Лев Мадорский. Протестанты и евреи
Posted: Thu Apr 01, 2010 5:04 am
ПРОТЕСТАНТЫ И ЕВРЕИ
Случай в Магдебурге.
Тот солнечный, мартовский день 1993 года запомнился. Как будто всё случилось вчера. Наверно, потому, что ни раньше, ни позже ничего подобного в моей жизни не происходило. Я только недавно приехал в Германию и жил в городе, известном по школьным урокам физики, в Магдебурге. Было воскресенье. Мы с приятелем прогуливались по пешеходной зоне и удивлялись (это особенно бросалось в глаза после бандитской Москвы тех времён) как немцы умеют мирно и дружелюбно веселиться. В российской жизни большое скопление народа, практически, всегда сопровождалось пьяной агрессией и драками.
В центре площади на длинном столе молодой человек, интеллигентного вида, раскладывал какие-то книги и брошюры. Подошли ближе. Это была религиозно-христианская литература: Новый и Ветхий Завет, псалмы Давида, жития святых и многое другое.
- Возьмите Новый Завет, - обратился ко мне молодой человек.- Это бесплатно.
- Спасибо, но я еврей. Мне бы больше подошёл Ветхий Завет.
И тут молодой человек неожиданно, на глазах у переполненной площади, вышел из -за стола и встал передо мной на колени:
- Вы, евреи, наши старшие братья. Спасибо вам.
Я смутился, не знал что сказать, и мы с приятелем быстро ушли, смешавшись с толпой.
Лютер и евреи.
Именно после этого случая заинтересовался отношением протестантов к евреям, к иудаизму в целом, и понял, что это отношение, неоднозначно. Оно колеблется от негативного, почти юдофобского (прямые последователи Лютера в этом вопросе) до всё более набирающего силу, юдофильского. С одним из представителей которого я и столкнулся в Магдебурге.
Если у евангелистов сегодняшнего дня отношение к евреям постепенно меняется к лучшему, то на протяжении жизни Мартина Лютера (1483-1546 г.г.) всё было с точностью наоборот. В первый период (1513-23) он осуждал антисемитизм, призывал к «христианской терпимости» к иудеям. Был против « преувеличения поступков евреев по отношению к Иисусу Христу». В памфлете « О том, что Христос родился евреем» Лютер (1523) даже писал, что если бы он сам был евреем, то « видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочёл бы превратиться в свинью, чем стать христианином»
Однако, надежды, что евреи примут христианство в его реформированном, как Лютер считал, «подлинном» виде, не оправдались. Постепенно он убедился, что подавляющее большинство иудеев остаются верными своему традиционному пониманию Библии. И произошла метаморфоза. Мартин Лютер из защитника евреев превратился в ярого антисемита. В поздних памфлетах « О евреях и их лжи» и « О непроизносимом имени Божием» Лютер пишет уже о «неподатливых евреях с железным сердцем и упрямых как дьявол». Призывает к их изгнанию. Его антиеврейская риторика становится ругательной и нетерпимой: « отвратительные паразиты», «воры и разбойники, отравляющие колодцы и похищающие людей» и т.п. Именно поздние работы Лютера формировали враждебное отношение лютеран к иудеям, стали истоком их травли и антисемитской пропаганды, включая нацистскую.
Евреи за Иисуса
Впрочем, Лютер несколько преувеличивал, когда говорил о «неподатливых евреях с железным сердцем». Шли годы и его мечта привести евреев к христианству нашла своих последователей. В 1973 году в Сан Франциско еврей-христианин Мойше (Мартин) Розен основал организацию, которая получила название «Евреи за Иисуса». Постепенно движение «Евреи за Иисуса» расширялось и сегодня его филиалы есть не только в США, Но и в Англии, Франции, Германии, России, Израиле. Всего в 11 странах.
«Евреи за Иисуса» - миссионерская организация. В Москве и в Берлине я встречал на улице активистов движения. Названия брошюр, которые они раздают бесплатно, как и слоганы на свитерах и майках, не оставляют сомнений в том, какую организацию эти активисты представляют: « Иисус любит евреев», «Евреем были первые христиане», « Христос был евреем» и т.п.
С одним из активистов этой организации в Москве, Игорем Славутиным, молодым человек лет 25 (мама- еврейка, далекая от религии, папа- русский, православный) я разговорился в вестибюле метро. Разговор получился интересный, и я пригласил его домой. Из наших бесед, из брошюр, которые мне Игорь передал, из других источников убедился, что религиозные постулаты « Евреев за Иисуса» мало чем отличаются от постулатов евангелической церкви. Вот главные:
- Иисус Христос из Назарета - сын Б-га.
- Иисус был Мессией и скоро вернётся на Землю.
- Ветхий и Новый Завет являются Богудохновенным Словом Божьим.
- Чтобы спастись, надо поверить в Иисуса и раскаяться в грехах.
- Б-г существует в трёх ипостасях - Б-г отец, Б-г сын и Б-г Святой дух.
- Евреи – избранный народ.
Есть правда и некоторые, специфически-еврейские акценты. «Евреи за Иисуса» отмечают не только христианские, но и еврейские праздники: Пурим, Суккот, Хануку, еврейский Новый год. Некоторые одевают на Б-гослужение кипу. Другими словами, считают себя одновременно как евреями, так и христианами.
И всё же, несмотря на желание евреев-христиан подчеркнуть свои еврейские корни и еврейскую составляющую их Веры во Христа, иудаистские религиозные организации, независимо, ортодоксальные или реформистские, относятся к «Евреям за Иисуса» резко отрицательно. Призывают потомков Авраама «не поддаваться на провокации», не вступать в контакт, не посещать их мероприятия. Неоднозначное отношение к христианам-евреям и у представителей католических и православных конфессий, считающие их прозелитами, то есть перешедшими в христианство из другой веры. Ни в православии, ни в католицизме такие «новообращённые» не вызывают особого доверия.
Протестанты- юдофилы.
Но вернёмся к лютеранам. Многие из них, в отличие от католиков и православных, принимают потомков евреев в лоно своей церкви, что называется, с распростёртыми объятьями. Считают, как и молодой человек, ставший передо мной на колени в Магдебурге, «старшими братьями».
Евангелический богослов Ф. Марквардт выразил эти настроения эмоционально и ярко: «Освенцим зовёт к тому, что сегодня мы услышали Слово Божие не так, как его слышали прошлые поколения. Мы отвергаем обвинения иудеев в их несмываемой вине за смерть Иисуса. Мы раскаиваемся за презрение и унижение, которым их подвергали. Мы уверены, что завет Божий с еврейским народом вечен».
Изменилось и отношение к Израилю. Иммиграция евреев в Святую землю из всех стран мира рассматривается как ещё один знак верности Всевышнего своему народу. Например, Синод Евангелической Церкви Германии 1980 года провозгласил солидарность с еврейским народом- своим религиозным долгом. Признал особый характер избранности Израиля. « Второе пришествие Христа состоится,- записано в его решении,- когда евреи вернутся в Израиль» По мнению протестантов -фундаменталистов необходимо, чтобы потомки Авраама не просто вернулись в страну Обетованную, но и поселилсь на всей территории, которой они владели в библейские времена.
Основные установки сегодняшней протестанской церкви подтверждают этот новый взгляд:
- Совиновность в преступлениях нацистов.
- Связь христианства с иудаизмом.
- Отказ от миссионерства среди евреев.
- Отказ от антисемитизма
Некоторые протестанты – фундаменталисты, особенно, в США, стараются ускорить процесс возвращения евреев в Израиль и финансируют их эмиграцию. Только с 2000-го по 2006 г.г. в Израиль из США на деньги протестантских организаций переехало около 2000 евреев.
В заключение хочу отметить, что евреи становятся христианами не только в рамках протестантизма. Знакомая, живущая в Москве, крестившаяся еврейка, пригласила меня несколько лет назад посетить церковь в центре города во время Б-гослужения. Я был поражён количеством прихожан- евреев. Да и священник, проводивший службу, оказался евреем. Это были не «Евреи за Иисуса». Это были евреи-православные.
Такое ощущение, что процесс христианизации евреев набирает силу. Позитивное это явление? Не думаю. Впрочем, время покажет…
Случай в Магдебурге.
Тот солнечный, мартовский день 1993 года запомнился. Как будто всё случилось вчера. Наверно, потому, что ни раньше, ни позже ничего подобного в моей жизни не происходило. Я только недавно приехал в Германию и жил в городе, известном по школьным урокам физики, в Магдебурге. Было воскресенье. Мы с приятелем прогуливались по пешеходной зоне и удивлялись (это особенно бросалось в глаза после бандитской Москвы тех времён) как немцы умеют мирно и дружелюбно веселиться. В российской жизни большое скопление народа, практически, всегда сопровождалось пьяной агрессией и драками.
В центре площади на длинном столе молодой человек, интеллигентного вида, раскладывал какие-то книги и брошюры. Подошли ближе. Это была религиозно-христианская литература: Новый и Ветхий Завет, псалмы Давида, жития святых и многое другое.
- Возьмите Новый Завет, - обратился ко мне молодой человек.- Это бесплатно.
- Спасибо, но я еврей. Мне бы больше подошёл Ветхий Завет.
И тут молодой человек неожиданно, на глазах у переполненной площади, вышел из -за стола и встал передо мной на колени:
- Вы, евреи, наши старшие братья. Спасибо вам.
Я смутился, не знал что сказать, и мы с приятелем быстро ушли, смешавшись с толпой.
Лютер и евреи.
Именно после этого случая заинтересовался отношением протестантов к евреям, к иудаизму в целом, и понял, что это отношение, неоднозначно. Оно колеблется от негативного, почти юдофобского (прямые последователи Лютера в этом вопросе) до всё более набирающего силу, юдофильского. С одним из представителей которого я и столкнулся в Магдебурге.
Если у евангелистов сегодняшнего дня отношение к евреям постепенно меняется к лучшему, то на протяжении жизни Мартина Лютера (1483-1546 г.г.) всё было с точностью наоборот. В первый период (1513-23) он осуждал антисемитизм, призывал к «христианской терпимости» к иудеям. Был против « преувеличения поступков евреев по отношению к Иисусу Христу». В памфлете « О том, что Христос родился евреем» Лютер (1523) даже писал, что если бы он сам был евреем, то « видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочёл бы превратиться в свинью, чем стать христианином»
Однако, надежды, что евреи примут христианство в его реформированном, как Лютер считал, «подлинном» виде, не оправдались. Постепенно он убедился, что подавляющее большинство иудеев остаются верными своему традиционному пониманию Библии. И произошла метаморфоза. Мартин Лютер из защитника евреев превратился в ярого антисемита. В поздних памфлетах « О евреях и их лжи» и « О непроизносимом имени Божием» Лютер пишет уже о «неподатливых евреях с железным сердцем и упрямых как дьявол». Призывает к их изгнанию. Его антиеврейская риторика становится ругательной и нетерпимой: « отвратительные паразиты», «воры и разбойники, отравляющие колодцы и похищающие людей» и т.п. Именно поздние работы Лютера формировали враждебное отношение лютеран к иудеям, стали истоком их травли и антисемитской пропаганды, включая нацистскую.
Евреи за Иисуса
Впрочем, Лютер несколько преувеличивал, когда говорил о «неподатливых евреях с железным сердцем». Шли годы и его мечта привести евреев к христианству нашла своих последователей. В 1973 году в Сан Франциско еврей-христианин Мойше (Мартин) Розен основал организацию, которая получила название «Евреи за Иисуса». Постепенно движение «Евреи за Иисуса» расширялось и сегодня его филиалы есть не только в США, Но и в Англии, Франции, Германии, России, Израиле. Всего в 11 странах.
«Евреи за Иисуса» - миссионерская организация. В Москве и в Берлине я встречал на улице активистов движения. Названия брошюр, которые они раздают бесплатно, как и слоганы на свитерах и майках, не оставляют сомнений в том, какую организацию эти активисты представляют: « Иисус любит евреев», «Евреем были первые христиане», « Христос был евреем» и т.п.
С одним из активистов этой организации в Москве, Игорем Славутиным, молодым человек лет 25 (мама- еврейка, далекая от религии, папа- русский, православный) я разговорился в вестибюле метро. Разговор получился интересный, и я пригласил его домой. Из наших бесед, из брошюр, которые мне Игорь передал, из других источников убедился, что религиозные постулаты « Евреев за Иисуса» мало чем отличаются от постулатов евангелической церкви. Вот главные:
- Иисус Христос из Назарета - сын Б-га.
- Иисус был Мессией и скоро вернётся на Землю.
- Ветхий и Новый Завет являются Богудохновенным Словом Божьим.
- Чтобы спастись, надо поверить в Иисуса и раскаяться в грехах.
- Б-г существует в трёх ипостасях - Б-г отец, Б-г сын и Б-г Святой дух.
- Евреи – избранный народ.
Есть правда и некоторые, специфически-еврейские акценты. «Евреи за Иисуса» отмечают не только христианские, но и еврейские праздники: Пурим, Суккот, Хануку, еврейский Новый год. Некоторые одевают на Б-гослужение кипу. Другими словами, считают себя одновременно как евреями, так и христианами.
И всё же, несмотря на желание евреев-христиан подчеркнуть свои еврейские корни и еврейскую составляющую их Веры во Христа, иудаистские религиозные организации, независимо, ортодоксальные или реформистские, относятся к «Евреям за Иисуса» резко отрицательно. Призывают потомков Авраама «не поддаваться на провокации», не вступать в контакт, не посещать их мероприятия. Неоднозначное отношение к христианам-евреям и у представителей католических и православных конфессий, считающие их прозелитами, то есть перешедшими в христианство из другой веры. Ни в православии, ни в католицизме такие «новообращённые» не вызывают особого доверия.
Протестанты- юдофилы.
Но вернёмся к лютеранам. Многие из них, в отличие от католиков и православных, принимают потомков евреев в лоно своей церкви, что называется, с распростёртыми объятьями. Считают, как и молодой человек, ставший передо мной на колени в Магдебурге, «старшими братьями».
Евангелический богослов Ф. Марквардт выразил эти настроения эмоционально и ярко: «Освенцим зовёт к тому, что сегодня мы услышали Слово Божие не так, как его слышали прошлые поколения. Мы отвергаем обвинения иудеев в их несмываемой вине за смерть Иисуса. Мы раскаиваемся за презрение и унижение, которым их подвергали. Мы уверены, что завет Божий с еврейским народом вечен».
Изменилось и отношение к Израилю. Иммиграция евреев в Святую землю из всех стран мира рассматривается как ещё один знак верности Всевышнего своему народу. Например, Синод Евангелической Церкви Германии 1980 года провозгласил солидарность с еврейским народом- своим религиозным долгом. Признал особый характер избранности Израиля. « Второе пришествие Христа состоится,- записано в его решении,- когда евреи вернутся в Израиль» По мнению протестантов -фундаменталистов необходимо, чтобы потомки Авраама не просто вернулись в страну Обетованную, но и поселилсь на всей территории, которой они владели в библейские времена.
Основные установки сегодняшней протестанской церкви подтверждают этот новый взгляд:
- Совиновность в преступлениях нацистов.
- Связь христианства с иудаизмом.
- Отказ от миссионерства среди евреев.
- Отказ от антисемитизма
Некоторые протестанты – фундаменталисты, особенно, в США, стараются ускорить процесс возвращения евреев в Израиль и финансируют их эмиграцию. Только с 2000-го по 2006 г.г. в Израиль из США на деньги протестантских организаций переехало около 2000 евреев.
В заключение хочу отметить, что евреи становятся христианами не только в рамках протестантизма. Знакомая, живущая в Москве, крестившаяся еврейка, пригласила меня несколько лет назад посетить церковь в центре города во время Б-гослужения. Я был поражён количеством прихожан- евреев. Да и священник, проводивший службу, оказался евреем. Это были не «Евреи за Иисуса». Это были евреи-православные.
Такое ощущение, что процесс христианизации евреев набирает силу. Позитивное это явление? Не думаю. Впрочем, время покажет…