Павел ПОЛЯН
Очерки еврейской эмиграции
из бывшего СССР в нынешнюю Германию




Очерк пятый


Внутренняя география и инфраструктура еврейской жизни в Германии


     Первое, с чем сталкиваются еврейские иммигранты из СССР по приезде в Германию, являются не синагоги и не общины, а огромные земельные приемно-распределительные центры, откуда дается старт всему остальному. Вообще государственная инфраструктура, технологически обеспечивающая бесперебойный прием контингентных беженцев, весьма значительна: в 1995 году в стране функционировало более 170 общежитий для еврейских беженцев, из них 60 располагались в земле Северный Рейн-Вестфалия. В них в то время проживало в общей сложности 7195 человек, или почти 16% тогдашнего еврейского населения страны, - нешуточная доля. Больше всего их находилось, естественно, в земле Северный Рейн-Вестфалия и в Нижней Саксонии (1624 и 1600 человек).
     Весьма серьезную роль играют и традиционные еврейские организации, как правило, социально-благотворительного свойства. Самая известная и влиятельная из них - ZWST (Zentralwohlfartstelle der Juden in Deutschland, или Центральная благотворительная организация немецких евреев). Она была основана 9 сентября 1917 года в Берлине, став первой в Германии еврейской социальной организацией, взявшей на себя связующие и координирующие функции (местные благотворительные объединения начали возникать еще в XIX в.). В 1939 году ее деятельность была насильственно приостановлена.
     Возобновилась она только с 20 августа 1951 года, когда в Германии все еще сильными были сомнения, возродится ли еврейская жизнь в Германии хоть в какой-нибудь форме или не возродится. В 1955 году ZWST из Берлина переехала во Франкфурт-на-Майне. В первое время все усилия были сосредоточены исключительно на тех, кто пережил Холокост: в основном речь шла о социальной поддержке остронуждающихся и обедневших за эти страшные годы евреев. Первыми элементами социальной инфраструктуры стали каникулярные дома отдыха в Вембахе (Wembach) и Зобернхайме ( Sobernheim).
     ZWST осуществляет социальную задачу целенаправленной помощи по принципу "Помощь для самопомощи". Сферами конкретной деятельности являются социальная консультация и опека, особым вниманием пользуются пенсионеры, дети и молодежь, а также уровень компетентности социальных работников общин; в центре внимания - интеграция беженцев из бывшего СССР, заключающаяся в материальной поддержке во время проживания в общежитиях, проведения социокультурных мероприятий, проведение недельных семинаров по интеграции и семейной политике, подготовка социальных работников из среды самих приезжающих, финансовая поддержка курсов немецкого языка, еврейской религии и культуры, а также профессиональной переподготовки (особым расположением ZWST пользуются музыканты и художники). Около 1000 детей ежегодно проводят каникулы или их часть в еврейских лагерях отдыха, для престарелых же организуются групповые поездки или 3-недельные путевки в отеле "Иден-Парк" в Бад-Киссингене - заведении с сугубо еврейской атмосферой.
     Но, как и во всем мире, средоточием и инструментом еврейской жизни в Германии являются именно синагоги и общины. Синагоги - храмы иудейского вероисповедания, руководят ими назначаемые раввины, которые обеспечивают религиозную сторону еврейской жизни. Раввинов на всю Германию сегодня всего около двух десятков, и едва ли не все приписаны к западным землям
     Еврейские же общины, возглавляемые председателем и правлением, наряду с религиозной стороной, казалось бы, должны уделять внимание также и социальной и культурной сторонам жизни. Но во многих общинах явно недооценивают роль этого фактора и с той или иной степенью жесткости отказывают иммигрантам в столь необходимой им на первых порах помощи или опеке. Иногда новоприехавшим предлагается своеобразный "бартер": оказание соответствующих консультативных услуг - в обмен на обязательное посещение Богослужений в синагогах и на углубленное изучение Торы. При этом совершенно не берется в расчет то, что помочь новоприбывшим как можно успешнее и скорей решить их бытовые и социальные проблемы - и есть то главное, что нужно сделать для приближения их сознательного и, главное, добровольного приобщения к таинствам иудейской веры. В действительности такое понимание встречается редко: вероятность осуждения, обличения и укора много выше, чем совета или помощи.
     Большинство еврейских общин в Германии - ортодоксальные; собственно говоря, иных Центральный Совет евреев в Германии и не признает. Но сравнительно недавно объявились и альтернативы - прежде всего традиционные для довоенной Германии общины либерального или реформистского толка (в Берлине, Мюнхене, Ганновере, Касселе и Кельне), а еще хасиды-хабадники.
     Что же касается ортодоксальных общин, то их в Германии более 80, их число постоянно растет, причем не столько за счет образования новых общин, сколько за счет выделения малых общин из состава больших, как, например, это произошло в 1996 г. с общиной г. Фрайбурга, от которой отъединились общины Эммендингена и Лорраха. Общины группируются в союзы по региональному признаку. На сегодняшний день таких союзов около 15: большая их часть соответствует земельному делению (Бавария, Гессен, Нижняя Саксония, Мекленбург-Померания, Рейнланд-Пфальц), некоторые "отвечают" за несколько земель сразу (например, Тюрингия плюс Саксония или Саксония-Анхальт плюс Бранденбург плюс Мекленбург), а в случаях Баден-Вюртемберга и Северного Рейна-Вестфалии, наоборот, имеется по два отдельных союза - соответственно для Бадена и Вюртемберга и для Северного Рейна и Вестфалии-Липпе). Земли-города (Гамбург и Бремен), как и самые маленькие из земель (Саарланд и Шлезвиг-Гольдштейн) с небольшим количеством общин, обходятся и вовсе без такого рода союзов. Самостоятельными являются и некоторые крупнейшие общины, в частности Мюнхен (с которым традиционно кооперируются общины Верхней Баварии) и Кёльн. Значение этих союзов и их политики тем более велико, что во многих жизненно важных вопросах они играют роль промежуточной, но все же решающей инстанции: не дай Бог общине конфликтовать с таким советом - трудности, вплоть до блокирования финансирования, гарантированы. Ведь именно через них, а не напрямую осуществляется бюджетное финансирование общин.
     Финансируются же общины из нескольких источников. Основной - это бюджет земельных министерств по делам религий, формирующийся за счет уплаты культового налога (эти средства идут на оплату помещения, персонала, обеспечение Богослужений, преподавание религиозных дисциплин и т.д.). Нередко деньги поступают и от других земельных или городских властей (например, от управлений культуры) и, как правило, целевым образом: на обеспечение культурной жизни общин (концерты, выставки и т.п.). Источниками дополнительного финансирования являются и членские взносы, и добровольные пожертвования, иногда - доходы от сдачи в наем помещений, принадлежащих общине. В зависимости от наличия и сочетания этих источников финансирования общины могут позволить себе тот или иной уровень социальной или культурной деятельности.
     Как известно, "новые", или восточные, земли серьезно отстают от "старых" по жизненным стандартам и экономическому развитию, а если в чем и опережают их - то по уровню безработицы и правоэкстремистских проявлений. Понятно, что в этих условиях большинство еврейских иммигрантов стремятся в Берлин или на запад страны - в "старые" земли, предоставляющие, как они не без оснований полагают, больше возможностей для эффективной интеграции.
     Вместе с тем действительность нередко противоречит ожиданиям приезжающих: последних направляют в первую очередь в "новые", то есть в бывшие гэдээровские земли, при этом даже не в их столицы, а в их собственную глушь, подчас в сельскую местность.
     Политика эта небезуспешна: сегодня здесь уже имеется с полтора десятка общин, организованных в Земельные союзы. Так, Земельный союз Бранденбурга включает в себя общины Потсдама, Бранденбурга, Бернау, Коттбуса и Франкфурта-на-Одере, Мекленбурга-Померании - общины Ростока и Шверина, Саксонии-Анхальта - общины Галле, Дессау и Магдебурга, Саксонии - общины Дрездена, Хемница и Лейпцига, а так называемая Земельная община Тюрингии базируется в Эрфурте. Если в 1994 году в общинах на востоке Германии (без учета Берлина) было зарегистрировано всего 984 человек, что составляло тогда 2,2% от общего числа членов, то в 2000 году их насчитывалось уже 4817 человек, или 5,5%.
     Динамика численности девяти крупнейших (насчитывающих сегодня не менее 2000 членов) еврейских общин в Германии за все 1990-е годы приведена в таблице.
    
     Число членов в крупнейших еврейских общинах Германии, 1989-2001, на 31.12
     (Источник: ZWST)
    

Годы

Берлин

Мюнхен

Дюссель
дорф

Франк
фурт

Гам
бург

Ганно
вер

Кёльн

Дорт
мунд

Штутт
гарт

1989

6411

4050

1510

4842

1344

379

1358

337

677

1990

6835

4062

1513

4920

1120

390

1379

384

670

1991

6685

4095

2086

5322

1393

402

1437

547

679

1992

9101

3944

2137

5633

1691

442

1626

840

1015

1993

9483

4015

2393

5777

1795

639

1996

1310

1398

1994

9840

4168

3007

5715

2359

763

2167

1673

1428

1995

10105

4964

3586

5934

2851

2060

2466

2186

1474

1996

10436

5726

4227

6289

3273

2621

2763

2517

1628

1997

10742

6194

4952

6503

3759

2610

3127

2763

1814

1998

11008

6595

5386

6618

3993

2840

3408

3310

2013

1999

11190

7219*

6053

6602

4270

3712

3654

2854

2207

2000

11250

7858*

6488

6736

4540

4136

3896

3109

2240

2001

11278

8216*

6885

6804

4792

4559

4274

3241

2402

2001/

1989

1,76

1,63

2,03

1,41

4,59

2,80

1,40

1,30

3,57

2,44

12,03

6,92

3,15

2,03

9,62

7,47

3,54

2,48


     --------
     * Вместе с Верхней Баварией.
    
     До 1998 года ранговая преемственность ведущей "девятки" была достаточно большой, а в первой четверке - Берлин, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и Дюссельдорф - и вовсе стабильной. Однако в 1999 году Мюнхен оттеснил со второго места Франкфурт, а в 2001 году на третью позицию передвинулся и Дюссельдорф.
     Последовательность же остальных за это десятилетие менялась еще более существенно: так, в 1989-1991 гг. Кёльн опережал Гамбург, а до 1994 года Штуттгарт опережал Дортмунд и Ганновер. Кстати, Дортмунд и Ганновер, увеличившие к 1999 году число своих членов в 8,4-8,7 раза, по скорости своего роста не имели тогда конкурентов среди больших общин.
     В то же время Франкфурт все еще на 2000 человек впереди идущего пятым Гамбурга, которому почти что "на пятки" уже наступает Ганновер, обошедший в 1999 году Дортмунд и в 2000 году Кёльн. Но в 1999 году Дортмунд неожиданно сбился с вертикального курса и серьезно затормозил, отчего сразу вернулся на 8-е место.
     За пределами "девятки" крупнейших общин начинается зона и вовсе ранговой чехарды: так, если в 1994 г. на 10-м и 11-м местах были Оффенбах-на-Майне (точнее, он даже опережал Ганновер и был на 9-м месте!) и Фрайбург с 831 и 719 членами, то в 1995 году на эти места выдвинулись Оснабрюк и Реклингсхайм с 867 и 863 членами. В 2001 году уже 7 общин насчитывали более 1000 членов: 9-е место занимала соединенная община Дуйсбург - Мюльхайм - Оберхаузен (1932 человек), вторым шел Вупперталь (1628 человек), третьим Страубинг (1515 человек) и только четвертым Оснабрюк (1367 человек).
     Совершенно бесспорным, причем не только в статистическом аспекте (здесь уже более 11 тыс. членов общины), является лидерство Берлина. Здесь, по существу, уже сформировался настоящий очаг еврейской жизни, вернее, несколько очагов. Крупнейший из них расположен в восточной части города, вокруг синагоги на Ораниенштрассе: за последнее время возникли еврейская гимназия им. Галинского, несколько еврейских ресторанов, магазинов, галерей. В 1993 г. была издана даже специальная карта "Еврейские места Берлина". Берлинского набора еврейских функций (за исключением разве что гимназии) практически нет даже в столице германского еврейства - Франкфурте-на-Майне. Впрочем, начальные школы имеются также в Мюнхене и Дюссельдорфе, а еврейские детские сады - еще в 9 городах. В этом году школа открылась и в Кёльне.
     Позиции, условно говоря, "старонемецкого" еврейства в Берлине, как и во Франкфурте-на-Майне, традиционно сильны. Доля приехавших из бывшего СССР среди членов этих общин, наоборот, сравнительно ниже, чем в других. Тем не менее влияние новых иммигрантов на еврейскую жизнь в крупнейших еврейских центрах быстро растет, причем непосредственно в Берлине ими создано уже немало альтернативных общине организаций, особенно в области русско-еврейской культуры.
     В подавляющем большинстве общин сегодня выходцы из бывшего СССР преобладают, а в ряде общин в восточных землях Германии они составляют и 100%. Довольно типичной, по-видимому, является структура членов общины по странам их происхождения, имеющая место в общине Фульды: из 320 ее членов выходцами из бывшего СССР являются 302 человека, из них 150 - из Украины, 81 - из России и 28 - из Белоруссии; из трех членов правления общины один (председатель) представляет довоенное немецкое еврейство, а два других - родом с Украины.
     Общинная статистика, ежегодно собираемая, обрабатываемая и издаваемая во Франкфурте-на-Майне, в целом достоверна, но все же она не охватывает всего наличного еврейства и поэтому неполна. Ведь в принципе приехавший в Германию еврей преспокойно может и не быть членом еврейской общины. Причины могут быть самые разные, но одно обстоятельство накладывает особенно значимые ограничения: по Галахе (еврейскому закону) евреем признается и считается лишь тот, кто был рожден еврейской матерью. В то же время по советско-российской гражданской традиции соответствующая запись в паспорте (так называемый "пятый пункт") определялась именно национальностью отца. Этим же руководствуются и работники немецких посольств при работе с обращениями советских беженцев-евреев. И, в общем-то, совершенно справедливо, ибо ущемлению прав и гонениям в СССР евреи подвергались даже не на основании паспортных данных (отчего многие и стремились к изменению записи в паспорте), а скорее по "бытовым" критериям, точно отразившихся в известной поговорке: "Бьют не по паспорту, а по лицу!"
     Но в религиозных общинах это обстоятельство в расчет не берется, отчего рожденные нееврейской матерью "полукровки" в общину не принимаются (и, соответственно, не попадают в статистические отчеты). Тем более это относится к не-еврейским членам еврейских семей. Общее количество таких людей, по экспертным оценкам, весьма значительно и составляет до 50% от численности членов общин.
     В результате отмеченной сегрегации они (а среди них есть и такие, кто всерьез тяготеет к религии) чувствуют себя, как и прежде, ущербно, только дискриминация на этот раз исходит с совершенно противоположной стороны - от "своих".
     В то же время выхода из этой ситуации пока что нет: процедура приобщения к еврейству (так называемый гиюр) в условиях Германии представляет огромную проблему. Вероятность того, что "германский" гиюр не будет признан ортодоксальным раввинатом Израиля, имеющим монополию в этом вопросе, слишком высока, и практикующие в Германии раввины предпочитают не рисковать в решении именно перед ними стоящих задач.
     Нет и не предвидится и каких-либо промежуточных форм административной интеграции не галахических евреев в еврейской общине - вроде ассоциированного членства или статуса "члена семьи члена общины". Все это приводит к отчуждению между общиной и частью ее потенциальных членов, в конце концов так и не вступающих в нее (из солидарности со своими близкими) или даже из нее выходящих (из протеста).
     Отсюда же - неизбежность недопонимания, трений, а в отдельных случаях и конфликтов разной степени остроты, борьба за власть и т.д. и т.п., что отравляет и без того небезоблачную атмосферу еврейской жизни в Германии.
     Гром начинает греметь чаще всего по ходу собраний в общине, устраиваемых в связи с отчетами и перевыборами руководства. Проходят они частенько бурно и непродуктивно, с элементами "советскости", скандалы вспыхивают самопроизвольно, в ходу нередко нетривиальные выражения и "перлы" на причудливой смеси разных языков (ярчайший пример такого рода - "товарищ раввин!").
     Нередко общины становятся ареной достаточно острых конфликтов, за которыми, как правило, стоит не только столкновений групповых интересов новоприбывших и старожилов, но и достаточно глубокое и устойчивое недопонимание одними духовных ценностей и устремлений других. Новоприбывшие предлагают подчас такие "реформы", которые начисто игнорируют установления иудаизма и светской еврейской традиции.
     Со своей стороны, "старожилы" (на чьих пожертвованиях, кстати сказать, нередко покоится относительное благополучие общин) не желают или не умеют войти в положение "русских" и проводят свою политику достаточно авторитарно и жестко. Уклоняясь от опасности потерять при перевыборах власть, многие из них вносят и утверждают изменения в уставных документах общин, нацеленные на ограничение избирательных прав новоприбывших. Тем не менее практически во всех общинах "новички" так или иначе уже представлены: в секретариате ли, в общественном ли совете (Beirat), в земельном ли совете или в правлении (случаи их председательствования пока единичны, но за ними неизбежное и несомненное будущее).
     Вместе с тем, чем терпимее и умней к требованиям и пожеланиями своих новых адептов относится община, тем больше у нее шансов преобразовать стихийно возникающие "русские клубы", к которым часто тяготеют и немецкие переселенцы из бывшего СССР, в смешанные русско-еврейские или русско-еврейско-немецкие культурные объединения. Впереди тут, как и во всем, шагает Берлин с его "Объединением в поддержку иммигрантов из бывшего Советского Союза" ("Verein zur Fцrderung von Immigranten aus der ehemaligen Soviet Union").
     Своей разумной и взвешенной политикой выделяются общины Кёльна и Фульды. С учетом опыта волжских немцев создаются и землячества, в частности общество "Днестр", объединяющее бывших жителей Могилева-Подольского. Во многих общинах сформированы шахматные клубы (Саарбрюкен, Фрайбург), поговаривают о создании сборной всеобщинной команды, которой было бы по плечу выступать в шахматной бундеслиге. Естественным следствием этой ситуации становится образование российско-еврейских культурных ассоциаций и союзов, членство в которых никак не зависит от принципов Галахи. Не претендуя, как правило, на религиозную миссию (хотя случаи "параллельных" молитвенных домов тоже известны), они могут составить и уже составляют сильную конкуренцию общинам в плане реальной культурной жизни. Сравните "посещаемость" пятничной молитвы в Кёльнской синагоге (два-три десятка человек в огромном зале, считая раввина и кантора) и ежемесячных заседаний "Литературной гостиной", легко собирающих сотенную аудиторию. Говорю это не в упрек, а в порядке констатации.
     Пока же таких союзов еще сравнительно немного: самый знаменитый - в Берлине (Der Jьdische Kulturverein Berlin, тот самый, что подтолкнул процесс еврейской эмиграции в Германии); в Аугсбурге, например, таких союзов даже два (молодежью занимается "Интеграция", взрослыми и пожилыми - "Шолом"). Достойны быть упомянутыми и широко представленные во многих городах "Христианско-иудейские общества": их активность и мероприятия (концерты, доклады, дискуссии), способствуя расширению контактов и устранению недопонимания между христианскими конфессиями и иудейством, нередко служат организационным образцом для образующихся русско-еврейских "ферайнов".
     Определенную интегрирующую роль могут сыграть и русскоязычные еврейские газеты. Их на сегодняшний день в Германии три - "Еврейская газета" в Берлине (только что родившаяся "дочка" еженедельника "Европа-Экспресс"), "Круг" (выходит с 1996 года, за это время ее тираж увеличился с 400 до 7000 экземпляров) в Кёльне и "Алеф-Бет" в Потсдаме (мюнхенская "Ваша газета", а с недавнего времени и ганноверская "Наша газета", увы, приказали долго жить), но это во многом зависит, конечно, от их программы и исполнения.
    
     Кёльн
    
(Продолжение следует)

    



   



         
___Реклама___