MN45

Михаил Носоновский (США)

Как я искал сведения о своих предках

Посвящаю эту заметку моим прадеду и прабабке, погибшим во время Холокоста,
Абраму-Абе, сыну Мойше-Зеева и Рахиле, дочери Лейба Носоновским, З"Л, кдушим, hа-Шем йнком дмам.


Я всегда относился с некоторым предубеждением к занятиям еврейской генеалогией и семейной историей. Предмет этот ассоциировался у меня со чудаками-иностранцами, которых из всего богатства информации, содержащейся в исторических документах, интересует только имя собственного пра-прадедушки, да и то, как правило, лишь для того, чтобы формально поставить галочку в соответствующую клеточку. Увлекаются генеалогией часто американцы, не имеющие не малейшего понятия о восточноевропейской истории и способные легко перепутать Петербург с Бердичевым. Время от времени ко мне приходят по электронной почте послания на английском языке такого примерно содержания, без "здрасьте" и "до свиданья": "Не могли бы вы сообщить мне что-нибудь о моем деде, жившем на Украине и уехавшим в Америку в 1909 году?". Я обычно терпеливо отвечаю, что я помочь ничем не могу, но есть специалисты, которые могут попробовать найти в архивах соответствующие сведения, это подобно поиску иголки в стоге сена и занимает многие десятки часов кропотливой и профессиональной работы, без всякой гарантии успеха. Как правило, ответа на это не следует. Интерес на Западе к поиску корней феноменален, целая индустрия обслуживает подобных незадачливых наших современников, вдруг ни с того, ни с сего заинтересовавшихся своими предками.

Однако, как восстановить то, что безвозвратно утрачено? Метрические книги большей частью не сохранились, да и велись они, до конца XIX века, далеко не всегда. Если ваши предки не были, скажем, известными раввинами, писавшими книги, чьи родословные можно найти в печатных изданиях, то пытаться розыскать что-либо - почти безнадежное занятие. А мои предки, увы, к этой категории не относились. Так примерно рассуждал я.

Однако, будучи еще школьником, своей родословной все же поинтересовался. Единственным моим источником могла быть бабушка, родившаяся еще в 1907 году в черте оседлости, в местечке Городня Черниговской области. Бабушка помнила имена своих бабушки и дедушки, многочисленных двоюродных и троюродных братьев и сестер, но не более того. Моего дедушку звали Захар Абрамович Носоновский или дед Зорик,, он родился в 1902 г. в той же Городне, прожил большую часть жизни в Ленинграде, работая на заводе "Красный Выборжец", здесь же и умер в 1974 году. Родителей его звали Абрам и Рахиль, их расстреляли немцы в 1941 г. под Черниговом. На мой вопрос, "а как звали их родителей?", бабушка ответить не могла.

Однажды мне попалась на глаза старая фотография деда Зорика, сделанная в начале 30-х годов, где на обратной стороне было написано "Зорах Носоновский". На мой недоуменный вопрос, почему так странно написано его имя, бабушка ответила что-то вроде "потому что его в молодости звали Зорах, а потом уж повелось, что по паспорту Захар, а дома - Зорик". К тому времени я уже немного интересовался историей и знал, что по-древнееврейски "Зорах" означает "рассвет", "восход солнца". Что же, по-видимому, узнать имя своего пра-прадеда мне не суждено, решил я, и больше к этому вопросу не возвращался.


Петербургские архивы и Государственная Дума


Неожиданный сдвиг в этом вопросе произошел уже после того, как я оказался в Америке. Мой давний коллега и опытнейший специалист по еврейской генеалогии, Анатолий Ильич Хаеш не раз советовал мне попытаться найти своих предков. "Да что там можно найти, только время потратите зря," - отмахивался я. Однако, Анатолий Ильич все же по собственной инициативе провел поиск. Неожиданно я получил от него электронное сообщение, в котором он говорил, что много часов провел в изучении справочников, газетных подшивок и сотен списков. Долго блуждал среди разных в Городне Носовских и Носовицких, подозревая искажение фамилии, и вот, наконец, кое-что нашел. В списке городских избирателей по выборам в Государственную Думу за 1912 г. значится "Носоновский Аба Моисеев, квартиронаниматель". Вероятно, мой прадед. Однако, сомнительно, что Городня - "родовое гнездо" Носоновских. Поэтому Анатолий Ильич провел поиск по другим городам губернии, и обнаружил в 1906 г. в Чернигове шестерых Носоновских или Насоновских и еще двоих в городе Берзна в 1907 году. "В Чернигове мы видим родовое гнездо Носоновских", заключил он..

Следует сказать, что выборы в Думу проводились в 1905, в 1906, 1907 и 1912 годах. Выборы не были прямыми. Евреи могли в них участвовать, если удовлетворяли требованиям имущественного ценза, наиболее строгого в 1905 году (к выборам допускались только богатые) и наименее строгого в 1906 г. Списки избирателей публиковались.

Итак, получена ценнейшая информация. Моя фамилия, хоть и не уникальная, но весьма редкая. Почти без сомнения, все Носоновские и Насоновские из Чернигова, Городни и Берзны были родственниками. Напомню, что фамилии у евреев России появились, в основном, в 1844 г. Наша фамилия происходит от имени основателя Носон (Натан), который, по-видимому, жил за два-три поколения до выборов в Думу.

Однако, можно ли быть полностью уверенным, что "Аба Моисеев" был именно моим прадедом Абрамом?



Послание из Буэнос-Айроса


Совершенно неожиданно со мною связалась профессор Нора Насановски из Аргентины и сообщила, что она давно ищет информацию о своих предках, что ее дедушка уехал в 1916 году на корабле из России в Аргентину, оставив дома, по его словам, множество родственников-Насановских. Интересно, подумал я, однофамильцев на свете много, и спросил, не известно ли Норе случайно, из какого города был родом ее дедушка? "Он уехал из города Чернигова на Украине," - ответила Нора. "Ага! Бинго!"

Оказалось, что в Аргентине живет довольно-таки многочисленная ветвь Насановских, многие из них - врачи и профессора.

Сомнений мало, что они являются нашими дальними родственниками.



Мормоны спешат на помощь


Мормонство - одна из самых таинственных американских религий, центр которой находится в Солт-Лейк-Сити. Мормоны верят в то, что древнееврейские пророки переселились в 6 веке до н.э. на американский континент и дали начало цивилизации индейцев. Мормоны без устали переснимают, копируют и собирают по всему миру метрические книги со сведениями о рождении, браках и смерти всех жителей земли. Вся эта информация хранится в гигантской Библиотеке Семейной Истории в Солт-Лейк-Сити (штат Юта). Злые языки утверждают, что собирают они сведения о живших раньше людях для того, чтобы задним числом крестить их в свою веру. Сами мормоны сообщают на своем сайте, что делают это из уважения к семейным ценностям, и что, согласно их вере, найдя своих предков, человек может вступить в контакт с ними и заключать "заветы" ("Covenants"). В чем состоят эти "заветы", мне выяснитиь не удалось. Так или иначе, мормоны собрали и хранят бесценную информацию , которая теперь доступна для всех желающих.

Сразу скажу, что вопреки предостережениям и страшилкам в Рунете, мой опыт общения с мормонами был сугубо положительным. Ни малейших попыток обратить меня в свою веру или получить информацию о найденных мною предках они не предпринимали. Местный Центр семейной истории раcположен в церкви, однако работают там пожилые американцы-добровольцы, очень доброжелательные. Оборудование (аппараты для просмотра микрофильмов, для изготовления копий) в первоклассном порядке. Я нашел номера микрофильмов, относящихся к Чернигову и Городне, и заказал их. Доставка их из некоего подземного хранилища в какой-то не то пещере, не то скале в штате Юта, занимает две недели и обходится в номинальную стоимость почтовой пересылки ($3.25). Можно представить, каких усилий стоила бы поездка на Украину в Черниговский областной архив, общение с администрацией, поиск там метрических книг и их просмотр.

Благодаря интернет-каталогу их библиотеки я узнал, что в 1997-1998 гг. мормоны пересняли на микропленку метрические книги по Городне и Чернигову из Государственного исторического архива Черниговской области. Центры, в которых можно заказать эти материалы, находятся по всей стране (и по всему миру), ближайший - в церкви в 15 минутах от моего дома. И вот я уже просматриваю микрофильм с записями. Первая реакция - опускаются руки. Речь идет о 12 катушках, на каждой по несколько тысяч страниц, на каждой странице - множество записей мельчайшим, неразборчивым дореволюционным почерком.



Метрические книги


Довольно быстро я, однако, приспособился «сканировать» взглядом метрические книги, выхватывая фамилии и не останавливаясь, если фамилия не похожа на мою, таким образом тратя на каждую страницу только несколько секунд. Записи охватывали период с 1875 по 1910 год. Все записи шли на двух языках, русском и иврите. Записи, в основном, бывают трех типов: о рождении, с указанием даты рождения и обрезания (все даты идут как по юлианскому, так и по еврейскому календарю), имен родителей и к какому мещанскому обществу принадлежат (купцы в записях фигурировали очень редко, а других сословий я вообще не встретил), кем проведена церемония и какое имя дали младенцу. Записи о браке содержат также данные о возрасте бракосочетающихся и имена свидетелй (однако, свидетелями по документам часто выступают одни и те же лица). Записи о смерти содержат данные о возрасте и причине смерти. Последние, впрочем, не отличаются разнообразием: «от натуральной болезни», «от детской болезни», изредка – «от старческой дряхлости», «от чахотки», «от водянки».

Записи в Черниговском областном архиве, очевидно, хранятся в изрядном беспорядке. Никакой системы, по городам или датам нет. Часть записей залита водой, запачкана или истлела. Еврейские записи иногда вдруг перемежаются с церковными записями из окрестных сел. По моей оценке, имеющиеся записи составляют примерно 30% от общего количества.

Довольно быстро я наткнулся на запись о рождении и обрезании моего деда в Городне. Там приводились имена его родителей: «Носоновский Абрам-Аба Мойсей-Вульфов и его жена Рахиль Лейбова, черниговские мещане». Таким образом блестяще подтвердилась догадка Анатолия Ильича о том, что предки мои происходили из Чернигова. Довольно быстро я нашел несколько десятков записей, относящихся к различным Насановским и Носоновским из Чернигова, в том числе и еще одно упоминание моего пра-прадеда Моисея-Вольки (Зеева в версии на иврите). Это позволило составить в общих чертах родословное дерево.



Происхождение фамилии


Моя фамилия, образованная от имени Носон, является довольно редкой, поскольку образованные от патронимов фамилии редко заканчиваются на «-овский» у русских евреев. Еврейские генеалогические справочники упоминают Носоновских из Гайсина и из Одессы. Что касается черниговских Носоновских, то по-видимому, эта фамилия была дана нескольким братьям в 1844 г. (в этом году русские евреи получили фамилии) по имени их отца, которого звали Носон, даты жизни которого должны бы приходиться примерно на 1760-1830 гг.. Давать одинаковые фамилии не-родственникам было запрещено, маловероятно и что они являлись двоюродными братьями.

Кстати, помимо еврейской фамилии, есть и вполне русская фамилия Носоновский, происходящая от некой деревни Насоновка (или Носоновка) не то в Тверской, не то в Тульской области.

В Чернигове евреи жили со времен Киевской Руси. Известен некий р. Ица из Чернигова, посетивший в XIII веке Англию и упоминаемый в сочинении по еврейской грамматике. Однако, во времена хмельничины община была полностью уничтожена, и вновь возникла лишь в конце XVII века. Черниговская губерния не входила в состав Польши, а была частью Малороссии. В Городне произошел в 1702 году первый в России случай кровавого навета. Указом Елизаветы от 1842 г. евреи были изгнаны из России, и стали проникать туда вновь лишь через десятилетия. После раздела Польши выяснилось, что в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях проживает около 970 евреев (вероятно, среди них был и основатель нашей фамилии), и эти губернии были включены в 1796 г. в состав Черты Оседлости. В 1801 г. в Чернигове и уезде жило 1389 евреев и 3015 христиан, в 1847 г. - 2783 еврея, в 1897 г. 8805 евреев из 27 тысяч жителей, в 1910 г. - 13954. Еврейская община в Городне до середины XIX века была очень небольшой, в 1847 г. евреев 577 душ, в 1897 г. - 1249 евреев из 4310 жителей.

В заключение хотелось бы отметить, что все эти находки стали возможными только благодаря интернету, который кардинально изменил нашу жизнь за последние несколько лет.


    
         
___Реклама___