Антисемитизм под рубрикой киноведения

Антисемитские выступления в интернете, в прессе, в жизни

Moderator: Mapk

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Антисемитизм под рубрикой киноведения

Post by Архивариус »

Даниил Голубев


Антисемитизм под рубрикой киноведения


На экраны вышел фильм голливудского режиссёра обладателя «Оскара» Эдварда Цвика «Defiance» («Вызов»). Журналист Олег Сулькин, посвятил этому фильму свою статью под названием «Приключения партизана Каца» («НРС», 18 января).
Почему «Каца»? В фильме нет действующего лица с такой фамилией, а прототипами главных героев фильма являются братья Бельские, которые именно так в фильме и поименованы. Сулькин это прекрасно знает, в его статье говорится: «Тувья Бельский (старший из братьев) — реальная историческая фигура, и о нем написана книга, которая легла в основу сценария фильма. В его отряде воевали 350 бойцов. В Налибокской пуще Бельский организовал так называемый семейный лагерь, где в течение двух с половиной лет жили выведенные им из гетто Новогрудка Гродненской области мирные жители, числом более тысячи».». Тем не менее, автор выносит в заголовок своей статьи фамилию «Кац». Почему? Точнее: зачем? Об этом – ниже, а пока – необходимые дополнения.
В 2003 году увидела свет книга нью-йоркского журналиста Питера Даффи под названием «The Bielski Brothers» («Братья Бельские»). Книге дан подзаголовок: «Правдивая история трех человек, которые победили нацистов, спасли 1200 евреев и построили деревню в лесу». В официальной истории партизанского движения в Белоруссии в годы второй мировой войны ни слова не говорится о трех братьях Бельских, которые не только внесли существенный вклад в борьбу с немецкими захватчиками, но и спасли свыше тысячи обреченных на смерть.
Книга Питера Даффи – не единственное издание, посвященное братьям Бельским. Несколькими годами раньше профессор сoциологии Коннектикутского университета Нехама Тек опубликовала книгу «Defiance. The Bielski Partisans» («Вызов. Партизаны братья Бельские». И если книга Даффи в основном базируется на документальных данных, то книга Нехамы Тек – на воспоминаниях членов этого отряда и родственников Бельских. Обе книги взаимно дополняют друг друга и воскрешают малоизвестную историю героического сопротивления евреев в годы второй мировой войны.
Таковы фактические данные, положенные в основу сценария фильма. Тувью Бельского играет «новый Джеймс Бонд» – голливудский актёр Даниел Крейг.
Фильм Сулькину не понравился. По его словам, «фильм сделан в комиксном варианте по трафаретным канонам голливудского военно-героического боевика. И не затронь он еврейскую тему, проскочил бы незамеченным в веренице ему подобных «блокбастеров на неделю».
Похоже, что, если бы не еврейская тема, проскочил бы этот фильм незамеченным и для самого Сулькина. Но история о том, что отважным белорусским партизаном был еврей, и то, что этот факт стал объектом внимания Голливуда, почему-то явно задела кинокритика и определила странное название его статьи.
Откуда взялась фамилии «Кац»? Содержание статьи Сулькина не оставляет никаких сомнений, что слово это использовано как нарицательное для обозначения этнической принадлежности героев фильма. Именно так было в приснопамятной статье советского журналиста Василия Ардаматского «Пиня из Жмеринки», опубликованной в журнале «Крокодил» 20 марта 1953 года во время «дела врачей
Теперь обратимся к первому слову названия статьи: «Приключение...». Что же такое приключилось в фильме «Defiance»? Сулькин говорит, что Тувья Бельский– это «славный еврейский партизан, не уступающий в удали и мужестве британскому супершпиону. Он героический не только потому, что мочит фрицев направо-налево и выводит, как Моисей, евреев из гетто на свободу, но и потому, что в тоненькой кожаной курточке, без головного убора, бегает по пущам в самые лютые морозы. Бонд, он и в Белоруссии Бонд».
Такой пересказ фильма иначе как издевательским не назовёшь, не говоря уже о тональности и лексиконе. Чего стоит употреблённый кинокритиком скандально знаменитый оборот из современного российского имперского «новояза» - «мочить кого-то и в чём-то» в сочетании с исторически архаичным объектом –«фрицев». Даже согласившись с тем, что некоторые сцены в фильме «Приключение...». Что же такое приключилось в фильме «Defiance» не лишены налёта голливудских военно-героических боевиков, язык не поворачивается назвать представленные на экране события «приключениями...». Но я не собираюсь спорить с Олегом Сулькиным по поводу его оценки фильма, хотя бы потому, что этой оценке он уделяет всего несколько абзацев из своей достаточно обширной статьи. Его явно тревожит другое: «новый Бонд» - еврей.
«Почему партизаны-евреи? – спрашивает Сулькин. - И были ли такие?» - И сам отвечает: «Да, были. В Белоруссии, согласно авторитетным источникам, с немцами воевали 370 тысяч партизан, из которых примерно пять тысяч были евреи». Последняя цифра явно занижена, но дело не в этом. Кинокритик недоумевает, почему из всей советской партизанской массы надо было выделять именно евреев-партизан и о них делать фильм. «Тут интерес Голливуда, безусловно, специфический, национально-этнически окрашенный» - утверждает он.
Не могу не заметить, что именно национально-этническое выделение евреев было главной причиной нападок Хрущёва на Евгения Евтушенко за стихотворение «Бабий Яр». «За что критикуется это стихотворение? - кричал Хрущёв на встрече с деятелями литературы и искусства в декабре 1962 года. – За то, что в нём дело изображено так, что жертвами фашистских злодеяний было только еврейское население... У нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывают его, поют с чужого голоса".
И вот теперь, по мнению Сулькина, «с чужого голоса» запел Голливуд, изображая на экране, что только евреи были героями партизанской войны в Белоруссии в годы второй мировой войны. Любое выделение евреев из массы других народов, по любому показателю – будь то число жертв, а уж тем более героев – невыносимо для антисемитов.
А ведь это выделение неслучайно.. Евреи составляли подавляющее число жертв в «Бабьем Яру», и поэт Евтушенко имел все основания именно им посвятить своё стихотворение. Также и с историей братьев Бельских. Сулькин «не заметил», что и в книгах о них, и в фильме «Defiance» главное не то, что Бельские были самыми храбрыми среди белорусских партизан, а то, что они организовали еврейское сопротивление фашистам, целью которого стало спасение каждой еврейской жизни. Именно в этом состояла специфичность их подвига, названная кинокритиком «приключеними выдуманного «Джеймса Бонда», а интерес Голливуда к этой теме «специфически национально-этнически окрашенным».
Нелишне сказать, что Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в своём выступлении 20 октября 2008 года. в мемориальном комплексе "Яма" в рамках мероприятий памяти Минского гетто эту специфично отметил. Он сказал: «Особую страницу в историю нашей общенародной борьбы вписали еврейские партизанские бригады и отряды. Славой овеяны имена их командиров – Шимона Зорина, братьев Бельских, Израиля Лапидуса, других героев антифашистского Сопротивления. Подчеркну, что в оккупированной Восточной Европе национальные еврейские отряды существовали только на территории Беларуси.
Сулькин в своей статье касается ещё одной весьма непростой темы, затронутой в фильме. Он пишет: «Среднего брата Бельского, воюющего в регулярном белорусском партизанском отряде, все время обижают на национальной почве, налицо откровенные и грубые проявления антисемитизма, причем у начальствующего состава отряда..» Здесь опять-таки неполное и явно тенденциозное изложение событий фильма, хотя, как говорится, «нет дыма без огня». Но главное не в этом. «Поощрялся ли антисемитизм советским начальством? - спрашивает кинокритик. Являлся ли он частью официального курса в годы войны? Факты это не подтверждают».
Какие же факты имеет в виду автор? Он приводит статистически данные о том, что «два еврея командовали партизанскими бригадами, четверо являлись комиссарами партизанских бригад, семеро — начальниками их штабов и т.д., и т..п.. Нет оснований оспаривать эти сведения, но... как писала Маргарита Алигер:
«нас сотни тысяч, жизни не жалея, прошли в боях, достойные легенд,
затем, чтоб слышать: «Это кто? Евреи – они в тылу сражались за Ташкент!»
На вопрос «являлся ли антисемитизм частью официального курса в годы войны?» со всей определённостью можно ответить: «Да, являлся!» В ноябре 1942 года Сталин приказал начальнику Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования Пантелеймону Пономаренко не принимать в партизансие отряды евреев, бежавших от немцев. Приказ, естественно, выполнялся. Об этом подробно написано в книге Давида Мельцера «Жёлтые звёзды на Белой Руси», опубликованной в Нью-Йорке в прошлом году. Совершенно очевидно, что «семейный» отряд Бельских со своей программой «спасти хотя бы одну еврейскую жизнь важнее, чем убить врага» не был, да и не мог быть органической частью советского партизанского движения. Таковы, увы, реалии тех военных лет, и они «уживались» с тем, что отдельные евреи были и командирами некоторых отрядов, и начальниками их штабов, и комиссарами.
Кстати, манера отвечать на обвинения в антисемитизме с помощью статистики – это чисто советский пропагандистский приём. «О каком антисемитизме в СССР может идти речь? Посмотрите, сколько у нас евреев-академиков, лауреатов, народных артистов, шахматных чемпионов – намного больше, чем процент евреев от общего числа населения. Как это может сочетаться с антисемитизмом?» - отвечали западным корреспондентам и общественным деятелям все советские лидеры, вплоть до Горбачёва: И ведь правда – и академиков, и чемпионов, и даже студентов в СССР было больше, чем процент евреев в стране, но с антисемитизмом – и государственным, и бытовым – это вполне сочеталось. Да ещё как!
Но вот следующий пассаж Сулькина превосходит все советские эталоны. Прошу прощения за длинную цитату, но не решаюсь пересказывать этот «перл» своими словами:
«Когда главы голливудских кино-студий купили недавно страницу рекламы в «Лос-Анджелес таймс», призывая открытым письмом гильдию актеров урегулировать спор, не прибегая к забастовке, его подписали восемь персон. Итак: президент News Corp. Питер Чернин (еврей), глава Paramount Pictures Брэд Грей (еврей), глава Walt Disney Co. Роберт Айгер (еврей) (перечислены 8 фамилий и 8 раз повторено слово «еврей»). Если сюда добавить евреев братьев Вайнстин (основатели студии Miramax), этой группе по силам не только остановить все кинопроизводство в стране, но и сформировать миньян который может залить водой «Фиджи» целую микву. Для полноты картины стоит упомянуть, что письмо было адресовано президенту актерской гильдии Алану Розенбергу (еврею), а оспорил его содержание на одном популярном веб-сайте ведущий голливудский агент-пиарщик Ари Эмануэль (еврей)».
Ну а теперь попробуем разобраться. Первое, что приходит на ум: какое отношение имеет письмо глав кино-студий Голливуда Америки 2008 года к братьям Бельским, спасавших людей от нацистов в лесах Белоруссии в начале 40-х годов ХХ века? Ответ только один: и те, и те – евреи! И чтобы не было никаких сомнений по этому поводу, каждый, подписавший это письмо, а также тот, кому оно адресовано, чётко идентфицирован как еврей.
Надо заметить, что советская пропаганда даже в период самых оголтелых антисемитских компаний никогда не прибегала к такой дотошной индивидуальной маркировке по национальной принадлежности. Слово «еврей» вслух произносилось относительно редко и в основном только в форме прилагательных (например, «еврейский буржуазный национализм»), но такого, чтобы каждую фамилию сопровождать обозначением национальности («Вовси – еврей, Коган, - еврей, Фельдман – еврей»...) даже во время «дела врачей-отравителей» в официальных средствах массовой информации не было. Еврейские фамилии нарочито перемежались с русскими (Виноградов, Егоров...). Слово еврей заменялось эвфемизмами: космополит, сионист, антипатриот и т.д. Всем было понятно, о ком речь, но некое приличие соблюдалось... В статье Сулькина этого нет, и каждый индивид чётко и настойчиво обозначен. Слова «еврей», «еврейский» повторяется в статье Сулькина 20 (!) раз.
Ну это, так сказать, по форме и по количеству, а тепеь по существу: зачем собран воедино и перечислен синклит именитых современных евреев в статье о фильме, посвящённом партизанскому движению в Белоруссии 60 с лишним лет назад? Об этом прямо сказано: «Чикагский еврей Цвик снял фильм по заказу голливудских магнатов-евреев, которым нравится, когда героизируют их соплеменников, показывают их в сугубо выигрышном свете. В таких лентах, как «Список Шиндлера» и «Пианист», евреям уготована миссия пассивных страдальцев, а сейчас важно преподносить их как храбрых потомков маккавеев, огнем и мечом сражающихся со злом. Эта героизация помогает перетягивать симпатии мирового общественного мнения на сторону Израиля, ведущего жестокую войну с палестинцами... Да, мы евреи, да, мы контролируем Голливуд...и мы делаем то, что хотим!» Это тоже цитата, и я опять извиняюсь, что длинная.
Итак, налицо сионистский заговор Голливуда на «кино-уровне». А чтобы придать этому заговору наиболее зловещий характер, он уподоблен миньяну, чтобы произнесённая молитва, считалась молитвой всей общины, и всем участникам моления при этом «очиститься» в микве, наполненной дорогой минеральной водой, которую подают на на пресс-конференциях в Голливуде. Такая вот картина нарисована...
Надо добавить, что все наиболее важные элементы этого заговора Сулькин описывает не от своего имени, а цитируя других авторов, как их мнение. Автором наиболее взрывной публикации по этому поводу в «Лос-Анджелес таймс», является Джоэл Стайн - тоже «гордый сын Сиона», то есть попросту – еврей. Это чисто солженицинский приём – вся эпопея «200 лет вместе» соткана из цитат еврейских авторов (часто перевранных или оборванных) для придания тексту достоверности и объективности. Приём этот реализован в статье «Приключения партизана Каца», при чтении которой совершенно невозможно разобрать, где Сулькин, где Стайн, где «ехидный выпад, кажется, одной из английских газет», а вот картина зловещего ритуального сговора голливудских евреев путём постановки тенденциозных кинофильмов, чтобы выгородить Израиль, истребляющих палестинцев, совершенно очевиден.
Что можно сказать по поводу всей этой версии? Она совершенно бредовая от начала и до конца. Достаточно заметить, что подавляющее большинство именитых голливудских евреев – левые либералы, стоящие на пропалестинских позициях, так что их коллективная молитва во славу израильских ударов по Газе также вероятна, как помощь товарища Пантелеймона Пономаренко Тувье Бельскому в деле спасения еврейских жизней как главной задаче белорусского партизанского дижения. Но придание этой версии гласности в свете того тотального антисемитизма, которым сегодня полон мир, совсем небезвредно.
Статья Сулькина кончается словами: «В общем, пламенный привет от Спилберга!» Неясно, кому адресован этот привет и от какого Спилберга: того, кто поставил «Список Шиндлера», или того, кто поставил «Мюнхен»? Впрочем и Сулькиных – тоже два: один написал «Еврейские музы не молчат», а другой – «Приключения партизана Каца». И всё – в одной газете с интервалом в одну неделю.
Поистине пути современного киноведения неисповедимы!
Post Reply