Аб МИШЕ (Анатолий Кардаш)
ДЕЛО № 421


     В 1963 году некий израильтянин рассказал в "Яд ва-Шем", что в годы Катастрофы его спас украинец в городе Львове. Спустя три года израильтянин подал в "Яд ва-Шем" официальную просьбу воздать положенную почесть спасителю. Отдел праведников "Яд ва-Шем" завел папку за номером 421 - дело о присвоении звания "Праведник мира" украинцу Андрею Шептицкому. Обсуждать его начали в 1967-м. Сегодня 2002-й, успело наступить следующее тысячелетие. Три с половиной десятилетия гадают: давать звание? не давать?
     O чём спор? Проситель, спасенный Давид Кахана - человек уважаемый, честности несомненной; до войны известный львовский раввин и педагог, кандидат на должность раввина в Войске Польском, в войну узник Львовского гетто и Яновского концлагеря, после войны главный раввин израильских военно-воздушных сил и главный раввин в аргентинской столице Буэнос-Айресе. Спаситель - личность еще значительнее: по отцовской линии граф, из семьи галицийских бояр и киевских митрополитов, по материнской линии внук знаменитого польского драматурга А. Фредро, интеллектуал, тремя европейскими университетами обученный философии, теологии и праву, религиозный и народный лидер, глава греко-католической (униатской) церкви Восточной Галиции и президент Украинского национального совета во Львове, митрополит Андрей Шептицкий. В годы войны он и руководимые им священники укрывали евреев, при этом авторитет Шептицкого у нацистов сыграл спасительную роль.
     Дело совершенно, кажется, бесспорное, но вот как возмутительно затянулось. А рав Кахана, инициатор дела Шептицкого, помимо всех блистательных заслуг еще и - надо же! - член той самой комиссии "Яд ва-Шем", которая присуждает звание праведника. Грубо говоря, у Шептицкого в комиссии блат, протекция...
     Так же грубо заметим: Шептицкий - покойник; он умер в 1944 году. Сегодня праведнику перепадают определенные житейские блага вплоть до обеспеченного проживания в Израиле - соблазн жуликам. У комиссии забота и морока - отсечь самозванцев, настырно требующих себе награды за выдуманные подвиги спасения евреев. А мертвому ничего не надо. У Шептицкого и наследников, жаждущих льгот, нет - стало быть, надувательства ждать неоткуда. Бери, комиссия, свидетельства, вникай, голосуй и - слава праведнику Андрею Шептицкому.
     Нет!
     Когда дошло до голосования в 1981 году, то вышло: из 13 членов комиссии двое воздержались (среди них, судя по протоколу, деликатный рав Кахана), пятеро за присуждение звания и шесть против. Отказать! Большинством в один голос!
     Отчего же столько лет волокита, споры, сыр-бор, слова плещутся? Десятки разговоров, заседаний, публикаций в Израиле, на Украине, за океаном, захлест и перехлест мнений.
     Пишет в "Яд ва-Шем" один из спасенных Шептицким: "Прискорбно, если "Яд ва-Шем" не могут убедить данные под присягой свидетельства и бесчисленные документы, что спасение евреев митрополитом Шептицким проводилось как последовательная политика с большим риском для учреждений и людей, осуществлявших это спасение. Вместо этого "Яд ва-Шем" склонился в пользу различных манипуляций, из политических соображений рисующих митрополита как германского пособника... Повторяя эти необоснованные обвинения, "Яд ва-Шем" ставит себя в весьма двусмысленное положение, которого хотелось бы избежать". Отвечает "Яд ва-Шем" спасенному: "Трудно понять, почему еврей может требовать от еврейского народа в лице "Яд ва-Шем" воздать публично почесть человеку, который не только громогласно стоял за победу в войне нацистской Германии, но... и благословил создание украинской дивизии СС и даже провел эту церемонию в собственном соборе. Вспомним при этом миллионы евреев, убитых частями СС на территории Украины. Ни одно еврейское учреждение не может связать свое имя с такими делами".
     Пишет в "Яд ва-Шем" Львовское еврейское общество: "Уважаемые господа! Мы второй раз обращаемся к вам по вопросу присвоения митрополиту Андрею Шептицкому почетного звания "Праведник мира". Нам известно, что этот вопрос рассматривался на комиссии, которая отказалась присвоить ему это звание... В этой комиссии сидят "сверхортодоксы", которые, не думая о последствиях этого решения, твердо стоят на своих позициях. Дескать, митрополит приветствовал Гитлера в начале его похода на Москву... Приветствие митрополита было связано с тем, что он надеялся на скорейшее падение большевистского сталинского режима... Но потом, когда он увидел, что делают гитлеровцы, первый занялся спасением евреев... Мы просим вас понять наше положение. Нам стыдно перед украинцами за действия вашей комиссии... Семь тысяч евреев Львова ждут вашего решения. Заместитель председателя (подпись)".
     Пишет в "Яд ва-Шем" 80-летний А. К. из Ашкелона (стиль и орфография писем сохранена. - Ред.): "1. Заслуживает ли Шептицкий не только присвоения ему звания "Праведник, мира", но даже обсуждения этого вопроса?.. Нет и нет; ибо даже только обсуждение является надругательством над памятью многомиллионных жертв, в т. ч. над памятью моей жены, детей и многочисленных родственников...
     Как можно требовать присуждения звания "Праведник мира" тому, кто солидаризировался с убийством евреев, ибо чем как не солидарностью можно считать: (а) после вступления немецких войск во Львов на второй день... батальон украинских СС "Нахтигаль" по своей инициативе устроил побоище евреев - освящение знамен этого батальона и посылка приветственной телеграммы Гитлеру; б) в Киеве исполнителями акции "Бабий Яр" и др. акций были преимущественно украинские бандиты разных мастей, а руководили ими деятели, специально прибывшие из западных областей Украины, т. е. из паствы митрополита Шептицкого, и его "протест" против этих акций также выразился... в поздравительной благодарственной телеграмме Гитлеру.
     2. Как стараются наши "правозащитники" (в газетных выступлениях) придать особое значение письму Шептицкого, которое начиналось словами "Ты не должен убивать", хотя это письмо не имело никакого отношения к осуждению уничтожения евреев... Шептицкий призывал прекратить взаимные убийства христиан (украинцев и поляков), не упоминая, что те и другие убивают евреев, "правозащитники" оправдывают эти действия Шептицкого... разумной предосторожностью. А вот король Дании не думал о разумной предосторожности, когда в ответ на приказ о ношении евреями "желтой звезды" первый прикрепил такую звезду, показав пример своим подданным, которые последовали этому примеру и этим спасли еврейское население Дании,
     3. В отношении (спасенных Шептицким еврейских) детей является доказанным, что это было церковное мероприятие по обращению в христианство, использовав их бедственное положение...
     О тех (так в тексте. - Ред.), кто так ревностно и настойчиво выступает в защиту погромщиков и убийц еврейского народа, можно объяснить тем, что одних шантажируют, используя темные пятна в их поведении, других подкупают, ведь говорят, что деньги не пахнут, нет, эти деньги пахнут и очень - пахнут еврейской кровью, а многие занимаются полуправдой, вводя этим в заблуждение.
     Митрополит Шептицкий... заслуживает резкого осуждения за свои благодарственные заявления и другие действия, которые послужили примером и призывом для его паствы как побольше уничтожить евреев".
     Автор из Ашкелона в искреннем гневе точен ли? Чтобы ненароком не обидеть кого и страстей не множить, я выпустил из цитированного письма фамилии его оппонентов и в дальнейшем сам постараюсь обходиться без имен. Отмечу лишь с благодарностью тех, чьи разноречивые, но равно полезные замечания помогли скроить этот текст: И. Гельстон, К. Гусарова, Н. Зейфман, Я. Сусленский, Ш. Швейбиш.
     Исторические личности, однако, анонимными не оставишь. А надо бы обернуться не на сорок лет - много дальше назад, к основателю христианства. Это ведь он, апостол Павел, рассорившись с евреями, назвал их "сосудами гнева, которые надо уничтожить". Хотя незадолго до смерти Павел написал: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян" (Послание к Римлянам, 9:3). И именно Павел утверждал: "Если не имею любви, то я ничто", и христианство так и утверждается как "религия любви". Но дурное семечко юдофобии было брошено и пошло в рост.
     В eвангелии от Матфея евреи, предавая Христа на казнь, кричат: "Кровь его на нас и на детях наших" (27:25). А евангелист Иоанн заложил еще одну славную традицию: у него евреи "дети дьявола" (8:44). Вослед евангелистам церковь веками поносила евреев: "богоубийцы", "слуги Сатаны", "дети порока"... Высшие церковные авторитеты, правда, убивать евреев не рекомендовали, их только следовало унижать, дабы грех христоубийства не забывался никем. О том грехе твердили с церковных амвонов, пели с клиросов, писали иконы и картины. Паства впечатлялась.
     В Кракове, в костеле францисканцев изображен суд над Иисусом: римлянин Пилат в белом (безгрешность!) плаще умывает руки; смертный приговор Христу читают, оскалясь, злодейски-еврейского вида уроды в яростно полосатых одеждах, в неистовых каких-то тюрбанах.
     Театр новых времен родился из церковной пасхальной мистерии, которую разыгрывали на паперти после проповеди-рассказа о муках Спасителя, погубленного евреями. Представление было почти натурально жестоким: зрители рвались мстить злодеям. На века повелось:
     Пасха - погром.
     В небольшом польском городе Сандомеже (Сандомире) с XI века тянется в небо собор Пресвятой Девы Марии. Готические своды, барочный интерьер: стройные серебряные аккорды органных труб, музыка витражей, сияние люстр, резное дерево, по стенам в гигантских картинах что-то и от задумчивости Кранаха, и от прозрений Гойи - живопись мощная, дух и душу вздымающая. На задней стене вместо канонического Страшного суда представлено убийство христианского младенца евреями: ведьмообразная женщина и ангельски нежное дитя, в другой сцене, центральной, оно уже на столе, там режут его, бедного, палачи-бородачи с полузвериными еврейскими лицами; рядом собака грызет оторванную бело-невинную ножку страдальца, морда пса и та очерчена еврейски; в мрачном колорите только христианский лик мученика просвечивает - все талантливо, живо, доходчиво, хочешь не хочешь, а, выходя из храма, всмотрится прихожанин. И вспомнит: картина-то верная, "историческая".
     В 1698 году здесь, в Сандомеже, случился с одной незамужней христианкой грех: родила. Младенец умер. Мать подбросила трупик во двор еврейского старшины Берека. Привычно возникло дело о ритуальном убийстве евреями христианского ребенка. На суде мать под присягой показала, что ребенок умер естественной смертью. Берека оправдали. Это не устроило ни поляков, соперничавших с евреями
     в деловой сфере, ни церковь - дело пошло на пересмотр. Мать под пыткой показала, что она раньше солгала, будучи околдована евреями; на самом-то деле они купили у нее ребенка и убили. На суде в Люблине посланцы сандомежского духовенства требовали мести евреям. Кончилось традиционно: Берека казнили, евреев погромили, а потом изгнали. О том и картина в соборе: здесь и продажа ребенка несчастной матерью, и еврейское убийство, леденящее душу.
     Справедливость требует, однако, припомнить, что в том соборе молился сегодняшний папа Иоанн Павел Второй, примиритель религий, а в годы нацистской оккупации настоятель храма прятал здесь от немцев шестерых евреев, но их выдал кто-то из внимательных зрителей картины на задней стене.
     Тут мы перебрасываемся во времена Второй мировой войны, и та же справедливость напоминает о папе римском той поры Пие Двенадцатом: он убийство евреев не одобрял, но и не осуждал - дружбой с Гитлером дорожил, да и вряд ли тревожили душу его евреи. Каков поп, таков и приход. Католическое духовенство подгитлеровской Европы, как и в средние века, относилось к евреям чаще всего враждебно. Если и находились подвижники - праведники народов мира - за них Ватикан не в ответе.
     Политика, Ватикан и Гитлер, христианский антисемитизм и христианская любовь, убийство и спасение - что только не окутывает фигуру митрополита Андрея Шептицкого! Но вот еще несколько необходимых слов вокруг да около. Митрополит ведь - украинский, руководитель церкви в Восточной Галиции. Здесь переплелись перед войной разнонаправленные интересы поляков, украинцев и евреев.
     Украина всегда жила то под Польшей, то под Россией. Крохотный период независимости после русской революции 1917 года выглядел лишь издевкой истории. В 20-30-е годы Восточная Галиция оказалась в составе Польши. Поляки и украинцы пестовали традиционную вражду. Шептицкий и по своему положению главы греко-католической (униатской) церкви, нацеленной на единение поляков-католиков и православных украинцев, и по своему знаменательному происхождению от польки и украинца стоял на сшибке польской великодержавности и украинской самостийности. Духовный вождь украинского национального движения за независимость, он в то же время старался умерить накал борьбы, доходивший до убийств противников, до угроз ему самому, пастырю.
     Положение осложнялось евреями. Они во Львове были треть населения. Их, естественно, веками не любили: ни поляки - хозяева страны, ни украинцы - творцы хмельничины, гайдамацких и петлюровских погромов. В годы становления польского государства при польско-украинских столкновениях каждая сторона громила евреев, обвиняя их в союзе с противником. Шептицкий - интеллектуал и гуманист христианского толка, знал иврит, дружил с евреями, он мог устроить у себя концерт еврейского религиозного хора, он встречался с еврейскими деятелями, помогал беднякам-евреям. Главным благотворительным делом митрополита было создание в 1903 году клиники для лечения всех больных без разбора по вере и национальности. В 1936-м из 13.000 обратившихся в клинику десятую часть составили евреи.
     В 1935-м в приветствии митрополиту по случаю его семидесятилетия Львовская еврейская община отмечала популярность юбиляра среди евреев города. Поздравительный визит к нему еврейской делегации во главе с раввином Ихезкиелем Левиным был предложением сотрудничества двух общин, преследуемых поляками, - Шептицкий отвечал евреям взаимностью.
     Своему клиру, где многих коробило "цацкание с жидами", митрополит был вынужден объяснять, что общается с евреями на иврите исключительно с целью доходчиво донести до народа Ветхого завета христианские истины. "Я доволен, если хоть одна заблудшая душа находит в моих словах отблеск Божественной истины, - писал Шептицкий в пастырском послании духовенству. - Моя помощь евреям-беднякам может стать Божественной милостью, возможностью приблизить их к христианскому учению".
     Пастырь миссионерствовал, паства - юдофобствовала. Началась война, Гитлер и Сталин располовинили побежденную Польшу. Восточную Галицию оккупировали советские войска. Украинцы видели в них очередных поработителей, евреи - освободителей и от польского антисемитизма, и от нацистских преследований, от которых катили сюда волны еврейских беженцев из немецкой части Польши, Наехавшие "жиды" раздражали уже одним своим многотысячным количеством, необходимостью потесниться. Католический епископ Пшемысла жаловался в Рим, что новая власть отобрала у него для евреев одно из служебных зданий. Тут и Шептицкий проявил себя стандартным патриотом и христианином: 26 декабря 1939 года он тоже сообщал ватиканскому кардиналу о прибытии огромного числа евреев, "дополнительно отягощающих жизнь... Поразительно много евреев вторглись в экономику и придали советской власти черты мелкой жадности, характерной для еврейских лавочников". Его также волновало насаждаемое Советами безбожие в школах, где, как он отмечал, "руководят часто евреи или атеисты".
     Сотрудничество евреев с советской властью, антирелигиозной и антиукраинской, наверно, немало возмущало митрополита. Еще в 30-е годы большевистская опасность казалась ему настолько первостепенной, что, критикуя русских коммунистов и их западных поклонников, митрополит ни словом не осудил растущий нацистский тоталитаризм. Гитлеровская юдофобия Шептицкого нимало не волновала: связи между антисемитизмом и общей античеловечностью "цивилизованное сознание" европейского интеллектуала, как обычно, не усматривало. А нацистская антиславянская политика в ту пору еще никак не проявлялась, и когда немецкая армия ворвалась на Украину, Шептицкий, который был еще и лидером украинского национального движения во Львове, понадеялся выгадать независимое государство.
     Украинская толпа куда меньше митрополита руководствовалась государственными соображениями,она просто видела в евреях, приголубленных советской властью, тех же большевиков. И распалялся застарелый антисемитизм. Тут и немцы постарались, ввинчивая в мозги понятие "жидо-большевики", - слово сложное, а срабатывало просто - мастера были геббельсовские пропагандисты, даже гроссмейстеры.
     Снег - скрипучие искры под ногой. Солнце оплавляет облака в морозном небе, сосны шуршат, хвоя дышит целебно, столичные дымы далеко, а здесь Подмосковье - вдох-выдох, грудь здоровьем распирает. И голые по-зимнему березы весело бесстыдны, и дома неказистые озорно блестят окнами, и пес уличный виляет-метет хвостом бескорыстно, просто жизни рад, пока не прибил кто по пьяни... Городок называется Белые Столбы.
     "И отправился я в Белые Столбы на братана да на психов поглядеть" (А. Галич) - известнейшая была крамольная песня. О психах у автора говорилось, что загремели на лечение кто от Сталина, кто от Гитлера. Вот и я в какой-то степени от Гитлера. Но не в психушку местную, а в Госфильмофонд, и, как в той балладе, "братан меня встречает в проходной", только на месте братана дорогой мой приятель, кинорежиссер-документалист, поднаторевший на нацистской и еврейской проблематике, поскольку работал когда-то на знаменитом антифашистском фильме. В здешнем киноархиве он как дома, и знает немецкий язык, и для него, старомодного русского интеллигента, "несть ни эллина, ни иудея" - все мне в удачу, и сидим мы с ним за просмотровым столом, крутим трофейную немецкую кинохронику первых дней войны с Советским Союзом.
     Тарахтят диски стола, хлещут воздух хвосты отсмотренных пленок, скрежещут крышки жестяных коробок, мелькают на экране кадры: гитлеровские летчики-асы, бомбопад - торжествующий свист и победный взрыв, горящие деревни и вздыбленные городские руины, жалкие русские военнопленные и хохот бравых тевтонов, их мускулы из-под закатанных рукавов гимнастерок, украинские девчата, хлебом-солью привечающие германскую армию... И вступление немцев во Львов, радостные толпы горожан, гитлеровские офицеры стоят в открытых машинах, плывущих по ковру цветов на мостовых. Приветственные клики толпы...
     На экране - тюремный двор. Молодые люди в темных костюмах вида "приличного", но потрепанные, видимо, битьем, с кровью и пятнами на семитских лицах, раскладывают на земле обгоревшие трупы. Неподалеку содрогающаяся толпа. Мой приятель переводит голос за кадром: "Советы перед уходом из города расстреляли заключенных и подожгли тюрьму Германская армия предотвратила пожар. Теперь евреи, которые убивали узников, выносят тела своих жертв для опознания родственниками". Обугленные тела, изуродованные лица крупным планом. Родственники колотятся в рыданиях, кто-то яростно рвется к евреям. Немцы сдерживают толпу. Диктор: "Евреи безжалостно убили этих несчастных, и народ справедливо хочет покарать преступников. Но германские власти не допустят беззаконной расправы. Евреев-преступников будут судить, и они получат заслуженное наказание по закону". Так в кино.
     А в жизни... Как христианские пасхальные представления казни Иисуса вздымали толпу на еврейский погром, так и спектакль во дворе львовской тюрьмы толкнул горожан, уже словно бы очевидцев еврейского палачества в подвалах НКВД, на улицы - мстить. Началась "тюремная акция" - избиение тысяч евреев. То был первый день города под немецкой властью.
     Теперь - к делу номер 421, держа в уме все предыдущие соображения да в придачу подробность: митрополиту А. Шептицкому в 1941 году 76 лет, и он парализован почти полностью, двигаются только голова и, по некоторым сведениям, кисть правой руки.
     Итак, перечень событий:
     22 июня 1941 года. Нападение Германии на Советский Союз. Бомбардировка Львова. Из Кракова во Львов направились шесть украинцев-националистов для подготовки немецкой оккупации; они провели координационную встречу с митрополитом А. Шептицким.
     30 июня 1941 года. Во Львов входят немецкие войска и сформированные немцами из 700 бежавших к ним украинских националистов батальоны "Роланд" и "Нахтигаль". Приветственные плакаты на улицах города заканчиваются призывами:
     "Бейте жидов и большевиков! Да здравствует Адольф Гитлер! Да здравствует Степан Бандера!"
     В городе находится 160-170 тысяч евреев.
     30 июня - 3 июля 1941 года. Начало уничтожения евреев Львова украинцами - "Тюремная акция", В погромах на улицах и в тюрьмах погибло около семи тысяч евреев Львова.
     30 июня 1941 года. К Шептицкому пришел его личный друг и главный раввин Львова профессор И. Левин с просьбой повлиять на украинских убийц: "Спасите тысячи жизней!" Шептицкий выразил надежду, что толпа скоро успокоится, и предложил Левину личное спасение в его резиденции. Левин отказался, на обратном пути был схвачен на улице, избит и затем убит в тюрьме после публичных пыток.
     1 июля 1941 года. Митрополит Шептицкий публикует обращение к народу:
     "Мы приветствуем победоносную немецкую армию, которая освободила нас от врага". Он призвал украинцев быть верными Богу и правительству новой Украины во главесЯ.Стецько.
     В резиденции митрополита гостит Г. Кох, офицер батальона "Нахтигаль", ведущий переговоры с Шептицким.
     Июль 1941 года. Шептицкий встречается с руководителем ОУН (Организация украинских националистов) С. Бандерой и как глава церкви дает согласие на борьбу бандеровцев с большевиками. Евреев в те дни не отличали от большевиков.
     25 июля 1941 года. Первый из "Дней Петлюры" - трехдневного погрома, в котором убито примерно 2000 евреев.
     Львовское радио передает призыв митрополита Шептицкого к населению помогать немецким властям; крестьян митрополит просит обеспечивать немецкую армию продуктами в благодарность за избавление от большевистского ига.
     Август-октябрь 1941 года. Создание трудовых лагерей и облавы на евреев, высылаемых в эти лагеря. Начало уничтожения евреев Львова в Бельцском и Яновском лагерях.
     23 сентября 1941 года. Письмо Шептицкого Гитлеру: "Как глава украинской греко-католической церкви я передаю Вашему превосходительству мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины - златоглавым городом на Днепре Киевом. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которые Вы себе, как фюрер великого германского рейха, взяли за цель в этом походе, обеспечивает Вашему превосходительству благодарность всего христианского мира... Я буду молить Бога о благословении победы, которая явится залогом длительного мира для Вашего превосходительства, германской армии и германской нации. С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит".
     8-15 октября 1941 года. Выделение в городе "еврейского квартала" и переселение в него, сопровождающееся уничтожением 5000 евреев.
     15 ноября 1941 года. Шептицкий пишет архиепископу Б. Твардовскому: "Безнаказанно действуют большевики-партизаны и жидовские банды".
     14 января 1942 года. Шептицкий во главе группы националистических руководителей подписывает письмо Гитлеру: "Мы заверяем Вас, Ваше превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединенными силами немецкого и украинского народа... претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе".
     Февраль 1942 года. Шептицкий в письме рейхсфюреру СС Гиммлеру выражает сожаление по поводу обращения немцев с местным населением, особенно с евреями, и протестует против использования украинцев в антиеврейской деятельности. (С. Редлих, израильский историк, пишет в 1989 году: "По меньшей мере три свидетеля утверждают, что видели письмо Шептицкого Гиммлеру, однако мы не располагаем ни оригиналом, ни копией текста". Сам Шептицкий позднее в письме папе римскому также упоминает, что писал Гиммлеру).
     Март 1942 года. Уничтожение в лагере Белжец 12 тысяч львовских евреев.
     24 июня 1942 года. Уничтожение во Львове 6-8 тысяч евреев, которым прежде разрешили жить вне "еврейского квартала".
     10-29 августа 1942 года. "Большая акция", уничтожено около 60 тысяч евреев.
     29-31 августа 1942 года. Письмо Шептицкого папе римскому Пию Двенадцатому:
     "Немецкий режим, может быть, злее большевистского, он поистине дьявольский. Нет дня, чтобы не происходили наистрашнейшие преступления... Евреи их первые жертвы. Число евреев, убитых в нашей маленькой стране, вероятно, превышает 200.000... Власти поначалу.. пытались сфабриковать документы, которые могли бы доказать, что авторами убийств были местные жители или полицаи. Но с течением времени они начали убивать евреев на улицах на глазах всех людей и без всякого стыда... Я протестовал пастырским посланием против убийств, послание было конфисковано, но прочитано пять или шесть раз на собраниях священников... Я также протестовал в письме, адресованном Гиммлеру, и пытаюсь повлиять на молодежь, чтобы не записывалась служить в полиции, где придется действовать против собственной совести... Все мы предчувствуем, что режим террора расширится и с еще большим давлением направится против... христиан. Палачи, привыкшие убивать евреев, тысячи невинных людей, привыкли к виду крови и жаждут кровопролития". Остальная часть письма (процентов 85) упоминает евреев лишь в трех строчках: "Единственное утешение в эти тяжкие времена: ничто не происходит не по воле Бога. Я думаю, что среди убитых евреев немало душ, которые обратились к Богу..."
     24 августа 1942 года. Шептицкий публикует разрешение крестьянам по воскресеньям и праздникам работать и не поститься, чтобы собирать урожай для немецкой армии.
     7 сентября 1942 года. Часть "еврейского квартала" ограждена стеной и объявлена еврейским гетто.
     Сентябрь 1942 года. Шептицкий принимает беглецов из гетто, сыновей раввина И. Левина, Курта и Натана, а также сыновей раввина К. Хамейдеса, Герберта и Леона, после чего священники митрополита скрывают их до конца войны. Шептицкий пишет письмо римскому кардиналу Тиссерану, в котором снова недоволен использованием украинцев в полиции для "развращающих душу действий".
     Осень 1942 года. Тиф в гетто; ежедневно умирают около 50 человек.
     Ноябрь 1942 года. Шептицкий публикует пастырское послание "Не убий", в котором напоминает пастве об известной библейской заповеди. В послании нет ни слова о евреях,
     18-23 ноября 1942 года. Вывоз около 15 тысяч евреев из гетто на уничтожение в лагерях Белжец и Яновский.
     5 декабря 1942 года. "Декабрьская акция" по уничтожению евреев.
     1 января 1943 года. За полтора года оккупации истреблено примерно три четверти львовских евреев.
     5-7 января 1943 года. Около 10 тысяч евреев отправлено на уничтожение.
     Зима 1943 года. Еврейка Цецилия Стерн-Абрахам и ее дочь Лилит получают убежище сначала во дворце Шептицкого, затем в монастырях и приютах его епархии.
     Начало марта 1943 года. 2000 евреев отправлены на уничтожение.
     Весна 1943 года. Бежавший из Яновского лагеря раввин Д. Кахана скрывается до конца войны в резиденции митрополита А. Шептицкого. Прежде того Д. Кахана переправил А. Шептицкому еврейские книги и религиозные реликвии, они также были спрятаны. Жена и дочь Д. Кахана спасаются в других местах священниками униатской церкви.
     17 марта 1943 года. "Акция отмщения" за убийство эсэсовца предположительно евреем. Убито около 1000 евреев.
     Апрель 1943 года. Акция уничтожения еврейских полицейских и их семей.
     Шептицкого посещают высшие чины СС и руководитель германской разведки адмирал Канарис, чтобы заручиться поддержкой в деле создания украинской дивизии СС "Галичина". Будущий командир дивизии полковник СС Бизанц передал митрополиту 300.000 злотых от генерал-губернатора Польши (куда входила Галиция) Г. франка. Бизанц отрапортовал, что Шептицкий проявил заинтересованность в создании дивизии. Он назначил старшим священником дивизии своего приближенного Лава и поручил епископу Иосифу Слипому провести церемонию присяги.
     Май 1943 года. Убито 6000 евреев.
     16 мая 1943 года. Дивизия СС "Галичина" приведена к присяге. Желающих вступить в нее оказалось больше, чем требовалось. До отправки на фронт дивизия в течение года выискивала и уничтожала в городе и окрестных лесах сбежавших от казней евреев.
     2-16 июня 1943 года. Акция "окончательной ликвидации". Убито 20 тысяч евреев. Львов объявлен "юденфрай" - свободным от евреев.
     22 июля 1944 года. Во Львов вступает Советская армия. К 21 сентября в городе и окрестностях обнаружено 3400 евреев, в том числе менее 100 детей. Уничтожено 98 процентов львовских евреев.
     Весь период оккупации Шептицкий и его священники укрывали евреев. Помимо указанных выше известны имена спасенных Одеда Амаранта, Адама Ротфельда (Червонский в годы войны), Иосифа и Анны Подошиных и их сына Людвика. Спасено еврейских детей от 50 до 150, по данным очевидцев, а по газетным и книжным публикациям - несколько сот (у некоторых смелых авторов - тысячи).
     Такова цепь событий, согласно документам и свидетельствам, без придумок. Эти факты и стали предметом обсуждений историков, юристов, журналистов, бывших узников, общественников...
     Украинцы, желающие соскрести память о сотрудничестве родных националистов с гитлеровцами, евреи, пострадавшие от рук пособников нацизму, аферисты, воюющие ради корысти или самоутверждения, и искренние поборники справедливости, и патриоты, пекущиеся о добром имени своей Украины или своего Израиля, - все схватились о митрополите Шептицком, не развести.
     Важны, однако, те, кто заседал в Комиссии по Праведникам "Яд ва-Шем" и в учрежденных по делу А. Шептицкого подкомиссиях, кто определял решение и непосредственно решал. В их компетентности и беспристрастности трудно усомниться - каждый с убедительным и удивительным прошлым: член Верховного суда, генерал, дипломат, историк, государственный обвинитель на процессе Эйхмана, раввин, парашютист - командир легендарной Ханы Сенеш, узник гетто, редактор "Энциклопедии Катастрофы", участник восстания Варшавского гетто, автор книги о Катастрофе, партизан... Они собирались для обсуждения дела Шептицкого в 1967 году (дважды), в 1979-м, 81-м, 84-м, 90-м и еще, и еще - к середине 1996 года набралось 12 заседаний, а потом опять говорили не раз.
     Мнения, естественно,сталкивались,искры летели.
     Шеи не хватит оборачиваться на каждый голос:
     - Митрополит Шептицкий на Украине - личность первого плана. Он сам говорил о себе: "Я как святой апостол Павел: в глазах еврея - еврей, в глазах грека - грек, в глазах всех я спаситель всех". Так и было: для украинцев национальный и религиозный вождь, для евреев - спаситель.
     - Не мешает добавить четвертую характеристику Шептицкого: для немцев - верный союзник.
     - Чтобы стать Праведником, по Положению "Яд ва-Шем", достаточно одного спасенного от смерти еврея. Мы же имеем достоверные свидетельства спасения Шептицким нескольких взрослых и десятков или сотен детей.
     - Укрытие нескольких евреев в резиденции митрополита было незначительным эпизодом в его деятельности, нацеленной на интересы национальные (украинские) и религиозные (христианские), которые полностью противостояли интересам евреев Львова и Восточной Галиции.
     - Шептицкий, приветствуя немецкое правление как начало украинской независимости, указал цель нового национального правительства во главе с Я. Стецько: благополучие всех граждан "независимо от веры, национальности и социального положения". Тем самым Шептицкий защищал и евреев.
     - Шептицкий благословил оккупантов и призвал народ к сотрудничеству с ними, что на деле было призывом к убийству евреев, ибо оно входило в программу нацистов. Он поддержал Я. Стецько - известного сторонника "очищения" Украины от евреев по гитлеровскому образцу. Как на все это смотрел рядовой украинец? Церковь освящает уничтожение жидов. В июле 1941 года Шептицкий согласился на расправу бандеровцев с большевиками, к которым относили всех евреев.
     - Пастырское послание Шептицкого 1942 года под названием "Не убий" говорит о любви ко всем людям без исключения, а значит, и о любви к евреям. Имеются сведения, что в черновике послания было прямо указано слово "евреи" среди тех, кого не следует убивать. Но потом оно было вычеркнуто, может быть, кем-то другим, а Шептицкий хотел вступиться за евреев.
     - Нацисты строили свой "новый порядок" в Европе на основе отрицания христианской культуры из-за ее еврейских основ, выраженных в Торе: "Не убий" и "Возлюби ближнего". Сделав именно эти два принципа темами своего послания "Не убий", Шептицкий сознательно подрывал основы "нового порядка", который нацисты возводили на трупах евреев.
     - Во всех пастырских посланиях Шептицкого нет ни слова протеста против убийства евреев. Он подал голос только против участия украинцев в убийстве евреев. Но здесь его заботили не евреи, а нравственность его верующих, их "пагубное привыкание к убийству". О том и его послание "Не убий", где упомянуто, что в результате убийств останутся семьи без кормильцев. Ясно, что автор послания не имеет в виду евреев, которых уничтожали поголовно. Послание вызвано братоубийственной войной христиан, украинцев и поляков,- вот что волновало христианского пастыря Шептицкого.
     - Если он в послании "Не убий" употребил слово "еврей", а потом вычеркнул его, то это означает лишь его боязнь противоречить немцам. О том, чего нет, нельзя гадать, тем более придумывать, будто Шептицкий подразумевал между жертвами евреев. Не упомянув евреев, он обрек их на смерть, он превратил послание в политическое убийство. Ведь Шептицкий - не частное лицо, для большого государственного и религиозного деятеля важно не только то, что он делает, но и что он не делает - это тоже не остается без последствий.
     - В 1999 году во Львове вышел огромный труд, посвященный униатской церкви, "Церковь и общественный вопрос". Вторая книга в 1300 страниц содержит переписку митрополита Шептицкого, в ней есть целая глава "Святость жизни. Сопротивление немецкой оккупационной власти".
     - Но в той главе - ни одного документа. Ни одного. Протест против участия украинцев в казнях - единственный публичный протест Шептицкого, который достоверно известен. В подписанном Шептицким письме Гитлеру высказана готовность тесно сотрудничать с Германией в борьбе за "новый порядок" в Европе. Шептицкий ведь знал, что это порядок без евреев. Он принял для себя нацистскую идеологию со всеми ее деталями, то есть он принял и ее программу убийства евреев. За годы оккупации украинцы убили сотни тысяч евреев. И украинский лидер номер один ответствен за это, ибо именно он велел украинцам сотрудничать с немцами,
     - В письме Гиммлеру в феврале 1942 года Шептицкий сожалеет о германском обращении с евреями. И в письме папе римскому в конце августа того же года он подчеркивает в качестве первых жертв нацизма евреев.
     - Письмо Гиммлеру никто не видел даже в копии, что в нем и было ли оно вообще? В письме Шептицкого папе римскому сотни тысяч убитых евреев - первых жертв нацизма (с подчеркиванием, что убийцы немцы, а не украинцы), скорее всего, приведены лишь как наиболее яркий пример гитлеровской политики, которую Шептицкий, прозревший к этому времени, уподобил большевистскому угнетению. Кто из верующих знал об этих письмах? Зато верующие знали от Шептицкого, что ради поддержки немцев надо пренебречь даже постом.
     - Нельзя требовать от Шептицкого громогласного выступления против гитлеровского "окончательного решения еврейского вопроса". Митрополит вряд ли знал, что оно подразумевает поголовное истребление евреев, этот секрет нацистов раскрылся только после войны. К тому же Шептицкий был полностью парализован, от него скрывали происходящее вокруг. Но, даже и зная об уничтожении евреев, он не мог бы открыто протестовать ни как подчиненный немцам человек, ни тем более как политик. Но он призывал украинцев не участвовать ни в каких убийствах. И делал, что мог, втайне. Его послание "Не убий" до официальных публикаций было вначале конфисковано, так он его несколько раз зачитывал собраниям своих священников, а по традиции церкви это равносильно публичному обращению ко всем прихожанам.
     - Шептицкий был с первого дня оккупации осведомлен о том, что происходит с евреями на улицах и в гетто. Ему рассказал о "тюремной акции" раввин Левин, и Шептицкий не усомнился, потому и предложил раввину остаться у него. Ему рассказывали о погромах и раввин Кахана, и украинский хлопец, который пришел к митрополиту и сообщил, что в одну ночь собственными руками убил семьдесят пять жидов. А про "Дни Петлюры", когда, убивая тысячи евреев на улицах Львова, трое суток день и ночь трудились вместе с немцами украинские добровольцы и полицаи, - Шептицкому неужто не доложили? Разговоры о его неинформированности из-за болезни могут далеко завести. Если, как известно, за него, парализованного, бумаги часто подписывал его приближенный, то где уверенность, что Шептицкий подписывал или даже читал те документы в пользу евреев, которые теперь ему приписывают?
     - Главное из тайных дел Шептицкого - спасение евреев. Спасенный раввин Кахана сам после войны вывез из монастырей Шептицкого около ста еврейских детей. Многие теперь живут в Израиле. На одном военно-воздушном параде раввин Кахана сказал: "В пролетающих самолетах три летчика из детей, спасенных Шептицким".
     - Надо отделить спасительную деятельность Шептицкого от политической. В Положении о Праведниках не сказано, что принадлежность к какому-либо политическому или идеологическому направлению препятствует получению звания, "Яд ва-Шем" присваивал звание Праведника людям, которые были антисемитами, если они спасали хоть одного еврея.
     - Но эти антисемиты никогда не поддерживали нацистов. Шептицкий мог проявлять человеколюбие к евреям, но политические причины были для него решающими. Когда раввин Левин просил его обратиться к своему народу и прекратить убийства, Шептицкий отмолчался. Так и потянулась цепь убийств, а он с его влиянием мог сколько-нибудь помешать.
     - На одном дыхании Шептицкий спасал десятки евреев и давал благословение добровольцам украинской дивизии СС, которая уничтожала последних уцелевших евреев. Шептицкий, так опасавшийся душевного помрачения убийц, мог хотя бы призвать украинцев не мобилизоваться в лагеря смерти или карательные отряды. Он уклонился.
     - Если бы после войны Шептицкого судили, мы могли бы предложить свидетельства в его пользу. Но не более того. Спасение отдельных евреев дает Шептицкому только возможность не войти в традиционный список "гонителей Израиля", подобно Аману, Сталину или Гитлеру. Но не в списки Праведников.
     - Крещением спасаемых евреев часто пользовались для их вовлечения в христианство. Митрополит спасал даже и без этой миссионерской корысти. Всех крещенных для конспирации детей по указанию Шептицкого после войны передавали еврейской общине по первому ее требованию.
     - Возврат крещенных священниками Шептицкого детей еврейской общине происходил не так уж гладко - случались возражения.
     - Согласно Положению о Праведниках необходимо установить, подвергался ли спаситель опасности. Прежде всего необязательно говорить о прямой угрозе жизни. "Яд ва-Шем" уже признавал Праведниками Валленберга, Мендеса и других, у которых была дипломатическая неприкосновенность. У Шептицкого дипломатического паспорта не было. Сан митрополита - не прикрытие. Мы знаем священников, которые за защиту евреев попадали в концлагерь. Шептицкого не спас бы его авторитет, если бы немцы узнали, что он прячет евреев. Нацисты нашли бы ему замену По некоторым сведениям, Гиммлер после получения письма от Шептицкого хотел его арестовать и не сделал это только из-за боязни вызвать волнения украинцев. Шептицкий рисковал и собой, и благополучием своих монастырей и священников, которым поручал сохранять евреев и которые еврейских детей крестили - немцы и за это карали.
     - Ни обращение Шептицкого к Гиммлеру, где, возможно, шла речь о евреях, ни тем более послание,"Не убий" не вызвали у немцев никакой опасной для Шептицкого реакции. Слишком нацисты перед ним заискивали. У Шептицкого была неприкосновенность больше, чем у дипломатов. Настоящей опасности подвергался не он, а тот его монах, который непосредственно прятал детей, такие священники и получили в "Яд ва-Шем" звание Праведника.
     - Они неотделимы от своего руководителя, без ведома и воли которого они не могли бы спасать. И в правилах "Яд ва-Шем" оговорено: при спасении в монастырях вся заслуга принадлежит настоятелю.
     - Если не разделять митрополита и его священников-спасителей, то логично не отделять его от всех его подчиненных и - как главу церкви - от церкви, а как главу народа - от народа. А они - соучастники убийства евреев.
     - Шептицкий - не украинский народ и не украинская церковь. Народ не воспринял его призыв "Не убий" и продолжал убийства с возрастающей яростью; многие униатские священники продолжали проповедовать пастве ненависть к евреям. Украинцы в подавляющем большинстве отделили себя от Шептицкого непроходимой стеной. Праведник всегда один против окружения. Шептицкий сумел встать против своего народа, несмотря на то что был его предводителем.
     - Для украинцев и на Украине, и во всем мире они и Шептицкий - одно, никакой непроходимой стены. Звание Шептицкому будет воспринято как прощение украинцам.
     - Но по этой логике нельзя присуждать звание Праведника немцу, так как это очищение всей Германии.
     - Соблюдаются все положенные для звания Праведника условия. И если "Яд ва-Шем" не присуждает Шептицкому звание - это крупнейший скандал для всего Израиля. Поэтому на "Яд ва-Шем" давят со многих сторон,
     - А почему? Присвоение Шептицкому звания Праведника очистит прошлое украинского народа от греха преследования евреев. Это важно Украине, стремящейся в Евросоюз, и, конечно же, важно украинцам Канады и США, чьи родители когда-то бежали с Украины именно из-за вины в уничтожении евреев. Украинских эсэсовцев интересует не Шептицкий, а имя дивизии СС. Все хотят очиститься, вот и Ватикан хочет обелить христианскую церковь пастырем-Праведником, они с пятидесятых годов возводят Шептицкого в ранг святого мученика. А израильские бизнесмены ищут дружбы с Украиной, хлопочут и парламентарии, сотни репатриантов подписывают петиции в "Яд ва-Шем" - некоторые даже толком не знают, кто такой Шептицкий...
     - Но дело № 421 - бомба. Признание Шептицкого Праведником - это освобождение пособника нацизма от ответственности. "Яд ва-Шем" просто не имеет на это права, как и ни одна еврейская организация. Наши дипломаты озабочены откликом за границей. Дерево Шептицкого в "Яд ва-Шем" превратится в культовое место, к которому будут приезжать бывшие нацисты, украинские эсэсовцы, лагерные охранники, каратели... Каково это израильтянам, особенно пережившим Катастрофу на Украине? Уже было так, что канадские ветераны той украинской дивизии СС на подозрительные деньги, может быть, загубленных украинских евреев, купили у иерусалимских раввинов кусок Святой земли на Сионской горе и торжественно, при двух христианских священниках (раввина, правда, не обнаружилось) воздвигли камень "Евреям и украинцам - жертвам нацизма и большевизма" - двусмысленность этой надписи, заставила группу бывших еврейских жертв Катастрофы во главе с председателем израильского парламента порушить тот кощунственный памятник. В "Яд ва-Шем" такое нужно? Был уже случай, когда одна еврейка заявила, что ее спас бывший полицейский, и дело уже шло к признанию его Праведником, когда об этом узнали в США и выяснилось, что тот польский полицейский убивал поляков, поднялся шум, "Яд ва-Шем" отказал ему в звании. Неважно кем были его жертвы, евреями или поляками, - он преступник. Поэтому "Яд ва-Шем" обязан следить за последствиями своих действий. Нельзя ни другим, ни нам самим себя дурачить, а потом отбирать выданную медаль. Назад хода не должно быть.
     - Не надо оглядываться на то, как будет наше решение понято, кто и что скажет за рубежом. Мы ведь не можем предотвратить отрицание Катастрофы. На нас давили, чтобы мы не давали Праведника нацисту Дуквицу, а мы дали, и неважно, что потом говорили во всем мире.
     - Появилось предложение обратиться через прессу к общественности, выслушать мнения. Но чьи мнения перевесят? Тех, кто авторитетен в обществе, или меценатов, которые дают "Яд ва-Шем" деньги, или политиков? Нет, надо просто соблюдать закон "Яд ва-Шем": "Кто спас еврея - тот Праведник".
     Увековечение памяти Шептицкого только добавит уважения "Яд ва-Шем", а отказ нанесет ущерб доброму имени и "Яд ва-Шем", и Израиля.
     * * *
     Так при обсуждениях летало пинг-понговым шариком с поля на поле: Шептицкий - Праведник или со-палач?
     На том и стынет поныне дело №421. Остается добавить некоторые соображения, представляющиеся очевидными. Риск при спасении является одним из необходимых условий подвига Праведника. Но уж очень нужен был немцам Шептицкий, именно он, а не другие украинские националистические лидеры, вроде Бандеры или Стецько, которых они арестовали. Не зря почти на поклон ездил к митрополиту сам адмирал Канарис, главнейший гитлеровский разведчик, когда решалась задача вовлечения украинцев в армейские соединения. Шептицкий оправдывал ожидания нацистов, подпирал всем своим авторитетом их военные усилия - кто режет курицу, несущую золотые яйца?..
     Другим условием являются, как сказано в Положении о Праведниках, активные действия при спасении. Митрополит вел переговоры, принимал ответственные решения - деятель, а не заморенный инвалид. И в спасении евреев, надо думать, он не больной и полуотсутствующий свидетель, а инициатор и распорядитель. Но,соглашаясь с достаточной его активностью при спасении, тут же и оказываешься перед невозможностью снять с него в связи с немощностью ответственность за поддержку убивающего евреев режима.
     Создание "Галичины" - глыба на пути к Праведничеству Шептицкого. Это не 1941 год, когда выступление Шептицкого можно объяснить наивным представлением о нацистах-"освободителях". Уже позади: арест немцами первого украинского правительства, прихлопнувший мечту о независимой Украине; реки еврейской крови; такие толпы украинцев-охотников в палачи, что Шептицкий боится массового растления душ увлекающихся хлопцев. О том его тексты-протесты, и ненайденные, и опубликованные, - все бумаги 1942 года. А в 1943 году, все уже зная и переживая, митрополит безоговорочно поддерживает создание еще одного скопища убийц, которые будут, как ясно по предыдущему опыту, поливать еврейской кровью ростки "нового порядка" и губить гадким занятием собственные христианские души. "СС" и "Христос" - слова несовместные, тьма и свет, а пастырская рука осеняет убийство крестом. Рука Праведника?
     Защитники Шептицкого нашли, им кажется, извинение: дивизия "Галичина" - ну что это за СС? Никак не то, что все думают, не карательные, а боевые войска, ваффен-СС, фронтовые части, совсем другое...
     Не другое. Дивизия "Галичина" после ее создания больше года не на фронте воевала, а именно карательными операциями занималась и евреев отлавливала. А еще желающие могут прочесть приговор Нюрнбергского трибунала в 1946 году: объявляя СС преступной организацией, трибунал включил в ее состав ваффен-СС. Среди преступлений СС трибунал на первое место поставил уничтожение евреев.
     Шептицкому, омраченному участием украинцев в убийствах, было хорошо известно, сколь охотно его народ предавался кровавому разгулу. Ш. Швейбиш, специалист по украинской истории, прикинул: по принятой у немцев разнарядке в полиции на оккупированной территории полагалось служить до одного процента местного населения; при тридцати миллионах украинцев это сотни тысяч полицаев; в августе 1942 года, например, их насчитано 150 тысяч. Украинцы служили в гитлеровских концлагерях, убивали население сопредельных территорий. Они воевали с восставшим Варшавским гетто, и скорбно знаменитую белорусскую Хатынь жгли не немцы - украинцы. Сколько палачей поставили прихожане Шептицкого? Русский православный патриарх Тихон в 1918 году, в разгар террора гражданской войны и большевистских гонений на христианскую церковь, счел грехом любое участие в насилии и, отвергая советскую власть, отказался благословить антибольшевистское белое движение при всем личном уважении к его деятелям. Шептицкому не хватило высоты духа отринуть еще большее зло германского нацизма. Вряд ли его пугало, что в конце концов за свою твёрдость души Тихон заплатил жизнью. Скорее, вели митрополита политические соображения.
     Политика. Шептицкий, митрополит и президент Национального совета, - не крестьянин от сохи, не клерк за конторкой, не Архимед, чертящий свои линии посреди пылающих в битве.Сиракуз. Он - народный вождь, и он в гуще величайшей войны. Как ему без политики охранить своих верных? "Ваше Святейшество три года назад отказали мне в благословении на смерть за спасение моей епархии... Эти три года показали мне, что я недостоин такой смерти. И я понял, что пожертвование моей жизни значило бы для Бога меньше, чем молитва ребенка. Сегодня я прошу только особого благословения для моих молитв и моих жертв. Большая часть их принесена за всю католическую церковь, малая за мою епархию и мой народ... Припадая к стопам Вашего Святейшества, умоляю дать Ваше Апостольское благословение моему несчастному народу, несчастным священникам моей несчастной епархии и мне, ничтожному". Так заканчивал митрополит послание папе от августа 1942 года. Парализованному, измученному болезнью и тяготами ответственности, уставшему от мира с его безбожием, бесправием, тупостью и злодейством - ему просто надоело жить. Но кто прикроет его церковь и грешный его народ?
     Он старался. Кланялся Гитлеру, а пришлось - так и безбожному Сталину. В 1944 году, сразу после входа во Львов Советской армии, Шептицкий отправил Сталину поздравительное послание, а затем и делегацию, которая "верноподданнейше" посетила московскую патриархию, Верховный Совет и НКВД - всех почтила, душу свою скрепя, беду от клира отводя.
     От гитлеровцев Шептицкий своих украинцев и поляков, в общем, уберег. Из 5200 тысяч украинцев и поляков Восточной Галиции войну пережили 4730 тысяч (91,2 процента). А евреев выжило тысяч десять-пятнадцать из 570 тысяч - примерно два с половиной процента. За каждой цифрой политика. В XX веке политикой повязаны все и всё. Пронацистская политика Шептицкого хранила его и позволяла ему, спасителю евреев, стать Праведником. Пронацистская политика Шептицкого не позволяет ему, пособнику убийства, стать Праведником. Отделить Шептицкого от политики нельзя. "Яд ва-Шем" - государственное заведение - тем более неотделим от политики: любое решение по делу Шептицкого кому-то на пользу, кому-то в ущерб, политических скандалов не оберешься.
     Я начал писать о деле № 421 почти уверенный, что Шептицкого несправедливо обошли. Спас еврея - надо давать... Не было опасности? Но это в Дании безнаказанно для архиепископа читали во всех церквях его воззвание в защиту евреев. Украина - не Дания, со славянами немцы не оглядывались на чье-то мнение. А что стоило убрать спасителя евреев, разыграв естественную смерть полуживого паралитика или подослав убийц? В 1934-м нацисты прикончили австрийского канцлера, и Европа, даже еще не покоренная, утерлась, а в сорок втором-то, победителями - и стесняться? Дипломатам, прикрытым неприкосновенностью, давали звание, чем Шептицкий хуже?.. Подкупало и то, что вслед за смертью Шептицкого сталинская власть, сопроводив его гроб лицемерным венком, тут же рассовала по тюрьмам-лагерям его священников и монахов, включая еврейских спасителей (среди них брат митрополита Климентий, член его посольства в Москву). Советская мерзость не оставляла в покое и мертвого Шептицкого. В 1979 году в журнале "Литературна Украина" дежурный обличитель писал, что коварный клерикал Шептицкий спасал раввинов и сионистов ради дружбы с влиятельным мировым еврейством, особенно американскими сенаторами-сионистами. А советско-вродееврейский журнал "Советиш геймланд" (1982, № 9) поместил статью на ту же тему под замечательным названием "Полицай и провокатор становятся друзьями" - переплюнул славянского коллегу. [V.Voblin: не могу не вставить два слова. Автору, А.Кардашу, грех обзывать этот журнал вродееврейским. Он в нём сам не раз печатался. Журнал был хоть и сволочной, и редактор А.Вергелис был редкой мразью и обер-стукачом, но всё же это был журнал не "вроде", а просто еврейский.]
     Я сел за стол: спокойным пером изложить несколько слов в пользу обойденного Шептицкого. Но при разбирательстве "за" и "против" все выпуклее выпирали околичности не по сути, все больше оборачивалось дело политикой и конъюнктурой, все больше отворачивало меня от благодушного заступничества. Среди защитников Шептицкого рядом с бескорыстными искателями справедливости, а то и впереди их обнаруживались и бывшие эсэсовцы той же "Галичины", и антисемитствующая газетка, и откровенные прохиндеи, целящиеся на благодарность сегодняшних украинских властей или, еще желаннее, на доллары заокеанских украинцев.
     Поживиться на отношениях с евреями сейчас кто только не прочь... Игры играются удивительные. Руководитель Всемирной организации украинских националистов г-жа Я. Стецько в израильской печати утверждает: "Украинцы не антисемиты... Еврейские погромы на Украине - выдумка русских. Мы на Украине не знали такого слова - "погром"... В нашей Украинской повстанческой армии (УПА) было очень много евреев. Мы полностью доверяли им, а они полностью доверяли нам".
     В листовках УПА 1943 года основными врагами объявлялись поляки, советские партизаны и "их пособники-евреи". УПА евреев, как правило, уничтожала. Но при нужде, и верно, кое-где сохраняла. Пишет историк оккупированной ГалицииЭ. Йонес: "В Куровице посланцы (УПА) уговорили врачей (узников еврейского рабочего лагеря) отправиться с ними в лес, чтобы обслуживать там их больных и раненых. Они также убедили нескольких автомехаников, слесарей и других специалистов присоединиться к ним, чтобы работать на их базах. Посланники заверяли евреев, что у них те будут защищены от всяческих акций и ликвидации. Евреи согласились... но когда приблизился фронт, украинцы всех их перебили". Это к словам г-жи Стецько о доверии.
     Она - жена и соратница того Я.Стецько, которого провозгласил Шептицкий в день прихода немцев руководителем новой Украины. Я. Стецько писал (сохранилось в его архиве): "Стою на позиции истребления евреев и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации (уничтожения) еврейства..." В 1998 году г-жа Стецько как старейший член Верховной рады, высшего государственного органа Украины, зачитывала присягу депутатов на верность народу. Протестовали, правда, депутаты-коммунисты. Они назвали Стецько представительницей неонацистов, припомнили "зверский антисемитизм" националистов, хвалебные письма мужа Стецько Гитлеру.
     Коммунисты... Цирк истории! Идеологический вождь украинских коммунистов, только что давивший евреев, став президентом свеженезависимой Украины, на поминальной церемонии в Бабьем Яре капал официальную слезу, не погнушавшись фразой на идише. Стране, ищущей благоденствия внутри европейской семьи народов, до зарезу нужно отмыться от застарелой юдофобии, еще насущнее - отгородиться от недавнего греха с немецкими оккупантами забором из Праведников. И поднялись тучей правдолюбы: митрополита Шептицкого - в Праведники!
     Доводы изумляют; вроде бы обсуждать дееспособность Шептицкого, копаться в состоянии тяжелого больного - неприлично. Другой пример: в книге киевского ученого доказывается спасительная роль послания "Не убий" - после него верующий украинец Иван Яцюк укрыл у себя еврея. Автор не общался, видимо, со спасенным евреем (он живет в Израиле, в Маале-Хамиша), от которого можно было бы узнать, что Иван Яцук (так правильнее) был баптист, протестант, ему никакая церковь - не указ, тем более униатская, он, волынский крестьянин, скорее всего, о ней и не знал, что ему Шептицкий... В той же книге можно прочесть, что при эпидемии тифа канцелярия митрополита в санитарных указаниях священникам называла переносчиками болезни вшей, а не евреев, как писалось на плакатах властей, - все это в целях выгородить евреев. Известное признание Шептицкому молодого украинца в убийстве 75 евреев за одну ночь автор предполагает бредом сумасшедшего (может и так, но сомнительно). Это все не тяп-ляп безответственной прессы, это пишет серьезный исследователь, чье сердце щемит от боли за евреев, но сердце-то украинское, и так хочется автору поладить с прошлым, что насчитывает он среди галичан-христиан целых семьдесят процентов помогавших евреям. Хотя пятнадцатью страницами ранее им же приведен немецкий отчет из Львова от 16 июля 1941 года: "Украинское население выказало в первые часы после отступления большевиков достойную похвалы активность по отношению к евреям. Во Львове население согнало в кучу, издеваясь, около 1000 евреев и доставило в тюрьму..."
     Ещё сильнее коробит видеть в украинской печати радения в пользу Праведности Шептицкого, подписанные жуликом, который обманно урвал себе самому звание Праведника, сколотил некое "Общество спасителей" и, возглавив его, годами наживался, распределяя заграничную помощь бедствующим подвижникам.
     А украинских деятелей, кто прославлен не казенной честью, а простой честностью, - таких немало! - их что-то не слышно в хоре поклонников Шептицкого, и это добавляет подозрений: не советские времена, а опять мерзость, опять отвращение - и теряет Шептицкий благообразие спасителя. Особенно, когда припомнятся (некстати? или вовремя?) побочные разные обстоятельства. Например: в 1938 году в Венгрии на несколько месяцев установилась украинская республика во главе с другом Шептицкого Волошиным; там убивали евреев - Шептицкий не поднял свой голос протеста, а во Львове шли демонстрации солидарности с той республикой. Или; из руководителей украинского национального движения Шептицкому был лично ближе не Бандера, который в 1943 году хоть немного уклонился от убийств евреев, а Мельник - неизменный поборник истребления евреев.
     Точку в истории для меня поставил тот, кто и начал дело, - раввин Давид Кахана.
     Его бесспорное честное имя десятилетиями служило порукой посмертной хвалы Шептицкому. Член комиссии "Яд ва-Шем", Д. Кахана ради ее беспристрастности отстранялся от голосования и признавал двусмысленность фигуры Шептицкого, но при том не переставал настаивать на очевидности его праведничества, снова и снова побуждал "Яд ва-Шем" вернуться к делу, решенному в 1981 году. Рав Кахана говорил в "Яд ва-Шем": "Я не высказываюсь как член комиссии, я просто гражданин Израиля, и я считаю, что, согласно Положению о Праведниках, Шептицкий должен за спасение евреев получить звание Праведника. Так говорит Положение, и мы погрешим, если не будем его соблюдать. Я знаю, как вели себя украинцы, я об этом написал в своей книге. Но Шептицкого не надо с ними смешивать, он еще до войны был другом евреев".
     Когда в СССР реформаторским духом стало забивать прежний накал злобы к Израилю, Кахана в очередной, третий раз попросил "Яд ва-Шем" пересмотреть дело № 421:
     "Я думаю, что в свете изменений в Советском Союзе и Восточной Европе... вам будет легче откликнуться на мою просьбу".
     Вслед за этим, в начале 1990 года, 87-летний, больной, он посетившего его в больнице председателя комиссии Бейского просил - как предсмертное желание выполнить - вернуться к делу Шептицкого. Тогда же он написал в "Яд ва-Шем": "Меня мучает совесть из-за того, что тянем резину в этом деле. Оно сидит в моем теле как заноза, не только оттого, что меня лишили естественного права отблагодарить сделавшего мне добро, но и потому, что я уверен: мы ведем себя по отношению к мертвому, великому Праведнику вопиюще несправедливо... Возможно, я был тогда единственным евреем, который мог передать Шептицкому точные сведения о трагедии евреев. Он слушал меня... и слезы текли по его щекам".
     И состоялось заседание в феврале 1990-го, снова взвешивались доводы, и решили опять обсудить все с раввином Кахана. 11 июля 1991 года заседали уже с участием Кахана, опять он выступал в качестве просителя, а не члена комиссии и опять настаивал соблюсти Положение о Праведниках: Шептицкий спасал - значит, дать звание. И - отступился Кахана!
     Отказался воевать за своего спасителя. Где "спасибо"? Где просто порядочность?
     Версия Я. Сусленского, израильского неустанного воителя за Шептицкого: "Приехал в Израиль некто Мирчук, бывший узник Освенцима, из украинских националистов-эмигрантов. Они ему финансировали поездку, чтобы подтолкнул здесь дело Шептицкого. Он старался, встречался со мной, с Кахана, в "Яд ва-Шем" ходил - ничего не вышло. И он, вернувшись на Украину, написал книгу, где облаял всех: Кахана, меня, Израиль, евреев... Ему хотелось оправдаться перед заокеанскими хозяевами за деньги на поездку. И он прислал свою книгу раввину Кахана. Тот ждал от Украины критики этой юдофобской книги, я по его просьбе следил за украинской прессой три месяца - тишина. А тут в очередной раз решается в "Яд ва-Шем" вопрос о Шептицком, Кахана воздерживается. "Яд ва-Шем", видя это, откладывает разбирательство на неизвестный срок. Я спросил Кахана: "Почему ты воздержался?" Он ответил:
     "Украина остается прежней, антисемитской. Она не заслуживает иметь еще одного Праведника. Но Шептицкий - святой человек"". По другим сведениям, Кахана заявил, что не хочет навредить интересам Государства Израиль.
     Что ж, естественно было Кахана устать от толкотни вокруг Шептицкого, и в очередной раз подпер к горлу антисемитизм, и наверняка припомнился дурной дух истории с памятником на Сионской горе - а дотягивал раввин уже девятый десяток лет: сил оставалось - только дотерпеть жизнь.
     Когда Кахана скрывался у Шептицкого, митрополит в один из вечеров сказал ему: "Знаете, почему евреев ненавидят и гонят? Читайте Новый Завет. У Матфея они сами, предавая Христа казни, говорят: "Кровь Его на нас и детях наших". Сбывается пророчество". На следующий день Шептицкий смущенно извинялся перед Кахана за то, что позволил себе привести цитату, которая может оскорбить раввина. Эта человеческая деликатность, вероятно, усиленная сочувствием к угнетенному еврею Кахана, стыковалась в митрополите с твердым представлением о справедливости кары евреям.
     Раздвоение личности, сочетающееся с неврозом христианства, о котором говорил израильский историк Я. Талмон: для христианина евреи - благодетели, породившие Мессию Христа, и они же - убийцы Его. Их приходится любить и ненавидеть одновременно. Тяжко честной душе, а тут еще подворачивается на извилистой житейской дороге обреченный еврей, и, глядя в библейские его глаза, затуманенные предсмертной тоской, не получается утешить себя ссылкой на евангельское слово и на определяющую Божью волю, ибо колотят в сердце жалость и зов "Возлюби ближнего", и просто человек Шептицкий, сговорившись с митрополитом Шептицким и наперекор Шептицкому-политику, - спасает подвернувшегося (свыше предназначенного?)еврея.
     Спасенная еврейская душа, разве не ведет она в Праведники? - мог бы в который раз спросить Д. Кахана. Я. Сусленский вздыхает: "Кахана, бывший главный раввин израильских военных летчиков, сложил оружие". А мне представилось: раввин Кахана видит А. Шептицкого поглядывающим с того света на возню вокруг своего имени с улыбкой то ли укоризненной, то ли иронической, то ли даже горькой... Потому что митрополиту - Кахана знает - предстоит замаливать грех сделки с дьяволом.
    
     "Vesti" Scan, OCR - V.Voblin,лист рассылки Judaika: judaika-subscribe@yahoogroups.com
    

        
___Реклама___