НА ТРЁХ МОРЯХ.
Posted: Mon May 19, 2008 5:54 pm
16 мая 2008 г. Строительство канала, который соединит Красное и Мертвое моря, позволит создать около миллиона новых рабочих мест, и в четыре раза увеличить поток туристов, посещающих южные курорты Израиля и Иордании.
Об этом заявил известный израильский бизнесмен Ицхак Тшува, представляя проект создания канала участникам Президентской конференции, проходящей в Иерусалиме.
Отметим, что одним из инициаторов создания этого грандиозного проекта выступает президент Шимон Перес. Общая протяженность канала составит 165 километров. Помимо новых промышленных и туристических объектов на берегах искусственной реки предполагается построить предприятие по опреснению морской воды мощностью около миллиарда кубометров в год. Это позволит обеспечить около 30% потребности Израиля, Иордании и Палестинской автономии в пресной воде.
Одновременно со строительством канала предполагается провести прокладку новых автомагистралей, которые свяжут этот регион с центром страны, и проложить скоростную железнодорожную линию от побережья Мертвого до Красного моря.
Игрек- Saturday, May 17, 2008 at 16:19:47 Уважаемый Матроскин, позвольте несколько вопросов.
Первый: каково Ваше отношение к, как-будто бы, утвержденному проекту о соединении Мертвого и Красного морей (Ура, Тартаковскому, он об этом писал давным-давно)
каналом с большой гидроэлектростанцией на нем?
Второй: мало мест на земле, где гигантские источники солнечной радиации были бы так близко от района потребления электроэнергии, как Израиль. Почему Вы так против любых энергетических "солнечных" проектов? Теоретически ведь возможно с помощью зеркал существенно увеличить радиационный поток на фотоэлементы. Прогресс в удешевлении солнечных панелей тоже ведь возможен, или нет? Вопросы аккумуляции дневного избытка энергии для ночного потребления относительно легко решаются. Идей с использованием совершенно различных тепловых циклов - больше, чем достаточно. Так в чем, на Ваш взгляд, главная проблема?
Матроскин- Saturday, May 17, 2008 at 17:32:10 (EDT)
Игрек - Saturday, May 17, 2008 at 16:19:47 (EDT)
позвольте несколько вопросов. Первый, каково Ваше отношение к, как-будто бы, утвержденному проекту о соединении Мертвого и Красного морей (Ура, Тартаковскому, он об этом писал давным-давно) каналом с большой гидроэлектростанцией на нем?
***********
Уважаемый Игрек, я уже приводил одно предельно простое соображение, сводящее этот проект к нулю. Вкратце повторю. Для того, чтобы вода всего лишь самотеком дотекла от ближайшей точки морского побережья до Мертвого моря, уклон дна водовода должен быть три тысячных, то есть три метра на километр длины. Минимальное кратчайшее расстояние водовода до Средиземного моря 110 км, до Красного – 170. Итак, чтобы вода только дотекла, необходимо общее понижение уровня дна водовода 110 000 х 0,003 = 330 м. При таком раскладе скорость течения и, соответственно, расход воды по сечению водовода будет как в деревенском пруду. Где будем ставить ГЭС? Я уж не говорю об экологических последствиях затопления прибрежной зоны Мертвого моря с очень пологим дном.
Разумеется, Тартаковский немедленно объявит эти соображение безграмотным идиотизмом. ))
Апрель 2004 г.
М. ТАРТАКОВСКИЙ.
«МЕРТВОЕ МОРЕ ПОГИБАЕТ».
Невежды предлагают спасение.
Для начала несколько банальных истин. Мертвое море (озеро) на границе Израиля, Иордании и Палестинской автономии – уникально. Уровень его - рекордное на Земном Шаре понижение от уровня мирового океана. Причем из года в год рекорд этот, к несчастью, неизменно обновляется. Сорок лет назад разница составляла 392 метра, за следующие четверть века уровень понизился метров на 10, в последние годы понижение уровня – метр в год. Вот и считайте! (Для сравнения: на втором месте – уровень озера Ассаль на границе Джибути и Эфиопии: всего-то 116 м.)
Мёртвое море надежно держит еще один мировой рекорд. В литре воды Красного моря, одного из самых соленых на планете, 40 грамм солей, в воде Мертвого моря почти в десять раз больше. Не могу привести более точной цифры, потому что и этот рекорд постоянно обновляется.
Мертвое море катастрофически испаряется, соленость увеличивается. Поверхность его, составлявшая еще четверть века назад почти тысячу квадратных километров (площадь Москвы в пределах Кольцевой дороги) уменьшилась почти на четверть.
Вода отступает на сотни метров от выстроенных некогда отелей, кемпингов, пляжей, оставляя всё расширяющуюся полосу грязи.
Вся южная часть Моря, соединявшаяся проливом с большей, северной, представляет теперь болотистый солончак. Когда болото высохнет (в считанные годы!), соль, поднятая ветрами, накроет территорию Израиля, автономии, Иордании и отравит существование миллионам людей. Повторится то же, что произошло в последние четверть века с Аралом (уже исчезнувшим!), с жителями его прибрежий, прежде всего с каракалпаками, исчезающим народом...
Известно много проектов спасения Мёртвого моря; последний, «предложенный Россией правительству Израиля», удивляет. Авторы именуют его КОМСО - «комплексная многоцелевая экологически чистая безотходная система опреснения морской воды». Вот, как они это себе представляют («Еврейская газета», Берлин, № 3‘2004): «Суть проекта такова. Вода из Средиземного и Красного морей подается насосными станциями в накопители, расположенные на высших точках водораздела, а потом с высоты 400 м падает по трубопроводам к опреснителям на поверхности Мертвого моря, работающим на солнечной энергии»...
Уже необходим комментарий. Падение с высоты четырехсот (с небольшим) метров произошло бы, если Мертвое море располагалось впритык к Средиземному или Красному. Но как быть с разделяющими их хребтами и пиками – этими «высшими точками водораздела»?
Вернемся к авторам. «Падающая вода приводит в действие каскад гидроэлектростанций, энергия которых используется для обслуживания всех (!?) систем КОМСО, в том числе заводов по извлечению из рассола ценных минералов и для работы опреснительных установок ночью. Поскольку благодаря российскому проекту было бы произведено огромное количество пресной воды, Израиль и Иордания сократили бы забор воды из Иордана, питающего Мёртвое море, что привело бы к восстановлению его уровня».
Любой внимательный читатель спросит: за счет какой энергии будет подана вода «на высшие точки водораздела», откуда она затем должна падать? Если авторы полагают, что это падение обеспечит действие «всех систем», включающих «опреснение», «извлечение минералов» и т.д., то они далеко переплюнули известный фантастический проект вечного двигателя: прямое соединение электромотора с динамомашиной. Авторы последнего, даже наплевав на законы физики, все же уповали лишь на самодвижение системы без какого-либо выхода полезной энергии.
А за счет какой энергии авторы собираются «огромное количество пресной воды» поднимать затем с уровня Мертвого моря для использования наверху в благих целях?.. И т.д и т.п.
В статье упоминается ученое звание «руководителя проекта КОМСО» - профессор Михаил Шварц, но ни словечка об его ученой степени: доктор ли или кандидат наук? А главное – каких? Профессор, назидающий, скажем, студентам-филологам, вполне на своем месте. Как известно, амбиции должны соответствовать амуниции. Понятно стремление осчастливить свою историческую родину, но если она не расположена принять хоть и щедрые, но скороспелые дары, обижаться не стоит.
На совести авторов следующее заявление: «Уникальный проект российских ученых (Шварц и К° о себе! – М.Т.) погубило болезненное честолюбие израильтян... Израильская бюрократия и местные ученые были главным препятствием для реализации грандиозного российского проекта».
Теперь о вполне справедливом замечании наших авторов: «Мертвое море погибает».
Если исключить их технические фантазии, возвращаемся к реалиям.
С учетом разности уровней мирового океана и тектонической впадины Гхор, в лоне которой лежит Мертвое море, можно бы его соединить тоннелями со Средиземным или с заливом Акаба Красного моря.
Преимущество первого варианта – сравнительно незначительное расстояние (чуть более восьмидесяти километров);
второй предпочтительнее: вода в заливе гораздо чище и соленее. Но протяженность туннеля была бы вдвое длиннее.
В обоих случаях вода, разумеется, не закачивается «на высшие точки водораздела», а шла бы самоходом.
Падение воды, безусловно, использовалось бы для получения электроэнергии. Испарение с огромной полной поверхности Мертвого моря (вся тысяча кв. км.) при круглогодичной инсоляции и жарком сухом климате обеспечит бесперебойное функционирование техноприродной системы.
Причем второй вариант мог бы реализоваться существенно иначе.
Наземный канал, проложенный по тектоническому разлому Арава с использованием нынешних сухих русел – вади, изменил бы само обличье, отчасти даже климат этого пустынного ныне края.
Ну, а как же быть с целебными грязями Мёртвого моря? Сохранятся ли?
Надо спешить. Пока грязь прибрежий не загнила, не высохла, не развеяна ветрами, пока сохранен на глубинах основной рассол растворение его водами Красного моря практически не нарушит уникальной экосистемы. Вода извне, менее соленая и плотная, образует преимущественно поверхностный слой, интенсивно испаряемый.
Но не может ли прорытие канала привести к землетрясениям (как пишут наши авторы)? Несмотря на сравнительно недавнюю встряску (вполне безобидную) с эпицентром подо дном Мертвого моря, здесь зона сравнительно небольшой сейсмичности.
Риск и вовсе покажется незначительным, если строительство надежное.
Чудовищным жертвам землетрясения два десятилетия назад Армения «обязана» фантастической коррупции и халтуре: цемент жилых многоэтажек повсеместно заменяли простой глиной. Частные дома (на возведение которых ушел этот левый цемент) вполне устояли.
Сейсмологи полагают даже, что каналы способны как раз несколько умерить колебания земной коры. Еще в древней Эфиопии (сейсмическая зона!) наиболее ценные строения окапывали рвом, чтобы они выстояли при толчках.
Вообще-то рукотворные каналы, в сущности, лишь невинные царапины на лице Земли. Мы, люди, слишком мним о себе, полагая, что вторгаемся в геологические и климатические процессы. Всё, абсолютно всё, созданное нами, плюс сами мы, все эти шесть с довеском миллиардов, не более чем муха на шкуре буйвола.
Худо только, если это муха цеце.
10 декабря 2006 г.
Иорданцы, израильтяне и палестинцы пытаются спасти Мертвое море.
В воскресенье на иорданском побережье Мертвого моря состоялась встреча представителей Иордании, Израиля и Палестинской автономии. В ходе встречи стороны обсуждали детали техническо-экономического сотрудничества, целью которого является спасение Мертвого моря от пересыхания.
Специалисты проведут проверку вероятности строительства канала из Красного моря в Мертвое, экологических последствий для Эйлатского залива, Мертвого моря и пустыни Арава, а также анализ рентабельности использования канала.
Большая часть канала длинной в 180 километров пройдет по территории Иордании. Стоимость проекта оценивается в 3-4 миллиарда долларов. В рамках проекта планируется создать крупнейший в мире комплекс по опреснению воды, который будет давать около 800 миллионов кубометров пресной воды в год на нужды Иордании и Палестинской автономии. Излишки воды будут спускаться в Мертвое море, уровень поверхности которого постоянно снижается в последние годы из-за большого расхода воды из Иордана и его притоков.
Кроме того, планируется использовать перепад высот, составляющий около 400 метров, для создания крупной гидроэлектростанции, поставляющей электричество в Иорданию, Израиль и Палестинскую автономию.
Из 15 миллионов долларов, в которые обойдется первый этап проекта, Всемирный банк набрал на данный момент 9 миллионов, предоставленных США, Японией, Францией и Голландией. Продолжаются переговоры со Швецией, Испанией, Великобританией и Германией о присоединении к проекту.
За последние двадцать лет уровень воды в Мертвом море, расположенном в самой низкой точке на земле (400 метров ниже уровня моря), значительно снизился, не в последнюю очередь, из-за поворота рек Сирией и Израилем. Мертвое море и его экосистема тесно связаны с историей трех монотеистических религий – иудаизма, ислама и христианства.
Отмечается, что по мнению геологов, дальнейшее снижение уровня воды в Мертвом море увеличивает опасность землетрясений. При этом они отмечают, что если тенденция пересыхания уникального озера сохранится, Мертвое море исчезнет с лица земли через 50 лет. Три года назад Иордания обратилась за помощью международной общественности, чтобы сохранить озеро и его хрупкую экосистему.
Министр инфраструктур Израиля Биньямин Бен-Элиэзер сообщил, что данное исследование является отличным примером мирного сотрудничества и прекращения конфликта. Он отметил, что страны почувствуют и экономические выгоды от мирного сотрудничества.
Декабрь 2006.
М. Тартаковский.
МЕРТВОЕ МОРЕ – ОБЩАЯ ЗАБОТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
КАЖЕТСЯ, вот сейчас дело сдвинулось, НАКОНЕЦ, с мёртвой точки. Подсчитаны общие расходы. Они составят, примерно, 3 миллиарда долларов, – что неподъёмно для Израиля и Иордании. Но, ПОХОЖЕ, речь уже идёт о международном консорциуме.............................
Главное: ПРОМЕДЛЕНИЕ СМЕРТИ ПОДОБНО.
>>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<<
16 мая 2008 г. Строительство канала, который соединит Красное и Мертвое моря, позволит создать около миллиона новых рабочих мест, и в четыре раза увеличить поток туристов, посещающих южные курорты Израиля и Иордании...
Помимо новых промышленных и туристических объектов на берегах искусственной реки предполагается построить предприятие по опреснению морской воды мощностью около миллиарда кубометров в год. Это позволит обеспечить около 30% потребности Израиля, Иордании и Палестинской автономии в пресной воде.
3 Июля 2002
Министр иностранных дел Шимон Перес противится намерению министерства финансов отменить сделку по закупке пресной воды из Турции. Корреспондент агентства ИТИМ передает, что Перес считает сделку важной «в политическом смысле». По его мнению, отказ Израиля от импорта турецкой воды станет поводом к разрыву Турцией торговых сделок с Израилем.
Источник агентства ИТИМ сообщает, что параллельно с договором о поставке в Израиль воды из юго-восточных районов Турции, был подписан договор о модернизации на предприятиях израильской оборонной промышленности турецких танков.
В ближайшее время состоится еще одно совещание по этому вопросу с участием главы правительства. На прошлом заседании было принято решение об отказе от импорта воды, и выплате денежной компенсации Турции. Большинство в израильском руководстве отдает предпочтение программе по опреснению морской воды, т. к. сделка с Турцией подрывает независимость государства.
Уровень воды в Кинерете находится на самом низком за последние пять лет уровне, что вызывает тревогу как израильских экологов, так и министерство инфраструктур, ответственное за снабжение страны пресной водой.
отличие от предыдущих лет, основное решение пробемы пресной воды в Израиле, особенно - в засушливые годы, подобные нынешнему , правительство видит не в импорте пресной воды из Турции, а в строительстве опреснительных сооружений в стране.
25 Декабря 2007
В течение ближайших трех месяцев государственная компания "Мекорот" проведет работы по подключению водопроводной трубы от опреснительной станции в районе Хадеры к центральному национальному водопроводу. На этот период будет прекращен забор воды из Кинерета.
Большая зависимость Израиля от количества дождевых осадков, являющихся основным источником пополнения запасов пресной воды в озере Кинерет, заставила правительства страны в течение последнего десятилетия вкладывать средства в разработку и сооружение опреснительных станций.
В 2009 году государственная компания "Мекорот" намеревается пополнить запасы пресной воды 100 миллионами кубических метров опресненной воды.
27.01. 2008.
Вскоре Израиль ощутит существенную нехватку воды. На настоящий момент, выпало лишь 65% зимней нормы осадков, а в районе озера Кинерет – лишь 60%.
В связи с этим кабинет министров рассматривает ряд срочных мер по экономии и повторному использованию водных ресурсов. Предлагается провести широкую разъяснительную компанию о необходимости экономии среди населения, сократить квоты подачи воды сельскохозяйственным производителям, ограничить полив парков и садов.
Власти опасаются, что дефицит воды будущим летом составит в Израиле 300 миллионов кубических метров. В то же время, по оценкам экспертов министерства инфраструктуры, комплекс экстренных мер, разрабатываемых сейчас кабинетом министров, поможет , в лучшем случае, сэкономить 60 миллионов кубометров.
В стране действуют два опреснительных завода – в Пальмахим и Ашкелоне, вместе они производят 140 миллионов кубометров воды. В течение ближайших трех лет должен войти в строй новый завод в Хадере, мощность которого составит 110 миллионов кубометров. Прошлым летом правительство одобрило программу, по которой производство опресненной воды должно увеличиться до 505 миллионов кубометров в год, что будет обеспечено строительством двух новых заводов и модернизацией существующих.
ПРОЕКТ кандидата геолого-минералогических наук М.М. ЯЗМИРА:
>"За" и "против" идеи накопления запасов пресной воды в бассейнах на прибрежной акватории, отвоеванной у Средиземного моря.
Каждый житель нашей страны нет-нет, а задается вопросом - как уловить эти бешеные потоки зимних дождевых вод, несущихся к соленому Средиземному морю? Ведь их совокупный объём превышает сток бассейна Киннерета! Ведь решение этой проблемы могло бы избавить Израиль от постоянно ощущаемого и нарастающего дефицита пресной воды!
Однако в Израильской прессе преобладают статьи посвященные поиску новых источников воды, особенно, проблеме опреснения морской воды или проблеме транспортировке пресной воды из других стран. Предложения относительно дождевых вод ограничиваются рекомендациями по способам их накопления (в запрудах, в подземных хранилищах), что позволяет сохранить только некоторую (10-20%) часть метеорных вод для последующего их потребления в сухом периоде.
Некоторые исследователи указывают, что проблема водоснабжения страны имеет системный характер и должна включать вопросы не только поиска новых источников, воды, но также- водосбережения и борьбы с загрязнением окружающей среды и грунтовых вод. В этой системе как-то в стороне остался неоспоримый факт того, что в условиях чередования сухого и влажного сезонов и ограниченности территории государства первостепенное значение имеют масштабы площадей и объемов накопления и сохранения влаги. Ведь роль Киннерета в том и состоит, что это наиболее масштабный аккумулятор воды в нашем регионе!
Если бы на пути метеорных вод, несущихся к морю, находилась впадина масштабов упомянутого озера, можно не сомневаться в том, что проблема водоснабжения Израиля была бы решена самым эффективным образом! Такое озеро, хотя и меньших размеров, можно создать на северном прибрежном мелководном участке Средиземного моря между мысом Рош-hа-Никра и городом Наhария, протяженностью около 6 километров, средней шириной до 3 километров и средней глубиной до 15 метров. На этой акватории, при условии освобождения ее от соленой морской воды возможно накопить водохранилище до 270 миллионов кубометров пресной воды.
Эта акватория отграничена от открытого моря с запада цепью скалистых островков и рифов, которые можно использовать как естественные волноломы, что облегчает строительство защитной дамбы.
Подобное водохранилище питалось бы за счет водосборных бассейнов рек Кзива и Бецета в Верхней Галилее с самыми обильными и самыми продолжительными дождями в Израиле. Высота столба осадков здесь за зимний период превышает 1000мм. Этот район площадью около 225 кв. километров, кроме того, является благоприятным и в экологическом смысле, что позволяет обойтись без очистных сооружений. Здесь нет крупных предприятий, загрязняющих природу. Во всяком случае, водосборная площадь Верхней Галилеи поставляет к морю воду не худшего качества, чем водосборная площадь озера Киннерет, а объем стекающих с нее вод может колебаться от 220 до 300 миллионов кубических метров.
Если связать такое водохранилище с помощью трубопровода с озером Киннерет, ее перекачка от уровня моря до уровня озера энергетически на много выгоднее, чем обратная, ныне совершаемая, так как уровень озера более, чем на 200 метров ниже уровня моря.
Опыт строительств дамб и откачки морской воды для освобождения ложа водохранилища от соленой воды в мире известен и, следовательно, создание подобного сооружения является технически осуществимым.
Экономическая целесообразность затрат на строительство самого сооружения и необходимой инфраструктуры (каналов, мостов, дамб и др. объектов) должна определяться не только расчетной стоимостью кубометра запасенной воды в год с учетом времени эксплуатации водохранилища, но также стоимостью экологического сбережения прибрежной части Средиземного моря, сохранения оптимального уровня озера Киннерет, а также сохранения гидрохимического режима Мертвого моря (если часть пресных вод достанется и ему). Собранная в водохранилище вода в биогеохимическом отношении выигрывает как перед привозной водой, так и перед произведенной в опреснительных установках. Стоимость строительства подобных сооружений в Израиле составляет около 50 миллионов долларов на погонный километр дамбы. При ее общей длине в 12 километров, затраты на создание водохранилища составят порядка 600 миллионов долларов, а с учетом вероятной стоимости инфраструктуры и системы откачки соленой воды, они могут достигнуть 800 миллионов долларов. Принимая как приемлемую отпускную стоимость воды 10 центов за кубометр (это в пять раз дешевле воды, производимой на опреснительных установках), затраты на создание пресноводного озера на нынешней территории моря окупятся уже через три-четыре года! В последующие годы водохранилище будет работать уже на прибыль!>
>>>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<
М. Тартаковский.
Возожность строительства морского канала ЭЙЛАТСКИЙ ЗАЛИВ – СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ - дублирующий Суэцкий.
(Собственный текст - 2005 г. - не разыскал).
Справка. Объем грузоперевозок через Суэцкий канал достиг в сентябре 2007 г. рекордного уровня за всю историю его существования. Как сообщили представители администрации этой важной воднотранспортной артерии, доходы от ее эксплуатации принесли казне Египта в прошлом месяце $332,2 млн, что на 38,8 млн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поток грузов составил 64,9 млн т, превысив прошлогодние показатели на 7,6 млн т.
В течение предыдущего месяца через канал прошло 1585 судов (в среднем – 53 в сутки). Перевозка грузов по этому водному коридору по-прежнему остается одним из наиболее дешевых и безопасных способов транспортировки товаров в регионе. Власти Египта постоянно поддерживают новые проекты по его развитию: не прекращаются работы по углублению и расширению русла, что позволяет увеличивать пропускную способность и принимать суда с большим водоизмещением. Эксплуатация канала является основным источником поступления иностранной валюты в казну государства наряду с туризмом.
Михаил Ландер, капитан дальнего плавания.
Впервые я увидел Суэцкий канал будучи молодым штурманом. Ослепительным солнечным утром мы стали на рейде Порт-Саида в ожидании формирования каравана для прохождения канала. На краю бетонного волнолома, закрывающегo порт от волн, стояла трехметровая фигура создателя канала Фердинанда Лессепса, вся бело-серая от помета чаек. Странное ощущeние при проходе каналом - будто плывешь по песку. Слева и справа вышагивают верблюжьи караваны, бедуины в белых балахонах и волнистые песчаные дюны до самого горизонта. В Горьком озере, где корабли швартуются к палам на несколько часов, чтобы пропустить встречные суда, к борту устремляются десятки лодок с нехитрым товаром дешевых подделок от древнеегипетских сувениров до парфюмерии “Made in France”. В Суэце лоцман со своей командой высаживается для обратной проводки из Красного моря. А пароходы, вышедшие в Красное море, разбегаются по своим дорогам – кто в Индийский океан, а кто поближе, в Аден, Карачи или Кувейт...
>>>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<<<<<<
Об этом заявил известный израильский бизнесмен Ицхак Тшува, представляя проект создания канала участникам Президентской конференции, проходящей в Иерусалиме.
Отметим, что одним из инициаторов создания этого грандиозного проекта выступает президент Шимон Перес. Общая протяженность канала составит 165 километров. Помимо новых промышленных и туристических объектов на берегах искусственной реки предполагается построить предприятие по опреснению морской воды мощностью около миллиарда кубометров в год. Это позволит обеспечить около 30% потребности Израиля, Иордании и Палестинской автономии в пресной воде.
Одновременно со строительством канала предполагается провести прокладку новых автомагистралей, которые свяжут этот регион с центром страны, и проложить скоростную железнодорожную линию от побережья Мертвого до Красного моря.
Игрек- Saturday, May 17, 2008 at 16:19:47 Уважаемый Матроскин, позвольте несколько вопросов.
Первый: каково Ваше отношение к, как-будто бы, утвержденному проекту о соединении Мертвого и Красного морей (Ура, Тартаковскому, он об этом писал давным-давно)
каналом с большой гидроэлектростанцией на нем?
Второй: мало мест на земле, где гигантские источники солнечной радиации были бы так близко от района потребления электроэнергии, как Израиль. Почему Вы так против любых энергетических "солнечных" проектов? Теоретически ведь возможно с помощью зеркал существенно увеличить радиационный поток на фотоэлементы. Прогресс в удешевлении солнечных панелей тоже ведь возможен, или нет? Вопросы аккумуляции дневного избытка энергии для ночного потребления относительно легко решаются. Идей с использованием совершенно различных тепловых циклов - больше, чем достаточно. Так в чем, на Ваш взгляд, главная проблема?
Матроскин- Saturday, May 17, 2008 at 17:32:10 (EDT)
Игрек - Saturday, May 17, 2008 at 16:19:47 (EDT)
позвольте несколько вопросов. Первый, каково Ваше отношение к, как-будто бы, утвержденному проекту о соединении Мертвого и Красного морей (Ура, Тартаковскому, он об этом писал давным-давно) каналом с большой гидроэлектростанцией на нем?
***********
Уважаемый Игрек, я уже приводил одно предельно простое соображение, сводящее этот проект к нулю. Вкратце повторю. Для того, чтобы вода всего лишь самотеком дотекла от ближайшей точки морского побережья до Мертвого моря, уклон дна водовода должен быть три тысячных, то есть три метра на километр длины. Минимальное кратчайшее расстояние водовода до Средиземного моря 110 км, до Красного – 170. Итак, чтобы вода только дотекла, необходимо общее понижение уровня дна водовода 110 000 х 0,003 = 330 м. При таком раскладе скорость течения и, соответственно, расход воды по сечению водовода будет как в деревенском пруду. Где будем ставить ГЭС? Я уж не говорю об экологических последствиях затопления прибрежной зоны Мертвого моря с очень пологим дном.
Разумеется, Тартаковский немедленно объявит эти соображение безграмотным идиотизмом. ))
Апрель 2004 г.
М. ТАРТАКОВСКИЙ.
«МЕРТВОЕ МОРЕ ПОГИБАЕТ».
Невежды предлагают спасение.
Для начала несколько банальных истин. Мертвое море (озеро) на границе Израиля, Иордании и Палестинской автономии – уникально. Уровень его - рекордное на Земном Шаре понижение от уровня мирового океана. Причем из года в год рекорд этот, к несчастью, неизменно обновляется. Сорок лет назад разница составляла 392 метра, за следующие четверть века уровень понизился метров на 10, в последние годы понижение уровня – метр в год. Вот и считайте! (Для сравнения: на втором месте – уровень озера Ассаль на границе Джибути и Эфиопии: всего-то 116 м.)
Мёртвое море надежно держит еще один мировой рекорд. В литре воды Красного моря, одного из самых соленых на планете, 40 грамм солей, в воде Мертвого моря почти в десять раз больше. Не могу привести более точной цифры, потому что и этот рекорд постоянно обновляется.
Мертвое море катастрофически испаряется, соленость увеличивается. Поверхность его, составлявшая еще четверть века назад почти тысячу квадратных километров (площадь Москвы в пределах Кольцевой дороги) уменьшилась почти на четверть.
Вода отступает на сотни метров от выстроенных некогда отелей, кемпингов, пляжей, оставляя всё расширяющуюся полосу грязи.
Вся южная часть Моря, соединявшаяся проливом с большей, северной, представляет теперь болотистый солончак. Когда болото высохнет (в считанные годы!), соль, поднятая ветрами, накроет территорию Израиля, автономии, Иордании и отравит существование миллионам людей. Повторится то же, что произошло в последние четверть века с Аралом (уже исчезнувшим!), с жителями его прибрежий, прежде всего с каракалпаками, исчезающим народом...
Известно много проектов спасения Мёртвого моря; последний, «предложенный Россией правительству Израиля», удивляет. Авторы именуют его КОМСО - «комплексная многоцелевая экологически чистая безотходная система опреснения морской воды». Вот, как они это себе представляют («Еврейская газета», Берлин, № 3‘2004): «Суть проекта такова. Вода из Средиземного и Красного морей подается насосными станциями в накопители, расположенные на высших точках водораздела, а потом с высоты 400 м падает по трубопроводам к опреснителям на поверхности Мертвого моря, работающим на солнечной энергии»...
Уже необходим комментарий. Падение с высоты четырехсот (с небольшим) метров произошло бы, если Мертвое море располагалось впритык к Средиземному или Красному. Но как быть с разделяющими их хребтами и пиками – этими «высшими точками водораздела»?
Вернемся к авторам. «Падающая вода приводит в действие каскад гидроэлектростанций, энергия которых используется для обслуживания всех (!?) систем КОМСО, в том числе заводов по извлечению из рассола ценных минералов и для работы опреснительных установок ночью. Поскольку благодаря российскому проекту было бы произведено огромное количество пресной воды, Израиль и Иордания сократили бы забор воды из Иордана, питающего Мёртвое море, что привело бы к восстановлению его уровня».
Любой внимательный читатель спросит: за счет какой энергии будет подана вода «на высшие точки водораздела», откуда она затем должна падать? Если авторы полагают, что это падение обеспечит действие «всех систем», включающих «опреснение», «извлечение минералов» и т.д., то они далеко переплюнули известный фантастический проект вечного двигателя: прямое соединение электромотора с динамомашиной. Авторы последнего, даже наплевав на законы физики, все же уповали лишь на самодвижение системы без какого-либо выхода полезной энергии.
А за счет какой энергии авторы собираются «огромное количество пресной воды» поднимать затем с уровня Мертвого моря для использования наверху в благих целях?.. И т.д и т.п.
В статье упоминается ученое звание «руководителя проекта КОМСО» - профессор Михаил Шварц, но ни словечка об его ученой степени: доктор ли или кандидат наук? А главное – каких? Профессор, назидающий, скажем, студентам-филологам, вполне на своем месте. Как известно, амбиции должны соответствовать амуниции. Понятно стремление осчастливить свою историческую родину, но если она не расположена принять хоть и щедрые, но скороспелые дары, обижаться не стоит.
На совести авторов следующее заявление: «Уникальный проект российских ученых (Шварц и К° о себе! – М.Т.) погубило болезненное честолюбие израильтян... Израильская бюрократия и местные ученые были главным препятствием для реализации грандиозного российского проекта».
Теперь о вполне справедливом замечании наших авторов: «Мертвое море погибает».
Если исключить их технические фантазии, возвращаемся к реалиям.
С учетом разности уровней мирового океана и тектонической впадины Гхор, в лоне которой лежит Мертвое море, можно бы его соединить тоннелями со Средиземным или с заливом Акаба Красного моря.
Преимущество первого варианта – сравнительно незначительное расстояние (чуть более восьмидесяти километров);
второй предпочтительнее: вода в заливе гораздо чище и соленее. Но протяженность туннеля была бы вдвое длиннее.
В обоих случаях вода, разумеется, не закачивается «на высшие точки водораздела», а шла бы самоходом.
Падение воды, безусловно, использовалось бы для получения электроэнергии. Испарение с огромной полной поверхности Мертвого моря (вся тысяча кв. км.) при круглогодичной инсоляции и жарком сухом климате обеспечит бесперебойное функционирование техноприродной системы.
Причем второй вариант мог бы реализоваться существенно иначе.
Наземный канал, проложенный по тектоническому разлому Арава с использованием нынешних сухих русел – вади, изменил бы само обличье, отчасти даже климат этого пустынного ныне края.
Ну, а как же быть с целебными грязями Мёртвого моря? Сохранятся ли?
Надо спешить. Пока грязь прибрежий не загнила, не высохла, не развеяна ветрами, пока сохранен на глубинах основной рассол растворение его водами Красного моря практически не нарушит уникальной экосистемы. Вода извне, менее соленая и плотная, образует преимущественно поверхностный слой, интенсивно испаряемый.
Но не может ли прорытие канала привести к землетрясениям (как пишут наши авторы)? Несмотря на сравнительно недавнюю встряску (вполне безобидную) с эпицентром подо дном Мертвого моря, здесь зона сравнительно небольшой сейсмичности.
Риск и вовсе покажется незначительным, если строительство надежное.
Чудовищным жертвам землетрясения два десятилетия назад Армения «обязана» фантастической коррупции и халтуре: цемент жилых многоэтажек повсеместно заменяли простой глиной. Частные дома (на возведение которых ушел этот левый цемент) вполне устояли.
Сейсмологи полагают даже, что каналы способны как раз несколько умерить колебания земной коры. Еще в древней Эфиопии (сейсмическая зона!) наиболее ценные строения окапывали рвом, чтобы они выстояли при толчках.
Вообще-то рукотворные каналы, в сущности, лишь невинные царапины на лице Земли. Мы, люди, слишком мним о себе, полагая, что вторгаемся в геологические и климатические процессы. Всё, абсолютно всё, созданное нами, плюс сами мы, все эти шесть с довеском миллиардов, не более чем муха на шкуре буйвола.
Худо только, если это муха цеце.
10 декабря 2006 г.
Иорданцы, израильтяне и палестинцы пытаются спасти Мертвое море.
В воскресенье на иорданском побережье Мертвого моря состоялась встреча представителей Иордании, Израиля и Палестинской автономии. В ходе встречи стороны обсуждали детали техническо-экономического сотрудничества, целью которого является спасение Мертвого моря от пересыхания.
Специалисты проведут проверку вероятности строительства канала из Красного моря в Мертвое, экологических последствий для Эйлатского залива, Мертвого моря и пустыни Арава, а также анализ рентабельности использования канала.
Большая часть канала длинной в 180 километров пройдет по территории Иордании. Стоимость проекта оценивается в 3-4 миллиарда долларов. В рамках проекта планируется создать крупнейший в мире комплекс по опреснению воды, который будет давать около 800 миллионов кубометров пресной воды в год на нужды Иордании и Палестинской автономии. Излишки воды будут спускаться в Мертвое море, уровень поверхности которого постоянно снижается в последние годы из-за большого расхода воды из Иордана и его притоков.
Кроме того, планируется использовать перепад высот, составляющий около 400 метров, для создания крупной гидроэлектростанции, поставляющей электричество в Иорданию, Израиль и Палестинскую автономию.
Из 15 миллионов долларов, в которые обойдется первый этап проекта, Всемирный банк набрал на данный момент 9 миллионов, предоставленных США, Японией, Францией и Голландией. Продолжаются переговоры со Швецией, Испанией, Великобританией и Германией о присоединении к проекту.
За последние двадцать лет уровень воды в Мертвом море, расположенном в самой низкой точке на земле (400 метров ниже уровня моря), значительно снизился, не в последнюю очередь, из-за поворота рек Сирией и Израилем. Мертвое море и его экосистема тесно связаны с историей трех монотеистических религий – иудаизма, ислама и христианства.
Отмечается, что по мнению геологов, дальнейшее снижение уровня воды в Мертвом море увеличивает опасность землетрясений. При этом они отмечают, что если тенденция пересыхания уникального озера сохранится, Мертвое море исчезнет с лица земли через 50 лет. Три года назад Иордания обратилась за помощью международной общественности, чтобы сохранить озеро и его хрупкую экосистему.
Министр инфраструктур Израиля Биньямин Бен-Элиэзер сообщил, что данное исследование является отличным примером мирного сотрудничества и прекращения конфликта. Он отметил, что страны почувствуют и экономические выгоды от мирного сотрудничества.
Декабрь 2006.
М. Тартаковский.
МЕРТВОЕ МОРЕ – ОБЩАЯ ЗАБОТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
КАЖЕТСЯ, вот сейчас дело сдвинулось, НАКОНЕЦ, с мёртвой точки. Подсчитаны общие расходы. Они составят, примерно, 3 миллиарда долларов, – что неподъёмно для Израиля и Иордании. Но, ПОХОЖЕ, речь уже идёт о международном консорциуме.............................
Главное: ПРОМЕДЛЕНИЕ СМЕРТИ ПОДОБНО.
>>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<<
16 мая 2008 г. Строительство канала, который соединит Красное и Мертвое моря, позволит создать около миллиона новых рабочих мест, и в четыре раза увеличить поток туристов, посещающих южные курорты Израиля и Иордании...
Помимо новых промышленных и туристических объектов на берегах искусственной реки предполагается построить предприятие по опреснению морской воды мощностью около миллиарда кубометров в год. Это позволит обеспечить около 30% потребности Израиля, Иордании и Палестинской автономии в пресной воде.
3 Июля 2002
Министр иностранных дел Шимон Перес противится намерению министерства финансов отменить сделку по закупке пресной воды из Турции. Корреспондент агентства ИТИМ передает, что Перес считает сделку важной «в политическом смысле». По его мнению, отказ Израиля от импорта турецкой воды станет поводом к разрыву Турцией торговых сделок с Израилем.
Источник агентства ИТИМ сообщает, что параллельно с договором о поставке в Израиль воды из юго-восточных районов Турции, был подписан договор о модернизации на предприятиях израильской оборонной промышленности турецких танков.
В ближайшее время состоится еще одно совещание по этому вопросу с участием главы правительства. На прошлом заседании было принято решение об отказе от импорта воды, и выплате денежной компенсации Турции. Большинство в израильском руководстве отдает предпочтение программе по опреснению морской воды, т. к. сделка с Турцией подрывает независимость государства.
Уровень воды в Кинерете находится на самом низком за последние пять лет уровне, что вызывает тревогу как израильских экологов, так и министерство инфраструктур, ответственное за снабжение страны пресной водой.
отличие от предыдущих лет, основное решение пробемы пресной воды в Израиле, особенно - в засушливые годы, подобные нынешнему , правительство видит не в импорте пресной воды из Турции, а в строительстве опреснительных сооружений в стране.
25 Декабря 2007
В течение ближайших трех месяцев государственная компания "Мекорот" проведет работы по подключению водопроводной трубы от опреснительной станции в районе Хадеры к центральному национальному водопроводу. На этот период будет прекращен забор воды из Кинерета.
Большая зависимость Израиля от количества дождевых осадков, являющихся основным источником пополнения запасов пресной воды в озере Кинерет, заставила правительства страны в течение последнего десятилетия вкладывать средства в разработку и сооружение опреснительных станций.
В 2009 году государственная компания "Мекорот" намеревается пополнить запасы пресной воды 100 миллионами кубических метров опресненной воды.
27.01. 2008.
Вскоре Израиль ощутит существенную нехватку воды. На настоящий момент, выпало лишь 65% зимней нормы осадков, а в районе озера Кинерет – лишь 60%.
В связи с этим кабинет министров рассматривает ряд срочных мер по экономии и повторному использованию водных ресурсов. Предлагается провести широкую разъяснительную компанию о необходимости экономии среди населения, сократить квоты подачи воды сельскохозяйственным производителям, ограничить полив парков и садов.
Власти опасаются, что дефицит воды будущим летом составит в Израиле 300 миллионов кубических метров. В то же время, по оценкам экспертов министерства инфраструктуры, комплекс экстренных мер, разрабатываемых сейчас кабинетом министров, поможет , в лучшем случае, сэкономить 60 миллионов кубометров.
В стране действуют два опреснительных завода – в Пальмахим и Ашкелоне, вместе они производят 140 миллионов кубометров воды. В течение ближайших трех лет должен войти в строй новый завод в Хадере, мощность которого составит 110 миллионов кубометров. Прошлым летом правительство одобрило программу, по которой производство опресненной воды должно увеличиться до 505 миллионов кубометров в год, что будет обеспечено строительством двух новых заводов и модернизацией существующих.
ПРОЕКТ кандидата геолого-минералогических наук М.М. ЯЗМИРА:
>"За" и "против" идеи накопления запасов пресной воды в бассейнах на прибрежной акватории, отвоеванной у Средиземного моря.
Каждый житель нашей страны нет-нет, а задается вопросом - как уловить эти бешеные потоки зимних дождевых вод, несущихся к соленому Средиземному морю? Ведь их совокупный объём превышает сток бассейна Киннерета! Ведь решение этой проблемы могло бы избавить Израиль от постоянно ощущаемого и нарастающего дефицита пресной воды!
Однако в Израильской прессе преобладают статьи посвященные поиску новых источников воды, особенно, проблеме опреснения морской воды или проблеме транспортировке пресной воды из других стран. Предложения относительно дождевых вод ограничиваются рекомендациями по способам их накопления (в запрудах, в подземных хранилищах), что позволяет сохранить только некоторую (10-20%) часть метеорных вод для последующего их потребления в сухом периоде.
Некоторые исследователи указывают, что проблема водоснабжения страны имеет системный характер и должна включать вопросы не только поиска новых источников, воды, но также- водосбережения и борьбы с загрязнением окружающей среды и грунтовых вод. В этой системе как-то в стороне остался неоспоримый факт того, что в условиях чередования сухого и влажного сезонов и ограниченности территории государства первостепенное значение имеют масштабы площадей и объемов накопления и сохранения влаги. Ведь роль Киннерета в том и состоит, что это наиболее масштабный аккумулятор воды в нашем регионе!
Если бы на пути метеорных вод, несущихся к морю, находилась впадина масштабов упомянутого озера, можно не сомневаться в том, что проблема водоснабжения Израиля была бы решена самым эффективным образом! Такое озеро, хотя и меньших размеров, можно создать на северном прибрежном мелководном участке Средиземного моря между мысом Рош-hа-Никра и городом Наhария, протяженностью около 6 километров, средней шириной до 3 километров и средней глубиной до 15 метров. На этой акватории, при условии освобождения ее от соленой морской воды возможно накопить водохранилище до 270 миллионов кубометров пресной воды.
Эта акватория отграничена от открытого моря с запада цепью скалистых островков и рифов, которые можно использовать как естественные волноломы, что облегчает строительство защитной дамбы.
Подобное водохранилище питалось бы за счет водосборных бассейнов рек Кзива и Бецета в Верхней Галилее с самыми обильными и самыми продолжительными дождями в Израиле. Высота столба осадков здесь за зимний период превышает 1000мм. Этот район площадью около 225 кв. километров, кроме того, является благоприятным и в экологическом смысле, что позволяет обойтись без очистных сооружений. Здесь нет крупных предприятий, загрязняющих природу. Во всяком случае, водосборная площадь Верхней Галилеи поставляет к морю воду не худшего качества, чем водосборная площадь озера Киннерет, а объем стекающих с нее вод может колебаться от 220 до 300 миллионов кубических метров.
Если связать такое водохранилище с помощью трубопровода с озером Киннерет, ее перекачка от уровня моря до уровня озера энергетически на много выгоднее, чем обратная, ныне совершаемая, так как уровень озера более, чем на 200 метров ниже уровня моря.
Опыт строительств дамб и откачки морской воды для освобождения ложа водохранилища от соленой воды в мире известен и, следовательно, создание подобного сооружения является технически осуществимым.
Экономическая целесообразность затрат на строительство самого сооружения и необходимой инфраструктуры (каналов, мостов, дамб и др. объектов) должна определяться не только расчетной стоимостью кубометра запасенной воды в год с учетом времени эксплуатации водохранилища, но также стоимостью экологического сбережения прибрежной части Средиземного моря, сохранения оптимального уровня озера Киннерет, а также сохранения гидрохимического режима Мертвого моря (если часть пресных вод достанется и ему). Собранная в водохранилище вода в биогеохимическом отношении выигрывает как перед привозной водой, так и перед произведенной в опреснительных установках. Стоимость строительства подобных сооружений в Израиле составляет около 50 миллионов долларов на погонный километр дамбы. При ее общей длине в 12 километров, затраты на создание водохранилища составят порядка 600 миллионов долларов, а с учетом вероятной стоимости инфраструктуры и системы откачки соленой воды, они могут достигнуть 800 миллионов долларов. Принимая как приемлемую отпускную стоимость воды 10 центов за кубометр (это в пять раз дешевле воды, производимой на опреснительных установках), затраты на создание пресноводного озера на нынешней территории моря окупятся уже через три-четыре года! В последующие годы водохранилище будет работать уже на прибыль!>
>>>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<
М. Тартаковский.
Возожность строительства морского канала ЭЙЛАТСКИЙ ЗАЛИВ – СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ - дублирующий Суэцкий.
(Собственный текст - 2005 г. - не разыскал).
Справка. Объем грузоперевозок через Суэцкий канал достиг в сентябре 2007 г. рекордного уровня за всю историю его существования. Как сообщили представители администрации этой важной воднотранспортной артерии, доходы от ее эксплуатации принесли казне Египта в прошлом месяце $332,2 млн, что на 38,8 млн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поток грузов составил 64,9 млн т, превысив прошлогодние показатели на 7,6 млн т.
В течение предыдущего месяца через канал прошло 1585 судов (в среднем – 53 в сутки). Перевозка грузов по этому водному коридору по-прежнему остается одним из наиболее дешевых и безопасных способов транспортировки товаров в регионе. Власти Египта постоянно поддерживают новые проекты по его развитию: не прекращаются работы по углублению и расширению русла, что позволяет увеличивать пропускную способность и принимать суда с большим водоизмещением. Эксплуатация канала является основным источником поступления иностранной валюты в казну государства наряду с туризмом.
Михаил Ландер, капитан дальнего плавания.
Впервые я увидел Суэцкий канал будучи молодым штурманом. Ослепительным солнечным утром мы стали на рейде Порт-Саида в ожидании формирования каравана для прохождения канала. На краю бетонного волнолома, закрывающегo порт от волн, стояла трехметровая фигура создателя канала Фердинанда Лессепса, вся бело-серая от помета чаек. Странное ощущeние при проходе каналом - будто плывешь по песку. Слева и справа вышагивают верблюжьи караваны, бедуины в белых балахонах и волнистые песчаные дюны до самого горизонта. В Горьком озере, где корабли швартуются к палам на несколько часов, чтобы пропустить встречные суда, к борту устремляются десятки лодок с нехитрым товаром дешевых подделок от древнеегипетских сувениров до парфюмерии “Made in France”. В Суэце лоцман со своей командой высаживается для обратной проводки из Красного моря. А пароходы, вышедшие в Красное море, разбегаются по своим дорогам – кто в Индийский океан, а кто поближе, в Аден, Карачи или Кувейт...
>>>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<<<<<<