Профессор Арон ЧЕРНЯК
Закономерности и случайности



     Текущий 2002 год в истории возникновения Государства Израиль носит, так сказать, полуюбилейный "характер: 55 лет назад, 29 ноября 1947 года. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о его образовании, а с 14 мая нынешнего года пошел 55-й год провозглашения еврейского государства.
     Я хочу предложить читателям аналитический разрез сюжета, который обозначен в заглавии. Насколько мне известно, под таким углом зрения эта тема не рассматривалась. Несомненно, образование еврейского государства есть следствие соответствующих причин и предпосылок, единства необходимости и возможности. Это единство можно представить как сочетание трех важнейших факторов. Прежде всего, это возросшее осознание необходимости создания государства евреев. Здесь, видимо, решающую роль сыграли события Второй мировой войны, особенно Холокост. Широкие еврейские массы видели в будущем еврейском государстве в первую очередь национальное убежище и, конечно, воплощение исторической справедливости, исполнение своих тысячелетних надежд. Идея государственности как важного принципа существования и развития еврейства охватывала все более широкие слои евреев. Хотя далеко не все отчетливо понимали, что эта идея предполагает значительные обязанности граждан перед своим государством (это наглядно проявится впоследствии).
     Важным отправным пунктом борьбы за создание еврейского государства явилась Декларация Бальфура, принятая 2 ноября 1917 года. Мировое еврейство возлагало на нее большие надежды. В 1926 году на заседании Еврейского исторического общества в Лондоне Д.Ллойд-Джордж при обсуждении похода Наполеона в Палестину сказал: "Вы, евреи, знали, что нельзя полагаться на подпись Наполеона. Но подпись Британии - это совсем другое дело. У нас много недостатков, но нет у нас этого греха - нарушать свои обязательства". Оказалось, что есть. В 1939 году правительство Англии опубликовало так называемую "Белую книгу" - документ выраженного антиеврейского и проарабского характера: идея создания еврейского государства отвергалась, проектировалось образование арабского государства. Это был конец Декларации Бальфура. Х.Вейцман бросился к премьеру Чемберлену, умолял "остановить занесенный над нами меч и не публиковать "Белую книгу". Чемберлен промолчал. У.Черчилль произнес в парламенте одну из лучших в своей жизни речей, призывая не принимать "Белую книгу". Но - тщетно. С другой стороны, в сионистском движении и в самом ишуве имелись разногласия, необходимость еврейского государства не была достаточно осознана, нацистская угроза недооценивалась. В целом в предвоенный период не имелось оснований для благоприятного прогноза скорого возникновения еврейского государства.
     Война привела к новой атмосфере как среди еврейства в ишуве и в диаспоре, так и в прогрессивных кругах мировой общественности.
     Главной, решающей предпосылкой образования еврейского государства была политическая вопя великих держав. Именно от нее зависела судьба этого государства. Два рода обстоятельств способствовали решению проблемы. Один - это комплекс объективных, исторически сложившихся причин и факторов: здесь и чувства человеческой справедливости, вины перед еврейством, ставшим неотомщенной жертвой Холокоста; и страх перед готовившимся массовым арабским террором; и противоречия стратегического положения держав в ближневосточном регионе; и общие противоречия между ними, и т.п. Это была проблема мирового масштаба и значимости, подлежавшая решению ООН.
     Другая сторона дела - обстоятельства случайные, которые не всегда можно было предвидеть, но которые в тот или иной момент могли сыграть важнейшую и даже решающую роль. Приведем два характерных высказывания. Говорит помощник Рузвельта, близкий к нему человек, Дэвид Найпс: "У меня имеются серьезные сомнения, что Израиль появился бы на свет, если бы Рузвельт еще пожил" (П.Джонсон. Популярная история евреев. М., "Вече", 2001, с. 595). Новейший историк еврейства Поль Джонсон на основе изучения массы источников приходит к более широкому выводу: "В целом госдепартамент и Форин-офис (МИД Великобритании. - А.Ч.) не желали создания Израиля". Его рождение, по мнению автора, стало возможным благодаря довольно случайному стечению обстоятельств. "Израиль, - отмечает он, - умудрился проскользнуть в узкую щель, открывшуюся на несколько месяцев в 1947-48 годах. Это быпа такая удача! Или Провидение?" (Там же, с. 597. Курсив мой. - А.Ч.).
     В процессе создания Государства Израиль основную роль (естественно, помимо ишува в Эрец-Исраэль) сыграли США, Великобритания, Советский Союз. Главными фигурантами выступили: Ф.Д.Рузвельт, Г.Трумэн, К.Эттли, Э.Бевин, И.Сталин, а также Х.Вейцман и Д.Бен-Гурион.
     Естественно, позиция руководителей сверхдержав - США и СССР - имела особое значение. Ф.Д.Рузвельт (1882-1945), который четырежды избирался на пост президента США, крупнейший реформатор, пользовался огромным авторитетом внутри страны и влиянием в мире. Его отношение к еврейству было сложным и противоречивым. Он не был, конечно, зоологическим антисемитом. Его дядя Теодор Рузвельт, президент США в 1901-1909 годах, слыл другом евреев. Супруга Франклина Элеонора вела борьбу с антисемитизмом и активно поддерживала сионистов. Перед войной она добилась высыпки из США знаменитого писателя Г.Уэллса за антисемитские выпады в прочитанных им лекциях. Она призывала к политической и военной поддержке Израиля, посещала его. Ф.Рузвельта неизменно поддерживала многочисленная (порядка 5 млн.) еврейская община страны, ряд евреев занимал крупные государственные посты, некоторые были личными друзьями президента. В целом в отношениях Рузвельта к еврейству имело место явное противоречие между словом и делом. Он выражал сочувствие жертвам нацистского антисемитизма, стал инициатором созыва в 1938 году Эвианской конференции по проблеме беженцев, после "Хрустальной ночи" отозвал посла США из Германии, а в начале 1944 года при правительстве США создал "Совет по делам беженцев войны".
     Следует отметить, что эти акции Рузвельта проводились в стране, где антисемитизм был довольно заметным явлением. Действовали антисемитские организации, издавались периодические издания, один из журналов перепечатал "Протоколы сионских мудрецов", сопроводив их сочувственными комментариями, активную поддержку антисемитским акциям оказывал Г.Форд, выпустивший книгу "Международный еврей" и т.д. Это привело к созданию организаций еврейской самообороны. С начале войны волна антисемитизма спала, ибо его стали связывать с нацизмом. Все же в разгар войны проведенный опрос показал, что; по мнению населения, евреи являлись наиболее опасной группой после японцев и немцев; даже в 1944 году четверть опрошенных заявили, что евреи представляют угрозу для США, а от одной трети до половины сочли возможным поддержать антисемитскую кампанию. Многие не верили в Холокост, даже когда американская армия начала освобождать концлагеря. Некоторое отрезвление вызвала гневная информация фронтовиков, свидетелей и очевидцев страшных злодеяний нацистов (известен случай, когда американский генерал при виде жертв в концлагере впал в состояние, потребовавшее медицинской помощи).
     Рузвельт, однако, проявил поразительное равнодушие к судьбам евреев - жертв нацизма. Даже после того, как стало известно о масштабах уничтожения евреев, он ничего не предпринимал в течение 14 месяцев. Летом 1944 года он фактически одобрил отказ своей администрации бомбить газовые камеры и крематории, железнодорожные пути к Освенциму. Напротив, Черчилль, пришедший в ужас от преступлений нацистов, готов был действовать в этом направлении. "Эти убийства, - писал он, - по-видимому, самое большое и ужасное преступление в мировой истории". Но Черчилль оказался единственным сторонником таких бомбежек. США отверти эти действия, заявив, что быстрый и полный разгром нацизма - лучший способ помочь евреям. К сожалению, с этим доводом соглашалась еврейская община США.
     Идею создания еврейского государства Рузвельт в лучшем случае поддерживал на словах. К началу 1945 года госсекретарь США Э.Стеттинус и другие руководители госдепартамента, не стесняясь, допускали антисемитские высказывания, заявляли, что сионистская деятельность в США разрушит дружеские отношения страны с государствами Ближнего Востока. Был предложен план придания Палестине статуса международной территории под руководством ООН. В начале 1945 года в беседе с королем Саудовской Аравии Ибн Саудом Рузвельт выразил согласие с этим планом; позднее прямо сказал: образование еврейского государства приведет к широкому восстанию арабов. Перед этой провокационной угрозой президент США капитулировал. "Из-за ситуации с арабами в Палестине, - объяснял он главе Американского еврейского комитета, - ничего сделать нельзя". Весьма неприятно, но приходится согласиться с итоговым выводом П.Джонсона: "...Главным препятствием для действия можно считать лично Ф.Д.Рузвепьта. Его умеренный антисемитизм (эта емкая формула выделена мной. -А.Ч.) сочетался с плохой информацией" (Там же, с. 573).
     12 апреля 1945 года Ф.Д.Рузвельт неожиданно скончался. Президентом стал Гарри Трумэн (1884-1972). Официальная пропаганда и публицистика в СССР немало потрудились, чтобы создать крайне негативный образ Трумэна, противопоставляя его Рузвельту. Трумэн, действительно, отличался от Рузвельта прежде всего как лидер, лояльно и даже дружественно относившийся к евреям. Баптист, по некоторым сведениям масон, и уж точно весьма религиозный человек, знаток Библии, обладавший сведениями по истории еврейского народа, он сочувствовал его драматической судьбе. Трумэн воспринимал антисемитские гонения и репрессии как абсолютное зло, как явную античеловеческую несправедливость, положительно оценивал сионистское движение и т.п. Более того, Трумэн публично высказывал свои взгляды. В автобиографии он подчеркивал: "Я давно уже познакомился с проблемой еврейского национального очага, с историей этого вопроса и с позицией англичан и арабов. Я скептически относился... к некоторым воззрениям и мнениям "молодых людей в синагогах" из государственного департамента. Мне представлялось, что их не слишком волнует то, что происходит - с тысячами перемещенных лиц, имеющих отношение к этой проблеме. Я надеялся, что нам удастся соблюсти долговременные интересы нашей страны и в то же время помочь несчастным жертвам преследований обрести родину".
     Став президентом, Трумэн тут же столкнулся с трудностями решения проблемы образования еврейского государства и сразу убедился в том, что президент США - весьма сильная фигура, но - не всесильная. Ему пришлось вступить в борьбу на два фронта: на внутреннем и внешнем. Объединенный комитет начальников штабов, министр обороны Форрестол, сотрудники госдепартамента и др. предупреждали Трумэна, что поддержка еврейских требований повредит США: главное, нарушится снабжение США ближневосточной нефтью. Но Трумэн, верный своим принципам, увидел здесь и кое-что иное. В своих мемуарах он отмечал, что сотрудники госдепартамента "почт все без исключения испытывали враждебность к будущему еврейскому государству... Должен с сожалением признать, что некоторые из этих дипломатов имели склонность к антисемитизму". Вот что Трумэн считал важнее угроз срыва поставок ближневосточной нефти. И он решил: никаких уступок антисемитизму! (Весьма актуальная постановка и еще более актуальное решение.) Этому способствовали также позиция ряда либералов, Элеоноры Рузвельт и др.
     Обратимся теперь к внешнему фронту борьбы Трумэна. Здесь на первом месте - Англия. В этой стране "у евреев, - пишет Джонсон, - был один сильный защитник - Черчилль" (с. 591). Но Черчилль проиграл выборы 1945 года - премьер-министром стал К.Эттли, а министром иностранных дел - Э.Бевин, люди совсем иного отношения к еврейству. Трумэн потребовал, чтобы Англия как держатель мандата на Палестину разрешила немедленную иммиграцию туда 100 тысяч еврейских беженцев. Эттли, цинично заявил: нельзя считать, что евреи пострадали от нацистов больше, чем другие народы, и предложил направить еврейских беженцев в лагеря в Северной Африке. Он также пугал Трумэна войной со стороны арабов Ближнего Востока. Это послание подкрепил Э.Бевин. "Если евреи хотят получить слишком много и без очереди, - угрожал он, - то, несмотря на все перенесенные ими страдания, они рискуют получить новый антисемитизм".
     Это был оскорбительный и дурно пахнущий выпад с позиции силы, покоробивший, но не остановивший Трумэна. Он заявил о готовности США оплатить все расходы на переезд евреев в Палестину и их первоначальное обустройство там. В американской зоне оккупации Германии, в лагерях беженцев создавались особо благоприятные условия для уцелевших евреев. Была сформирована англоамериканская комиссия по решению еврейской проблемы в Палестине. Когда был выработан документ, ущемлявший права евреев, неудовлетворенный Трумэн назвал его планом создания нового гетто. В письме к Эттли Трумэн сообщил, что не сможет оказать поддержку такому плану.
     4 октября 1946 года было опубликовано приветствие Трумэна американскому еврейству в преддверии Судного дня. В нем президент снова поддержал необходимость раздела Палестины. Он потребовал немедленно начать широкую иммиграцию евреев в Палестину, не дожидаясь окончательного разрешения проблемы. Таким образом, Трумэн использовал еще один повод для выражения своей позиции относительно создания еврейского государства. В октябре 1947 года президент, возмущенный агрессивными намерениями Лиги арабских стран, преложил госдепартаменту план раздела Палестины в соответствии с Декларацией Бальфура, что вызвало одобрение широких еврейских масс. В это время остро встал вопрос о границах еврейского государства, в частности, о судьбе Негева. По американскому проекту область Негева не включалась в его состав.
     Здесь на политической арене появляется Хаим Вейцман, который отправился на встречу с Трумэном. Вейцман был известен в США как крупный ученый-химик, внесший значительный вклад в обороноспособность этой страны. В 1942 году Рузвельт пригласил Вейцмана возглавить в США работы по созданию нового способа производства синтетического каучука. Вице-президент США Уоллес так оценил эту деятельность Х.Вейцмана: "Мир никогда не узнает, какой значительный вклад внес доктор Вейцман в успешное осуществление программы синтетического каучука в то время, когда эта программа зашла в тупик и продвигалась чрезвычайно медленно". Трумэн знал об этом и чрезвычайно тепло принял Вейцмана, который прибыл "спасать" Негев для будущего государства евреев. И это ему вполне удалось: яркое повествование Вейцмана об успехах хозяйственного освоения этой территории, об исторических связях еврейства с ней, о больших экономических и политических перспективах этого малонаселенного края как интегральной части будущего еврейского государства произвело на Трумана соответствующее впечатление.
     Так шла подготовка к заседанию Генеральной Ассамблеи ООН, которая собралась для решения вопроса о Палестине 29 ноября 1947 года. Как известно, она приняла историческое решение о ликвидации британского мандата на Палестину и образовании там еврейского и арабского государств - 33 голосами против 13. Но борьба продолжалась. Вскоре возникла идея установления опеки над Палестиной, что помешало бы созданию еврейского государства. И снова Х.Вейцман - на нужном месте в нужное время. Он беседует с Трумэном, а 25 марта 1948 года выступает в печати с призывом к евреям всего мира "удвоить свои усилия для обеспечения обороны и независимости еврейского государства". Но этим Вейцман не ограничился. 9 апреля он направил Трумэну частное письмо. "Сейчас речь идет, - писал он, - о выборе между государственностью и уничтожением. История и Провидение отдали этот выбор в Ваши руки. И я уверен, что Вы не примете решения, которое шло бы вразрез с духом нравственного закона". Безусловно, Вейцман оказывал на Трумэна немалое нравственное влияние. "Когда он покидал мой кабинет, - писал президент позднее, - я чувствовал, что он получил полное представление о моей политике, а я понял чего он хочет".
     Неуемный Вейцман и его сотрудники вели переговоры и с делегациями Англии, Франции с целью склонить их на свою сторону. С другой стороны, они не теряли времени и в Эрец-Исраэль: там оперативно формировались правительственные учреждения, армейские части и т.п. Практика опережала официальные решения. И Генеральная Ассамблея также это учитывала. Так К.Берендсен (Новая Зеландия) призвал ООН выполнять принятые решения. "Сегодня, - заявил он, - нам нужны не решения, а решительность". Его поддержал ряд других делегатов. План опеки провалился, но возник план "временного мира" - и это было опасно. И тогда Вейцман из США направил в Палестину предложение: "Надо провозгласить государство во что бы то ни стало!" И опять срочное письмо Трумэну: "Мистер президент, я надеюсь, что печальные события последних месяцев не вытеснят из нашей памяти то, что Вы сделали для окончательного и справедливого решения давнего и сложного палестинского вопроса. Курс, принятый американским правительством под Вашим руководством, сделал возможным создание еврейского государства". "Я позволю себе, - заключал Вейцман, - выразить искреннюю надежду на то, что американское правительство, так много сделавшее под Вашим руководством для достижения справедливого решения, незамедлительно признает временное правительство еврейского государства".
     14 мая Трумэн и его советники непрерывно заседали. И вот наступил день 15 мая 1948 года - истек срок английского мандата, и в Тель-Авиве за день до этого было провозглашено создание Государства Израиль. Оно ждало признания держав. Ждали, что скажет в Вашингтоне худощавый человек в старомодных очках. Ждали друзья и ждали враги. Ждал ишув в Палестине, американское и мировое еврейство, ждала Генеральная Ассамблея ООН, ждало все прогрессивное человечество. Даже делегация США на Ассамблее не знапа, каково будет решение президента. В зале царило замешательство. Вдруг встал проф. Джессуп и направился к трибуне. В глубокой тишине прозвучали слова документа Трумэна: "Соединенные Штаты признают временное правительство нового Государства Израиль де-факто". Так официально завершился длительный путь создания нашего государства и признания его США.
     В тот же день СССР признал Государство Израиль де-юре. 18 мая это было подтверждено телеграммой В.Мопотова в МИД Израиля. В ней, в частности, указывалось: "Советское правительство надеется, что создание еврейским народом своего суверенного государства послужит делу укрепления мира и безопасности в Палестине и на Ближнем Востоке, и выражает уверенность в успешном развитии дружественных отношений между СССР и Государством Израиль". В ответной телеграмме министр иностранных дел Израиля М.Шерток (Моше Шарет) писал: "Правительство Государства Израиль полностью разделяет пожелания, столь великодушно выраженные Вами, и еще раз подтверждает свою твердую надежду... на то, что самые дружественные отношения могут быть установлены между Государством Израиль и Советским Союзом". Позиция Сталина в деле признания Израиля известна, как и причины, ее вызывавшие, и не требует пояснений.
     Конечно, позиция Г.Трумэна в вопросе создания еврейского государства соответствовала национальным интересам США как он их вполне правильно понимал. Но велика была и роль нравственных представлений Трумэна, поддержки им справедливого дела, настойчивости в проведении своей пинии. Трумэн не боялся никаких угроз, связанных с возможными экономическими и военными акциями арабских стран и т.п. Обостренное чувство совести было важной чертой его личности. Когда в конце апреля 1948 года его обуревали сомнения, он в частном разговоре сетовал: "Из-за доктора Вейцмана мне не дает покоя совесть", а когда Трумэн признал Израиль, то с облегчением сказал: Теперь старый доктор снова мне поверит". Бен-Гурион при личной встрече благодарил Трумэна за неуклонную поддержку, за отважное признание Израиля, отметил, что имя Трумэна навеки сохранится в еврейской истории. "Когда я сказал это, - вспоминал Бен-Гурион, - на глазах у него выступили слезы. Он попрощался со мной, но слезы эти еще не просохли. Мне редко приходилось видеть, чтобы человек был так растроган". Хаим Вейцман на официальном приеме преподнес Трумэну священный свиток Торы.
     В целом хочется подчеркнуть: Г.Трумэн как глава великой державы проявил высокие государственные и человеческие качества. В первую очередь, гражданское мужество и несгибаемое чувство человечности. Их сочетание, с другой стороны, способствовало укреплению престижа США как могучей империи добра и справедливости. Все это явилось вдохновляющим примером для грядущих поколений государственных деятелей стран цивилизованного мира. К сожалению, пример этот далеко не всегда оказался востребованным.

    
"ЕК"

    
___Реклама___