В своих довольно провокативных "Протоколах сионских мудрецов",
опубликовать которые отважилось три года назад только "Новое время"
(остальные блюли политкорректность), Михаил Веллер озвучил главный
парадокс еврейского самосознания: страшно глядеть в зеркало и
понимать, что ты видишь ЕВРЕЯ.
И то правда: ЕВРЕЙ - это всегда другой, вторит Веллеру Александр
Мелихов в "Изгнании из Эдема". Всегда чужой. И вдруг - я. Не я, не
может быть, избыть немедленно! Не избывается. Это клеймо
несмываемое. И тут мне приходит на память замечательная "Маска"
Станислава Лема: там, в фантастическом инопланетном средневековье,
некая прекрасная женщина должна привлечь, влюбить в себя и убить
мудреца и поэта Арродиса. Она знает, что в ее объятиях он умрет,
хотя не знает даже, какая часть ее тела таит смертельный яд (потом
выясняется - руки).
Лем задавался вопросом, как всегда, довольно узким и специфическим:
может ли искусственный интеллект перепрограммировать сам себя? У
него выходило, что не может: героиня умудрялась выскользнуть из
женского обличья (оказавшись металлической многоножкой, упрятанной в
роскошную плоть), сбежать - но предназначение исполняла все равно,
по стечении полуслучайных обстоятельств. Оставалось
самоуничтожиться. Точно так же ничего не может с собой сделать и
еврей. Это одно из самых убедительных свидетельств бытия Божия, что
подметил еще Розанов, видевший в русско-еврейской коллизии ключ к
основам бытия. Тут действительно виден почерк Бога, который, как
правило, мало думает о человеческих трагедиях, когда осуществляет
свои планы. Еврей запрограммирован. Перепрограммировать себя ему не
дано. Единственный вариант - самоуничтожение, но и оно каким-то
косвенным образом сработает на осуществление программы. Евреи
заброшены в мир с некоей целью, гадать о которой можно бесконечно, -
осуществление ее пока далеко, и даже главные специалисты в еврейском
вопросе - антисемиты - не пришли пока к единому мнению относительно
конечного результата еврейской многовековой деятельности в мире.
Одни говорят, что цель евреев - установление своего господства и
небывалой диктатуры. Другие - что евреи, напротив, стремятся к
максимальной свободе, предельной эмансипации личности, и такова,
следовательно, генеральная интенция всемирной истории. Третьи
резонно замечают, что еврейская мораль двойственна, а потому судить
об их цели преждевременно: с одной стороны, евреи действительно
выступают носителями идеи свободы, бунта, нонконформизма. Нет такого
национально-освободительного движения, в котором они не сыграли
существенной роли (если вообще имелись на данной территории), нет
такой революции, которую бы они не поддержали, и такой
интеллектуальной моды - чаще всего деструктивного свойства, -
адептами которой не выступили бы. Но это, что называется, внешняя,
экстравертная сущность еврейства; внутри же еврейского социума
господствуют законы предельно жесткие, регламентирующие каждый шаг.
Воистину, никакая другая нация не сохранилась бы в рассеянии!
Исключение составляют разве что цыгане, чей имморализм еще более
последователен, но не столь хитер, как еврейский морализм:
сохраниться как нация цыгане смогли, а для переделки мира у них
кишка оказалась тонка. Может быть, это некая неудачная проба перед
тем, как распылить евреев.
Так вот, сильнее всего в так называемом еврейском вопросе меня
мучает именно иудейская двойственность, строжайшее запрещение себе
всего того, что евреи требуют разрешать другим! Вестники свободы и
эмансипации, внутри своих общин они не допускают ни свободы, ни
эмансипации; ловко разделываются с диссидентами вроде Спинозы;
неуклонно блюдут касты и по мере сил препятствуют межнациональным
бракам (вопреки легенде о том, что "подкладывают" своих развратных
дочерей чистым, но похотливым русским витязям). Возвещая свободу от
национальных предрассудков, сами евреи скованы ими по рукам и ногам;
проповедуя интернационализм, сами оказываются жесточайшими
националистами. Занятно и то, что, считаясь плохими солдатами в
этнически чуждых армиях, сами евреи в своей собственной израильской
армии демонстрируют чудеса храбрости, патриотизма и технической
оснащенности. Поистине, их послали разрушить чужие дома и возвести
собственный!
Эта версия (или, если хотите, интеллектуальная спекуляция)
оскорбляет меня самого. В конце концов, мой дед прошел всю войну,
хотя имел возможность получить бронь, и воевал отлично. Моя мать,
наполовину еврейка (а полуевреев, по справедливому замечанию
антисемитов, не бывает), терпеть не может демократию и тяготеет к
просвещенной монархии, а русскую литературу, которую всю жизнь
преподает, знает много лучше Александра Проханова - почему-то я
уверен в этом. Да можно набрать миллионы единичных отклонений от
описанной схемы - однако поколебать меня довольно трудно.
Бродский мог сколько угодно открещиваться от своего еврейства,
постоянно повторяя: "Я плохой еврей", и даже писать по стихотворению
на каждое Рождество - как говорил он сам, ко дню рождения наиболее
чтимого им Человека; однако апология Ветхого Завета, содержащаяся в
большинстве его эссе и интервью, слишком несомненна, чтобы можно
было говорить о его христианстве. Ветхий Завет представляется ему
более иррациональным, а следовательно, и более величественным. В нем
нет христианской идеи воздаяния (идеи, к слову сказать, вовсе не
христианской, а только используемой христианством время от времени;
настоящая христианская идея - идея отказа вместо борьбы, гибели
вместо компромисса). В Ветхом Завете нет причинно- следственных
связей, нет человеческой логики - есть лишь первозданное, природное,
внеморальное величие, и это величие Бродского восхищало. Как,
например, море или небо, как любые любимые им огромные пустынные
пространства. В этом космическом холоде затеплился огонь
человеческой морали - но она кажется Бродскому слишком человеческой.
Апология человека, которую предлагает христианство, вообще не
нравится великим идеалистам вроде Ницше. Им абсолют подавай.
Ветхий и Новый Завет совместить очень трудно - начнем
с того, что у них разный адресат, по гениальному замечанию Павла Флоренского
(высказанному под псевдонимом в антисемитской книжке "Осязательное и обонятельное
отношение евреев к крови", написанной как диалог в письмах между Розановым
и Флоренским). Ветхий Завет обращен к иудеям, Новый - ко всему человечеству.
Ветхий описывает законы выживания в мире, законы необъяснимые, жестокие, часто
никак не мотивированные. Ветхим должны руководствоваться правитель, солдаты,
водители племен. Новый не учит выживанию - напротив, он-то и дает нам наглядный
урок жизни, в которой все направлено ПРОТИВ выживания. Не ищите себе богатств
на земле, не заботьтесь о пропитании, при первой возможности отважно и радостно
устремляйтесь навстречу смерти (но как объяснить персонажу компьютерной игры,
что на следующем уровне будет интереснее?) Ветхий - величие неочеловеченных,
неодухотворенных пространств, величие, которым Господь отвечает на ропот Иова.
Новый - величие человеческой воли, единственного недетерминированного, свободного
явления в мире. И что самое ужасное - ветхозаветная культура, стоящая на жесткой
иерархии, жестоковыйная, по силе и частоте запретов приближающаяся к исламу,
до сих пор не может простить христианству его свободы, его беззаконного бунта.
Казалось бы, эта коллизия давно отошла в прошлое: "Рабби, что делать, если
мой сын принял христианство?" - "Господь сочувствует вам, но у него те же
проблемы". Однако берем вполне современную книжку недавно умершего ученого,
диссидента, правозащитника Э. Менделевича, которую его ученики и последователи
издали в Орле. Менделевич исследует вопрос о подлинности евангельских свидетельств,
находит там тьму противоречий и, как истинный буквалист, выискивает несуществующие;
глумливо, с каким-то необъяснимым желчным раздражением, с каким-то зудом кощунства
доказывает, что никакого Христа не было и быть не могло! Совпадение? Нет тут
никакого совпадения, есть чистейшей воды закономерность: он и в жизни был
буквалистом, законником, ТАЛМУДИСТОМ.
Отсюда следует совсем уж кощунственное предположение,
которое, однако, многими русскими антисемитами сделано давно. Не зря Константин
Васильев с упоением изображал Илью Муромца, стрелами сшибавшего православные
кресты с церквей. Настоящий антисемит, такой, как Геннадий Пиманов, должен
пойти дальше банальных юдофобов с хоругвями -- и прийти к отрицанию христианства,
к которому раньше всех пришел, естественно, Розанов. Догадка его в том и заключалась,
что СЕБЕ евреи оставили культ фалла, плодородия, семейственности (о, эта пресловутая
еврейская семейственность, лоскутки, бебехи, жалкая утварь!), - а ДРУГИМ навязали
философию отказа от жизни, аскетизма, бесплодия. Отсюда и розановский "Темный
лик", и антихристианство Ницше, и ненависть отдельных русских вагнерианцев
к православию - то ли дело тевтонский дух.. . . И подите вон с вашими Кириллом
и Мефодием, у нас была своя Велесова книга!
Вот до чего в своем логическом развитии должна дойти
конспирологическая гипотеза антисемитов: христианство придумано иудеями исключительно
для того, чтобы сбивать с панталыку другие народы. Выдумка поистине бесовская,
неотразимо привлекательная, как всякая апокалиптическая секта: стремление
к смерти в человеке не менее сильно, чем инстинкт самосохранения, и игра на
этой темной, подспудно-эротической страсти - вполне в духе еврейства. Христианство
-- гениальная обманка, заброшенная в мир: вы не ищите себе сокровищ на земле,
а мы тем временем их подберем!
Вот так в общих чертах выглядит функция еврейства
в мире при беспристрастном рассмотрении. Не исключено, что перед нами еще
одна замечательная обманка, с помощью которой еврейский журналист пытается
одурманить русских, чтобы их же потом тем верней обвинить в антисемитизме.
Известно ведь, что еврейский вопрос поднимают чаще всего сами евреи -- чтобы
сыграть на своей угнетенности; отдельные евреи вроде Александра Гордона это
уже поняли, но продолжают бессознательно осуществлять свою миссию, провоцируя
и дробя русское общество. Но кто же вложил нам эту способность увлекательно
излагать, дурманя чужие головы? Кто сделал евреев подлинными королями журналистики?
И не есть ли это часть генерального плана? Нечто подобное чувствую я, когда
смотрю в зеркало -- и вижу в нем еврея. А потом перечитываю свои статьи --
и нахожу в них то же самое.
Думайте, думайте. А я пойду пока воспитывать своих русских детей,
рожденных от коренной сибирячки. Кто вложил мне эту тягу
исключительно к русским, к активному освоению чужих пространств, к
засеванию своими семенами все большего числа территорий? Никогда не
любил ни одну еврейку. . .