Арье Барац


ИЗБРАНИЕ ИЗРАИЛЯ
Два вида любви


     Многих людей, как евреев, так и неевреев, в иудаизме смущает идея избрания Израиля. Даже среди религиозных евреев распространено убеждение, что заэтим стоит дискриминация, что избрание должно вести к раздору, к ненависти.
     Например, некоторые комментаторы в этой связи обращают обращают внимание на то, что слово "Синай", то есть место, где была дарована Тора, отделившая Израиль от остальных народов, звучит почти так же, как слово "сина" - "ненависть". Дарование Торы внесло в мир ненависть.
    
     И все же это противопоставление любви предпочитающей и любви уравнивающей представляется искусственным. Две эти любви взаимозависимы, они друг друга предполагают (о чем частично пишет сам Маген). И хотя внимание к двум этим типам любви может меняться в зависимости от конфессии, каждая нормальная религия опирается на обе.
    Иудаизм не исключение, он построен на избрании, но предполагает универсализм. Если "сина" ("ненависть") действительно коренится на Синае, то проистекает она не из самого избрания еврейского народа, а исключительно из непонимания его смысла.
     Говорить, что смысл имеет только любовь избирательная или, напротив, только любовь всеобщая - это приблизительно то же самое, что утверждать, что все продается или, напротив, ничего не продается. Но нормальные люди не ставят этого вопроса ребром: для них существуют вещи, которые покупаются и продаются, и вещи, которые не покупаются и не продаются.. И мудрость человеческая как раз в том состоит, чтобы соотносить эти миры, не путая их.
     То же самое и в вопросе любви - любви избирательной и любви всеобщей. Две эти любви сопряжены, и иудаизм как раз прекрасно знаком как с той, так и с другой, применяя по отношению к каждой их них разные законы. Например, в законах, связанных с благотворительностью, существуют один четкий принцип. Человек должен предпочесть бедняка-соседа бедняку, живущему за три квартала от него. Этот принцип повторяется на всех уровнях. Тот, кто к тебе ближе, с благотворительной точки зрения предпочтительнее другого, дальнего. Здесь Галаха предлагает принцип избирательной любви.
    Но существует сфера, где этот принцип не только не работает, но его применение является преступным. В частности, это связано с некоторыми ситуациями, когда решается: кому жить, а кому умереть. Так, Галаха запрещает отдавать на смерть одного человека вместо другого, и даже одного вместо многих людей. Существует выбор, перед которым во время Холокоста стояли тысячи людей, когда они узнавали,что их близкий родственник оказывается в списке осужденных на смерть. Они могли бы подкупить капо, и в список попал бы какой-то другой - не близкий, а далекий и совершенно неизвестный им человек. Но Галаха однозначно запрещает так поступать, говоря, что "его кровь не краснее твоей".
     С этой точки зрения избрание народа, избрание общины совершенно закономерное явление, которое ничему не противоречит. Бог любит евреев и египтян как свой образ, как людей, совершенно одинаково. Однако избирает он именно евреев.
     В трактате "Мегила" (10) рассказывается, что после того как Всевышний вынес решение утопить египтян в Тростниковом море, то ангелы хотели воспеть хвалу. Всевышний ответил им: "Творения рук Моих погибают, а вы вознамерились петь передо Мной хвалу!".
     А вот что по поводу этого суда говорится в книге "Зоар" в связи состихом: "И было перед наступлением утра" ("Шмот", 14:24): "В небесном суде шел спор: почему египтяне должны погибнуть, а пред евреями должно море расступиться? Ведь пред Всевышним они одинаково грешны, и те и другие предавались разврату, и теи другие проливали кровь. И Всевышнему трудно было обойти это обвинение и совершить чудо. Когда же наступило утро, оно напомнило об Аврааме, который чуть свет с поспешностью встал, чтобы исполнить веление Всевышнего и принести в жертву сына. И тогда воды моря расступились".
    
    

Духовный банк

Итак, Всевышний в чем-то не делает различия между потомками Адама и потомками Авраама, а в чем-то различает их. Однако это отличие потомков Авраама от всех прочих людей не природное, а сущностное. В основе его избрания лежит не случайное пристрастие, а уникальный подвиг. Ведь Авраам посвятил Всевышнему свой род. При этом стоит отметить, что избранная на основе жертвенности Авраама еврейская община как раз довольно выгодно отличается от заведомо "универсалистких"конфессий, отличается именно подлинностью своего универсализма.
     Действительно, не секрет, что та или иная обособленность характерна всем вероисповеданиям. Во всяком случае нетрудно заметить, что повсюду праведники одной конфессии заступаются за грешников своей конфессии и при этом безразличны не то что к грешникам, но даже и к праведникам другого исповедания. Так, например, православная церковь, молясь за время литургии за других людей, не мыслит себе большего "расширения", нежели "за всех православных христиан". Избрание Израиля в этом отношении имеет гораздо более благоприятный вид. Так, когда иудаизм утверждает, что мир держится на 36 еврейских праведниках,то он имеет в виду именно мир, а не только Израиль. А в Иерусалимском храме приносились жертвы не только за евреев, но и за все 70 народов мира.
    
     Итак, мы видим, что дополнительность любви избирательной и любви уравнивающей лежит в основе иудаизма, как лежит (хотя и неосознанно) в основе любой конфессиональной обособленности. В этой обособленности нет решительно ничего дурного, если она не перерождается в сектантство - то есть в полное отрицание смысла других исповеданий.
     Подобно тому, как в конечном счете экономика любого национального государства интегрирована в мировую экономику, так же сопряжены духовность традиционная с духовностью "общечеловеческой" (не будем вдаваться здесь в вопрос, в чем она состоит).
    Это общее правило, и в этом отношении конфессиональную и общечеловеческую солидарность можно уподобить банковской системе. Существуют отраслевые и национальные банки, но существуют и банки международные. Они не отрицают и не нарушают взаимного функционирования. А ведь конфессия - это именно банк, духовный банк, банк заслуг.
     Действительно, нельзя не заметить, что любые наши духовные достижения создают за счет щедрых кредитов. В детстве в человека терпеливо вкладывают его родители и учителя, сами же они в свою очередь поддерживаются духовными авторитетами своего поколения, связанными с мудрецами предшествующих эпох. Эта цепочка непосредственных духовных инвестиций неподдельна и уходит к истокам религий.
     В качестве примера того, как работает эта система духовного кредита,я хочу привести примеры недавнего прошлого. В 70-х годах разгорелись страсти вокруг вопроса: куда направятся выпущенные из-под железного занавеса евреи - в Израиль или в США? И страсти эти как раз были обусловлены "моральным долгом",использованием "духовных кредитов".
     В самом деле, евреям было резонно задаться вопросом: за какие такие заслуги они, парии советской системы, получили вдруг неслыханную привилегию пересекать границу наравне с номенклатурой? Почему вдруг их выделили, отметили и на Востоке, и на Западе? Чем они отличились? Разумеется, никто не претендует на исчерпывающий ответ.
     Но некоторые причины лежали на поверхности и были заметны любому. Евреев выделили (как коммунисты, так и капиталисты),во-первых, благодаря заслугам тех, кто создал Государство Израиль, а значит, и тех, кто погиб в Катастрофе. А во-вторых, благодаря тому, что евреи традиционно были обособленной группой. Иными словами, евреев можно было выпускать, не превращая этого явления в общее правило. Наоборот, любой другой человек добивающийся вызова, должен был превращаться в еврея, то есть выезжал исключительно по израильскому вызову. А поэтому справедливы были и страсти вокруг вопроса: куда направится человек - в США или Израиль
     Во всяком случае ясно, что тот, кто воспользовался в ту пору(речь, разумеется, идет только о том периоде и той ситуации) этими "кредитами",но отправился не в Израиль, а в какую-то другую страну, должен был чувствовать, что ему придется расплачиваться под высокий процент. Иными словами, он должен был как-то специально оправдывать и обосновывать свое присутствие именно в США.
     Все люди существуют за счет каких-то духовных инвестиций, как общечеловеческих, так и конфессиональных. Все могут точно указать источник свое духовного богатства. Евреи возводят свою цепочку к тем, кто стоял у горы Синай, и далее к Аврааму, Ицхаку и Иакову, возводят свое происхождение к жертвенной любви Авраама,приведшей его некогда на гору Мориа с тем, чтобы принести в жертву своего единственного сына Ицхака. Родиться евреем, родиться из этой жертвенной любви - это значит прийти в мир с солидным духовным капиталом. И прежде всего в этом заключается смысл слов "Зоара", что именно эта заслуга Авраама позволила отличить его потомков от египтян.
    И еще одна деталь. Через тысячелетия после того, как история о жертвоприношении Ицхака была записана и стала известна всему миру, потомки Ишмаэля вдруг заявили, что, по их сведениям, это именно их отца, а не отца евреев (Ицхака) Авраама был готов принести в жертву. Сегодня мусульманская община сгорает от ненависти к общине еврейской. И мне трудно объяснить эту ненависть чем-либо другим, кроме того, что эта община существует без действительного духовного "покрытия", что она приписывает себе несуществующие заслуги.

        
___Реклама___