Исполнилось 80 лет со времени окончания гражданской
войны в России, итоги которой до сих оценивают по-разному. Одной из наиболее
малоизвестных и не всегда желаемых тем для постсоветских историков являются
еврейские погромы, унесшие тысячи жизней. Это справедливо не только для
"державной" России, "самостийной" Украины, но и "незалежной" Беларуси.
В последней, ссылаясь на традиции устойчивой толерантности белорусов, утверждают,
что виновниками еврейских погромов были поляки и русские. Правда это или
нет? Попытаемся ответить на примере событий, центром которых стал Туров Мозырского уезда бывшей Минской губернии.
Туров лежал в стороне от шоссейных дорог, а ближайшая
железнодорожная станция была в Житковичах - в 25 километрах. Местечко долго
оставалось "медвежьим углом" белорусского Полесья. Один раз в две недели
появлялся почтальон, на площади собирался народ, и он выкрикивал с возвышения:
"Письмо такому-то!" - и все знали, кому пришло письмо. После октябрьского
переворота 1917 г. на просторах Припяти собирались "белые", "красные", "зеленые",
банды дезертиров. Они терроризировали население, занимались поборами и грабежами,
налагали контрибуции. В оправдание своих действий многие подводили "идеологическую
базу", заявляя о борьбе за свободную Белоруссию без русских, поляков, украинцев
и евреев.
Туров был типичным еврейским местечком, где жители
занимались мелкой торговлей, ремеслом, домашними промыслами: вырабатывали
ткани, выделывали овчины, мастерили возы и телеги, изготавливали деревянную
посуду, разводили сады и огороды, ловили рыбу. Много было сапожников, портных,
кузнецов, плотников. Туровчане работали на паровой мельнице,
мукомольной фабрике, в лесопильном, кровельном и бондарном цехах, на кирпичном
заводе.
Еврейская община возникла в Турове в XVI в. и относилась
к Пинскому повету Брестского воеводства Речи Посполитой. В 1765 г. здесь
проживало 316 евреев, в 1847 г.-1447, а в 1897 г. - 2252 евреев, или 52,3%
от общего количества жителей.
Настоящим бедствием для евреев стали погромы, которые
периодически продолжались все годы послереволюционной смуты. Погромы принесли
им большие страдания и много горя, надолго оставив о себе недобрую память.
Еврейское население приграничной полосы оказалось беззащитным. Дезертиры,
мародеры и уголовные элементы для обострения ситуации использовали антисемитизм,
ставя знак равенства между понятиями "комиссар" "еврей". Антисоветские формирования
не могли противостоять отрядам РККА и прибегали к тактике диверсий и рейдов
на советскую территорию с баз в Польше. Погромы проводились под лозунгами:
"Уничтожим евреев, чтобы не мешали крестьянам!", "Долой комиссаров, смерть
евреям!" и др. Экспроприация имущества сопровождалась насилием и убийствами,
проводившимся с большой жестокостью и садизмом - отрезанием голов, рук и
ног, выкалыванием глаз, вспарыванием животов и пр.
В числе наиболее пострадавших оказался Туров. Будучи
расположен сначала в прифронтовой, а затем в нейтральной полосе, простиравшейся
на 15 километров по обе стороны демаркационной пинии, он был удобным объектом
нападения, и бандиты наведывались туда не однажды. В январе 1919 г. ответственный
партийный работник Миндлин, докладывая Минскому Совету о результатах обследования
мест погромов, сообщал, что разрушения в Турове оказались значительнее,
чем в уездном Мозыре. Налетчики ограбили жителей поголовно, забрали "весь
скарб", убили 71 чел., включая жителей окрестных деревень. Евреи, пытавшиеся
спастись за демаркационной линией, пострадали от польских пограничников.
В ходе бесчинств было изнасиловано около ста женщин. В октябре 1920 г. в
Турове состоялись еще два погрома, в ходе которых булаховцы убили 8 евреев,
а поляки - 6 евреев. Оставшиеся в живых искали спасения в городах. В сообщении
Бобруйского уезда, направленном в еврейский отдел Народного комиссариата
национальностей, говорилось, что в местечках Белоруссии есть случаи полной
ликвидации еврейского населения. Погромы в 1921 г. прошли в 177 населенных
пунктах, где проживало 7316 семей (29270 чел.). Их жертвами стали 1748 семей,
в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных.
Погромная стихия в Белоруссии в период гражданской
войны имела свои истоки и русло. Она стала следствием политических и военных
событий, разыгравшихся здесь между основными противоборствующими сторонами
- Россией и Польшей. Несмотря на заключение предварительного мира между
ними в октябре 1920 г., режим Пилсудского продолжал дестабилизировать пограничные
районы. На польской территории были подготовлены отряды Станислава Булак-Балаховича
и Бориса Савинкова, которые перебросили в Полесье. Как Балахович, так и
Савинков были незаурядными личностями, каждый из которых мог бы стать героем
авантюрного романа. Балахович с 1915 по 1920 г. сделал карьеру от прапорщика
до генерал-майора, воевал за "красных", потом за "белых". После поражения
Юденича он ушел в Эстонию, где был принят со своим отрядом (1200 чел.) в
состав войск буржуазной Белорусской Народной Республики (ВНР), затем ушел
к полякам. Савинков возглавлял боевую организацию социалистов-революционеров
(эсеров), участвовал в убийствах министра внутренних дел В.Плеве (1904)
и великого князя Сергея Александровича (1905), был приговорен к смертной
казни, но бежал, а в начале 1917 стал военным министром Временного правительства,
потом участвовал в создании Добровольческой армии на Дону, представлял правительства
Колчака и Деникина во Франции.
Общими усилиями Булак-Балахович и Савинков сформировали
так называемую Русскую народную добровольческую армию численностью в 20
тыс. чел. - три дивизии, одна бригада, кавалерийский полк, полк донских
казаков, авиаэскадрилья, бронепоезд, две артиллерийские батареи. В армии
оказались в основном бывшие военнопленные Красной Армии и местные партизаны,
недовольные советской властью. Савинков возглавлял "Русский политический
комитет", который должен был оттеснить советские войска с территории Белоруссии
и образовать там буржуазно-демократическую республику. Предполагалось, что
если наступлению будет сопутствовать успех, оно будет продолжено на Москву.
Польское правительство делало вид, что не имело ничего общего с этой "самодеятельностью".
Пилсудский рассчитывал на образование федерации
Польши, Литвы, Украины и Белоруссии. Булак-Балаховичу ставилась задача объединить
БНР, центральную Литву с Вильно и Гродненской губернией. Савинков надеялся
на крестьянское восстание в России. Штаб объединенных сил разместился в
Кожан-Городке. 2 ноября 1920 г. сюда прибыл английский дипломат и разведчик
Сидней Рейли. Все боевые подразделения были сосредоточены в Турове, который
предполагалось сделать центром ставки "главнокомандующего" Балаховича. Туров
был переполнен военными и гражданскими обозами боеприпасов, амуниции и провизии
и награбленным имуществом. Поведение "освободителей" было типичным для захватчиков
- притеснение местных жителей, мародерство, пьяные дебоши, расправа с неугодными
без суда и следствия. 6 ноября 1920 г. "армия" перешла в наступление вдоль
Припяти и 10 ноября заняла Мозырь, а через день - Калинковичи.
7 ноября 1920 г. в Турове Булак-Балахович торжественно
передал власть на занятых территориях Белорусскому Политическому Комитету,
который накануне образовали в Варшаве. Он объявил о роспуске правительства
БНР Вацлава Ластовского в Каунасе, Антона Луцкевича в Варшаве и советского
в Минске. Балахович декларировал независимость Белоруссии и назначил премьер-министром
нового правительства П.Алексюка. Однако победы эти оказались временными
- под Мозырь и Капинковичи стягивались части регулярной РККА. Результат
не заставил себя ждать - самозванцев обратили в бегство, и 26 ноября были
освобождены Житковичи. Остатки армии Балаховича двигались в сторону Турова,
Давид-Городка иЛахвы, где их разоружили польские военные. Другая часть перешла
в нейтральную зону и продолжала военные вылазки вплоть до 1922г.
Совместные действия Балаховича и Савинкова не увенчались
успехом по целому ряду причин. В военном отношении потому, что к этому времени
Красная Армия успела справиться с последним серьезным очагом сопротивления
в Крыму - войсками Врангеля. После этого Михаил Тухачевский прибыл в район
Полесья и успешно решил задачу восстановления спокойствия на советско-польской
границе. В марте 1921 г. Рижский мирный договор разделил Белоруссию на восточную
(советскую), западную (польскую) и часть уездов Витебской и Могилевской
губерний, которые были присоединены к Российской Республике.
О еврейских погромах в Белоруссии писали газеты
разных стран мира. В мае 1921 г. пресс-бюро Белорусской Народной Республики
в Каунасе опубликовало информацию "Погромные банды в Белоруссии". Варшавская
газета "Свобода" писала, что вина за погромы всецело падает на Бориса Савинкова,
так как Балахович был менее известен и вряд ли мог приобрести такое влияние
без поддержки руководителя "Союза защиты Родины и свободы". В сентябре "Еврейская
трибуна" в Париже поместила сообщение о том, что Савинков сделал заявление
о своей непричастности к погромам Булак-Балаховича, с которым некоторое
время сотрудничал. В свою очередь, последний сообщил еврейским периодическим
изданиям, что вся ответственность падает на Савинкова, офицеры которого
участвовали в организации еврейских избиений.
Отношение эмигрантского правительства БНР к еврейским
погромам нашло отражение в материалах конференции в Праге 25-26 сентября
1921 года, на которой присутствовали представители всех основных белорусских
национальных партий и организаций мира. Один из лидеров БНР К. Дашевский
подчеркивал, что "Большевистский переворот привел множество авантюристов,
которые вступили на путь борьбы с Советами под лозунгом еврейских погромов.
Участники этих авантюр... принесли в Белоруссию ужас еврейских погромов
и имели намерение опорочить белорусское имя, свалив обвинение в этом на
белорусский народ".
Еврейское население Белоруссии понесло тяжелейшие
потери. Оно было разорено и деморализовано, хозяйственный кризис и последствия
войны не оставляли надежды на скорое возрождение. В июле 1920 г. в Москве
был образован "Еврейский общественный комитет помощи пострадавшим от войн,
погромов и стихийных бедствий". Комитет включал в себя почти все еврейские
партии и движения и пользовался поддержкой Еврейской секции РКП(б) и правительства
России. В рамках Комитета действовала специальная белорусская комиссия,
которая отвечала за шесть уездов: Минский, Бобруйский, Борисовский, Игуменский,
Мозырский и Слуцкий. В июле 1921 г. белорусская комиссия отмечала, с одной
стороны, расширение масштабов погромов, а с другой - равнодушие неевреев:
"Местное крестьянское население в своей массе нейтрально относится к бандитизму".
Для восстановления хозяйства и нормальной жизни
местечек привлекалась помощь благотворительных организаций из-за рубежа,
и, прежде всего, "Джойнта". Отношение к иностранной помощи было противоречивым.
Представители "Молодого Бунда" доказывали, что принимать ее, например, от
американской буржуазии аморально на том основании, что США участвовали в
контрреволюции и косвенно виноваты в погромах на территории республики.
Несмотря на это, большинство членов Еврейского общественного комитета высказались
за сотрудничество с "Джойнтом". Осенью 1921 г. нуждающимся БССР был выделен
первый взнос в размере 200 тыс. долл., на которые было закуплено продовольствие.
Большая часть средств направлялась в крестьянские хозяйства и мелким ремесленникам,
детским и сиротским учреждениям. В октябре 1922 г. в Данциге (Гданьске)
был образован Центральный комитет для борьбы с еврейскими погромами и оказания
помощи пострадавшим, привлечения внимания стран Европы и Америки к проблеме
предупреждения погромов.
В цепом тема еврейских погромов в Белоруссии, несмотря
на обилие документов и свидетельств, не изучена. Освещение ее поможет понять
причины погромов, показать политику властей, разыгрывавших "еврейскую карту",
объяснить отношение неевреев к этому позорному явлению и осветить примеры
еврейской самообороны.
Настоящий очерк является фрагментом из будущей книги
Л. Смиловицкого "Евреи в Турове" Автор - доктор исторических наук, ст.
научный сотрудник Центра диаспоры при Тель-Авивском университете - просит откликнуться бывших
туровцев и всех,
кто располагает любыми сведениями (документами, материалами, фотографиями),
которые позволят заполнить этот пробел истории.
Позвоните или напишите по адресу: Dr.Leonid Smilovitsky,
Alexander Rubovich Str., 322-20, 93811, Jerusalem, lsrael;tel.
(972)-2-672-36-82, e-mail: smilov@zahav.net.il