Bormashenko1
Эдуард Бормашенко

 

Я не дам им выиграть!
Ответ господину Тартаковскому


    
    
     Глубокоуважаемый г-н Тартаковский,
    
    
    Отвечая на Ваше послание, я позволю себе изменить порядок реплик, и начну с последнего «убийственного» аргумента, козырного туза, неизменно извлекаемого светскими евреями в полемике с их религиозными оппонентами? Итак, где был Он (имеется в виду Вс-вышний) в годы Холокоста? Если оставить ерничество, а тема такова, что его придется оставить, то с этим «шестым доказательством» небытия божьего любому искренне верящему человеку справиться нелегко. Впрочем, как заметил рав Адин Штейнзальц, доставать всякий раз тяжелую артиллерию Холокоста нет надобности. Вопрос о справедивости Б-жьего суда в частности и бытии Вс-вышнего вообще возникает и после посещения детского отделения онкологической больницы. Никакой отсыл к книгам (даже самым лучшим вроде пронзительной работы рава Элиезера Берковича «Вера после Катастрофы») здесь не помогает и помочь не может. Не поможет даже книга Иова. Чужие слова бесполезны, здесь каждый должен определяться в одиночку. И я попытаюсь объяснить, как я для себя решаю эту проблему сегодня (может быть завтра я увижу ее по-другому): я, вообще, предпочитаю мыслить в терминах индивидуального а не общественного сознания, и потому то, что я здесь пишу не претендует на всеобщность: личный опыт - не более.
    Я задаю себе вот какой вопрос: не где был Он в годы Холкоста, а где нахожусь я сегодня: здесь и сейчас? Чего хотел Гитлер: Гитлер хотел чтобы евреев не было. Так вот, если я сегодня начну жрать свинину, перестану возлагать тфилин и изучать Талмуд, то еврея Эдуарда Бормашенко не будет. А это значит, что Гитлер выиграл свою войну против меня. А я не хочу ему помогать. Мне ужасно лень вставать в пять утра и шлепать пешком в синагогу полчаса. Так хочется еще поспать перед работой. Но я не могу себе позволить, чтобы Гитлер выиграл. Я – физик, и уважаю эмпирические факты, а факты состоят в том, что третье-четвертое поколение евреев, оторвавшихся от Торы ассимилируются полностью. А я упорно и тупо сопротивляюсь Гитлеру, и после работу иду на урок Талмуда, хотя куда приятнее мне было-бы посмотреть старый, добрый фильм. Я не дам им выиграть.
    Вы спрашиваете: исчерпывается ли еврейская культура Торой и Талмудом? Здесь Вам придется поверить мне на слово: Талмуд представляет собою столь грандиозный культурный памятник, что на его изучение человеческой жизни не хватает. Разве что очень одаренные люди могут позволить себе сказать, что они знают весь Талмуд. А ведь есть еще толстенные слои танахической, мишнаитской, средневековой и новой еврейской религиозной литературы. Человек, посвятивший ей жизнь, никак не обделен культурно. Всего на свете знать невозможно. Я вот и за физикой с трудом слежу, хотя профессионально обязан это делать. Приходится выбирать. Я не знаю исчерпывается ли еврейская культура Танахом и Талмудом, я знаю что без Талмуда и Танаха еврейская культура невозможна. Не «Слово о Полку Игореве» (при несомненных поэтических достоинствах последнего), не «Илиада» (при всем моем респекте к Гомеру) составляют опорный столб еврейской письменной культуры и именно Тора и Гмара.
    Вы пишете: «тфилином» вместо тфилин, поэтому, простите, я не могу считать Вас образованным человеком в еврейском смысле этого слова. Но Вам не стоит сильно переживать: депутат Кнессета недавно заявил, что первый Храм был построен Аароном. Судьба страны, в которой большинство школьников не отличают Моше Рабейну от Авраама Авину меня очень волнует, как и Вас, но удовлетворительного прогноза на ее будущее я дать не могу. Это ведь именно светское руководство довело образование до того, что треть школьников не понимают смысла прочитанного. Дети религиозных мракобесов продожают оставаться наиболее читающей частью молодежи, ибо образование для еврея – религиозная ценность.
    Несмотря на то, что моя семья начала соблюдать Моисеев Закон задолго до эмиграции в Израиль, я и сам пока не шибко разбираюсь в хитросплетениях талмудической мысли, а слабый арамейский язык не позволяет самостоятельно изучать Гмару, но это мне не дает спать спокойно, и я не могу себя считать культурным человеком. И все что я могу - это терпеливо наращивать мускулы, продираясь лист за листом и разбирая тонкости дискуссий, пылавших в Академиях Суры и Пумбедиты.
    Ну теперь о другом: я к сожалению не знаком с работами г-на Этермана, но в том отрывке, который Вы приводите особых противоречий не вижу. Любая сложная система, в том числе и демократическая, обязана быть иерархической. Это прекрасно показано в замечательной книге Валентина Федоровича Турчина (автора «Физики шутят»)– «Феномен Науки». Дело в том, что в отсутствие иерархии и задерживающих фильтров, любое малое возмущение (в том числе нарушающее работу системы) беспрепятственно доходит до ее верхних этажей. Любая демократия создает свою иерархию, и чем более развита демократия – тем более изощрена ее иерархическая система. Система, в которой общество разделено на десятки, сотни и.т.д позволяет каждому гражданину реально участвовать в демократическом процессе. Эта система весьма близка к идеальной греческой демократии (стоит почитать великолепные работы академика Михаила Леоновича Гаспарова о греческом полисе). К сожалению в современных нам западных демократиях граждане реально участвуют в принятии решений раз в несколько лет во время выборов. Немудрено, что и на выборы они ходят вяло. Люди все более стремятся к тому, чтобы ими хорошо управляли. А это весьма далеко от демократического идеала.
    Современным демократиям просто необходима религиозная прививка. Религия приучает человека в первую очередь заботиться об обязанностях (я, к слову, воспринимаю свою религиозность именно в виду налагаемых на меня Торой обязанностей). В то время как граждане западных стран за несколько благополучных десятилетий привыкли видеть демократию гарантом исключительно прав. Подобный правовой флюс губителен для демократического строя.
     Разумеется, я возлагаю утром тфилин, потому что в этом вижу свой религиозный долг, выполнение прямого повеления Вс-вышнего, а не потому что усматриваю в этом действии «наш ответ Гитлеру», и Талмуд изучаю не из этнографического или культурологического интереса, а оттого что в этом состоят мои обязанности верующего еврея. Но как ни странно, и лучшего ответа на вызов Катастрофы, и лучшего способа приобщения культуре нежели выполнение мицвот я тоже не сыскал.



   



    
___Реклама___