Информация и Сознание

Научные идеи, поиски, открытия

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Boris Kollender
участник форума
Posts: 3
Joined: Wed Jan 21, 2009 4:42 pm

Информация и Сознание

Post by Boris Kollender »

Борис Коллендер

ИНФОРМАЦИЯ И СОЗНАНИЕ

«Сначала мы не понимаем,
затем привыкаем».
Лев Ландау
ЧАСТЬ 1. ИНФОРМАЦИЯ – КАК НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ИНФОРМАЦИЯ КАК ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Начнём с простенького примера. Луна, космический спутник Земли. В полнолуние мы видим желтый круглый диск Луны, т.е. получаем информацию, что Луна круглая и желтая. Форма круга образована материальным веществом Луны, и в этом материальность и объективность этого физического свойства Луны – её формы. Вместе с тем, окружность как некая гладкая, замкнутая кривая линия (множество точек равноудалённых от центра) – содержание этой информации, которое по своей сущности – безтелесно, нематериально, т.к. не обладает никакими физическими параметрами типа массы, энергии и т.п. Содержание информации, или просто информация, – самостоятельное явление. Именно это содержание-информацию приносит нам отражённый лунный свет, отделяя его от материальной Луны. И, разумеется, окружность как содержательная суть данной информации, может быть передана и другими материальными средствами
Другой пример. Луна обладает физическим свойством – массой, которая существует, потому что существует материальный объект Луна. Величина массы (её качество и количество) влияет, как известно, на океанские приливы и отливы на Земле, отделяясь от своего источника в виде информации и передаваясь через гравитационное поле.
Ко всему представленному отметим, что информация, её форма и содержание, существуют объективно, как и сам материальный объект. Круг Луны, как и её масса, существуют независимо от того, находиться Луна под наблюдением или нет.
Всемирная материя организована в разные материальные объекты, обладающие структурой, формой, размерами, массой, энергией и другими материальными, физическими параметрами. Скажем: звёзды,планеты, земля, скалы, камни, жидкости, молекулы, атомы, микрочастицы и т.д. Можно сказать так: материя существует в форме организации различных объектов и их частей, а также отношений между ними. Это всё и является источником природной информации.
Можно сказать и чуть по-другому. Информация существует потому, что наш мир некоторым образом организован, упорядочен, а не представляет собой хаос, неподдающейся описанию. Отсутствие хоть какой-то организации не позволяет, и выражать что-либо. И, напротив, чем больше организация какого-либо объекта, тем большую информацию он в себе содержит. Такой подход к пониманию информации находит подтверждение в математической Теории Информации, согласно которой физическое понятие энтропии, как меры беспорядка, является мерой противоположной информации. Чем больше энтропия, тем меньше информация, и наоборот: информация возрастает, когда убывает энтропия и повышается организация.
Информация – это как бы сама «чистая организация», отстранённая от своего материального носителя, без которого физически она, конечно, не существовала бы. Включая, разумеется, любую его организацию, как в целом, так и по самым мелким частностям, свойства этой организации, т.е. характеристики в целом и по деталям.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕ МОГУТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ИХ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, Т.Е. ИНФОРМАЦИИ.
Следующий момент в понимании явления природной информации заключается в том, что материальные объекты, так или иначе, вступают во взаимодействие друг с другом. Взаимодействие материальных объектов обеспечивается энергией, а ход взаимодействия, процесс его протекания, определяется свойствами участников процесса. Изменения параметров материальных объектов вследствии взаимодействия адекватны свойствам их участников. При определённых условиях происходит отражение организации одного объекта в другом. При этом материальный объект, являющийся источником информации, не должен существенно изменяться во время взаимодействия, иначе отразиться не его первоначальная организация, а нечто другое, которое, впрочем, тоже может быть некой характеристикой. Материальный объект, принявший информацию, должен в своих изменениях адекватно отразить передаваемую организацию. Такой объект оказывается носителем информации от первого объекта. Таким образом, передача информации происходит не при любых взаимодействиях, а лишь тогда, когда материальные объекты и сам процесс взаимодействия обладают соответствующими характеристиками. Рассмотренный процесс отражения дал повод для следующего известного определения информации: Информация – есть отражение одного материального объекта в другом.
Свойства материальных объектов, по определению, даваемому физиками, есть проявления при взаимодействиях. Свойства – неотъемлемые атрибуты объекта и естественно остаются при нём, а информация, представляющие эти свойства и отраженные в носителе информации, удаляются от своего источника. Природная информация – самостоятельное явление; она может отделяться от своего источника. Более того, информация может быть и в то время, когда её источник прекратит своё существование. Например, свет от погасшей звезды.
Природная информация объективна, она не зависит от того, воспринимается кем-то или нет. Распространение информации в пространстве и времени определяется свойствами носителя информации.
Таким образом, свойства материального объекта дуальны – они материальны, потому что являются атрибутами материальных объектов, обеспечивающих их взаимодействие, и нематериальны, так как содержат информации о самом себе.
Из всего сказаного можно сделать следующие заключения:

1. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ – ЭТО ИНФОРМАЦИЯ.
2. ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАЁТСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
3. ИНФОРМАЦИЯ, ПО ОБЩЕЙ ИДЕЕ, ЕСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ СУЩЕСТВОВАТЬ В ОПРЕДЕЛЁННОМ ВИДЕ.
4. МИР ДУАЛЕН. ОН ОДНОВРЕМЕННО МАТЕРИАЛЕН И НЕМАТЕРИАЛЕН. ЕГО МАТЕРИАЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО МАТЕРИАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИИ. ЕГО НЕМАТЕРИАЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ОН ИНФОРМАТИВЕН.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Информация обладает формой и содержанием.
Форма – это способ материального существования информации. Форма определяется, в первую очередь, физической природой носителя информации. Свет, электричество, воздух, вещественные предметы и т.д. Далее, форма определяется характером изменений свойств носителя информации и, наконец, способом кодирования информации.
Природная информация имеет так называемую аналоговую форму, при которой источник информации вызывает в носителе информации изменения параметров аналогичные по характеру информации источника. Свет, отраженный от поверхности освещённого объекта, модулируется по яркости и спектру в точном соответствие с рельефом этого объекта. Колебания воздуха, переносящего звуковую информацию, повторяют закономерность упругих колебаний твердой поверхности объекта. Зрение и слух человека непосредственно воспринимают аналоговую информацию, которая затем преобразуется в форму, приспособленную для передачи по нервной системе в мозг, где приобретает форму удобную для обработки и запоминания информации.
Содержание – это нематериальное явление, «чистая» информация, не имеющая физических параметров типа массы, энергии, физических размеров и т.п.
Рассмотрим, например, световую информацию. Скажем, любой предмет, камень или планета, освещенные солнцем, модулирует отраженные лучи по яркости и цветовому спектру своей формой и характером поверхности. Т.е. своими поверхностными свойствами или информацией о поверхности предмета. Информация, но уже не свойства, содержащаяся в отражённом свете, поступает в глаза смотрящего, человека или животного, преобразуется в нервные импульсы и по нервам поступает в мозг, где, возможно, тоже преобразуется по форме, удобной для обработки в мозгу. Таким образом, одно и то же содержание информации – вид объекта – переходит при передаче из одной формы в другую.
Природную информацию человек воспринимает посредством своих органов чувств. Как определяла прежняя материалистическая философия: “материальный мир дан нам в ощущениях”. Основатель кибернетики Норберт Винер определил такую информацию как «обозначение содержания, полученного от внешнего мира, в процессе приспособления к нему человека».
С развитием науки природная информация стала доступна не только непосредственным ощущениям – научно-технические приборы раздвинули диапазоны получаемой природной информации. Например, радиоактивные излучения, недоступные обычному ощущению, стали дополнительным носителем природной информации, сущность которой от этого, впрочем, не изменилась. С проникновением в микромир информация о природе нашего мира существенно увеличилась. Двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц принесла новый вид информации. Однако повторим, сущность природной информации не изменилась – она нематериальна и представляет собой реальный материальный мир.
Мир дан в информации, а информация – это атрибут мира определять себя. Прежнее философское определение материи может быть преобразовано в такое: «Материя – это объективная реальность данная нам в информации».

ИНФОРМАЦИЯ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ
Материальный мир, изменяясь и развиваясь, принимает все более сложные организационные формы. Развитие, я понимаю, как процесс направленного изменения материи, приводящего к её более сложным качественным формам. Это происходит по совокупности причин. Прежде всего, потому, что движение – фундаментальное свойство материи. Всё движется, всё изменяется. Движение обеспечивается всемирной энергией, являющейся, по сути, первоосновой всего сущего. В процессе этого движения, в соответствие со свойствами материальных объектов и конкретных условий их взаимодействия, закономерно и в то же время случайно могут образоваться новые объекты. Например, не вдаваясь в историю образования планет, можно уверено утверждать, что их шарообразность закономерно связана с вращением и действием центростремительных сил в момент образования. А вот число планет, скажем в солнечной системе, величина случайная – планет, в принципе, могло быть и меньше, и больше, чем есть сейчас - никакими законами это не обусловлено. Следующий момент заключается в том, что вновь образуемые объекты могут быть устойчивыми или неустойчивыми образованиями. Поэтому далеко не всякое новое образование остаётся существовать в условиях постоянного движения и изменения материи. Если его свойства оптимально приспособлены под конкретные условия, то это обеспечивает ему и определённое закономерное существование. И, напротив, подавляющее большинство взаимодействий не заканчиваются образованием чего-то нового. Например, случайное появление в солнечной системе планеты на орбите Земли, способствовало (возможно, наряду с рядом других условий) появлению соответствующих климатических и иных условий, закономерно вызвавших появление жизни на Земле. В то же время возникновение условий, способствующих жизни, вследствие великого разнообразия материи крайне маловероятно. Принцип приспособления и выживания в условиях противоборствующих сил, лежащий в основе дарвинизма, представляется мне всеобщим правилом существования материальных объектов.
Возвращаясь к теме информации, отметим, что образование более сложных организационных форм вызывает рост и количества, и качества информации. Более того, развиваются иные способы её существования и передачи. Основа биологической жизни – органическая клетка передаёт информацию о себе не через другой по природе носитель информации, а через свой собственный рост и деление. Здесь живая природа не стала рассчитывать на чужеродные носители информации, а, повторяя свою структуру, обеспечила полную передачу необходимую ей для жизни информацию. Биологическая передача информации демонстрируют совпадение содержания и формы информации. В неорганической природе таким свойством обладает, например, информация запахов. Внутри живых организмов информация передаётся гормонами и другими химико-биологическими агентами.
Особое место в жизни организмов занимает передача информации для воспроизводства организмов. Природа прибегла к дополнительным переносчикам информации в виде семян или яиц. Однако какому бы препарированию их не подвергнуть, невозможно обнаружить в них уменьшенные копии, гомункулы, будущих организмов. Информация о них оказывается, запрятана в структуре нуклеиновых кислот. Более того, она не просто запрятана, а содержится в виде ПРОГРАММЫ развития эмбриона и затем живого организма, растущего при соответствующем питании и подходящих внешних условиях. Оказывается, природная информация может передаваться не только аналоговым способом, как это было в вышеизложенных примерах, но и иным образом – в виде программы развития. Форма программы – гены, расположенные в двойной спирали дезоксирибонуклеиновой кислоты, а содержание – программа развития плода.
Следующая ступень передачи информации возникает с жизнью живых организмов. Их существенной особенностью является создание органов, воспринимающих информацию. Простейшие одноклеточные организмы грубо реагируют на температуру, давления и другие простые изменения параметров окружающей среды. Однако с ростом сложности организмов, возникают специализированные органы восприятия информации, нервная система и централизованный орган или органы обработки информации – мозги. Информация, воспринимаемая органами чувств организма приобретает форму, удобную для передачи по нервной внутренней системе к мозгу. Там, очевидно, информация приобретает также иную форму, удобную для обработки и мозг запоминает и выдаёт решение в виде новой информации, управляющей реакцией организма.
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И РЕАКЦИЯ НА НЕЁ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИЗНАК ЖИЗНИ.

ЧАСТЬ 2. ИНФОРМАЦИЯ И СОЗНАНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ И ЧЕЛОВЕК
Человеческому организму, как и другим живым организмам, свойственно восприятие информации различного вида. Наследственная информация, содержащаяся в генах ДНК, обеспечивает воспроизводство живого организма. Информация гормонов и прочих биологических агентов обеспечивает функционирование организма. Природная информация воспринимается органами чувств человека, по нервной системе направляется в его мозги, где обрабатывается и выдаёт соответствующие реакции.
Мозг человека – это орган, в котором раскрывается содержание информации. Процесс и результат её раскрытия и называется сознанием. (Говоря о сознании, следовало бы говорить и о его элементах у других живых существ. Но, чтобы не загромождать статью множеством разного рода уточнений, в дальнейшем будем иметься ввиду только сознание человека.)
Информация оказывается продуктом нашего сознания, нематериальным и бестелесным. Происходит это вследствие абстракции, осуществляемой сознанием, которое может отделить содержание информации от её формы. Исторически так сложилось, что мысли и идеи, возникающие в голове человека, связывали с неким духом, существование которого постулировали древние верования, религии и философии. По этой причине наши мысли и даже чувства мы привыкли считать, и даже ощущать, как нематериальное, духовное.
ИНФОРМАЦИЯ - НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ, ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАШЕГО СОЗНАНИЯ.
Природную информацию мы, наш мозг, воспринимаем как идейную сущность предметов окружающего мира. И, далее, сознание может абстрагироваться от несущественных деталей и строить “идеальные сущности”, а также иерархические связи между ними, т.е. модели. Так, например, математика, в свете сказанного, есть наука о моделях, составленных из “идеальных сущностей”. Впрочем, и другие науки связаны с идейными и идеальными моделями.
Необходимо также сказать, что проблемы мышления и сознания всегда были в центре внимания философов разных эпох. Но понятие информации и её природы, никогда не ставились как философские проблемы, хотя при становление кибернетики и информатики они рассматривались многими учёными в научно-философском плане..

Аналогично обстоит дело с законами природы. Они существуют объективно в природе, выражаясь в закономерно происходящих материальных явлений. Поэтому учёные не изобретают законы природы, а открывают их и формулируют в виде идеальных сущностей.
Сказанное подтверждает феномен дуальности информации. По форме она материальна и объективна, по содержанию – субъективна и бестелесна, поскольку обнаруживается только сознанием и в сознании. Так рассмотренная выше природная информация – это свойства окружающего материального мира, содержание которой нематериально и выявляется сознанием.

То, что восприятие информации связано с её обработкой в мозгу человека, приводит к чрезвычайно важным особенностям этого восприятия. Недавно родившийся ребёнок видит окружающие предметы вначале бессмысленными, но по мере накопления опыта общения с ними, их виденье наполняется смыслом и пониманием того, что есть что. Затем по мере роста опыта, образования и воспитания ребёнок, юноша, взрослый человек начинает воспринимать поступающую к нему информацию в соответствие с развитием своего сознания.
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕГО ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
В лунную ночь, полумесяц на небе для кого-то просто яркое пятно, для более развитого сознания особое ночное светило, может даже мистическое; минимальные научные знания подсказывают, что Луна - это планета-спутник Земли, освещаемая Солнцем. В древнем мире звёзды воспринимались как светлые отверстия в небесной тверди; в древнем Египте, звезды – знаки человеческой судьбы, отсюда – астрология. Тяжесть обычного булыжника кто-то понимает как плотность вещества, кто-то как вес, вызывающий напряжение мышц; а кто-то как массу тела в гравитационном поле Земли.
ПРИРОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТИВНА, А ВОСПРИЯТИЕ ЕЁ СУБЪЕКТИВНО!
Это закон! Закон, делающий наше восприятие окружающего мира неоднозначным, зависящим от нашего сознания, и подчас загадочным. То, что информация воспринимается не впрямую, как она есть, а в обработке с сознанием, оказывает принципиальное влияние на представления человеком окружающего мира!
Факт субъективного восприятия информации создаёт проблему истинности наших представлений об окружающем мире. Если эти представления соответствуют объективной информации, то они истинны. Так, например, научные знания истинны потому, что они подвергаются (согласно Карлу Попперу) верификации и фальсификации. Если таких доказательств не существует, то истинность информации может быть подвергнута сомнению. Так называемый здравый смысл (на самом деле, комбинация опыта, образования и ума) и наука призваны устанавливать эту истинность, хотя и религия с давних пор претендовала на эту роль. Следует подчеркнуть особую роль науки в установлении правильности наших представлений. Читатель наверняка знаком с историей становления правильного понимания окружающего мира на примере эволюции нашего понимания мироустройства по Птолемею, Копернику, Галилею, Ньютону, и Эйнштейну.
Заметим также, что информация, создаваемая субъективным человеческим сознанием, может стать общепринятой и представляться истинной, когда какой-либо авторитет, или авторитеты, провозглашают свои знания таковыми. Великий древнегреческий философ Аристотель полагал, что тела могут двигаться только под действием внешних сил. Поэтому движение планет он объяснял действием божественных сил. И это мнение определяло мировозрение людей многие столетия. Потребовался научное объяснение Исаака Ньютона – закон инерции – чтобы по другому объяснить причину движение планет. В ХХ веке народы некоторых стран были ослеплены идеалогизированными знаниями, выдаваемые за истинные: кто национал-социалистическими, кто коммунистическими. Религии, с этих позиций, также идеалогизированные знания.
Яркой иллюстрацией того, что наше восприятие информации существенным образом определяется сознанием, демонстрирует математическая Теория Информации. В ней принимается простейшая модель передачи информации, состоящая из источника информации и приёмника информации. При этом целиком игнорируется и форма, и содержание информации. До принятия информации приемник-человек находится в состоянии неопределённости, а приход информации эту неопределённость уменьшает. Отсюда возникает следующее определение: информации - это то, что снижает неопределённость.
Далее, информация трактуется как выбор из к-ого числа возможностей, каждая из которых может происходить с той или иной вероятностью. Отсюда, информация – это вероятность выбора. Этот подход позволяет, привлекая несложный математический аппарат, подсчитать количество информации по формуле



Где I -- количество информации
k – количество возможных событий
p – вероятность отдельных событий i

Мы не будем дальше внедряться в математическую Теорию Информации, поскольку для этого существует обширная литература, - нас интересует природа информации и её общее понимание, а не многообразное использование.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
Принципиально иная информация по сравнению с до сих пор рассмотренной, природной информацией, возникает вследствие работы человеческого сознания. Подобно тому как человек создал материальные объекты не существующие в дикой природе: дома, города, машины, компьютеры, железные дороги, авиа- и морские лайнеры и т.д., он также создал информацию отличную от природной. Отношения между людьми, политика, экономика, искусство, религия создают информацию, совершенно отсутствующую вне человеческого общества.
Следствием биологической и исторической эволюции человека являются человеческие языки В ходе своего исторического развития человек изобретал и совершенствовал разного рода языки и коды, которые по своему существу представляют набор символов с обеспеченным соответствием идеям и понятиям, созданными человеческим сознанием.
Информация - продукт сознания и может быть воспринят только таким же подготовленным сознанием. Что объединяет эту «человеческую информацию» с природной? – То, что они обе нематериальны по содержанию. Информация, циркулирующая в человеческом обществе, есть продукт сознания. Иного определения «человеческой информации» трудно подобрать, вследствие великого разнообразия её форм и содержания.
*
Зададим каверзный вопрос. Перед вами книга, например, учебник естествознания. Содержатся ли в ней информация о природе и её явлениях? Те, кто поспешат, наверное, ответят: «Да, конечно. Для того и существует такой учебник». И будут не вполне правы. Текст учебника, составляющего его содержание, сам по себе только набор символов. Если символы нам неизвестны – незнакомый иностранный язык, - то мы не сможем извлечь информацию. Только в совокупностью со знанием языка изложения мы сможем прочитать текст. Текст учебника – это программа для воспроизведения информации в нашем сознании. Любое устройство памяти – книги, газеты, кассеты с записью чего угодно, компакт диски и т.д. и т.п. – не просто содержат нужную нам информацию – она в них закодирована. И извлечь её можно лишь осуществив расшифровку совместно с сознанием человека
Программа – это вид предоставления информации, содержание которой обнаруживается сознанием. Программа лишь определяет работу сознания по опознанию информации. Программа не есть сама искомая информация, но так уж повелось, что и её называют информацией. Такое понимание информации довольно универсально. Например, природную информацию, о которой много сказано выше, можно также трактовать как программу, которая программирует работу нашего мозга по осознанию окружающей среды. Человеческие языки и прочие символы, как отмечено выше, это программы по формированию информации в нашем мозгу. Результаты работы этих программ – образы, чувства, память, осознание – тоже программы, но на этот раз реакций нашего организма.
Одним из важнейших свойств информации, которое мы можем наблюдать, является ее неотделимость от носителя: во всех случаях, когда мы сталкиваемся с любыми сообщениями, эти сообщения выражены некоторыми знаками, словами, языками. Исследования в этой области теснее всего связаны с семиотикой – теорией знаковых систем. Семиотика исследует знаки как особый вид носителей информации. При этом знаком является условное изображение элемента сообщения, словом – совокупность знаков, имеющих смысловое значение, языком – словарь и правила пользования им. Таким образом, рассуждая о количестве, содержании и ценности информации, содержащейся в сообщении, можно исходить из возможностей соответствующего анализа знаковых структур.
В качестве знаковых систем используются естественные и искусственные языки, в том числе информационные и языки программирования, различные системы сигнализации, логические, математические и химические символы. Они служат средством обмена информацией между высокоорганизованными системами (способными к обучению и самоорганизации). Примером могут быть живые организмы, машины с определенными свойствами.

Известно общее определение программы – это некоторая совокупность команд-инструкций по переводу устройства, принимающего эту программу, из одного состояния в другое. Применительно к мозгу, программа переводит его состояние (или какую-то его часть) из одного состояния в другое. Происходит это благодаря изменению состояния нейронов мозга и/или каких-то иных материальных структур. Физическая форма существование любой информации – это изменения каких-либо параметров материального объекта, несущего информацию.
*
Таким образом вся существующая информация может быть разделена на два крупных вида: 1) природная информация, которая представляет окружающую нас природу; и 2) информация, первоисточником которой является человек. Содержанием такой информации может быть всё что угодно, и даже не угодно. Наряду с правильно отражённой природной информацией сюда приплюсовываются и неправильные представления. Человек своим воображением может создавать информацию в различной степени соответствующую действительности или вообще не соответствующей ей. По этой причине попытки дать информации некое всёохватывающее определение оказывается затруднительным. Вместе с тем существует множество частных определений информации.
Например:
Информация – это то, что снимает неопределённость. Такое понимание информации вполне возможно. Однако, дважды два – четыре, - никакой неопределённости давно уже не снимает, тем не менее, это тоже информация.
Информация – это сведения, сообщения. – Слушая музыку, мы можем целиком погрузиться в её чувственное восприятие. Музыка – информация, но в данном случае воспринимается не как сведение или сообщение, а как средство эмоционального воздействия.
Информация – средство коммуникации. Предыдущий пример демонстрирует, что информация может и не быть таким средством. Хотя, естественно, информация часто играет именно эту коммуникационную роль.
Информация – это программа. Такое понимание информации говорит о главной функции информации - управлять, а, скажем, не о её «идейной сущности».
СОЗНАНИЕ
В литературе и в Сети найдётся множество определений сознания. Например:
- Сознание – свойство высокоорганизованной материи.
- Высшая форма психического отражения, свойственная человеку.
- Сознание - высшая функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
- Способность адекватно отражать явления действительности.
- Сознание - мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке.
- Сознание – внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов.
- Способность идеального воспроизведения действительности.
- Сознание - субъективное соответствие активной, находящейся в фокусе внимания доминирующей зоны возбуждения мозга, выделенной системами внимания.
- Свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
- Состояние человека в здравом уме.
- Совокупность чувственных и умственных образов.

С моей точки зрения, сознание и мышление практические синонимы. Приведем несколько определений мышления:

- Мышление – процесс отражения действительности.
- Мышление — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека.
- Мышление — процесс обработки информации головным мозгом.
- Мышление - в психологии - высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира
Хотя сознание и мышление, практические синонимы, существует оттенки в их понимание. В понимании мышления главное ударение делается на процесс; в сознание – на результат мышления. Наиболее точное определение сознания (и мышления):
СОЗНАНИЕ – ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В МОЗГУ.
Аналоговая информация поступает к нам через органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, передаётся нервной системой в мозг, где проходит некую обработку, в результате которой она осознано или неосознанно нами воспринимается. Слова обработка, осознано и неосознанно – не означают, что у нас есть сегодня точные представления о том, как именно обрабатывается и осознаётся информация. Вполне возможно, что аналоговый вид информации перекодируется, например, в некий «цифровой» - удобный для работы нейронов мозга. Благодаря памяти, без которой в принципе невозможно никакое мышление, происходит сравнение поступившей информации с тем, что есть в памяти и таким образом она осознаётся. В процессе сравнения, очевидно, делается анализ и синтез поступившей информации совместно с информацией памяти – так проходит узнавание предмета рассмотрения. И, напротив, если в памяти нет информации близкой по каким-то параметрам к поступившей, последняя может быть не понята. Как всё это делает мозг, мы точно не знаем, но для данных рассуждений это не так уж важно. Важно другое. Именно то, что информация, поступающая в мозг, воспринимается! Воспринимается – значит какие-то части головного мозга принимают новое состояние; воспринимаются – значит мозг отдаёт команду, информацию!, нашему организму тоже как-то изменить своё состояние. Разная информация вызывает разную реакцию, а так как любая информация воспринимается в первую очередь чувственно, то и чувства могут быть различны. Здесь важно подчеркнуть, что наше общение с внешним миром (впрочем, и с внутренним тоже) происходит посредством информации. Эту старую новость почему–то часто упускают из виду, хотя положение дел заключается именно в том, что НАШ МОЗГ РАБОТАЕТ ТОЛЬКО С ИНФОРМАЦИЕЙ, А НАШЕ СОЗНАНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС ЕЁ ОБРАБОТКИ. И всё! Никаких иных событий в мозгу с позиций сознания не происходит.
Люди не только воспринимают информацию, но и выдают её. Благодаря памяти и обработке в мозгу, эта информация приобретает содержания, которые свойственны только людям и которых нет в природе. В этом принципиальное отличие человеческой информации от природной. А то, что мы не знаем, как именно работает наш мозг и, говоря компьютерным языком, по каким программам он это делает, приводит к таинственности нашего сознания. Мы действительно не знаем, как образуются наши чувства, как зарождаются новые мысли (новая информация), как возникает вдохновение или творчество. Поэтому создания человеческого разума и восхищают, и удивляют, и воспринимаются как выражение чего-то необычного. То, что природная информация есть идейную сущность, наделяет наше сознание также идейной сущностью. Работа сознания заключается в том, чтобы выделить идейную сущность информации. И не только выделить, но и создать новую, в том числе идеальную сущность. В этом великая роль сознания. Все люди различны по внешности, они также различны по своим делам и мыслям. Это придает особое значение информации, которую они выдают во вне. Это делает каждого человека уникальным в своем роде и придаёт особое значение мыслительной деятельности человека.
*
На основании всего сказанного мы можем сказать, что сознание – это:
- способ постижения себя и мира
- способ обработки информации и принятия решений (= мышление)
- связь ощущений и чувств с информацией
- способ управления организмом
- способ создания информации
- способ создание идейных и идеальных сущностей
- способ построения моделей
- память
- знание

СОЗНАНИЕ – ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.
Это способ восприятия информации, её постижения и выдачи новой информации.
Способ накопления информации, её оценки и её ощущения.
Это способ постижения себя и мира.
***
Вячеслав Исхаков
участник форума
Posts: 14
Joined: Mon Jan 31, 2011 5:59 am

Re: Информация и Сознание

Post by Вячеслав Исхаков »

Борис Коллендер заключил, что -
1. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ – ЭТО ИНФОРМАЦИЯ.
2. ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАЁТСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
3. ИНФОРМАЦИЯ, ПО ОБЩЕЙ ИДЕЕ, ЕСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ СУЩЕСТВОВАТЬ В ОПРЕДЕЛЁННОМ ВИДЕ.
4. МИР ДУАЛЕН. ОН ОДНОВРЕМЕННО МАТЕРИАЛЕН И НЕМАТЕРИАЛЕН. ЕГО МАТЕРИАЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО МАТЕРИАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИИ. ЕГО НЕМАТЕРИАЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ОН ИНФОРМАТИВЕН.
На мой взгляд, система позиций заключения должна основываться на общем основании, но в данном автором виде пункты 3 и 4 явно противоречат друг другу. Хотелось бы ознакомится с авторским определением понятий"материальности" и "реальности".
Вячеслав Исхаков
участник форума
Posts: 14
Joined: Mon Jan 31, 2011 5:59 am

Re: Информация и Сознание

Post by Вячеслав Исхаков »

Сущность материальности-реальности и, на этой основе, их свойств - формообразования (предметно-телесных и виртуально-мнемических), по-видимому, отпределяются представлениями о триединой сущности материи (как напрмер, 1) вещь, 2) её физическое поле, 3) отображение данной вещи в физичиском поле). Если принять такое представление, как природосообразное, то этим решаются многие естественно-научные, философские, эзотерические и религиозные проблемы. Я, лично, выстраиваю на этом представлении концепцию "мономультимнемической психологии", которая никак не противоречит ни одному из известных научных природосообразных направлений и, самое главное, создает прочные основания для иновационных решений - в психогигиене, психопрофилактике, психотекрапии, психопедагогике, психологической абилитации, консультировании, коадаптивно содействующем общении и помощи и т.д.
Post Reply