Зеэв Гейзель
Глава "Экев"





    Всякий среднестатистический российский интеллигент еврейского происхождения характеризовался тем, что он:
     а) знал выражение "не хлебом единым";
     б) не знал, откуда это выражение происходит.
     Так вот: ни Конфуций, ни Магомет, ни даже Бердяев не имеют к этому выражению никакого отношения. Слова эти - из Торы, из нынешней недельной главы "Экев". Говорит эти слова, обращаясь ко всему еврейскому народу, наш пророк Моисей. Ценя время занятого человека, я всё же позволю себе процитировать чуть больше чем три слова из этого отрывка:
     "... Он (Всевышний) кормил тебя манной, которой не знал ни ты, ни отцы твои, чтобы сообщить тебе: не хлебом единым живёт человек, а всем, что исходит из уст Господа..."
     Нельзя сказать, чтобы в этой фразе было всё понятно. Зачем напоминать, что Всевышний кормил евреев манной небесной, если это меню не меняется в пустыне уже 40 лет? Зачем сообщать, что раньше они этой еды не знали - никто вроде и не объявлял манну египетским национальным блюдом?
     И наконец: оказывается, что эти сорок лет манна была единственной пищей евреев только для того, чтобы сказать им: "не хлебом единым..." и т.д. Что это значит?
     Из многих комментариев на Тору у меня лично складывается такая картина.
     Мне кажется, ключ к пониманию - это место и время, когда Моисей произносит свою речь. Место действия - на пороге Земли Израиля. Время действия - конец 40-летних скитаний по пустыне: вымерло всё то поколение, что было рабами в Египте. Новые, молодые, свободные евреи готовятся войти в свою землю. И в этот момент Моше что-то им напоминает. Что-то, что можно забыть именно тогда, когда ты опьянён свободой и переходишь к новой жизни. Что именно?
     Когда евреи выходили из Египта, с материальной точки зрения это было чистым безумием: в рабстве, конечно, были свои проблемы, но есть квартира, работа, кусок хлеба - а там, глядишь, и еврейское кладбище подоспело... А что в пустыне нас ждёт?
     Так рассуждало, видимо, большинство евреев. Их расчёт "на куске хлеба" был абсолютно верен с материальной точки зрения. Но они погибли.
     Меньшинство же вышло, не успев даже замесив тесто для хлеба. Это верно, что с голоду они не умерли: манна падала с неба. Но ведь, выходя из Египта, ни они, ни отцы их и ни дети о манне ещё не знали. Вышли евреи исключительно потому, что поверили пророчеству - слову, что "вышло из уст Господа". И еврей, который живёт сегодня - живёт благодаря этому.
     Через 40 лет Моисей напоминает об этом евреям, входящим в Землю Израиля. Пришлось напомнить - так как думается, что не через сорок лет, а уже недельки этак через две евреи привыкли к небесной еде и перестали видеть в ней чудо. Ибо то, к чему привык, - уже не воспринимается как чудо. И опасается Моисей, что молодое поколение свободных и мускулистых евреев с притупившимся ощущением чуда начнёт строить свою жизнь на этой Земле не по слову из уст Господа, а исключительно по материальным критериям.
     А может быть, - ведь говорят комментаторы, что в последний час было дано увидеть Моисею всё будущее народа Израиля, - а может быть, увидел он, как через три с чем-то тысячи лет ещё одно новое поколение евреев вернётся в свою землю и, определяя будущее своей Страны, побежит за зазывалами, обещавшими работу для всех и большую-пребольшую машканту? А затем, убедившись, что их обманули, вспомнит ли об уроке, преподанным их предкам - первым репатриантам когда-то?
     Традиция говорит: всё, что пророчествовал Моисей, - пророчество истинное во все времена и для всех поколений...


Комментарий написан в 1994 году


         
___Реклама___