Тора и огонь
В главе
“Экев” мы неоднократно сталкиваемся с упоминанием огня. С огнем
сопоставляется сам Вс-вышний: “Слушай Израиль, ты переходишь ныне
Иордан, чтобы пойти овладеть народами, более многочисленными и
сильными, чем ты… Знай же ныне, что Господь Б-г твой, Он идет пред
тобою, как огонь пожирающий, Он истребит их и Он низложит их пред
тобою”. (Дварим 9:1-3)
Через несколько стихов Тора упоминает
об огне, которым сопровождалось дарование Торы: “когда поднялся я
на гору получить каменные скрижали, скрижали союза… и на них все
слова, которые говорил вам Б-г на горе из огня в день собрания… И
обратился я, и сошел с горы, а гора горела огнем, и две скрижали
завета на обоих руках моих…” (Дварим 9:9-10)
Аналогичных
мест, в которых огонь так или иначе связывается с дарованием Торы,
можно привести немало, как например: “С неба дал Он тебе слышать
глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огонь
Свой, и слова Его слышал ты из среды огня” (Дварим 4:36).
В
мидраше Шир Аширим Раба (1) рассказывается: “Бен Азай сидел и учил,
и огонь пламенел вокруг него. Пошли и сказали рабби Акиве: “Бен Азай
сидит и учит, а вокруг него огонь”. Пошел тот к нему и сказал ему:
“Слышал я, что ты учил, а вокруг тебя был огонь”. Сказал ему: “Да”.
Сказал ему: “Может, ты был занят обителями Меркавы?”. Сказал ему:
“Нет. Просто сидел я и перебирал слова Торы: от Пятикнижия – к
Пророкам, от Пророков – к Писаниям, и была радость в этих словах
такая, как при даровании их на Синае, и были они столь сладостны,
как при первоначальном их даровании. А разве при первоначальном их
даровании они не в огне были дарованы?”
Итак, Тора была
дарована в огне, так что огнем даже может сопровождаться ее
изучение. Более того, согласно Мидрашу, Тора сама является огнем,
являлась в виде огня. Во всяком случае ее текст открылся перед Моше
написанным “черным огнем, по белому огню”. В этом смысле можно даже
сказать, что обычай записывать текст черными чернилами на белом
пергаменте – это лишь подражание тому чудесному явлению.
Итак, нет никакого сомнения, что Тора уподобляется огню
наряду с тем, что она уподобляется воде. И вот обращаясь к этому
образу, к этому отождествлению Торы и огня, интересно было бы
сопоставить историю дарования огненной Торы через Моше с похищением
огня Прометеем.
Это сравнение не мне самому пришло в голову.
Я встретил его в статье Александра Львова
“Мифологемы обновления
традиции”, в которой рассматривается вопрос передачи традиционных
знаний. При этом Львов сопоставляет миф о Прометее с агадой,
рассказывающей о получении Торы Моше. Приведу эту агаду целиком:
“Сказал рабби Йеошуа бен Леви: В час, когда поднялся Моше в небеса,
сказали ангелы служения Святому, благословен Он: Владыка мира! Что
делает между нами рожденный женщиной? Сказал им: Получить Тору он
пришел. Сказали Ему: Излюбленное сокровище, что спрятано у Тебя за
девятьсот семьдесят четыре поколения до сотворения мира – его Ты
собираешься отдать простому смертному?! “Что человек, чтобы Ты
помнил его, и что сын человеческий, чтобы Ты заботился о нем?”
(Теилим 8:5) Господь, Бог наш! Как велико Имя Твое по всей земле!
Ты, который Славу Свою возносит над небесами!” (там, 2). Сказал
Святой благословенный Моше: Ответь ты им! Сказал Ему: Владыка мира!
Боюсь я, как бы не сожгли они меня дыханием уст своих. Сказал ему:
Держись за престол Славы Моей и отвечай им! Как сказано: “
Держащийся за престол – Он простер над ним Свое облако” (Ийов 26:9).
Сказал Ему: Владыка мира! Тора, которую Ты даешь мне – что в ней
написано? “Я – Господь, Б-г твой, который вывел тебя из земли
Египетской” (Мех. 20:2). Сказал им: Спускались ли вы в Египет?
Порабощал ли вас фараон? Тора для чего вам? Что еще написано в ней?
“Да не будет у тебя других богов”. А вы среди народов, поклоняющихся
идолам, жили? Что еще написано в ней? “Помни день субботний, чтобы
святить его”. Но вы не делаете никакой работы, которую нужно
прекращать. Что еще написано в ней? “Не спорьте”. Есть у вас споры ?
Что еще написано в ней? “Чти отца твоего и мать твою”. Отец и мать
есть у вас? Что еще написано в ней? “Не убивай! Не прелюбодействуй!
Не кради”. Зависть есть у вас? Злая страсть есть у вас? Тотчас
согласились ангелы со Святым, благословен Он, как сказано: “Господь,
Б-г наш! Как велико Имя Твое по всей земле... но которая Славу Твою
возносит над небесами”. Тотчас каждый из них возлюбил Моше и передал
ему нечто, как сказано: “Ты восшел на высоту, пленил плен, принял
дары ради человека” (Теилим 68:19) за то, что звали тебя человеком,
принял ты дары. Даже ангел смерти передал ему нечто” (Шабат
88б-89а).
Сопоставление, делаемое Львовым, просто и
убедительно. Прометей против воли богов похитил с Олимпа огонь и
принес его на землю. Моше против воли ангелов – как представляет это
агада – приносит на землю Тору. При этом автор обращает внимание на
то, что ангелы, запрещающие Моше получить Тору, аналогичны богам
греческой мифологии, мешающим Прометею получить огонь.
Как я
уже сказал, сам Львов сопоставляет способы передачи традиции. Он
пишет: “Миф о Прометее можно рассматривать как миф о происхождении
объективирующего взгляда на традицию. Искусства или, лучше сказать,
практики, которые принес людям Прометей, украдены у богов. Это
значит, что получающая инстанция (люди) полностью овладела
переданной ей вещью, а дающая инстанция (боги) уже утратила свои
права. Прометей разрушает личные отношения между дающими и
получающими, превращая связующее их умение в объект, которым люди
могут пользоваться по своему усмотрению…
Важен, впрочем, не
столько сам миф, сколько функционирование этого мифа в культуре.
Популярность Прометея как образца для подражания, как идеального
героя, с которым сравнивают выдающихся людей, растет в Новое время
параллельно с развитием рационально-методического подхода к
организации жизни, захватывающего все новые и новые позиции, прежде
принадлежавшие традиции (“предрассудкам”)… Если грекам было еще
ясно, что они теряют нечто, принимая дары Прометея, то для Маркса,
например, Прометей – “самый благородный святой и мученик в
философском календаре”…
Если миф о Прометее можно
рассматривать как движение этой модели в сторону объективации
передаваемых практик, размывания границ и разрыва связей, то другой
миф, действующий в рамках еврейской цивилизации параллельно с
прометеевым, делает акцент на сохранении отношений дающего и
получающего. Платой за сохранение связей в этом альтернативном мифе
является неопределенность и расплывчатость, необъективность
передаваемого таким образом предмета.
В мидраше присутствуют
два отчетливо различимых голоса: автора, как правило, названного по
имени – и традиции, Священного Писания. Диалог, который ведут между
собой эти голоса, иногда происходит по типовым правилам, а иногда –
уникален. Неизменной остается только связь этих двух голосов,
возникающая в диалоге. Таким образом мудрецам удается говорить
авторитетно, но без претензии на знание “истинного смысла”
священного текста, не от имени Писания, а от собственного имени
обращаясь к народу или к другим мудрецам, и добиваться при этом
согласия традиции. Таким образом мудрецы овладели новой технологией,
сохранив при этом хорошие отношения с
традицией”.
Иудейские ангелы и олимпийские
боги
Фактически Львов обнаруживает, что в своем подходе к
Писанию мудрецы Талмуда предвосхитили деконструктивизм, т.е. что они
искали не только явные и однозначные, но так же и возможные смыслы
Текста, смыслы, в которых они по той или иной причине были
заинтересованы.
Оставив читателя наедине с этим глубоким и
важным наблюдением, я вместе с тем хотел бы обратиться к более
общему сопоставлению Моше с Прометеем. Мы видим здесь любопытное
явление. Устная Тора, Агада, сближаясь в чем-то с языком мифа, дает
возможность лучше понять этот миф, понять его как некое параллельное
позитивное знание.
Причем в традиции иудаизма имеется два
пункта, которые дополнительно подтверждают осмысленность сравнения
сделанного Львовым. Во-первых, как я уже заметил, Тора не просто
уподобляется огню, но фактически отождествляется с ним (“черным
огнем по белому огню”). Другой пункт состоит в том, что ангелы –
хранители народов традиционно воспринимаются иудаизмом как
национальные божества.
Согласно иудейской традиции ангелы
(часть ангелов) не подобны олимпийским богам – а буквально ими
являются. В книге пророка Иеремии сказано “боги, не создавшие неба и
земли, исчезнут с земли и из под небес” (Иеремияу 10:11) Эта фраза
написана по-арамейски (единственный арамейский фрагмент во всей этой
книге), и это странное обстоятельство объясняется Зоаром следующим
образом: поскольку ангелы - это боги (элоим), т.е. те самые боги,
которые не сотворили неба и земли, этот пасук может возбудить в них
гнев. А поскольку они, являясь ангелами хранителями народов и хорошо
зная их языки, не понимают при этом арамейского (что объясняется его
особенным, “всеобщим” статусом среди всех прочих языков), то фраза
эта, по мнению Зоара, и написана на этом языке.
Итак,
согласно иудаизму Тора – подобна огню, по меньшей мере с огнем
напрямую связана, а ангелы – суть боги народов, которые и согласно
агаде и согласно легенде о Прометее, препятствовали низведению
“огня”.
Если же сопоставить два творческих типа передачи
традиции - греческий “атеистический” с еврейской “талмудической” - о
котором пишет Львов, то между ними так же можно усмотреть подобие.
Во всяком случае иудаизм – это классический “атеизм” по отношению к
языческим богам (“Рот у них – а не говорят, глаза у них - а не
видят” Теилим 115).
Но тогда мифологическая фигура Прометея
начинает вырисовываться, как своеобразное видение исторической
фигуры Моше. Похищение огня – это видение исторического события
дарования Торы мифологическими глазами греческого народа.
Так называемый “научный атеизм” преуспел в установлении
аналогий между различными религиями. Везде и по всюду ученые находят
общие структурные мифы. Остается лишь сожалеть, что религия никогда
не предпринимала попытки проинтерпретировать “повторяющиеся” в
языческих мифах структуры и осмыслить отражениями чего в Священной
истории они могут являться.
Находки библейской критики
повлекли за собой множество самых разнообразных и смелых
интерпретаций (в этом отношении уместно упомянуть сочинение
р.Мордехая Броэра “Пиркей моадот”), но изыскания “научного атеизма”
до сих пор остаются невостребованными религиозной мыслью.