Александр Левинтов


АНТИГЕРОИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ



Каин


     Никто не знает, где похоронен первый из рожденных женщиной человек.
     Авель был похоронен рядом с отцом в горе Голгофе, но где искать могилу того, кто столько сделал для людей?
     Каин изобрел землепашество и торговлю, построил первый город, ввел веса и меры, межевание земли и частную собственность. Это - лишь крупнейшие его изобретения и нововведения. С Каином человечество приобрело (имя Каин означает "приобретение") все те основные позитивные знания и навыки, без которых не было ни человечества, ни его истории, если честно, весьма затянувшейся. Собственно, с него начинается и институт семьи и брака - со своей женой, единственной женой, в отличие от большинства ветхозаветных персонажей, живших с разными женами и наложницами, Каин провел всю жизнь. В честь своего первенца Геноха он воздвиг Генохию и заставил оседло жить в этом городе людей, тяготевших, как и Авель, к бродяжничеству и скитаниям.
     Семь поколений Каина были преданы проклятью, потому он был весьма воздержан от деторождения, в отличие от Адама и других своих потомков и родственников, дабы не плодить несчастных и преодолеть проклятье рода своего малыми силами. В четвертом колене у Каина был Мафусаил, долгожитель, вошедший в число почитаемых праведников. Не его вина, что Ламех, внук Мафусаила, наплодил 77 сыновей. Это было предпоследнее поколение проклятых, по-своему великое поколение: Иовел возродил начатое Авелем скотоводство, Иувал изобрел лютни, арфы и музыку, Фовел изобрел кузнечное искусство, спорт и был первым профессиональным военным. Не менее талантливыми начинателями новых деятельностей и дел были и остальные, имена которых до нас не дошли.
     За что же Бог проклял Каина и семь колен его потомков? За что мы так ненавидим его?
     Когда братья решили вознести Богу жертвы от трудов своих, Авель избрал для этой цели ягненка из своего стада, а Каин - плоды своего земледелия. Предпочтение, сделанное Богом, сильно смутило Каина и заставило задуматься о причинах пренебрежения его жертвы.
     Бог, проклиная Каинова отца, Адама, и изгоняя того с женой из Рая, пообещал (и выполнил свою угрозу), что отныне земля не будет более сама от себя доставлять ничего из своих произведений и что надо трудиться и всячески обрабатывать ее, чтоб она хоть что-нибудь приносила, хотя это и вовсе не непременно.
     Зная, что Бог все-таки любит людей и даже вменил им обязанность трудиться на земле, Каин понял, что Бог пренебрегает не плодами его трудов, а недоволен чем-то другим.
     И Каин предположил, что Богу показалась его, Каинова, жертва, незначительной. Авель пожертвовал лучшую овцу, значит, подумал Каин, надо принести в жертву также лучшее, что есть, превозмочь своего брата в важности и качестве жертвы, что не надо увеличивать объем жертвуемого, а надо пожертвовать чем-то действительно очень важным. И так как Каин любил своего брата и знал, что тот и Богом любим даже больше, чем Каин, выбор пал на Авеля.
     Именно на Авеля, а не на Адама, потому что Каин понял: отцеубийство будет расценено как Богоубийство, оно явно нежелательно и противно замыслу Всевышнего.
     Каин и способ жертвоприношения избрал вполне Богоугодный - он решил зарезать брата точно так же, как тот зарезал агнца.
     Как и все первые люди, как Адам, Каин обладал даром предвидения: он своей жертвой предвосхищал не только заклание Авраамом своего сына Исаака, но и жертвоприношение Богом-Отцом своего Сына. Каин не сомневался - величие его жертвы встанет в один ряд с другими великими жертвами.
     И вот, когда жертва была принесена, Каин оказался в еще более тягостном недоумении, чем после первой.
     Зарезав Авеля, Каин, по его разумению, передал брата Богу. Зачем же Тот, принявший и попустивший жертву, непрерывно спрашивает: "Каин, где брат твой?"? Разве тот не у Бога? К чему взывает Господь? Может быть, Он требует, чтобы Каин обратил свой взор туда, где пребывает его брат? -- но ведь надо обрабатывать землю, а не созерцать небо. Или, быть может, Он взыскует о том, чтоб Каин продолжил попечение своего младшего брата?
     Но ведь тот в руке Божьей, и потому Каин отвечает: "Разве я сторож брату моему?".
     Священная история полна убийств, предательств и злодеяний, в том числе между близкими родственниками: это не только история Бога, но и история становления людей, их совершенствования. Мы знаем большое число преступлений, гораздо более тяжких, чем неудачно понятое жертвоприношение брата, совершенное Каином. Но мы не можем назвать никого из этой истории, включая и самого Адама, кто бы сделал столько полезного и фундаментального для всего человечества, как несчастный и проклинаемый нами по сю пору Каин, пусть несовершенный - ведь он был фактически первым среди людей естественно, а не Божьими руками появившимся - человек.
    
     Никто не знает, где похоронен первый из рожденных женщиной человек. И никто не знает, когда он умер.
    
    
    

        
___Реклама___