Eskin

Авигдор Эскин

ИЗРАИЛЬ И ЕВАНГЕЛИСТЫ




         Тысячи христиан-евангелистов собрались в минувшую пятницу в Вашингтоне на акцию солидарности с Израилем. Демонстрацию возглавил известный телевизионный проповедник и политический деятель Пэт Робертсон. «Палестинская автономия – это шайка бандитов», – заявил он и пообещал, что христиане США не позволят сбросить Израиль в море. Бурных аплодисментов удостоился видный республиканский конгрессмен Том Дилэй, побывавший недавно в Израиле: «Я посетил Иудею, Самарию, Иерусалим, был на Голанских высотах. Я не видел там оккупированных территорий. Я видел государство Израиль».
         Влияние евангелистов на правое крыло республиканской партии неоспоримо. Десятки миллионов голосов – это сила, с которой не могут не считаться американские политики перед выборами в Конгресс. Однако, администрация не слишком прислушивается к ним при выработке своей политики на Ближнем Востоке. Тем не менее воздействие евангелистов на общественный климат в США неоспоримо.
         В основе безоговорочной поддержки Израиля евангелистами мы обнаруживаем видение «конца дней» и «второго прихода Мессии». Если Ватикан традиционно отрицал право евреев на возвращение на свою землю до принятия христианства и покаяния за отвержение Иисуса, то евангелисты убеждены в необходимости собрать сперва всех евреев на Святой Земле. Вот уже семь лет действует «Фонд дружбы», привлекающий средства в поддержку Израиля. Его возглавил давнишний друг евангелистов из еврейской общины Чикаго Ехиэль Дикштейн. За семь лет ему удалось собрать 65 млн. долларов, которые были переданы различным учебным и филантропическим организациям в Израиле, а также поселениям в Иудее, Самарии и Газе.
         Искренность Пэта Робертсона и его единомышленников сомнению не подлежит. Они уверовали в библейские пророчества о праве народа Израиля на свою землю безоговорочно. Более того, эти люди ратуют внутри США за возвращение к традиционному образу жизни и противостоят, на первый взгляд, господствующим в США либеральным и глобалистским тенденциям. С конца 70-х годов активно действует организация «Моральное большинство», во главе которого стоит другой телепроповедник, безоговорочно поддерживающий Израиль, – Джерри Фолвелл.
         Однако, в самом Израиле не все приветствуют уз с евангелистами. Раввин Кирьят-Арба и Хеврона Дов Лиор выступил с запретом получать какую-либо помощь от американских христиан. Резко и однозначно высказался по этому вопросу и неоспоримо авторитетный раввин Реховота Симха Кук: «Мне стыдно за религиозных людей, принявших помощь от них».
         Такая позиция может показаться на первый взгляд архаичным изоляционизмом. Но прежде стоит понять причины, побудившие видных раввинов наложить запрет на сотрудничество с евангелистами и «Фондом дружбы». Отказ от американских долларов – явление не частое в наше время и заслуживает внимания.
         Наряду с верой возвращения Израиля на свою землю евангелисты активно проповедуют обращение всего мира в свою веру и евреев – в первую очередь. На это можно возразить, что любая вселенская религия привлекает в свои ряды новых обращенных. Только иудаизм отрицает иудаизацию всего мира, неся другим народам основы веры в Творца и принимая их отличия от евреев без осуждения и претензий на полное обращение.
         Однако, в случае с евангелистами речь идет не только о вере в будущее обращение человечества, но об особых усилиях привлекать в свою веру незамедлительно и в первую очередь – евреев. Робертсон и Фолвелл проповедуют, что всякий человек, не принявший при жизни учение Иисуса в их интерпретации, неминуемо окажется в аду. Признавая центральную роль народа Израиля в мессианском процессе, они вкладывают в обращение евреев существенно больше средств, чем в помощь Израилю.
         Именно они создали действующую во многих странах агрессивную миссионерскую организацию «Евреи за Иисуса». В городе Чантануга штата Теннеси действует «Международное бюро миссии к еврейскому народу», вице-президентом коего является Джерри Фолвелл. Важным штрихом видится едва скрываемая евангелистами глубинная неприязнь традиционного иудаизма. Их любимцами и союзниками в США и в Израиле были изначально реформисты или светские сионисты. Они постоянно говорят об иудео-христианской традиции, но под иудейством подразумевают нечто сущностно отличное от веры Израиля.
         Противники союза с евангелистами среди евреев подвергают сомнению их искренность в поддержке Израиля и видят в ней тактическое прикрытие для проведения миссионерской деятельности. Эти доброжелатели не понимают до конца американских христиан. Евангелисты действительно верят в особое предназначение Израиля и готовы ему помогать. Поэтому они столь искренне заботятся о «спасении» наших душ от ада и вкладывают в миссионерский проект огромные средства. Речь идет о двух составных единого верования, но не о тактическом ходе. Впрочем, это едва ли может успокоить еврейских традиционалистов, а скорее – напротив.
         Неотъемлемой частью политической идеологии евангелистов является война против ислама, центральное место в которой они отводят Израилю. На прошлой неделе Джерри Фолвелл обрушился с беспрецедентными нападками на традиционный ислам, назвав в телеинтервью Магомета «террористом». Его резкий тон по отношению к исламу пришелся по душе всем сторонникам подхода войны цивилизованного мира против терроризма. Однако, следует ли Израилю поддерживать подобную риторику?
         На первый взгляд мы не можем не присоединиться к «крестовому походу» против идеологии Бин Ладена и прочих мулл, призывающих к разрушению Израиля и истреблению евреев. Не стоит также закрывать глаза на то, что ислам стал оружием врагов Израиля не только в арабских странах, но и во многих отдаленных точках мира. Хуже того, ваххабитское направление отражает сегодня чаяния доброй половины мусульман мира, суля нам повторение еврейской катастрофы. Но разве разумно нам самим переводить конфликт с арабским миром в плоскость войны против ислама? Ведь выххабизм не покорил доныне всех мусульман мира. Разве существует конфликт между нами и мусульманами Индонезии, Киргизии или Татарстана?
         Отвергнув учение Магомета, традиционный иудаизм тем не менее узрел в раннем исламе немало светлых и позитивных сторон. Наши мудрецы не только избегали оскорбительных высказываний в адрес традиционного ислама, но постоянно обменивались знаниями с его ведущими носителями. Островки традиционного ислама живы по сей день в лице муфтия Италии (главы Общества друзей Израиля) и ряда муфтиев России. Покуда такие люди существуют и действуют, полное отождествление ислама с ваххабизмом в духе Джерри Фолвелла не может быть принято нами.
         Таким образом евангелисты США ставят нас перед непростой дилеммой. Их поддержка заслуживает теплой признательности и благодарности. Их агрессивные попытки поглотить наши традицию и духовность в американское иудео-христианство требует защитной стены. Есть ли золотая середина?
         Она могла бы выявиться после перехода правления в Израиле в руки носителей еврейской традиционной идеи. Тогда мы смогли бы убедиться в искренности поддержки евангелистов. Но сперва Израиль должен продемонстрировать всему миру волю к жизни и к претворению исконных идеалов. Поддержат ли евангелисты такой Израиль? Получив ответ на этот вопрос, мы будем знать, следует ли видеть в них традиционалистов на американской почве, или речь идет о проводниках параллельного глобализма? Пока же мы только поставили вопрос.
        
         15.10.2002 г.

 

 

___Реклама___