто все равно не знает.
     В отличие от Z.Z.W., Z.O.B. строилась на чисто партийном принципе. Входившие в организацию партии формировали свои партийные роты. Всего было 22 роты. Бунд имел 4 роты, коммунисты - 4, остальные 15 принадлежали партиям "сионистского лагеря". Беспартийных в организацию не принимали. Да их и невозможно было принимать ввиду полного отсутствия оружия. По этим причинам численность Z.O.B. не могла вырасти и в ходе самого восстания. Ситуация усугублялась тем, что Z.O.B. принципиально ориентировалась на Советский Союз и искала связей с польским коммунистическим подпольем, надеясь на его помощь. Помощь же эту польские коммунисты в любом случае оказать не могли из-за своей слабости и малочисленности. Впрочем, была сделана попытка завязать контакты с Армией Крайовой. Однако получить реальную помощь от АК не удалось.
     В литературе о Варшавском гетто кочует почти анекдотическая история о том, как посланный к Z.O.B. инструктор Армии Крайовой явился абсолютно пьяным и сорвал проведение занятий. Но к Z.Z.W. инструкторы АК почему-то всегда являлись трезвыми! Нежелание Армии Крайовой оказывать помощь прокоммунистической организации вполне понятно. Отсюда и взялась легенда о том, что АК не помогала варшавским евреям. Да, Z.O.B. Армия Крайова не помогала.
     Z.Z.W. пыталась сотрудничать с Z.O.B. Велись переговоры об объединении. Но левые сионисты и в новых условиях продолжали довоенную линию бойкота "фашистов-ревизионистов". Несмотря на то, что из объединения двух организаций ничего не вышло, было достигнуто соглашение о сотрудничестве. Территория гетто была разделена на два военных округа. Каждая организация отвечала за свой округ. Кроме того, Z.Z.W. передала Z.O.B. часть оружия: 50 пистолетов и несколько сот гранат, что и составило большую часть вооружения Z.O.B. Просьбу о передаче оружия Z.O.B. мотивировала тем, что у нее якобы больше людей, чему Z.Z.W. поверила. Рискну предположить, что отсутствие единства сыграло положительную роль. Если бы восстанием руководили болтуны из Z.O.B.- а именно к этому неминуемо и свелось бы объединение, - сопротивление было бы только ослаблено.
    
     АПРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ
    
     Немецкое наступление на гетто началось утром 19 апреля 1943 года. Первый удар был нанесен по позициям Z.O.B. на улицах Налевки и Заменгоф. Бойцы Z.O.B. сопротивлялись 16 часов, подожгли один танк и вывели из строя несколько десятков немцев, а затем отступили. Этим фактически и исчерпывается участие Z.O.B. в восстании. Правда, действовали разрозненные группы Z.O.B.
     20 апреля еще оказывалось сопротивление при уничтожении немцами отдельных бункеров. Но то, что можно назвать "восстанием в Варшавском гетто", в действительности продолжалось всего девять дней - с 19 по 27 апреля. И не с Z.O.B. воевали немцы. К 16 часам 19 апреля, прорвав оборону Z.O.B., немцы вышли к Мурановской площади. Здесь-то и завязался единственный за все восстание длительный позиционный бой. Мурановская площадь была центром округа Z.Z.W. В доме номер 7 находился главный штаб Z.Z.W. Именно на Мурановской площади (дом номер 17) развевались польский и еврейский флаги. (Единственный флаг Z.O.B., впоследствии захваченный немцами в бункере Анилевича, был красного цвета. Впрочем, он скорее всего висел все время внутри самого бункера.) В подвал дома номер 7 выходил туннель, по которому Z.Z.W. все время получала из города оружие и боеприпасы. (Всего у Z.Z.W. было прорыто шесть туннелей в разных частях гетто. Один из них, правда, был обнаружен немцами еще до восстания. У Z.O.B. не было ни одного туннеля.) Именно по этому туннелю был доставлен связным Армии Крайовой Юзефом Лейбским в ночь с 18 на 19 апреля тот тяжелый пулемет, который был установлен на чердаке дома номер 17 и значительно усилил позицию Z.Z.W.
     В боях 19 апреля на Мурановской площади немцы потеряли еще один танк и более сотни солдат. Но взять позицию Z.Z.W. немцы не смогли. Позиция на Мурановской площади (с флагами восстания) была захвачена немцами только 22 апреля. Казалось, что восстание подавлено. Но 27 апреля в борьбу вступили польские силы Армии Крайовой. Отряд майора Генрика Иванского прошел через туннель и атаковал немцев. Одновременно немцев атаковали на Мурановской площади и бойцы Z.Z.W. Оба отряда соединились. Частям Z.Z.W. было предложено выйти из гетто и перебраться на "арийскую" сторону (в этом и был смысл всей операции Армии Крайовой). Однако Давид Аппельбаум отказался оставить гетто, так как отсутствовала связь со многими группами Z.Z.W., находившимися в других местах, а выходить, бросив своих бойцов, Аппельбаум считал невозможным. Вышла лишь небольшая часть бойцов Z.Z.W. (34 человека), вынося большое количество раненых, ее сопровождало большое количество евреев, не принимавших участия в боях. Поляки несколько часов прикрывали их отход, неся большие потери (майор Иванский был ранен, его сын Роман и брат Эдуард погибли.) Но большие потери понесли и немцы (больше сто человек и еще один танк).
     В боях 27 апреля был тяжело ранен Давид Аппельбаум. 28 апреля Аппельбаум скончался. 29 апреля оставшиеся бойцы Z.Z.W., потеряв к тому времени всех своих командиров, по Мурановскому туннелю покинули гетто и были дислоцированы в Михалинских лесах. На этом восстание как таковое завершилось. Началось прочесывание гетто и уничтожение отдельных бункеров.
     Из рапортов бригадефюрера СС Йоргена Стропа: "Ход большой операции 29.04.43. ...Всего было обнаружено 36 бункеров, предназначенных для жилья. Из этих и других убежищ было извлечено 2359 евреев, среди них 106 погибло в бою... Силы: как вчера, потерь нет… Ход операции 2.05.43. Найдено 27 бункеров... Среди раненых - 4 немецких полицейских, 4 польских полицейских… 6.05.43... Был ранен унтершарфюрер СС... Всего было уничтожено 47 бункеров. 2 человека из заградительного отряда были ранены". Как мы видим, при уничтожении бункеров (всего был уничтожен 631 бункер) немцы несли некоторые потери. Но потери эти (106 евреев погибли в бою, а ни один немец даже не ранен) совершенно несравнимы с потерями первых дней. Окончательно восстание было подавлено 5 июня. Именно в этот день произошла последняя стычка с немцами. Все на той же Мурановской площади. Но 5 июня бой с немцами вела группа евреев из преступного мира, не имевшая отношения ни к Z.Z.W., ни к Z.O.B. В разгар операции по поискам и уничтожению бункеров небольшая группа бойцов Z.Z.W. проникла в гетто с "арийской" стороны и 5-6 мая выводила в город "гражданских" евреев. Прикрывая их отход, 6 мая почти вся группа погибла.
     В начале мая руководители Z.O.B. обнаружили ход через канализацию и покинули гетто. (Возможно, они ушли бы и раньше, но дороги не знали, а своих туннелей не имели.) Покинули гетто, бросив разрозненные группы своих бойцов, находившиеся в других местах. По воспоминаниям одного из членов руководства Z.O.B., они при этом отказались забрать с собой нескольких "гражданских" и беспартийных евреев, просивших о помощи. Мордехай Анелевич уходить отказался. 8 мая бункер Анелевича был окружен немцами. Анелевич со своими бойцами застрелился. (По некоторым, возможно, и недостоверным свидетельствам, Анелевич застрелился еще раньше, чем бункер был блокирован немцами. Возможно, застрелился от стыда за своих соратников-сопартийцев.)
     Я не хотел бы, чтобы все мои выпады против "болтунов из Z.O.B." были распространены читателями и на Мордехая Анелевича. Он с небольшой группой своих бойцов действительно сражался с немцами. Анелевич вообще сильно отличался от остальных руководителей Z.O.B. В середине 30-х годов он был членом "Бейтара" и даже некоторое время работал в его секретариате. В 1937 году Анелевич оставил "Бейтар" и с двадцатью друзьями-бейтаровцами создал новую организацию - "Прогрессивный Бейтар", просуществовавшую недолго. Затем Анелевич сильно сместился влево и вступил в "Ха-Шомер ха-цаир". Возможно, он и был назначен военным руководителем Z.O.B., потому что единственный из этих "пацифистов" мог отличить пистолет от авторучки.
     Мордехай Анелевич покинул "Бейтар" из-за "религиозного засилья" в этой организации. Интересно, пожалел ли он 8 мая 1943 года о том своем старом решении?
    
     НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
    
     Из всего изложенного видно, что основную борьбу с немцами вели не "пацифисты" Z.O.B., а "милитаристы" Z.Z.W. Из 1300 убитых и раненых немцев на долю Z.O.B. вряд ли придется больше сотни. Соответственно, и настоящим руководителем восстания следует признать не Мордехая Анелевича, а поручика Давида Аппельбаума. Правда, во главе штаба Z.Z.W. стоял не один Аппельбаум, а тройка: Аппельбаум, Павел Френкель и Лион Родаль. Параллельно военному штабу существовало и политическое (ревизионистское) руководство в составе того же Лиона Родаля, Михаэля Стриковского и Давида Вдовинского (Вдовинский - единственный из руководителей Z.Z.W., оставшийся в живых.). Следует признать клеветническими утверждения и выживших руководителей Z.O.B. (а они все, кроме Анелевича, остались в живых), и польских коммунистов об отказе Армии Крайовой помочь борющемуся гетто. Конечно, полумиллионная Армия Крайова могла бы оказать и большую помощь. Но можно ли ее за это винить?
     Как известно, Армия Крайова "ждала с оружием у ноги". Евреи же, в отличие от поляков, ждать не могли. Но что же могла АК? Не могла же она ради евреев пойти на самоубийство. Ведь и в 1944 году немцы смогли подавить Варшавское восстание. В 1943 году последствия выступления были бы еще более катастрофичными. Армия Крайова оказала Z.Z.W. именно ту самую поддержку, которую она и обязана была оказать своей части, попавшей в тяжелое положение. И ни граммом больше. Справедливости ради следует сказать, что и эта помощь была оказана командиром Корпуса безопасности Армии Крайовой генералом Анджеем Петряковским по собственной инициативе в нарушение имеющихся инструкций. Инструкции главного штаба АК запрещали участие польских отрядов в боях в гетто, разрешая только помощь оружием. Позже генерал Петряковский получил выговор за нарушение приказа.
     Хотя среди членов Армии Крайовой действительно были распространены антисемитские настроения, с еврейским подпольем (не связанным с коммунистами) они сотрудничали. Однако польское подполье было очень неоднородно. Кроме АК существовала еще и НСЗ (Народове силы збройнк). Эта организация, воюя против немцев, одновременно убивала и евреев. К АК члены НСЗ никакого отношения не имели, но всегда ли можно было отличить? Всегда ли евреи могли понять, члены какой именно польской подпольной организации их убивали?
     Понятно желание польских коммунистов вылить бочонок грязи на своих политических противников. Понятна и обида деятелей Z.O.B. Но если кого-то и можно обвинить в "предательстве" восстания в гетто, то это как раз польских коммунистов. Ведь Армия Крайова оказала большую помощь - пускай только "своим" евреям. Тогда как коммунисты "своим евреям" прислали лишь 10 пистолетов. Хватило Анелевичу, чтобы застрелиться...
     Но все же главное содержимое бочек лжи, разлитых вокруг восстания, состоит отнюдь не в возвеличивании "своих" и нападках на "чужих". Мародерство на войне вещь обычная. Главный ужас в том, что эта ложь используется для клеветы на весь еврейский народ. Ведь весь еврейский народ шел, "как овцы на убой", а вот герои Варшавского гетто сопротивлялись! И у бойцов Z.O.B., как и у всех, не было ни оружия, ни военной подготовки, но это был цвет социалистической сионистской молодежи, "новые евреи". А старые галутные евреи - это "прах во прахе", по выражению президента Вейцмана. Но ведь в действительности сопротивлялось немцам не столько Z.O.B., сколько Z.Z.W.
     В Варшаве сложилась совершенно уникальная ситуация. Существовала организация, ядро которой было подготовлено еще до войны (то, что ее готовили для борьбы против англичан, а не немцев, значения не имеет), под командованием офицеров польской армии (пускай и офицеров запаса, а не кадровых). Довольно хорошо вооруженная организация. Фактически - регулярная воинская часть. И те гражданские добровольцы, которые к ним присоединились, могли сделать это только в Варшаве. В других местах просто не к кому было присоединяться. И Z.Z.W. было не просто воинской частью, но одновременно и частью подпольной польской армии, постоянно получающей от нее помощь.
     Да, бойцы Z.Z.W. были героями. Но это героизм защитников Брестской крепости или осажденного Тобрука, Сталинграда и Аль-Аламейна. Аморально, да и просто невозможно требовать от невооруженного и необученного гражданского населения такого же мужества и такого же сопротивления, что и от регулярной воинской части!
     Правда о восстании в Варшавском гетто давно известна. Она была известна всегда. Хотя оставшиеся в живых руководители Z..O.B. и написали груду мемуаров, возвеличивающих собственный героизм и либо вовсе не упоминающих Z.Z.W., либо упоминающих ее так, что лучше бы и не упоминали. Из отчета Бунда от 22.06.1943: "Ревизионисты основали свою маленькую организацию "Месть""…
     Но осталось в живых много польских участников событий. (В коммунистической Польше "аковцам", конечно, веры не было.) Остались в живых и некоторые рядовые бойцы Z.Z.W.. Еще в 1946 году в Эрец Исраэль вышла небольшая брошюра "Правда о восстании в Варшавском гетто". Вышли некоторые мемуары членов Z.Z.W. В 1960-е годы имеющиеся материалы были собраны и систематизированы в книге Хаима Лазара-Литаи "Масада в Варшаве". В 1991 года вышел и русский перевод этой книги (почему-то под названием "Восстание Варшавского гетто"). Существует и ряд книг на английском языке (большей частью все того же Лазара-Литаи, некоторые в соавторстве с его женой Хаей Лазар). Десятки тысяч людей знают правду. Но большинство газет публикуют статьи о восстании в Варшавском гетто, содержащие ложь. И миллионы людей их читают ("народ Книги" давно превратился в "народ газеты"), верят этой лжи и распространяют ее дальше.

Газета "Еврейские новости" 27 (51) от 23.7.2003

 

   Михаил Румер-Зараев
   Послесловие
    
     Вот мои соображения по поводу статьи Александра Свищева «Восстание в Варшавском гетто. Мифы и действительность».
     Восприятие Варшавского гетто и его восстания в современном сознании в значительной мере отражает конфликты и противостояния еврейского мира. В истории вообще не существует объективной истины, все субъективно, все воспринято через призму современности.
     Эдельман считает, что их, уцелевших, не воспринимают в Израиле. Для Израиля есть только те, кто погибли, Эдельману современный Израиль чужд. Но ведь надо помнить, что Эдельман – бундовец, руководитель молодежной организации партии, которая по сути своей идеологии не воспринимала сионизм, они строили социализм черты оседлости, для них существовало прежде всего восточноевропейское идишистское еврейство. И не случайно Эдельман остался в Польше и прожил там всю оставшуюся жизнь. Линия противостояния между идишизмом и гебраизмом – отнюдь не языковая, это противостояние концепций еврейской жизни, уходящее в прошлое и реализуемое сейчас и в том числе в конфликтах еврейства Германии.
     Эдельман считает, что евреев Восточной Европы недооценивают в Израиле, а Свищев считает, что в Израиле да и во всем еврейском мире недооценивают ревизионистов, Бейтар и как следствие роль Еврейского военного союза в восстании гетто. Он прав.
     Действительно, роль этой организации недооценена. Они сражались героически, почти все погибли, так что и рассказать о них некому. И я в своей книжке «Сошествие в ад. Варшавское гетто. Параллели истории» написал о них мало. И все же написал. И прежде всего о Генрихе Иваньском и его совместном бое с Апфельбаумом. Но стремясь восстановить роль Еврейского военного союза, Свищев впадает в запальчивость, допускает явные передержки.
     Говорить, что Еврейская боевая организация сыграла в восстании незначительную роль значит погрешить против истины. Если в Еврейском военном союзе было действительно 1500 человек, как пишет Свищев, и они были так вооружены, как опять же он пишет, то их боевое участие в восстании заставило бы немцев снять с фронта войсковую часть для усмирения.
     Между тем масштабы восстания не соответствуют приводимым цифрам. Нельзя говорить «болтуны из Z.O.B», нельзя вообще писать в таком тоне. Непонятно, какими источниками пользуется Свищев, непонятно, кто он вообще, думается, что здесь перед нами псевдоним. Разговор о роли Военного союза в восстании важен и нужен, но вести его нужно в ином тоне, спокойно, без запальчивости, с открытым забралом. «Заметки» поднимают важную тему демифологизации новейшей еврейской истории. Я готов принять участие в разговоре о восстании в гетто, но я хотел бы знать, с кем я говорю, какими источниками пользуется мой оппонент.

        



   



    
___Реклама___