В.Снитковский
РАВВИН РУССКОЙ СИНАГОГИ
И ЕГО ШКОЛА



     Название синагоги, где служба идет на русском языке - Beis Menahem Mendel. Она находится в густо заселенном эмигрантами из бывшего СССР районе Бостона - Брайтоне. Раввин синагоги - Дан Родкин.
     Дан родился в обычной московской семье. В детстве мальчику не говорили о том, что он еврей и не учили ничему еврейскому. Первый раз Дан узнал о том, что он еврей, во втором классе. Дети посмотрели на перемене в классный журнал, где после каждой фамилии стояла национальность ученика. Послышались возгласы: такой-то - татарин, Родкин - еврей. Дан стал говорить, что он не еврей, а русский, потому что родился в Москве. Но дети ответили ему: не важно, где ты родился. Если ты родился евреем, то ты на всю жизнь еврей! Дан помнит свои ужасные ощущения после этого.
     Когда он пришел домой, дверь открыла старшая сестра. Первыми словами Дана были: правда ли, что мы евреи? Да, закивала сестра головой. Дан помнит свои переживания о том, что все дети русские, а он "какой-то" еврей.
     Когда мальчишки играли в войну, то они делились на "русских" и "немцев". Все хотели быть "русскими". "Русские" играли с воображаемыми "немцами". Раздавались крики: "русские, вперед! Но Дана теперь преследовала мысль, что он не русский, а еврей.
     В 13 лет Родкин с мамой поехал в Киев к дяде, который дал мальчику почитать книгу "Бабий Яр" Кузнецова. Дан прочел страшную повесть запоем. В книге был персонаж - 18-ти летняя девушка Дина. Сестру Дана, тоже, зовут Дина, и тогда, когда они были в Киеве, ей тоже было 18 лет. 13-ти летний мальчик представил себе, что все это могло произойти с его семьей, и сильно переживал. Впечатление от "Бабьего Яра" оказалось решающим толчком к становлению еврейского самосознания Дана Родкина.
     Старшая сестра рассказывала о том, как она ходила в синагогу на улице Архипова, как там хорошо, как там много евреев, как там бывает весело молодежи. Но Дану долго не хватало времени пойти с ней в синагогу - он был очень занят учебой в школе, приготовлением уроков, чтением книг, участием в математических олимпиадах.
     Дан с друзьями любил ходить на Арбат. Тогда было время "гласности", Арбат превратился в своеобразный "Гайд-парк" - люди завязывали дискуссии на разные темы. Однажды, когда Дан гулял по Арбату, в одной из групп стояли старушки с авоськами и слушали рассказчика, который говорил о "гадких" евреях. Родкин понимал, что это антисемиты. Но поразило его, что "лектор" оперировал выражениями из Талмуда и Торы, которые Дан никогда, даже, не видел. Рассказчик объяснял, что убийство русского царя было ритуальным еврейским обрядом, что взорвали храм Христа-Спасителя в Москве евреи. Дан тогда впервые "узнал", что евреи в мацу подмешивают кровь христианских детей и т.п. Еврейский мальчик понимал, что рассказчик лжет. И Дану стало стыдно, что лжец знает об иудаизме больше его, искажает иудаизм, а он - победитель математических олимпиад, не может опровергнуть мерзавца. Лишь когда антисемит заявил, что в СССР "все церкви закрыты, а все синагоги работают", Дан смог ему возразить - сказал, что все наоборот и привел пример - в Москве открыты всего две синагоги: на улице Архипова и в Марьиной рощи, а православных церквей работает великое множество. В ответ антисемит сказал, что еще есть синагога в подмосковной Малаховке, но самая опасная синагога - это в Марьиной роще.
     Дан Родкин решил пойти в "самую опасную" синагогу - в Марьиной роще, и посмотреть, что это такое. В синагоге было тесно от множества людей. Мальчику объяснили, что он попал на праздник "Пурим". На Дана одели тфилин, и объяснили, как это важно. Впервые он почувствовал связь с предками, и, во-первых, с прадедушкой. Он знал, что его прадеды были очень религиозны, и теперь он сделал то, что его предки делали на протяжении тысячелетий. Дан почувствовал себя новым звеном этой непрерывной цепи, и решил с этих пор одевать на себя тфилин, учить иврит и изучать талмуд. Стал приходить на занятия в "самую опасную" синагогу. Это был 1989 год. Многие собирались ехать в Израиль, и теперь легально учили иврит. Дан посещал Ешиву при синагоге. Она тогда еще не имела официального статуса высшего учебного заведения, но ее уже не пытались закрыть. Выпускники Ешивы тогда не получали диплома о высшем образовании. Ректор Ешивы числился в синагоге электриком. Раввин Ешивы оставил научную работу МГУ, а в синагоге числился дворником. Такая же ситуация была с преподавателями. Едва выучив основы иврита, Дан начал преподавать иврит вновь поступившим, ибо не хватало преподавателей. А сам продолжал учить иврит на более высоком уровне.
     Потом Дан поступил в МИИТ на факультет прикладной математики. В его группе из 24-х студентов 20 были евреями. Эти 20 юных евреев организовали в институте кружок изучения еврейской культуры. Кроме того, Дан начал работать волонтером в израильском посольстве. А вечером шел учиться и учить в Ешиву.
     Совмещать обучение в МИИТЕе и Ешиве, а также волонтерскую работу в посольстве становилось все тяжелее. Дан ушел из МИИТа и сосредоточился на изучении иудаизма в Ешиве. После ее окончания он был послан продолжать учебу к Любавическому Ребе в США. Любавический Ребе затем направил Дана в Израиль, чтобы он получил там высшее еврейское образование. Затем Родкин вернулся в США, где закончил в Нью-Джерси Rabbinic College of America. Затем Дан был направлен на практику в Rabbinic Institute of New England в штате Коннектикут. А оттуда уже прибыл в Бостон.
     Русская синагога в Бостоне организовалась недавно. Все началось с того, что в Америке в 60-е годы уже был закон о том, что дети в школе один час в неделю могут заниматься своей религией. Любавический ребе тогда настоял на том, чтобы еврейские дети в этот час могли встретиться с раввином. Наибольшее развитие это получило в Нью-Йорке. В Бостоне, поначалу, такого в школах не было. Поэтому Любавический ребе послал раввина Мойше Гуркова в Бостон, чтобы он организовал в нашем городе занятия школьников иудаизмом.
     Вскоре шестьсот детей школьного возраста стали посещать занятия раби Гуркова каждую неделю. Раби Гурков организовал дневную школу для детей из нерелигиозных семей, ибо многие еврейские нерелигиозные родители хотели приобщить своих чад к иудаизму. Существовавшая тогда любавическая ешива была ориентирована на детей из религиозных семей.
     Школа раби Гуркова претерпела много изменений. Поначалу она была в Мэтэпэне, потом в Роксбери, затем в Милтоне. Когда то-то это были еврейские районы с большим количеством синагог.
     Когда же оказалось, что множество новых еврейских эмигрантов из России обосновались в Брайтоне и Бруклайне, было решено перенести школу поближе к ним. Шесть лет тому назад в 1995 году купили просторное здание, которое нашли на улице 29 Chestnut Hill Avenue в Брайтоне. Это здание зарегистрировано, как исторический памятник. Оно было построено одним из первых в Брайтоне, что накладывает на синагогу обязательства по сохранению его исторического облика. Год тому назад раби Мойше Гурков попросил Дана Родкина возглавить административные и все остальные дела, так как в его (Гуркова) возрасте выполнять обязанности уже нелегко.
     Раби Родкин знал, что родители ищут возможность дать детям и еврейское образование, и хорошее общее образование, чтобы дети могли продолжить обучение в университете. Дан - выпускник московской математической школы, призер математических олимпиад. Поэтому он решил сделать школу такой хорошей, какую желал бы для своих детей. В частной еврейской школе при синагоге дети учатся с первого по пятый класс. Собственно говоря, школа включает и детский сад, в который принимают с трехлетнего возраста. Таким образом, в школе дети с 3-х до 12-ти лет. Они изучают свои еврейские корни, основы религии и проходят программу общеобразовательной школы. Придя в шестой класс общеобразовательной школы, они чувствуют себя уверенно и в школьных науках, и в иудаизме. Их не застанешь врасплох вопросами об их еврейском происхождении, иудейской религии и обычаях. Они гордятся своим еврейством, осознают величие своего народа и могут дать достойный теоретический отпор всякому, кто попытается принизить значение иудаизма.
     В школе при русской синагоге со второго класса каждый предмет преподает специалист именно по этому предмету. И не просто специалист, а специалист высокого уровня. Поэтому дети получают образование гораздо выше уровня, чем дает американская "элементари скул". Так математике детей учит преподаватель, который работает сейчас над докторской диссертацией. В школьные годы он занял второе место на общеевропейской математической олимпиаде. Он не только преподает свой предмет, но еще и приучает детей уважать и любить математику. После второго класса дети знают математику и другие предметы в большем объеме, чем американские школьники после пятого класса. В целом, школа Дана Родкина использовала опыт лучших специализированных школ в Москве и Петербурге. В учебном процессе заняты профессор Тафтского университета Ирина Петербургская, выдающийся ленинградский педагог Вилен Поповских и другие. Кстати, один из директоров школы - профессор Гарвардского университета - математик с мировым именем Давид Каждан.
     Все занятия идут на английском языке. "Английский" преподает филолог. Она американка в "энном" поколении, которая русского языка не знает. При этом дети не теряют русский язык, которому в школе уделяют внимание. Уроки длятся до трех часов дня. После этого дети имеют возможность для дополнительных занятий, если они в этом нуждаются.
     Кроме того, в школе при синагоге есть факультативные уроки по предметам, которые расширяют кругозор. У детей есть куда более широкий выбор, чем в "элементари скул". Рисование и живопись ведет профессор живописи на курсах повышения квалификации архитекторов. На конкурсе детских рисунков пяти штатов Новой Англии двое детей из школы при русской синагоге заняли 2-е и 3-е места среди 1200 участников.
     В школе сильная шахматная команда, с которой работает кандидат в мастера по шахматам Алекс Ганкин. Его команда занимала призовые места на городских и штатных соревнованиях, а в прошлом году была первой в Новой Англии!
     Все дети с трех лет получают у сильного педагога музыкальное образование. Они быстро постигают нотную грамоту. При школе есть занятия гимнастикой для девочек и карате для мальчиков, которые ведут высокопрофессиональные преподаватели. При синагоге есть и летний лагерь с плавательным бассейном.
     Увы, у русской школы и синагоги есть трудности с финансированием. Не все родители могут платить за обучение детей. Проблемы и со спонсорством. Раньше финансирование синагоги осуществляли полностью американские евреи и еврейские организации. Но теперь они увидели многочисленные офисы наших адвокатов, докторов, программистов, страховых агентов, квартирных брокеров, транспортных фирм и строительных фирм, "тревел" агентств. Расцвели "русские" магазины и т.д. Американские евреи считают, что сейчас наши состоятельные эмигранты вполне могут поддержать единственную "русскую" синагогу. Ведь на каждые несколько сот американских евреев есть своя синагога. А сорок тысяч русскоязычных евреев Бостона вполне могут поддержать одну единственную синагогу. Поэтому помощь американских евреев для нас сильно уменьшилась, а помощь от наших соотечественников явно недостаточна. Ежемесячно руководству синагоги нужно платить 7 тысяч долларов за "моргидж" и 3 тысячи за электричество, водопровод, отопление и уход за зданием. Власти Массачусетса предоставили синагоге грант на ремонт здания. Условие этого гранта такое: синагога получает от штата финансовую поддержку в размере, равном полученным пожертвованиям. То есть, власти говорят нам: вы нам нужны в той же мере, что и вашим прихожанам. На сегодняшний день синагога просрочила 30 тысяч долларов регулярных платежей.
     Тем не менее, Дан Родкин смотрит с надеждой на будущее. И этому есть основание - в синагогу приходит все больше молодежи. У Вас есть вопросы? Звоните: 617.787.5507.
    
    
    
    
    

        
___Реклама___