Иосиф Кременецкий
Участие евреев в политической деятельности России и СССР
(конец 19 века по конец 20–го века)

    Этнос евреев, живших или живущих на территории бывшей Российской империи, сделал за последние немногим более ста лет существенный рывок в своём развитии. Это нашло отражение в активном участии многих представителей этих евреев в жизни ряда стран, в том числе и таких как СССР, США и Израиль. В предлагаемых заметках автор попытался кратко изложить известные факты в подтверждение высказанного утверждения. Разумеется, кроме политической деятельности существуют ещё и такие важные виды деятельности как наука, культура, военное дело, промышленность, торговля. Большой размер информации по этим вопросам требует отдельных публикаций. Не касается автор и этнических евреев, официально отошедших от еврейства, занимавших видные позиции в различных областях общественной жизни. Огромный материал по этому вопросу не укладывается в рамки статьи. Поэтому автор решил затронуть лишь политическую деятельность на территории Российской империи и СССР, и лишь кратко коснуться успешной деятельности евреев в эмиграции в США и Израиле.

    Ещё в 60-х - 70-х годах еврейские массы не принимали активного участия в российских политических движениях. Отдельные революционеры, которые участвовали в русском революционном движении, обычно покидали еврейскую среду. В 70-х годах в Вильно среди учащейся молодёжи возникли политические кружки. Занятия в них носили, главным образом, просветительский характер. С третьей четверти 19 века евреи Российской империи начинают активно участвовать в идеологической и организационной деятельности партий. Это были как правило оппозиционные партии. Было ясно, что в рамках существующего в стране самодержавия улучшения положения евреев добиться невозможно, поэтому большинство активных евреев стремилось сотрудничать с партиями, настроенными на свержение самодержавия.

    От русских революционеров они получали некоторое количество литературы социалистического содержания. Поступала литература и непосредственно из заграницы. Наиболее известными в то время были кружки, руководимые Зунделевичем, Либерманом, Иохельсоном и Вайнером. В 1876 г. по инициативе А. Либермана, эмигрировавшего из России, в Лондоне создается Социально-революционное Общество Еврейских Работников. В то время в Лондон, в поисках лучшей жизни, из России и других стран Восточной Европы эмигрировало до 55 тыс. евреев. Через некоторое время возникают секции этого общества в России (на территории Литвы, Польши, Украины, Бессарабии и Кавказа.)

    Среди русского населения России возникает народническое движение. Евреи также участвовали в нём. Одним из руководителей организации общества " Земля и воля" был Н. Уткин, приговорённый заочно к смертной казни. Впоследствии он был секретарём русской секции Первого интернационала. Среди активных членов общества можно назвать таких известных деятелей как: М. Натансон, О. Аптекман, П. Аксельрод, Л. Дейч, А Бибергаль (приговорённый к каторжным работам), А. Хотинский и др. Некоторые евреи входили в пропагандистский кружок чайковцев (руководил им Н. Чайковский). Что касается участия их в террористической деятельности, то Лев Дейч, активный участник как Февральской, так и Октябрьской революций, отмечает, что в 70-х - 80-х годах евреев, причастных к террористическим организациям, было не более 12 человек, и только Г. Гольденберг был непосредственным исполнителем террористического акта, хотя в подготовке терактов принимали участие несколько евреев. В проводимых в то время процессах над участниками терактов из 120 человек, привлечённых по этим делам, было всего 10 евреев. Несмотря на это некоторые из этих организаций известны своими юдофобскими настроениями.

    Социалистические идеи получили большое распространение в мире в середине 19 и привлекали народы в течение почти всего 20 века. Они захватили все страны Европы и Америки. В России они начали возникать в начале 60-х годов 19 века. В этих движениях по мере их развития евреи играли всё большую роль. В деятельности группы "Освобождение труда", наряду с Г.В. Плехановым, ведущую роль играли евреи П. Аксельрод и Л. Дейч. В других партиях социалистического направления видную роль также играли евреи: Рязанов (Я. Гольдендах), Стеклов (Ю. Нехамкес), Кольцов (Д. Гинзбург), Мартов (Ю. Цедербаум), Дан (Ф. Гурвич), Мартынов (А. Пикер), Гриневич (М. Коган) и др.

    До появления и развития теории научного социализма К. Маркса участие евреев в выработке этих идей было незначительным. Видным деятелем этого направления был основатель «Всеобщего германского рабочего союза» Ф. Лассаль. Тоже этнический еврей. Довольно активно участвовали представители евреев и в социалистических партиях других стран, но эти партии, не уделяли внимания специфическим еврейским проблемам. Отношение социалистов к еврейскому вопросу было выражено в постановлении Социалистического конгресса 1891 г. Конгресс постановил, что «для рабочего населения, говорящего на еврейском языке, нет другого средства освободиться, как только соединившись с рабочими партиями страны, где они живут.»

    Не следует забывать, что евреи в Европе стали занимать к тому времени весьма заметное место в интеллектуальной и экономической деятельности. Это проявилось и в том, что появилось много идеологов, предъявляющих евреям обвинения даже в стремлении к мировому господству. Еврейский вопрос занимал в то время наиболее известных писателей Германии и других стран. «Евреи, - писал Ницше, - уже теперь смогли бы добиться преобладания и буквального господства во всей Европе.» Аналогичное положение было и во Франции. Крайне юдофобская книга «Еврейская Франция» Эдуарда Дрюмона стала главным французским бестселлером второй половины 19 века – сто четырнадцать изданий за один год, не считая сокращённых и продолжений» (Л. Поляков. История антисемитизма.1998.) Естественно, что культурные слои России были знакомы с этой литературой и в той или иной мере воспринимали её выводы.

    Проблема отношения к евреям со стороны руководства оппозиционных партий в 80-х годах 19 в. в России была аналогична той, которая стояла перед советскими руководителями в 60-х - 70-х г.г. нашего столетия. Они не хотели терять связь с народом, среди которого существовали сильные антисемитские настроения. Такие настроения культивировались в течение многих веков, господствующим в стране христианством. Это же поняли и евреи-социалисты, которые увидели, что "громадное большинство русского общества и народа считает евреев особой нацией, все элементы которой - длиннополый ли еврей-пролетарий, мелкий буржуа, ростовщик, обрусевший адвокат и готовящийся к ссылке или каторге социалист - все безразлично "жиды", безусловно вредные для России, которая должна от них избавиться во что бы то ни стало и каким бы то ни было средствами." ( Аксельрод. "О задачах еврейской социалистической интеллигенции." 1882 г.)

    Возникает еврейское социалистическое движение и в русско-еврейской эмиграции. Л. Цукерман в 1880 г. выпустил прокламацию, в которой говорилось о начале издания социалистической литературы на идиш. В 1981 г. появляется первая газета на языке идиш, наиболее доступная для широких масс. Этот же год известен как год начала волны погромов в черте оседлости. Следует отметить, что народники России поддерживали идею еврейских погромов считая, что возбудив вспышку антиеврейских настроений, они смогут впоследствии перебросить их на помещиков. Это видно из некоторых их прокламаций. Так, в руководящей статье Исполкома Народной Воли от 15 июля 1881 г. написано следующее: " Антиеврейское движение, не нами вызванное и оформленное, тем не менее, является и по сущности и по времени отголоском нашей деятельности."

    Из волны погромов, прокатившейся по Южной России еврейская интеллигенция сделала для себя следующие выводы:

    1. Евреи в России испытывают на себе неприязнь почти всего христианского населения, которая при определённых условиях способна переходить в ненависть.

    2. Ставка на интернационализм нарождающегося социалистического и освободительного движений не оправдана.

    Вот что пишет в 1886 г. в "Вестнике Народной Воли" известный деятель эсеров И.А. Рубанович (псевд. И. Ильяшевич): "Традиционная ненависть трудящихся масс и эгоистическое презрение культурного слоя - вот основа психологии русской нации по отношению к евреям." Борьба за выживание в условиях бесправия и конкуренции с другими народами приводили еврейский народ к необходимости использовать свои интеллектуальные способности в таких областях как торговля и финансы, Именно в этих областях деятельности евреи - финансисты и торговцы приходили в соприкосновение с массами христианского населения. Еврей или погибал, или выходил победителем в этой борьбе. Это вызывало недовольство. Почва для взрыва была готова, и этим воспользовались патологические антисемиты из верхних слоёв России. Несмотря на то, что подавляющее большинство евреев страны были крайне бедны, в глазах христиан, населявших черту оседлости, они все казались эксплуататорами. Это во многом объяснялось тем, что значительная часть еврейского населения в силу правовых и исторических условий занималась посреднической деятельностью.

    Любая посредническая деятельность, будь то в сфере торговли или в сфере финансов, требует определённого уровня интеллектуальных навыков, более высокого, чем у тех, кто к посреднику обращается. Она ценится выше. Вследствие этого, даже нищенские условия существования еврейской массы в Восточной Европе были подчас лучше, чем условия существования значительной части христианского населения в России. Это объясняется и более тесными взаимоотношениями в семье, традиционной взаимопомощью еврейской общины, отсутствием такого бича христианского населения России, как систематическое пьянство. Не последнюю роль в этом играл и практицизм, свойственный еврею и отмеченный ещё Марксом.

    Маркс считал евреев символом капитализма и был уверен, что с падением капитализма исчезнет и еврейский вопрос. Та искушённость в денежных делах, которую отмечает у евреев Маркс и другие писатели, являлась лишь средством для достаточно культурно развитой нации выжить в тяжёлых условиях гонений и дискриминации. А когда перед евреями открылись возможности перейти к новым видам деятельности, многие из них, не колеблясь, заняли достойные места в науке, промышленности, искусстве, военном деле, политике без всякого сожаления расставшись с теми традиционными профессиями, которые молва им приписывала. Это прекрасно иллюстрируется их деятельностью последнего времени.

    Требование ассимиляции, которое характерно для большинства видных марксистов (Каутский, Ленин, Троцкий, Сталин и др.) перекликается с аналогичным требованием почти всех известных в истории гонителей еврейского народа догитлеровского периода. Оно совпадает с политикой царизма в отношении евреев, проводимой при всех русских царях. Вот слова известного царского министра-юдофоба Плеве, активного сторонника ассимиляции, сказанные при встрече с Теодором Герцлем: "Направление это (имеется в виду сионизм - И.К.) будучи враждебно ассимиляции евреев с другими народностями ... противоречит началам русской государственной идеи и поэтому не может быть терпимо".

    В 80-х - 90-х годах в крупных городах Черты еврейской оседлости (Минске, Вильно, Варшаве, Гомеле, Рогачёве, Одессе и Кременчуге) возникают просветительные кружки. Особенную активность проявляла учащаяся молодёжь, собиравшая вокруг себя наиболее образованных ремесленников и рабочих. Так, в Минске было несколько таких кружков. Известны кружки Х.Ш. Хургина, насчитывающие к 1885 г. до 160 человек. В них пропагандировались народнические идеи. Социал-демократическую пропаганду вели Гурвич и Абрамович. В этих кружках насчитывалось до 130 человек. Одновременно кружковцы обучались русской грамоте. Ряд аналогичных кружков образовался в Вильно. Там же в 1892 г. было впервые в России отпраздновано 1-е мая. Многие из активных кружковцев были задержаны полицией и высланы в восточные районы Империи. В 80-е годы в Вильно создаётся Виленский социал-демократический комитет, состоящий из 9 членов. Существовал печатный орган его на идиш -"Арбайтерштимме".

    Первая инициатива в создании Российской социал-демократической партии принадлежала этому комитету. В докладе на 4-м конгрессе Соц. Интернационала один из первых видных русских марксистов Г.В. Плеханов так отзывается о еврейском рабочем движении: "... Они обнаружили в борьбе со своими эксплуататорами столько стойкости и столько чуткости в понимании социально - политических задач современного рабочего движения, что их, в некотором отношении, можно считать авангардом рабочей армии в России." Cоциалистические идеи распространялись и среди сионистов. В 1898 г. Н. Сыркин опубликовал статью "Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство.", в которой призывал к созданию в Палестине государства с социалистическим общественным строем.

    В 80-х годах возникает Еврейский социалистический союз "Бунд". Бунд в 90-х годах 19 в. был самой крупной социал-демократической организацией на территории Российской Империи. Наряду с требованием социального равноправия он выставлял также требования национального равноправия для евреев. Поскольку деятельность Бунда искажалась советской историографией, а его роль в революционной деятельности в России явно принижалась, это обстоятельство заслуживает того, чтобы быть отмеченным специально. Без этого невозможно понять тот размах деятельности, который проявили евреи в Русской революции, да и в европейском революционном движении вообще. Как известно, отвергнутые на 2-м съезде РСДРП требования Бунда о культурной автономии в рамках рабочего движения привели к выходу его из этой партии.

    Социалистическое движение в России зародилось и активизировалось именно в западных областях, и значительную роль в нём играли рабочие-евреи. Это движение с самого начала не ограничивалось экономическими требованиями, а ставило перед собой задачу изменения политического строя невооруженным путём, солидаризируясь с политическими движениями в других местах империи. Так, еврейские рабочие в ответ на расправу царизма с мирной демонстрацией 9-го января 1905 г. в Петербурге провели ряд стачек. Рабочие евреи приняли деятельное участие в шествии к Зимнему дворцу и среди жертв расстрела были и евреи. Одним из руководителей подготовки шествия был П. Рутенберг. Свидетель событий в черте оседлости, последовавших за расстрелом демонстрации в Петербурге, Н. Бухбиндер так описывает обстановку тех дней: "В стачках (в черте оседлости – И.К.) повсеместно участвовали одни еврейские рабочие. Русские же рабочие не везде присоединялись. Те же предприятия, где работали исключительно русские рабочие, во многих местах вовсе не примыкали к стачкам. В целом ряде городов при попытках остановить заводы и фабрики русские рабочие оказывали сильное сопротивление. Так обстояло дело в Минске, Бобруйске, Пинске, Дубровне, Бердичеве, Брест-Литовске." (журнал "Красная летопись" №1, 1922.)

    Целый ряд авторов того периода указывают на то, что "именно социал-демократы Западного края, социал-демократы из Гомеля, Витебска, Вильно, Минска разъезжались по русским городам ... приносили туда и уставы своих касс и свой опыт участия в этих кассах, а затем и свой стачечный азарт, и свой конспиративный и вообще организационный опыт и вносили в мирный пропагандистский темп русской работы определённую активную струю, "агитацию", и постепенно содействовали скорейшему переходу к массовой работе в русских городах." ("Очерки по истории РКП". 1926).

    Без преувеличения можно сказать, что евреи являлись не только катализатором революционного движения, но и выступали в его авангарде. В этой связи становится логически объяснимым тот высокий процент, который приходился на долю евреев - активистов левых партий и непосредственных участников революции в России. В работе канадского историка Эрика Хаберера “Евреи и революция в России 19 в.” приведены данные о евреях, привлечённых к ответственности по политическим мотивам. Эти данные таковы: 1871 - 1873 гг. Евреи составляли менее 5% народников; 1874 - 1879 гг. - 7%; 1878 - 1879 гг. - 9%; в начале 80-х годов - 14%. В 1886 - 1889 гг. Они составляли 35 - 40% всех участников революционного движения.

    Активность евреев объясняется не какими либо особыми свойствами характера и не стремлением к завоеванию господства над русским народом, а тяжелым положением и серьёзным ущемлением их гражданских прав. Наибольшее число евреев проживало в 5 губерниях: Виленской, Одесской, Киевской, Петербургской и Варшавской. Поэтому «Журнал министерства юстиции» берёт данные именно по этим губерниям. За 3 года (1901, 1902,1903) число привлечённых к ответственности за «политические преступления» распределялось так: православных – 52,2% при доле населения в стране –73,2%, евреев – 29,1% при доле населения – 4,2%. Следует подчеркнуть в связи с этим выдающуюся активность в борьбе за гражданские права и еврейских женщин. Если среди православных их было 10,1%, то среди евреев – 129,6%. Среди участвующих в политической деятельности наиболее активны молодые и образованные группы населения. Интересно, что большая часть евреев привлекалась по статьям «о противозаконных сообществах» т.е. за участие в политических кружках и организациях. За политическую пропаганду привлекалось 29% из привлечённых, за оскорбление величества – 3%, остальные за участие в сообществах, т.е. в различных организациях. Очевидно, что евреи совершают незначительное число «противогосударственных поступков», а стремятся к работам в организациях. Как квалифицировать эти организации остаётся на совести царских чиновников.

    Все эти обстоятельства были использованы для антисемитской агитации; местные царские чиновники пытались натравить русское население на еврейских рабочих. Вот описание современника этих событий: "В Минске, Брест-Литовске, Шавлях, Ковне полиция пыталась вызвать еврейские погромы; в Бобруйске, Креславке, Горы-Горках она ограничилась лишь угрозами. В ряде городов при организациях Бунда созданы были боевые отряды с целью борьбы с полицейским террором. Они вооружены были револьверами, кинжалами и тупым оружием и мужественно боролись против превосходящих их войск и банд громил (Гомель, Лодзь, Белосток, Житомир, Бердичев)".

    Царское правительство и националистические силы в российском обществе использовали эти обстоятельства для раскола и подавления революционного движения. Появились листовки антисемитского содержания, призывающие "к вооружённому отпору ополчившейся на царя и русскую веру "жидовской смуте". Согласно данным Журнала министерства юстиции за 1891 - 93 г.г., относящимся к 5 губерниям (Виленской, Одесской, Киевской, Петербургской и Варшавской) процент евреев, привлечённых к ответственности за революционную деятельность, в 6 раз превышал процент еврейского населения, а если принять во внимание количество избежавших наказания, то это число значительно возрастёт. Велико было число еврейских женщин и молодёжи, принимавших участие в той или иной революционной деятельности. Но в глазах монархистов и антисемитов это число многократно возрастало.

    Волна погромов, прокатившаяся по южным губерниям, тоже отразилась на состоянии еврейского этноса в России. Стоит заметить, что отрицательным отношением к евреям «грешит» вся русская литература 19 века. Антисемитский настрой российского населения приводил к вспышкам насилия. Депутаты 2-й госдумы, как русские, так и евреи, обратились к правительству с требованием немедленно прекратить погромы.

     В профессиях, требующих достаточно высокого образовательного уровня (преподавание, типографское и переплётное дело, изготовление одежды, торговля), процент лиц еврейского населения в черте оседлости был высок (от 25% до 39%), а доля обвинённых в революционной деятельности среди указанных лиц доходила до 50 - 75%. Это свидетельствует о том, что с ростом культуры росла и политическая активность. Данные указывают на то, что в большинстве случаев евреи привлекались к ответственности по делам об организованной политической деятельности, а не за стихийные выступления.

    Царское правительство, военные круги, полицейские власти, руководство христианских церквей всех конфессий на территории России не осуждали ненависть к евреям среди окружающего населения, что приводило к погромам и насилию в течение многих веков. Решающая роль правительства в погромах подтверждается и тем фактом, что когда после убийства Столыпина евреем Багровым назревал погром, только решительные действия нового председателя Совета министров В. Коковцева предотвратили его. Идеология почти всех левых революционных партий (за немногим исключением, о котором сказано выше) была интернационалистической. Это не могло не привлечь широкие массы еврейского населения России.

    Интересны выводы комиссии сенатора Турау, расследовавшей еврейские погромы в Киеве в сентябре 1905 г. "Погрому предшествовали революционные манифестации, и связь между погромами и последними несомненна. ...Часть населения г. Киева, преимущественно простонародье, была возмущена революционерами, порвавшими портрет Государя Императора и пропагандирующими в народе идею республиканского образа правления. По убеждению этой части населения революционерами были преимущественно евреи. ...Администрация проявила своё полное бездействие. Она была пассивным наблюдателем всех тех ужасов, которые совершались в городе, и только спустя почти сутки с момента начала погрома, когда уже много еврейских домов было разграблено, власти стали более или менее энергично действовать против погромщиков. ...Но помимо преступного бездействия полицейской власти, свидетельскими показаниями установлено и прямое натравливание, в некоторых случаях, полицией народа на евреев."

    В 1905 г. последовала серия еврейских погромов по всему югу России. В это время, начиная с 1890 по 1917 гг., происходит массовая эмиграция в Америку. После 1905г. почти весь авангард еврейского революционного движения эмигрировал из страны. В силу исторической логики погромы были направлены не только против революционеров, но главным образом, против представителей еврейской буржуазии, которые сами были враждебны революционному движению. Т.е. действовала обычная в таких случаях логика национализма: за действия некоторых отвечают все. По мнению В. Жаботинского: "Революционный пыл еврейских социалистов будил политическое сознание остальной России, он же способствовал и затмению этого сознания." Активное участие представителей еврейского народа в последующих революционных событиях и деятельность их в советский период истории России были логическим следствием многолетнего развития революционно-освободительного движения в Черте оседлости. В этом ключ к пониманию активности представителей еврейского народа Восточной Европы в социальных движениях начала 20 в. Этим и объясняется очень высокий процент участия евреев в революционных движениях в России и последующее их участие в управлении страной в начальный период большевистской диктатуры.

    В черте оседлости наблюдается процесс вытеснения еврейских рабочих с предприятий пришлым элементом из деревень. Тем не менее, деятельность Бунда продолжалась. Всё это давало повод самодержавию к разжиганию антисемитских страстей в сознании христианских народов России.

    Следует отметить, что большинство активных революционеров-евреев принадлежали к левым партиям, не признававшим волюнтаристские методы большевиков. Очень многие из них после победы большевистской революции покинули страну или погибли в огне гражданской войны. Многие закончили свою жизнь в тяжелейших условиях сталинского ГУЛАГа.

    Волна погромов в России дала толчок широкой эмиграции евреев в США. и другие страны. К июню 1882 г. из Москвы и южных городов выехало 25 тыс. человек. Эмиграция продолжалась ускоренными темпами. В 1888 г. более 40 тыс. евреев выехали в США из Бессарабии. С 1881 г по 1890 г. из России эмигрировало 265 тыс. человек, а с1891 по 1900 гг. свыше 600 тыс. человек. С этого времени эмиграционный поток стабилизировался и составлял в среднем около 100 тыс. эмигрантов в год. Эмигрировали не только евреи. За 12 лет (1900 – 1911 гг.) выехало в США свыше 1,5 млн. человек. Наибольшее число эмигрантов было с 1901 по 1911 годы. Оно составило около 2,5 млн. человек. Так получилось, что эмигрантам Америка обязана бурным развитием науки, торговли, финансового дела и технологии.

    Сама Россия никогда не оценивала своих потерь в результате эмиграции. Но лицо еврейской общины, оставшейся в стране, существенно изменилось. Ведь эмиграция не сахар. На неё решались наиболее активные и рискованные люди. В результате эмиграции эти люди были потеряны для общины. Потребовалось время, чтобы восполнить эти потери.

    Известно, что в предреволюционный период в составе центральных комитетов наиболее популярных левых партий было много евреев. Кроме того, на местах, в различных губерниях и уездах империи, еврейские представители, если они там находились, также играли большую роль. Активно действовали депутаты-евреи и в Государственной думе. В воспоминаниях В. Г. Короленко рассказано о депутате 1-ой Государственной думы М.Я. Герценштейне. Он выступал одним из главных авторов земельной реформы. Его выступления всегда вызывали злобу защитников самодержавного строя и приветственные крики крестьянских депутатов. Во время прогулки с семьёй он был застрелен черносотенцем. Даже в отдалённых глухих селениях, пишет Короленко, знали его имя. И далее он приводит слова крестьянина: " знали, подлецы, кого убивали, даром, что он родом был еврей, а о православном народе вот как старался. "

    После Февральской революции 1917 г. значительно активизировалась деятельность еврейских партий и организаций. В апреле в Петербурге состоялась всероссийская конференция Бунда. Сионистские партии ССРП и СЕРП объединились в "Объединённую еврейскую социалистическую рабочую партию". Было создано несколько религиозных организаций, молодёжные, студенческие и даже воинские организации. Всероссийский союз евреев-воинов провёл конференцию в Киеве, на которой избрал руководство во главе с вольноопределяющимся И. Гоголем. Этот союз имел своё представительство при Временном правительстве в лице героя японской войны И. Трумпельдора. В городах Петрограде, Киеве, Одессе и др. союз евреев-воинов создал отряды самообороны.

    Под эгидой еврейских организаций в стране начали открываться десятки просветительных и общеобразовательных учреждений. Этим занимались общества "Тарбут", основанное сионистами и общество "Культур лиге", основанное идишистами. В Москве был открыт театр на иврите "Хабима". Возникли множество журналов и издательств, выпускающих литературу на русском, идиш и иврит. На русском языке выходило в 1917 г. свыше 50 периодических изданий еврейского направления. Большое число изданий выходило также на идиш и иврит.

    Общества, занимающиеся вопросами быта и здравоохранения, открыли больницы, клиники, санатории, летние лагеря, детские сады и ясли. Спортивное общество "Макаби" насчитывало 125 спортклубов. Жизнь еврейской общины страны активизировалась. Дело шло к осуществлению вековой мечты еврейского народа - национально-культурной автономии. Однако, обострившиеся противоречия между сионистами и идишистами не позволили осуществить идею Всероссийского еврейского съезда. Была созвана лишь конференция, на которой всё же была утверждена повестка дня всероссийского съезда и назначена дата его созыва - декабрь 1917 г. Но к этому времени произошло событие на 73 года изменившее ход мировой истории. Большевики взяли власть в стране.

    Наблюдалась активность евреев и в общероссийских политических партиях. В период нахождения у власти Временного правительства евреи заняли в нём если не ведущие, то довольно видные посты: товарищами министров стали - член партии кадетов С. Лурье, меньшевики С. Шварц и А. Гинзбург-Наумов и эсер П. Рутенберг. В Петроградском совете активно работали Ф. Дан, М. Либер, О. Мартов, Р. Абрамович, Л. Троцкий. Первым зам. председателя Московского совета стал меньшевик Г. Кипен. Весьма активно проявили себя евреи как в местных советах, особенно в бывшей черте оседлости, так и в центральных органах первых советов. На 1-ом съезде Советов председателем ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) был избран А. Гоц. На пост Председателя всероссийского совета профсоюзов также был избран М. Гриневич. В городских органах самоуправления было много евреев. Член партии эсеров О. Минор возглавил городскую думу в Москве, член Бунда А. Вайнштейн - в Минске, член РСДРП И. Полонский - в Екатеринославе, член Бунда Д. Чертков - в Саратове, Г. Шрейдер - в Петрограде, в Киеве товарищем городского головы был А. Гинзбург. Эти факты наглядно опровергают тезис антисемитов о том, что евреи во время революции насильно захватили власть. Как видим, и в условиях буржуазной демократии народ оказывал доверия еврейским представителям, ставя их на руководящие посты.

    В этот краткий период демократии в России евреи активно участвовали в работе демократических институтов страны, способствуя их становлению. В работе Государственного совещания в Москве принимали участие Н. Фридман, Г. Слиозберг, М. Либер, Р. Абрамович, О. Грузенберг. В разработке положения о выборах в Учредительное собрание активное участие принимали Л. Брамсон и М. Вишняк. В само Учредительное собрание было избрано по единому национальному (еврейскому) списку 7 депутатов, 6 из которых были сионистами. Секретарём Учредительного собрания, которому предназначалась роль выработки демократического пути развития России, был избран М. Вишняк. Но, как известно, большевики грубо сорвали его работу.

    Активно участвовали евреи и в набиравшем силу движении большевиков. Использовав народное недовольство всё ухудшающимся экономическим положением в стране, сравнительно малочисленная в начале революции фракция РСДРП быстро набирала силу. Этому способствовало то обстоятельство, что во главе партии встали два гениальных вождя, не стеснённых рамками морали и обладавших значительной харизмой - В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий. Им удалось сплотить вокруг себя группу единомышленников, способных неуклонно проводить с риском для себя намеченную ими политику.

    Общеизвестна активная деятельность Троцкого во время Октябрьской революции. Известный деятель революции меньшевик Суханов так писал о деятельности Троцкого в решающие моменты революции: «Отрываясь от работы в революционном штабе (Петроградском Совете – И.К.), он летел с Обуховского на Трубочный, с Путиловского на Балтийский из манежа в казармы, и, казалось, говорил одновременно во всех местах. Его лично знал и слышал каждый петербургский рабочий и солдат. Его влияние в массах и в штабе было подавляющим.» Именно ему обязана советская власть своей победой над крупными профессиональными армиями интервентов и белогвардейцев. Близко к революционному руководству стояли также Свердлов, Каменев, Зиновьев.

    Очень важно указать на то, что многие высокие посты евреи получили в результате выборов. Троцкий был избран Председателем Петроградского Совета ещё до революции первый раз в 1905 г., затем, после ареста и ссылки, - в 1917г. Также Зам председателя Московского Совета был избран еврей Г. Кипен. Председателем первого Совета Солдатских депутатов был Кунтиш. На 2-ой Всероссийский Съезд Советов также оказалось избранными много депутатов евреев, либеральная часть которых отказалась поддерживать большевистский переворот и покинула съезд. Некоторая часть его поддержала и осталась. Более 30 человек были избраны на съезде в Центральный исполнительный комитет.

    В секретариате московского комитета РСДРП/б/, а впоследствии ВКП/б/, в разное время работали на выборных должностях: Р. Землячка (1917 г.), В. Загорский (1918-19 г.г.), И. Зеленский (1919-20 г.г.), И. Пятницкий (1920 г.), Л. Каганович (1930-35 г.г.). Председателем Моссовета в 1918-26 г.г. был Л. Каменев. В различных местных органах власти после установления большевистской диктатуры можно найти большое количество евреев. В их числе Председатели рабочих советов в городах Ярославле, Царицыне, Казани, Пензе, Оренбурге, Киеве, Сызрани, Белой Церкви а также в Донецкой области и в Крыму. Очень широко были представлены евреи в первые годы советской власти на ведущих должностях различных наркоматов и, особенно, в наркомате по делам армии, наркоматах иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, народного просвещения. Значительное количество евреев выступало в роли представителей центральной власти на местах. Они назывались комиссарами. Первым большевистским комиссаром Кремля был Е. Ярославский.

    Как правило, евреи, участники революции, выделялись своей образованностью. Они верили в идеалы революции, и многие отдали жизни за них. Многие прошли через эмиграцию, где учились в университетах стран Европы или общались с выдающимися людьми передовых взглядов. Почти все они были знакомы с учением Маркса и другими современными экономическими теориями, следили за революционной прессой и сами активно публиковались, владели одним или несколькими иностранными языками. Лозунги революции: Равенство, Братство, Свобода отвечали их чаяниям. В большевиках им импонировали сочетание передовых по тому времени освободительных идей с решительностью и бескомпромиссностью их позиции, готовность переходить немедленно к активным действиям. С другой стороны, им не нравились тактические уловки руководства большевиков, его заигрывание с чернью. Это определило то обстоятельство, что большое число политических и культурных деятелей евреев, даже веривших в конечные цели этой партии, не сразу перешли к большевикам, а некоторые видные революционные деятели вовсе отошли от них.

    Погромы белых армий и различных анархистских банд приобрели широкий масштаб. Но большевики решительно высказались против антисемитизма. В тот момент это могло иметь решающее значение для людей, на себе испытавших издевательства разнузданных толп погромщиков, которым сочувствовали и поддерживали общественные слои, поддерживающие старый режим. Среди участников революционных партий принято было не называться настоящей фамилией, а использовать кличку. Это привело к тому, что многие революционные деятели - евреи известны в истории под русскими фамилиями. Псевдонимы играли двоякую роль. С одной стороны содействовали конспирации, с другой спасали от почти повсеместно распространённого антисемитизма. Кроме того, в первые годы революции, когда её участники считали, что до всемирного братства народов рукой подать, над вопросами национальности часто даже не задумывались.

    Подавляющее большинство евреев - деятелей революции считали себя борцами за свободу всех граждан России, да и не только её, но и всего мира. Сторонники белого движения относили большевистскую революцию к «жидовским переворотам». В Южной России и на Украине во время гражданской войны было истреблено или ранено казаками, гайдамаками и добровольческими войсками за период с 1918 по 1921 годы более 200.000 евреев и учинено 1520 погромов. Были отдельные случаи участия в погромах и красных частей, но они, как правило, пресекались командованием. Это действовало на молодых евреев лучше всякой агитации. Они прекрасно сознавали, что победа белых означает для них не только возвращение старых порядков с их бесправием, но и физическое уничтожение, т.е. окончательное решение по российски.

    Наибольшую активность в погромной деятельности проявили украинские нацисты. Ярким примером деятельности украинских националистов являлся погром, учинённый в г. Проскурове (ныне Хмельницкий) Запорожской бригадой совместно с Третьим гайдамацким полком петлюровской армии 19 февраля 1918 г. В городе были отмечены случаи революционной агитации среди молодёжи, в которой принимали участие и евреи. В субботу казачье войско было введено в еврейские кварталы. По приказу атамана Семесенко отряд казаков в 300 - 400 человек строем вошёл в еврейское предместье. По свистку в воздух взвились клинки. Главный командир одним махом отсёк голову случайному прохожему. Это было сигналом. Казаки врывались в дома и вырезали всех поголовно, истязали детей на глазах родителей, насиловали женщин. Кровавая “работа” шла шесть дней.

    Вот свидетельство очевидца. “Рано утром я вышел из дому. Я пошёл по направлению к базарной площади и наткнулся на труп. Несколько поодаль стены лежали убитые две девушки, празднично одетые и завёрнутые в шали, словно они заснули. Это дети Блехмана. Семеро детей у него было. Старшей дочери 17 лет. Гайдамаки подняли их на штыки и из разбитого окна выбросили на улицу. Были дома, где находили 20 - 30 трупов: люди боялись оставаться у себя, собирались у соседей, и убийцы вырезали их всех разом. Не щадили ни пола ни возраста. Вообще среди убитых преобладают дети. Детей и женщин среди жертв насчитывается до 70 процентов.” Были помощники среди местного населения. Лично участвовал в резне некто доктор Скорник, который после погрома препятствовал использованию лекарств для раненых. На седьмой день в воскресенье трупы велено было грузить на подводы и сваливать в общие ямы. Всю похоронную команду тоже убили и побросали туда. После погрома местные крестьяне вывозили “добро” на подводах, а воины Директории покинули город под оркестр. Всего по официальным данным во время погрома было убито 1650 евреев, но некоторые источники оценивают число жертв в 5 тысяч. Жестокие погромы происходили и в других местах Украины, Белоруссии и России.

    Более 900 евреев были убиты во время погрома в городе Фельштине. Около 500 в городе Тростянце. Прекращение погромов на Украине наступило лишь с приходом Красной Армии. Насилия и убийства евреев происходили и во время вторжения на Украину войск генерала Деникина. Спорадические погромы продолжались на Украине до 1925 года. Отдельные погромы происходили в Бесарабии и на Буковине, которые прекратились лишь в 1928 году по требованию США. Участвовали в погромах на территории Белоруссии и польские войска (прибывшая из Франции армия Геллера). В Белоруссии садистские погромы устраивали банды братьев Булак-Булаховичей. Небольшие отряды еврейской самообороны не могли противостоять погромщикам.

    Части Красной Армии за исключением случаев бандитизма не допускали еврейских погромов. Наиболее активные евреи присоединялись к ним. Революция отменила национальные ограничения, и еврейская молодёжь хлынула в города, стремясь овладеть городскими профессиями. Она не была связана с землёй, как были связаны люди других национальностей. Владение землёй в черте оседлости запрещалось евреям России. Им разрешалось приобретать землю лишь в некоторых отдалённых областях империи. Естественно, что это не пользовалось популярностью у евреев, живших общинами и опасающихся поселения в отдалённых частях страны. Уже за первые десятилетия советской власти резко изменился социальный состав евреев. Заметно увеличилась прослойка городских жителей. Значительно выросло число евреев, проживающих в столицах и крупных городах. Через некоторое время появляются евреи в руководстве промышленности и среди деятелей культуры. Возросла и политическая активность евреев. Это существенно изменило характер всего еврейского этноса.


(продолжение следует)

    
___Реклама___