Виктор Снитковский
ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЫКАНТ



     Первая скрипка и дирижер оркестра Одесского театра оперы и балета Эмилий Бланк покинул Украину вскоре после того, как бывшая союзная республика обрела независимость. Было тогда Эмилию чуть больше шестидесяти лет. Сегодня Э.Бланк, житель г. Андовер (Массачусетс), не богат, но его прежние коллеги - оркестр Одесской оперы не получает зарплаты вообще. Это неудивительно - на спектакли, порой, приходит всего лишь несколько десятков зрителей. Для зала на 1500 мест это "не густо". В советское время оперный театр города, где более миллиона жителей, жил, главным образом, за счет государственных дотаций. Ныне приходится жить самостоятельно. Найти спонсоров театру с пустым зрительным залом сложно. Вот специалисты и убежали. Только на украинских нацкадрах, как этого не могут понять в Киеве, вытянуть невозможно. Не намного лучше дела в симфоническом оркестре Одесской филармонии. Приглашенный дирижер из США помог организовать одесситам несколько зарубежных гастролей. В Киеве рвут и мечут - оркестр республиканской филармонии зарубежных гастролей найти не может. Но денег у оркестра Одесской филармонии, тем не менее, нет и зарплату музыкантам не платят. На концертах симфонического оркестра филармонии, как и в оперном театре, зал почти пуст - большая часть музыкантов и многие из прежних зрителей ныне далеко от Одессы.
     Эмилий Бланк, талантливый скрипач и дирижер, нашел работу довольно быстро в "Нью-Хемпшир симфони" - лучшем симфоническом коллективе штата Нью-Хемпшир (оркестр работает в городе Манчестере, где вместе с пригородами около 150 тысяч жителей). Э.Бланк - "принсипал" группы вторых скрипок и часто сидит за пультом первых скрипок. Кроме того, он дирижирует "Нью-Хэмпшир симфони" на спектаклях местной балетной компании. Балетные спектакли имеют свою специфику. И далеко не всегда хороший дирижер еще и "балетный" дирижер. Часто в "Нью-Хемпшир симфони" подрабатывают исполнители из "Бостон симфони". В Манчестере есть еще один профессиональный симфонический оркестр "Манчестер симфони", но это оркестр несколько более низкого творческого уровня чем "Нью-Хэмпшир симфони".
     Порядки в "Нью-Хэмпшир симфони", по сравнению с советскими, довольно суровые. Руководство оркестра заключает контракты с Многие исполнители имеют контракты только на несколько концертов. Оркестр дает в течении сезона по два концерта в месяц. Зал на 800 человек Только в нескольких ведущих симфонических оркестрах США типа "Бостон симфони" или Филадельфийского симфонического оркестра исполнители имеют годовые контракты и стабильный заработок порядка 40 тысяч долларов в год с бенефитами и оплачиваемыми летними дачами в Тэнглвуде (как у "Бостон симфони"). Всего же в США более тысячи профессиональных симфонических оркестров.
     На репетиции исполнители являются выучившими досконально музыкальное произведение. Разучивания на репетициях, как это часто бывало в СССР, не существует. На репетиции дирижер "делает" музыку. Это как правило, но бывают и исключения. Однажды "принсипал" первых скрипок, назовем его Стив, плохо заучил одно место и на репетиции "облажался". Дирижер остановил оркестр, пошутил и попросил повторить. И, снова, Стив, сыграл плохо. Дирижер и на этот раз остановил оркестр и, нахмурившись попросил еще раз пройти это место. После третьей неудачи Стива дирижер остановил оркестр, положил палочку на пульт и молча стоял. Стив встал и покинул зал. Вскоре он получил уведомление об увольнении. И тогда профсоюзные активисты собрали всех "принсипалов" и и после обсуждения случившегося попросили их подписать письмо в адрес администрации и спонсорского совета. В письме профсоюз приносил извинение за случившееся и просил не увольнять Стива. Главный дирижер в ответ заявил, что в этом сезоне он не хочет видеть провинившегося, а перед следующим сезоном он подумает. Так и произошло. "Главный" подумал и в следующем сезоне Стив вернулся на свое место в оркестре. Но в другом случае, как рассказывает Эмилий Бланк, решение было более суровое.
     В СССР каждый музыкант в симфоническом оркестре и оркестрах оперных театров имел свое место и должность. Пересадить скрипача из группы первых скрипок (альтов и др.) во вторые, даже на отдельный концерт или спектакль, было весьма скандальным делом. В "Нью-Хэмпшир симфони" это происходит без всяких проблем - дирижер знает кто и на каком месте нужен при исполнении различных произведений. Тем более, что пересадки не влияют на оплату. Оказывается, гораздо важней то, на какое место приглашен исполнитель по контракту. Об этом он может писать в резюме при поисках работы в других оркестрах и музыкальных учебных заведениях.
     И тут нужно сказать об, увы, весьма важном факторе - уровне оплаты. Музыканты "Нью-Хэмпшир симфони", работающие по разовым контрактам зарабатывают 45 долларов за репетицию и 80 долларов за концерт. Естественно, что на эти деньги нельзя прожить. Поэтому все, музыканты оркестра, включая главного дирижера, который имеет годовые контракты, ищут, как правило, и другие заработки. Кто преподает в музыкальных колледжах, кто дает частные уроки, а кто работает в далеких от искусства бизнесах. Такова Америка. Но Эмилий доволен своей судьбой в Америке. Доволен тем, без проблем может посещать синагогу и не за тридевять земель как в Одессе, а рядом с домом. Бланк играет в синагоге для своих друзей и чувствует, что отныне это часть его жизни. Он продолжает жить в музыке и счастлив этим.
    
    

        
___Реклама___