Марк Перельман, Мирон Амусья
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА ЧЕЛОВЕКА


    
    КАК И КОГДА В ПОДСОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРУЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА ЦЕННОСТЕЙИ, В ЧАСТНОСТИ, СКЛОННОСТЬ К ТЕРРОРИЗМУ
    
    (Ин-т физики им. Дж.Рака, Еврейский ун-т в Иерусалиме)
    

(окончание. Начало в номере 23)

    
    

Часть 2. ИМПРЕССИНГ И ОБЩЕСТВО


    ИСТОРИЯ И ИМПРЕССИНГ ПОКОЛЕНИЙ


    
В плане индивидуальной психологии новизна и роль концепции импрессинга, как нам представляется, очевидна. А можно ли расширить рамки ее применимости? Что может концепция импрессинга объяснить из того, что ранее оставалось неясным не только в самой психологии, но и, скажем, в истории?
    Давно известно такое удивительное явление: симпатии избирателей в США циклически перемещаются от демократов к республиканцам и обратно. Впервые, согласно А.Шлезингеру-младшему [1]) это явление подметил в истории США еще Г.Адамс: циклы централизации и распыленности власти сменялись в первые годы республики каждые 12 лет. Можно ли попытаться объяснить это явление с позиций гипотезы импрессинга?
    Представляется, что объяснение может быть таким: чрезмерная централизация вызывает ностальгию по сепаратизму, который ярче запечатлевался впериод импрессинга, и проявляется эта ностальгия через 10 - 15 лет, когда право голоса получают молодые избиратели в возрасте 23 – 28 лет, чьи голоса и приводят к очередному изменению баланса симпатий
         Для более позднего периода А.Шлезингер-старший установил наличие смены циклов усиления демократии и периодов перехода интересов на личную жизнь (симпатии к республиканцам) со средней (!) длительностью циклов в шестнадцать - шестнадцать с половиной лет.
         Отметим, что существование циклических закономерностей позволило обоим Шлезингерам предсказывать смены внутри- и внешнеполитических приоритетов США. (Не исключено, что конкретизация длины циклов в 12 или 16 лет характерна именно для США как кратная четырехлетним срокам президентских полномочий. Тогда во Франции, где президента избирают на 7 лет, циклы должны быть длиною в 14 лет и т.п.)
    В книге Шлезингера изложен ряд других гипотез о происхождении и длительностях политических циклов, показывается существование и других циклических процессов, мы ограничимся здесь лишь замечанием о том, что существуют еще и циклические процессы в экономике (волны или циклы Н.Д.Кондратьева и др.), многие из них, если не все, также можно связывать с импрессингомразличных поколений.
    Срок в 10 – 15 лет между временем импрессинга и входом испытавшего его поколения в активную политическую жизнь приводит к цикличности многих исторических событий. Так, например, поколение, пережившее поражение восстания, народного движения в возрасте импрессинга, может сохранить настроенность на его повтор через этот срок.
    Можно найти целый ряд таких цепочек. Вот несколько примеров.
        Польша: цепочка восстаний 1830 г., 1848 г., 1863 г.
    Россия: убийство Александра П в 1881 г., кровопролитие ко время коронации Николая П в 1896 г., революции 1905 г. и февраля 1917 г., Октябрьский переворот  1917 г., фактический переворот 1929 г. (коллективизация и индустриализация с изменением сознания и относительной поддержкой масс).
    Китай: здесь можно проследить цепочку почти равноотстоящих стихийно начинающихся событий: боксерское восстание 1898-99 г.г., революция 1911 г, затем начало новых смут в 1925-26 г.г.,  гражданские войны 1935 г. и 1949 г. Возможно, сюда же относятся  "большой скачок", движение хунвейбинов и др.
    Германия: Версальский договор 1919 г. с унижением, блокадой, голодом и частичной оккупацией и успехи крайних радикалов (Гитлера и Тельмана) на выборах 1932-33 г.г.
    (Отметим, что гораздо мудрее повели себя союзники после Второй мировой войны: план Маршалла позволил избежать подобных крайностей в Западной Германии.)
    Франция: восстановление государственных структур в 1944-45 г.г., возникновение под руководством Ш. де Голля
V Республики в 1958 г., мятежи левых радикалов 1968 г. (Можно, конечно, связать поражение и бесславную, но прагматичную сдачу Парижа в 1940 г. со всеобщими требованиями ухода из Индо-Китая после поражения 1954 г. у Дьенбьенфу и, в дальнейшем, с требованиями ухода из Алжира в 1954-62.)
    Грузия: расстреляная 9 марта 1956 г. просталинская (по форме, по сути дела националистическая) демонстрация, скорее даже народное восстание, отозвалась через 15 лет широкой демонстрацией в защиту признания грузинского языка единственным государственным, окончившейся победой толпы, а еще через 16-17 лет первыми в тогдашнем СССР требованиями независимости (начались они с требований независимости футбольных команд от союзной федерации, а затем список этих требований стал быстро расширяться).
    Ближний Восток: обострение еврейско-арабских противоречий с волной эмиграции к 1920 г. (вызвана «Письмом Бальфура» и погромами Гражданской войны в России), новой волны эмиграции после 1933 г.,  ее резкое усиление после 1945 г. при освобождении уцелевших узников концлагерей и антиеврейских погромов в Польше и провозглашения Израиля в 1948, Суэцкий конфликт и Синайская война 1956 г., всеобщее возбуждение в арабском мире после того разгрома, приведшее к Шестидневной войне 1967 г., террористические действия «беженцев» из Ливана и операция "Мир для Галилеи " 1982 г.  Последовавшие затем вспышки так наз. "интифады" 1989-92 г.г. и 2000 г. являются уже непрерывно продолжающимся конфликтом и вызваны, несомненно, более искусственно, как перманентные звенья политики Арафата и его банды. Стоит только отметить, что большинство террористов-самоубийц 2001-2 годов – молодые люди 22-24 лет, т.е. те, чьей период импрессинга пришелся на годы предшествующей интифады.
        С явлениями импрессинга поколений можно попытаться связать и менее бурные события. Так, например, во Франции в настоящее время (начало 2002 г.) оченьактивизировались антиизраильские и антисемитские (точнее, юдофобские)настроения и даже действия. С другой стороны, Франция – страна, в которойпо сию пору официальными остаются лозунги Великой революции 1789 г.: «Свобода, Равенство, Братство». И казалось, что яростные стычки дрейфусаров и антидрейфусаров столетие тому назад навсегда должны были излечить ее от антисемитизма.
    Действия правящих кругов понятны: во Франции, как повсюду на Западе, силы наиболее крупных партий примерно равны, поэтому решающую роль на близящихся выборах могут сыграть сравнительно небольшие, но сплоченные чем-то группы избирателей, а во Франции сейчас примерно 600 тысяч евреев и более 5млн мусульман, преимущественно арабов, так что электоральная сила – наих стороне!
       Однако, одними партийными интересами объяснить такие настроения общества нельзя. В чем же дело?
    Давайте попробуем восстановить обстановку и настроения общества во Франции в периоды импрессинга активных ныне поколений. К окончанию ВторойМировой аойны и на протяжении нескольких последующих десятилетий постепенно распадалась обширная колониальная империя Франция. И если Англия сумела провести такой же процесс быстро и, практически, без военных действий, без тщетных попыток удержать восставшие народы, то французы сражались почти за каждую колонию. Вызвано это было и тем, что, в отличие от англичан, приезжавших в колонии в основном только на период службы, французымного охотнее переезжали в них, казалось, навсегда, жили в них поколениями (особенно долго – в Северной Африке).
    Поэтому беспрерывные поражения французских войск в Индо-Китае в 1950-54 годах, в Алжире в 1958-64 г.г., вплоть до Океании в 1980-ых должны были внедрить в подсознание подростков, находившихся в периоде импрессинга, принципы генерала Ш.де Голля, жестко оборвавшего борьбу защитников французского Алжира: бесполезно и даже невозможно пытаться удержаться на отнятой у местных народов территории. (С этим, кстати, связан поворот политики Франции от произраильской к антиизраильской.) А тут, понимаете ли, Израиль, активно и покачто успешно опровергающий этот принцип де Голля: почему же, по мнению рядового обывателя, эти евреи, вселившиеся на территории мусульман, должныопять побеждать там, где мы, французы, проиграли?
    Таков же, по-видимому, подсознательный настрой в Бельгии, потерявшей Конго, а возможно и в Нидерландах, ушедших с боями из Индонезии [2]).
    
    Можно ли преодолеть этот настрой? Давайте вспомним, не вдаваясь в теоретические изыски, метод Зигмунда Фрейда: нужно выявить картину подсознания пациента и тогда можно будет объяснить ему причину заболевания (в данном случае – анти-израилизма) и тем самым избавить его от навязчивых комплексов.
    Сможет ли добиться такой цели, преодоления импрессинга целых поколений Запада, израильская пропаганда? Эта проблема сложна и, конечно, выходитза рамки статьи.
    Еще один пример импрессинга поколений – это воздействие «вьетнамского синдрома» на общественное сознание США. Поражение во Вьетнаме в 1961-73 г.г., первое в истории страны, громадное, для ограниченной колониальной войны,число жертв и постоянные напоминания о них, привели к пацифистскому, если можно так выразиться, импрессингу поколений, родившихся в 1950 году и рядепоследующих лет. Вылился этот импрессинг в то, что президентом США был избран, вопреки всем традициям, Б.Клинтон, уклонявшийся от воинского призыва и нарушивший тем самым основную, как ранее считалось, добродетель гражданина.
    Этим же комплексом можно объяснить общее одобрение действий Буша-старшего, прекратившего, во имя минимизации жертв, операцию «Буря в пустыне»до достижения окончательной победы.
    Можно, однако, думать, что события 11 сентября в корне ликвидировали этот комплекс в США...
    Здесь необходимо подчеркнуть, что приведенные примеры ведут нас к принципу импрессинга целых поколений и именно здесь может быть обоснован фрейдистский по существу метод преодоления возникающих комплексов не отдельной личности, а общества, точнее его определенных возрастных слоев.
    
         Заметим, что предлагаемая теория может обладать и некоторой прогностической ценностью. Так, можно утверждать, что серьезные изменения в российском обществе и, общее, в странах СНГ будут связаны, в первую очередь, с поколением 1975-80 г.г., импрессинг которого пришелся на 1989-91 г.г., ознаменованные кровопролитиями в Баку, Тбилиси, Вильнюсе, Съездом народных депутатов, путчем ГКЧП, распадом СССР. Здесь уже становится заметной ностальгия по большому Союзу, которая вполне может привести либо к восстановлению некоего его подобия в ближайшие 5-10 лет, либо к окончательному расхождению этих стран.
    Можно так же уверенно прогнозировать наступление значимых событий в мировых взаимоотношениях при входе в силу поколений, на чей импрессинг повлияют живые картины апокалипсиса 11 сентября... И здесь просматриваются две возможности: 1). Неприятие, вплоть до ненависти, стран Востока (назовем их так) и их ментальности, т.е. возврат к истинно-западным ценностям, не исключено, что даже в форме некоего ренессанса идей крестоносцев (все это скорее в англо-саксонских и германских странах); 2). Подъем на щит бин Ладена и,снова, Че Гевары как антитезы всеобшему усреднению, глобализации и нивелированию культур (скорее в романских странах, теряющих свою исконную роль флагманов мирового прогресса).
    А выбор того или иного направления молодежью, той, что через 10 – 15 лет станет решающей силой общества, зависит от того куда и как, главное – к какому возрасту, станут воздействовать на нее СМИ и старшие...
    
    Итак, можно утверждать, что теория импрессинга работает, и существует определенный закон длительности формирования и изменений менталитета наиболее активной части общества в 10-15 лет.
    Отметим здесь же, что концепция импрессинга позволяет не только исследовать некоторые причины тех или иных исторических веяний, но и как бы реконструировать подсознательные установки отдельных людей, вершивших и вершащих политику своих государств. Тема эта, однако, очень обширна и будет подробно обсуждена в другой публикации.
    

    ИМПРЕССИНГ И РЕЛИГИЯ
    
    Давайте попробуем обратиться от импрессинга отдельных личностей и поколений к сфере конфессиональной. Но сперва отметим возможную роль импрессинга в жизни некоторых основателей религий или религиозных течений.
    Конфуций в последние годы жизни писал, что к 15 годам его учениебыло фактически уже полностью завершено. Поэтому можно думать, что и он прошел через религиощный кризис в возрасте, близком к периоду импрессинга.
        Согласно Евангелию от Луки (2, 42-47) Иисус именно в возрасте 12 лет впервые оказался в Иерусалимском храме и впервые вел дискуссии со священнослужителями.
    В том же, примерно, возрасте Мохаммед, путешествуя вместе с дядей, впервые знакомится с жизнью иудейской и христианской общин.
    И в этом же возрасте прошел в ХУШ веке через религиозный конфликт Баал Шем Тов (Бешт), основатель крупнейшего течения ортодоксального иудаизма – хасидизма [3]).
    Джозеф Смит, основоположник мормонства, как-то будучи в лесу в возрасте 14 лет, ощутил духовное единение с господом и с Иисусом и отсюда пошло его вероучение.
    Самый, по-видимому, известный проповедник ХХ века Мун писал, что видение Христа посетило его в 16 лет и повелело ему продолжить свою незаконченную миссию, спасти человечество от сатанизма.
    А теперь следует обратить внимание на то, как воспитывают, в религиозном плане, детей в различных конфессиях, выделяется ли как-нибудь в них этот, критический и определяющий, по нашему мнению, возраст. И начнем этот обзор с положения в иудаизме, где впервые были сформулированы четкие возрастные пороги развития ментальности.
    В иудаизме общий план воспитания и возрастных особенностей людей изложен в наиболее важном, с позиций этики, трактате Талмуда «Поучения отцов»[4]) в Мишне (изречении) 5:25: «В пять лет надо приступать к изучению письменной Торы [учиться читать], а в десять – к Мишне [рассказам и отдельным поучениям], в тринадцать –к заповедям [!!!], в пятнадцать [приступать к изучению] Талмуда, в 18 – жениться, в 20 – зарабатывать [на пропитание семьи], в 30 – брать на себя тяжелый труд, в 40 – возраст разума, 50 – возраст советчика, в 60 – достичь старческой мудрости, в 70 – почета, в 80 – духовная сила должна возобладать над физической, в 90 – сгибаются под тяжестью лет, а когда человеку 100 лет - он все равно что умер и исчез из мира сего». .
    Представляется, что это установление – заповеди в 13 лет, неуклонно соблюдающееся на протяжении не менее двух тысячелетий, при смене порядка 100 поколений, сыграло определяющую роль во всей истории еврейского народа. Самая ведь сложная здесь проблема, если подходить к истории с рационалистических позиций, – это вопрос о том, почему евреи до сих пор существуют как народ. Попробуем подойти к этой проблеме без эмоций и без ссылокна высшие силы.
    Гонения на евреев, начавшиеся в Александрии с ростом диаспоры во П-Ш веках до н.э.,  носили, во всяком случае, до конца Х1Х века, в основном конфессиональный характер: стоило принести жертву Зевсу, принять крещение или перейти в ислам (т.е. отказаться от своей особости), как бывший иудей получал права гражданина или подданного, а иногда и некоторые привилегии. Кое-кто уступал такому искушению, но значительная все же часть народа предпочитала терпеть преследования, унижения и даже муки, а иногда не только самим идти на смерть, но даже выносить смерть детей и не сдаваться, сохранять верность религии отцов.
    Психолог обязан поставить при этом такой вопрос: инстинкт сохранения жизни, тем более жизни детей, является безусловным, что же может преодолеть такой инстинкт, преодолеть самою волю к жизни? Такое преодоление представляется невозможным на уровне сознания, здесь может действовать только подсознательный императив. А он, этот императив, может и должен быть вложен в менталитет, в систему ценностей, предпочтений в период формирования этого уровня подсознания, что и происходит у евреев к тринадцати годам.
    Именно к этому периоду, сознательно или случайно, приурочен  со времен седой древности, помимо упомянутого изучения заповедей, обряд совершеннолетия мальчиков - Бар-Мицва: именно в возрасте максимальной восприимчивости, в возрасте формирования подсознания подростки торжественно выступали в синагоге с чтением Торы и поучениями перед всей общиной, т.е. получали в иудаистской традиции интенсивное духовное подкрепление системыценностей [5]) - и это навсегда запечатлевало в них непреходящую приверженность своей религии, возможность преодолевать безусловные инстинкты жизни не в состоянии недолгого аффекта, а постоянно!
    Так возник конфессиональный императив, ставший по причине исторического отожествления понятий иудей и еврей чертой национального характера.
    Подтверждением выдвигаемой версии может послужить обсуждение и сравнение аналогичных традиций в других конфессиях.
    Так, в последние десятилетия перед всем миром встала острая политическая проблема - рост агрессивного исламского фундаментализма, переходящего уже в своего рода войну цивилизаций. В чем причины жизнестойкости мусульманского фундаментализма и его привлекательности для верующих?
         Ислам в эпоху своей экспансии одолел давно и, казалось бы, прочно христианизированные страны Леванта, Магриба (Северной Африки), могущественнойнекогда Византии, Испании, кавказскую Албанию, несторианскую Среднюю Азию, зороастрийский Иран, а ведь и там господствовал монотеизм. И пусть в начале эпохи завоеваний эти страны были разобщены, люди в них были более изнежены, а вышедшие из полупустынь Аравии кочевники были более стойкими,были уверены в райском воздаянии после смерти в бою, но надо ведь было не только завоевать, но и сохранить на века свою власть, внедрить свое миропонимание, новую ментальность. Этого можно было добиться лишь полным перевоспитанием нескольких поколений, и мусульмане этой цели достигли.
    Как? Наиболее существенным различием в подходе к воспитанию подростков в разных конфессиях является возраст их приобщения к общине, а следовательно и возраст наиболее интенсивного на них воздействия: в исламе, как и в иудаизме (и в некоторых анимистских системах, например, у ряда племен североамериканских индейцев, довольно успешно сохраняющих своюособость), это опять-таки 13 лет - возраст, как мы установили, максимальной духовной (ценностной и стилевой) восприимчивости! (Отметим, что существенную роль могут играть специфические особенности обряда установления совершеннолетия, которые могут сопровождаться сильными психологическими воздействиями, включая в некоторых случаях даже и ритуальное членовредительство.)
    А в христианстве? Конфирмация у католиков проходит в 8 - 12 лет, т.е. слишком рано, в протестантских конфессиях - чаще всего в 18 - 20, т.е. слишком поздно, в православии такой церемонии вообще нет - ребенок со дня крещения принадлежит к церкви. Вот и получается, что подсознательно христианам трудно что-либо противопоставить проповеди ислама и других вероучений - именно отсюда, представляется, успехи прозелитизма даже в Европе и США, новой волны исламизации в Африке, успешно противостоящей христианским миссионерам.
    Именно поэтому доводы разума не действуют на людей, подсознание которых уже сформировано и как бы законсервировано. В этом корень неудач многочисленных попыток европеизации стран Востока сверху, правителями. (Единственная, пожалуй, удачная, хоть и не полностью, попытка, кроме отвоеванной Испании, - это Филиппины, но там миссионеры-испанцы были повелителями целые столетия и там, как и в Испании, весьма активно действовала инквизиция.)
        Яркий пример существования и роли конфессиональных императивов (подтверждающий концепцию порождающих их импрессингов) дает религиозная жизнь в бывшем СССР, атеистическом, по определению, государстве. Несмотря на постоянную помощь, пропаганду и даже давление со стороны правительствправославие в России, на Украине, в Грузии, в Молдавии никак не становитсямассовым, и не приобретает заметного политического влияния: посещение церкви носит, скорее, ритуальный, показательный  характер для бывших партработников или становится попросту модным. А вот ислам во всех частях бывшего СССР восстал мгновенно и сразу превратился в весьма влиятельный фактор жизни общества.
        Почему же фундаменталистский исламский шабаш вспыхнул именно сейчас?
    ЭКСПАНСИЯ ИСЛАМА, ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ И ИМПРЕССИНГ
    
    История знает много случаев тотальных нашествий орд варваров (нужно называть и народы своими именами!), обычно кочевников, на цивилизованный мир: гиксосы на Древний Египет, ассирийцы на Вавилон, германцы, гунны и пр. на Рим, чжурчжени на Китай, славяне на Византию, норманны на Европу, татаро-монголы - во всех направлениях и т.д. Варвары, как правило, обладали большей жизнестойкостью, в их мировоззрении господствовали идеи райского воздаяния за воинские подвиги (напомним, что Гитлер и особенно Гиммлер планировали возродить в каком-то виде культ Валгаллы!) и им не раз удавалосьразрушить высокоорганизованные страны и общества.
    Ислам знал несколько периодов широкой экспансии: арабский, пост-магометовский период УП – Х1 веков, остановленный Карлом Мартеллом на юге Франции и норманнами на юге Италии, а затем монголами на Востоке; сельджукский и османский периоды, остановленные в битве при Лепанто, затем Яном Собесским у стен Вены и поднимающейся Россией в ХУП веке. Ну а затем Реформация и Век Просвещения в Европе, быстрый технический прогресс Европы с ХУШ века, вместе со всеобщей стагнацией в странах Ислама, ликвидировали, казалось навсегда, опасность новых попыток осуществления широкомасштабной исламской экспансии.
    Однако затем, незаметно для остального мира, ситуация в корне изменилась: в мире постепенно, на протяжении ХХ века, концепция европейского гуманизма переродились в новую как бы всеобщую этическую систему – в систему «политкорректности», когда совокупности обычаев различных групп и народов, даже находящихся на разных ступенях развития, называются «цивилизациями» и, фактически, признаются равноценными.
    В первую очередь такие, ну явно очень «прогрессивные» идеи проникли на телевидение, идущее впереди планеты всей. А в каком возрасте, скажите, наиболее беззаветно и наименее критично смотрят ТВ? Правильно, примерно в возрасте импрессинга.
    Вот отсюда, как представляется, и пошло привитие идей политкорректности (в период импрессинга, можно думать) политически наиболее активным, в настоящее время, поколениям на Западе: они достигали критического возраста в тот период, когда удивительным образом весь «мир» сузился благодаряразвитию ТВ, а отсюда и рост интереса, и уважения к иным, хоть и примивным, но зато как бы естественным, выигрышно и красочно показываемым, оригинальным, а потому и привлекательным для них обычаям (следование им соответствует обычному юношескому противостоянию взрослым). Отсюда и развитие идей «зеленых», а затем и антиглобалистов: как можно усреднять и губить всёэто красочное многообразие!
    Ну, а к этой широкомасштабной и идеалистической идеологической диверсии (иначе ее не назвать) левых интеллектуалов, сентиментально традиционных радетелей прав всех угнетенных, присоединились такие факторы какнефть и нескончаемые потоки долларов, воистину благословление Аллаха, аможет и его долгожданный знак к началу новых завоеваний? Свою роль сыграла, конечно, привычка к грандиозным проектам типа расширенного ПРО, к большим, очень большим деньгам, которая опасна, прежде всего, тем, что люди перестают думать о простых решениях, о том, что вовсе не обязательно, например, сбрасывать на Нью-Йорк водородную бомбу...
    Мы даже не упоминаем тривиальные финансовые интересы каких-то лиц во власти и в СМИ: было бы слишком странно, более того – даже не представимо, если бы шейхи, при всеобщей восточной страсти к «бакшишу» (или, чуть более европейской страсти – к «борзым щенкам») пренебрегли этим путем завоевания благосклонности нужных людей. Но – здесь следует остановиться и вспомнить о презумпции невиновности...  (Перечтите нашумевший некогда «ЗакатЕвропы» О.Шпенглера – ситуация сейчас ближе к «закату», чем в 10-20-ых годахХХ века, когда книга писалась.)
    ВЫВОДЫ (Вторая часть)
    Приведенные исторические и персонологические примеры показали, что помимо индивидуальных особенностей подсознания, описываемых предложенной концепцией импрессинга, существуют и ярко себя проявляют социальныеявления типа импрессинга поколений. Их выявление – задача социопсихологии и истории, проблема своего рода социофрейдизма, если можно так его назвать. Ну а затем уже наступает время психологии – как преодолеть, либо, напротив, усилить, этот полученный поколением комплекс.
      Самая злободневная проблема этого класса, рассматривавшаяся выше – современный терроризм.
    Как можно подытожить общие результаты нашего исследования? Может ли выжить наша, иудео-христианская цивилизация, цивилизация без кавычек, наше «Открытое общество»? Какие практические выводы можно и должно сделать из всего сказанного?
    Вывод здесь может быть только один: бороться в дальней перспективе с фанатизмом, в том числе с мусульманским фундаменталистским или националистическим, можно только и только через воспитание в определенном возрасте, в возрасте импрессинга (мы не рассматриваем здесь, конечно, те меры, которые, в краткосрочной перспективе, должно принимать политическое руководство). И воздействовать на будущие поколения мусульман может только исламское же духовенство [6]).
    Борьба же с террором, во всяком случае с суицидальним террором, террором самоубийц, требует напряжения сил и решимости всего мирового сообщества: поскольку опасность террора исходит сейчас от исламского фундаментализма, то необходимо самым жестким образом потребовать от исламского духовенства, именно от духовенства в целом, обладающего и посейчас огромным влиянием на свою паству, полного и канонически обоснованного осуждения таких действий. Любые общности, отказывающиееся от такого осуждения, либо оговаривающие его какими-то условиями [7]), должны быть поставлены вне закона и уничтожены полностью так, как поступалии поступают со зверьми-людоедами в Африке или Индии. Это решение должно быть утверждено Советом Безопасности ООН и тем самым должно принять безусловно обязывающий для всего мира характер [8]). И пусть «левые» идеалисты интерпретируют такую политику как своего рода возврат к колониальной системе: нужно быть честными и признать, что некоторые (точнее, многие) народы еще не доросли до возможностей самоуправления!
    Должны быть запрещены любые, в том числе самые выгодные (подразумеваются торговые, в основном, нефтяные) сделки со странами, поддерживающими терроризм и не признающими такого решения цивилизованного мира, и должна быть строго наказуема любая пропаганда в их пользу со стороны СМИ – нельзя, находясь на краю пропасти, потакать безответственным радетелям личных свобод: «на войне как на войне», говорят в такой ситуации французы.
    И повторим, в заключение, главный, на наш взгляд, вывод: необходимо научиться так воспитывать молодежь, так влиять на нее – и именно в возрасте импрессинга, чтобы в ее подсознании прочно и навсегда укоренились основные положения современной морали!
    Мир должен понять и принять как категорический императив (вспомним Иммануила Канта!) замечательный призыв великого Гилеля: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» [9]) и руководствоватьсяеще одним его изречением (Пиркей Авот, 1-14): «Если не я за себя, кто заменя? Но если я только для себя – что я? И если не теперь, то когда?».
    
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    
КОНЦЕПЦИЯ ИМПРЕССИНГА И ПАЛЕСТИНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ
    
Рассмотрим, как некую иллюстрацию теории импрессинга, положение в сегодняшней Палестинской автономии и попытаемся выявить причины массового терроризма, в том числе суицидальнего.
    Террор как средство политической борьбы впервые, по-видимому, в Новое Время широко начали использовать народовольцы, а затем эсеры в России, но это были акты индивидуальные, направленные против определенных, виновных в утеснениях деятелей режима. И только так наз. «национально-освободительные» и ультра-революционные движения избрали массовый террор как действенное средство воздействия на общество и на правительство: достаточно, с одной стороны, вспомнить ирландцев в Ольстере и Великобритании, басков в Испании, а с другой – «красные бригады» в Европе и «Аум Сенрике» вЯпонии. И при этом необходимо отметить, что террористы, во-первых, не ставили своей задачей выбор жертв из определенной этнической или социальнойгруппы (задача террора – возбуждение паники среди населения), а во-вторых – исполнители берегли собственную жизнь.  При этом непосредственные исполнители терактов никогда не составляли более иль менее большие группы внутри таких движений: акты террора носили как бы индивидуальный характер.
        Совершенно иным представляется положение с современным террором палестинских арабов: во-первых, он четко и недвусмысленно направлен только итолько против одной этнической общности – евреев (и в этом он фактически тождественен гитлеровскому плану решения «еврейского вопроса», но нев Европе, а в пределах Ближнего Востока), во-вторых, его потенциальными исполнителями являются не отдельные индивидуумы, а немалая, по-видимому, часть народа, в-третьих, он во многих случаях является суицидальним – исполнители заведомо идут на собственную гибель.
    Такие новые, в плане психологии, черты этого явления требуют серьезногоанализа и выявления корней этого вида террора, тем более, что в последнеевремя этот вид террора уже не ограничен территориями Ближнего Востока, а стал общеисламским и начал распространяться по всему миру (11 сентября 2001 г. в Америке!), угрожая самому развитию цивилизации.
        Итак, начнем с положения в сегодняшней Палестинской автономии: школьные учебники, как и практически во всех арабских странах, полны картин «зверств сионистов», о них же вещают не только муллы, но и все каналы ТВ там, гдеоно не запрещено. Оказывается и Холокост евреи не то выдумали, не то даже сами осуществляли, и Храм царя Соломона никогда не существовал (видимо, даже Шехерезада в сказках «1001 ночи» все врет), и в казни Иисуса евреи (которые,по другим их же высказываниям, в Иерусалиме никогда не жили) виноваты. Да и о чем спорить, если согласно Корану Авраам завещал все наследство вовсене Иицхаку (Исааку), прародителю евреев, как почему-то утверждается в Библии, а своему любимому сыну Ишмаэлю (Измаилу), от которого и пошли доблестные праведники-насельники Аравии, а в будущем – всего мира!
    Как проходит в этих условиях импрессинг молодежи, способствуют ли настроения в обшестве и политика, проводимая в системе образования и средствах информации, формированию подсознания будущих террористов?  Нас, конечно, более всего интересует то, что влияет на них в период импрессинга. (Поскольку такие специальные исследования не проводились, то придется рассматривать более широкий возрастной интервал, в который попадает и критический период импрессинга.)
    
    Вот одно из множества аналогичных свидетельств.
        Известный американкий исследователь проблем Ближнего Востока ДэниэлПайпс в статье «На радость и гордость родителям» (http://www.DanielPipes.org/) пишет:«Спустя всего лишь несколько часов после взрыва в иерусалимской пиццерии, унесшего жизни 15 израильтян, брат 23-х летнего террориста-самоубийцы восторженно заявил: "Эта операция уникальна по своему исполнению и успеху...Палестинцы повсюду теперь могут торжествовать и радоваться."  В этом же духе выразился и отец 22-х летнего самоубийцы, взорвавшего 21 подростка в тель-авивской дискотеке: "Я очень счастлив и горд поступком моего сына. Честно говоря, я ему даже немножко завидую... Жаль, что это не получилось сделатьмне самому."» (Заметим, в скобках, что импрессинг обоих самоубийц – как и большинства других – приходится, примерно, на 1991-92 годы, на время предшествующей вспышки «интифады» и Войны в Заливе. Этим импрессингом и объясняется их фанатизм.)
    И далее в объяснение такого феномена Пайпс замечает: «Именно над этим посылом и трудится Палестинское телевидение. В "Детском клубе" вот что поетмаленький мальчик: "Когда я приду в Иерусалим, я стану террористом-самоубийцей". А часто гоняемая "рекламная пауза" призывает детей: "Бросьте игрушки. Возьмите камни." А вот как звучат слова детской песни в другой передаче: "Как благоухают тела мучеников, как приятен запах земли, земли, благоухающей кровью, кровью, льющейся из свежеубитого тела".»

    Такое воздействие и испытывают подростки до, во время и после наступления импрессинга. Но особенностей сформированного под таким постоянным воздействием подсознанияне понимают радетели «национально-освободительной» борьбы, думающие, что раздачей конфет и компьютеров его можно быстро изменить!
        Пока подростки в возрасте 10 – 15 лет выступают как «камнеметатели», т.е. как бы «играют» с израильскими солдатами – выстрелят из рогатки или бросят камень и убегут: разгоняют ведь их только в крайних случаях и притом резиновыми пулями и слезоточивым газом. Их поведение как бы сходно с обычным мальчишеским хулиганством, но – и это самое важное – не только остается безнаказанным, оно поощряется взрослыми, оно возводится в ранг геройства!
    И так как на этот возрастной интервал приходится период импрессинга, то таким образом подготавливаются будущие бесстрашные воины Аллаха и Арафата!
       Поэтому не представляет труда прогнозировать усиление этих актов летчерез 10, когда оплакиваемые мировыми ТВ юные «камнеметатели» станут молодыми бойцами армии фундаменталистов. И открытые Израилем университеты (точнее, многочисленные колледжи) на «Западном берегу Иордана», равно как и обучение местных арабов в вузах самого Израиля само по себе отнюдь не уменьшают этой опасности, тпк как приходится уже на период после импрессинга. Более того, как наглядно выяснилось в последнее время, полученные знания придают им, без воздействия на уже закрепленный импрессинг, новые импульсы ненависти к Израилю и ко всей западной цивилизации как к виновникам технического (на самом деле – цивилизационного) отставания Востока и «угнетения» Ислама.
    
Возникшее, вернее, усилившееся в последнее время противопоставление мировоззрений основано на распространненой среди части мусульман вере в то, что шахид получает, как вознаграждение, вечную жизнь рядом с Аллахом. Вера эта опирается насуру Корана: "Относитесь к тем, кто умер во имя Аллаха не как к мертвым, а как к живым, любимым Аллахом." (3:169).
    И лучше всего описать имеющееся положение характерными словами авторитетных исламских же писателей.
    Так, известный обозреватель доктор Абдалла Аль-Нажар в газете “Аль-Гумхурия” (Египет) от 07.10. 2001 пишет:«Правоверные не боятся врага в час битвы и не берегут свою жизнь. Аллах обещал (им) одну из двух милостей – победа или смерть праведников. Каждая из этих двух милостей является большой наградой (в их глазах), и уже нет между ними разницы...  Это и есть секрет победы правоверных над их врагами, несмотря на то, что правоверные немногочисленны, а политеистов много, и у них современное оружие и оборудование.»
       Нельзя, конечно, считать, что такая идеология является всеобщей в мусульманском мире. С нею пытаются бороться и сами здравомыслящие мусульмане.Так, египетский драматург Али Салем высмеивает в ежедневной арабской газете «Аль-Хайат» (Лондон), 05.11.2001, многочисленные призывы арабской прессы к экстремизму. Салем саркастически предлагает открыть детский сад, чтобы с 4-5 лет обучать детей экстремизму: «Вы с легкостью заметите, что они (т.е. немусульмане) любят жизнь – это и есть их слабая сторона. В противоположность им, мы любим смерть и стремимся к ней. Не верьте тому, что Аллах сотворилжизнь для того, чтобы жить, строить и наслаждаться. Нет, Аллах сотворил нас для того, чтобы проверить нашу готовность восстать против жизни и избавиться от неё при первой же возможности. Каждый из вас должен искать возможность умереть, но не безвозмездно. Вы должны взять с собой столько неверных, сколько возможно, и послать их в ад. Вы должны знать, дорогие дети, что шахиды попадают в рай, тогда как их мертвые попадают в ад.» (Заметим, что в таком юморе есть доля опасной правды: начав в 4-5 лет слышать восхваления важности и прелестей экстремизма трудно не усвоить к 13 годам его заповеди!)
    
И не думайте, что такие призывы возможны только в сатире: эти слова, кажущиеся нам некой «поэтической» гиперболой, продолжают, как и ранее вбивать в головы, в подсознание подростков (в том числе, что особенно опасно, в головы подростков, находящихся в возрасте импрессинга и близко к началу периода юношеской гиперсексуальности), что Там, в Раю, куда шахиды, в отличие даже от иных праведников,переместятся мгновенно, не дожидаясь Страшного суда, они будут навечно счастливы, будут ежедневно обладать 72 (!) девственницами-гуриями, смогут перевести туда же до 70 своих родственников и друзей... (Вспомним сжигавших себя ради будущего блаженства староверов России ХУП-ХУШ веков – куда им до столь красочных описаний райского бытия, а ведь горели вместе с детьми!)Ну а для более прагматичных палестинцев – родители шахидов тут же, не дожидась райских кущ, получают более, чем солидное в их, весьма многодетном,положении материальное вспоможествование и почет, столь ценимый на Востоке!
    Вот такое сильнейшее воздействие периода импрессинга, восхваляемых кровавых сцен, вкупе с отмеченной выше безнаказанностью ведут к неиссякаемым ордам юных «камнеметателей», «жестокий разгон» которых с помощью слезоточивого газа и резиновых (!) пуль заполняет прайм-время на экранах западного ТВ!
    Ведь всегда, навсегда остается в силе первоначальное указание пророка: весь мир должен превратиться и превратится в мир Ислама. А сколько времени нужно этого ждать – знает лишь один Аллах, который во время подастзнак своим верным джигитам (или как там их именовать). А пока воспитывайтедетей в духе преданности этим идеям, готовыми пожертвовать в час Х своейи чужой жизнью [10]).
    






Примечания:

[1]). A.M.Schlesinger, Jr. The Cycles of American History, 1986.

 

[2]). Заметим,что такого настроя, несмотря на значительные мусульманские общины, нет в Англии, избавившейся от своих колоний почти без боев, и в США, этих колоний не имевших. Ну а антиизраильские настроения в Скандинавии вызваны, можно думать, иными причинами – скорее всего неумеренным влиянием «зеленых», аналога российских почвенников, зовущих, фактически, назад, в патриархальные Средние века, а потому склонных поддерживать повсюду угнетенные общности, живущие «естественной», по их мнению, жизнью. 

[3]). О том, что в этом же, по-видимому характерном для таких переживаний возрасте А.Эйнштейн пережил религиозный кризис, мы упоминаливыше.

[4]). Впоследнее время вышло несколько комментированных русских переводов этого трактата: «Трактат Авот» (пер. П.Криксунова, комм. р.П.Кегати). Внешторгиздат, М.: 1990;  «Пиркей Авот. (Поучения отцов)». Изд. 2. «Геулим»: Иерусалим, б.г.; в составе сборника «Сидур Кол Йосеф» (с.с. 544-586, пер. и комм. р. Н.Шермана). «Шамир»: Иерусалим, 1994. Предполагается, что цитируемая Мишна сформулирована раби Йегудой бен Тейма, жившем в конце 1 – начале П века н.э. и казненном римлянами. (В квадратных скобках даны наши пояснения; напомним, что в Талмуде, в отличие от христианских катехизисов, рядом излагаются зачастую взаимнопротиворечивые указания авторитетов, поэтому нужна уже некоторая подготовка для их обсуждения и выбора наиболее правильного в данной конкретной ситуации, а начинать изучение Талмуда становится возможным после усвоения Заповедей).

[5]).  Схожий обряд для девочек, Бат-Мицва, возник много позже и имелразное значение и форму в разных общинах.

[6]). Принципиальную возможность такого воздействия показывает духовный лидер, наследственный имам шиитской секты исмаилитов Ага Хан 1У (принц Карим), широко- и глубокообразованный человек, основавший Университет Ага Хана в Пакистане и несколько исследовательских институтов, мультимиллионер, активно, как и вся его семья, участвующий в программах ЮНЕСКО и т.д.

[7]Съезд представителей мусульманских религиозных кругов в Бейруте 10.01.2002 постановил: «Акции-самоубийства против сионистского врага легитимны и основываются на принципах Корана. Они представляют наивысшую степень праведности. ...Такиетеракты – это стратегическое оружие, позволяющее сохранять баланс силс врагом, несмотря на его военное превосходство». В мероприятии принимали участие около 50 делегатов из Ливана, Палестинской автономии, Судана, Союза эмиратов Персидского залива, Марокко, Алжира и Иордании. 

<[8]). Такой подход предлагал один из авторов в дискуссии на Радио «СВОБОДА» 7 октября 2001.

[9]). Гилель Вавилонянин (112 г. до н.э. – 8 г. н.э.), глава ученых своего времени, духовный вождь народа, происходил из рода царя Давида. Одно из преданий рассказывает, что когда некий иноверец выразил желание перейти в иудаизм, если ему объяснят суть учения пока он стоитна одной ноге, то Гилель произнес эту фразу, продолжив ее так: «Все остальное служит разъяснению этого. Иди и изучай».

[10]). Все это не отрицает, конечно, роли событий, ведущих к возрастному импрессингу в становлении отдельных личностей. Так, по некоторым сообщениям в СМИ отец Осамы Бин Ладена погиб в автомобильной аварии, когда этому сыну было 13 лет; виновником аварии был шофер-американец, что могло способствовать развитию его патологического антиамериканизма (как бы своеобразный синтез эдипова комплекса с импрессингом). Особенности импрессинга главы авиа-террористов египтянина М.Атты (ему было 43 года в моменттеракта) могут быть связаны со смертью харизматического «отца арабского народа» Насера в 1970 г., умершего, но не отмщенного, а также с поражением Египта в 1973 г. и с последующим «предательством» А.Садата, пошедшего на мир с «сионистским агрессором».


   



    
___Реклама___