Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вс сен 22, 2019 2:25 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ.
СообщениеДобавлено: Чт авг 26, 2010 8:49 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Сб мар 08, 2008 9:19 am
Сообщения: 853
ВЕКТОР ИСТОРИИ.

«Историческая пирамида» (последовательность общественных формаций) у Маркса перевёрнута с ног на голову. Мы к этому привыкли.
Поставим "пирамиду" на основание:
первобытный коммунизм (племенные табу, ритуалы - абсолютная психологическая зависимость человеческой особи);
социализм (с возникновением государства - "общего котла");
рабовладение (рабы, - но и свободные граждане: Эллада, Рим...);
сословный феодализм (неравенство, но - регулируемое законами);
капитализм (деньги, теоретически уравнивающие всех)...

Конечно, всё не так строго: денежные отношения были определяющими в экономике ещё Нововавилонского царства, а сословность (иерархия) по сей час есть и у первобытных племён. (Показательно – что и у евреев).

Для последующих рассуждений надо бы выстроить ВЕКТОР МИРОВОЙ ИСТОРИИ - прогресса, который временами сменялся регрессом (похоже мы сегодня в очередной раз стоим на этом пороге)...
Так вот, ВЕКТОР этот – [b]РАЗВИТИЕ ОТ КОММУНАЛЬНОЙ ОСОБИ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ.


Свою работу ("Еврейская старина" №№ 27-34)
http://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer3/Tartakovsky1.htm
- я назвал так: «Почему китайцы НЕ открыли Америку».
«Открыть Америку» - оборот, имеющий также непрямое значение, что и имелось в виду (помимо прямого).
Почему Советский Союз «НЕ ОТКРЫЛ АМЕРИКУ»? Почему рухнула общественно-политическая система, претендовавшая на научное обоснование своего возникновения, существования и «планетарного развития»?..
Потому что марксистско-ленинско-сталинский... маоистский-полпотовский-кимченировский... и пр. СОЦИАЛИЗМ (без кавычек!) повторяет ЗАДЫ человеческой истории.

Китайская общественно-социальная логика ПО СЕЙ ЧАС достаточно логична: приоритет КОЛЛЕКТИВУ – ОБЩЕСТВУ – ГОСУДАРСТВУ. "Раньше думай о Родине, а потом - о себе".
Родина –
«с её лугами-нивами,
с её лесами-чащами -
была б она счастливою,
а мы-то будем счастливы»
Для традиционного мышления приоритет ЛИЧНОСТИ, ИНДИВИДА, привычный для западных обществ. изначально нелогичен, несправедлив, ущербен.

В чистейшем виде последовательность смены исторических формаций (от первобытности к очередному - социализму) реализовалась в полнейшей изоляции, как бы на другой планете – в Таунтинсуйу, империи инков. Всё произведённое – в общий котёл (государственный), из которого затем производилась раздача таким образом, чтобы не был забыт и самый убогий.
В таком обществе лучше всего, "ежу понятно", быть при самОй кормушке, не производить, а раздавать. Оттого-то при социализме высочайший статус управленцев - всех уровней.
Но и убогие, действительно, не были забываемы: в теории (да и фактически) никто не голодал (и даже не был обделён сексуально: тоже ведь природная потребность).

При классическом же капитализме каждый за себя, «один Бог – за всех».
Но есть у капитализма определяющее достоинство: личностная инициатива, творческая заинтересованность, - всё то, чем определяется положение западного общества "на острие копья" - исторического прогресса.

Личная инициатива - важнейший ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ фактор.
Карла Маркса попросили выразить суть «Капитала» в одной фразе. Он ответил:
«Ликвидация частной собственности».

Л.Толстой – Столыпину (июль 1907):
«...Земля есть достояние всех, и все люди имеют одинаковое право пользоваться ею».

Пётр Столыпин – Льву Толстому (октябрь 1907):
«...Вы считаете злом то, что я считаю для России благом. Мне кажется, что огтсутствие «собственности» на землю у крестьян создаёт всё наше неустрйство. Природа вложила в человека некоторые врождённые инстинкты, как-то чувство голода, половое чувство и т.п. и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землёю. Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нём врождённого чувства собственности, ведёт ко многому дурному и, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств...»
[/b]

Коллективизация начала 30-х спустя более чем полвека сгубила "на корню" все благие начинания горбачёвской "перестройки".
Нынешнее сравнительно свободное (при уйме неурядиц) российское земледелие избавило страну от позорного импорта зерна...

"...один Бог за всех"? Не только. Люди - разные, и судьбы разные. И определённое выравнивание положений (за счёт налогообложения), вмешательство государства для пристойного выживания всех - необходимо.
Но важна разумная мера, чтобы не развалить хозяйство.

И в либерализме - безусловно, нравственном - НЕОБХОДИМА разумная мера. Чтобы западному обществу не сгубить всё разом.
Безоглядным либерализмом взращён, в частности, большевизм. Начиналось куда как благородно:
"Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживёт." (Николай Некрасов).
Ну, а далее:
"Железной метлой загоним человечество к счастью!" (Лев Троцкий)
Последующее известно.


Последний раз редактировалось Маркс ТАРТАКОВСКИЙ Пн апр 25, 2011 6:56 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ.
СообщениеДобавлено: Пт авг 31, 2012 8:10 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Сб мар 08, 2008 9:19 am
Сообщения: 853
Тот, кто прочёл чуть выше "Вектор истории" - краткое изложение моей книги "Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка" (М. 1993, изд-во РГГУ), поймёт, почему эти три небольших текста (ниже) кажутся мне взаимосвязанными и крайне необходимыми для понимания нынешнего сползания цивилизации (случавшемуся в истории) к очередной стагнации (если не к регрессу).

Семён Талейсник:
Нет у нас с Вами ни пары сотен, но одной даже сотни лет жизни, чтобы дождаться окончательного и верного решения, чтобы успеть разобраться, кто и как или, вернее, что и как создали Вселенную и имеет ли к этому отношение придуманный верующими людьми в своём невежестве некий Бог, Всевышний...
Но, думаю, что ближе к этому всё же наука, опыт, прогресс, ибо результаты этих исследований более убедительны, нежели предположения и Боге-строителе всего сущего. Увы, нет доказательств, а ведь уже проло более 2000 лет, со времени Воскрешения и более 5000 лет со дня появления первого человека... А воз и ныне там.
Зато люди уже летают вокруг Земли, гуляли по Луне, и ездят с «Любопытством» по Марсу. А при помощи телескопа Хаббл заглядывают и в другие Галактики и даже всматриваются в Чёрные дыры... А Всевышнего так и не встретили. Да и деяний его, кроме необъяснимых поступков, творящихся на нашей планете, вроде кровопролитных войн, геноцида, природных катаклизмов, уносящих миллионы в его Рай и Ад...
А ему всё это по-барабану! Его любят, возвеличивают, молятся, просят, возводят храмы, рисуют, целуют, на коленях перед его рисованным выдуманным ликом стоят и ничком лежат, вопиют: - « Помоги!» А ему плевать!

Ион Деген:
Многоуважаемый коллега Талейсник! Есть у нас общее. Мы оба подольчане. Мы коллеги. Мы оба воспитаны атеистами. Но я в тридцатиоднолетнем возрасте впервые прочитал Библию, а Вы её не читали.
Разница между религиозным и атеистом в том, что первый верит в существование Бога, а второй в существование Бога не верит. Казалось бы, оба равны в своей ВЕРЕ. У атеиста, адепта религии АТЕИЗМ, нет доказательств того, что Бог не существует.

Академик Российской АН Андрей Зализняк:
Интеллектуальное течение, именуемое постмодернизмом, начатое примерно полвека назад работами Юлии Кристевой, Ролана Барта, Жака Деррида, вводит понятие отсутствия истины и существования одних лишь мнений. Эта так называемая "парадигма постмодернизма", изначально охотно воспринимавшаяся как знак новой свободы, в действительности приносит сейчас и много разрушительного. Начавшись как некоторая интеллектуальная мода, эта постмодернистская парадигма распространяется много шире и, в сущности, сейчас захватывает в какой-то степени уже и науку. Это идея, что истина не просто труднодоступна, а её нет, а есть только разные мнения по этому вопросу. И следующий шаг – что все мнения представляют собой просто разные тексты, строго говоря, с этой точки зрения ничем не отличающиеся – один текст говорит одно, другой текст говорит другое. И это всё, что остаётся на месте того, что когда-то было понятием истинного и неистинного, правильного и неправильного. Думаю, что есть связь между этим понятием, казалось бы, высоким, далёким и философским, и реальным поведением в жизни большого количества людей, которые постепенно отучаются от жёсткого противопоставления истинного и неистинного, верного и неверного.

"Сыщик узнает из дневника или счетной книги, что преступление совершилось. Мы узнаем из сборника сонетов, что преступление совершится."
Гилберт Кит Честертон.
* * *

Евгений Майбурд - Тартаковскому:
...Был бы весьма признателен, если бы вы напомнили или привели пример, когда и как еврейская религия препятствовала развитию науки.

Тартаковский:
Не могли бы вы сообщить, когда (в каком веке) состоялось первое еврейское изобретение?

ЕМ: - Первое еврейское изобретение состоялось три с чем-то тысячи лет назад – на горе Синай. Сравните этику Торы с этической мыслью синхронных греков и почувствуйте разницу. Все, до чего могла подняться этика политеистов, это понятие «добродетели». «Добродетель» была последним основанием этического выбора между добром и злом. Нужно ли объяснять дальше?

Тартаковский:
Я не слишком огорчу вас, если замечу, что вы как-то легкомысленно перескочили от вашего же вопроса о науке – к духовности и добродетелям? Слава богу, достижения греческой науки вам, как и каждому образованному человеку, знакомы. Была, однако, и синхронная древним евреям – и куда более древняя! – наука в Вавилоне (математика, астрономия, медицина), было кораблестроение и кораблевождение финикийцев (не без подкрепления знаниями); несколько позднее – римская наука и техника...

С «этикой Торы» вы тоже поспешили. «Декалог» не возник из ничего. Вам приходилось слышать о «Книге мёртвых», столь же священной для древних египтян, как для иудаистов Тора? Вот надпись египетского жреца за тысячу с лишком лет до «Синайского откровения»: «Я спасал несчастного от более сильного Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего...» Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о высоком уровне морали в Др.Египте. В книге “Маат” — концепция миропорядка, основанная на взаимности человеческих обязательств, на солидарности. Там вполне определены близкие и нам понятия - порядок, истина, справедливость, добродетель...

Да и греческая этическая мысль поднялась куда выше примитивного перечисления правил поведения:
Аристотель: «Когда народ хозяин выборов, он хозяин и правительства»; Перикл: «Счастье – в свободе, свобода – в мужестве!»... Софокл в трагедии «Антигона» за две тысячи лет до мыслителей Возрождения прославлял могущество свободной ЛИЧНОСТИ:
«В мире много сил великих,
Но сильнее человека нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый, по волнам седого моря...
Борозды взрывает плугом,
Зверя хищного преследует,
Создал речь и вольно мыслью овладел...
Злой недуг одолевает и грядущее провидит -
Многоумный человек».

Тора – замечательный памятник Истории. Я написал об этом обширную работу "Откровение Торы". Если же об «этике Торы», обопрёмся на известнейшее мнение древнего законоучителя Гиллеля: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. В этом - вся Тора; остальное – комментарии».
Но та же мысль и у Конфуция – почти за пять веков до Гиллеля «на другом краю света»: «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“.
То же, кстати, и у грека Аристотеля (жившего до Гиллеля, так что последний мог знать это высказывание): «Как вести себя с друзьями? Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Самое значительное, с точки зрения Истории, достижение еврейской цивилизации – возникновение христианства. Но оно-то как раз яростно отвергаемо иудаизмом, что не ново: всякая замкнутая в себе религия отвергает всякую даже самую малую ересь. Впрочем, единобожие – если, опять же, по фактам мировой Истории – ничуть не так уж благодетельно. Многобожие - по самому определению - равнодушнее относилось к различию мировоззрений у разных народов, было т.с. благодушнее. Свидетельством тому хотя бы и сама еврейская история: египетское, ассирийское, вавилонское пленения... Кир Великий, Александр Македонский – в сравнении с Крестовыми походами, арабскими завоеваниями, Тимуром, колонизацией Нового света...

Великие цивилизации, существовавшие тысячелетиями (современные и нам), как-то обошлись практически вообще без Вездесущего и Всеблагого. Высокомудрый Конфуций был реальным лицом; известен его облик, его биография; Просветлённый Будда –Сиддхартха Гаутама – вероятнее всего, тоже реален. Оба учения вполне мирятся с тем, что в авраамических религиях именуется ересями. В отличие от последних, конфуцианство и буддизм не воинственны в принципе...
Тут есть над чем задуматься, не так ли?


Последний раз редактировалось Маркс ТАРТАКОВСКИЙ Вс янв 19, 2014 8:15 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ.
СообщениеДобавлено: Вс дек 16, 2012 7:29 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Сб мар 08, 2008 9:19 am
Сообщения: 853
О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ.
Из гостевой:
Зачем без причины ненавидеть человека потому только, что он еврей?.. МСТ не встречал антисемитизма в России, кроме как "мой жидочек пархатый", так откуда ему знать? Или это вранье сходу? «В своей долгой жизни я обитал в самых разных социальных средах – и относились ко мне, само собой, по-разному (порой крайне скверно; были и два судебных дела), но что-то не вспомню, чтобы с национальным предубеждением».


Как должны быть несчастны люди, видящие вокруг сплошь антисемитов. Об этом у одного из Стругацких, сообщившего нам, что в качестве еврея – мама у него, видите ли, русская - он всю жизнь чувствовал себя необычайно скверно.
Ну, как если бы был горбат.

У меня не было русской мамы (у меня жена – русская); я себя всегда чувствовал тем, кем являюсь, – евреем. Испытывал ли от этого неудобства? Да, публикуя мои опусы в десятке московских изданий, я нигде не мог попасть в штат редакций - потому что почти везде был переизбыток евреев.
Чтобы не быть голословным, упомяну две наиболее весомые и значительные редакции, публиковавшие мои опусы. Журнал «Знамя» (главред Вадим Кожевников), весь штат отдела публицистики: зав. Кривицкий Александр Юрьевич, Каданер Нина Израилевна, Борис Рахманин (Райхман); «Литгазета», отдел русской л-ры: зав. Борис Галанов (Галантер), зам. Синельников Михаил. Я дополнил штат ещё одним евреем, но не вынес идеологической муштры и по совету своей юной жены вернулся «на вольные хлеба». (Главред «Л.Г.», если вспомните, Чаковский, – тоже «из наших»).

То же – может быть, чуть жиже – в большинстве прочих редакций. От моих притязаний откупались тем, что посылали в желательные мне командировки – в Казахстан и Ср.Азию, в Прибалтику, в Грузию, Армению, даже – летом! – в Закарпатье, Крым и Абхазию.
Не исключено, что мне одолжались как раз «как еврею».

На Форуме – «Проза» - документальные повести о приключениях на море и в горах («Мокрые паруса», «Как я провёл тем летом»), где я присутствовал единственным евреем. Прочтёте – поймете, что меня всюду воспринимали вполне нормально – именно как еврея, не иначе.

ДА, в своей долгой жизни я обитал в самых разных социальных средах – и относились ко мне, само собой, по-разному (порой крайне скверно; были и два судебных дела), но что-то не вспомню, чтобы с национальным предубеждением.
Жидом, правда, обозвали – в конце 1956 г. (вторая арабо-израильская война!) при пересечении улицы Калинина, мельком, встречно. Да вот лихая моя киевская любовница Ольга Копоть острила со смехом: «Жидочек мой пархатый».

Последнее, вижу, особенно задевает. Это понятно: Синдром неполноценности обусловлен прежде всего самым сильным инстинктом любого живого существа. Об этом прочтёте у Фрейда. Он, кстати, еврей. Как и я.
Ольгу Копоть здесь уже обозвали Ольгой Похоть. Проблема слишком занимает публику, чтобы не решить её до конца.

Так вот, однажды мы крупно разругались прямо на улице Ленина (возле НИИ геологии). Причину не вспомню. Но хорошо помню, как Ольга вдруг отвернулась от меня, подняла руку – и вмиг у тротуара затормозила машина. Ольга укатила, и я остался в сильном т.с. обалдении. Частные авто на киевских улицах были тогда крайне редки...
Что ж, подумалось, такова жизнь...

Было это помнится в 1957 г. Будучи командирован, жил я тогда в трущобной каморке родителей, чтобы сэкономить гостиничные. Редакционная бухгалтерия при отсутствии счёта ("спешил - забыл") оплачивала по минимуму. Но и эти рубли были нелишними.

Незадолго до отбытия обратно в Москву папа ранним утром разбудил меня: «К тебе пришли».
Пришла Ольга. На радостях я так и не спросил её, как она нашла меня. Знала ведь только моё имя. Но разгадка, может быть в том – да, это так! – что Ольга работала мед.сестрой в правительственной клинике («Дом с химерами» на Печерске, знакомый киевлянам); не исключено, что могла воспользоваться сведениями республиканского «министерства любви».

Не слишком задолго до того я «с помпой» был выставлен с философского ф-та КГУ – уж, наверное, был "кое-где" зафиксирован. (Сокурсник Миша Красавицкий был неоднократно вызываем в «Большой дом» на Владимирской по моему делу; меня же допрашивали в "Особом отделе" университета).
Такие вот перипетии...

От Ольги я усвоил замечательное заключение любого бессмысленного спора: «Вср&ться можно!».
Думаю, такое заключение здесь как раз уместно.
* * * * *

Надежда Кожевникова. Денвер, Ко, США
Мы с отцом разнились по вглядам, по вкусам, но я очень тоскую, что нет больше тех,с кем зотелось бы ругаться. Он ушел, ушли такие люди, и об этом очень сожалею.

Я, конечно, не общался лично с главредом ж-ла "Знамя", но помню появления Вашего отца в полуподвальной каморке А.Ю.Кривицкого - завотделом публицистики. Занятым поиском антисемитов могу сообщить, что у главреда Кожевникова все трое "публицистов" были евреями: Александр Юрьевич, Нина Израилевна Каданер, мой однокурсник Борис Рахлин (Райхман).

Меня самого ничуть не обходили командировками (даже - летом! - Абхазия, Севастополь, Ростов...)
Случались обиды. Был послан во Всесоюзный и-т геронтологии им. Богомольца - в Киев, где на чердаке трущобного строения обитали старики-родители; из-за чего сам я предложил эту тему. Но готовый материал решили приспособить к 70-летию Хрущёва: какой-де активный аж в 70 лет!) Я не захотел добавлять что-либо; публикация откладывалась - пока, наконец, Хрущёв не оказался волюнтаристом.
Материал о медицинских аспектах старения появился без упоминания "волюнтариста".

Ещё неприятный случай. Посылали куда-то для публикации об олимпийском и пр. чемпионе Василии Алексееве. Заранее объявили заголовок, который должен был послужить темой - "Русский богатырь". Шовинистический душок мне не понравился, и я отказался от командировки.
Впрочем, моя признательность России, русским, русскому языку, культуре на этом сайте известна - и вызывает "массовое" осуждение.
Такова жизнь.
* * * * *

- Я ответил одному из своих читателей:
«У некоторых евреев в эмиграции горло перехватывает от ненависти к стране и народу, спасших нас от самой лютой смерти. Будучи стопроцентным евреем, никогда не прикидывавшимся кем-то иным (даже в газетной публикации 1952 года: "врачи-вредители"...), чьи русские жены также принимали мою еврейскую фамилию, повторю (я писал об этом): в соотношении добра и зла, причинённых друг другу, мы более обязаны русским, чем русские – нам».

Вмешался некто, назвавший себя «мерканцем»:
«Не стучите себя в грудь как горилла после коитуса, месье Маркс ТАРТАКОВСКИЙ. Никто евреев специально не спасал, спасали прежде всего собственные шкуры. Рассказать вам что нацисты планировали для славян? Попутно спасли евреев и потом об это пожалели».

:::::::::::::::

Вопрос - т.с. «общееврейский» - требует ответа.

Для тренера по плаванию спасение тонущих в бассейне (детей, неумех т.п.) дело рядовое, исключающее какой-либо риск. На открытой воде – совсем другое дело. В послевоенном Херсоне бассейн ЮСШ был при яхт-клубе – в закрытой бухте в пределах городской черты. Тогда как детский был почему-то вынесен на безлюдный левый берег Днепра (в его нижнем течении!): два досчатых бона, разнесённые на 50 м., четыре натянутых дорожки, вот и всё. И от дождя укрыться некуда, - но не это беда. В огромной плоскодонке ежедневно переправлял два (и больше) десятка пацанят, всякий раз холодея во время ветра: даже небольшой волной перекрывало низкие борта, и, пока был на вёслах, сами ребятишки выгребали со дна воду.

Обошлось, слава богу! И сегодня трясёт, как вспомню.

Так вот, в одну из тренировок мне сильно мешал какой-то пьяный – кроме нас единственный живой окрест. Приставал с разговорами, вопросами, советами; я едва успевал пересчитывать по головам плывущих – и не знал, как от него отделаться.

Вдруг куда-то исчез – я и позабыл о его существовании. Как вдруг же мои подопечные закричали: тонет! тонет!.. Пьянчуга сумел выплыть на самую стремнину – и принялся натурально тонуть, захлебываясь и вздымая руки...

Ну, ни за что не полез бы я его спасать, прекрасно зная, чем это самому мне грозит! Но на глазах ребят это было немыслимо - грозило не просто позором, но и судебным разбирательством: «неоказание необходимой помощи». Я-то, как ни крутись, дипломированный спортивный тренер...

Короче, доплыл. Стал как-то поворачивать этого долбоёба спиной к себе, чтобы, ухватясь за подбородок (рот над водой), волочь его (тоже в положении на спине) к берегу.

Стал-то как-то... – а он уже в бессознании всё поворачиется ко мне, облипает руками, ногами, всем телом. Я ухожу от него под воду, заплываю опять со спины, - но никак от него не освободиться. Плоскодонка же в сотнях метрах отсюда огромная, вытащенная на берег, чтобы не унесло течением; да и не справиться бы при её ширине пацану на вёслах...

Как-то всё-таки доволок-дотолкал-дотащил до мелководья. Ребята помогли вытащить тушу на берег. Перевернул её на бок, повернул голову, как положено, надавил на грудь: воды изо рта вылилось немного. Короче, ожил...

И едва я отвернулся, опять занялся ребятами – тут же исчез в плавнях... Даже не поблагодарив.

Так не заслуживает ли глубочайшей еврейской благодарности Россия (тогда – СССР) – единственная (!) страна, принявшая в конце30-х-начале40-х сотни тысяч беженцев (и не только собственных граждан), спасшая себя (и мир!) от порабощения, а всех нас – от неминуемой жуткой смерти?..


Последний раз редактировалось Маркс ТАРТАКОВСКИЙ Вт июл 21, 2015 10:30 am, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ.
СообщениеДобавлено: Пн июл 08, 2013 9:34 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Сб мар 08, 2008 9:19 am
Сообщения: 853
ЧТО-ТО ЩЁЛКНУЛО...

Киев, весна 1950 г. В актовом зале университета меня при публичном изгнании напористо защищали недавние фронтовики (на идеологическом ф-те - философском - они составляли едва ли не треть студентов), даже парторг Васильев (имени не вспомню). Аргумент был единственный: Тартаковский – мальчишка, щенок, жизни не знает. Подрастёт – поумнеет.

Видимо (подробностей не вспомню), тем же аргументом оперировал и единственный защищавший меня еврей – мой ровесник Миша Красовицкий (Михаил Езекиелевич – впоследствии д-р педагогических наук). Но он был вызываем в «Большой дом» (Короленко, 15), где его допрашивали по моему «делу». И не раз. Меня же вызвали «всего лишь» в загадочный «Особый отдел», располагавшийся в ОСОБняке по ул. Горького вне здания университета. Глаза нашего профорга Эммы Курилко, передавшей мне «приглашение», были полны ужаса. Трагическим шопотом она назвала фамилию (не вспомню) «генерала МГБ», опекавшего наш университет.

Был ли он генералом, не знаю. Меня встретил человек в строгом штатском костюме, при галстуке, предложил сесть – чем сразу расположил к себе. Он подтвердил, что я исключён из университета и комсомола...
- Не исключайте из комсомола, очень прошу, - взмолился я.
- Решает коллектив, - возразил мой высокий собеседник. И тут же, не отвлекаясь на частности, задал мне совершенно неожиданный вопрос: не знаком ли я с какими-либо украинскими националистами, не вспомню ли подозрительных высказываний, не увлекался ли сам вздорными идеями...
- Но я же – еврей!
Собеседник несколько минут посвятил рассказу об еврейских националистах, «служивших» Петлюре, Скоропадскому и Винниченко, даже (это слово он выделил интонацией) батьке Махно...

В продолжение разговора собеседник не спускал с меня глаз, а в голове моей в продолжении секунд бешено прокручивалось то, что займёт ниже несколько абзацев.

Дело в том, что среди дюжины (не больше: послевоенные годы!) моих одноклассников (украинская школа № 49 им. Павла Тычины на Тимофеевской ул.) были трое, как-то и не скрывавшие своих крайних предпочтений: Пронькин, Пидопличко и Хоменко. Хоменко позволял себе даже довольно хамские замечания на уроках, когда учителя в нашей национальной школе переходили иногда на более удобный им русский язык.
Меня, единственного еврея в классе (и, похоже, в школе), все трое, как говорится, в упор не замечали; не вспомню, чтобы кто-то из них перекинулся со мной хоть словечком, не вспомню даже, чтобы взглянули на меня.

Уже студентами университета, они, как рассказывали мне, были осуждены на 15 лет (Пидопличко), Пронькин (державшийся на суде чрезвычайно дерзко) на 22 года и Хоменко на 7 лет (вроде бы сразу сломался и сотрудничал «с правосудием»).

Но это позже. Тогда же я остался в 9-м классе на второй год, они же окончили школу (Пидопличко с золотой медалью) и поступили в университет. Я их и не встречал больше.
И вот теперь, под бдительным оком собеседника, отделённого от меня лишь письменным столом, вспомнил. Они, по моим тогдашним понятиям, мерзавцы, явно презиравшие меня, вполне годились быть выданными «генералу», казавшемуся мне чрезвычайно симпатичным и чутким.
Но - что-то как бы щёлкнуло в моей голове.

Философ Анри Бергсон полагал, что инстинкт вернее, чем интеллект, ведёт человека (как, скажем, и муравья) к верному решению. Он, инстинкт, как бы отлит в формах (сработан по лекалам...) самой Природы.
И этот инстинкт в одно мгновение подсказал решение, спасшее, в сущности, самую мою жизнь.
- Если бы я встретил таких врагов нашего народа (какого, прости господи?..), я бы сам пришёл к вам и всё рассказал.

Клянусь, в лице собеседника мелькнула саркастическая усмешка. Он знал, что я вру. В актовом зале при исключении присутствовал даже некий гад из райкома комсомола Асонов (фамилия точная), зачитавший защищавшим меня фронтовикам (в большинстве инвалидам) сказанное мной то ли в девятом, то ли даже в восьмом классе: «Мёртвые сраму не имут, но воняют страшно».
Я эту глупость выпалил на школьном уроке, посвящённом «Слову о полку Игореве». Мне тогда, умственному недомерку, фраза показалась чрезвычайно остроумной.
Я и забыл это происшествие – комсомольский деятель представил её как оскорбление героев только что прошедшей войны...

Всё это было, конечно, известно «генералу» - как и то, что я был соклассником националистов, не слишком скрывавших свои убеждения.
- Так... – в некотором раздумье произнёс он. Похоже, в его голове тоже что-то щёлкнуло. И он почти жестом позволил мне уйти.
Кажется, с перепугу я даже не попрощался.
В моей документальной повести «Как я провёл тем летом...» приводятся замечательные (так я думаю) стихи, услышанные прямо из уст автора – и сразу запавшие в душу. Этот человек, разносторонне талантливый, при сходном «собеседовании», решил разом отвязаться от «собеседника» и выпалил известное ему – очень немногое и даже невинное, чем вмиг подписал себе приговор: завербованный в стукачи («они» уже не отвязались), сломал свою жизнь.

Я безмерно благодарен спасительному инстинкту, в решающее мгновение щёлкнувшему в моей голове.

МЕДИЦИНСКИЙ СЛУЧАЙ.
Однажды вечером (начало 80-х) в нашу дверь грубо постучали (хотя можно было спокойно позвонить), Открыл. На пороге немолодая медсестра (помнится, в халате). «Тартаковский? Собирайся в клинику. И живенько: смена кончается». «В клинику? В какую?» «Много будешь знать – плохо будешь спать».

Ну, я так перепугался, что даже домашние тапочки не сменил. Прибыли. То-ли по вывеске, то ли как-то ещё я понял, что клиника не абы какая – онкологическая! В коридоре полно народа. «Моя Вергилия», провела меня прямо в кабинет.
Там мне, как показалось, обрадовались сразу два врача. Тут же, без лишних слов, провели рентгеноскопию грудной клетки, посмотрели плёнки, повешенные перед стеклом на бельевых защипках, – одну, вторую, третью. Чем-то остались недовольны. (Меня пока что прошибло холодным потм, прощался с жизнью, ноги натурально подкашивались), Опять оставили в тесной камере, велели не двигаться. Сами-то убежали, плотно затворив дверь... Опять снимки на вертикальном стекле. Шушукаются, гады... (У меня по позвоночнику холодный пот).
И вдруг (после такой горячей встречи) небрежно: «Одевайтесь - и до свиданья. Следующий!»

Следующей какая-то дама под восемьдесят. (Если больше, то не намного). Тут же сняла с себя капот – так что пришлось сразу же выскочить в коридор. Но потливость (холодная, липкая) не проходила. И ноги натурально подкашивались.
Несколько раз я пытался сунуться снова в кабинет с вопросами – очередь заволновалась: все спешат, всем хочется.
Всё-таки, как-то просочился обратно. «Тартаковский? Какой Тартаковский? Опять Тартаковский! Ну, ерунда – тканевые рубцы. В следующий раз с воспалением лёгких не гуляйте, а ложитесь в постель и принимайте стрептомицин. Следующий!»

Пока шёл домой – вспомнил. После какой-то казахстанской командировки: несносный кашель; дышать – дышу, но глубоко вдохнуть и выдохнуть – ну, никак... Так вот недели две. А потом? А потом вот эта надоевшая всем обязательная флюорография!..

Констатирую: классическое русское хамство, очереди в больничных коридорах, галдёж, какая-то дама под восемьдесят без капота...
А в мюнхенских клиниках, небось, чистота и порядок, никакого хамства – напротив: битте-дритте, если по-русски... Только вот диспансеризации я в свои далеко за 80-т никак не удостоюсь. «Так что же у вас болит? Не болит? Так это же замечательно! Что же вы от нас хотите? Понимаете, во сколько ЭТО обходится больничной кассе? А если у вас ничего не найдут – тогда что?.. Вот если заболит, komm schon, bitte. Immer gerne».
* * *
О "генетической преступности".
Не думаю, чтобы профессиональный генетик Владимир Павлович Эфроимсон упоминал о каких-то генах преступности, как можно понять из текста в гостевой.
Наша семья более четверти века жила в каморке стенка о стенку (едва ли не перегородка) с цыганской семьёй: патриарх спал и с женой, и со старшей дочерью, несчастная, опухающая от водянки жена и обе младшие дочери были гадалками (и подворовывали, естественно) на киевском Житнем базаре. (Частенько в их каморке ночевала вповалку кочевая родня). У нас с ними были вполне нормальные отношения: никогда не ссорились, о воровстве не могло быть и речи. Я уже упоминал о том, что тётя Параня на мою просьбу погадать ответила предельно откровенно: "То ж я, Маричек, раклов обдурюю". Не было, разумеется, никакой дружбы, никакой, полагаю, даже симпатии. Был, так сказать, негласный взаимовыгодный "общественный договор" (подобный, кстати, вполне мог бы быть между евреями и палестинцами; полагаю, время упущено).
Социальное поведение цыган (премерзкое) связано не с генетикой, но с воспитанием "от младых ногтей".

Первые впечатления почти неистребимы (известны феномены "маугли"). Вот - эпизод далеко не трагический (и такие бывали), но, безусловно, знаковый в моей жизни.
Август 41-го; мне одиннадцать лет. Теплушечный поезд с «выковыренными» (уже появилась терминология), по преимуществу - евреями, медленно переползает казахскую полупустыню. Теплушка раскалена полуденным солнцем, но меня манит к раскрытой, сдвинутой в сторону тяжёлой двери не это. Я любил и люблю смотреть на дорогу, и однообразие полупустыни манит меня так же, как если бы это были красочные тропики.

Я допускаем из милости сидеть в двери, свесив ноги, но не с краю, где можно держаться за стенку, а в центре – между мужчинами вполне призывного возраста, которые как раз за стенки и держатся.
Пассажиры состава поглощают дыни, купленные задёшево на одной из остановок. Из нашей открытой двери, из соседних теплушек поминутно выбрасывают дынные корки.

На безостановочных полустанках состав встречают обтёрханные казахи-стрелочники; в руке у каждого смотанный вокруг короткого древка жёлтый флажок, означающий, повидимому, что путь свободен.
Корки выбрасывают, как придётся; это в порядке вещей. Но вдруг из соседней теплушки выеденную половинку дыни метнули прямо в стрелочника. Заряд не долетел. Но долетела – и попала прямо в лицо казаха следующая половинка. Теплушку едва не встряхнуло от радостного гогота.
Стрелочник не сдвинулся с места, только утёр рукавом свободной руки лицо. Другие брошенные корки уже до него не долетали...

Я не видел меткого стрелка - счастливого удавшейся мерзости и тому, конечно, что сам находится в полной безопасности.

Итог для меня был нежданный. Все годы войны, да и первые послевоенные, я не подыхал с голоду (была хлебная карточка), но жрал - именно так! – «что бог послал», включая мерзейшую затируху: кормовая свёкла, жмых, немного ржаной муки. Зимами горячая затируха была спасением.

Но ни разу (!) после описанного мной зрелища, по сей час, не прикасался к дыням. Сам дынный запах вызывал (и вызывает) почти рвотную реакцию. Моё нынешнее семейство считает это моей блажью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ.
СообщениеДобавлено: Чт мар 28, 2019 5:32 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Сб мар 08, 2008 9:19 am
Сообщения: 853
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ИНСТИНКТЫ.
В современной психологии три базовых инстинкта: самосохранения, сексуальный (теоретически — продолжения рода, сохранения вида), инстинкт власти. Каждый может, \»заглянув в себя\», проверить так ли это. Инстинкт власти мне, насколько помнится, не был присущ мне никогда — ни в семье, но вовне. Преобладающий не упоминаемый среди базовых инстинкт познания, владеющий мной сколько я себя помню. И назвал бы ещё один — творческий инстинкт, вытекающий из названного — как попытка более полного понимания, оформления, и закрепления в моей всегда очень плохой памяти. Я уже упоминал о том, что ещё в детстве пытался понять, откуда берутся деревья, если земля под ними не уменьшается — и посадил деревцо, наблюдая за ним (но, естественно, так ничего тогда не поняв).

Ещё. У автора, можно понять, убеждение, что расы и даже нации различаются по интеллектуальным возможностям, иначе говоря — по самому устройству мозгов. Это как (не цитирую для краткости) негры в спорте превосходят белую расу…
Здесь первая ошибка. Во-первых, негры специализируются в некоторых видах спорта (в очень немногих), как, скажем, евреи ещё недавно в шахматах. У некоторых же африканских народов центр тяжести тела расположен нестандартно — несколько выше. При скоростях, измеряемых даже сотыми долями секунды (при прыжках, в баскетболе, сочетающим л/атл виды т.п.) это имеет значение. В плавании, например, удачнее, когда центр тяжести расположен несколько ниже стандартного. Если видите человека, неподвижно лежащего в воде на спине, попробуйте расположиться также. Вам это не удастся: ноги станут притапливаться — и вам придётся исправлять положение мелкими крылышкообразными движениями кистей…
Но физические возможности вообще не являются примером при сравнении возможностей интеллектуальных. О десяти тысячах спасённых еврейских детей известно, но — хотелось бы узнать конкретнее о 43-х известных учёных из этих спасённых, имена \»четырёх нобелевских лауреатов\»… Возможности мозга невозможно сравнивать с физическими доблестями человека. И Ай-кью (во всех его видах) это топорный тест. Но я уже здесь размахался — и эту тему перенесу на дальнейшее.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ.
СообщениеДобавлено: Пн июл 29, 2019 2:26 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Сб мар 08, 2008 9:19 am
Сообщения: 853
Просматривая гостевую этого портала, не раз задаёшься вопросом, на чьей стороне были бы мы, евреи, если бы Гитлер осчастливил признанием нас арийцами, как это случалось не только с англичанами, но даже с японцами ("жёлтые арии") - как повели бы себя?..
И, наблюдая неистовое беспрестанное выискивание антисемитов "всех мастей", думаю - если бы Красную Армию в годы войны вычистить по этому признаку, какой была бы наша собственная участь?
* * *

Два высказывания одного автора - Мирона Амусьи едва ли не одновременно:
1. "Сейчас стало едва ли не модой среди евреев говорить про ненависть, чуть ли не имманентную, к ним со стороны "всего мира". Не вижу доказательств этому. Абсолютное большинство людей живут своими заботами и абсолютно к евреям равнодушны. Нечего и самих себя, да и других убеждать в том, чего нет".
Разумно? Конечно.

2. (К впечатлениям Льва Мадорского о благополучной современной Москве):
"Каким это именно евреям живётся (В России - М.Т.) спокойно? Шендеровичу? Альбац? Боровому? Немцову, наконец? Религиозным людям?.. Тучке (? - М.Т.) жуликов, оседлавших воровство!
Мне не нужна Ханукия на Красной площади - она евреям отольётся. (Тоже справедливо. - М.Т.) Ведь не можете вы не понимать, что еврей не может быть спокоен, если курочат других. Он знает, что в итоге примутся за него, и любовь к соседкиной фаршированной рыбе не защитит. Вы написали статью в день погрома тех, среди кого наверняка было множество евреев, и даже не подумали об этом. Хасиды его, видите ли умилили. Близорукость такая - не еврейская черта".

"Еврейская черта", видите ли - вмешательство в чужие дела; то, чем отмечено начало прошедшего века, результатом чего был Холокост.

После всех ужасов, сопровождавших нашу современную историю, мы попрежнему продолжаем считать себя умнее других, вправе (в России, в частности) указывать другим, как им жить, постоянно пересчитываем "наших нобелиантов" т.п., так что поневоле закрадывается мысль - да умнее ли?..
И главная: что ещё нас ждёт?
* * *
Дорога к гибели.
Мирон Амусья: "Харедизация есть свершающийся факт, отражающий существующую реальность. Ведёт он к продолжению евреизации государства Израиль, обеспечивая ему продвижение вперёд..."

Не вперёд и даже не назад, но к неизбежной гибели. Не в нашем поколении и, возможно, не в следующем, а через, - но несомненно. В мире много религий - и каждая считает себя истинной. Но только талмудическая "мудрость" объявляет лишь иудаистов людьми; прочих - нелюдями, гоями. Это объявлялось лидерами ШАС даже с трибуны кнессета (я приводил эти мерзкие высказывания - не хочу повторять). Гитлер ссылался на расизм талмудистов - не достаточно ли?

"Государство галахи", руководимое гнусными правилами "Шулхан-Арух" и прочими, изготовленными досужими раввинами во все века, станет изгоем в глазах всего человечества. Да, в мире достаточно мерзких режимов, гнусных государств. Но все они как-то пытаются скрыть свои гнусности и мерзости, не объявляют их законодательно - и это им как-то засчитывается. Вот и "Шулхан-Арух" на другие языки переводится в изрядных сокращениях...

Будем людьми! Государство Израиль - светское, руководствующееся Конституцией (возможный проект здесь - ниже) - ничуть не перестаёт быть еврейским. И, в силу своей малости, будет попрежнему приветствовать лишь репатриацию евреев (но уже независимо от "папы-мамы" и т.п.); и прочие установления (о браке-разводе, рождении-погребении т.п.) будут человеческими, а не по указанию раввинов, которые, наконец-то, и в кастрюли перестанут заглядывать. И станут вести себя как положено священникам в других цивилизованных странах.
Не станут лезть в людские души!

Глядишь, тогда и антисемитизм, который нами объявлен едва ли не "всехсветным", чуть ли не врождённым, генетическим, пойдёт на убыль.
* * *
Государство галахи?
Суммы, уходящие из госбюджета ультраортодоксальному сектору - одна из самых больших тайн Израиля. Распределение денег идет непрозрачно, из самых разных источников, из бюджетов самых неожиданных министерств. Издание The Marker делает очередное удивительное открытие: финансирование иешив из бюджета министерства просвещения увеличилось на сотни миллионов шекелей, при этом в бюджете того же ведомства нет средств на школы для детей с особыми потребностями...
В 2019 году иешивы получили из бюджета минпроса 1,3 миллиарда шекелей. Также религиозные учебные заведения получили более 300 миллионов шекелей по статьям, которых вовсе не было в бюджете.
А что же было в бюджете? В проекте бюджета предлагалось отложить реализацию закона о продленном учебном дне, чтобы сэкономить 1,2 миллиарда шекелей в 2019 году и 2,4 миллиарда шекелей в 2020 году. 1,2 миллиарда сэкономили и тут же 1,6 миллиарда перевели кому надо. А дети?..
При этом, как отмечает The Marker, на зарплату раввинов в государственных средних школах в 2019 году минпрос потратит на 24% – больше, чем каких-то четыре года назад. Государственные выплаты ультраортодоксам так удачно раскиданы по разным министерствам, организациям, параграфам и циркулярам, что выяснить конкретно, сколько же бюджетных средств попадает в карман "харедим" не представляется возможным. А уж коалиционные соглашения – вообще темный лес.
Формулировки могут быть самыми разными: строительство и содержание микв, еврейская самоидентификация, субсидирование общественных организаций и так далее, тут главное найти подходящую формулировку. Все это должно было бы идти из бюджета министерства по делам религий, но он никак не удовлетворяет аппетиты ультраортодоксов. И вливания за счет средств, отобранных у других министерств, в сумме составляют миллиарды.
Именно поэтому в коалиционных соглашениях "харедим" раз за разом требуют отдать им финансовую комиссию Кнессета – так легче проводить изменения в финансировании. Именно поэтому они добиваются того, чтобы раввинские суды имели право принимать решения по финансовым вопросам. Именно поэтому настаивают на автономности собственных систем образования.

Впрочем, ультраортодоксов можно понять: пока тебе идут во всем навстречу, послушно платят, широко раскрывая государственный (то есть, наш с вами) кошелек по первому требованию, грех было бы этим не воспользоваться. И вот практически все правительства, возглавляемые Нетаниягу, платили, платили, платили. Сколько попросят. Слова "нет" для них не существовало. А аппетиты имеют свойство расти, особенно непосредственно во время еды!
(Ссылка на: http://newsru.co.il/finance/21aug2019/ndi.html)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB