Элла Грайфер
Так был ли мальчик?



Уважаемый Дмитрий Сергеевич!
     Во избежание недоразумений заранее признаю свою вину и сообщаю, что никакого удостоверения с круглой печатью на право критиковать Вас ни от какой инстанции не имею и даже убедительных аргументов для доказательства оного моего права предъявить не могу. Засим приступим.
     Факт существования "индустрии Холокоста" сомнению не подлежит. И началась она не с восьмидесятых годов, а гораздо раньше.


     1. Кто придумал Шоа-бизнес
    


     Гнилой фашистской нечисти
     Загоним пулю в лоб!
     Отребью человечества
     Сколотим крепкий гроб!
     Пусть ярость благородная
     Вскипает как волна!
     Идет война народная!
     Священная война!
    


     Инструментализация Катастрофы после Второй Мировой пошла сразу по нескольким линиям, и хотя евреи с нее, конечно же, поимели на свой кусок хлеба приличный кусок масла, но ради нашего брата (что живого, что мертвого) такую карусель раскручивать никто бы не стал, тем более, что сами мы подсуетились далеко не сразу. Почитайте "Седьмой миллион" Тома Сегева и увидите, как долго раскачивался Израиль, прежде чем вступить в эту гонку...
     В стилизации Холокоста под единственное и неповторимое злодеяние всех времен и народов заинтересованы были прежде всего державы-победительницы. Им надо было, с точки зрения свободы и демократии, оправдать аннексии, контрибуции, расстрел заложников, ковровые бомбардировки, перекройку границ и массовый насильственный трансфер... Все то, что нам теперь делать строго воспрещается, а им уж, скрепя сердце, пришлось, поскольку гитлеровская Германия - не просто враг и противник, но сила демоническая, творящая необъяснимое и ничем не оправданное зло ради зла.
     Таким образом, удалось на полвека замести под ковер и украинско-белорусские зондеркоманды, и румынские погромы, и облавы вишийской полиции, и тот факт, что Освенцим разместили именно в Польше с расчетом на сознательность местного населения, что с пониманием отнесется,.. и расчет этот полностью оправдался. Но что значат все эти мелочи на фоне законченного каннибализма Белокурой Бестии? Во всем виноваты, конечно же, гады-немцы, и только они одни!
     Не менее заинтересованной стороной были европейские левые - те самые "прогрессивные силы", которые все беды и нечастья мира объясняли проклятым капитализмом и происками реакции. Вот - полюбуйтесь, граждане, до какого отупения и озверения доходят люди под влиянием неправильного воспитания и вредной пропаганды наших политических противников! На этом фоне любая попытка не то чтобы приравнять - даже сравнить Холокост с каким-нибудь другим идеологическим геноцидом 20-го века иначе как святотатством выглядеть не могла.
     Прочие-то геноциды, они ведь почти все организовывались и вдохновлялись левыми силами... так что этот, организованный под более или менее правыми лозунгами, просто-таки обязан был быть неповторимым. Не важно, что Сталину "космополитов" дорезать помешать смогла только смерть, что советский госантисемитизм всякое упоминание о Катастрофе строго табуизировал...И даже после того как порешили левые, что в России и социализм-то какой-то неправильный, и Сталин сам нехороший человек... с тем большим пафосом запрещали сравнивать его с Гитлером. У них же принципы совершенно различные, и вообще, Катастрофа - величайшее преступление всех времен и народов! Хотя бы ради сохранения репутации социализма культ Холокоста был необходим.
     В самой Германии Холокост пришелся как раз ко двору поколению 68-го, с презрением и гневом отвергавшему претензии отсталых и авторитарных предков. Не с меньшим (если не с большим) презрением отвергали их, правда, и в соседней Франции, хотя там таких вещдоков и не было... Немцам же, прямо скажем, повезло: на всякое робкое напоминание о традиции и порядке могли они с гневом и возмущением воскликнуть: "Вот до чего довели ваши традиции! Вот что именуете вы порядком!".
     На гребне конфликта поколений недорезанный еврей вознесся до облаков. Сыновья любили его столь же старательно, как в свое время его ненавидели отцы... и столь же беспричинно. В восьмидесятых годах, когда поколение шестидесятников заняло в обществе ведущие позиции, еврейские музеи по всей стране размножались как кролики (см. примеры, приведенные Д.С.), тогда еще не кардинал Ратцингер в теологических трактатах цитировал хасидские рассказы Бубера, а господина Бубиса назначили, ни много ни мало, "совестью нации"... (никаких оснований сомневаться в его порядочности у меня нет, но достаточно ли простой добропорядочности, чтобы стать "совестью нации" - к тому же и не своей?).
     Теперь этот балаган, похоже, пошел на спад, что можно было бы только приветствовать, если бы на смену ему пришло что-нибудь, кроме традиционного антисемитизма... Понятно, что шоу полностью себя изжило: Германия интегрировалась в Европу, левые потеряли авторитет, поколение шестидесятников в свою очередь стало отцами, против которых бунтуют новые сыновья, и даже евреям (по крайней мере, некоторым), в конце концов, надоела эта профанация.
     Вот, пожалуй, и все, что можно вкратце сказать о шоа-бизнесе. А главное - не надо путать эту тему с совершенно другой - с той Катастрофой, которая полвека назад на самом деле произошла в истории европейского еврейства.
    
2. О тепле и теплороде.

    


     Георгий наш Святой, во время оно,
     Спасая девушку, убил копьем дракона.
     Дракон был выдуман, Святой Георгий - тоже,
     Но, может, девушка жила на свете все же?
    


     Температуру люди ощущали задолго до того, как выдумали слово "температура", как, впрочем, и все прочие слова, потому что и звери, как свидетельствует опыт, теплое от холодного отличают без труда. Однако, когда человечество, не успокаиваясь на достигнутом, изобрело науку и стало все на свете объяснять, нашли температуре не только название, но и причину: есть-де, мол, на свете такой элемент, вроде как...э-э-э... субстанция, называется "теплород". В каком предмете или веществе его много, то, стало быть, - горячее, а прочее все - холодное. Очень все хорошо, логично и понятно.
     Но наука все шла вперед, и в конце концов как-то выяснилось, что на самом деле никакого теплорода в природе не существует. Как тут быть? Можно, конечно, хорошо поискать и найти для феномена тепла другое, более правильное объяснение (физики так и поступили), а можно...
     ...Можно, к примеру, заявить, что коль скоро нет теплорода, то и температуры никакой в природе быть не должно. Она есть ненаучное самовнушение, вызывающее у несознательных обморожения и ожоги первой, второй и третьей степени. Нет ведь на свете никакого теплорода? - Нет! А температуру мы с вами объясняли чем? Им, родимым - вот то-то и оно! Коль скоро объяснения, которые даем мы явлению, оказались несостоятельны, значит, и само явление не имеет права быть. Не верю я в него, потому как нет аргументов, что меня убедить могли бы. И всяк, надевающий шубу и валенки - мракобес, а покупающий градусник - да будет анафема!
     ...Читающий да разумеет: коль скоро популярное в конце 19 века определение народов и культур (вовсе не одних евреев) через биологическую "расу" оказалось несостоятельным, значит... и народов никаких на свете нет и быть не может. Действительно, какое расовое отношение имеют белокурые, голубоглазые германцы к смуглым, черноволосым "арьям" из Ирана и северной Индии? К разным расам (хотя бы второго порядка) они относятся. Стало быть, никакой общей для них для всех "арийской расы" не существует. А поскольку именно к этой самой, несуществующей, расе относил Гитлер любимый немецкий народ, значит... и народа-то никакого на самом деле не бывало! И кто же это у нас назад тому полвека полъевропы завоевал?..
     Если дурная фильма "Воспоминания о будущем" утверждает, будто все рыжие на земле произошли от пришельцев, а мы с вами, положим, выясним и докажем, что никто из космоса никогда на землю не приходил, так что же, и рыжие все теперь - обман зрения?
     И ежели евреи никакая не "раса", что видно без очков, то, может быть, стоит допустить, что они все-таки что-нибудь другое?..
     Со времен зарождения человечества и до наших дней на земле проживало много народов, хороших и разных. Было время - определяли они себя через религию (от общего тотемного предка племени до философского "кредо" империи), было время - ключ к разгадке искали в "расе", нынче словечко "этнос" придумали... в качестве критерия принадлежности выдвигают язык, стереотипы поведения, общность судьбы... Но ясно, что тут мы пока еще на уровне теплорода, еще не найден архимедов рычаг, поворотом которого удастся все это упорядочить, открыть логику и внутренние связи... Что ж, будем искать дальше... А пока что попробуем разобраться в некоторых моментах, пользуясь немногими достоверными знаниями, которые у нас уже есть.
     Вот, например, доподлинно известно, что у всякого народа есть непременно свой национальный миф. Рассказ о том, чего вовсе не было (специально для Д.С., как истинно русского человека, привожу т.н. "призвание князей") или было, но повествование о нем переосмысливается и возвышается до символа (для Д.С. - крещение Руси). Так что самоидентификация современных евреев на основе мифологизации Шоа, если бы таковая действительно имела место, была бы как раз доказательством существования народа, его возрождения с сотворением новой мифологии, но... так ли это на самом деле?
    
3. Кто я?


     Я мечтала о морях и кораллах,
     Я поесть хотела суп черепаший,
     Я шагнула на корабль... А кораблик
     Оказался из газеты вчерашней.


     В отличии от надувного болвана шоа-бизнеса, который, как помним, обязан быть единственным, уникальным, неповторимым и необъяснимым, реальная Катастрофа была и остается частью истории народов Европы (не только немцев!) с одной стороны и евреев-ашкеназов - с другой. Не удивительно, что самый глубокий след оставила она именно в истории евреев. Не только потому, что зло, ему причиненное, всякий человек помнит дольше, чем то, что сам причинил другим, не только потому, что такие раны, как гибель каждого третьего и бегство большинства уцелевших, заживают не скоро. Но прежде всего потому, что в нашей, ашкеназской, истории была она на самом деле явлением в значительной степени уникальным.
     Для немцев или украинцев, французов или румын это был всего лишь один из многих тоталитарных геноцидов 20 века, а с точки зрения еврейского вопроса - закономерное продолжение всех погромов, от Гостомысла до наших дней. Для евреев же происшедшее стало в полном смысле слова КАТАСТРОФОЙ, поскольку застало их совершенно врасплох, что представляется по меньшей мере странным после двух тысячелетий аналогичного опыта.
     Чем, в принципе, отличается Шоа от инквизиторских аутодафе? От "чумных" погромов Германии и Австрии? От резни Хмельницкого? Количеством жертв? Ну так тогда и населения в Европе было поменее, считая и евреев, и антисемитов... Совершенством технических и бюрократических средств? Так прогресс же, товарищи, он во всем прогресс... Короче говоря, развитие продолжалось в направлении не радующем, но привычном.
     Понятно, что растерялись подсудимые на процессе "Промпартии" - до этого в России как-то не принято было инженеров расстреливать только за то, что они инженеры. Понятно, что во время "Культурной Революции" сбились с толку китайские профессора - у них, правда, в истории такой эпизод уже раз случался, но очень уж давно... А вот европейские евреи почему-то дела давно знакомые восприняли как гром с ясного неба. Откуда же была у них идиотская эта уверенность, что этого не может быть, потому что не может быть никогда?
     ...А не иначе, от слепой веры, что мир изменился, ассимиляция подействовала, и стали мы такими как все... Не в том, стало быть, уникальность Шоа, что сожрала она миллионы жизней, порушила миллионы семей и уничтожила целую культуру - такое и прежде мы видывали - а в том, что наглядно продемонстрировала всю смехотворность безнадежных наших попыток уверовать в прогресс и просвещение, стать "как все", откреститься от горькой своей еврейской судьбы.
     В этом смысле была Катастрофа, конечно, моментом переломным, хотя, чтобы осознать это, потребовалось время и смена поколения. Евреи - народ жестковыйный, даже от иллюзий так легко не отказываются (Не кто иной как Э.Левинас после Катастрофы заявил с облегчением, что после этого-де никакой антисемитизм уже невозможен). Консервации иллюзий безусловно способствовал и шоа-бизнес, когда со всех сторон и в самой разнообразной упаковке на нас сыпались заверения: "Такого на свете никогда не бывало, и мы клянемся никогда больше такого не допустить!".
     Сегодня в это верить, при всем желании, уже невозможно... Да, в еврейской истории Шоа - событие постистине уникальное, потому что, в отличии от всех прошлых (и будущих!) погромов, остановило оно нас при попытке к бегству из этой самой истории. Продемонстрировало всю безнадежность такой попытки. Что делать нам теперь с этой своей историей, как в ней жить, и много ли тут вообще от нас зависит - обо всем этом можно спорить, чем мы, в родном нашем журнале, успешно и занимаемся. Но чтобы спорить, надо, как минимум, иметь общую точку отсчета, и, согласитесь, многие из нас до этой точки никогда не дошли бы, если бы не Шоа...
     Да, еврейское самосоознание через Шоа в современном мире - явление весьма нередкое, но пока что Шоа - это всего лишь импульс, вызов, вопрос, на который все мы вместе и каждый в отдельности ищем сейчас ответ. Когда ответ этот будет, наконец, найден и направление выбрано - тогда Шоа имеет совсем неплохой шанс стать новым национальным мифом, как уже стали ими, к примеру, разрушение Первого и Второго Храмов, если только...
     ...Если только подымающаяся сейчас на горизонте новая волна ненависти не превзойдет предыдущую настолько, чтобы смыть самое воспоминание о ней. Не претворит в жизнь извечную мечту Дмитрия Сергеевича, так что еврейские мифы сочинять уже будет некому...
    
    

         
___Реклама___