Александр Бирштейн
Казарменный профессор




     Прочтя в "Лебеде" очередной опус В.Сердюченко, хотел просто сплюнуть и заняться чем-то более приятным. Но все-таки решил написать несколько строк об этом безграмотном, а это будет доказано, и беспринципном человеке. Вот, написал "безграмотном" и представил себе лавину упреков, которая обрушится на меня. И в "Новом мире" сотрудничал, и профессор словесности… Насчет "Нового мира" разговор особый. Он еще состоится с текстами в руках. Что же касается профессорского звания В.Сердюченко, то, как стало известно, оно - не более, чем миф. Впрочем, кандидатскую диссертацию он все-таки осилил. Говорят, что не сразу. Но это только разговоры, посему утверждать это не стану. Да и не в этом дело.
     Подозрение в некотором литературном невежестве и приспособленчестве В.Сердюченко, возникшее у меня после прочтения статьи "В Москву и обратно", "22", №124, стр. 215., подтвердилось полностью после прочтения его "шедевра" "… русский литературный дискурс".
     Итак, скатавшись на халяву в Москву, попользовавшись, опять же на халяву, всеми ее благами - сам с удовольствием пишет! - В.Сердюченко определил, что русская литература переместилась из России в эмиграцию. Правда, никак не пойму - как он это умудрился сделать? Ведь перепутав как-то Агату Кристи и Аготу Кристоф, Сердюченко признался, что давно ничего не читает. Кстати, возможно этим же и объясняется, что филолог Сердюченко даже не ведает, что Франциск Ассизский пишется с двумя буквами "с", а не Асизский, как он это пишет в новом и мерзком опусе "Человек - это звучит горько". Но к этой публикации в "Лебеде" мы еще вернемся.
     Впрочем, чтоб охаять Сорокиных и Пелевиных и читать-то их не надо. Опять же, из плацкартного вагона "Ужгород - Москва" взгляд на литературу много верней и пристальней.
     И тут В.Сердюченко делает открытие! Оказывается, русское литературное слово отныне обитает в Америке и Израиле! Слава Богу! А то я так волновался!..
     Так что - радоваться надо! Что и делаю. Опять же сам Сердюченко решил донести до меня, неразумного, все тонкости творчества израильских писателей. Я бы даже назвал эту попытку благородной, но… что-то не получается. Потому что, нашел, отыскал, все-таки, Сердюченко причину, побудившую еврейских писателей эмигрировать в Израиль. Цитирую:
     "Намитинговавшись в своих НИИ и на собраниях имени академика Сахарова, но обнаружив, что в результате им элементарно перестали платить зарплату, еврейские гуманитарии дружно потянулись на историческую родину…". Вот оно, оказывается, что! Вот откуда и куда современная русская литература проистекла! Только, как быть с Солженицыным, Некрасовым, Войновичем, Аксеновым, Гладилиным, Галичем, Кузнецовым и многими другими? Их куда отнести? Вроде бы тоже писатели… Неудобно как-то. Но это мне, а Сердюченко вполне удобно. Опять-таки, пишет для Израильского журнала, стало быть стараться надо об Израильских писателях написать. И поприличней, чтоб махровый антисемитизм не прорывался. Ох, трудна доля Сердюченковская, ох, трудна… Да и не справляется он с задачей, самому себе же поставленной.
    
     Но не стану больше касаться радения Сердюченко (повторного) о судьбах русской литературы. Ну, радеет человек, чего уж там… Правда, при этом попутно пинает великого Бунина. "Ах, Моська…".
     На чем остановлюсь, так это на разборе В.Сердюченко творчества еврейских русскоязычных писателей. Точнее, к анализу его писаний. (Хорошо - правда? - "анализ писаний"!). Ну, а раз анализ, то и диагноз поставить можно будет. Хотя, он и так ясен. Правда, следует учитывать, что В.Сердюченко в своей статье проговорился, назвав себя "прикарпатским туземцем". С туземца что возьмешь? Опять-таки - анализы только…
     Свой разбор В. Сердюченко начинает с А.Воронеля, назвав его при этом "одним из лидеров правозащитного движения в СССР".
     Отнюдь, любезный Сердюченко, отнюдь! Не одобрял А.Воронель правозащитного движения в СССР в том виде, в какой оно выродилось вскоре после процесса "Даниэля и Синявского". Страдал из-за этого, мучался. Хоть в том же журнале "22", № 124 почитайте. Ах да, забыл - вы ж ничего не читаете. Только пишете. А А.Воронель - был и остался талантливым и порядочным человеком. И не вам судить о его книге. Умный читатель сам разберется. А вам, видимо, не дано.
     Теперь, вслед за Сердюченко, о Я. Шехтере.
     "Надежный профессионал" - вот она высшая сердюченковская похвала. Правда, сам Сердюченко не решил еще - беспомощен Я.Шехтер, как художник или, наоборот, талантлив. Далее В.Сердюченко пускается в разбор написанного Шехтером. Много слов и… страшное подозрение - ничегошеньки он не читал! Что-то услышал, что-то пробежал, взял на заметочку и… готово. Но в конце В.Сердюченко - вот, спасибо! - милостиво разрешает читателю судить о Я.Шехтере самому. Вот это и попытаюсь сделать. Опять же, В.Сердюченко помогу. Может ему кто-то расскажет, и он узнает, наконец, что Я.Шехтер настоящий писатель, что темы, затронутые им, гораздо выше тех кривых планочек, что В.Сердюченко ему очертил.
     Далее В Сердюченко лихо проходится по Н.Воронель. Кстати, а ему известно, что она один из лучших переводчиков О.Уайльда? (К сведению В.Сердюченко - это английский писатель, поэт и драматург).
     И, наконец, Дина Рубина.
     Да не просто Д.Рубина, а "еврейский Салтыков-Щедрин в юбке". Не хило!
     И прозрение! Как раз о еврейском народе. Рубина навеяла.
     "… рождается еретическое подозрение, что Бог был немного не в Себе, когда избирал для ведомых одному Ему целей именно это, а не какое-нибудь другое адамово колено".
    
     Только сообщаю, любезный, что никакого другого адамова колена и не было, и быть не может. Мы все - его потомки. И я, и, увы, вы.
     И еще. Чем больше читал ваши "изыскания", тем больше меня беспокоил неприятный душок, исходивший от них. Особенно от этого вашего пассажа про "евреев и жидов". И это о себе вы пишете, когда говорите, что невозможно любить этих людей.
     И не любите. Не больно-то и надо. А пишите лучше в "Лебедь". Там вам и место.
    
     Тем более, что очередную свою стряпню В.Сердюченко опубликовал именно в "Лебеде". Название - "Человек - это звучит горько". Кстати, об орфографии и правописании говорить не стану. Тем более, что Сердюченко "… написал массу работ и диссертаций..". Стало быть, грамоте обучен. Подозрение только имеется. А не врет ли, в очередной раз, доцент наш? "Масса диссертаций" - это, по крайней мере, больше одной. Так, откуда же остальные? Может, для других писал? Ох, вряд ли. Тем более, что Сердюченко опять проговаривается:
     "Теперь Путин. Каждый раз, когда автор слышит это имя, ему хочется встать и приложить руку к пустой голове".
     Да-а, насчет пустой головы - это здорово! И самокритично. Вроде, пожалеть человека надо. А то совсем чушь нести начал. Сталина с Христом породнил, Достоевским прикрываясь. Читателям "Лебедя", возможно, лестно, а нормальному человеку как быть?
     Но лучше по порядку.
     Для начала В.Сердюченко делится глубоким унынием по поводу всего человечества, аж руками всплескивает: "Это же надо! Получить доступ к Мировой Сети - и забить ее порнографией и анекдотами…".
     Полно, г-н Сердюченко! Каждый находит в Сети чтение по вкусу. Может вам анекдоты не понравились? Кстати, я, найдя ваш опус в Сети, предпочел бы порнографию.
     Еще цитата из Сердюченко: "Воскресни Иисус Христос сегодня - он (а правильно - Он!) точно сменил бы миро и лавр на канистру с бензином".
     Да-а, эдакий Христос-поджигатель. Богатая фантазия у г-на Сердюченко. Только, может позабыл он, что Христос сменил жизнь мирскую на мучения на кресте. Чтоб искупить грехи людские…
    
     Странно, г-н Сердюченко, что вы об этом не ведаете. А еще называете себя человеком религиозным. Впрочем, религиозных нонче много. Верующих не хватает!
    
     Но вернемся к тексту В.Сердюченко. И опять цитата: "Кого и что преследовали большевики? Они преследовали богатство, распущенность, моральную нечистоплотность…".
     А куда деть голодомор, миллионы погибших в лагерях, сотни тысяч уничтоженных священников, убитый и высланный цвет русской интеллигенции? Как оценить моральный облик Сталина, Ленина, Берии и их присных?
     А.И.Солженицын, именем которого иногда готов клясться Сердюченко, подробно описал контингент людей, сидевших в многочисленных зонах и методы их перевоспитания.
     Но и А.И. Солженицына г-н Сердюченко, видимо, не читал. Иначе, не посмел бы написать: "Пусть кто-нибудь из присутствующих докажет, что концлагерь и тюрьма не есть предусмотренные Богом формы человеческого воспитания." .
     И вообще, превыше всех прочих людей ценит Сердюченко именно Сталина. Даже с Христом его сравнивает. Не в пользу Христа, конечно.
     "В отличие от Христа Сталин не переоценивал возможностей человеческой природы".
     Короче, позор Христу, да здравствует Сталин! Это - по-сердюченковски.
    
     Не понимаю, г-н Сердюченко, раз вы так восхищаетесь Сталиным, то почему бы вам, заодно, не повосхищаться и Гитлером, который просто взял на вооружение то, что до него придумали Сталин и Ленин? А в чем-то, в антисемитизме, например, Сталина и превзошел. Как раз для вашего мировоззрения деятель.
    
     Но отвлечемся от Сталина. Тем более, у Сердюченко восторг от Путина произошел. И он пишет об этом так, что виден какой-то оргазм холуя, почувствовавшего настоящего хозяина. "Пара доверенных людей из КГБ" - при каждом инакомыслящем - вот идеал мироустройства для Сердюченко.
     И, конечно, "Большое Историческое Время", где Сталин - не палач и убийца, а "кесарь, который неизбежен и необходим". В этом времени Сердюченко видит и себя в числе "стоиков, фаталистов и мудрецов". Тут требуется уточнение. К стоикам Сердюченко сам себя не относит, "ибо не в силах справиться с подлыми искушениями своего "эго"…". К мудрецам отнести его тоже нельзя, хотя бы исходя из вышесказанного. Остаются фаталисты. Тоже неплохо. Такой себе симбиоз - Печориносердюченко.
     И еще цитата. Она многое объясняет:
     - Автору сего не удалось посидеть в тюрьме (а был бы не против), но он провел десять с половиной лет в армейской казарме…
     Так вот откуда у В.Сердюченко такие обширные понятия в литературе и вообще в чем угодно. Старшина навеял… А казарма - она неистребима. Отсюда и пассажи насчет того, какими праведными целями озаботились большевики, и о пользе концлагерей… И еще о многом, чем порадует нас Сердюченко впредь.Ибо не оставляют В.Сердюченко идеи социализма. Смирившись с тем, что тут, на нашей земле, они надежно похоронены, он мечтает о социализме новом. Каком? Арабском! Естественно, ведь революции и социализм проистекают из терроризма.
     В конце своего опуса В.Сердюченко обещает в другой раз разобраться и с евреями. Отложим и мы свое разбирательство с Сердюченко. Подождем…
    
    
    
    
    

   


    
         
___Реклама___