Зеэв Гейзель
Об интеллектуалах, интеллигентности и интеллигенции


    
     Не верьте человеку, исходящему криком: "Я - певец! Я - певец!" - певец не кричит, а поет. Не верьте тому, кто именует себя "герой номер один", - геройство не нумеруют. А более всего не верьте возглашающим: "Мы, израильские интеллектуалы..." - такого не скажет о себе ни один настоящий интеллектуал. А ведь говорят такое! Говорят и даже пишут. Вкладыш-агитлисток "Единоутробного Израиля" (в девичестве называвшегося Аводой) предлагает утомленному вниманию избирателей вопрос: "Может ли интеллигенция быть правой?" Чем-то этот вопрос сродни давно знакомому: "Может ли еврей быть патриотом?" Это не случайно сорвавшееся с уст Тики Даян сокровенное: "Они сброд". Это целая идеология, это их стратегия и тактика пропаганды - непрекращающаяся делегимация самой интересной, активно мыслящей группы израильского общества, но, на свою беду, мыслящей не так как это принято на местном телевидении. И обязательно выплескивается что-нибудь такое особенно гаденькое именно перед выборами, будто в глаза плюнут. А пока протрешь, пока придешь в себя от возмущения - глядишь, и выборы кончились, а после драки, сами знаете...
     Давно, давно идет эта игра. По навязываемым правилам игры ответная стратегия выглядит обычно так: представляется список великих правых интеллетуалов Израиля. Так же делал раньше и я, пока не заметил, что это, в сущности, форма самооправдания мол, и у нас есть кое-что. Делал так, пока не спросил: а судьи кто? Судей в этом споре у нас не выбирают. Их назначает телевидение, радио, пресса. На этом поле не нужно демонстрировать образование или независимость мышления. Любой юнец с улицы Шенкин, сочинивший пару маловразумительных текстов, почему-то принятых им за стихи, - зто, с точки зрения левых тележурналистов, желанный интеллектуал, мнение которого по актуальным вопросам более ценно, чем мнение какого-нибудь профессора математики. Критерий - чем левее, тем милее, а других просто не существует.
    В группе "Профессора за сильный Израиль" - сотни ученых, в том числе выдающихся, чья политическая позиция - декларированно правая. В телестудию их пригласили на моей памяти один раз, причем эта передача больше напоминала суд Линча. Группа "Право общества знать" провела блестящую исследовательскую работу и доказала с секундомером в руках, что все израильские телепрограммы предпочитают левых вдвое чаще, чем правых, Этим заинтересовались? Отнюдь нет! Табу действует, образ создается.
     Сравним предвыборные списки партий хотя бы по критерию формального образования. От Ликуда идут в кнессет: экономист, математик, профессор аэродинамики, всемирно известный фотограф, адвокаты и студенты, драматическая актриса, педагог... Никакая другая партия не представляет ничего подобного. Бараковский список блистает разве что погонами: от "солдата номер один" до дочери полка - рассчитайсь! Вот бы честным израильсим журналистам сравнить эти факты да заинтересоваться: почему так получается? И кто же действительно интеллектуальнее? Доктор математики Узи Ландау или Бейлин, защитивший диссертацию по теме "История фракционной борьбы в рабочем движении Израиля"?
     Недавно чествовали израильский театр. В прямой трансляции выдавали премии и говорили речи, полные односторонних политическлх намеков. И никто не спросил, что это за пир во время чумы? Почему премии дают спектаклям, не собирающим и половины зала? Чему аплодируете - провинциальным подражателям бродвейской моды ушедших лет? По каким критериям выбираете лауреатов, если единственный действительно профессиональный израильский театр - "Гешер" - этим критериям не удовлетворяет? И это театр, который ухитряется превратить в шедевры бездарнейшую драматическую протоплазму Йегошуа Соболя и ему подобных!
     Это зрелище очень напоминало мне другое, аналогичное - вручение израильских "Оскаров". Стыдно было. И не столько за актера, в припадке фальшивого бесстыдства матерящегося со сцены в телекамеру, сколько за общий уровень славных лауреатов. Не нужно быть профессиональным критиком, чтобы краснеть за этот "уровень" израильского (а в глазах всего мира - еврейского) искусства. Пошлость и вульгарщина - вот все, чем левые скандалисты могут оперировать, эпатаж публики ультралевыми выпадами - вот все, чем они могут прославиться. Но говорят о себе - "интеллигенция".
     Интеллигенция ли это? Почему-то именно первая шеренга деятелей израильского искусства упрямо отказывается шагать под левый марш. Цвика Пик, Наоми Шемер, Сефи Ривлин, Зеэв Ревах, Боаз Шараби, Узи Гитман, Яков Агам, "Этникс", "Оф симхес" - я привожу по памяти только короткий список настоящих звезд, чьи политические взгляды вряд ли понравятся Бараку - Сариду - Бейлину - Пересу. Кто из левых писателей нашей страны поднялся до уровня сторонников неделимой Земли Израиля - нобелевского лауреата Ш. Агнона, У.-Ц. Гринберга, А. Альтермана? Никто. И еще один пример. Не так давно мне выпала честь познакомиться с самым, наверное, знаменитым израильсим артистом Хаимом Тополем, исполнителем главной роли в фильме "Скрипач на крыше". Я спросил его:
     - Два действительно выдающихся израильских фильма, "Касаблан" и "Салах Шабати", были сделаны двадцать пять лет назад, другой - тридцать. Что произошло с тех пор? Ответ артиста цитирую с горьким удовольствием:
     - С тех пор власть в израильском искусстве захватила банда бездарностей, или людей, продавших свои дарования налево. Они друг друга награждают премиями, пишут о себе статьи, интервьюируют друг дружку, именуя себя в статьях и передачах большими мастерами искусства. У них за душой нет ничего, кроме ультралевых взглядов - без таких взглядов в этот круг не впускают. Психически нормальный продюсер не вложит ни доллара в их фильмы, и поэтому они требуют денег на свои бездарные творения от правительства. Вот такая ситуация.
     "Кстати, - добавил Хаим Тополь, видимо, по внутренней ассоцищии, - передай большой привет Биби. Скажи Нетаниягу, что я его поддерживаю, причем справа".
    
    
    
    
    
     Статья была написана в разгар избирательной кампании 1999 года
     http://rjews.net/hp/zeev_geyzel/


         
___Реклама___