Gorelik1
Петр Горелик

 

КРЕПОСТЬ МАСАДА В ВАРШАВЕ


    
     Восстание в гетто сродни подвигу защитников иудейской святыни


     Летом 1945 года, после Победы, я покидал армию - ехал в Москву поступать в военную академию. Обстоятельства и начальство долго не отпускали меня, и я торопился успеть к началу экзаменов. В один из последних дней июля я приехал в Варшаву. Поезда отходили на Москву от небольшого полуразрушенного вокзальчика в восточном предместье польской столицы. Пришлось сразу же переправиться через Вислу. Смеркалось, и руины Варшавы, отчетливо виднелись на фоне заката. Парадокс: отмеченный медалью «За освобождение Варшавы», я так и не видел города. Наша армия генерала Батова наступала много севернее и только способствовала взятию города. Да и что я мог увидеть? Сплошные руины?
    
     Молчание советской пропаганды
    
     И все же хотелось побывать в Варшаве, «отметиться» пребыванием в первой освобожденной нашим фронтом европейской столице. Хотелось побродить среди руин, бывших немыми свидетелями восстания в Варшавском гетто.
     Незарубцевавшиеся раны развалин не успели еще покрыться пылью времен и могли многое рассказать тем, от кого тща- тельно скрывали не только подробности, но и сам факт события. Среди ежедневно публикуемых нашими газетами того времени обзоров - «Борьба угнетенных народов Европы против гитлеровских захватчиков» - тщетно было искать хотя бы упо- минания о восстании Варшавского гетто. До нас доходило все: о нападении на немецкий гарнизон югославских партизан, о мести французских антифашистов, о ненависти эльзасцев, о пожарах на предприятиях Дании, борьбе норвежских моряков и греческих патриотов, но ни слова о евреях. Антисемитизм главпуровской пропаганды принял форму умолчания.
     Только 31 мая, через сорок дней после начала восстания, появились первые упоминания. «Известия» со ссылкой на Рейтер в небольшой заметке сообщали, что свыше трех недель немцы ведут настоящую осаду еврейского гетто, применяя танки и авиацию. Население гетто, писали «Извес- тия», нанося ответные удары, поджигает склады вооружения. В уличных схватках уничтожено свыше 1000 немцев. Но событие не было квалифицированно как восстание. Никаких подробностей. В планы нашей пропаганды не входило разрушение мифа о неспособности евреев к сопротивлению, об их якобы врожденной трусости и потому обреченности на заклание.
     Сейчас мы знаем, что это было подготовленное восстание. Началу активных действий предшествовала опаснейшая в условиях глубокого подполья работа по сколачиванию боевых групп и сбору оружия. Территорию гетто разделили на три оборонительные зоны во главе с командирами: Марк Здельман возглавил район Щеточной фабрики, Израиль Канал -центр, Элизиар Геллер - окраинную часть.
     Евреи Варшавского гетто, в том числе дети, женщины, старики, вооруженные камнями, палками, несколькими пистолетами и винтовками, сопротивлялись регулярным частям вермахта дольше, чем вся Польша, дольше, чем великая европейская держава Франция. В неравной борьбе евреи уничтожили 15 тысяч гитлеровцев, надолго сковали значительные силы немцев и помогли усилению движения сопротивления.
     Восставшие выдвинули из своей среды талантливых руководителей, людей беспримерной личной храбрости. Имена Мордехая Анелевича, Ицхака Цукермана, Гирша Берлинского, Марека Эдельмана, Эдварда Фондамински, Михаэля Розенфельда, Леона Родаля, Павла Френкеля наряду с именами героически сражавшихся женщин - Цивьи Лубеткин, Рахили Штайн, Тоси Альтман, Хаей Рохман - навсегда останутся в памяти евреев.
    
     «Чудо истории»
    
     Понимали ли восставшие, в большинстве своем безвестные герои, значение своего подвига для разбросанных по всему миру евреев? Понимали ли, что вписывают ярчайшую страницу в историю еврейского народа? Вряд ли они думали о столь высоких материях. Таково свойство героических событий, что совершаются они обыкновенными людьми, каждый из которых, не задумываясь над историческим значением своих действий, борется за право жить, за жизнь своих близких, за свое че- ловеческое достоинство. И лишь последующие поколения оценивают их совокупный подвиг как явление исторического масштаба.
     Я сопоставил подвиг варшавских евреев с Фермопилами и Брестской крепостью. Их объединяла безнадежность борьбы. Сейчас я нахожу более точное сравнение. Восстание евреев Варшав- ского гетто сродни подвигу защитников горной палестинской крепости Масады в годы Иудейской войны.
     Глядя с высоты на горящий Иерусалим и разрушение Храма - этой еврейской святыни, защитники крепости поклялись стоять до последнего. Только через три года после падения Иерусалима римляне двинули войска против Масады. С большим трудом римлянам удалось, насыпая холмы вокруг осажденных, закрепиться на единственно доступной площадке и подвести таран. Проникнув в крепость через брешь они встретили сопротивление на каждом из 37 воздвигнутых обороняющимися бастионов, сжигая их вместе с защитниками. Потеряв надежду на удержание крепости, Элеазар бен-Яир, руководивший обороной, убедил защитников крепости покон- чить с собой, но врагу не сдаться. Ворвавшиеся в крепость римляне нашли в живых только двух женщин. Римляне захватили крепость, но не победили дух народа, пережившего на века своих победителей.
     Выдающийся русский философ Сергей Булгаков в работе «Расизм и христианство» назвал сохранение еврейского на- рода «настоящим чудом истории» на фоне гибели и исчезновения многих древних народов. Традиционным стало объяснение «чуда» верностью евреев своей религии, традиции, культуре. Но только ли этим? Правомерно ли сбрасывать военную составляющую истории евреев?
     Исторически сложилось, что евреи как воины могли проявить себя, защищая свою свободу и независимость вместе с народами, в среде которых они жили. Наиболее яркое тому свидетельство - участие сотен тысяч евреев в борьбе с фашизмом рука об руку с народами антигитлеровской коалиции. Но были и примеры организационной обособленности.
     В своих «Записках о войне» Борис Слуцкий пишет: «Осенью 1944 года было закончено обмундирование и первичное обучение еврейской бригады 8-й английской армии. Их выстроили на плацу. Из двенадцати колен воинов, вышедших в свое время из Египта, уцелело совсем немного - одна бригада. И вот впервые за два тысячелетия прозвучала команда на древнееврейском языке: «Смирно!» Американский журналист Луи Голдинг рассказывает о слезах, выступивших на глазах солдат, - все круги Майданека прошли перед ними. Евреи еще не думали о земле Ханаанской - туда они ворвались в марте 1945 года, а пока они оккупировали Любек. Они вспоминали сорок лет пустыни. Традиции боя, войны не было. Их предсто- яло создать».
     С этим выводом можно согласиться лишь частично. Традиции были. И не только в прошлом. Подвиг евреев Варшавского гетто можно рассматривать и как продолжение древних традиций, и как опровержение злобных измышлений, будто ев- реи не способны отстаивать с оружием в руках свое право на жизнь и человеческое достоинство.
    



   



    
___Реклама___