Самая северная трасса газопровода

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
vladimir
участник форума
Posts: 11
Joined: Sun Jan 30, 2011 5:36 pm

Самая северная трасса газопровода

Post by vladimir »

САМАЯ СЕВЕРНАЯ ТРАССА ГАЗОПРОВОДА
( К 75летию СТРОИТЕЛЬСТВА г. НОРИЛЬСКА)
Предистория возникновения этой трассы. В начале семидесятых годов Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин со своей свитой побывал на Норильском металлургическом комбинате. В ходе общения с рабочими, которые задавали ему всякие вопросы, один был самый основной, а именно- когда мы перестанем использовать у себя на комбинате мазут и уголь? И т. Косыгин сказал, что есть все основания пообещать, что в ближайшие годы комбинат получит газ.
Геологи уже обнаружили его в районе Мессояхи, и в перспективе обещание Косыгина должно было быть оправданным. Работы были выполнены, газ пошел на комбинат, но к сожалению в ходе тщательной разведки по определению промышленного объема газа, его оказалось не столько, сколько предполагали на старте. Хорошо, что в ходе этих работ проводились разведывательные геологические работы и на п-ве Ямал, где действительно было обнаружено крупное месторождение газа. Впоследствии к газопроводу Мессояха- Дудинка- Норильск был подключен газопровод с Ямала, и все вопросы снабжения комбината газом были решены.
Как я попал на эту трассу? Как-то пришел в гости в Киевский институт Гидротрубопровод, где я работал в прошлые годы, и мне начальник технологического отдела сходу предложил возглавить изыскательскую партию по выбору и проведения всех работ по проектируемой трассе газопровода Мессояха- Дудинка – Норильск.
Естественно, у меня возник вопрос, а где же все ваши нач. партий, и он мне отвечает, что мол наши отказываются туда ехать. Я дал согласие на эту работу, для чего нужно было уволиться со своего места работы и оформиться здесь в новом институте.
Люди и материалы были уже на месте, Оставалось только мне также оказаться там. Из Москвы вылетал в апреле м-це 1968г. и было по -весеннему тепло, и я был соответственно одет, Когда прилетели в аэропорт Алыкель, который находился в 40км. от Норильска, оказалось, что снаружи температура воздуха -25гр.С и кругом снег. Пришлось быстро добраться до аэровокзала, получить свой багаж и переодеться в соответствии с новой погодой. С первого дня, в новых условиях обитания, все было необычным:- к примеру, круглосуточный день, который сопровождался ярким солнцем. По нашим понятиям, надо давно уже спать, а тут смотришь из окна- 1час ночи, а на улице играют дети.
Из 700км. трассы, нашему Киевскому институту было поручено провести изыскания на участке 200км. К этим работам надо было тщательно подготовиться, т. к. основное наше пребывание- тундра.
Палатками помог металлургический комбинат, выделив нам три палатки трехслойные на 10 человек каждая, все остальное надо было делать самим.
Но и эти трехслойные палатки, а внутри у входа была печка- буржуйка, не спасали от холода..
Я, проработав много лет на изыскательских работах, в обычных наших широтах, только сейчас понял и оценил всю ответственность, которую возложил на себя, где в составе партии было постоянно 25-30 чел. Надо было спешить чтобы в короткое время успеть выполнить все полевые работы.
Нам пришлось на нашем участке пересечь такие крупные реки как Малая и Большая Хета, реку Енисей и десятки мелких рек. Озера мы обходили.
Интересно, что пересекая р. Енисей, мы должны были найти глубины более 40м., что было полной противоположностью технологии пересечения рек в наших широтах, когда отыскиваешь самые мелководные створы,
Река Енисей замерзает отдельными слоями, и каждый такой слой опускается вниз вновь созданным вышележащим, создавая свиту льда толщиной до 38м.,; вот почему газопровод должен быть уложен ниже этого слоя льда.
Место прохождения трассы газопровода определялось вначале на топографических картах, и она намечалась воздушно- прямой, от которой и нужно было плясать. Намечаемая трасса находится в тундре, и на отдельных участках сплошные озера, которые надо было обходить. И вот в таких необычных условиях очень сложно найти оптимальный вариант трассы.
Вспоминаю- выехав в первый день на рекогностировку одного участка трассы, прокрутившись целый день, мы фактически нисколько не продвинулись, Мы крутились вокруг озер, которые похожи друг на друга, и возвратились на базу к вечеру, не солоно хлебавши.
Промежуточные базы мы устраивали с таким расчетом, чтобы можно было выполнять все работы, имея “плечо” в каждую сторону по 20км.
И по окончании работ на этом участке, мы перемещались на следующий.
Учитывая неудачи выезда на трассу в первый день, необходимо было придумать что-то другое для возможности работ в новых условиях,
И мною было придумано, например- были сделаны пятиметровые шесты с прикрепленными на них красными флагами, и эти шесты, с помощью вертолета, который прилетал к нам при необходимости, мы устанавливали на поверхности, предварительно найдя им место на топоплане. Таким образом, наша трасса на местности была закреплена шестами через каждые 2км.
И теперь, отыскав их по биноклю, мы могли продвигаться в нужном направлении. Для проведения полевых работ были наняты местные безработные в г. Дудинка, так называемые бичи ( бывший интелегент).
Инженерно- технический персонал- топографы и геологи были из Киевского института в количестве 6 человек. Характерно, что наши инженеры по прошествии примерно 1,5 м-цев не выдерживали работ в услоаиях тундры и возвращались в Киев, кто совсем , а кто возвращался через месяца два.
Я пробыл в общей сложности восемь месяцев.
Каждый месяц мы на 2-3 дня уезжали в Дудинку или Норильск и приводили себя в порядок во всех отношениях, и вновь возвращались в тундру.
На р. Большая Хета была центральная база строительства газопровода, где имелись фундаментальные бараки с двухэтажными нарами и передвижные вагончики на 8чел.,. На этой базе постоянно находилось более 200 человек.
На этой трассе принимало участие много проектных и научно- исследовательских институтов Союза, и каждый выполнял свои задачи.
На эту базу доставлялись металлические трубы диам. 700мм из Швеции длиной 10м каждая. Здесь их сваривали по 3шт, каждый шов проверялся специальными приборами. Такие плети длиной в 30м вертолеты переносили по трассе, т. е. строители наступали нам на пятки.
Район прохождения трассы газопровода находился в зоне вечной мерзлоты, поэтому трубопровод решили прокладывать на опорах. И здесь не все было благополучно, т. к. не учли оленей, которые подходя к такому препятствию на опорах высотой 1м, не догадывались нагнуться, чтобы пройти.
Пришлось срочно, по линиям движения оленей, а у них постоянная миграция с юга на север в летнее короткое время и, наоборот, с севера на юг в зимнее время, делать в трубопроводе проходы высотой до 3м.
Вспоминаю- как-то получили приказ от начальника строительства прибыть на базу для выполнения каких-то работ. На нашем вездеходе в составе 20чел. выехали, рассчитывая через 3-4часа доехать до базы. Зная, что доберемся за короткое время , не взяли с собой ничего, что обязательно надо было брать- сигнальные ракетницы и элементарный запас еды и топлива. И вот так понадеявшись, ничего с собой не взяв, мы заблудились. Объезжая каждый раз какое-то препятствие- озеро или речку, мы кружились, удаляясь от базы.
К концу первого дня топливо закончилось, и мы окончательно остановились.
В таком очень серьезном положении мы находились пять суток.
Вся вертолетная служба Таймыра участвовала в нашем розыске.
Мы видели, как вертолеты крутились на расстоянии 30-40км от нас, но не было чем подать сигнал. Положение с каждым днем ухудшалось т. к. и кушать нечего было. Появилась у людей растерянность и подавленность, была верная возможность и вообще погибнуть, И вот тут каждый из нашей команды проявил себя соответственно своему состоянию. Многие порывались пойти, не зная куда и не имея никаких приспособлений в одиночку двигаться в тундре, это было очень опасно, и я как мог успокаивал и уговаривал ребят вести себя спокойнее. И вновь характерно, что более беспокойно вели себя наши киевские инженера.
На пятые сутки, я решил отправить двух ребят, более трезвых и смелых.
Для их похода пришлось срубить длинный ствол дерева, перекинуть его через речку, и помогая им пройти по стволу на другой берег, указав направление куда идти, где ранее были замечены поисковые вертолеты,
Они прошли в указанном направлении четыре часа, когда над ними появился вертолет.Сняв с себя верхнюю одежду, они стали размахивать ею и вертолетчики заметили их, опустились и взяв их на борт отправились к нам.
Трудно описать радость, которая охватила нас при виде вертолета с нашими ребятами.В несколько приемов нас перевезли на базу. В это время начальник строительства находился в Норильске на главпочтамте, основываясь на сообщениях о происшествии, готов был дать телеграмму в Министерство о гибели 20чел. В последний момент его остановили, сообщив, что людей нашли. Это один из маленьких эпизодов нашей жизни в тундре на трассе газопровода. Каждый раз, переезжая на вездеходе на другое место, попадали в необычные условия, с которыми никогда ранее до этого не сталкивались.
Вот, к примеру, чтобы не объезжать какое-то озеро, оценив глубину, стали переправляться на вездеходе. А когда немного отъехали от берега, гусеницами сели на слой льда, они только скользили, и мы нисколько не продвигались. И что тут делать? Решили опускать впереди бревно на ширину гусениц , проезжать по нему, а сзади подхватывать и передавать вперед. Так, находясь постоянно в ледяной воде, меняя положение этого бревна, медленно продвигаясь, добрались до другого берега.
Я много побывал на изыскательских работах нашей страны, но то, с чем каждый раз сталкивались в тундре, не было ни на что похоже. Каждый раз надо было принимать совсем необычные решения.
В ходе работ в наших средних широтах побывал на многих реках, где начинался ледоход, но с чем столкнулся на реке Енисей в первое время, повергло меня в какой-то ужас. Ночью, находясь в палатке, услышал шум, который по звуку был похож на артиллерийскую канонаду . Ребята, может быть, и слышали этот шум, а не слышать его невозможно было, но испугавшись, не подавали виду. Я накинул полушубок, схватил ружье, не зная, откуда идет этот шум, выскочил из палатки и увидел всю эту ледяную круговерть. Льдины громоздясь друг на друга, ломались, крошились и со страшной скоростью продвигаясь, создавали этот шум.
Я был поражен увиденным и услышанным. Коль жизнь у нас проходила в тундре, не могу не описать силу ветра, которая здесь бывает, с которой столкнулись непосредственно. Норильск считают полюсом ветров. Чтобы как-то понять, что это такое, даже людям, проживающим в северных широтах, но находящимся в нормальных условиях, хочу описать эту силу ветра, когда оказываешься в тундре.
Вертолет в очередной раз перебрасывал нас на промежуточную базу, имея на борту 20чел., разные материалы и палатки. Подлетая к нашей площадке, где уже заранее был подготовлен котлован для палатки в снежной толще, получили штормовое предупреждение о срочном возвращении всех вертолетов на базу. Не сажая вертолет, мы выбросили все материалы, палатки и выбросились сами. Успели поставить четыре столба по углам и один в центре, натянуть палатку, и тут началось. Тяжело сейчас описать, с чем столкнулись тогда люди. Нас было 20чел.- по пять на каждый угловой столб.
Каждая группа держала канат, привязанный к палатке, Более трех часов штормовой ветер не выпускал нас из своих объятий. После такой нагрузки все были обессилены и измочалены.
Таких эпизодов в процессе наших работ было много, и в каждом случае надо было решать проблемы, сообразуясь с условиями тундры.
Мне приходилось сталкиваться с местным населением. Это долгане и нганасане. В административном районе, где проходила наша трасса, их было не более 200чел. Фактически это вымирающая нация.
Для продления своего рода глава семьи готов был отдать любому заезжему свою жену, дочь и любую женщину.
Улетая из Дудинки или Норильска в тундру на месяц, брали все необходимые продукты, помимо мяса, которое добывали у националов в обмен на спирт, табак и др. Употребляя мясо оленя, в начале готовя его обычным способом, получили растройство желудка у всей нашей бригады,
Мы уже подумали о тяжелом желудочном заболевании. Когда на базе уточнили, что мы ели, все оказалось просто- оленье мясо надо было готовить не менее четырех часов, и проблема была решена.
В процессе наших работ по трассе газопровода за все время, благодаря Всевышнему, а в основном везению, у нас не было ни одного несчастного случая, Правда, случилось однажды, когда работали с вертолетом по рекогносцировке местности, летели на малой высоте- 10-15 м, отказал мотор, и мы плюхнулись в не глубокое озеро. Отделались легкими ушибами, а связавшись с базой, через три часа были вытащены.
Все геологические работы по трассе газопровода, в том числе на всех реках, проводились со льда и никаких помех у нас не было.
Свои работы мы выполнили досрочно и, оставив строителям на планшетах выбранную трассу для возможного развоза труб, в ноябре 1968г. возвратились в Киев для обработки полевых материалов.
Находясь длительное время в районе севера по выбору трассы газопровода Мессояха- Дудинка-Норильск и проведению всех изыскательских работ, многократно побывал и в самом Норильске. Фундаментальный, красивый город. Я стал интересоваться, как возник этот город в таких суровых условиях. Интересовался методами строительства этого города и собственно кто его строил? Я находил людей- очевидцев и участников строительства этого города в довоенное и послевоенное время. И тем, что я узнал, не могу не поделиться со всеми читателями. Убежден, что и современное поколение норильчан ничего об этом не знает, также как и новое поколение в постсоветских республиках, в своем большинстве, ничего не знает об Отечественной войне.
Город Норильск возник в довоенное время, когда в том районе геологи обнаружили богатейшие залежи цветных металлов- вольфрам, молибден никель и др. Был построен Норильский металлургический комбинат.
По задумке и приказу Сталина г. Норильск должен строться не из расчета жизни месторождения, а на века.
Нужно было показать капиталистическим странам, на что способны коммунисты. И они действительно показали. Построен фундаментальный, красивый город, который называют малым Санкт- Петербургом. Но какой ценой? В условиях севера воздвигли красивейший город.
Он состоит из двух частей. Первая часть города строилась до войны и во время войны обычным способом. Это зона вечной мерзлоты, и в этой толще льда ручным способом вырубался котлован, в который укладывался фундамент. Никакая изоляция не спасала жильцов первых этажей от холода.
Очевидцы и участники стоительства того периода рассказывали мне, как на стройку привозили на машинах материалы, а в обратную сторону эти машины загружались одеревеневшими человеческими телами. Так продолжалось все годы строительства. Сотни тысяч людей погибли на стройке этого чудесного города.
Ежедневно поступали новые заключенные, для пополнения замерших “деревяшек”. Из памяти этих людей не уходит эта жуткая картина строительства г. Норильска того периода.
В послевоенное время вторая часть города строилась по- другому.
В вечную мерзлоту забивались сваи, на которых сооружался фундамент, поднятый на 1,5м над поверхностью земли. Здание снизу получало естественную вентиляцию, и в таких домах людям было комфортнее жить.
Новая и старая части города Норильска разделены площадью и аркой, напоминающей въезд в город Минск.
. ВЛАД АРОНОВ
Post Reply