Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пн ноя 19, 2018 9:59 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Лев Мадорский. Москва еврейская
СообщениеДобавлено: Вт сен 14, 2010 6:48 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн авг 17, 2009 8:17 pm
Сообщения: 510
МОСКВА ЕВРЕЙСКАЯ.

Название пришлось бы не по душе российским квасным патриотам. Но меня тема эта всегда интересовала. Попробуем пробежаться по основным именам и датам.
-1472 г. Первое упоминание о еврее Иосифе, который был чем-то вроде личного посланника между великим князем Иваном Третьим и крымским ханом Менгли-Гиреем.
-1490г. В Москву прибывает «лекарь Жидовин Леон из Венеции». Но погостил в столице недолго и был казнён сразу после смерти своего знатного пациента-сына великого князя. Так было положено начало «доброй » традиции, благополучно дожившей до сталинского «дела врачей».
С 16-го века не начинает « раскручиваться» ещё одна важная линия еврейской истории Москвы - купеческая, торговая. При Василии третьем купцам-иудеям разрешили торговать в столице. Но они действовали столь успешно, что местные торговцы не выдерживали конкуренции. Пожаловались царю-батюшке. Последовал запрет. Такие волны запретов-разрешений продолжались постоянно. В 1828 году купцам разрешалось останавливаться в Москве только на два месяца. С 1832 на полгода. И только с 70-х годов 19 века в столице разрешили постоянно проживать купцам 1-ой гильдии. Заметную роль сыграли потомки Авраама и развитии промышленности, банковского дела. В 1858 г. К.Высоцкий основал чайную фирму. В 1870 г. братья Поляковы основали первый земельный банк. Думаю, что и сегодня евреи ( статистикой не владею) занимают видное место среди российских предпринимателей.
Интересна и несколько неожиданна еврейско-дворянская история столицы. Уже в свитах Лжедмитрия Первого и Второго мелькали лица с подозрительно не славянской внешностью. И сам Лжедмитрий Второй, по некоторым данным, был иудейского происхождения. В 1670-71 годах дворянский род Евриновых основал некий «Матюшка Григорьев - еврей». Среди польских евреев, попавших в то время в Москву, был Шафир-дед вице канцлера при Петре Первом П.Шафирова. С ним состояли в родстве дворянские семьи Веселовских, Копьевых...
Несколько слов о Москве иудаистской. В 1861 г. было три молельных дома, основанных николаевскими солдатами. С 1865г. существует религиозная община. С 1871г. -первая московская синагога. Сегодня в столице две синагоги: хоральная синагога, открывшаяся в 1891г., и хасидская, в Марьиной роще. С 1987 г. значительно увеличивается число еврейских школ, детских садов, семинаров по иудаизму. В 1988 г. открывается ешива - высшее еврейское религиозное заведение.
Теперь немного статистики. Первые евреи-москвичи появились после русско-польской войны (1645-1667г.г.) из числа пленных евреев. Но особенно ощутимым их присутствие стало после 1827 г, когда «избранный народ» стали призывать на военную службу . 1846г.- в столице 313 евреев. 1871г.- ок.8тыс. 1879-16тыс. 1889- 26 тыс. Что составляло, примерно, 3% населения. 1891-35тыс. Коммерсанты, купцы, представители интеллигенции жили в Сретенской, Арбатской, Тверской части города. Ремесленники- в Лефортово, на Пятницкой. Особенно резко возрастает численность еврейского населения столицы после февральской революции 1917 года и отмены черты оседлости. 1917 г.- 60 тыс. 1923г.-86 тыс. 1926г.-131 тыс. 1939г.- более 250 тыс. Примерно такое количество евреев в столице оставалось до 1988 года. До начала активной эмиграции.
Сионистское движение имеет в столице давнюю историю. Уже в 1910 году в Москве было основано общество Шеерит-Исраэль, ставившее задачей финансирование приобретения земель в Эрец-Израиле. С 1916 года начал выходить сионистский еженедельник на иврите « Ха-ам», ставший с июля 1917 г. ежедневной газетой. Но особенно активизировалось движение за возвращение в Израиль в первые годы после февральской революции. Состоялся учредительный съезд партии «Традиция и Свобода», стоявшей на позициях религиозного сионизма. Конференция движения Аггудат Исраэль. Открываются многочисленные издательства на иврите: «Оманут», «Штыбель» , «Сафрут» и др. В январе 1918 г. основано палестинское общество «Раанания» Стали издаваться газеты сионистского направления. Но просущетвовали они недолго. С 1919 г. в рамках борьбы с сионизмом газеты и издательства были закрыты, многие видные деятели сионизма арестованы. Праздником для тысяч московских евреев был приезд в 1948 г. в Москву первого израильского посла Голды Меир.
Как известно, практика антисионизма, которая тесно переплеталась с государственным антисемитизмом, продолжалась весь коммунистический период истории Москвы. В 1936 г. закрыта последняя еврейская школа. В 1937-ом – газеты и большинство образовательных и культурных учреждений на идиш. В январе 1948 г. энкеведешниками убит Ш.Михоэлс. В 1949 г. закрыт еврейский театр. Началась открыто антисемитская компания против «космополитов». Её кульминацией было уже упомянутое « дело врачей», в ходе которой многие московские врачи были арестованы или уволены с работы. Можно долго перечислять и перечислять антисемитские «подвиги» коммунистического режима ...
Да и сегодня, когда евреев принимают во все вузы и почтовые ящики, (но, как выразился Жванецкий «Где евреев взять?») судя по выступлениям официальных лиц (например, некоторых депутатов Государственной Думы), статей ряда периодических изданий («Молодая гвардия», «Наш Современник», газета «Завтра» и др. ), взрывах и поджогах синагог, осквернениях кладбищ и т.п. антисемитская традиция не ослабевает.
В заключения имена некоторых москвичей- евреев, известных не только в столице, но и во всё мире: Б.Пастернак, И.Эренбург, В.Гроссман, А.Таиров, А.Райкин, К.Райкин, Г.Хазанов, А.Эфрос, М.Плисецкая, Д.Ойстрах, И.Ойстрах, Д.Шафран, Э. Гилельс, В.Гинзбург, Л.Ландау, Я.Зельдович… Список, разумеется, далеко не полный.
Сегодня евреев в столице осталось сравнительно немного. По оценочным данным не более 50 тысяч. Но говорить о конце истории Москвы еврейской ещё рано. Впрочем, время покажет…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лев Мадорский. Москва еврейская
СообщениеДобавлено: Пн сен 27, 2010 12:06 am 
ветеран форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 22, 2008 8:22 pm
Сообщения: 430
Вышеназванный Лев посчитал мои исследования антисемитскими.
Интересно, а что он провякает по ЭТОМУ поводу:

Москаль
Прозвище на Украине тех, кто приехал из России. Считалось, что из Москвы. Но тогда было бы «Москваль». В чем дело?
1. משכיל/маскиль – «1. интеллигентный, образованный; 2. умный; 3. удачливый; 4. просветитель; 5. эпический псалом». Можеть быть в Х веке просветительство шло на Украину именно с востока, из «МасКовии» - משא קובע/маса ковэа = «Ноша, тяжесть, ПРОРОЧЕСТВО + Устанавливаю, определяю».
2. מסך על /масах аль – « наливал, смешивал, примешивал + около, вместе». Презрительное отношение к слову «Москаль» может быть объяснено тем, что на Украине внедрялись «царевы кабаки» – государственные кабаки, где только и можно было купить водку, но плохого качества, так как кабатчики постоянно подливали в неё воду.

Москва
1. Некоторые предполагают, что Москву основали потомки билейского патриарха Мосха, которыми были израильтяне.
(http://www.kabmir.com/forum/showthread. ... #post49303 )
Историк Иван Забелин приводит слова Польского ученого конца XVI века Стрыйковского: «Мосох или Мезех, шестой сын Иафетов, внук Ноев, есть отец и прародитель всех народов Московских, Российских, Польских, Волынских, Чешских, Мазовецких, Болгарских, Сербских, Харватских, и всех, елико есть Славенский язык; что у Моисея Мосох (Мешех), Московских народов праотец, знаменуется (упоминается) также и у Иосифа Флавия в Древностях; что ни от реки, ни от града Москвы Москва наименование получила, но река и град от народа Московского имя восприяли; что имя сие: Мосох, Мокус, Моска, Моски, Москорум, Московитарум, Модокорум и проч. все древние историки, Еврейские, Халдейские, Греческие и Латинские и новейшие Мосоха, Москвы праотца и областей того имени, во многих местах непрестанно и явно поминают; что третий брат Леха и Чеха, Русь, истинный наследник Мосохов от Иафета, великия и пространныя полуночныя и восточныя и к полудню страны размножил и населил народами Русскими» [7].

Иван Забелин приводит также слова из сочинения Тимофея Кеменевича-Рвовского, 1684 – 1699 годы, диакона Холопьего на Мологе монастыря, «Как и когда произошли Словены и Русы»: «Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первых отец не токмо же Скифо-Москво-Словено-Российским людем, но и всем нашим своесродным государствам премногим и народам и землям и племенам и коленам Скифским» [8].
Мешех (по-гречески Мοσοχ ‹Мосо́х›) — древний народ Закавка- зья, мосхи, чье имя связано с названием Месхетии (область Грузии). Само слово משך ‹ме́шех› буквально означает «охапка», «охваченное руками».
Иез. 38:

1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю ВЕРХОВНОМУ (/ נשיא ראש/наси Рош), Мешеха и Тувала, и изреки на него пророчество
3 и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь верховный Роша, Мешеха и Тувала!

ראש / Рош — слово, которое встречается в русской Библии (Иез.38), попавшее туда из перевода Септуагинты книги пророка Иезекииля: «Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала…». При этом князь Роша иногда рассматривается как один из прообразов эпического князя Руса (Роса).
В оригинале Библии на еврейском языке эти слова звучат как «гог эрец гамагог нэси рош». Еврейский язык не знает прописных и строчных букв. Поэтому слово «рош», как и все прочие слова в еврейском оригинале, в тексте выделено не было, то есть оно не было написано с большой буквы. Значение имени собственного ему придали греческие переводчики, не зная точного перевода, в то время как пророк Иезекииль скорее всего использовал его в значении «главный» - ראש /рош. Правильный перевод должен выглядеть так: «Обрати лицо твое к правителю земли Магог, главному князю Мешеха и Фувала…». В английской Библии короля Якова (начало XVII века) слова «нэси рош» переданы адекватно еврейскому оригиналу: the chief prince — буквально: «главный принц», «великий князь». В таком же значении истолкованы эти слова во французском переводе Библии (prince-chef) и в немецком переводе Мартина Лютера (der oberste fuerst). Такое истолкование этих слов объясняется тем, что все перечисленные переводы ориентированы не на греческую Септуагинту, а на латинский перевод Библии — Вульгату, где эти слова переведены правильно: princeps capitis.
В славянской Библии, перевод которой делали с Септуагинты, слово «рош» не просто было оставлено без перевода, но и подано в греческой транслитерации («рос») — «князь Росъ». Народом Рос (Ρώς) в византийских источниках называли народ севера русь, совершавший набеги на Византию в IX—X веках. В современной литературе, включая богословскую, нередко сохраняется традиция использовать неправильно переведённое слово рош как раннее свидетельство о руси.
Гог характеризуется словами, Мешех, мшаха מְשָׁכָא — арамит, и Тувал תֻבָל. משך /Мешех может означать (согласно Еврейско-русскому библейскому словарю: будет, натянул, взойди, владеющие, влёк, влеките, вступила, выберите, вытащили, вытащить, долго, замедлят, затрубить, звука, идёт, крепкого, крепкому, медлил, натягивал, отложено, отсрочено, сеятеля, сострадающего, увлекает, простри, прострёшь, протягивает, протяжённость, ) просторность, протяженность (большую земли Магог מגוג /магог = «Гогская земля, земля гога». גג /гаг – «крыша». «Крышей» именовали некий купол, висящий над Землёй у полюса. Следовательно, земли Магога – северные страны. ). А «Туваль» может означать «будет опозорен» תֻבָּל, но может означать и תבל /тевел – «Земля, земной шар, Мир, вселенная».

Существует очень интересное предание, что Мешех, дойдя до далеких «северных пределов», основал поселение, названное его именем, на территории будущей Москвы. Этимология имени нашей столицы и по сей день в точности не выяснена; есть разные теории на этот счет, и среди них — «библейская», возводящая имя Москвы и поселение в ней человека к после- потопным временам. С данной точки зрения имя משך /«Мешех» — пророческое: городу, как известно, предстояло в далеком будущем «собирать в охапку», объединять вокруг себя русские земли…

Суффикс "ск" - В соответствие с Еврейско-русским словарём Ветхого Завета (http://greeklatin.narod.ru/heb3/index.htm ) : 4 – «1. многолюдство 2. скиния. Шалаш, жилище». Поэтому слово "Москва"
- מוסך בא /мосх ва// моск ва = "Там множество (людей), жилищ + приходят, собираются".


По преданию люди, говорившие, что они де из Святой земли произошедши от патриарха Мосха пришли в место слияния реки Яузы и Москвы-реки и получили там убежище.
[עוז] – יעוז /йауз – «он получит кров, убежище»

Мосх+ква -Река, от названия которой произошло имя города.

Мосх -Народ мосхи (месхи) – жили на Кавказе. Некоторые ассоциируют их с древним племенем, жившим в восточной Каппадокии, - Мушками. Слово «Мушки» также связано с водой, с орошением – משקה /Машка – «Пью, Поливаю, орошаю».

מהשקה /Мушка – «Тот, кто вышел из полива, из-за того, что его оросил Бог Шкай». Бог Шкай – главный языческий бог Мордвы. Шкай – שקי /Sky – «Небо» - был видно главным богом всех народов Европы бронзового века.
Родство мосхов (месхов) с Москвой видно уже потому, что покровитель Иверии (Грузии) – Георгий-победоносец, а на гербе Москвы – также Георгий-победоносец. Изображение всадника на коне, поражающего змия, это и Перун, и Баъл, и Мардук, поражающий змея тёмных вод Тиамат

Ква – река – от лат. "аква" – вода.
“Aqua” - "аква".
עכבה/аква – «1. задержка 2. помеха 3. торможение»
- ПЛОТИНА, которая задерживает воду, которая и стала называться у латинян – «Аква». Без плотины в Аравии и в Ханаане не получишь воду . Такова знаменитая марибская плотина, которая и создала «Счастливую Аравию». С разрушением плотины «Счастливая Аравия» исчезла, ушла вода- ушла жизнь.
הקוה /аква = «надежда» - вода в пустыне – это надежда на жизнь
«Миква» - מקווה /миква – «Бассейн для ритуальных омовений». Барахтаться – окунаться в ритуальный бассейн – микву, чтобы получить «Браху» =- «благословление».
מקווה /миква . Это слово походит на слово «Аква» - Вода. (Лягушка не зря КВАкает.).
Б. А. Рыбаков выплату вятичами, на земле которых стояла Москва, дани хазарам комментируется как "проездная пошлина." {Слово Москва («Масква») можно написать так: מס קבע /мас кава = «налог установленный»}.

Но задержка, торможение связана ещё и с тем, что именно в Москве сухопутный путешественник, идущий от Днепра через Смоленск, уплачивая постоянный сбор {מס קבע /Мас кава = «налог, сбор постоянный, установленный»}, имел возможность купить шитик или присоединиться к компании купцов, которые уже по воде-акве мог спуститься на Низ, т.е. на Волгу, а от туда – в Хвалынское (Каспийское море)
2. מעש עכבה /маъс аква = «Деяние + вода». После долгого и опасного путешествия через Варшаву {הרשה /арша – «разрешение» на переправу}, Оршу {то же, что и Варшава} и Смоленск {лежащий на левой стороне Днепра, если плыть по нему сверху – סמולה נע שחה /смола наъ шаха//смолэ нъ сх} путешественники добирались до Воды – Москвы-реки, по которой можно было идти (בא /ба//ва) до Персии.
3. מעש כוה /мас ква – «деяние + опалил, обжёг» - шитики-лодки осмаливали, а для этого смолу варили на огне – Яхве {יכוה /яхве = «он опалит, обожжёт»}. на месте Москвы строили корабли-шхуны-уШкуи {שחה /шаха – «плавать»} для дальнейшего путешествия уже по воде-акве вплоть до Персии-Ирана. До Москвы с запада (от Смоленска) добирались сухим путём по старой смоленской дороге. На это указывает и другой корень - [קוה ]/ква – «собирать, уповать». Путешественники, купцы, люди, ищущие службы уповали, надеялись на Бога будущего - Яхве:
4. מעש קוה/мас кива = «деяние + надеялся, уповал» - по деяниям твоим будешь уповать на будущее – Бога Яхве – יהוה /Яhwa- «Он будет существовать»
5. מעש קוה/мас кава = «деяние + собирал, стекаться» - Москва была центром, куда стекались не только купцы и путешественники, но и ремесленники, воинские люди, надеющиеся найти службу при дворе Великого князя и его бояр и стать «дворскими, дворянами»
6. מעשך בא /маъсха ва – «Деяние твоё + ты шёл и иди». Москва – истинный ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР России. И это никто никогда не оспаривал, даже жители Петербурга.

7. Москва – מעש קוה /маъс ква = «дело, деяние, действие + собирать, уповать» - в Москву стремились, надеясь получить стОящее дело.
משכיל/маскиль – «1. интеллигентный, образованный; 2. умный; 3. удачливый; 4. просветитель; 5. эпический псалом». Можеть быть в Х веке просветительство шло на Украину именно с востока, из Московии - «МасКовии» - משא קובע/маса ковэа = «Ноша, тяжесть, ПРОРОЧЕСТВО + Устанавливаю, определяю».
А москвичи, как более образованные, получили у хохлов прозвище – «МОСКАЛИ» – от משכיל/маскиль – «образованные, знающие»

Ещё версии:
4. Москва – немецк. Maskau – иъвритск. МАС КАВУА / מס קבוע – "постоянный налог", "закреплённый налог" . Москва была таможней на реке Москве. В 1147 году Гюргий-коняз в Русском третьем КАГАНАТЕ, пишет конязю: "Приди ко мне, брате, в Москов". А другой, второй КАГАНАТ почил в бозе где-то в Х веке. Именно его ТАМОЖНЕЙ и был "Москов".
Слово «Москов» имеет ивритское окончание – «ов» = הוה /овэ// овъ – «сущий, существующий». Т.е. Город москов существует, он есть.



А чтоб судить о важности этого места, посмотрите на КАРТУ торговых путей "из варяг в багдадский халифат": Любек – Рюген – Готланд – НЕВО – ВОЛХОВ – Новгород – по р. Ловать – Витебск – Смоленск – Сафоново – Вязьма – Бородино – Можайск – Москов – Коломна – (далее по Оке) – Рязань – Юхта – КОЧЕМАРЫ – ЛАШМА – Касимов – Чикур – ЕЛА ТЬМА – МУРОМ – АГАПОВО – Н. Новгород – (далее БаЛГА) – ВасильСУРСК – ШАБАХСАР- ВОЛЬСК1 – КАЗАНЬ(БУЛГААР) – БУЛГАР2 – Симбирск – ЗЕГУЛА (а там Губино, Кресты, Богатырь) – ХВАЛЫНСК – ВОЛЬСК2 – САРТОВ – САРсув (Царицын) – остров Хаза-ар – Асатархан – КАСПИЙ (Хвалынское море) – МАХАШКАЛЕ – РЕЙ – Техран – Испагань – Шираз – Багдад – Басра – Бушир - Бомбей.
Уже доказано Мной ивритское происхождение большинства названий мест Поволжья и России.

_________________
Мое дело СКАЗАТЬ правду, а не заставлять верить в неё. И если не я скажу, то кто? И если не здесь, то где?

Vladimir.b@012.net.il Евгеньевич БерШадСкий+972-527284036 - из-за границы в Израиль
052-7284036 - в Израиле
https://www.facebook.com/apxeometp


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лев Мадорский. Москва еврейская
СообщениеДобавлено: Пн сен 27, 2010 6:10 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн авг 17, 2009 8:17 pm
Сообщения: 510
Уважаемый Владимир! ( Археометр)
Антисемитской и лживой я посчитал статью про израильскую армию и некоторые другие статьи на сайте новый 7-40. А написали её Вы или не Вы я не знаю. Поэтому антисемитом Вас считать у меня нет оснований. Тем более, что некоторые Ваши материалы кажутся мне интересными и вовсе не юдофобскими.
Хотя Ваш способ общения и аргументации кажется мне, мягко выражаясь, несколько странным ( "протявкал", "ешь блевотину"), мне понравились Ваши замечания на тему Москвы еврейской. Содержательно и интересно. Спасибо.
Сожалею, если невольно оскорбил лично Вас. Извините.


Последний раз редактировалось Лев Мадорский Чт сен 30, 2010 10:37 am, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лев Мадорский. Москва еврейская
СообщениеДобавлено: Вт сен 28, 2010 12:31 pm 
ветеран форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 22, 2008 8:22 pm
Сообщения: 430
Прочтите молитву "Видуй" три раза.

_________________
Мое дело СКАЗАТЬ правду, а не заставлять верить в неё. И если не я скажу, то кто? И если не здесь, то где?

Vladimir.b@012.net.il Евгеньевич БерШадСкий+972-527284036 - из-за границы в Израиль
052-7284036 - в Израиле
https://www.facebook.com/apxeometp


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB